Общие положения.
Основные проблемы дошкольного образования

1.1. Первое место в иерархии нормативных правовых актов, регулирующих дошкольное образование, занимает Конституция Российской Федерации в которой, в пункте 2 статьи 43 закреплена гарантия общедоступности и бесплатности дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении «По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации …» в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской Думы от 15 мая 2006 года № 5-П указал на то, что обеспечение доступности и бесплатности дошкольного образования обусловлено наличием у государства социальной функции, которая, в свою очередь, предопределяет социальную детерминацию финансовой деятельности.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность, но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.

В пункте 3 статьи 5 Закона РФ «Об образовании» вышеуказанная норма Конституции РФ, гарантирующая общедоступность и бесплатность дошкольного образования практически дублируется, но распространяется только на граждан РФ, что нельзя назвать соответствующим Конституции РФ.

Программы дошкольного образования относятся к общеобразовательным программам (п.3. статьи 9 Закона РФ «Об образовании»). Из этого следует, что образовательная программа дошкольного образования должна быть направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Установленные законом задачи конкретизированы применительно к дошкольным образовательным учреждениям в типовом положении о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 года № 677 (далее также — типовое положение). В п.4. типового положения определено, что основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: охрана жизни и укрепление здоровья детей, обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка, осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, взаимодействие с семьей для полноценного развития ребенка.

При этом, образовательные программы дошкольного образования и начального общего образования выступают преемственными по отношению друг к другу (п.3. статьи 17 Закона РФ «Об образовании»).

Дошкольные образовательные учреждения определены как самостоятельный тип образовательных учреждений (п.4. статьи 12 Закона РФ «Об образовании»). Тем не менее, дошкольное образовательное учреждение выступает носителем общих прав и обязанностей образовательного учреждения, закрепленных в законодательстве, в том числе на него распространяются общие требования к содержанию образования, организации образовательного процесса, приему граждан в образовательные учреждения и т.д.

Важное значение в системе регулирования дошкольного образования имеют международные акты, в частности Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН от 20.11.1989 года) в которой в п.2 статьи 18 указано на то, что в целях гарантии и содействия осуществлению прав, изложенных в настоящей Конвенции, государства — участники оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений.

1.2. При определении каких – либо моделей регулирования дошкольного образования необходимо иметь ввиду следующие моменты:

Наличие проблемы нехватки мест подтверждается также информацией из регионов. Так, например, в разделе 1 Областной целевой программы «Развитие дошкольного образования в Челябинской области на 2006-2010 годы», утвержденной Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 22 декабря 2005 года № 1991 констатируется, что на территории Челябинской области с перегрузкой сверх санитарных нормативов функционирует 51 процент учреждений от общего числа дошкольных образовательных учреждений. В перегруженных группах содержится 94108 (67 процентов) детей. При этом, наряду с общим дефицитом мест в дошкольных образовательных учреждениях существует их избыток в отдельных сельских населенных пунктах, обусловленный не только общим снижением количества детей, но и низким уровнем доходов населения, когда некоторые семьи не имеют возможности оплачивать содержание ребенка в детском саду.

В разделе 1 Областной целевой программы «Развитие образования Курской области на 2007-2010 годы», утвержденной Постановлением Курской областной Думы от 14 декабря 2006 г. N 243-IV ОД также констатируется наличие проблемы обеспечения доступности дошкольного образования, что связано с тем, что с 1992 года не ведется строительство детских садов. Численность детей, стоящих на учете для устройства в дошкольные учреждения области, ежегодно возрастает. Охват детей дошкольным образованием в области составляет 45,7% от общего количества детей дошкольного возраста. Очередность в устройстве в детские сады области превышает 8 тыс. детей.

www.eurekanet.ru

Закон о платном образовании в школе: содержание, последние изменения

Начиная с 2017 года в РФ ходят споры о внедрении нового закона о платном образовании в школе. Речь идет не о базовых предметах, а о дополнительных занятиях, организованных для развития детей.

Общие положения закона о платном образовании в школе

Начиная с 2017 года Госдума выдвинула идею о внедрении Закона о платном образовании, который называется «Закон об образовании» и является дополнением ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Положениями законодательного проекта планируется переход учебных учреждений на самообеспечение.

Согласно закону, все учебные учреждения делятся на:

На основании внедренного ФЗ, все базовые уроки будут преподаваться на бесплатной основе, доплачивать гражданам нужно будет за дополнительные занятия и факультативные.

За что будут платить граждане на основании «Закона об образовании»?

  1. Продленка. Правительство установило фиксированную денежную сумму за дополнительный уход и занятия с детьми вне учебного времени.
  2. Кружки, позволяющие развить ребенка с разных сторон. Большинство таких занятий проводится учебным заведением на бесплатной основе, но за часть родителям придется платить.
  3. Организация занятий по профпредметам. Данная услуга поможет детям целенаправленно изучать предметы для своей будущей профессии.

    Федеральный закон №273, на положениях которого базируется новый закон о самообеспечении школ, состоит из 15 глав и 111 статей. Последние поправки в законодательный проект вносились 29 декабря 2017 года. Изменения коснулись части 5 ст 36.

