Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ «Об энергосбережении» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ
«Об энергосбережении»

С изменениями и дополнениями от:

5 апреля 2003 г., 18 декабря 2006 г., 23 июля, 30 декабря 2008 г.

Принят Государственной Думой 13 марта 1996 года

Одобрен Советом Федерации 20 марта 1996 года

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности в области энергосбережения, в целях создания экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов.

3 апреля 1996 г.

Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности в области энергосбережения, в целях создания экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов.

Законом энергосбережение определяется как реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.

Закреплены основные принципы энергосберегающей политики государства. Установлено, что разработка энергосберегающей политики государства осуществляется в порядке, определяемом Правительством. Установлен порядок проведения энергетических обследований организаций.

Вводится обязательный учет объема добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 10 апреля 1996 г. N 68, в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 апреля 1996 г. N 15 ст. 1551

Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ «Об энергосбережении»

5 апреля 2003 г.

О мерах по стимулированию энергосбережения в России см. постановление Правительства РФ от 15 июня 1998 г. N 588

См. Энергетическую стратегию России на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2003 г. N 1234-р

Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ «Об энергосбережении»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. N 42-ФЗ

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

base.garant.ru

Федеральный закон от 3 апреля 1996 № 28 — ФЗ “Об энергосбережении”

Скачивание файла

Введите число с картинки:

Поделись с друзьями!

Комментарии

Смотрите также

Щелоков Я.М. Энергетическое обследование: Том 2. Электротехника

Справочное издание. Екатеринбург: УрФУ, 2011. 243 с. [doc]

Федеральный закон от 23.11.1009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ввел обязательность проведения энергетических обследований для большинства.

Щелоков Я.М., Данилов Н.И. Энергетическое обследование: Том 1. Теплоэнергетика

Справочное издание. Екатеринбург: УрФУ, 2011. 243 с.

Федеральный закон от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ввел обязательность проведения энергетических обследований для большинства юриди.

Федеральный закон РФ от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Данилов О.Л. Энергосбережение в теплоэнергетике и теплотехнологиях

М.: Московский энергетический институт (Технический университет), 2010 г. — 226 стр.

Актуальность энергосбережения в России и в мире.
Состояние с производством и потреблением топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в мире и в России.
Состояние энергетики страны.
Проблема повышения .

М.: Московский энергетический институт (Технический университет), 2010. — 188 с.

Материалы курса могут быть использованы для самостоятельной подготовки или переподготовки специалистов, занимающихся вопросами использования тепловой и электрической энергии, в том числе работниками отделений Госэнергонадзора Минтопэнерго Р.

Без автора. Энергосбережение в учреждениях РАН

Грицевич И.Г., Матросов Ю.А., Львова Е.Л. Развитие низкоуглеродной и энергоэффективной экономики

Методические рекомендации по соблюдению государственными (муниципальными) учреждениями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности

Москва, 2010. — 17 с.

Содержание.
Общие положения.
Требования энергетической эффективности, предъявляемые к государственным (муниципальным) учреждениям.
Требование по снижению объема потребляемых энергетических ресурсов.
Завершение мероприятий по оснащению приборами учета.
Обязательное энергетическое.

СО 34.09.165-00 (РД 153-34.2-09.165-00) Типовая программа проведения энергетических обследований гидроэлектростанций

Разработано Открытым акционерным обществом «Фирма по наладке, совершенствованию технологии и эксплуатации электростанций и сетей ОРГРЭС»
Исполнитель Г. С. КИСЕЛЕВ
Утверждено Департаментом стратегии развития и научно-технической политики РАО «ЕЭС России» 04.05.2000 г.
Начальник Ю. Н. КУЧЕРОВ

Согласовано с Деп.

Гриценко В.И., Усманский Ю.Т. Энергосбережение в теплоэнергетике и теплотехнологиях

Изд-во ОмГТУ, 2007. – 120 с.
Актуальность энергосбережения в мире и России. Проблемы и постановка задач в этом направлении.

Законодательно-правовая и нормативная база энергосбережения с учетом правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических факторов.

www.studmed.ru

Пояснительная записка к проекту федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» (Комитет Государственной Думы по энергетике)

Федеральный закон «Об энергосбережении» от 3 апреля 1996 года N 28-ФЗ (далее – Закон) действует уже свыше 10 лет. Основным недостатком действующего Закона является его общий, декларативный характер.

