Все, что человек знает об окружающем его мире и о самом себе, он знает в форме понятий, категорий. Категории — это наиболее общие, фундаментальные понятия той или иной науки, философии. Все категории суть понятия, но не все понятия — категории.

Категории — это формы отражения в мысли универсальных законов объективного мира.

Одно из современных определений категории:

Категория — любое понятие, которое является «предельно общим» или близким к нему; понятие, обладающее большой мощностью (объёмом).

Основными категориями философии являются, прежде всего, категории материи, движения, пространства, времени, конечного, бесконечного и др. Но этим далеко не ограничивается система категорий. История философии выработала и такие категории, как причина и следствие, форма и содержание, необходимость и случайность, возможность и действительность и др. Эти и другие категории формировались в сознании по мере того, как человек миллиарды раз сталкивался и учитывал реальные причинно-следственные, пространственно-временные отношения вещей, их качественную и количественную стороны. Логические категории являются формами мысли и определениями бытия.

Бытие — в самом широком смысле есть всеохватывающая реальность, оно охватывает и материальное, и духовное. Оно есть нечто реально сущее. Категория бытия это одна из самых древних философских категорий, все учения античности содержали ее в качестве центральной. Антитезой бытия является ничто.

Материя — фундаментальная исходная категория философии, обозначает объективную реальность, единственную субстанцию со всеми ее свойствами, законами строения и функционирования, движения и развития. Материя самодостаточна и не нуждается в том, чтобы ее непременно кто-нибудь осознавал.

Пространство — означает структуру объекта и материи в целом, протяженность, структурность, сосуществование, взаимодействие и объемность объектов. Оно является формой бытия материи. При характеристике употребляют понятие бесконечность. Пространство является многомерным.

Время — форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развития систем, как длительность, последовательность смены состояний. Время делят на три категории: прошлое, настоящее, будущее. При характеристике времени употребляют понятие вечность.

Категории диалектики — общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности.

Выражая как бы каркас мира, категориальная структура мышления очень устойчива, но вместе с тем изменчива, исторична. Особенно подвижным является содержание категорий; к примеру, то, как понимали материю в древности и как эта категория осмысливается в системе современной картины мира. То же можно сказать и о других категориях, например о пространстве, времени и т.п.

Являясь результатом отражения объективного мира в процессе его практического преобразования, категории становятся средством познания действительности с целью ее дальнейшего более широкого и более глубокого преобразования. Следовательно, категории играют большую методологическую роль в науке. Без них вообще невозможно научное мышление ни в одной области знания.

Каждая из категорий отражает какой-либо общий закон, принцип бытия сущего, а все вместе они охватывают мир как целое, отношение человека к миру. Единая система категорий отражает единство мира, всеобщую связь, взаимодействие и развитие вещей. Порядок расположения категорий основывается на учете возрастающей сложности объективных связей и движения познания от простого к сложному. Процесс развития явлений состоит в том, что они шаг за шагом переходят от простых к сложным, от низших к высшим. В такой же последовательности совершается и познание.

Исходной философской категорией является категория бытия. По существу, все остальные категории с различных сторон характеризуют содержание, всевозможные проявления свойств, отношения, развитие сущего: движение — способ существования сущего, пространство и время — формы его существования. Качество, количество, причина и следствие и другие категории — все это также характеристика бытия.

Категории взаимосвязаны между собой и в определенных условиях переходят друг в друга: случайное становится необходимым, единичное — общим, количественные изменения влекут за собой изменения качества, следствие превращается в причину и т.д. Эта текучая взаимосвязь категорий есть обобщенное отражение взаимосвязи явлений действительности. Все категории являются категориями историческими, так что не существует и не может существовать какой-нибудь одной неподвижной системы категорий, данной раз и навсегда. В связи с развитием мышления и науки возникают новые категории (например, информация), а старые категории наполняются новым содержанием. Любая категория в реальном процессе человеческого познания, в науке существует только в системе категорий и через нее.

Связь — это зависимость одного явления от другого в каком-либо отно¬шении. К основным формам связи относятся: пространственные, временные, генетические, причинно-следственные, существенные и несущественные, необходимые и случайные, закономерные, непосредственные и опосредованные, внутренние и внешние, динами¬ческие и статические, прямые и обратные и др. Связь — это не пред¬мет, не субстанция, она не существует сама по себе, вне того, что связано.

Во Вселенной нет ничего окончательно завершенного. Все находится в пути к иному, развивается. Развитие — это определенное направленное, необратимое изменение объекта: или просто от старого к новому, или от простого к сложному, от низшего уровня ко все более высокому.

Наряду с процессами восходящего развития существует и дегра¬дация, распад систем — переход от высшего к низшему, от более совершенного к менее совершенному, понижение уровня организации системы, например, деградация биологических видов, вымирающих в силу невозможнос¬ти приспособиться к новым условиям.

Законы философии являются концентрированным содержанием каждой философской системы. Они отражают степень зрелости философии и возможность достоверного отражения ею действительности.

Первые философские построения, возведённые в ранг законов различными философскими школами, возникли на заре развития философии и науки вообще. Например, в древнем Китае конфуцианцы, занимающиеся проблемой государства и этикой, полагали, что судьба человека предопределяется небесами согласно закону «жэнь».

Познание мира убеждает нас в том, что в мире всюду имеются некие правильность, порядок: планеты движутся строго по своим причудливым путям, осень сменяется зимой, молодое старит¬ся и уходит из жизни, ему на смену нарождается новое. У Вселенной есть свой «кодекс законов», все введено в их рамки. Закон всегда выражает связь между предметами, элементами внутри предмета, между свойствами предметов и в рамках данного предмета. Но не всякая связь есть закон: связь может быть необходимой и случайной. Закон — это необходимые, устойчивые, повторяющиеся, существенные связи и отношения вещей. Он указывает на определенный порядок, последова¬тельность, тенденцию развития явлений,

Необходимо различать законы строения, функционирования и развития системы. Законы могут быть менее общими, действующи¬ми в ограниченной области (закон естественного отбора), и более общими (закон сохранения энергии). Одни законы выражают стро¬гую количественную зависимость между явлениями и фиксируются в науке математическими формулами. Другие не поддаются матема¬тическому описанию, например закон естественного отбора. Но и те и другие законы выражают объективную, необходимую связь яв¬лений.