    Краткое содержание ФЗ 273:

  4. Содержит 9 статей и описывает общие положения, применяемые в законе.
  5. Раскрывает понятие системы образования в РФ.
  6. Перечисляет категорию лиц, участвующих в обеспечении граждан образовательными услугами.
  7. Описывает понятие обучающихся и обязанности родителей.
  8. Раскрывает право преподавателей на осуществление педагогической деятельности.
  9. Перечисляет случаи, на основании которых прекращается образовательная деятельность.
  10. Гл 7, 8, 9 описывает условия предоставления государством общего образования и профессионального.
  11. Глава 10 — раскрывает условия предоставления дополнительных занятий.
  12. Гл 11 — перечисляет методы реализации государственных образовательных программ.
  13. Глава 12 — описывает способы управления системой образования.
  14. Гл 13 — раскрывает суть финансового обеспечения гос учреждений.
  15. Глава 14 — перечисляет мировые образовательные программы.
  16. Гл 15 — заключительные положения ФЗ 273.

В статье 101 закона описывается возможность оказания дополнительных услуг школьников на платной основе. Денежные средства вносятся физическими и юридическими лицами и используются администрацией учебного заведения строго по назначению.

Государством запрещается назначать денежную сумму за предоставление бюджетных услуг.

Скачать закон о самообеспечении школ с последними изменениями

Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации» регулирует отношения, связанные с предоставлением образовательных услуг в РФ. Положения ФЗ устанавливают:

  • основы в организационной и экономической сфере России;
  • принципы гос политики в сфере образования;
  • правила функционирования созданной системы;
  • обязанности лиц, осуществляющих контроль за образовательной деятельностью.
  • Главным принципом ФЗ 273 является обеспечение граждан РФ качественными образовательными услугами. Чтобы подробнее изучить положения закона с внесенными поправками, скачайте его тут.

    lawlinks.ru

    Закон о детских садах с последними изменениями

    Для родителей с маленьким ребенком вопрос поступления в детский сад и получения дошкольного образования — актуальный. В детском саду ребенок получает начальный базовый уровень знаний, социализируется и подготавливается к последующему обучению в школе.

    Существует список категорий учреждений для дошкольного образования:

  • Общеобразовательное учебное заведение;
  • Заведение для коррекции развития детей с отклонениями;
  • Комбинированное учебное заведение;
  • Специальный центр для усиленного развития;
  • Детский сад с присмотром и оздоровлением ребенка.
  • Следует помнить, что количество мест в таких учреждениях ограничено и отдать ребенка в младшую группу можно с двух месяцев, а в первый класс с 7 лет.

    Общие положения

    Отдельно закона о приеме детей в детский сад не существует, однако информация об этой области оформлена в Федеральном законе об образовании. ФЗ 273 был принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, а одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. Последние изменения в него были внесены 29 декабря 2017 года. Дошкольное образование оформлено в главе номер 7, статье 64.

    О федеральном законе №152 читайте тут:

    Согласно 64 статье описываемого закона дошкольное образование — это лишь начальная ступень в развитии личности. Во время проведения обучения при дошкольном образовании формируется культурная, личностная, физическая, эстетическая, нравственная и интеллектуальная составляющая личности. Воспитатели в детском саду подготавливают несовершеннолетних к будущему обучению в школе и других учебных заведениях, помогают укрепить здоровье ребенка и всесторонне его развить.

    Специально составленные программы помогают индивидуально подойти к обучению каждого ребенка, учитывая особенности его характера, помогая сформировать новые качества или изменить дурные привычки или черты. Дошкольное образование помогает подготовить несовершеннолетнего к достижению соответствующего уровня знаний и умений, чтобы при определенном возрасте он мог пойти в первый класс. Для развития и поддержки детей в настоящем законе сформирован список деятельности, которая считается приемлемой для проведения занятий в детских садах. В детских садах и дошкольных учреждениях не проводятся тесты, экзамены или контрольные.

    Мать, отец или другие официальные представители несовершеннолетнего имеют право получить бесплатную помощь и поддержку в сферах воспитания, диагностики, психологии и педагогики, а также получить консультации по методикам воспитания. Консультации предоставляются родителям только в случаях, когда в детском саду существуют соответствующие законодательным нормам консультационные центры. Перечисленные виды помощи предоставляются только сотрудниками гос. органов власти России.

    Для бюджетных учреждений дошкольного образования государство выделяет средства на покупку:

    • Игрушек, подходящих к возрасту каждой группы сада;
    • Развивающих книг, журналов и других печатных объектов;
    • Мебели, соответствующей нормам законодательства и санитарным нормам;
    • Продукты, по составленному гос. органами рациону, помогающему детям получать все необходимые для роста и развития элементы и т. д.
    • Несовершеннолетний бесплатно зачисляется в детский сад, согласно законам России дополнительная оплата за счет родителей не осуществляется. Составляется, оформляется и подписывается специальный контракт о зачислении ребенка в детский сад.

      Чтобы записать ребенка в детский сад, родителю необходимо составить заявление и подать его по месту жительства в специальную комиссию по комплектованию общеобразовательных учреждений. В заявлении представитель несовершеннолетнего прописывает предпочтительные учебные заведения и комиссия ставит ребенка на учет в очередь для получения места. Следует помнить, что время подачи заявления ограничено определенным периодом, который каждый год формируется государством и публикуется на официальных сайтах Правительства.