Предлагаемым законопроектом вводятся понятия энергосбережения, энергосберегающих технологий и повышения энергетической эффективности и устанавливаются отношения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также соответствующие меры в целях защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации путем создания условий для сохранения невозобновляемых природных ресурсов Российской Федерации, а также охраны окружающей среды Российской Федерации.

Предусмотренная законопроектом реализация мер государственного регулирования в области использования энергетических ресурсов предусматривает установление:

порядка определения нормативной энергоемкости технологических процессов и помещений, а также фактической энергоемкости устройств и помещений;

порядка определения коэффициента энергоэффективности допускаемых к обороту Российской Федерации устройств, а также категорий устройств, определение коэффициента энергоэффективности которых является обязательным;

обязанности производителя (импортера) допускаемых к обороту Российской Федерации устройств, оформлять энергетическую декларацию, содержащую сведения об энергоемкости соответствующих устройств;

порядка определения коэффициента энергоэффективности вводимых в эксплуатацию помещений, а также категорий помещений, определение коэффициента энергоэффективности которых является обязательным;

запрета на ввоз в Российскую Федерацию, а также производство и оборот в Российской Федерации устройств, определение коэффициента энергоэффективности которых является обязательным и коэффициент энергоэффективности которых не соответствует необходимому уровню, установленному в соответствии с настоящим Федеральным законом;

запрета на введение в эксплуатацию помещений, определение коэффициента энергоэффективности которых является обязательным и коэффициент энергоэффективности которых не соответствует необходимому уровню, установленному в соответствии с настоящим Федеральным законом;

обязанности пользователей устройств и помещений, определение коэффициента энергоэффективности которых является обязательным, представлять в уполномоченный орган государственной власти сведения о коэффициентах энергоэффективности используемых ими устройств и помещений;

порядка проверки предоставленных пользователями устройств и помещений, определение коэффициента энергоэффективности которых является обязательным, сведений о коэффициентах энергоэффективности используемых ими устройств и помещений, а также оснований и порядка применения мер ответственности за уклонение от предоставления таких сведений, либо предоставление сведений, не соответствующих действительности;

порядка расчета размера и взимания платежа с пользователей устройств и помещений, определение коэффициента энергоэффективности которых является обязательным и коэффициент энергоэффективности которых не соответствует достаточному уровню, установленному в соответствии с настоящим Федеральным законом;

порядка контроля за своевременностью и полнотой внесения платежа с пользователей устройств и помещений, определение коэффициента энергоэффективности которых является обязательным и коэффициент энергоэффективности которых не соответствует нормативному уровню, установленному в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также оснований и порядка применения мер ответственности за несвоевременное внесение данного платежа;

освобождения от обязательного определения коэффициента энергоэффективности в отношении устройств и помещений, фактическая энергоемкость которых более чем на 50 процентов обеспечивается за счет вторичных и возобновляемых энергетических ресурсов, а также альтернативных источников топлива;

порядка и оснований предоставления бюджетных субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим разработку и внедрение устройств и проектов помещений, коэффициент энергоэффективности которых соответствует высокому уровню, установленному в соответствии с настоящим Федеральным законом, энергосберегающих технологий, а также устройств и проектов помещений, энергоемкость которых в полном объеме обеспечивается за счет вторичных и возобновляемых энергетических ресурсов, а также альтернативных источников топлива. Приоритетно механизм субсидирования будет применяться в отношении проектов экономии природного газа, электроэнергии и тепла исходя из имеющихся возможностей осуществлять достоверный учет потребления этих видов энергоресурсов.

Законопроектом предусматривается создание государственного реестра данных об энергосбережении и повышении энергетической эффективности — систематизированный свод документированной информации о производстве и потреблении энергии в объемах и составе, необходимых для реализации мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Законопроектом предлагаются меры, содействующие повышению энергетической эффективности в домашних или подсобных хозяйствах. Среди них – информирование населения о способах осуществления энергосбережения и повышения энергетической эффективности, регулирование торговли устройствами с целью стимулирования внедрения устройств, соответствующих нормативной энергоемкости технологического процесса или нормативной энергоемкости помещения, планирование и осуществление адресной поддержки отдельным группам населения для приобретения энергоэффективных устройств.

В целях определения целевых заданий пользователям устройств и помещений снижению энергоемкости устройств и помещений, в том числе, по снижению потребления невозобновляемых энергетических ресурсов, увеличения уровня полезного использования вторичного энергетического ресурса, экономии энергии при производстве материальных и иных благ законопроектом предусматривается планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности — в федеральном плане энергосбережения и повышения энергетической эффективности, планах энергосбережения и повышения энергетической эффективности субъектов Российской Федерации, планах энергосбережения и повышения энергетической эффективности муниципальных образований.