Различают динамические и статистические законы. Динамический закон — это такая форма причинной связи, при которой начальное состояние системы однозначно определяет ее последующее состояние. Динами¬ческие законы бывают разной степени сложности. Они приложимы ко всем явлениям вообще и к каждому из них в отдельности, разу¬меется, из числа тех, которые подвластны данному закону; так, каж¬дый брошенный вверх камень, подчиняясь закону тяготения, падает вниз.

Наука, не имея возможности предсказывать поведение индивидуальных компонентов некоторых систем, точно предсказывает поведение целого. Случайность в поведении индивидуального подчи¬няется закономерностям жизни целого. Статистическая закономер¬ность характеризует массу явлений как целое, а не каждую часть этого целого.

Посредством раскрытия закономерностей, действующих в ми¬ре, достигается предвидение будущего, осуществляется претворе¬ние теории в практику. Отраженные в мышлении закономернос¬ти составляют сердцевину любой науки. Власть человека над ок¬ружающим миром измеряется объемом и глубиной знания его за¬конов.

Действие общей закономерности выражается в единичном и через единичное, а всякая новая закономерность вначале выступает в действительности в виде единичного исключения из общего пра¬вила, будь то рождение нового биологического вида, новых обще¬ственных отношений и т.д. Ничто не может возникнуть иным путем. Потенциальное общее в виде единичного, будучи вначале случай¬ным, постепенно увеличивается в числе и набирает силу закона, при¬обретая статус и власть общего. Так возникли нормы морали, так появляются новые моды на что-либо и т.п. При этом в общее пре¬вращаются такие единичные «исключения», которые соответствуют тенденции развития, вытекающей из всей совокупности условий. Случайные единичные отклонения отсеиваются и исчезают, взаимно погашая друг друга, дают среднюю равнодействующую, общую закономерность.

Законы диалектики — основные закономерности мира, выражающие отношение между всеобщими, всюду существующими свойствами или тенденциями развития материи. Они не имеют конкретной функциональной формы и не выражаются математически, т.к. не ограничены какими-либо константами, параметрами, определёнными условиями или специфическими группами объектов, а выступают как универсальные принципы всякого бытия, как-то общее, что проявляется во множестве законов.

Например, категория причинности-универсальный закон мира. В этом случае закон-категория, по существу, выражает собой фундаментальный философский принцип. Отражая объективную диалектику действительности, категории и законы диалектики, будучи познанными, выступают в качестве всеобщего метода познания и преобразования действительности.

Можно сказать, что философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Регулируя реальный процесс мышления они в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему, и именно система категорий оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях философского знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу закономерного развития.

Законы и категории философии тесно, неразрывно связаны между собой. Так основные законы диалектики представляют собой связь и взаимодействие категорий. Даже само понятие закона есть категория. Это с одной стороны. С другой стороны, некоторые категории сами по себе тоже являются законами.

filosofedu.ru

Задача познания исследовать природу и общество как закономерный процесс движения и развития, подметить нечто общее, существенное, характерное для более или менее обширной группы явлений или для всех форм движения материи. Это общее, существенное, необходимое находит свое выражение в законах. Законы науки с большей или меньшей точностью отображают законы природы и общества, мышления.

Категория закон рассматривается в материализме и идеализме с противоположных позиций.

1. Идеалистическое направление в философии понимает под законом форму рассудочной деятельности, средстве упорядочивания ощущений и эмпирических данных, как это свойственно представителям субъективного идеализма, либо как мысленное воспроизведение человеком развития абсолютной идеи, что характерно для объективного идеализма Гегеля. Современные неопозитивисты трактуют закон как результат соглашения между учеными, удобные приемы мышления и не более того.

2. Материалистическое направление в философии исходит из того, что законы объективны по своему содержанию. Так, например, античные материалисты под законом понимали объективный порядок, внутренне присущий миру, естественный путь развития всех вещей. Современная материалистическая диалектика продолжает эту линию, полагая, что законы развития природы и общества носят объективный характер, а значит, и законы науки, которые более или менее точно отражают их, также объективны по содержанию и субъективны по форме своего выражения. Не всякая связь явлений есть закон. Она должна носить необходимый, устойчивый, повторяющийся характер, для того чтобы быть законом.

Таким образом, закон это устойчивая, общая, существенная, необходимая, повторяющаяся связь явлений природы и общества.

Понятие закона отличается от понятия закономерности. Закон означает выраженную определённую связь, а закономерность многие связи (совокупность законов, действующих в одной области мира)

I. По степени общности:

всеобщие – законы диалектики, имеющие универсальный характер;

общие законы – характерные для большего круга явлений;

частные законы – отражающие связи определенного круга явлений;

II. По форме проявления в зависимости от типа детерминации

— динамические – Динамические законы выражают более простую, однозначную связь. Это такая форма связи, при которой начальное состояние системы однозначно определяет все последующие. Зная первое, можно с большей степенью точности предвидеть вторые.

— статистические – Действие статистических законов характерно для больших групп явлений, где велика роль случайности. Иными словами, это законы средних чисел, которым подчиняется масса случайностей.

III. Кроме того, различают законы

развития – (переход от одного состояния к другому)

— функционирования. – (способ существования систем в определенном качестве)

— строения (законы строения – анатомия)

IV. по длительности действия:

— недолговечные (законы развития общественных формаций).

Диалектические законы имеют объективный характер.

