США разрабатывают закон о защите журналистов от насилия

Власти США разрабатывают закон, направленный на борьбу с безнаказанностью за преступления, совершенные по отношению к журналистам. Об этом сообщает The Guardian.

По оценкам правительства США, около 90% убийств журналистов по всему миру остаются безнаказанными. При этом во многих подобных случаях даже не проводятся расследования, а только незначительное число лиц, совершивших преступления в отношении журналистов, привлекаются к ответственности. Агентство отмечает, что зачастую за убийствами сотрудников СМИ стоят правительства разных государств.

В связи с этим Комитет по защите прав журналистов (CPJ), базирующийся в Нью-Йорке, призывает власти США внести поправки в действующий «Акт Магнитского». По данным агентства, законопроект был принят в Сенате в минувшем году, ранее его также одобрили в комитете по иностранным делам при Палате представителей. Ожидается, что, если документ будет принят в самой нижней палате американского Конгресса, то он будет направлен президенту Бараку Обаме.

Reuters поясняет, что законопроект позволит властям США принимать ограничительные меры в отношении граждан других государств, ответственных за нарушение прав человека. В частности, документ подразумевает заморозку активов иностранцев, а также запрет на въезд для них на территорию Соединенных Штатов.

«Акт о верховенстве закона и подотчетности имени Сергея Магнитского» был принят Конгрессом США в декабре 2012 года. Изначально этот документ был направлен против лиц, которых подозревают в причастности к гибели в СИЗО «Матросская тишина» аудитора британского инвестфонда Hermitage Capital Сергея Магнитского. Однако позднее в список стали добавлять фамилии людей, которых США заподозрили в нарушениях прав человека. Введенные санкции ограничивают этим людям въезд в США и предусматривают арест их счетов в американских банках. В последний раз «список Магнитского» был дополнен в феврале 2016 года.

pravo.ru

Профессиональные права журналиста

Журналисты обладают довольно широким перечнем профессиональных прав, которые закреплены как в ст. 47 Закона РФ о СМИ, которая так и называется «Права журналистов», так и в других нормативных актах. Ознакомимся с основными профессиональными правами журналиста.

Журналист имеет право:

1. Искать, запрашивать, получать и распространять информацию (Это общее правомочие, аналогичное право закреплено в ст. 29 Конституции РФ за каждым гражданином. У журналиста все же есть некоторые преимущества по сравнению с правом граждан на доступ к информации, которые, к сожалению, не всегда должным образом гарантированы, как в области доступа к информации в государственных органах власти, так и в сфере бизнеса);

2. Посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения (В части реализации этого права на практике есть серьезная проблема. С одной стороны это право пытаются ограничивать путем создания искусственных трудно преодолимых барьеров таких, как пропускные режимы, системы согласований, которые обосновываются необходимостью борьбы с терроризмом. Цели ограничения посещения учреждений и органов власти служит даже институт аккредитации, который используется не совсем по назначению — как фильтра, а не как создание более удобной процедуры взаимодействия с прессой, дополнительной гарантии доступа к информации о деятельности аккредитующей организации для тех журналистов, которые аккредитованы по сравнению со всеми остальными);

3. Быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации (и данное правомочие журналисты зачастую реализуют не напрямую, а «через заднее крыльцо», путем долгих согласований через пресс-службу или через личные связи);

4. Получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну (в части предоставления копий документов с изъятиями конфиденциальных фрагментов в России дела обстоят плохо. Владельцу документа легче отказать в его предоставлении, чем вымарывать «тайные» фрагменты, что он по Закону должен был бы делать.);

5. Посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение;

6. Присутствовать на митингах и демонстрациях (подробнее рекомендации по поведению журналиста при освещении митингов, демонстраций и других массовых акций ниже);

7. Излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;

8. Право на имя (распространять под своим именем, под псевдонимом или без подписи) (это право вытекает из общих положений авторского права и одинаково для любого автора, независимо от того, является он журналистом или нет. Для журналиста же право публиковаться под псевдонимом или без подписи вообще носит еще и характер защиты его личности и безопасности в случаях, когда обнародование текста может привести к опасным для журналиста и его семьи последствиям. При этом редакция обязана хранить в конфиденциальности имя журналиста, принявшего решение поставить под текстом псевдоним, на тех же основаниях, что и охрана конфиденциальности источника информации (п.1, 2 ст. 41 Закона РФ «О СМИ»). Даже в случае требования в суде редакция всегда может взять всю ответственность на себя и не раскрыть имя журналиста, готовившего материал, сославшись на ст. 41 и на то, что это редакционный материал, участие в подготовке которого принимали многие сотрудники редакции или что это текст, полученный редакцией по почте от анонимного источника.)

9. Отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям (Это важное право, гарантирующее журналисту его право на свободу выражения мнения и свободу убеждений.);

10. Снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по мнению журналиста, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения (Это правомочие также гарантирует журналисту соблюдение его права на свободу выражения мнения и отвечает требованиям ст. 29 Конституции РФ, которая гарантирует, что никто не может быть принужден к отказу от своего мнения или выражению иного мнения. Изменение позиции журналиста в его авторском тексте в результате редакторской правки фактически означало бы вынужденное выражение им иной позиции, иного мнения, что могло негативно сказаться и на его профессиональной репутации. Соответственно данное право означает, что журналист на практике должен имеет возможность ознакомиться с материалом после редакторской правки перед его опубликованием.);

11. Не раскрывать свой источник информации (ст. 41 Закона РФ о СМИ) (это одна из важнейших гарантий профессиональной деятельности, профессиональной репутации и в том числе безопасности журналиста, о чем подробнее мы расскажем ниже).

12. Получать доступ к информации о деятельности органов власти в порядке редакционного запроса в течение 7 дней (Это право прописано в деталях в ст. 39–40 Закона о СМИ и по сути детализирует и делает более работоспособным п.1 ст. 47 Закона о СМИ о праве журналиста на поиск информации. В сравнении с правом редакции получить ответ на свой запрос в течение 7 дней, на обращение простого гражданина органы власти обязаны ответить в течение 1 месяца (Федеральный Закон «Об обращениях граждан»).

13. Осуществлять скрытую аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемку и распространять сообщения и материалы, подготовленные с использованием скрытой записи (съемки), в случаях, если (1) это не нарушает конституционных прав и свобод человека и гражданина; (2) если это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц; (3) если демонстрация записи производится по решению суда. (ст. 50 Закона РФ «О СМИ». (Применительно к этому прав важно понять, что вести скрытую съемку или запись можно практически без ограничений, это не является нарушением чьих-либо прав. Чего не скажешь про распространение информации, полученной в результате скрытой съемки (записи). В целом, это очень значимое право, предоставленное журналисту Законом, которое он может использовать не только для фиксирования информации при беседе с источником, даже если источник не желает говорить под аудиозапись, но журналист считает все же важным зафиксировать беседу в связи с теми или иными обстоятельствами. Это можно использовать для получения информации, представляющей общественную значимость, когда иным образом ее получить невозможно, и распространение информации очевидно преследует защиту общественного интереса (как, например, в известной истории с обнародованием по федеральным телеканала скрытой видеосъемки времяпрепровождения «человека похожего на генпрокурора Скуратова»).

14. Распространять сведения о частной жизни гражданина без его согласия, когда этого требует защита общественного интереса (п.5 ст. 49) (Это исключение из общей обязанности брать согласие у гражданина на распространение информации о его частной жизни, к чему относятся и изображение гражданина (ст. 152.1 ГК РФ)), его другие персональные данные (ст. 6. 7 Федерального Закона «О персональных данных») и обстоятельства его частной жизни. В целом важно понимать, что с частной жизнью гражданина следует обращаться с должным уважением, не нарушая без необходимости ее конфиденциальность, если только само поведение гражданина не стало противоречить интересам общества.)

15. Не получать согласие на обнародование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен), когда этого требует защита общественного интереса (Все сказанное выше про уважением к праву на неприкосновенность частной жизни в равной мере относится и к праву на изображение гражданина, что закреплено в ст. 152.1 ГК РФ. Изображение гражданина, вместе с другими идентифицирующими характеристиками и данными относятся к персональным данным, являющимся конфиденциальной информацией. Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина после смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии — с согласия родителей.

Такое согласие не требуется в случаях, когда:

(1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

(2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;

(3) гражданин позировал за плату).