На основании планов энергосбережения и повышения энергоэффективности осуществляется установление целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности и планирование объемов и способов предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для осуществления мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Реализация положений законопроекта требует внесения изменений в федеральное законодательство, признания утратившим силу Федерального закона от 03.04.1996 года № 28-ФЗ «Об энергосбережении», принятия нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

распечатать | скачать бесплатно Пояснительная записка к проекту федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» (Комитет Государственной Думы по энергетике), Неофициальная редакция

скачать архив.zip(7 кБт)

Примечание для пользователей нормативными документами, размещенных в различных разделах сайта:
В связи с тем, что на нашем сайте размещены не официальные редакции текстов нормативных документов, при решении юридических вопросов необходимо обращаться к официально публикуемым документам и изменениям в них по состоянию на момент принятия решений.

www.energosovet.ru

Всероссийский муниципальный форум

  • Единственное в стране

    издание о государственной

    и методологов страны

    Нас читает вся страна

    В ноябре 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он стал новой попыткой государства повысить эффективность как экономики в целом, так и расходования бюджетных средств за счет внедрения энергосберегающих технологий.
    Анна Сергеевна КАРАСЕВА, руководитель юридической службы компании «Центр исследования бюджетных отношений»

    План реализации

    Федеральный закон № 261-ФЗ регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, устанавливая правовые, экономические и организационные основы для проведения подобных работ. Можно констатировать, что с принятием этого закона получили правовое закрепление некоторые новые подходы и процедуры, необходимые для внедрения энергосберегающих технологий, связанные:

    • с обеспечением энергетической эффективности при обороте товаров;
    • с обеспечением энергетической эффективности зданий, строений, сооружений;
    • с повсеместным внедрением учета используемых энергетических ресурсов;
    • с расширением случаев проведения обязательных энергетических обследований;
    • с заключением и реализацией энергосервисных договоров (контрактов);
    • с энергосбережением в государственных (муниципальных) учреждениях;
    • с учетом энергетической эффективности при размещении заказов для государственных или муниципальных нужд.
    • Распоряжением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 1830-р был утвержден план мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Закона № 261-ФЗ (далее — План). В нем отражены мероприятия, охватывающие вышеозначенные направления деятельности. Помимо этого внимание уделено региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, формированию системы мониторинга повышения энергетической эффективности экономики, информационному обеспечению проводимых работ.
      Большинство мероприятий (всего в Плане содержится более 90 пунктов) должны быть реализованы уже в 2010 году, а значительная их часть — уже в первом квартале текущего года.

      Подзаконные акты в сфере повышения энергоэффективности

      Таблица 1. Требования к составу документов, которые необходимо принять на региональном и муниципальном уровнях

      Примерное наименование НПА/сфера правового регулирования

      Правовое основание (норма Федерального закона № 261-ФЗ)

      Обеспечение энерг оэффективности зданий, строений, сооружений, жилищного и дачного фонда

      Об утверждении перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности

      в отношении общего имущества собственников помещений

      в многоквартирных домах

      Об утверждении дополнительного перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности

      в отношении объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан

      ОИВ субъекта РФ

      Принятие данного акта является правом, но не обязанностью ОИВ субъекта РФ

      Обеспечение энергосбережения и повышения энерг оэффективности в отдельных организациях

      Об утверждении требований

      к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, реализуемым организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, цены (тарифы) на товары, услуги которых регулируются уполномоченным ОИВ субъекта РФ

      Государственная поддержка в области энергосбережения и повышения энерг оэффективности

      Статья 43 создает в том числе новую редакцию ст.4 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»

      в области энергосбережения

      Должны быть утверждены до 1 августа 2010 года

      Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности в отдельных организациях

      к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, реализуемым организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, цены (тарифы) на товары, услуги которых регулируются уполномоченным ОМСУ

      Государственная поддержка в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

      Об установлении социальной нормы потребления населением энергетических ресурсов

      и дифференцированных тарифов с учетом социальной нормы потребления электрической энергии

      Принятие данного акта является правом, но не обязанностью ОМСУ

      Об определении размера инвестированного капитала

      Ст. 43 создает в том числе новую редакцию ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»