В диалектике выделяют три основных закона:

— единства и борьбы противоположностей,

— взаимного перехода количественных изменений и качественных изменений

www.ifilosofia.ru

Законы и их типы в философии

Закон — выражение существенной необходимой связи явлений, внутренней связи между причиной и следствием, обусловливающей определённое закономерное развитие явлений. В вопросе о законе борются между собой две противоположные линии в философии: линия субъективно-идеалистическая, волюнтаристская и линия материалистическая, научная.

С точки зрения субьективного идеализма (см.), волюнтаризма (см.) законы природы и общества не имеют объективного характера, не существуют независимо от сознания людей; законы создаются самими людьми, поступающими по своему произволу. Рассудок диктует свои законы природе, говорил Еант (см.). Современные философы империализма не жалеют сил, чтобы «доказать», будто в природе и обществе господствует полнейший хаос и что от желания людей зависит упорядочение этого хаоса. В. И. Ленин исчерпывающе определил классовый смысл отрицания бурл(уазпой философией объективных законов: «Изгнание законов из науки есть на деле лишь протаскивание законов религии». Отрицание объективных законов в развитии общества буржуазными философами преследует цель скрыть от трудящихся масе законы, с неизбежностью определяющие гибель капитализма и победу социализма, опутать их сознание ложными, идеалистическими представлениями.

В противоположность идеализму марксизм исходит из того, что законы природы и общества имеют объективный характер, что природа и общество развиваются по собственным законам, существующим независимо от воли и сознания людей. «Мир есть закономерное движение материи, и наше познание, будучи высшим продуктом природы, в состоянии только отражать эту закономерность».

В « Экономических проблемах социализма в СССР» (см.) И. В. Сталин подверг критике субъективистские взгляды на экономические законы социализма, имевшие распространение среди части советских экономистов и философов. «Марксизм понимает законы науки,— всё равно идёт ли речь о законах естествознания или о законах политической экономии,— как отражение объективных процессов, происходящих независимо от воли людей. Люди могут открыть эти законы, познать их, изучить их, учитывать их в своих действиях, использовать их в интересах общества, но они не могут изменить их или отменить их. Тем более они не могут сформировать или создавать новые законы науки» (с. 4). Так, например, наследственность растений формируется под влиянием среды, в которой они существуют. Это — объективный закон, который люди не в силах отменить или изменить.

Люди могут только познать этот закон и, опираясь на него, приспосабливать развитие растений к своим нуждам. Создавая необходимые объективные условия существования растений, мичуринцы добиваются изменений в их природе, выращивают лучшие сорта и т. д. Точно так же и в общественной жизни действуют законы, независимые от сознания людей. Например, люди не могут ввести тот или иной общественный строй по своему желанию. Марксизм доказал, что главной силой в обществе является способ производства материальных благ. Каков способ производства, таков и общественный строй. Социализм немыслим был в средние века или в XVIII в., ибо социализм базируется на высоком уровне развития производства. Следовательно, одного желания людей мало для введения того или иного общественного строя. Нужны определённые объективные условия, прежде всего условия материальной жизни, уровень производительных сил, чтобы возник определённый общественный строй.

В период строительства социализма в СССР Коммунистическая партия учила народ, что без индустриализации страны невозможно построение социализма в нашей стране, невозможно создание той высокой технической базы, которая необходима для социализма. В современный период Постепенного перехода от социализма к коммунизму партия, продолжая развивать основу основ народного хозяйства — тяжёлую промышленность, вместе с тем организует крутой подъём производства предметов народного потребления, подъём лёгкой промышленности и сельского хозяйства. Необходимость решения этих задач вытекает из требований объективных законов социализма, особенно из требований основного экономического закона социализма (см.).

Показывая объективный характер законов природы и общества, марксизм не принижает тем самым роли сознательной активной деятельности партии, классов, отдельных лиц. Люди не бессильны перед лицом законов, как это изображают всякого рода вульгаризаторы и противники марксизма. Марксизм ничего общего не имеет с фетишизацией законов.

Люди являются рабами природы, пока они не знают её законов. Но, познав их и действуя в соответствии с их требованиями, они заставляют природу служить удовлетворению своих потребностей. Познав законы природы, учитывая их и опираясь на них, люди могут ограничить сферу их действия, дать разрушительным силам природы другое направление, обратить разрушительные силы природы на пользу общества. Стихийная сила воды действовала разрушительно, пока люди обладали небольшими знаниями, не умели строить плотины, гидростанции и т. д. Познав же законы природы, они оседлали разрушительную силу воды и заставили её служить себе, используя её для орошения полей, для получения энергии и т. п.

Примером использования объективных законов в интересах общества служит вся деятельность Коммунистической партии. Опираясь на знание объективных экономических законов, в частности на закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил (см.), партия готовила и организовывала массы рабочих и крестьян России на штурм отжившего свой век буржуазно-помещичьего строя в России. Победа Великой Октябрьской социалистической революции была выражением использования Коммунистической партией объективных законов, требовавших уничтожения старого строя, тормозившего развитие производительных сил, и замены его новым, социалистическим строем.

Совершив революцию, рабочий класс России под руководством Коммунистической партии привёл производственные отношения в соответствие с характером производительных сил, создал социалистическую промышленность, помог крестьянству встать на социалистический путь развития. Если в странах капитала ещё существует капиталистический строй, то это объясняется лишь тем, что там ещё не нашлось, как в России, такой силы в лице союза рабочих и крестьян, которая сумела бы осуществить насущные требования объективного закона обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил и преодолеть сопротивление этому закону со стороны эксплуататорских классов. Марксизм учит, что в отличие от природы, где открытие и применение законов осуществляется более или менее гладко, в общественной жизни действию законов прогрессивного развития сопротивляются отживающие классы. Стремясь продлить своё существование, они подавляют передовые силы общества, препятствуют их деятельности по осуществлению требований объективных законов.