      Согласно законодательству РФ, малыша можно отдать в самую младшую группу начиная с 2 месяцев, но врачи не рекомендуют этого делать, так как у него еще не окреп иммунитет. Рекомендации врачей сводятся к тому, что лучше всего будет отдать ребенка в сад начиная с двух лет. Ни одна организация не имеет права отказать родителям в предоставлении места без особых причин, а уважительная причина может быть только одна — отсутствие свободных мест.

      Также существует электронная очередь, которой могут воспользоваться родители. Согласно законодательству РФ, подать заявку в электронную очередь необходимо не позже июля.

      Определена очередность категорий граждан для поступления в детские сады при помощи электронных очередей:

    • Дети, поступающие вне очереди;
    • Категория детей, по закону поступающие первые по очереди;
    • Если семья сменила место жительства или был произведен перевод с места работы одного из родителей;
    • Категория граждан, дети которых поступают в учреждение по месту жительства;
    • По желанию.

    При подаче заявки в электронную очередь требуются электронные документы или сканы бумаг. На официальных сайтах гос. услуг в сети Интернет оформлена информация о том, как можно записаться в электронную очередь или проверить собственное место в этой очереди.

    Последние изменения, внесенные в закон о детских садах в РФ

    Последние изменения в информацию о дошкольном образовании Федерального закона номер 273 были внесены 29 декабря 2015 года.

    Изменения произошли в статье номер 65, пункте 5. Согласно этим изменениям, если родители отдают ребенка в учреждение дошкольного образования, то им положена соответствующая поддержка в виде компенсации. Денежная сумма устанавливается законодательством РФ и постановлениями Правительства России. Выплата не должна превышать 20% от всей суммы оплаты родителей за уход за несовершеннолетним. Выплата также составляет 50% от суммы, если у семьи это второй ребенок и 70% от всей денежной суммы, если третий и т. д. Средний размер выплат за уход за ребенком устанавливается местными органами исполн. власти субъектов РФ.

    Получить компенсацию имеют право:

  • Мать или отец ребенка;
  • Близкий родственник по доверенности от родителей;
  • Законный представитель несовершеннолетнего;
  • Сотрудник органов опеки и попечительства, за которым ребенок закреплен (для трат на нужды малыша).
  • Читайте ФЗ об опекунах в последней редакции тут:

    Сотрудники органов имеют право самостоятельно решать и вычислять критерий нуждаемости семьи. В случае, если решение было положительным, органами был оформлен документ с информацией о том, что семья нуждается в средствах, родители могут прийти с заявлением на просьбу о выплате компенсации в центр местного самоуправления.

    Скачать закон о детских садах в новой редакции

    Закон о предоставлении детского сада не существует, но необходимая для семей информация оформлена в Федеральном законе об образовании. Этой части посвящена отдельная глава, в которой подробно описана информация о способах и процессах зачисления ребенка в детский сад. По статистике почти в каждой семье есть один или два ребенка, поэтому информация является актуальной и рекомендуется ознакомиться с текстом описываемого закона. Для избежания конфликтных ситуаций, которые сейчас встречаются все чаще, между родителями и работниками образовательных и дошкольных учреждений, рекомендуется придерживаться положений ФЗ 273.

    Скачать Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации» можно по ссылке.

    Глава 1. Общие положения

    Пресс-служба Общественной палаты РФ

    Комментарии

    Глава 1
    ст. 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    Качество образования
    Определение не отражает существующую ситуацию с качеством высшего образования и не соответствует социально-экономическим отношениям, сложившимся в настоящее время в системе высшего образования РФ и нашим обязательствам по Болонскому процессу. Современное определение включает баланс интересов заинтересованных сторон, предполагающий финансирование не только государством, но и софинансирование заинтересованными сторонами, а также переход от поточной к индивидуальной подготовке специалистов.

    Федеральный государственный образовательный стандарт
    Федеральный госстандарт России не включает обязательную востребованность образовательной программы на местном уровне, не согласован со всеми заинтересованными сторонами и не ориентирован на результат.

    Эти предложения были направлены 16 августа 2011 г. на сайт Общественных консультаций по закону об образовании в РФ, но не были учтены.

    Волкова И.Е., заместитель руководителя Центра методологии независимой оценки качества образования Федерального института развития образования,

    Иванов С.С., ст.науч.сотр. Центра методологии независимой оценки качества образования Федерального института развития образования,

    Надо поправить очень серьезно! Чтобы больше не пришлось такие письма готовить: Открытое письмо министру образования и общественному совету о государственной измене в министерстве. http://skolkovo-protiv.livejournal.com/1784.html

    Я не понял! А где слова: наука, научность, ответственность за ненаучность? Люди деньги платят за образование, чтобы поговорить ни о чём? Это не порядок!

    Это всё никуда не годится! Всё переделать и принципиальные вопросы научности знаний должны быть прописаны в законе четко.

    Сейчас нарастает скандал с министром образования. Сейчас мы ему статей насобираем!

    Открытое письмо министру образования и общественному совету о государственной измене в министерстве.