      и повышения энергетической эффективности

      ст. 14, ч. 3 ст. 48

      Должна быть утверждена до 1 августа 2010 года

      На сегодняшний день на федеральном уровне приняты следующие подзаконные правовые акты.
      1 Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1220 «Об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг».
      2 Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1221 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд». В качестве органа, уполномоченного устанавливать требования энергетической эффективности товаров, работ и услуг для указанных целей, определено Минэкономразвития России. Также в постановлении приводятся виды товаров, в отношении которых должны быть установлены требования энергетической эффективности, и показатели, которые должны указываться в требованиях энергоэффективности.
      3 Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1222 «О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара».
      4 Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. № 67 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». Предлагаемые изменения и дополнения актов Правительства РФ направлены на определение полномочий некоторых федеральных органов исполнительной власти в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности. В частности, Минэнерго России уполномочено вырабатывать государственную политику в области энергосбережения и повышения энергоэффективности по вопросам проведения энергетических обследований, учета используемых ресурсов. Роспотребнадзор уполномочен контролировать соблюдение требований о включении информации о классе энергоэффективности товара в техническую документацию и в маркировку. ФАС России будет следить за соблюдением правил установки приборов учета, заключения соответствующих договоров.
      Определен федеральный орган исполнительной власти, занимающийся выработкой государственной политики и нормативно-правовым регулированием в сфере повышения энергоэффективности экономики регионов и муниципальных образований. Это Минрегион России. В числе дополнительных задач министерства — определение требований к энергоэффективности зданий, строений, сооружений.
      Достаточно широкие полномочия закреплены за Минэкономразвития России в сферах обеспечения энергетической эффективности при размещении заказов для государственных или муниципальных нужд; обеспечения энергосбережения и повышения энергоэффективности в бюджетных учреждениях, организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности; повышения энергоэффективности экономики Российской Федерации. Минпромторговли России осуществляет аналогичное регулирование при обороте товаров и в рамках исполнения этой функции утверждает, в частности, правила определения классов энергоэффективности товаров.
      5 Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». Важным шагом на пути полномасштабной реализации Федерального закона № 261-ФЗ является требование о разработке и утверждении до 1 августа 2010 года региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Именно программный метод, отличающийся такими характеристиками, как определение объемов бюджетных ассигнований в зависимости от поставленных целей и задач, использование системы показателей для определения эффективности, позволит системно и комплексно осуществлять мероприятия в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности.
      Требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности сформулированы в ст. 14 Закона № 261-ФЗ, а более детально — в указанном постановлении. В частности, определены перечень целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (как общих, так и касающихся отдельных ви
      дов энергетических ресурсов и секторов — бюджетного, жилищного, транспортного, коммунальной инфраструктуры), а также перечень и сроки выполнения мероприятий по энерго­сбережению и повышению энергетической эффективности, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств.
      Минрегиону России поручено разработать методику расчета значений показателей, в том числе в сопоставимых условиях. Показатели могут корректироваться региональными и местными органами власти с учетом фактически достигнутых результатов реализации программ и изменения социально-экономической ситуации. Планируемые и фактически достигнутые в ходе реализации программ показатели должны рассчитываться для каждого года на протяжении всего срока выполнения предполагаемых мероприятий.
      6Приказом Минэкономразвития России от 17 февраля 2010 г. № 61 был утвержден примерный перечень мероприятий в области энерго­сбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки соответствующих региональных и муниципальных программ.
      Необходимо учитывать, что в настоящее время в ряде субъектов РФ уже действуют программы в сфере повышения энергоэффективности, которые необходимо будет привести в соответствие требованиям нового федерального законодательства. К таким субъектам РФ относятся, например, республики Алтай, Башкортостан, Мордовия, Татарстан, Чеченская и Чувашская республики, Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края, Брянская, Владимирская, Костромская, Курская, Новгородская, Омская, Ростовская, Рязанская, Саратовская, Тверская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская области, город Москва.
      Следует отметить, что п. 70 вышеупомянутого Плана содержит поручение Минфину, Минэнерго, Минрегиону и Минэкономразвития России до конца первого полугодия 2010 года рассмотреть вопрос о выделении субсидий из федерального бюджета на реализацию наиболее эффективных региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Подобное софинансирование программ со стороны Федерации можно рассматривать как один из методов стимулирования регионов к проведению работ в области энергоэффективности.