Размещение самим гражданином своего изображения (фото, видео) в Интернете (например, на личной страничке в социальных сетях) не означает согласия на дальнейшее копирование и распространение публичное. Это не дает права на использование данного изображения без согласия гражданина во всех случаях. Действует тот же принцип — без разрешения изображенного лица допускается, только в случае защиты общественного интереса или в других указанных в ст. 152.1 ГК РФ случаях).

mmdc.ru

Какие законы стоит изучить журналисту и редактору

Действующее законодательство в медиасфере можно назвать одним из самых неоднозначных и сложных в применении. Все потому, что многие правовые нормы носят оценочный характер, в них содержится очень много условностей, а законодательные понятия могут трактоваться расширительно или точечно.

Усложняется правоприменительная практика и активным законотворчеством, регулирующим Интернет.

Нормативные акты для журналистов

Тем не менее, возможно определить минимальный объем юридических знаний, которые журналист и главный редактор могут почерпнуть из следующих нормативных актов:

1. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» — основной закон для корреспондента. Права и обязанности, регулируемые данным законом, необходимо знать наизусть. Главным редакторам обязательно знать требования, предъявляемые законом к выходным данным. Казалось бы, эти нормы не сложные и не новые, но большинство претензий к печатным СМИ со стороны Роскомнадзора основаны именно на неполном или неверном указании выходных данных.

2. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25 июля 2002 года — один из самых неоднозначных и опасных для журналистов законов. Неосторожность в распространении материалов, необязательно даже напрямую связанных с экстремизмом, может послужить основанием для привлечения к уголовной ответственности. В соответствии с данным законом сформированы и ведутся Министерством юстиции РФ Федеральный список экстремистских организаций, а также Федеральный список экстремистских материалов. Данные реестры постоянно обновляются, поэтому следует регулярно обращаться к их содержанию.

3. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года — регулирует основные принципы права на поиск, получение и распространение информации. Кстати, статья 10.2 этого закона, принятая 05.05.2014 года и именуемая «Законом о блогерах», до сих пор активно обсуждается в связи с тем, что на блогеров возложены некоторые обязанности и права традиционных СМИ. Видимо, сказывается принятие этого закона в мае — будем всю жизнь маяться.

4. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» — определяет порядок применения знака информационной продукции (те самые 16+,18+), а также требования к обороту информационной продукции, запрещенной для детей.

5. Федеральный закон «О персональных данных» № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года — журналисту необходимо знать, в каких случаях он обязан получать согласие на распространение персональных данных гражданина, а в каких может использовать их по своему усмотрению.

6. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» — райтеры, пишущие рекламные тексты, создающие нативную рекламу, обязаны знать об особенностях рекламирования отдельных видов товаров или услуг. Например, о том, как правильно рекламировать финансовые или медицинские услуги. Незнание всех нюансов может привлечь к рекламодателю не покупателя его товаров, а Федеральную антимонопольную службу с большим штрафом. Можно ознакомиться и с разъяснениями ФАС о рекламе.

7. Отраслевым журналистам необходимо изучить законодательство той сферы, о которой они пишут:

  • политическим обозревателям, например, нужно руководствоваться Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;
  • корреспондентам, ведущим криминальную рубрику, нужно знание Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, Законов «О полиции», «О прокуратуре» и тому подобное
  • Судебная практика для журналистов

    Особо можно отметить законодательные нормы, охраняющие права граждан на частную жизнь, использования их изображений, защиту чести и достоинства.

    По некоторым данным, иски к редакциям по делам о диффамации (защите чести, достоинства и деловой репутации) составляют подавляющее большинство среди других дел. В связи с этим необходимо знать общие принципы защиты нематериальных благ. Они содержаться в главе 8 Гражданского кодекса РФ «Нематериальные блага и их защита», а также параграфе 4 главы 59 Гражданского кодекса РФ «Компенсация морального вреда», который регулирует общие положения, основания, способы и размеры компенсации морального вреда.

    Категория таких дел является особенно сложной, поэтому знаний общих принципов и норм будет недостаточно. Рекомендую читать на ночь глядя, особенно перед выпуском свежего номера своего издания:

    • «Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016);
    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 № 16 (ред. от 09.02.2012) «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»;
    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 (ред. от 06.02.2007) «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»;
    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц».