    Предлагаю дополнить пункт 3 статьи 6 дополнительным образованием детей:

    «В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня получается впервые, а также дополнительного образования детей в возрасте до восемнадцати лет».

    www.oprf.ru

    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

    ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Принят
    Государственной Думой
    21 декабря 2012 года

    Одобрен
    Советом Федерации
    26 декабря 2012 года

    Об образовании в Калининградской области

    (В редакции Законов Калининградской области от 15.07.2014 г. N 334;

    (Принят Калининградской областной Думой пятого созыва

    20 июня 2013 года)

    Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

    Настоящий Закон устанавливает правовые, организационные и

    экономические особенности функционирования системы образования в

    Калининградской области, определяет полномочия органов государственной

    власти Калининградской области в сфере образования, меры социальной

    поддержки обучающихся образовательных организаций, педагогических и

    иных работников системы образования Калининградской области.

    Статья 2. Правовое регулирование отношений в сфере образования в

    Правовое регулирование отношений в сфере образования в

    Калининградской области осуществляется в соответствии с Конституцией

    Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской

    Федерации», федеральными законами и иными нормативными правовыми

    актами Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения

    в сфере образования.

    Законодательство Калининградской области в сфере образования

    настоящего Закона, других принимаемых в соответствии с ним законов и

    иных нормативных правовых актов органов государственной власти

    Статья 3. Органы государственной власти Калининградской области,

    осуществляющие государственное управление системой образования

    Законодательное регулирование сферы образования осуществляет

    Калининградская областная Дума в соответствии с полномочиями,

    определенными федеральным законодательством, Уставом (Основным

    Законом) Калининградской области.

    Государственное управление системой образования в Калининградской

    1) Правительство Калининградской области;

    2) орган исполнительной власти Калининградской области,

    осуществляющий государственное управление в сфере образования, в том

    числе государственный контроль (надзор) в сфере образования

    Калининградской области; (В редакции Закона Калининградской области

    3) (Утратил силу — Закон Калининградской области

    от 13.03.2015 № 395)

    4) иные органы исполнительной власти Калининградской области в

    соответствии с полномочиями, определенными федеральным

    законодательством, Уставом (Основным Законом) Калининградской области,

    настоящим Законом и другими законами Калининградской области, иными

    нормативными правовыми актами Калининградской области.

    Статья 4. Полномочия органов государственной власти

    Калининградской области в сфере образования

    1. Компетенция Калининградской областной Думы в сфере

    1) принятие законов Калининградской области, регулирующих

    правоотношения в сфере образования;

    2) утверждение областного бюджета в части расходов на

    образование; (В редакции Закона Калининградской области

    3) осуществление иных полномочий, предусмотренных

    законодательством Российской Федерации и законодательством

    2. Компетенция Правительства Калининградской области в сфере

    1) формирование, утверждение региональных программ развития

    образования с учетом региональных социально-экономических,

    экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей

    Калининградской области, обеспечение их реализации;

    2) создание, реорганизация, ликвидация государственных

    образовательных организаций Калининградской области, наделение органов

    исполнительной власти Калининградской области полномочиями

    учредителей образовательных организаций Калининградской области;

    3) обеспечение государственных гарантий реализации прав на

    получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в

    муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного

    и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего,

    среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных

    организациях, обеспечение дополнительного образования детей в

    муниципальных общеобразовательных организациях посредством

    предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату

    труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения,

    игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату

    коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми

    государственное управление в сфере образования;

    4) организация предоставления общего образования в

    государственных образовательных организациях Калининградской области;

    5) создание условий для осуществления присмотра и ухода за

    детьми, содержания детей в государственных образовательных

    организациях Калининградской области;

    6) финансовое обеспечение получения дошкольного образования в

    частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного,

    начального общего, основного общего, среднего общего образования в

    частных общеобразовательных организациях, осуществляющих

    образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию

    основным общеобразовательным программам, посредством предоставления

    указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат,

    включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных

    пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на

    содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с

    нормативами, указанными в подпункте 3 пункта 2 настоящей статьи;

    7) организация предоставления среднего профессионального

    образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации

    права на получение общедоступного и бесплатного среднего

    8) организация предоставления дополнительного образования детей в

    9) организация предоставления дополнительного профессионального

    образования в государственных образовательных организациях

    10) организация предоставления психолого-педагогической,

    медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в

    освоении основных общеобразовательных программ, в своем развитии и

    11) определение порядка проведения оценки последствий принятия

    решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации,

    находящейся в ведении Калининградской области, муниципальной

    образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам

    данных образовательных организаций), определение порядка создания

    комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею

    12) определение порядка обеспечения предоставления методической,

    психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без

    взимания платы родителям (законным представителям) несовершеннолетних

    обучающихся, в том числе в дошкольных образовательных организациях и

    общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие

    консультационные центры, обеспечивающие получение детьми дошкольного

    образования в форме семейного образования;

    13) установление среднего размера родительской платы за присмотр

    и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных

    организациях; установление размера компенсации родителям (законным

    представителям) детей, посещающих образовательные организации,

    реализующие образовательную программу дошкольного образования

    установление максимального размера родительской платы за присмотр и

    уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных

    организациях для каждого муниципального образования, находящегося на

    территории Калининградской области, в зависимости от условий присмотра

    и ухода за детьми; (В редакции Закона Калининградской области

    14) установление порядка обращения за получением компенсации

    родителей (законных представителей) детей, посещающих образовательные

    организации, реализующие образовательную программу дошкольного

    образования, и порядка ее выплаты;

    15) обеспечение получения профессионального обучения обучающимися

    с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами

    умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего

    16) утверждение порядка установления организациям, осуществляющим

    образовательным программам среднего профессионального и высшего

    образования, контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований

    17) определение случаев и порядка обеспечения питанием

    обучающихся за счет областного бюджета;

    17-1) определение размера и порядка выплаты компенсации затрат

    родителей (законных представителей) на организацию обучения

    детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому.