      Энергосбережение в бюджетном секторе

      Особый интерес в рамках реализации Федерального закона № 261-ФЗ представляет вопрос об обеспечении энергосбережения и повышения энергетической эффективности государственными (муниципальными) учреждениями. Они, в частности, до 15 мая 2010 года обязаны принять программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, обеспечить проведение энергетических обследований (до конца 2012 года), планомерно сокращать потребление энергетических ресурсов.
      Существующая в настоящее время негативная динамика показателей энергоэффективности в бюджетной сфере объясняется прежде всего отсутствием стимулов к энергосбережению как на уровне ГРБС, так и на уровне подведомственных бюджетополучателей. Это связано с используемым механизмом планирования расходов на коммунальные услуги, исходя из ранее достигнутых объемов бюджетного финансирования, ежегодно увеличиваемых на индекс-дефлятор. Кроме того, экономия, получаемая в случае проведения учреждением мероприятий по энергосбережению, как правило, изымается и уровень бюджетного финансирования на следующий бюджетный цикл сокращается на величину этой экономии. В таких условиях какие-либо стимулы к снижению потребления энергоресурсов по инициативе получателей бюджетных средств просто отсутствуют. К тому же проблема усугублялась отсутствием необходимой правовой базы.
      После принятия Федерального закона № 261-ФЗ, внесшего значительные изменения в числе прочего в Бюджетный и Жилищный кодексы РФ, Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», появились необходимые правовые основы для проведения работ по повышению энергоэффективности в бюджетном секторе, в том числе посредством заключения и реализации энергосервисных договоров (контрактов). Указанные правовые основы прежде всего нашли отражение в ст. 21, 24, 33 и 44 Федерального закона № 261-ФЗ, определяющих механизмы и способы повышения энергоэффективности в государственных учреждениях.
      Необходимо учитывать, что полноценная интеграция механизмов энергосервисных договоров (контрактов) в бюджетный процесс, по нашему мнению, возможна при выполнении ряда условий, а именно:

      • обеспечение правовой возможности финансирования услуг по энергосбережению за счет части экономии бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям на оплату коммунальных услуг;
      • обеспечение гарантированного уровня финансирования услуг энергосервисных компаний на всем протяжении действия энергосервисного договора (контракта);
      • обеспечение экономических стимулов к энергосбережению для бюджетных учреждений;
      • создание правовых основ для обеспечения процедур заключения энергосервисных контрактов;
      • внедрение практики контроля и мониторинга за реализацией энергосервисных контрактов через механизмы государственного задания.
      • В связи с этим особое значение приобретает необходимость своевременного принятия соответствующих нормативно-правовых актов как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях, развивающих вышеперечисленные нормы Федерального закона № 261-ФЗ.
        Особый интерес представляют п. 57–59 Плана, закрепляющие необходимость:

        • разработки порядка определения объема снижения потребляемых бюджетным учреждением ресурсов в сопоставимых условиях для целей реализации требований Федерального закона № 261-ФЗ — в срок до 1 марта 2010 года;
        • подготовки разъяснений по вопросу использования бюджетными учреждениями средств, сэкономленных в результате мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности сверх установленного снижения на 3 % — в срок до 1 мая 2010 года;
        • разработка требований к условиям контракта на оказание энергосервисных услуг — в срок до 31 января 2010 года.

        Можно предположить, что появление указанных документов внесет большую ясность в вопрос об обеспечении энергосбережения и повышении энергетической эффективности бюджетными учреждениями. Важным аспектом проводимой в этом направлении работы должно стать проведение разъяснительной работы среди руководителей бюджетных учреждений о возможностях заключения энергосервисных контрактов и об особенностях закупки энергосервисных услуг.

        Заключение

        Учитывая опыт применения ныне утратившего силу Федерального закона от 3 апреля 1996 г. № 28-ФЗ «Об энергосбережении», можно утверждать, что от качества и своевременности принятия указанных подзаконных нормативно-правовых актов во многом будет зависеть успешность реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, предусмотренных новым законом. Наличие пробелов в правовом регулировании может стать одной из причин, не позволяющих системно и своевременно реализовывать нормы Федерального закона № 261-ФЗ.
        Своевременность реализации предусмотренных законом мер приобретает особое значение в связи расширением в Кодексе об административных правонарушениях РФ (ст. 9.16) состава правонарушений, за которые должностные лица и организации могут быть привлечены к административной ответственности. В числе подобных правонарушений — несоблюдение сроков проведения энергетических обследований (в том числе учреждений), непринятие программ в области энергосбережения, размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, не соответствующих требованиям к энергетической эффективности. В связи с этим к реализации рассматриваемого закона следует отнестись со всем вниманием и продуманно выполнять его нормы, учитывая при этом иные принимаемые меры по оптимизации бюджетных расходов и повышению качества услуг.

        bujet.ru