    Иски к СМИ о нарушении интеллектуальных прав

    Наверняка многие слышали о многотысячных исках блогера Варламова к региональным СМИ о взыскании компенсации за незаконное, по его мнению, использование фотографий. Между прочим, не все дела Варламов выигрывает, а некоторые еще рассматриваются. И вскоре будут вынесены судебные решения, которые, вероятно, изменят привычное поведение журналистов при иллюстрировании своих публикаций чужими фотографиями.

    Поэтому нужно следить и за судебной практикой, анализ которой позволяет понять, как суды применяют ту или иную норму в конкретной ситуации.

    Пример из практики

    Многие почему-то забывают, что объектом авторского права, наряду с фотографией, является практически любой текст журналиста.

    Так еще в 2012 г. от имени редакции сайта Gorodskievesti.ru (члена Альянса Независимых Региональных Издателей) был подан иск о взыскании компенсации за скопированные другим сайтом тексты. Арбитражный суд Свердловской области постановил взыскать с ответчика 50 000 руб., по 10 000 руб. за каждую из пяти скопированных статей (дело А60-9509/2012).

    Кстати говоря, в этом же деле была доказана применимость в Российском праве лицензии Creative Commons. В Гражданский кодекс РФ новеллы о «свободных» лицензиях были включены лишь в 2015 году. А в ходе исполнения решения был создан интересный прецедент, связанный с арестом доменного имени в ходе исполнительного производства: судебным приставом был арестован домен должника как нематериальный актив.

    Так незнание законодательства и поверхностное отношение к делу может привести даже к потере домена СМИ!

    Вместо заключения коротко отмечу, что материал профессионального журналиста отличается не только актуальностью и крутостью текста, но и соответствием закону…

    mediapravo.com

    Ревенко: закон о защите журналистов в горячих точках надо принимать как можно скорее

    Евгений Ревенко. Фото: er.ru

    Главным направлением деятельности обновлённого Союза журналистов России должна стать разработка норм и правил, нацеленных на повышение безопасности журналистов. Об этом «Парламентской газете» заявил заместитель секретаря генсовета «Единой России», депутат Государственной Думы Евгений Ревенко накануне Дня памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.

    «Наша основная задача — обеспечить максимальную безопасность представителям СМИ, которые работают в горячих точках. Готовится ко второму чтению законопроект о дополнительных гарантиях для них. Первое чтение документ прошёл ещё в 2015 году, нам необходимо как можно скорее его доработать, сделать так, чтобы он устраивал и крупные медиаструктуры», — рассказал парламентарий.

    Ревенко напомнил, что 6 ноября в Дейр-эз-Зоре были ранены четверо тележурналистов НТВ и «Звезды» Илья Ушенин, Тимур Воронов, Дмитрий Стародубский и Константин Худолеев. «Все мы очень переживали за парней и следили, как их эвакуируют, как они проходят курс лечения в военном госпитале имени Вишневского», — добавил он.

    13 декабря в Госдуме открылась выставка «Долг журналиста». «Нам во фракции «Единая Россия» было очень важно, чтобы именно в эти дни были показаны снимки фотокора агентства «Россия сегодня» Андрея Стенина, а также видеосъемки его погибших в районе посёлка Счастье под Луганском коллег с ВГТРК и Первого канала Игоря Корнелюка, Антона Волошина и Анатолия Кляна», — пояснил Ревенко.

    По его мнению, журналистика, несмотря на своё гражданское предназначение, — это профессия, где есть место подвигу.

    «Репортёров никто не заставляет отправляться в горячие точки, но так порой в жизни бывает, когда ты оказываешься перед выбором — ехать или нет, потому что даже в самых опасных местах должен находиться тот, кто расскажет миру правду. Все ребята, которые оказываются на Ближнем Востоке или на юго-востоке Украины, едут туда добровольно. К сожалению, последние годы принесли нам целую серию горьких потерь. Это боль, которая не проходит, в ежедневной рутине она только немного притупляется», — признался депутат.

    Российская журналистика в новейшей истории не проходила ещё таких испытаний, которые обрушились на неё за последние три года, считает парламентарий, который многие годы отдал телевидению.

    «Мои коллеги с боевыми потерями выдержали это испытание. Журналистика стала взрослее, сильнее. Наш цех, несмотря на все противоречия, на порой диаметральную разницу во взглядах, стал сплочённее, мы стали лучше понимать друг друга», — заключил Ревенко.

