Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 531-ФЗ «О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 531-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Принят Государственной Думой 16 декабря 2014 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2014 года

31 декабря 2014 г.

Также расширяются полномочия Правительства РФ в сфере государственных информационных систем (ГИС). Предусмотрено, что оно устанавливает требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации ГИС, дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2015 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 531-ФЗ «О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

base.garant.ru

Gerere24.ru

Закон 531 от 31122014

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 531-ФЗ «О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 531-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Президент Российской Федерации

С 1 июля 2015 г. технические средства информационных систем, используемых госорганами, органами местного самоуправления, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями или учреждениями, должны быть размещены на территории России.

За несоблюдение указанного требования вводится административная ответственность.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 531-ФЗ «О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2015 г.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 27 июля 2006 года №149-ФЗ

Об информации, информационных технологиях и о защите информации

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 27.07.2010 г. №227-ФЗ, 06.04.2011 г. №65-ФЗ, 21.07.2011 г. №252-ФЗ, 28.07.2012 г. №139-ФЗ, 05.04.2013 г. №50-ФЗ, 07.06.2013 г. №112-ФЗ, 02.07.2013 г. №187-ФЗ, 28.12.2013 г. №396-ФЗ, 28.12.2013 г. №398-ФЗ, 05.05.2014 г. №97-ФЗ, 21.07.2014 г. №222-ФЗ, 21.07.2014 г. №242-ФЗ (вступ. в силу 01.09.2015 г.), 24.11.2014 г. №364-ФЗ, 31.12.2014 г. №531-ФЗ, 29.06.2015 г. №188-ФЗ, 13.07.2015 г. №263-ФЗ (вступ. в силу 10.01.2016 г.), 13.07.2015 г. №264-ФЗ, 23.06.2016 г. №208-ФЗ (вступ. в силу 01.01.2017 г.), 06.07.2016 г. №374-ФЗ, 19.12.2016 г. №442-ФЗ, 01.05.2017 г. №87-ФЗ (вступ. в силу 01.07.2017 г.), 07.06.2017 г. №109-ФЗ, 18.06.2017 г. №127-ФЗ, 01.07.2017 г. №156-ФЗ (вступ. в силу 01.10.2017 г.), 29.07.2017 г. №241-ФЗ (вступ. в силу 01.01.2018 г.), 29.07.2017 г. №276-ФЗ (см. вступ. в силу), 29.07.2017 г. №278-ФЗ, 25.11.2017 г. №327-ФЗ, 23.04.2018 г. №102-ФЗ)

Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года

Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

2) применении информационных технологий;

3) обеспечении защиты информации.

2. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 02.07.2013 г. №187-ФЗ)

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

2) информационные технологии — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;

3) информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;

4) информационно-телекоммуникационная сеть — технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;

5) обладатель информации — лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;

6) доступ к информации — возможность получения информации и ее использования;

7) конфиденциальность информации — обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;

8) предоставление информации — действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;

9) распространение информации — действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;

10) электронное сообщение — информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;

11) документированная информация — зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;

11.1) электронный документ — документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах;

12) оператор информационной системы — гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

13) сайт в сети «Интернет» — совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»;

(В пункт 13) внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 07.06.2013 г. №112-ФЗ)

14) страница сайта в сети «Интернет» (далее также — интернет-страница) — часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет»;

15) доменное имя — обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети «Интернет» в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети «Интернет»;

16) сетевой адрес — идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему;

17) владелец сайта в сети «Интернет» — лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети «Интернет», в том числе порядок размещения информации на таком сайте;

18) провайдер хостинга — лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети «Интернет»;

(Пункты 13) — 18) введены в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28.07.2012 г. №139-ФЗ)

19) единая система идентификации и аутентификации — федеральная государственная информационная система, порядок использования которой устанавливается Правительством Российской Федерации и которая обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, санкционированный доступ к информации, содержащейся в информационных системах;

(Пункт 19) введен в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 07.06.2013 г. №112-ФЗ)

20) поисковая система — информационная система, осуществляющая по запросу пользователя поиск в сети «Интернет» информации определенного содержания и предоставляющая пользователю сведения об указателе страницы сайта в сети «Интернет» для доступа к запрашиваемой информации, расположенной на сайтах в сети «Интернет», принадлежащих иным лицам, за исключением информационных систем, используемых для осуществления государственных и муниципальных функций, оказания государственных и муниципальных услуг, а также для осуществления иных публичных полномочий, установленных федеральными законами.

