Статья 18. Правовое положение граждан в период действия военного положения

Статья 18. Правовое положение граждан в период действия военного положения

1. В период действия военного положения граждане пользуются всеми установленными Конституцией Российской Федерации правами и свободами человека и гражданина, за исключением прав и свобод, ограничение которых установлено настоящим Федеральным конституционным законом и другими федеральными законами.

2. Граждане обязаны выполнять требования настоящего Федерального конституционного закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам военного положения.

3. Граждане, находящиеся на территории, на которой введено военное положение, обязаны:

1) выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц и оказывать содействие таким органам и лицам;

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 3 ноября 2010 г. N 6-ФКЗ в подпункт 2 пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального конституционного закона внесены изменения

2) являться по вызову в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы военного управления, обеспечивающие режим военного положения, и военные комиссариаты;

3) выполнять требования, изложенные в полученных ими предписаниях, повестках и распоряжениях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц;

4) участвовать в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в выполнении работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлении поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, вступать в специальные формирования;

5) предоставлять в соответствии с федеральными законами необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности, с последующей выплатой государством стоимости указанного имущества.

Согласно Федеральному конституционному закону от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории Российской Федерации либо на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного по правам человека и не влечет ограничения его компетенции

base.garant.ru

Украина готова ввести военное положение и погибнуть

Украинские власти готовятся ввести в стране военное положение. Согласно заявлению замглавы Министерства обороны Украины Игоря Павловского, вооруженные силы Украины готовы к функционированию в режиме военного положения в случае его введения руководством страны.

«Если будет введено военное положение, вооруженные силы Украины готовы. Тут нет проблем. За три года практически вся структура перевода вооруженных сил на функционирование в режиме военного положения отработана», — сказал Павловский на конференции по безопасности в Киеве.

Тема введения военного положения была поднята еще в январе, в связи с обострением ситуации в Донбассе, однако в итоге решение не было принято. По закону, предложение о введении военного положения на рассмотрение президента вносит Совет национальной безопасности и обороны. При этом президентский указ о введении военного положения должна утвердить Верховная рада.

И вот теперь снова зашла речь о том, чтобы «объявить войну» официально. Помимо Павловского с заявлениями на данную тему выступил бывший министр обороны Украины, экс-глава СБУ Евгений Марчук. На «Украинском форуме по обороне и безопасности ’17» он заявил, что Россия может спровоцировать Украину на введение военного положения.

«В обществе критиковалось то, что не было введено военное положение. Ясно, что введение военное положения — острая и сложная процедура, но мы помним, что президент Порошенко, когда эта критика звучала, сказал, что закон есть и указ подписан им. Но мы знаем, что он начинает действовать только после того, как его примет Верховная Рада. То есть публично известно, что в Украине подписан указ о возможности введения правового режима военного положения. Президент сказал об этом не только в связи с критикой в его адрес, но и когда была очень острая ситуация на фронте», — заявил Марчук.

А также добавил: «В связи с этим, уже много зная, что и как делает Россия не только в прямом военном смысле, но и другими технологиями, абсолютно не исключается, что Россия может спровоцировать Украину. И будет правильным решение о введении военного положения, возможно, не на всей территории. Россия может это сделать исходя из логики ее предшествующего поведения, как бы это ни казалось невероятным».

Отдельные особенно патриотично настроенные военные выступают с заявлениями уж вовсе феерическими. Капитан первого ранга ВМС Украины, первый заместитель председателя Союза офицеров Украины Евгений Лупаков считает, что если бы у Украины были подводные лодки, она якобы легко бы разгромила Черноморский флот России. «Вот о чем нужно думать Украине в первую очередь. Если бы у Украины было хотя бы пяток подводных лодок, то мы бы уничтожили это старье, этот Черноморский флот, в труху на выходе с базы», — заявил Лупаков.

Однако подводных лодок у Украины, как известно, нет ни одной. Хотя в мае прошлого года минобороны Украины заявило о грандиозных планах по развитию военно-морского флота. За четыре года страна планирует построить 30 кораблей и катеров, что больше, чем у Германии. Однако при этом у нищающей Украины нет денег на столь дорогое удовольствие, как боевой флот. В деньги во многом упираются все украинские наполеоновские планы.

Напомним, что во время этой самой попытки ввести военное положение вначале года Верховная Рада практически прямым текстом признавалась, что ключевая причина, по которой это не было сделано — деньги. В частности, председатель комитета Верховной рады по вопросам нацбезопасности и обороны признался — страна «готова ввести военное положение, однако пока не делает этого, так как в этом случае можно будет забыть про иностранные кредиты».

