Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ
«О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»

С изменениями и дополнениями от:

17 июля 2011 г., 7 июня 2017 г.

Принят Государственной Думой 27 сентября 2002 года

Одобрен Советом Федерации 16 октября 2002 года

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 17 июля 2011 г. N 212-ФЗ преамбула настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2012 г.

Настоящий Федеральный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее — жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее — граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации

25 октября 2002 года

Закон устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам РФ, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года.

Жилищные субсидии предоставляются гражданам, имеющим общую продолжительность стажа работы в указанных районах и местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах РФ или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Право на получение таких субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья, и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет.

Размер жилищных субсидий определяется исходя из состава семьи, социальной нормы площади жилья, средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади в регионе вселения и норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

С 1 января 2003 г. утрачивает силу Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2003 г.

Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2003 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 31 октября 2002 г. N 207, в «Российской газете» от 31 октября 2002 г. N 207, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 октября 2002 г. N 43 ст. 4188

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 119-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 2011 г. N 212-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

base.garant.ru

Часто задаваемые вопросы по программе переселения из районов Крайнего Севера

1. Как правильно рассчитать стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включается ли в указанный стаж время работы граждан вахтовым методом?

Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со статьей 314 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом. В настоящее время ни законодательного акта, ни нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, регулирующего указанные вопросы не принято.

По данному вопросу имеется Письмо Роструда от 13.09.2006 №1597-6-0, в котором отмечено, что порядок определения стажа работы в районах Крайнего Севера регулируется в соответствии с Инструкцией о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 №2. Согласно положениям пункта 5.1 данной Инструкции следует, что в стаж работы, дающий право на получение льгот, включаются календарные дни работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, а также фактические дни нахождения в пути от места нахождения предприятия к месту работы и обратно. При этом период работы вахтовым методом приравнивается к календарным дням работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

2. Имеет ли право на получение государственного жилищного сертификата гражданин, выезжающий (выехавший) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, у которого в ходе инвентаризации очереди было выявлено наличие жилья в собственности, приобретенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на собственные средства?

Порядок и условия обеспечения жильем граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регламентируются положениями Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Основные условия, которым должен соответствовать гражданин при определении наличия у него права на получение государственного жилищного сертификата изложены в статье 1 указанного законодательного акта:

гражданин, должен прибыть в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г.;

стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должен составлять не менее 15 лет;

у гражданина должно отсутствовать жилье для постоянного проживания за пределами субъекта Российской Федерации, где он состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилищной субсидии, предусмотренной Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ, либо гражданин при условии такого жилья должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий;

гражданин не получал каких-либо субсидий (социальных выплат) для решения своей жилищной проблемы.

В данном случае следует учитывать, что если приобретенное гражданином — участников подпрограммы на собственные средства жилое помещение имеет параметры общей площади, которые превышают учетные нормы жилья, установленные для местности, где оно находится, как пороговые значения, используемые при определении степени нуждаемости в улучшении жилищных условий, то в соответствии с подпунктом «д» пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства от 10 декабря 2002 г. № 879, гражданин подлежит снятию с учета нуждающихся в получении жилищной субсидии.

В противном случае вопрос о предоставлении ему государственного жилищного сертификата в соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ может быть рассмотрен при условии представления им обязательства о передаче приобретенного жилья по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления.

3. О каком договоре мены идет речь в статье 6 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»?

Согласно положениям статьи 6 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ установлено, что жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат.

Договор мены является одним из способов приобретения одной стороной права собственности, принадлежащего другой стороне, предусмотренных пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.

К договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже, регламентированные положениями главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

4. Является ли передача органам местного самоуправления субъектов РФ функций по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, предусмотренных Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» передачей федеральных полномочий (полномочий региональных органов исполнительной власти) по данному вопросу?

Следует особенно отметить, что положения постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 №879 «Об утверждении положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» о возможности передачи полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, предусмотренной Федеральным законом от 25.10.2002г. №125-ФЗ, носит рекомендательный характер и не носит обязательного действия.

Делегирование федеральных или региональных полномочий в силу части 2 статьи 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возможно лишь путем принятия соответствующих законов. Поэтому положения иных нормативных правовых актов, закрепляющие возможность передачи на местный уровень полномочий подзаконными актами или непосредственно осуществляющие такую передачу, могут носить только рекомендательный характер.