(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 13.07.2015 г. №264-ФЗ)

Статья 3. Принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации

Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:

1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;

7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

Статья 4. Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации

1. Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других регулирующих отношения по использованию информации федеральных законов.

2. Правовое регулирование отношений, связанных с организацией и деятельностью средств массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

3. Порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле в Российской Федерации.

Статья 5. Информация как объект правовых отношений

1. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

2. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

3. Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

1) информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

4. Законодательством Российской Федерации могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.

Статья 6. Обладатель информации

1. Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

2. От имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования правомочия обладателя информации осуществляются соответственно государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.

3. Обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе:

1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;

2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;

3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;

4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;

5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

4. Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан:

1) соблюдать права и законные интересы иных лиц;

2) принимать меры по защите информации;

3) ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.

Статья 7. Общедоступная информация

1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

3. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.

4. Информация, размещаемая ее обладателями в сети «Интернет» в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных.

(Часть 4 введена в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 07.06.2013 г. №112-ФЗ)

5. Информация в форме открытых данных размещается в сети «Интернет» с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне. В случае, если размещение информации в форме открытых данных может привести к распространению сведений, составляющих государственную тайну, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по требованию органа, наделенного полномочиями по распоряжению такими сведениями.

(Часть 5 введена в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 07.06.2013 г. №112-ФЗ)

6. В случае, если размещение информации в форме открытых данных может повлечь за собой нарушение прав обладателей информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, или нарушение прав субъектов персональных данных, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по решению суда. В случае, если размещение информации в форме открытых данных осуществляется с нарушением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», размещение информации в форме открытых данных должно быть приостановлено или прекращено по требованию уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.

(Часть 6 введена в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 07.06.2013 г. №112-ФЗ)

Статья 8. Право на доступ к информации

1. Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее — организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Закон о подряде для государственных нужд

По договору на выполнение научно-исследовательских работ одна сторона (исполнитель) обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ – разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а другая сторона (заказчик) обязуется принять работу и оплатить ее (п. 1 ст. 723 ГК).

Источники правового регулирования. Основные положения о договорах на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ содержатся в гл. 38 ГК. Рассматриваемые отношения регулируются также и иными нормативными правовыми актами, к числу которых относятся: Закон Республики Беларусь «О научной деятельности»; Указ Президента Республики Беларусь от 25.05.2006 г. № 356 О государственной регистрации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ; Положение о порядке финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности за счет средств республиканского бюджета, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.07.1998 г. № 1084; Положение о порядке организации и проведения государственной научной экспертизы проектов научно-исследовательских работ, Положение о порядке разработки, финансирования и выполнения государственных программ фундаментальных и прикладных научных исследований, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.07.2000 г. № 1082; Положение о международных научно-технических проектах, выполняемых в рамках международных договоров Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.08.2003 г. № 1065; Положение об оценке результатов научной деятельности, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.07.1997 г. № 914 и др.

Предметом государственного контракта являются строительные, проектные и другие работы. Состав и объем подлежащих выполнению работ определяется условиями государственного контракта.

При заключении государственного контракта по результатам конкурса на размещение заказа на подрядные работы для государственных нужд, условия государственного контракта определяются в соответствии с объявленными условиями конкурса и представленным на конкурс предложением подрядчика, признанного победителем конкурса.

В значительной мере проявление публичных начал в гражданском праве прослеживается на примере института подрядных работ для государственных нужд. Одним их таких проявлений является заведомое допущение изменения условий государственного контракта. В соответствии с правилами ст. 722 ГК при уменьшении соответствующими государственными органами в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, – и другие условия выполнения работы. При этом подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ.

Впервые в Гражданском кодексе смоделирован институт выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Развитие института долгое время обеспечивалось некодифицированными актами, регулирующими отношения в сфере выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Новейшая концепция данного института видоизменяет его юридико-техническую конструкцию за счет включения норм о выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в самостоятельную главу Гражданского кодекса.

Основания и порядок заключения государственного контракта определяются в соответствии с положениями ст.ст. 497, 498 § 4 («Поставка товаров для государственных нужд»).

ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ

Если иное не предусмотрено законодательством, изменения государственного контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в п. 1 ст. 722 ГК, осуществляются по соглашению сторон.

Сторонами государственного контракта являются подрядчик и государственный заказчик. Государственным заказчиком выступает государственный орган, орган местного управления и самоуправления, обладающие инвестиционными ресурсами, достаточными для финансирования подрядных работ. Заказчиком может быть и организация, наделенная правом распоряжаться инвестиционными ресурсами. Подрядчиками могут быть коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, при необходимости, имеющие специальное разрешение на осуществление определенного вида работ.

Данные договоры относятся к числу консенсуальных, двусторонних и возмездных договоров. Считается, что в классификационном ряду гражданско-правовых договоров договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ наиболее близки к группе договоров подряда. 188 Более редким является мнение о том, что эти договоры по своей юридической природе относятся к группе подрядных договоров. 189 Менее всего оспариваются утверждения о том, что рассматриваемые договоры относятся к самостоятельному договорному типу. 190

Подрядные работы для государственных нужд

Требования к содержанию государственного контракта установлены ст. 721 ГК. Государственный контракт должен содержать следующие условия: а) об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы; б) о сроках начала работы и сроках ее окончания; в) о размере и условиях финансирования и оплаты работы; г) о способах обеспечения обязательств сторон.

ГК и указанными выше федеральными законами предусматриваются две категории договора поставки товаров для государственных нужд: государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд и договор поставки товаров для государственных нужд.

Согласно ст. 532 ГК товары по договорам поставки оплачиваются покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным контрактом. В указанной статье ГК предусматривается также важное положение, гарантирующее право продавцов на получение оплаты поставляемых товаров для государственных нужд. Государственный заказчик признается поручителем по обязательству покупателя в договоре поставки надлежащим образом оплачивать полученные им товары. Данное поручительство, вытекающее из закона, подчеркивает, что ключевым субъектом права в системе договоров по поставке товаров для государственных нужд (государственного контракта и договора поставки) является государственный заказчик. В его ведении находятся финансы, обеспечивающие поставку необходимых государству товаров, на него возлагаются функции по организации и осуществлению правовых связей между участниками отношений по реализации государственных интересов в рассматриваемой области экономики.

Выделение рассматриваемого договора в отдельный вид договора купли-продажи объясняется исключительно необходимостью обеспечения экономических интересов и жизнедеятельности государства и общества в целях:

В роли поставщика по государственному контракту могут выступать любые государственные и частные предприятия и организации (юридические лица), производящие нужные государству товары. Среди них законодатель выделяет предприятия и организации, обязанные заключать государственный контракт. В их числе значатся: по поставкам продукции для федеральных государственных нужд — казенные предприятия и организации, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара; по поставке товаров в государственный материальный резерв — поставщики, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара, и предприятия, в объеме производства которых государственный оборонный заказ превышает 70%; по выполнению оборонного заказа — унитарные предприятия, организации, занимающие доминирующее положение на товарном рынке или обладающие монополией на производство продукции для оборонного заказа при условии, что оборонный заказ обеспечивает установленный Правительством РФ уровень рентабельности производства продукции.

4. Исполнение государственного контракта осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 506 — 523 ГК о договоре поставки. В п. 2 ст. 531 ГК лишь оговаривается, что при поставке товаров для государственных нужд покупателям, указанным в отгрузочной разнарядке, товары оплачиваются государственным заказчиком, если иной порядок расчетов не предусмотрен государственным контрактом.

При расторжении государственного контракта по основаниям, указанным выше, поставщик также вправе отказаться от исполнения договора поставки для государственных нужд и потребовать, чтобы государственный заказчик возместил причиненные ему таким образом убытки.

Договор поставки товаров для государственных нужд призван служить в качестве правового механизма для обеспечения государственных нужд в различных сферах экономики (производстве, строительстве, получении услуг и т.п.).

4) выполнения федеральных государственных программ.

3. Порядку заключения государственных контрактов и договора поставки товаров для государственных нужд закон придает важное организационное значение.

В роли государственных заказчиков по договору о поставках продукции для федеральных государственных нужд выступают федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение; о закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в зависимости от вида продукции — Федеральная продовольственная корпорация, Министерство сельского хозяйства, Федеральное агентство по государственным резервам, в субъектах РФ — государственные органы и организации, определяемые органами власти субъектов РФ; о поставках товаров для нужд обороны — федеральный орган исполнительной власти, имеющий войска или вооруженные формирования.