Поэтому использование экономических законов в классовом обществе имеет классовую подоплёку, причём знаменосцем использования экономических законов в интересах общества является передовой класс, тогда как отживающие классы сопротивляются этому. Будучи в своё время передовым классом, буржуазия в борьбе против феодализма использовала закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил. Ныне, будучи реакционным классом, она использует свою политическую власть для борьбы против пролетариата, заинтересованного в уничтожении капиталистического строя. Но, как бы ни сопротивлялись отживающие классы объективным законам и тем общественным силам, которые борются за осуществление этих законов, передовые, прогрессивные классы в конце концов одержат полную победу.

Одной из особенностей общественных законов в отличие от законов природы является их недолговечность. Каждый способ производства имеет свои специфические законы, которые действуют, пока существует этот способ производства. С уничтожением данного способа производства и возникновением нового старые законы теряют свою силу и сходят со сцены, уступая место новым законам. Так, с уничтожением капитализма и победой социализма в СССР сошли со сцены и перестали Действовать закон конкуренции и анархии производства, всеобщий закон капиталистического накопления, закон прибавочной стоимости и др.

Возникли новые законы — основной экономический закон социализма (см.), закон планомерного (пропорционального) развития народного хозяйства (см.) и др. Помимо специфических экономических законов, действующих лишь в определённые исторические периоды, существуют общие экономические законы, действующие во всех общественно-экономических формациях. Так, закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил—это всеобщий закон. В силу действия этого закона в недрах существующей общественной формации созревают объективные условия, которые делают необходимым ликвидацию старой и возникновение новой, более прогрессивной формации. Действие общих законов связывает все формации в единый закономерный процесс поступательного развития — от низшего к высшему.

Учение марксизма о законах имеет огромное значение для практической деятельности Коммунистической партии. Познание законов общества позволяет партии видеть не только настоящее, но и предвидеть будущее, строить политику на прочном научном фундаменте, уверенно направлять активность трудящихся масс по пути, ведущему к победе коммунизма.

Коммунистическая партия враждебна оппортунистическим теориям самотёка, автоматического действия законов развития и т. п., обрекающим людей на пассивное созерцание хода событий. Особенно опасны теории самотёка в социалистическом обществе, где экономическое развитие происходит не стихийно, как при капитализме, а направляется народнохозяйственными планами, создаваемыми руководящими органами в соответствии с требованиями объективного экономического закона планомерного развития народного хозяйства. Чтобы правильно планировать, нужно изучить этот экономический закон и овладеть им, нужно научиться применять его с полным знанием дела, нужно составлять такие планы, которые полностью отражают требования этого закона.

Опираясь на требования экономических законов социализма, Коммунистическая партия уверенно ведёт советский народ по пути строительства коммунистического общества. (См. также Социализм и коммунизм.)

filslov.ru

Философия науки

Понятие закона. Классификация законов.

Любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам — скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!

Закон – это необходимая часть явлений. Закон – это существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями.

От закона следует отличать закономерности. Понятие закономерности шире понятия закона, т.к. закономерность появляется в ряде законов.

В макромире проявляется три типа законов: закон-тенденция, закон однозначной детерминации, имеющий место главным образом в технике, и статистический закон – закон больших чисел.

Различают всеобщие, общие и частные законы. Всеобщие – это законы диалектики, которые имеют универсальный характер, действуют во всех без исключения сферах деятельности. Общие – это такие, которые не будучи всеобщими, тем не менее, выражают связи, общие для наук о материальной действительности (закон сохранения энергии, не всеобщий т.к. относится к нематериальным явлениям).

Частные законы присущи лишь отдельным формам движения материи, некоторым структурным уровням материальной действительности (закон наследственности, закон Менделеева).

Классификация законов может быть осуществлена и потому, какую основу явлений действительности отражает тот или иной закон.

Различают законы структуры, закон функционирования и закон развития. Если первый характеризует структурную организацию систем различной природы и сложности, а вторые позволяют понять различные аспекты деятельности кибернетических систем (в частности их поведение), то закон имеет дело с развитием систем в процессе их эволюции, совершенствования, самоорганизации.

Законы диалектики суть всеобщие связи действительности, поэтому они проявляются как в сфере материального, так и в области идеального, мышления в частности. Ввиду своей универсальности законы диалектики выступают всеобщими регулятивами познания. При этом субординации законов науки должна соответствовать субординация методов и принципов познания, так, что на любой изучаемый объект проецируется, накладывается вполне упорядоченная система принципов, законов и категорий диалектики, а также соответствующих специфических наук.

filnauk.ru

Сайтовый зал сообщества «Dialectical Logic»

Закон – философская категория, отображающая существенную, необходимую, устойчивую, повторяющуюся (регулярную) связь (вообще говоря, — отношение) между объектами, строением объектов, между явлениями разного рода, их формами, свойствами, процессами, состояниями и функциями. В З. выражена инвариантность (постоянство) их существенных характеристик, а также их определенный изоморфизм во времени и пространстве. З. выражает только что обрисованные связи (отношения) как между целостностями (объектами) разного рода, так и между их внутренними уровнями строения, элементами, свойствами, между действительным, возможным и невозможным, необходимым и случайным и др. З. важнейшее понятие философии и методологии науки.

Выполнение (абсолютное и относительное) любого З. как процесса и как инварианта всегда ограничено природой объектов отношений, причинами и условиями (средой), в которых находятся объекты, о которых идет речь, свойствами и состоянием описываемых объектов, а также условиями существования / несуществования их свойств, уровней строения, состояний и отношений. В З. включаются характер взаимодействий и скорость их протекания. В природе безпричинных З. не бывает; бывают З, связанные с многопараметричностью и многочисленностью элементов целого, стохастичностью динамики и отношений, случайными событиями, пересечением рядов событий и др. Все это в теории описывается вероятностными закономерностями и З. Непризнание этого всего тождественно индетерминизму. Подчеркнем, что З. общества более кратковременны, они гораздо сложнее природных и, скорее, действуют как законы-тенденции (как «закономерности») и вероятностно-статистические З. Укажем сразу же, что широко известный термин «закономерность» означает «соответствие закону», как нечто «законное», основанное на законе. В теории научного знания имеется и первый из упомянутых смыслов, но о нем мы будем говорить и ниже.

