«Продленка» в школе: зачем, почем и каким образом

Точного определения понятия «группа продленного дня» в Законе об образовании в Российской Федерации нет, как нет и самого такого понятия. С 1 октября 2014 года «продленку» переименовали в «группу социально-педагогического развития», но суть осталась прежней — это форма организации внеурочного времени учащихся младших и средних классов (с первого по восьмой) общеобразовательных учреждений. Существуют такие группы, кстати, далеко не во всех школах, так как каждая из них вправе самостоятельно решать — открывать или не открывать «продленку», есть ли такая потребность у родителей или нет. В Законе об образовании в Российской Федерации, также, сказано, что формат группы продленного дня определяется в зависимости от того, чем, собственно, во внеурочное время школа предлагает заняться ученикам: дополнительным образованием — то есть осуществлять образовательный процесс, или своими делами — в таком случае учреждение обеспечивает только присмотр и уход.

Согласно решению Правительства РФ, обязанностей по созданию групп продленного дня нет ни у кого: ни у субъектов Российской Федерации, ни у муниципальных образований, ни у самих школ. Соответственно, нет и финансирования на работу этих групп. И если раньше директора школ находили средства на организацию «продленки» из бюджета, то сейчас, все чаще, за присмотр и уход за детьми во внеурочное время платить приходится родителям.

В среднестатистических московских школах стоимость продленки колеблется от 1000 рублей до 6500 рублей в месяц. Есть и категории граждан, для которых «продленку» по решению директора могут сделать бесплатной: это многодетные и малоимущие семьи. Правда, в сообществах для мам в Интернете легко найти примеры школ, где платить обязывают всех, независимо от количества детей и социального статуса семьи. Платным стало и питание: обеды обходятся родителям в среднем в 115 рублей в день, полдники дешевле — по 30 рублей в день.

В случае, когда воспитатель группы продленного дня осуществляет присмотр и уход, на него не накладывается вообще никаких обязательств, кроме обеспечения безопасного и комфортного пребывания учащихся в школе во внеурочное время. То есть требовать от учителей заставлять детей делать уроки родители не имеют права, так же как и настаивать на дополнительных занятиях в рамках ГПД. А вот когда на «продленке» действительно идет образовательный процесс, это уже другое дело. Если такие дополнительные занятия входят в учебный план школы — они должны быть бесплатными для всех без исключения учеников, если же нет — их оформляют как платные дополнительные образовательные услуги и предлагают по желанию.

Для учеников младших классов в группах продленного дня рекомендуется, также, выделять отдельные помещения для дневного сна и отдыха, но на практике это реализуется крайне редко из-за отсутствия в школе свободных помещений.

Обычно на «продленке» собирают ребят из одного класса или из нескольких классов одной параллели, хотя и вариант с разновозрастной группой тоже имеет право на существование. Правда, учителя признаются, что работать с ними сложнее, поэтому в современных школах они встречаются реже.

Расписание работы группы продленного дня в разных школах может отличаться, но в режиме школьников обязательно должны быть: не менее двух прогулок на свежем воздухе в течение дня, один или два приема пищи и время для самоподготовки.

Вот как выглядит обычный день группы продленного дня:

www.parents.ru

Тихий час для первоклашки

Если законопроект будет принят, плата за детские сады и продленку может снизиться. Регионы сами будут устанавливать максимальную сумму за «присмотр и уход» в детских садах и группах продленного дня в школах, тем самым ограничивая этот размер. Причем потолок может быть разным в городах и селах даже одной области или края. Но в любом случае это будет обоснованная сумма, которая учтет многие факторы, в том числе среднюю стоимость продуктового набора.

Сейчас никаких ограничений по плате за детский сад и продленку нет. В некоторых регионах за детские сады с родителей просят от 600 до 3400 рублей в месяц. С продленкой ситуация еще хуже. Школы объявили, что по примеру детских садов оказывают услуги по «присмотру и уходу» и назвали свои цены: где-то это 1 тысяча, а где-то и 7-8 тысяч рублей. Директора ссылались на коммуналку, ремонт и доплаты педагогам, называя родителям неоправданные ничем суммы.