    (Дополнен — Закон Калининградской области от 25.11.2015 № 473)

    18) осуществление иных установленных федеральным

    законодательством полномочий в сфере образования.

    3. Компетенция органа исполнительной власти Калининградской

    области, осуществляющего государственное управление в сфере

    образования, в том числе государственный контроль (надзор) в сфере

    1) организация обеспечения муниципальных образовательных

    организаций и образовательных организаций Калининградской области

    учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников,

    рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную

    аккредитацию образовательных программ начального общего, основного

    общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими

    образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к

    использованию при реализации указанных образовательных программ;

    2) обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на

    уровне Калининградской области;

    3) участие в проведении экспертизы учебников, рекомендуемых к

    использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию

    образовательных программ начального общего, основного общего, среднего

    общего образования, в целях обеспечения учета региональных и

    этнокультурных особенностей Калининградской области;

    4) установление порядка признания организаций региональными

    5) формирование аттестационных комиссий для проведения аттестации

    педагогических работников в целях установления квалификационной

    категории педагогических работников государственных, муниципальных и

    частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

    6) создание государственной экзаменационной комиссии для

    проведения государственной итоговой аттестации по образовательным

    программам основного общего и среднего общего образования на

    территории Калининградской области;

    7) обеспечение проведения государственной итоговой аттестации по

    образовательным программам основного общего и среднего общего

    образования на территории Калининградской области;

    8) осуществление аккредитации граждан в качестве общественных

    наблюдателей в целях обеспечения соблюдения порядка проведения

    государственной (итоговой) аттестации по образовательным программам

    основного общего и среднего общего образования на территории

    9) определение случаев и порядка организации индивидуального

    отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные

    образовательные организации для получения основного общего и среднего

    общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов

    или для профильного обучения;

    10) определение случаев и порядка обеспечения форменной одеждой и

    иным вещевым имуществом (обмундированием) обучающихся за счет

    11) определение размера и порядка выплаты компенсации

    педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по

    решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении

    единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от

    основной работы на период проведения единого государственного

    экзамена, за работу по подготовке и проведению единого

    12) утверждение типовых требований к одежде обучающихся в

    государственных и муниципальных организациях, осуществляющих

    образовательную деятельность по образовательным программам начального

    общего, основного общего и среднего общего образования;

    13) создание, формирование и (или) ведение государственных

    информационных систем Калининградской области в сфере образования в

    рамках своих полномочий; организация формирования и ведения

    региональной информационной системы обеспечения проведения

    государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные

    образовательные программы основного общего и среднего общего

    14) создание условий для организации проведения независимой

    оценки качества образовательной деятельности организаций,

    осуществляющих образовательную деятельность;

    15) государственный контроль (надзор) в сфере образования за

    деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность

    на территории Калининградской области (за исключением организаций,

    указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона «Об

    образовании в Российской Федерации»), а также органов местного

    самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на

    16) лицензирование образовательной деятельности организаций,

    осуществляющих образовательную деятельность на территории

    Калининградской области (за исключением организаций, указанных в

    пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона «Об образовании в

    17) государственная аккредитация образовательной деятельности

    организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории

    18) подтверждение документов об образовании и (или) о

    (Пункт в редакции Закона Калининградской области

    4. (Утратил силу — Закон Калининградской области

    5. Органы государственной власти Калининградской области имеют

    право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по

    организации питания обучающихся в муниципальных образовательных

    организациях и обучающихся в частных общеобразовательных организациях

    по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным

    программам, а также предоставление государственной поддержки

    дополнительного образования детей в муниципальных образовательных

    6. Органы исполнительной власти Калининградской области вправе

    обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего

    образования в государственных образовательных организациях высшего

    образования Калининградской области.

    Глава 2. ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

    Статья 5. Принципы развития системы образования в Калининградской

    1. Система образования Калининградской области является частью

    системы образования Российской Федерации.

    2. Развитие системы образования в Калининградской области

    основывается на следующих принципах:

    1) обеспечение права каждого человека на образование в течение

    всей жизни в соответствии с потребностями личности, недопустимость

    дискриминации в сфере образования;

    2) обеспечение интересов детей в системе образования

    3) доступность качественного образования в различных

    организациях, осуществляющих образовательную деятельность на

    4) обеспечение воспитания, способствующего становлению

    нравственных идеалов и ценностей, уважению прав и свобод человека,

    направленность на развитие индивидуальности человека;

    5) защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций

    народов, проживающих на территории Калининградской области;

    6) информационная открытость и публичная отчетность

    Статья 6. Региональная программа развития образования

    1. С целью развития образования в Калининградской области,

    обеспечения прав и гарантий получения качественного образования на

    территории Калининградской области разрабатывается и реализуется

    региональная программа развития образования.