На языке обыденного сознания З. – это постоянный, правильный, упорядоченный, неизменный, нерушимый, безусловный и регулярный, может быть, даже и всеобщий, а не частный ход вещей, событий, некое правило и т.п. Это также и высказывание, предписание, которое признается непреложным, обязательным, которому надо строго следовать, исполнять без ослушания, безусловно. В религиях разного рода З. – это обязательные предписания данного религиозного направления как вести себя верующему, освященные традицией и авторитетом Бога (как «Закон Божий» и т.п.).

З. науки – одна из форм организации наличного фактуального знания об объектах разного рода, указанных выше. Существуют и другие формы, включая аксиомы, принципы, гипотезы, научные теории. Отметим, что З. науки как бы вмонтированы в структуру теорий, как, например, теоремы в математике. При этом, большинство З. науки фиксируют некую положительную возможность построения объектов разного рода и протекания соответствующих процессов, возникновения неких состояний и свойств. Наряду с этим существуют и З., в которых указывается отрицательный итог, запрет, как это имеет место в тепловых процессах (направление теплопередачи от менее нагретого тела к более нагретому и др.), в законах сохранения (например, невозможности создать вечный двигатель и др.), в З. строения и взаимодействий атомов (как в принципе Паули) и др. В свое время А.Эддингтон и К.Форд показали, что вообще любой З., «разрешая» определенные процессы и состояния, одновременно «запрещает» все те, которые ему не соответствуют. Поэтому, например, закон сохранения энергии можно истолковать как закон, не разрешающий в определенных условиях никаких процессов, нарушающих З. сохранения и физических симметрий.

В методологии и в науке вообще различают: З. природы (сущности) объектов, а также их элементов, отношений тех и других, их взаимодействия, З. их форм и строения (как в геометрии, теории систем и др.), функционирования (например, З. всемирного тяготения), законы их изменения, движения, следования, расположения и размещения (структуры, организации организмов и сообщества разного рода, популяций) и др. При этом, перечисленные виды З., отображая сущность объектов в своей формулировке суть идеализации. На основе идеализаций появляются абстрактные объекты теории вроде точек, тел, сил, температуры тела, идеального газа, абсолютно черного тела, времени, эволюции и др. В них отброшены все несущественные свойства и отношения.

В связи со всем сказанным находится также различение отдельно З. природы, неживой и живой, человеческого общества, его истории, производства и экономики, прогресса. В ментальности общества и его общего знания о мире находится различение З. мышления, человеческой морали (включая право), красоты (в эстетике), религии, логики, философии, диалектики как метода, науки как знания и познания, техникознания, технологий и др. В науке и в ее методологии различают З. общие и частные, фундаментальные и прикладные, описательные и объясняющие, эмпирические и теоретические, феноменологические и абстрактные, и т.д.

Совокупность основных, непроизводных и частных З. определенной области действительности или знаний, обозначают термином «номология» (от греч. nomos – закон). Номология – это знание о З. При этом можно поставить вопрос о развитии специальной области теоретических и методологических исследования закономерного и З. – общей номологии. Речь идет и об объективных законах, касающихся материальных объектов, общества, самого человека, и об их ментальном и теоретическом отображении в науке.

К понятийному гнезду знания о З. (номологии), а также их познания относятся понятия закономерности, принципа, гипотезы, аксиомы, теоремы, теории и др. Все эти последние определяются и ограничиваются предметной областью данного знания, которая фиксируется в науке как «объект» теории, научной дисциплины и т.п. В целом, З. – это как бы ставшее знание, полученное за счет обобщения фактов, индукции и дедукции, анализа и синтеза, аналогий, моделирования, подтверждения гипотез номологического уровня насчет состояний и поведения объектов данной области.

Физическому З. в математике соответствует теорема, но любая теорема математики вытекает из принятых за основу исходных принципов (аксиом) и определений объектов теории. В физике теоретической такое соответствие налицо. Вместе с этим, в физике существуют и эмпирические законы, опирающиеся на более слабую теоретическую базу, а, именно, на большое число гипотез разного уровня. Но почти любой З. не лежит на поверхности, его еще надо найти, определить его смысл и характер, границы действия и сферу приложения, наконец, сформулировать, выразить их всех концептуально на определенном языке той или иной науки и теории, какой-то их ветви и направления. Одни и те же факты в свете этого, описываемые на разных научных языках, могут быть и не поняты учеными другого направления. Классический пример – описание З. теплоты на языке теории теплорода и атомно-молекулярной теории в физике.

В жизни людей, в обществе, З. – это некие правила и нормы насчет того, как должен вести себя отдельный человек, человеческие группы, сообщества людей по отношению друг к другу и к внешнему миру, включая природу (как это известно в обычаях и традициях, а описывается, например, в религии, праве, в экологии и т.п.). Это и З., помогающие понять и построить объект по принципам, канонам красоты и гармонии. Их обозначают как нравственные и эстетические З. В их числе правила и нормы поведения (мораль), правила и каноны красоты и гармонии. Именно из этих правил и норм исторически возникают зафиксированные правовые З. и кодексы (примеры – различные правовые законы и кодексы государств, международные правила и нормы поведения государств, зафиксированные, например, в уставе ООН, в «Декларации прав человека», принятой ООН, и др.). Правовые З. уже у древнегреческих философов послужили прообразом представлений о З. бытия и мира, о причинности и З. природы (см. об этом: Асмус В.Ф.).