Правовые особенности договора поставки товаров для государственных нужд проявляются в его субъектном составе и в связи с этим в структуре договорных связей, основаниях и порядке заключения и исполнения договора, ответственности сторон за ненадлежащее исполнение и неисполнение договора. Расходы по поставке товаров для государственных нужд финансируются за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования РФ, а в случаях, указанных в названных выше законах, — и субъектов РФ. В законодательстве, посвященном договорам по поставке продукции для государственных нужд, предусматриваются повышенные требования к заключению и исполнению договоров. В частности, это выражается в увеличении числа императивных норм, регулирующих данные договорные отношения, прежде всего в вопросах ответственности за неисполнение и ненадлежащее исполнение договоров.

Вопрос об оплате товаров возникает и применительно к договору поставки товаров для государственных нужд. Но в этом случае речь идет не только и не столько о том, кто должен оплатить товар, но и о том, по каким ценам он должен оплачиваться и, что не менее важно, каким актом или документом определяются цены на данные товары.

1. Согласно ст.ст. 382, 388 ГК РФ по договору цессии (уступки требования) передается принадлежащее кредитору на основании обязательства право (требование). Перевод долга с должника на другое лицо осуществляется по предусмотренному ст. 391 ГК РФ соглашению, которое по общему правилу заключается между первоначальным должником и новым должником. Отметим, что под долгом в ст. 391 ГК РФ имеется в виду не только обязанность должника по уплате кредитору денежных средств, но и в том числе предусмотренная договором, заключенным между должником и кредитором, обязанность должника по выполнению работ, а также другие перечисленные в ст. 307 ГК РФ обязанности.

Изменить условие контракта о порядке оплаты (в том числе установив, что работы оплачиваются заказчиком напрямую субподрядчику) стороны не вправе. Работы должны быть оплачены в порядке, предусмотренном контрактом.

Как указано в п. 3 ст. 706 ГК РФ, генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами п. 1 ст. 313 и ст. 403 ГК РФ, а перед субподрядчиком — ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда. Если иное не предусмотрено законом или договором, заказчик и субподрядчик не вправе предъявлять друг другу требования, связанные с нарушением договоров, заключенных каждым из них с генеральным подрядчиком.

В таком случае важно помнить, что договоры «генерального» подряда и субподряда являются двумя отдельными договорами, каждый из которых порождает обязательства между разными лицами: заказчиком и подрядчиком и между подрядчиком и субподрядчиком соответственно. И даже если заказчик и субподрядчик взаимодействуют, например, субподрядчик сдает работы напрямую заказчику и (или) заказчик напрямую оплачивает эти работы, то только в силу их договоров с генеральным подрядчиком, который отвечает перед каждым из них за действия другого как третьего лица. Следовательно, заключение договора субподряда не означает, что те или иные права и обязанности подрядчика (генерального подрядчика), закрепленные в договоре подряда с заказчиком, переходят к субподрядчику.

Таким образом, подрядчик не вправе передать предусмотренные контрактом обязанности по выполнению работ другому лицу по соглашению о переводе долга.

В рамках Федерального закона от N 44-ФЗ — О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд — (далее — Закон N 44-ФЗ) был заключен контракт на строительство спортивной площадки

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

4. Само по себе условие об оплате работ напрямую субподрядчику не противоречит законодательству (смотрите, например, п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда»).

Из приведенной нормы однозначно следует, что не допускается передача контрагентом договора (ст. 392.3 ГК РФ), то есть полная замена стороны по контракту. По смыслу данной нормы также очевидно, что запрещается и передача контрагентом другому лицу его обязанностей по поставке товара, выполнению работы, оказанию услуги (то есть перевод долга, ст. 391 ГК РФ). Заметим, что именно такие разъяснения давались в письме Минэкономразвития России от 05.03.2010 N Д22-231 по аналогичной норме ч. 6.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», регулировавшего соответствующие отношения до 2014 года (смотрите также письмо Минэкономразвития РФ от 22.12.2009 N Д22-1625, п. 4 письма ФАС России от 02.10.2013 N АД/38430/13).