    День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей, учреждён по инициативе Союза журналистов России в 1991 году. По данным «Фонда защиты гласности», в 2017 году в России совершено более 50 нападений на представителей СМИ, трое журналистов убиты.

    www.pnp.ru

    Закон о защите прав журналистов

    Структурообразующий характер Закона о СМИ. Важная норма, определяющая структуру законодательства о СМИ содержится в ч. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. Здесь закреплено, что любой акт федерального и республиканского законодательства о средствах массовой информации должен издаваться в соответствии с Законом о СМИ. Тем самым законодатель фактически придал этому нормативному акту характер мини-конституции в данной сфере. Непосредственно из текста Закона о СМИ вытекает обязанность законодателя принять законы об издательском деле (ч. 1 ст. 21), о телекоммуникационных сетях (ч. 2 CT-J24), о порядке формирования и деятельности Федеральной и территориальных комиссий по телерадиовещанию (ч. 2 ст. 30), о дополнительных основаниях аннулирования лицензии на вещание (ч. 2 ст. 32), о государственной, коммерческой и иной специально охраняемой законом тайне (ч. 1 ст. 40), о случаях, когда журналист не вправе производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки (п. 6 ч. 1 ст. 47), о защите чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества журналиста в связи с осуществлением им профессиональной деятельности как лица, выполняющего общественный долг (ч. 4 ст. 49). Кроме того, Закон о СМИ предполагает внесение дополнений в Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях для конкретизации мер ответственности за ущемление свободы массовой информации (ст. 58), за злоупотребление свободой массовой информации (ст. 59) и за иные нарушения законодательства о СМИ (ст. 60). Закон о СМИ предусматривает также издание федеральным правительством актов, определяющих размер и порядок уплаты регистрационного сбора (ч. 1 ст. 14), потиражного сбора с продукции рекламных и эротических СМИ (ч. 3 ст. 29), платы за лицензию на вещание (ч. 6 ст. 31) и т.д. Кроме того, Закон о СМИ предполагал издание органами местного самоуправления нормативных актов, касающихся порядка распространения продукции эротических СМИ (ст. 37).

    Статья 47. Права журналиста

    Журналист имеет право:

    1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

    2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

    3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

    4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

    5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой ст. 42 настоящего Закона;

    6) производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

    7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;

    8) проверять достоверность сообщаемой ему информации;

    9) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;

    10) отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;

    11) снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с ч. 1 ст. 42 настоящего Закона;

    12) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

    Журналист пользуется также иными правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

    Статья 49. Обязанности журналиста

    1) соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;

    2) проверять достоверность сообщаемой им информации;

    3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;

    4) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;

    5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;

    6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки;

    7) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;

    8) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;

    9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста.

    Журналист несет также иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

    При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.

    Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.

    Советская публицистика периода «Оттепели» (1950-1960-е годы). Журнал «Новый мир» А.Твардовского, газета «Известия» А. Аджубея.