Однако глава украинского правительства Арсений Яценюк на совещании с силовиками и губернаторами потребовал «подготовить мобилизационные планы на случай экстренного перехода экономики на военные рельсы». Если верить заявлениям Павловского, к указаниям Яценюка тогда прислушались.

Впрочем, и с военной точки зрения, не только с финансовой, перспективы введения военного положения мировые и российские эксперты оценивали, как удручающее. Многие тогда заявили, что введение военного положения возможно лишь в случае объявления войны, а если война России будет официально объявлена — Украине останется существовать «несколько дней или недель». Собственно, с тех пор ситуация нисколько не изменилась.

www.politonline.ru

ЗАКОН АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 6 января 1994 года №779

О военном положении

(В редакции Законов АР от 5 октября 2001 года №190-IIQD; 2 июля 2002 года №356-IIQD; 6 января 2004 года №569-IIQD; 23 декабря 2005 года №32-IIIQD)

Настоящий Закон устанавливает основания, порядок и правовые последствия введения военного положения на территории Азербайджанской Республики в соответствии с Конституцией Азербайджанской Республики, другими законами и международными обязательствами Азербайджанской Республики.

Статья 1. Основания введения военного положения

Основаниями введения военного положения на всей территории или в отдельных местностях Азербайджанской Республики могут быть:

1) объявление в Азербайджанской Республике состояния войны в соответствии с Конституцией Азербайджанской Республики;

2) наличие реальной опасности вооруженного нападения на Азербайджанскую Республику;

3) блокада территории Азербайджанской Республики или отдельных ее мест с суши, воды или воздуха иностранным государством или государствами, а также наличие реальной опасности для такой блокады;

4) объявление войны Азербайджанской Республике иностранным государством или государствами;

5) фактическая оккупация определенной части территории Азербайджанской Республики.

Статья 2. Порядок введения военного положения

Военное положение вводится указом Президента Азербайджанской Республики.

Указ Президента Азербайджанской Республики о введении военного положения, принятый в период работы Милли Меджлиса Азербайджанской Республики, незамедлительно представляется им Милли Меджлису Азербайджанской Республики. Милли Меджлис Азербайджанской Республики принимает постановление по данному вопросу в течение 24 часов.

В случае введения военного положения в период между заседаниями Милли Меджлиса Азербайджанской Республики председатель Милли Меджлиса Азербайджанской Республики незамедлительно созывает заседание Милли Меджлиса Азербайджанской Республики, на котором принимается решение по данному вопросу не позднее 72 часов с момента представления соответствующего указа Президента Азербайджанской Республики в Милли Меджлис Азербайджанской Республики.

Постановление об указе Президента Азербайджанской Республики о введении военного положения принимается большинством в 63 голоса депутатов Милли Меджлиса Азербайджанской Республики.

Указ Президента Азербайджанской Республики о введении военного положения, не утвержденный Милли Меджлисом Азербайджанской Республики, немедленно утрачивает силу.

Статья 3. Сроки введения военного положения

В случае устранения оснований, указанных в статье 1 настоящего Закона или при заключении мирного договора с государством или государствами, ведущими войну, военное положение незамедлительно отменяется Милли Меджлисом Азербайджанской Республики по собственной инициативе или по предложению Президента Азербайджанской Республики.

Статья 4. Распространение указов о введении военного положения

Указ Нерезидента Азербайджанской Республики о введении военного положения распространяется средствами массовой информации, а при невозможности этого — другими способами не позднее чем за 6 часов до введения его в действие.

В обстоятельствах, требующих неотложных мер по защите жизни и обеспечению безопасности населения, сроки распространения указа Президента Азербайджанской Республики о введении военного положения могут быть изменены Президентом Азербайджанской Республики.

base.spinform.ru

Закон о правовом положении военного положения

17 апреля 2001 года

Закон о военном положении: каким ему быть?

Виктор КАРАСЕВ,
советник аппарата
Комитета Государственной Думы по обороне.

Закон «О военном положении» — один из немногих федеральных конституционных законов, который до сих пор не принят, несмотря на то что он прямо предусмотрен Конституцией Российской Федерации. Конституция устанавливает, что в случае агрессии против нашего государства или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение. Режим военного положения определяется именно этим законом.