Исторически первой философской системой, в которой понятие З. является центральным, был сформулированный китайским философом Лао-Цзы (род. в 604 г. до н.э.) даосизм, составителем сочинения «Дао дэ дзинь». Здесь Дао – это З., путь, дорога возникновения, развития и исчезновения всех вещей и, одновременно, материальная праоснова их существования. Дао невидим, безымянен, пуст и неисчерпаем, он вечен, это вездесущий закон природы, общества, поведения и мышления индивида, неотделимый от материального мира и управляющий им. Дао порождает тьму вещей, делает всё. Несоблюдение Дао ведет к гибели. В философских системах Древней Греции с Дао сопоставим Логос Гераклита (4 в. до н.э.), который понимается как естественный путь развития всех вещей и объективный порядок, внутренне присущий миру. О происхождении этих представлений у греков уже сказано выше.

Из средневековых мыслителей первым обращается к понятию «З. природы» Фома Аквинский. Понятие З. в его учении тождественно понятию диктата, предписания, веления Божественного разума. Религиозная трактовка З. в учении Фомы Аквинского долгое время служила препятствием для использования в рамках естествознания самого термина З. Леонардо да Винчи, Г.Галилей, И.Кеплер и др. ученые предпочитали ему такие понятия как «начало», «принцип», «аксиома», «правило», «разумное основание» и т.д. Однако уже в эпоху Возрождения Дж.Бруно использует понятие «З. природы» для пантеистического выражения идеи всеобщей естественной необходимости.

В науке и философии Нового времени понятие «З. природы» подвергается коренному переосмыслению. Под З. природы начинают понимать именно общие, устойчивые и повторяющиеся, а также внутренне необходимые связи и отношения самих вещей и явлений природы. Начало широкому употреблению понятия «З. природы» в этом смысле в философской науке Нового времени было положено Р.Декартом. Согласно ему, важными атрибутами З. являются неизменность и вечность. Английский философ Т.Гоббс делает понятие З. важнейшим элементом своей социологической концепции. Согласно Гоббсу, человек, как часть природы, подчинен всеобщему З. природы – стремлению к самосохранению. На путях осуществления данного З. встречаются различные препятствия, которые преодолеваются только благодаря разуму человека, открывающему определенные правила общежития. Их-то Гоббс и называет естественными З. Пантеист по убеждениям Б.Спиноза полагал, что Бог и природа едины, это одна субстанция, что З. природы – это такие «решения» и «постановления» Бога, в соответствии с которыми определено прежде всего его (а, значит, и природы) собственное существование, что в них выражена абсолютная необходимость. Случайное, по Спинозе, — субъективная категория.

Мир – это функционирующая по З. математики система, где необходимое тождественно З. причинности.

В учениях французских просветителей и философов-материалистов XVII-XVIII вв. утверждается, что «законы … есть результат необходимых отношений, вытекающих из природы вещей» (см., например, у Т.Гольбаха).

Понятие З. у И.Канта является средством выражения отношения субординации между общим и единичным, между категориями и явлениями в процессе их взаимодействия при формулировании знания. По Канту, З. науки являются высшей формой рассудочного знания. Г.Гегель увязывает З. с устойчивыми, необходимыми существенными особенностями развития абсолютной идеи, формулируя свои основные З. диалектики.

С появлением субъективного идеализма (Дж.Беркли и др.) в XVIII в., а затем в 40-х гг. XIX в. позитивизма появляется представление о З., фиксируемое в так называемых «фактуальных» науках, как о субъективных и условных правилах, связывающих понятия в номологические по типу высказывания о данных опыта. Вопрос об объективности З. тогда вообще не ставится. Этот подход в ХХ в. получил развитие в прагматизме, неопозитивизме, включая логический позитивизм, в аналитической философии, объявляющей себя постпозитивистской.

В самой науке, а также в философии и методологии науки ХХ века представления о З., видах З, анализ их сущности, развития и назначения – предмет небывало большого внимания. Все это вызвано большим взрывом в области научного знания: накоплением научных знаний, новых открытий, революционными скачками в виде смены научных парадигм, концепций, появлением целого веера новых наук и дисциплин, новой техники и технологий, небывалым прорывом в постижении З. микромира и космоса.

Из сказаного выше понятно, что по своей логической форме все З. науки суть суждения о чем-то. По их форме объективные З. разделяют на три типа: 1) З.-тенденции (их-то часто и обозначают как «закономерности»), 2) З. однозначной детерминации, имеющие место главным образом в механических процессах, в технике, и, 3) статистические (вероятностные) З., как, например, З. больших чисел, З. микромира и др. Их можно различать по принципу отношения и противопоставленности друг к другу, например, как З. формальные и содержательные; З. внутренние и внешние; З. всеобщего, особенного и частного (специфического); З. возможного и действительного; З. необходимого и случайного; З. атемпоральные и темпоральные, другие З. По различию субстрата, основы различают З. бытия и духа, сознания, мышления; З. природы и мышления; З. неживой и живой природы; З. природы и общества. По различию организации объектов выделяют З. структур и З. хаоса, сетей и З. системности. По различию состояний движения / покоя можно выделить З. статики, и динамические З. (изменений, движения, развития, эволюции, прогресса). Выделяются также З. функционирования, включая З. причинения, порождения одного другим, генезиса, а также наследования сущностных свойств объектов, как это прослеживается в эволюционных процессах в природе и обществе. В пространственном смысле выделяют З. мегамира, макромира, микромира. У последних из этих З., как уже сказано, выделяется их вероятностный характер, а также возможности в теории отображать посредством специального аппарата математики (например, квантовомеханических операторов, волновой функции как в уравнении Шредингера, и др.) свойства дискретности (квантованности) частиц и полей, З. взаимопревращаемости этих последних друг в друга, дуализма волн и частиц как объектов микромира и др. Они влекут за собой такие особенности З. и аппарата уравнений движения и взаимопревращений, как неоднозначность и неопределенность утверждений об их положении (в принципе неопределенностей Гейзенберга), о величине параметров, взаимодействиях, о причинности и состояниях и др.