    2. (Утратил силу — Закон Калининградской области

    Статья 7. Инфраструктура системы образования Калининградской

    1. Инфраструктуру системы образования Калининградской области

    1) государственные образовательные организации Калининградской

    области, муниципальные образовательные организации;

    2) осуществляющие образовательную деятельность научные

    организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без

    попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление

    и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание,

    юридические лица и индивидуальные предприниматели;

    3) организации, осуществляющие научно-методическое, методическое,

    ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной

    деятельности и управления системой образования, оценку качества

    образования; в инфраструктуру системы образования в Калининградской

    области входят библиотеки, столовые, общежития, спортивные сооружения

    и другие организации и объекты, обеспечивающие функционирование

    2. В целях координации действий организаций, осуществляющих

    образовательную деятельность, обеспечения качества и развития

    содержания образования в системе образования Калининградской области

    органом исполнительной власти Калининградской области, осуществляющим

    государственное управление в сфере образования, создаются

    3. Учебно-методические объединения Калининградской области

    осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями,

    утверждаемыми органом исполнительной власти Калининградской области,

    осуществляющим государственное управление в сфере образования.

    В состав учебно-методических объединений на добровольных началах

    входят педагогические работники, научные работники и другие работники

    организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных

    организаций, действующих в системе образования, в том числе

    Статья 8. Инновационная деятельность в сфере образования

    1. Инновационная деятельность осуществляется в Калининградской

    области в форме реализации инновационных проектов и программ

    организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными

    действующими в сфере образования организациями, а также их

    В целях создания условий для реализации инновационных проектов и

    программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития

    системы образования, организации, указанные в абзаце первом настоящего

    пункта, реализующие указанные инновационные проекты и программы,

    признаются региональными инновационными площадками и составляют

    инновационную инфраструктуру в системе образования Калининградской

    2. Орган исполнительной власти Калининградской области,

    осуществляющий государственное управление в сфере образования,

    определяет порядок признания организаций региональными инновационными

    площадками, а также утверждает перечень региональных инновационных

    3. Поддержка (финансовая, материально-техническая,

    информационная) организаций, признанных региональными инновационными

    площадками, осуществляется в соответствии с нормативными правовыми

    актами Калининградской области.

    Статья 9. Информационная открытость. Мониторинг в системе

    обеспечивает открытость и доступность информации о системе

    образования, в том числе посредством размещения информации на

    официальном сайте органа исполнительной власти Калининградской

    образования, в сети Интернет.

    обеспечивает осуществление мониторинга в системе образования на

    3. Результаты мониторинга в виде итогового (годового) отчета о

    состоянии и перспективах развития образования в Калининградской

    области ежегодно публикуются на официальном сайте органа

    исполнительной власти Калининградской области, осуществляющего

    государственное управление в сфере образования, в сети Интернет.

    Статья 10. Особенности финансового обеспечения оказания

    государственных и муниципальных услуг в сфере образования в

    1. Реализация полномочий органов государственной власти

    Калининградской области, указанных в пунктах 2, 3 статьи 4 настоящего

    Закона, финансируется за счет средств областного бюджета.

    2. Нормативы финансирования и нормативные затраты в расчете на

    одного обучающегося по государственным или муниципальным услугам в

    сфере образования, финансируемым за счет областного бюджета,

    определяются органом исполнительной власти Калининградской области,

    3. Для малокомплектных образовательных организаций и

    образовательных организаций, расположенных в сельских населенных

    пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы,

    нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных

    услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты

    на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от

    Малокомплектной дошкольной образовательной организацией является

    образовательная организация, расположенная в сельском населенном

    пункте и удаленная от иных образовательных организаций, реализующих

    основные общеобразовательные программы дошкольного образования, более

    чем на 20 километров, численность обучающихся в которой составляет

    менее 25 человек.

    Малокомплектной общеобразовательной организацией является

    общеобразовательная организация, расположенная в сельском населенном

    пункте и реализующая основные общеобразовательные программы начального

    общего, основного общего образования, удаленная от других

    образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные

    программы соответствующего уровня, сверх норм пешеходной и

    транспортной доступности, предусмотренных государственными

    санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, имеющая

    численность обучающихся в каждом классе менее 10 человек.

    Глава 3. ОБУЧАЮЩИЕСЯ

    Статья 11. Обеспечение обучающихся учебниками и учебными

    1. Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за

    счет средств областного бюджета в пределах федеральных

    государственных образовательных стандартов, бесплатно предоставляются

    в пользование на время получения образования учебники и учебные

    пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и

    осуществляющий государственное управление в сфере образования

    Калининградской области, организует обеспечение муниципальных

    образовательных организаций и государственных образовательных

    организаций учебниками в соответствии с федеральным перечнем

    учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих

    государственную аккредитацию образовательных программ начального

    общего, основного общего, среднего общего образования организациями,

    осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями,

    допущенными к использованию при реализации указанных образовательных

    Статья 12. Обеспечение питанием и вещевым имуществом

    1. Право на бесплатное питание в государственных образовательных

    организациях Калининградской области и муниципальных образовательных

    1) обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья;

    2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

    3) обучающиеся, осваивающие интегрированные образовательные

    программы в области физической культуры и спорта, дополнительные

    предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта;

    4) обучающиеся, находящиеся в трудной жизненной ситуации, на

    основании заявления несовершеннолетнего, его родителей (законных

    представителей) либо по ходатайству администрации образовательной

    организации или комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

    Порядок отнесения обучающихся государственных образовательных

    организаций Калининградской области и муниципальных образовательных

    организаций к категории обучающихся, находящихся в трудной жизненной

    ситуации, для реализации ими права на предоставление бесплатного

    питания, а также порядок предоставления и рассмотрения заявлений и

    ходатайств о предоставлении бесплатного питания устанавливаются

    постановлением Правительства Калининградской области.