Отсутствие на протяжении многих лет закона о военном положении приводит не только к тому, что в конституционном законодательстве Российской Федерации имеется существенный пробел. Без этого закона сдерживаются разработка и принятие других нормативных правовых актов, связанных с вопросами мобилизации, гражданской обороны и другими вопросами, а также затрудняется проведение соответствующих практических мероприятий.
В 2000 году проект закона «О военном положении» был внесен в Государственную Думу группой депутатов. Этот законопроект прошел все предварительные стадии законодательной процедуры и был подготовлен к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении.
Президентом Российской Федерации был также внесен свой законопроект взамен того, который вносился им еще в 1997 году, но принят не был.
Таким образом, в настоящее время в Государственной Думе находятся два законопроекта «О военном положении» (назовем их для краткости «депутатский» и «президентский»), которые планируется одновременно рассмотреть в первом чтении в апреле этого года.
В преддверии рассмотрения этих законопроектов необходимо провести сравнительный анализ их содержания с точки зрения полноты регулирования вопросов, относящихся к военному положению.
В большинстве источников указывается, что в законе должно быть дано понятие и раскрыта сущность военного положения, определены цель, основания и порядок его введения. Кроме того, закон должен регламентировать вопросы функционирования органов государственной власти и местного самоуправления в период военного положения, определить меры, принимаемые органами власти и управления, а также возможные ограничения прав и свобод граждан. Через призму этих вопросов и целесообразно рассматривать внесенные альтернативные законопроекты.
Они оба содержат определение понятия «военное положение». При этом президентский законопроект определяет военное положение как «особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях». В депутатском же законопроекте говорится, что военное положение — это особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законом о военном положении ограничение прав и свобод.
Следующий вопрос — основания для введения военного положения. Если следовать букве Конституции Российской Федерации, то таковыми являются агрессия против Российской Федерации или непосредственная угроза агрессии. Поэтому очень важно, чтобы понятия «агрессия» и «непосредственная угроза агрессии» были раскрыты в самом законе.
Президентский законопроект эту задачу решает, законодательно закрепляя понятие агрессии. При этом за основу взято определение, содержащееся в Резолюции XXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. Актами агрессии признаются: вторжение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию Российской Федерации, нападение на Вооруженные Силы и другие войска независимо от мест их дислокации, бомбардировка территории или применение любого оружия против Российской Федерации, блокада портов или берегов, засылка иностранным государством вооруженных банд, групп или наемников и некоторые другие акты применения вооруженной силы иностранным государством против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации.
В то же время понятие «непосредственная угроза агрессии» в законопроекте раскрыто не полностью, что, очевидно, связано с объективной сложностью установления такого понятия.
Отдельный вопрос, который должен быть подробно регламентирован законом, — как и с какого времени вводится военное положение.
В президентском законопроекте устанавливается, что указ Президента Российской Федерации должен определять обстоятельства введения военного положения, время начала его действия и территорию, где оно вводится. Депутатский законопроект, помимо этого, предполагает, что должны быть определены и точные пределы полномочий государственных органов, ответственных за осуществление мер военного положения.
Что касается вопроса об утверждении указа о введении военного положения Советом Федерации, то следует отметить один принципиальный момент. В законе должно быть четко определено, с какого времени начинается действие режима военного положения — после издания президентом соответствующего указа или же после утверждения этого указа Советом Федерации.
Центральное место в законе занимают установление перечня мер, которые должны быть приняты в условиях военного положения, а также установление в этом случае возможных ограничений прав и свобод граждан, дополнительных обязанностей организаций.
В научной литературе обычно приводится достаточно широкий перечень мер, которые должны быть приняты в условиях военного положения. Он включает перевод органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, экономики страны на работу в условиях военного положения, перевод Вооруженных Сил на организацию и состав, предусмотренные для военного времени, введение в действие запасных пунктов управления, использование материальных средств мобилизационного и государственного резервов. В этот перечень входят также меры по усилению охраны общественного порядка, установлению особого режима работы средств транспорта и связи.
Еще более широкий перечень составляют временные ограничения, применяемые в условиях военного положения, включая ограничения прав и свобод граждан. К таким ограничениям относятся запрещение забастовок, собраний и митингов, введение особого режима въезда и выезда, ограничение свободы передвижения, введение военной цензуры, установление комендантского часа, проверка документов, личный досмотр граждан, досмотр вещей, транспортных средств и жилища, запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ. К ограничениям в условиях военного положения относятся также ограничения на осуществление экономической деятельности, на свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, ограничение или приостановление деятельности политических партий, общественных и религиозных объединений, деятельность которых направлена на подрыв обороны страны и безопасности государства, и так далее.
Как в президентском, так и в депутатском вариантах законопроекта достаточно полно предусмотрены нормы, устанавливающие меры, применяемые в условиях военного положения, а также соответствующие обязанности, ограничения и запреты.
Президентским вариантом законопроекта предусматривается «временное изменение формы собственности организаций». Что это — национализация или, наоборот, приватизация — законопроект не определяет. Очевидно, что целесообразно говорить не об изменении формы собственности, а о том, что в период военного положения у организаций может быть изъято необходимое для нужд обороны имущество с возмещением причиненного ущерба.
Имеются принципиальные недостатки у депутатского законопроекта. Например, в нем содержится статья, регламентирующая ведение боевых действий в период военного положения. В этой статье сказано, что в период военного положения «Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования могут вести боевые действия по отражению агрессии независимо от объявления состояния войны». Такая формулировка вызывает два принципиальных возражения. Получается, что боевые действия по отражению агрессии возможны только в период военного положения. При этом боевые действия Вооруженные Силы «могут вести», а значит, могут и не вести? Но Вооруженные Силы и предназначены для отражения агрессии — это установлено Федеральным законом «Об обороне».
Следует отметить, что достоинством президентского законопроекта является включение в него отдельных статей, четко определяющих полномочия Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению режима военного положения.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что оба законопроекта — и президентский, и депутатский — в основном содержат необходимый набор правовых норм, позволяющих регулировать вопросы военного положения. Поэтому, на мой взгляд, при доработке законопроекта нужно взять лучшее из обоих вариантов.