Регионы сами будут устанавливать максимальную плату за «присмотр и уход» в продленке.

— Хочу напомнить: в «присмотр и уход» не должны включаться расходы на содержание недвижимого имущества и оплату коммуналки. Услуга «присмотр и уход» — это организация питания, обеспечение личной гигиены и режима дня. Мы понимаем, что питание невозможно сделать бесплатным. Исключение — частично оплаченные обеды для детей-инвалидов. В большинстве случаев родители платили и платят за обеды, — говорит заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Ирина Мануйлова.

Нужна продленка или нет — решает совет школы и направляет свое мнение учредителю. По требованиям законодательства учредитель выдает школам задание и прописывает, какие услуги, в том числе и платные, должны оказываться. И по какой цене. Нарушения начинаются там, где плату устанавливает сама школа.

— У тех регионов, где местные власти включили в муниципальное задание на новый учебный год содержание групп продленного дня, никаких проблем нет, — подчеркнула Мануйлова.

По ее мнению, у большинства школ и в этом году было достаточно средств для того, чтобы сделать бесплатной продленку до 17 часов. Если же родители хотят, чтобы ребенок был в школе дольше, до 18-20 часов, платить, скорее всего, придется. По предварительным расчетам, это может быть сумма от 500 до 1500 рублей в месяц.

Можно учитывать продленку при определении норматива школам, как это сделано, например, в Рязанской области: норматив там увеличен на коэффициент 1,4 для начальной школы — эти деньги идут на продленку.

В России есть регионы, где продленка бесплатная, а родители оплачивают только обеды. Так поступили в Кировской области. В департаменте образования Кировской области «РГ» рассказали, что и в 2016 году продленка во всех школах останется бесплатной. Как минимум 30 регионов оставили продленку бесплатной.

В Москве ситуация во всех школах разная: где-то брали деньги за продленку, где-то — нет. В знаменитой математической школе 57 группы продленного дня бесплатные для родителей, и от продленки тут отказываться не собираются. Директор школы Сергей Менделевич считает, что до 5-го класса она обязательно нужна. Причем в продленке дети делают уроки.

— В этом-то и разница между продленкой и «присмотром и уходом, — считает Сергей Менделевич. — Задача воспитателя в группе (а у нас в этом качестве работают только дипломированные педагоги или психологи) — научить детей делать уроки, показать, как переключаться с одного предмета на другой, распланировать свое свободное время. Пребывание в продленке полезно детям еще и тем, что там нет телевизора и компьютера, там можно научиться играть со сверстниками и вообще успеть сделать все то, что не успел на переменах».

К слову, в СанПинах записано, что продленка для первоклашек может быть только с тихим часом, причем спальни для мальчиков и девочек должны быть раздельными. И никаких двухъярусных кроватей!

Цена продленки (руб. в месяц)

Омск — до 600 рублей

Калининград — от 1000 до 2000 рублей

Белгородская область — до 2000 рублей

Владимирская область — до 2500 рублей

Ивановская область — до 2650 рублей

Тюменская область — до 3000 рублей

Хабаровский край — до 3000 рублей

Тамбовская область — до 4200 рублей

Свердловская область — до 7200 рублей

Курская область — до 8000 рублей

Чеченская Республика — бесплатные и продленка, и питание

rg.ru

Естьу кого-нибудь ссылка на закон или положение о Платной продлёнке?