    В 1956 г. состоялся ХХ съезд КПСС, на котором Н.С.Хрущев в своем докладе разоблачил культ личности Сталина, осудил репрессии и другие перегибы в партийной политике сталинских времен. Это повлекло за собой изменения в политической жизни и в работе СМИ. Печать, радио, телевидение во второй половине 50-х гг. начинают более достоверно освещать реальное положение в стране, хотя по-прежнему они остаются под диктатом административно-командного управления. Журналистика стремится освободиться от прежних стереотипов, шаблонов, штампов, но создает новые. Она, как и раньше, приукрашивает действительность, затушевывает факты, невыгодно характеризующие жизнь и политику партии в нашей стране, продолжает манипулировать сознанием народа. Она фактически остается в плену волюнтаризма и рецидивов культа личности. Первые лица партии и государства показываются как верные ленинцы, преданные делу партии, образцы для подражания. А курс партии, ее решения – как единственно правильные. Кроме того, советская пресса работает в условиях противостояния Востока и Запада, в постоянном негласном соперничестве, в состоянии “холодной войны”. Это диктует и особый отбор материалов, прессы работает не просто с оглядкой на то, что скажет Запад, но и адресует свои материалы нередко не столько своей аудитории, сколько зарубежной. Такими были многие кампании в прессе в поддержку или в осуждение каких-то явлений в США: против вылазок расистской организации Ку-клукс-клан, против проявлений фашизма в Германии и деятельности неофашистов, в поддержку инакомыслящих в капиталистических странах. Но в целом происходит изменение характера выступлений в прессе. В ней можно найти более глубокий и реалистический анализ общественно-политической и хозяйственной жизни. Происходят изменения и в структуре СМИ. Возникают новые центральные общественно-политические и литературные журналы: “Вопросы истории КПСС”, “Партийная жизнь, “Агитатор”, “Молодая гвардия”, “Москва”, “Ленинград”, “Нева”. В 1960 году в СССР издается 4 тысячи журналов, но подписка на многие особенно интересные остается ограниченной. Газет тогда же выходило около 3 тысяч общим тиражом 20 тысяч экземпляров, подписка на них была неограниченной и даже обязательной. В 60-70-е гг. количество газет и журналов постоянно росло. Увеличивались и тиражи. Периодика издавалась на 57 языках народов СССР и мира. Все это давало основание говорить, что наша страна – самая читающая в мире. Но тиражи и уровень подписки скорее свидетельствовали о дисциплинированности членов КПСС, чем об их интересе к чтению газет и журналов. Кстати, были журналы, которые выписывались многими по разнарядке. Но их даже не раскрывали. В начале 60-х гг. партия объявляет курс на ускоренное строительство коммунизма. На съезде партии разрабатывается подробная программа, выделяются три этапа его строительства, формулируется моральный кодекс строителя коммунизма. Прессе отводится важнейшая роль в реализации всех этих замыслов. Теперь ее задача освещать все события под этим углом зрения, искать положительные примеры коммунистического, то есть инициативного и бескорыстного, отношения к труду, пропагандировать новую мораль, когда общественные интересы ставятся выше личных. Социалистическое соревнование, повышенные социалистические обязательства передовиков производства на пятилетку, досрочное выполнение планов – эти и другие темы заполняют страницы газет и журналов, звучат в радио и телевизионных передачах, этому посвящаются художественные произведения в области литературы и кинематографии.

    Журналистика периода хрущевской “оттепели”. Разоблачение культа личности Сталина породило в нашей журналистике особый период, который называется “оттепелью” шестидесятых, а его участников – “шестидесятниками”. СМИ этого периода, особенно журналы, стали более терпимыми, человечными, тематика их публикаций приблизилась к реальной жизни. Стало возможным высказывать ранее не поощрявшиеся идеи. Публиковать произведения, показывающие не упрощенную идеологизированную схему жизни, а рисующие сложности и противоречия бытия, поднимающие проблемы нравственного выбора. Среди газет наиболее заметно эти тенденции прослеживаются в газетах “Правда” и “Известия”. Большую роль в этом процессе сыграли “толстые” журналы — прежде всего “Новый мир” во главе с А.Твардовским. В нем были напечатаны знаковые для эпохи произведения А.Солженицына, В.Дудинцева, А.Твардовского и других писателей. Их читали с большим интересом. Но эпоха относительного свободомыслия продолжалась недолго. Она была несовместима с волюнтаристскими реформаторскими идеями строительства коммунизма к 1980 г., ускоренными непродуманными экономическими преобразованиями в деревне, приведшими к продовольственному кризису в стране, другими спорными новациями. Еще при Хрущеве в прессе началась кампания критики новых литературных и художественных направления. После отстранения Хрущева от власти тенденции по сворачиванию “вольностей” в прессе усилились. А введение советских войск в Чехословакию для подавления антисоветских выступления привело к новому витку ужесточения контроля за СМИ.

    НОВЫЙ МИР, литературно-художественный и общественно-политический журнал, начал выходить в Москве с 1925 на базе газеты «Известия». Но первое пребывание Твардовского во главе «Нового мира» (1950–1954) было непродолжительным. Он серьезно воспринял боль разоренной русской деревни, дав в 1952 дорогу острой публицистической статье Валентина Овечкина Районные будни. Твардовский после этого уцелел, но когда повеяло воздухом «оттепели» и «Новый мир» отреагировал на нее статьями, размышлениями о проблемах культуры Владимира Померанцева, Марка Щеглова, Федора Абрамова, Михаила Лившица, вместо Твардовского у руля «Нового мира» в 1954 вновь появился Симонов.