Что касается темпорологии, то прежде всего, согласно науке, З. сам есть нечто становящееся, возникающее на базе напряжения и появлений тенденций связи между сторонами, элементами целого или внутри целого, а также между целым и его элементами при наличии ограничений на скорости взаимодействия. В отличие от теологии и идей Гегеля, который гипостазировал как никто темпоральное существование З., предшествование З. самой природе, материи в форме вечной и неизменной абсолютной идеи в духе Гегеля наука не признает. Иначе говоря, она не признает З., существующих до мира и прежде мира (проблема предшествования З. телесному миру). Законы природы возникают и оформляются вместе со становлением природного мира, нашей Вселенной, его частей, областей и регионов, как, например, самих элементарных частиц и полей, их скоплений, атомов, молекул, скоплений и суперпозиции вещества, полей, звезд, галактик и т.д.. Пока и поскольку в ней не возникли еще никакие атомы и молекулы, то никаких атомно-молекулярных З. и т.д. там нет и быть не может. Наиболее выпукло становление, утверждение и обратный процесс деградации З. можно увидеть, исследуя жизнедеятельность бихевиоральных систем и сетей разного рода (то есть объектов живой природы, общества и смешанных систем, вроде человекомашинных, агросистем, экосистем и др. См. об этом: О.С.Разумовский). Проще говоря, перед нами следующая формула: 1) должен быть сначала, исторически возникший, носитель (субстрат) будущего, еще не возникшего З.(пакета З.), продукт действия З., другого «пакета» З.; 2) затем появляются свойства, характеристики, например, напряжения и тенденции к связыванию между, во-первых, целым и частями, во-вторых, между частями; 3) потом (позднее) появляются отношения (связи); 4) на основе возникшего отношения (связи) развивается закономерность в форме еще не проявленного целиком З.; 5) наконец появляется во всей силе З. (пакет З.). Но действие З., его эффективность может и деградировать при разложении, распаде субстрата и ослаблений связей в обратном порядке – от пункта 5 в нашей цепочке к ее началу.

Заметим также, что согласно ноумено-феноменологической концепции времени в самой действительности могут происходить самые различные процессы, которые могут быть измерены с помощью других каких-то процессов, естественных или искусственных, в т.ч. технических устройств (часов). Говорить о параметре времени и темпоральности концептуально образованный наблюдатель вправе лишь после того, как он как-то зафиксировал такие изменения. Это может произойти в т. ч. на основе личного прямого восприятия изменения или на основе показаний приборов (т.е. он совершил измерение времени по какой-то методе, используя выбранные шкалы). Тогда исследованное и измеренное изменение, процесс отображается в его ментальности в виде понятий и представлений, суждений и концеций, почерпнутых из науки. Если это все наблюдавшееся (лучше и измеренное) имеет признаки, упомянутые нами выше в атрибутивных признаках З., то тогда он (наблюдатель) вправе обозначить данный закон как темпоральный, а не статический, атемпоральный. Общая логическая схема процесса, отбражаемого как З., будет неизбежно представлять собой известные хорошо и, в общем, тривиальные последовательности:

прошлое → настоящее → будущее.

Они необратимы в силу действия принципов логического отбражения, а содержательно – в силу действия З. возрастания энтропии, самой схемы линейной причинности и З. генетического порождения одного другим — в виде стрелы времени. Наше мышление, все равно, на уровне логического отображения ничего другого, видимо, не найдет, хотя задача науки найти наиболее адекватное описание и объяснение темпоральных форм З. Типичными в этом плане будут З. связи пути и времени, зафиксированные в хорошо известных формулах скорости и ускорения, в уравнениях движения разного рода, включая дифференциальные уравнения движения и др.

Однако фиксирование темпорологического аспекта явлений не всегда удобно в науке для решения каких-то конкретных задач. Очень ярким примером такого подхода, малоизвестным даже методологам, были те преобразования, которые проделали ученые в XIX в. с такими З., как интегральные формулировками знаменитых принципов наименьшего действия в формах Лагранжа и Гамильтона. У этих последних пределы интегрирования функционалов действия, взятых в обобщенных конфигурационном или фазовом пространствах, есть параметры времени, т.е. интервалы траектории от t1 до t2. Вместо этого, немецкий теоретик К.Якоби предложил формулировку принципа Гамильтона на интервале траектории с пространственными параметрами А и В (принцип наименьшего действия Гамильтона-Якоби). Это сразу же повысило эффективность расчетов в тех случаях, когда параметр времени их затрудняет проделать. Фактически, темпоральность здесь, в математическом аппарате, заменена на геометризацию представления механического действия (его размерность энергияхвремя).

В теоретическом мышлении, как уже сказано, имеются свои специальные термины для обозначения закономерного, номологического, такие как начало, аксиома, принцип, теорема, теория и др. Уже было сказано, что все они суть формы организации фактуального знания в данной предметной области. Остановимся коротко на этих понятиях. Начнем с аксиом (от греч.άξίωμα – удостоверение, принятое положение). В науке, прежде всего именно в математике, аксиома – исходное положение, принимаемое в качестве истинного без специального логического доказательства, часто заимствованное из другой теории и лежащее в основе доказательства других положений этой теории. Это понятие можно найти у Аристотеля. Совокупность всех аксиом теории образует ее ядро или аксиоматику, позволяющую за счет также определений объектов теории и операций над объектами, на основе дедукции, выстроить дополнительные утверждения номологического типа в виде теорем и следствий из теорем. Теорема (от греч. theōrema — рассматриваю) – это некоторое утверждение, заключение, которое в данной теории устанавливается формально (в противоположность аксиомам) с помощью доказательства за счет вывода из оснований теории и аксиоматики. Истинность её определяется истинностью аксиом и указываемых при выводе условий. В методологии науки тогда говорят, что теория, где аксиомы и теоремы имеют указанные чуть выше свойства и находятся в указанных отношениях, выстроена аксиоматически.