в нашей составили такой же договор, по принципу не нравится — не ходи. дело добровольное. управляющий совет договор одобрил. поэтому никаких возможностей у нас/у вас нет, только если действительно искать единомышленников и писать коллективную заявку

у нас объяснили так: если не возмещать деньги даже по причине болезни, то все платят 4 тыс плюс еда, если деньги возмещать, то цена возрастет до 10 тыс плюс обед, тк воспитателю все равно надо платить. так что логика, конечно, есть

в коридоре у нас не посидишь, уроки закончились — учитель следит, чтобы все оделись и вышли из школы. пришли ли родители, никого не волнует. что будет с ребенком — повесили ответственность на родителей сверх времени уроков, если не ходит на продленку 30.08.2016 15:25:22, Cветлана

Всё отдали на откуп школам((
[ссылка-1]
Федеральный закон об образовании. Статья 66, пункт 8 этого закона гласит:
«За осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей несовершеннолетних обучающихся. Учредитель вправе снизить размер указанной платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей в определяемых им случаях и порядке. »

Сын с 10 лет ходил домой через несколько дорог со школы. Можно попробовать потихоньку и Вашего приучать.
кружок можно договориться подождать в школе, потому что нереально туда-сюда мотаться или как вариант найти на это время ещё один кружок, на который он будет ходить (если время пересекается, то на часть кружка) или учителя — репетитора, который бы с ним чем-то за денежку позанимался — уже будет под присмотром и с пользой 30.08.2016 11:53:26, Двигатель

Это Вам нужно взять Договор со школой о продленке и внимательно его изучить, возможно проконсультироваться с юристами. Не видя договора, ничего нельзя сказать.

Ещё как вариант в промежутке ребенок может погулять во дворе школы или рядом (портфель оставлять в раздевалке или в классе) — если самостоятельно не может гулять, то найти на это время ему «няню на прогулку» или сопровождающую няню. 30.08.2016 13:12:55, Двигатель

conf.7ya.ru

Продленка в школе: палочка-выручалочка или обязанность?

Нужна ли продленка в школе? Рассказ бабушки первоклассника

Внук ходит в первый класс, продленка — до 4 часов. Когда все работают, это — выход. Но разве это должно быть проблемой, если ребенка забирают раньше?

Родители тех, у кого дети до 16 часов на продленке, жалуются на усталость, утомляемость, плаксивость детей.

Мы платим за продленку, но забираем ребенка раньше — в 13-14. Учительница сказала, что если все не будут посещать продленку, то ее закроют. Таким образом, внук должен ее посещать, чтобы не нанести вред тем, кому она действительно нужна. Но тогда мы должны отказаться от музыкальной школы, потому что там занятия для первоклассников проходят именно в это время. После школы мы успеваем прогуляться, поесть, сделать уроки и сходить на вечерние занятия — либо плавание, либо английский (разговорный).

Учительница считает, что внук слишком много занимается помимо школы, и нужно от чего-либо отказаться. Пыталась выяснить у внука, от чего он мог бы отказаться. Ему жалко все. От плавания получает огоромное удовольствие, особенно от плавания под водой и ныряния, музыка (играет на фортепиано) дается ему очень легко, нравится и даже чего-то пытается сочинять, да и собеседование в музшколу сам прошел (до этого он ходил на самбо, танцы и без сожаления бросил — не его это оказалось), на разговорный английский ходит несколько лет, они там говорят только на английском с юмором и играми — тоже не собирается отказываться.

Пробовали оставлять внука до 15 часов на продленке в понедельник (свободный день) и в пятницу. Но он приходил такой уставший и вымученный, что решили забирать его в эти дни в 14. Он меньше устает при смене деятельности. И даже при такой большой нагрузке, как считает учительница, он заболел только один раз перед Новым годом. К тому же после продленки все равно нужно делать уроки. Все делают их вечером, а мы — днем при дневном свете. Неужели это — не аргумент?

И вот перед 8 Марта нам дали понять в довольно некрасивой форме, что будет чувствовать ребенок, если не будет посещать продленку. Когда я в записи на видео смотрела этот «праздник», обратила внимание на много мелочей, которые меня покоробили.