    «Новый мир» считался интеллигентнее, «академичнее» других изданий. Лидирующие позиции журнал имел главным образом в прозе. Не случайно роман Василия Гроссмана За правое дело и повесть Виктора Некрасова В окопах Сталинграда появились именно в «Новом мире» (1952 и 1954).

    Симонов опубликовал роман Владимира Дудинцева Не хлебом единым (1957) – скромный по художественным достоинствам, но неприкрыто полемичный.

    Вскоре было решено было дать новый шанс Твардовскому. Назначение произошло в 1958. Твардовский почувствовал, что наступило его время. Он действовал хотя и с оглядкой, но широко и целенаправленно. Надо было напечатать как можно больше живых свидетельств эпохи, открыть новые имена, поднять целые исторические пласты, связанные со всей русской культурой.

    Журнальный портфель переполняли рукописи самого актуального характера, там были повести Сергея Залыгина, Владимира Войновича, Чингиза Айтматова, эмигрантские стихи Цветаевой, рассказы русского «нобелевца» и тоже эмигранта Ивана Бунина, дневники, записки, мемуары врачей, министров, театралов, а иногда и служителей церкви.

    Но однажды на стол Твардовского легла тетрадка с названием Щ-22.

    Неизвестный автор (Александр Солженицын, учитель математики из Рязани) рассказывал всего об одном, не самом ярком и тяжелом дне зэка, бывшего колхозника. Твардовский загорелся желанием напечатать рукопись, хотя и понимал, что советская литература не допускала подобной откровенности. И он не ошибся. Перипетии борьбы за повесть оказались увлекательней иного детектива. До самого последнего момента Твардовский не до конца верил, что победа возможна. Солженицын показывал лагерную жизнь как обыкновенную, привычную, причем рассматривая ее цепкими крестьянскими глазами, привыкшими замечать всякую малую деталь. Твардовский передал рукопись Никите Хрущеву и тот решил: «В печать».

    Подписывая номер с «Одним днем. », Твардовский в перспективе подписывал собственный приговор как Главному редактору, бойцу и человеку – все три ипостаси были в нем неразделимы. Отныне он становился заложником литературной и человеческой судьбы Солженицына, который чуть ли не сразу обнаружил неприятие коммунизма как идеи.

    До конца дней Твардовский так и не смог полностью присоединиться к позиции своего «крестника», но сделал все, чтобы защитить и его, и свое детище, журнал. Хрущев очень скоро догадался, куда и во что метит неуступчивый и въедливый бывший артиллерист Солженицын, но было поздно. В ноябре 1962 «Новый мир» открылся Одним днем Ивана Денисовича (Твардовский сумел отстоять уже в борьбе с автором это название взамен Щ-282, зэковского номера Солженицына).

    Никакая публицистика, никакие призывы не были в состоянии так повлиять на души людей, как эта повесть. Позиция журнала вдохновлялась Одним днем. как фактом, но этот же факт ее и раскалывал. Большая часть сотрудников «Нового мира» считала себя наследниками революционных демократов, а Солженицын шел гораздо дальше.

    «Деревенщиков» «Новый мир» также печатал, но с более строгим отбором. Шукшин, Можаев чувствовали себя неплохо и на его страницах, Василий Белов появлялся реже. Литературные критики «Нового мира», у которых Маркс и Ленин сохраняли силу авторитетов, пыталась не особо выделять «деревенскую» тему. «Новому миру» приходилось отбиваться и от нападок других журналов – например, «Октября», особенно же – «Молодой гвардии». Впрочем «Новый мир» не оставался в долгу. Так, заместитель Твардовского, критик Андрей Григорьевич Дементьев, обвинял в одной из своих статей «Молодую гвардию» за аполитичность.

    В 1970 Твардовский покинул свой кабинет в «Новом мире», а зимой 1971 умер, не дожив и до 60.

    Какие бы оценки ни давались последнему десятилетию Твардовского в «Новом мире», это, бесспорно был, самый яркий период журнала. Его лицом были критика и проза. Стихи занимали подчиненное место. Сам Твардовский исповедовал в своей поэзии слово неброское, точное, близкое к прозаическому, и круг его авторов определяли поэты Владимир Корнилов, Наум Коржавин, Борис Слуцкий, Константин Ваншенкин, считавшиеся мастерами «строгого реализма».