    5) обучающиеся государственных образовательных организаций

    Калининградской области по основным образовательным программам

    дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью

    подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной

    государственной службе, проживающие в образовательной организации.

    (Дополнен — Закон Калининградской области от 15.07.2014 г. N 334)

    2. Обеспечение питанием обучающихся в государственных

    образовательных организациях Калининградской области и муниципальных

    общеобразовательных организациях за счет средств областного бюджета

    осуществляется в порядке и по нормативам, установленным Правительством

    3. Обучающиеся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без

    попечения родителей, обучающиеся с ограниченными возможностями

    здоровья, проживающие в организациях, осуществляющих образовательную

    деятельность, обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и

    жестким инвентарем в соответствии с нормативными правовыми актами

    4. Обучающиеся государственных образовательных организаций

    основного общего и среднего общего образования, интегрированным с

    государственной службе, проживающие в образовательной организации,

    обеспечиваются форменной одеждой и иным вещевым имуществом

    (обмундированием), за счет средств областного бюджета в порядке,

    установленном органом исполнительной власти Калининградской области,

    осуществляющим государственное управление в сфере образования. (В

    редакции Закона Калининградской области от 06.11.2014 г. N 355)

    Статья 13. Стипендиальное обеспечение

    1. Обучающимся государственных профессиональных образовательных

    организаций Калининградской области и государственных образовательных

    организаций высшего образования Калининградской области

    предоставляются стипендии в соответствии с Федеральным законом «Об

    образовании в Российской Федерации».

    2. Порядок назначения государственных академических стипендий

    студентам, государственных социальных стипендий студентам, обучающимся

    по очной форме обучения за счет средств областного бюджета,

    устанавливается Правительством Калининградской области.

    3. Нормативы для формирования стипендиального фонда за счет

    средств областного бюджета устанавливаются Правительством

    4. В Калининградской области за счет средств областного бюджета

    учреждаются следующие именные стипендии:

    1) стипендии Губернатора Калининградской области для одаренных

    детей и талантливой молодежи в сфере образования, науки, культуры,

    спорта, социально значимой и общественной деятельности;

    2) социальные стипендии Губернатора Калининградской области.

    Стипендии, указанные в настоящем пункте, назначаются и

    выплачиваются в порядке, установленном указами Губернатора

    Статья 14. Организация обучения на дому и в медицинских

    1. Орган исполнительной власти Калининградской области,

    совместно с органом исполнительной власти Калининградской области,

    осуществляющим государственное управление в сфере здравоохранения,

    устанавливает порядок регламентации и оформления отношений

    государственной и муниципальной образовательной организации и

    родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в

    длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации

    обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в

    2. Указанный порядок должен гарантировать доступность обучения по

    основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских

    организациях для всех обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а

    также для детей-инвалидов, проживающих на территории Калининградской

    Статья 15. Особенности получения образования для лиц, проявивших

    1. В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся

    способности, органом исполнительной власти Калининградской области,

    осуществляющим государственное управление в сфере образования,

    организуются и проводятся олимпиады и иные интеллектуальные и (или)

    творческие конкурсы, физкультурные мероприятия и спортивные

    мероприятия (далее — конкурсы), направленные на выявление и развитие у

    обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей

    к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной

    (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности,

    физкультурно-спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний,

    творческих и спортивных достижений.

    2. Обучающиеся принимают участие в конкурсах на добровольной

    Взимание платы за участие в региональных олимпиадах и иных

    конкурсах не допускается.

    3. Для лиц, проявивших выдающиеся способности, предусматриваются

    стипендии Губернатора Калининградской области для одаренных детей и

    талантливой молодежи в сфере образования, науки, культуры, спорта,

    социально значимой и общественной деятельности.

    Критерии и порядок отбора лиц, проявивших выдающиеся способности,

    порядок предоставления таких денежных поощрений за счет средств

    областного бюджета определяются указом Губернатора Калининградской

    4. В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся

    способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной деятельности,

    научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой

    деятельности и физкультурно-спортивной деятельности, в Калининградской

    области создаются государственные образовательные организации

    Калининградской области, имеющие право реализации основных и

    дополнительных образовательных программ, не относящиеся к типу таких

    образовательных организаций. Порядок комплектования указанных

    образовательных организаций обучающимися устанавливается учредителями

    соответствующих образовательных организаций с учетом уровня и

    направленности реализуемых образовательными организациями

    образовательных программ, обеспечивающих развитие интеллектуальных,

    творческих и прикладных способностей обучающихся в образовательных

    Глава 4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ

    Статья 16. Возмещение расходов педагогическим работникам в

    Педагогическим работникам образовательных организаций

    Калининградской области и муниципальных образовательных организаций,

    проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих

    поселках (поселках городского типа), в соответствии с

    законодательством Калининградской области предоставляется компенсация

    расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения за счет

    средств областного бюджета.