В рассматриваемом случае нормы пункта 3 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства от 10 декабря 2002г. №879, предусматривающие, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера является ярким примером того, что имеются четкие правовые пробелы законодательного регулирования данного вопроса на федеральном уровне. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не принимают региональных законов и, соответственно, не могут произвести какую-либо передачу государственных полномочий. Более того, есть правовые основания рассматривать функцию по предоставлению субсидий переселенцам из районов Крайнего Севера как федеральное полномочие, которое не должно самовольно передаваться субъектами Российской Федерации органам местного самоуправления, раз этого не предусмотрено Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ.

5. Распространяются ли положения пункта 8 Правил на категорию граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей?

Согласно положениям пункта 7 Правил установлено, что пункт 8 Правил, предусматривающий перечень оснований, дающих право применительно к условиям подпрограммы получить статус не имеющих жилых помещений для постоянного проживания и получить право первоочередного получения социальной выплаты для приобретения жилья, может быть применен только в отношении граждан — участников подпрограммы, указанных в подпунктах «а» — «д» и «ж» пункта 5 Правил.

Учитывая изложенное, в отношении граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (данная категория указана в подпункте «з» пункта 5 Правил), пункт 8 Правил применен быть не может.

6. О каких категориях граждан, имеющих десятилетний стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, идет речь в статье 1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»?

Согласно статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ установлено, что право на получение жилищной субсидии сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

До выхода Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ действовали другие законодательные акты, регулирующие вопросы жилищного обеспечения граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в которых учитывался обязательный десятилетний стаж работы в указанных районах и местностях. В данном случае и имеются ввиду граждане, которые до выхода Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ, в рамках более раннего законодательства, приобрели право на получение жилья за счет средств федерального бюджета.

7. Является ли обязательным условием при определении права инвалидов I и II групп, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, факт получения инвалидности только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей?

Вопросы жилищного обеспечения граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регламентируются положениями Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Согласно нормам указанного Федерального закона для рассматриваемой категории граждан не устанавливается обязательное требование получения инвалидности только в районах Крайнего Севера. При этом в соответствии со статьей 1 данного законодательного акта установлено, что инвалидность должна наступить только по причине трудового увечья.

Согласно положениям пункта 6 Разъяснений Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15.04.2003 №1 «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности» установлено, что причина инвалидности с формулировкой «трудовое увечье» определяется гражданам, инвалидность которых наступила вследствие повреждения здоровья, связанного с несчастным случаем на производстве. При этом указанная причина инвалидности устанавливается как по прямым последствиям несчастного случая на производстве, так и по различным его осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от несчастного случая, независимо от срока обращения гражданина в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы.

Основанием для определения причины инвалидности с формулировкой «трудовое увечье» является акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 (Н-1ПС), оформленный в порядке, предусмотренном Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 №73 «Об утверждении форм документов, необходимых для рассмотрения и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» (зарегистрировано в Минюсте России за №3999 от 05.12.2002 года), или решение суда об установлении факта несчастного случая на производстве.

www.juryst.ru

Закон о жилищных субсидиях гражданам

Адрес:
660049, г. Красноярск пр. Мира, 32
Электронная почта:
krpro@krasinter.ru

Телефон приемной:
(391) 265-84-00
Телефон дежурного прокурора:
(391) 227-48-78

О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

В прокуратуру края регулярно поступают обращения граждан о нарушениях жилищных прав при их переселении из районов Крайнего Севера. Анализ обращений граждан показал, что в большинстве случаев жалобы связаны с ошибочным трактованием нормативных правовых актов, действующих в данной сфере.

По состоянию на 01.01.2012 в едином списке граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющих право на получение социальных выплат для получения жилья, в крае состояло свыше 26 тысяч человек.

В 2011 году в пределах доведенных лимитов бюджетных средств было выдано 272 жилищных сертификата на сумму более 580 млн. руб.

В 2012 году на указанные цели из федерального бюджета будет выделено почти 2 млрд. руб.

Порядок и условия предоставления жилищных субсидий (социальных выплат) гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируются Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

В соответствии со ст. 2 указанного закона жилищные субсидии предоставляются в первую очередь гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера; во вторую очередь — пенсионерам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера; в третью очередь – безработным гражданам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера; в четвертую очередь — работающим гражданам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Очередность по данной федеральной программе формируется ежегодно на основании п.26 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 №879. Средства федерального бюджета направляются на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья как гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, так и гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не позднее 01.01.1992.

Списки граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, ежегодно до 1 февраля формируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, поскольку действующим законодательством предусмотрен перечень оснований для снятия граждан с учета (п.21 Положения), а также перевод граждан из одной категории очередности в другую (п.20 Положения) по дате первоначально поданного заявления.

Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 21.03.2006 №153, установлено, что в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Для включения в такой список гражданин — участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.

В соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ субсидии гражданам каждой последующей категории (очереди) предоставляются только после обеспечения государственной помощью граждан предыдущей очереди. Предоставление социальной выплаты на приобретение жилья вне очереди действующим законодательством не предусмотрено, поскольку это нарушит права других граждан.

www.krasproc.ru

Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей»

Принят Государственной Думой 27 сентября 2002 года

Одобрен Советом Федерации 16 октября 2002 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации (далее — граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года.

Установить, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет.

Для граждан, выезжающих из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время прибытия в указанные районы и местности не учитываются.

Устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:

в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации;

во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частями второй и третьей статьи 5 настоящего Федерального закона;

в третью очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона;

в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона;

в пятую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.

Государственный жилищный сертификат — именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии, которая может использоваться только на приобретение (строительство) жилья.

Размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, определяется исходя из:

состава семьи, выезжающей или выехавшей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

социальной нормы площади жилья в размере 33 квадратных метров общей площади жилья для одиноких граждан, 42 квадратных метров общей площади жилья на семью из двух человек и, если семья состоит из трех и более человек, 18 квадратных метров общей площади жилья на каждого члена семьи;

средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в регионе вселения. Средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в регионах вселения определяется ежеквартально федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации;

норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

При постановке на учет имеющих право на получение жилищных субсидий инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных, а также при определении норматива предоставления жилищных субсидий указанным категориям граждан учитываются стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

При определении норматива предоставления жилищных субсидий инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за стаж работы принимается время их проживания в указанных районах и местностях со дня рождения.

Норматив предоставления жилищных субсидий определяется следующим образом:

rg.ru

Федеральный закон от 17 июля 2011 г. N 211-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»

Изменения и поправки

Принят Государственной Думой 5 июля 2011 года

Одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение жилых помещений (далее — жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее — граждане), выезжающим из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации (далее — закрывающиеся населенные пункты).

1. Установить, что в соответствии с настоящим Федеральным законом право на получение жилищных субсидий имеют граждане, выезжающие из закрывающихся населенных пунктов, не имеющие иных жилых помещений на территории Российской Федерации или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели, проживающие по месту жительства в указанных населенных пунктах.

2. Право на получение жилищных субсидий имеют граждане, проживающие по месту жительства в закрывающемся населенном пункте на дату принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о его закрытии, независимо от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

3. Граждане, выезжающие из закрывающихся населенных пунктов и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право состоять на данном учете, жилищные субсидии им предоставляются в соответствии с имеющейся очередностью для указанной категории граждан.

1. Постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

2. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.

3. Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз.

1. Право граждан, выезжающих из закрывающихся населенных пунктов, на получение жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.

2. Государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Жилищные субсидии могут использоваться гражданами только на приобретение жилых помещений.

1. Размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя из:

1) состава семьи гражданина, выезжающей из закрывающегося населенного пункта;

2) норматива общей площади жилого помещения в размере тридцати трех квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноких граждан, в размере сорока двух квадратных метров общей площади жилого помещения на семью из двух человек, в размере восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, при определении используемого для расчета размера жилищной субсидии норматива общей площади жилого помещения учитывается норма дополнительной жилой площади в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

3) норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, значение которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и который действует на дату расчета жилищной субсидии;

4) норматива предоставления жилищных субсидий независимо от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере ста процентов.

2. При расчете размера жилищной субсидии, предоставляемой для приобретения жилого помещения, на территориях отдельных субъектов Российской Федерации применяются установленные Правительством Российской Федерации повышающие коэффициенты к нормативу стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации.

3. Для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из закрывающегося населенного пункта и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

1. Условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему по договору социального найма жилого помещения или по договору найма специализированного жилого помещения, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о расторжении такого договора и об освобождении занимаемого жилого помещения.

2. Условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

3. Исполнение указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи обязательств осуществляется в течение двух месяцев со дня приобретения гражданином жилого помещения за счет жилищной субсидии. Отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности.

4. В случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.

Средства федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов, предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Распределение по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов, осуществляется в соответствии с методикой, разработанной Правительством Российской Федерации, и утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

1. Гражданин, которому предоставляется жилищная субсидия, должен приобрести жилое помещение, соответствующее требованиям, предъявляемым к пригодным для постоянного проживания жилым помещениям. Допускается возможность приобретения жилого помещения, общая площадь которого меньше норматива общей площади жилого помещения для семей разной численности, но больше учетной нормы площади жилого помещения на каждого члена семьи, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения приобретаемого жилого помещения.

2. Граждане, выезжающие из закрывающихся населенных пунктов, имеют право приобрести жилые помещения в иных населенных пунктах на территории Российской Федерации.

Порядок предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 года.