Когда внук вышел читать стихи «А какой подарок маме мы подарим в женский день?», учительница начала разговаривать с кем-то, начался шум. Он несколько раз пытался начать и не мог, а потом смутился, когда подумал какой подарок вручит маме. Когда я снимала на камеру , я не видела, что он вручал дочери, я только удивилась, что он прижимал листок к груди лицевой стороной и долго пролезал к маме, которая сидела в углу около окна, не желая передать подарок. За неделю до этого, когда мы принесли гофрированную бумагу и картон на труд для этой поделки, он сказал «по секрету от мамы», что они будут делать корзиночки с цветочками по количеству полученных пятерок. Тогда я спросила, а что будет с теми, кто не получит пятерки? Мне было жалко тех ребятишек, но я даже подумать не могла, что это окажется мой внук и его друг. И не потому, что у них не было пятерок. Просто цветочки делали на продленке, когда его уже забрали. А цветочки разрешили делать всем, кто сколько хочет. Вот такой подарок получила наша ни в чем не виноватая мама. Хорошо, что она только засмеялась, поняв, в чем дело. Но ребенок-то получил совершенно незаслуженную порцию стресса.

Ведь по-доброму можно было даже в последний день дать мальчишкам доделать подарок на первых уроках или переменах, чтобы не огорчить мам.

Когда мы пришли домой, я предложила внуку доделать подарок (мама убежала на работу). Он отказался, а когда я предложила сделать другую корзинку с цветами, загорелся и сказал, что корзинка не должна быть приклеенной к бумаге и цветы должны в ней стоять как живые. Я ему помогала, конечно, и советом, и кое-что подправила. За час получилась такая корзинка. У нас был только гофрированный картон, но мне понравилась идея листочков (вырезали под разным наклоном, разрезали пополам и наклеивали на салфетку половинки в зеркальном отражении). Может кто-то уже так и делал, но для нас это было собственное открытие, и мы были очень собой довольны. Маме понравилось. Она сказала , что тоже хотела предложить ему доделать школьный подарок, и что этот подарок ей понравился больше.

Может я в чем-то ошибаюсь, но мне кажется, что педагог и психолог (по образованию) мог бы найти другие методы убеждения.

www.7ya.ru

В Госдуму внесен законопроект об отмене платной продленки

Разработчики отмечают, что принятие документа снимет социальную напряженность

МОСКВА, 7 октября. /ТАСС/. В Госдуму внесен законопроект, который лишает образовательные учреждения права взимать плату за группы продленного дня. Авторами инициативы выступили депутаты от трех думских фракции, в том числе лидер КПРФ Геннадий Зюганов, Виктор Шудегов («Справедливая Россия») и Сергей Кузин («Единая Россия»).

Законопроектом, текст которого размещен в электронной базе данных нижней палаты парламента, предлагается исключить из закона «Об образовании в РФ» норму, согласно которой «за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня» «учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату».

Разработчики отмечают, что «принятие законопроекта снимет социальную напряженность, возникшую осенью 2014 года в связи с введением в ряде регионов России платы за пребывание в группах продленного дня».

ЕР: инициатива КПРФ и эсэров может лишь усугубить ситуацию

Между тем первый замглавы комитета по образованию от «Единой России» Владимир Бурматов считает, что подобное предложение не позволит решить проблему системно, а наоборот, грозит выведением продленок за рамки правового поля, что в итоге может привести к их исчезновению.

«Я бы предостерег от популистских действий при решении проблемы платных продленок. На мой взгляд, вопрос нужно решать на законодательном уровне, но решать системно, не скатываясь в область громких заявлений, не подкрепленных фактурой, и необдуманных действий», — заявил он сегодня журналистам.

Бурматов предполагает, что подход, предложенный авторами законопроекта, «может не разрешить ситуацию, а лишь усугубить ее». «Предложение исключить пункт, связанный с продленкой, из закона об образовании в целом . может обернуться выведением продленки за рамки правового поля в принципе. В итоге вместо того, чтобы решить проблему платной продленки, мы столкнемся с ситуацией, когда групп продленного дня в школах не останется в принципе», — опасается парламентарий.