В эмпирических по происхождении науках, таких как физика, роль аксиом, если возможно количественно выразить и формализовать главные и все основные З. теории, а также их отношения, выполняют ранее эмпирически установленные утверждения, т.е. фундаментальные З., которые отнюдь не принимаются как не доказываемые, а как удостоверенные опытом «начала» или, иначе, «принципы». Роль таких принципов в теоретической механике играют, например, законы сохранения и законы Ньютона, в аналитической механике – различные принципы наименьшего действия. При этом нельзя забывать о роли определений основных объектов данной теории. Вообще, в роли принципов могут выступать и факты фундаментального значения, как, например, в специальной теории относительности то, что скорость света суть константа ( с = 3∙1010 см/сек) и т.п. Тогда З. теории – это следствия из создаваемой аксиоматики, подобные по своему месту в теории теоремам, о чем говорилось выше. Исторически, в науке такой способ организации знания стал образцом для всех индуктивных, эмпирических наук, прежде всего для физики. В ХХ в. известный физик М.Борн говорил, что все наше познание природы начинается с накопления фактов, многочисленные факты обобщаются в простые З., а последние в свою очередь обобщаются в более общие З. Принципы и есть такие З.

Гипотезы – это тоже номологические высказывания, имеющие в своем содержании момент возможного, вероятного. Причем, научная гипотеза не любое предположение, а, именно, строго опирающееся на все данные науки, ее З., концепции и парадигмы. Правда, гипотезы имеют очень разный уровень, ранги общности: от гипотетических фактов до фундаментальных принципов. В эмпирических в своей основе науках гипотезы – это локомотивы науки. Вместе с тем, в истории науки количество гипотез, отправленных на кладбище науки не поддается никакому учету. Но в истории науки гипотеза как форма организации научного знания и как некое утверждение о возможной сущности и регулярности каких то свойств и состояний объектов ведет на основе накапливаемых фактов через формулирование подтверждаемых опытом З. к появлению не только новых законов и принципов, но и научной теории. В истории науки имело место и преувеличение роли гипотезы. Сторонником этой идеи был, например, известный французский математик и физик-теоретик А.Пуанкаре. З., между тем, это часто именно бывшая гипотеза, подтвержденная опытом. Яркий пример, — информация о природе и климате Марса сегодня по сравнению с гипотезами о жизни на Марсе в еще недавнем прошлом. Подчеркнем, что принципы и гипотезы в науке, ее логике и З. – явления однопорядковые, одноуровневые.

Обратимся к теории. Вообще говоря, теория – это, в основном, в главном, скопление номологических высказываний, утверждений, где важнейшее место принадлежит З. и (в эмпирических науках) З.-гипотезам. Вряд ли кто-нибудь решиться назвать некоторое развернутое изложение знаний о какой-то предметной области теорией, если в ней не сформулировано ни одного З.

Заметим, что сам смысл научной, познавательной деятельности, исследования и развития науки в наше время можно определить как поиск и формулирование З. При этом известно, что расцвет науки в ХХ веке обеспечил человечеству 90% всего знания, накопленного людьми за всю его историю. Знание З., во-первых, освобождает человека от многократного повторения действий и операций по обнаружению каких-то постоянных, повторяющихся моментов в действительности и в мышлении, Это знание высвобождало в истории человечества невообразимо огромное количество свободного времени, которое реально использовалось для других каких-то занятий. Во-вторых, их знание делает человека более свободным при выборе правильных, адекватных сути тех или иных ситуаций, решений и действий при создании, например, различных вещей, технологий, последовательных операций — в обществе и в мышлении — сейчас, в данный момент, и в дальнейшем. В-третьих, знание З. взамен беспочвенных фантазий позволяет человеку увидеть и осознать возможные результаты его деятельности на перспективу, раскрывает простор для более точного предвидения и планирования будущего. В-четвертых, знание З. позволяет человеку успешно управлять ходом событий, процессов. В-пятых, это знание дает человеку возможность практически реализовать свои имеющиеся уже прежние планы и наметки, творческие замыслы и проекты, воплотить их в вещах, процессах, их свойствах, отношениях, в реальных событиях жизни и т.п. (эффективность практической деятельности). В-шестых, незнание З. ведет к неуспеху, к заблуждениям и ошибкам, провалам и, даже, катастрофам. Наконец, в-седьмых, знание З. формирует основное концептуальное мировидение человека, оформляет картину мира и его мировоззрение в целом. Эти преимущества знания З. обеспечиваются обучением и образованием в рамках человеческого общества во все возрастающих масштабах. Без знания аксиом, З., принципов, научных гипотез, теорий фактически не существует настоящей образованности.

Литература
Андреева Г.М. Закон. Закономерность общественная // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. – С.188-89; Асмус В.Ф. Античная философия М., 1976; Баженов Л.Б. Закон. Философская энциклопедия, т.2. М., 1962. – С. 151-53; Гольбах П. Система природы, или о законах мира. – СПб, 1924; Самущик Т.В. Закон // Всемирная энциклопедия: Философия. – М, Минск, 2001. – С.358-59; Карпович В.Н. Проблема, гипотеза, закон. – Новосибирск, 1980; Г.Крёбер. Н.Кузьмин, Закон // Философская энциклопедия, т.2. М., 1962. – С. 149-151; Панибратов В.Н. Категория «закон». Проблемы истории объективно-диалектического содержания. Л., 1980; Пуанкаре А. Наука и гипотеза. СПБ, 1906; Разумовский О.С. Современный детерминизм и экстремальные принципы физики. М., 1975; Он же. Оптимология, ч.1. Общенаучные и философские основы. Новосибирск, 1999. – С. 209-218; Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М., 1974.

dia-logic.livejournal.com