    ИЗВЕСТИЯ. В череде известинских руководителей одно из самых почётных мест принадлежит, безусловно, Алексею Ивановичу Аджубею – главному редактору «Известий» с 23 мая 1959 по 14 октября 1964 гг. Не будет преувеличением сказать, что это были «звездные годы» и в истории комбината, и в судьбе самого Алексея Ивановича, ставшего ярчайшим реформатором советской журналистики. Характеризуя «Известия» на момент прихода в редакторский кабинет Аджубея, отдавший газете 27 лет своей жизни журналист Владимир Надеин не без иронии пишет: «Даже в ряду рвотной сталинской печати наше издание считалось презренным. «Правда» выделялась суровой палаческой статью. «Комсомолка» не знала устали в беззаветном вранье. Козырной картой «Известий» была скука. Особый известинский шарм состоял в том, чтобы говорить крутые банальности круто банальными словосочетаниями»… Как известно, на первой же планерке, просмотрев свежие полосы, Аджубей отправил всё в разбор и приказал принести материалы, не публиковавшиеся из-за их остроты. С этого «пласта» и началось решение главной задачи – пробудить человеческие чувства, найти прямые выходы не к уму, а к душе читателя.

    Не забывал Аджубей и про типографию. Для него ничего не стоило сбегать лишний раз к талеру и лично проконтролировал верстку, что-то поправить прямо на месте, что-то и вовсе переделать… Очевидцы утверждают, что он никогда не упускал случая послушать рассказы старых верстальщиков, которые делали еще сытинскую «Копейку». Не с тех ли рассказов начинались многие его новации. Взять для примера тот же «сенсационный стиль», составлявший стержень сытинских изданий и прежде всего «Русского слова». Не случайно, думается, именно Аджубей стал первым советским журналистом, который встретился с президентом Кеннеди и с Папой Иоанном XXIII. От сытинских «народных изданий» – прямой путь к объединению читателей общей темой, идеей, настроением…

    Александр Алексеевич Сильченко вспоминал: «Вскоре после прихода А.И. Аджубея в «Известия» издательство арендовало большой теплоход «Максим Горький». Работники редакции, издательства и типографии, говоря по-теперешнему, отправились на нем в «круиз». На пикнике, который организовали, причалив к берегу, устроили перетягивание каната. При этом Аджубей встал на сторону издательских, а Грачев руководил редакционным «плечом». Издательские перетянули…»

    Пленум ЦК 14 октября 1964 года одним решением снял с работы Хрущева и Аджубея. Отклик одной из японских газет отличался специфическим юмором: портрет Никиты Сергеевича и пояснение под ним – «Первый секретарь ЦК, освобожденный от должности в связи с ухудшившимся состоянием здоровья»; рядом – портрет Алексея Ивановича с подписью: «Бывший главный редактор «Известий», освобожденный от должности в связи с ухудшившимся состоянием здоровья Хрущева».Сделав центральную молодежную газету страны совсем другой, интересной и “не заштампованной”, был приглашен сразу на должность главного редактора газеты Известия, которую занимал с мая 1959 г. по октябрь 1964 г. Именно Известия и стали звездным часом этого талантливого редактора. Правительственная газета получила в то время ошеломляющий рейтинг, ее читали и перечитывали, писали письма с предложениями, делились наболевшим. Многие проблемы рассматривались под личным контролем главного редактора, люди получали конкретную помощь, внутриредакционные новшества, вводимые с первого же дня вступления в должность, до сих пор можно изучать как эталон перестройки редакционных отношений. Его идеи и неисчерпаемая фантазия, его мобильность, стремление постоянно быть в работе, широкий взгляд на международные и внутренние проблемы — все это и сегодня может вызвать живейший интерес исследователя.

    Он был зятем первого лица страны, Н.С.Хрущева. Конечно, из-за положения мог экспериментировать со своими идеями, вводить ранее не опробованные никем жанры, формы, создавать новый вид издания, который соответствовал его личному видению газетной формы. Ушел он от нас безвременно, в 1993 г. Московский комсомолец в некрологе не нашел других слов для этого человека-эпохи, кроме: Умер зять Хрущева. Такой ограниченный подход к масштабной фигуре отечественной журналистики – непростительное легкомыслие.

    www.history-journal.ru