Он подтвердил, что «Единая Россия» работает над поправками в федеральное законодательство, касающимися продленок, и не исключил, что они коснутся «не просто нескольких статей закона «Об образовании», а нескольких нормативных актов». «В партии создана рабочая группа, которая занимается этими вопросами. В поисках оптимального решения рабочая группа тесно взаимодействует с родительскими комитетами, родительскими общественными организациями, структурами Минобразования», — напомнил Бурматов.

«Мы будем предметно работать над созданием взвешенного и обдуманного механизма, который обеспечит детей бесплатной продленкой и снимет финансовую нагрузку с их родителей», — пообещал он. «При этом важно сохранить и не подвергнуть риску исчезновения сам институт групп продленного дня, который имеет колоссальное социальное значение для миллионов российских семей», — заключил первый замглавы профильного думского комитета.

На каком основании школы берут деньги за продленку

Российские школы не определились с платой за продленку

В ряде регионов жаловались, что проблема с финансированием продленок остается нерешенной, поскольку по действующему с 2013 года закону «Об образовании» оно не предусмотрено ни одним бюджетным источником. Более того, организация групп продленного дня во многих случаях трактовалась как оказание дополнительных услуг, за которые с родителей предполагалось взимать плату.

По словам первого заместителя председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольги Баталиной, в законе об образовании написано, что группа продленного дня может осуществляться на платной основе только в том случае, если такое решение принято учредителем образовательной организации, которым в большинстве случаев является муниципалитет. «Поэтому если нет никакого акта администрации муниципалитета как учредителя, то ни о каких платных группах продленного дня речь идти не может. Установление такого рода платы — это не решение школы», — подчеркнула Баталина.

Первый зампред комитета Госдумы также обратила внимание на тот факт, что в данной ситуации школы идут на разного рода хитрости. «Плату школы могут требовать не за продленку, а за так называемый центр содействия воспитанию, что, по сути, одно и то же. Здесь нужно быть внимательным и в каждом отдельном случае разбираться», — заключила Баталина.

Баталина добавила, что Госдума ведет активный мониторинг всех субъектов РФ по выявлению детских образовательных учреждений, которые незаконно требуют плату за пребывание ребенка в группе продленного дня.

Позиция Минобрнауки

В свою очередь, министр образования и науки Дмитрий Ливанов отметил, что «учредитель имеет право вводить дополнительные платные услуги, но речь идет не о группе продленного дня». «Наши школы достаточно финансируются, и вводить плату за продленку никаких оснований нет», — сказал министр.

Ливанов также подчеркнул, что переговорит с руководством столичного департамента образования. «Необходимо выяснить, есть ли у школ какая-то политика на эту тему, либо это самодеятельность. Тогда нам будет легче понять, как регулировать эту ситуацию. Я лично выясню ситуацию с школами в целом по Москве, проблема будет урегулирована», — добавил он.

В некоторых регионах плата за продленку составляет 6-10 тыс. руб.

Владимир Бурматов 26 сентября в ходе совещания с региональными отделениями партии сообщил, что в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других регионов в некоторых школах с родителей берут плату за продленку, которая достигает 20-30% средней заработной платы в этих субъектах. «Есть регионы, в которых с родителей берут по 6-10 тыс. руб.», — сказал он.

По словам единоросса, максимальная плата была зафиксирована в одной из московских школ, где за право ребенка ходить в группу продленного дня с родителей берут 17 тыс. руб. «К проблемным в этом смысле регионам относятся Иркутская, Курская, Свердловская, Воронежская области, Москва, Санкт-Петербург и другие регионы РФ. Общее количество таких горячих точек на территории нашей страны составляет порядка 30 субъектов», — добавил депутат.

tass.ru