Приведенная выше ч. 5 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, как и другие нормы этого Закона, прямого запрета на уступку контрагентом возникшего у него из контракта права требования к заказчику не содержат. И хотя Минфин России неоднократно указывал на то, что цессия по государственным (муниципальным) контрактам не допускается (смотрите, например, письма от 11.03.2015 N 02-02-08/12916, от 11.03.2016 N 02-02-04/13740), в судебной практике до вступления в силу Закона N 42-ФЗ подобные соглашения нередко рассматривались как не противоречащие Закону N 44-ФЗ (смотрите, например, постановление Девятнадцатого ААС от 09.07.2015 N 19АП-3261/15, постановление Седьмого ААС от 20.07.2015 N 07АП-9886/14).

В случае же одновременной передачи стороной всех прав и обязанностей по договору другому лицу (передача договора) к сделке по передаче, соответственно, применяются правила об уступке требования и о переводе долга (ст. 392.3 ГК РФ).

Кроме того, Федеральным законом от 08.03.2015 N 42-ФЗ (далее — Закон N 42-ФЗ), вступившим в силу с 01.06.2015, ст. 448 ГК РФ дополнена пунктом 7. Согласно этой норме, если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено в соответствии с законом. При этом согласно п. 6 ст. 447 ГК РФ правила, предусмотренные ст. 448 ГК РФ, применяются также к торгам, проводимым в целях заключения договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг или приобретение имущественных прав, если иное не установлено законом или не вытекает из существа отношений.

15. Аукцион признается несостоявшимся в случае, если в аукционе участвовал один участник аукциона или если в течение одного часа с момента начала проведения аукциона не представлено ни одно предложение о цене контракта, предусматривающее более низкую цену контракта. В этом случае заказчик, уполномоченный орган вправе объявить о проведении повторного аукциона или размещении заказа путем запроса котировок, если цена контракта не превышает двести пятьдесят тысяч рублей.

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10) критерии оценки заявок на участие в конкурсе;

9. Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

2. Перечень поставщиков, указанный в части 1 настоящей статьи, подлежит ежегодному обновлению путем проведения предварительного отбора. В случае, если до дня проведения предварительного отбора в перечне поставщиков остался один участник размещения заказа, перечень поставщиков подлежит обновлению не позднее чем через сорок пять дней со дня исключения предпоследнего участника размещения заказа из такого перечня.

8. На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией каждой заявке на участие в конкурсе относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта присваивается порядковый номер. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.

11. В случае, если в результате проведения внеплановой проверки выявлено, что заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией не учтены или не исполнены соответственно предложения и предписания, направленные или вынесенные в соответствии с частью 8 настоящей статьи, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления обязаны передать информацию об этом в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти или вправе обратиться в суд, арбитражный суд с требованием о понуждении совершить действия, соответствующие законодательству Российской Федерации, с заявлением в защиту прав и законных интересов участников размещения заказа, а также с требованием заменить члена конкурсной, аукционной или котировочной комиссии.

3. Заказчик, уполномоченный орган одновременно с размещением извещения о проведении запроса котировок вправе направить запрос котировок лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок.

5. Требования, указанные в частях 1 — 3 настоящей статьи, предъявляются ко всем участникам размещения заказа.

2. Со дня опубликования извещения о проведении открытого конкурса заказчик, уполномоченный орган на основании заявления любого заинтересованного лица, поданного в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, в течение двух дней со дня получения соответствующего заявления обязаны предоставить такому лицу конкурсную документацию в порядке, указанном в извещении о проведении открытого конкурса. При этом конкурсная документация предоставляется в письменной форме после внесения участником размещения заказа платы за предоставление конкурсной документации, если такая плата установлена заказчиком, уполномоченным органом и указание об этом содержится в извещении о проведении открытого конкурса, за исключением случаев предоставления конкурсной документации в форме электронного документа. Размер указанной платы не должен превышать расходы заказчика, уполномоченного органа на изготовление копии конкурсной документации и доставку ее лицу, подавшему указанное заявление, посредством почтовой связи. Предоставление конкурсной документации в форме электронного документа осуществляется без взимания платы.

Федеральный закон от 21 июля 2005 г

1) поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях»;

7. В случае, если не подана ни одна котировочная заявка, заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить повторное размещение заказа путем запроса котировок. При этом заказчик, уполномоченный орган вправе изменить условия исполнения контракта.

gerere24.ru