    Статья 17. Компенсация за работу по подготовке и проведению

    единого государственного экзамена

    1. Педагогическим работникам образовательных организаций,

    участвующим по решению органа исполнительной власти, осуществляющего

    государственное управление в сфере образования, в проведении единого

    государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной

    работы на период проведения единого государственного экзамена,

    предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым

    законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

    2. Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого

    государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по

    подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и

    порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются органом

    исполнительной власти Калининградской области, осуществляющим

    государственное управление в сфере образования, за счет средств

    областного бюджета, выделяемых на подготовку и проведение единого

    Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 18. Вступление настоящего Закона в силу

    1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 сентября 2013 года, за

    исключением подпунктов 3, 6 пункта 2 статьи 4 настоящего Закона,

    вступающих в силу 1 января 2014 года.

    2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признаются

    1) Закон Калининградской области от 5 февраля 1998 года N 48 «Об

    2) Закон Калининградской области от 23 марта 1999 года N 117 «О

    3) Закон Калининградской области от 21 декабря 2001 года N 103 «О

    4) Закон Калининградской области от 18 октября 2004 года N 429 «О

    5) Закон Калининградской области от 12 июля 2006 года N 50 «О

    6) Закон Калининградской области от 28 декабря 2006 года N 112 «О

    внесении изменений в Закон Калининградской области «Об образовании»;

    7) статья 1 Закона Калининградской области от 10 декабря 2007

    года N 208 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты

    8) Закон Калининградской области от 12 мая 2008 года N 240 «О

    внесении изменений и дополнений в Закон Калининградской области «Об

    9) статья 2 Закона Калининградской области от 22 декабря 2008

    года N 311 «О внесении изменений в отдельные законы Калининградской

    10) Закон Калининградской области от 2 июня 2009 года N 346 «О

    11) Закон Калининградской области от 11 ноября 2011 года N 50 «О

    12) статья 1 Закона Калининградской области от 12 мая 2012 года N

    108 «О внесении изменений в отдельные законы Калининградской

    13) Закон Калининградской области от 22 октября 2012 года N 151

    «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об

    14) Закон Калининградской области от 17 декабря 2004 года N 475

    «О внесении дополнения в Закон Калининградской области «Об

    15) Закон Калининградской области от 10 марта 2005 года N 509 «Об

    16) статья 23 Закона Калининградской области от 29 ноября 2005

    года N 696 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты

    17) статья 1 Закона Калининградской области от 24 мая 2006 года N

    10 «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об

    установлении размера стипендий студентов и учащихся областных

    государственных образовательных учреждений Калининградской области

    среднего и начального профессионального образования»;

    18) Закон Калининградской области от 2 ноября 2007 года N 186 «О

    внесении изменения в Закон Калининградской области «Об установлении

    размера стипендий студентов и учащихся областных государственных

    начального профессионального образования»;

    19) Закон Калининградской области от 22 декабря 2008 года N 316

    «О внесении изменения в Закон Калининградской области «Об установлении

    образовательных учреждений Калининградской области среднего и

    начального профессионального образования».

    3. С 1 января 2014 года признаются утратившими силу:

    1) Закон Калининградской области от 26 марта 2007 года N 124 «О

    нормативах бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений»;

    2) Закон Калининградской области от 28 декабря 2007 года N 215 «О

    внесении изменений и дополнений в Закон Калининградской области «О

    3) Закон Калининградской области от 12 мая 2008 года N 241 «О

    внесении дополнения в Закон Калининградской области «О нормативах

    бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений»;

    4) Закон Калининградской области от 10 декабря 2012 года N 175 «О

    внесении изменений в Закон Калининградской области «О нормативах

    5) Закон Калининградской области от 12 мая 2012 года N 112 «О

    нормативе бюджетного финансирования на предоставление услуги по

    воспитанию и обучению детей-инвалидов в муниципальных дошкольных

    6) Закон Калининградской области от 27 ноября 2002 года N 205 «Об

    утверждении региональных нормативов финансирования специальных

    (коррекционных) образовательных учреждений — школ-интернатов для

    обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

    7) Закон Калининградской области от 31 декабря 2003 года N 350 «О

    внесении изменений в Закон Калининградской области «Об утверждении

    воспитанников с отклонениями в развитии»;

    8) Закон Калининградской области от 10 марта 2005 года N 510 «О

    региональных нормативов финансирования специальных (коррекционных)

    образовательных учреждений — школ-интернатов для обучающихся,

    9) Закон Калининградской области от 11 мая 2011 года N 2 «О

    нормативных затратах на оказание государственных услуг по реализации

    федерального государственного образовательного стандарта общего

    образования и оплату услуг по содержанию воспитанников в

    10) Закон Калининградской области от 11 ноября 2011 года N 53 «О

    внесении изменений в Закон Калининградской области «О нормативных

    оплату услуг по содержанию воспитанников в государственных

    11) Закон Калининградской области от 26 декабря 2012 года N 193

    «О внесении изменений в Закон Калининградской области «О нормативных

    затратах на оказание государственных услуг по реализации федерального

    государственного образовательного стандарта общего образования и

    shkola25.ru