old.redstar.ru

Статья 87 Конституции РФ

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Комментарий к Статье 87 Конституции РФ

1. Президент, являясь главой государства, определяет основные направления как внутренней, так и внешней политики. Его конституционной обязанностью является принятие мер по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной безопасности. Кроме того, в ряде статей Конституции устанавливаются полномочия Президента в области обороны и военного строительства.

Все это обусловило возложение на Президента и обязанностей Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ. Необходимо отметить, что совмещение этих должностей широко распространено в международной практике.

Компетенция Президента как Главнокомандующего Вооруженными Силами закреплена непосредственно в Конституции. Кроме указанных выше в круг его полномочий входит: формирование и руководство Советом Безопасности; утверждение военной доктрины РФ; руководство деятельностью отдельных силовых министерств и ведомств; назначение и освобождение от должности высшего командования Вооруженных Сил; внесение законопроектов в Государственную Думу, в том числе по вопросам военного строительства; присвоение высших воинских званий.

Наиболее полно полномочия Президента закреплены в Федеральном законе «Об обороне». Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации. В целях обороны создаются Вооруженные Силы. Однако уже из самого законодательного определения понятия обороны вытекает, что оборона не исчерпывается только деятельностью Вооруженных Сил. К обороне привлекаются внутренние войска МВД России, войска гражданской обороны. Для выполнения отдельных задач обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, железнодорожные войска, Служба внешней разведки, органы федеральной службы безопасности, федеральный орган специальной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, органы мобилизационной подготовки и др.

Такое широкое содержание обороны предполагает закрепление целого ряда полномочий Президента как Главнокомандующего Вооруженными Силами в этой сфере. Основные полномочия получили регламентацию в Федеральном законе «Об обороне». К их числу относятся: определение основных направлений военной политики РФ; утверждение военной доктрины; руководство Вооруженными Силами, войсками, воинскими формированиями и органами; объявление в установленных случаях военного положения, объявление приказа Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил о ведении военных действий; принятие решения об использовании Вооруженных Сил к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению; утверждение планов строительства и развития Вооруженных Сил, плана их применения, мобилизационного плана, плана перевода на работу в условиях военного времени, плана создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов. Он утверждает также федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса, программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует их проведение.

Непосредственно в области военного строительства Президент как Верховный Главнокомандующий утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами, общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1-го ранга); присваивает высшие воинские звания; назначает военнослужащих на должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров и увольняет их с военной службы.

Как Верховный Главнокомандующий Президент утверждает структуру, состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований до объединения включительно, штатную численность военнослужащих и гражданского персонала в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах; принимает решения о дислокации и передислокации Вооруженных Сил от соединения и выше.

Президент утверждает общевоинские уставы, положения: о боевом знамени воинской части; Военно-морском флаге; порядке прохождения воинской службы; военных советах; военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности.

Он утверждает также положения о Минобороны России и федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных в области управления войсками; Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны; планы размещения на территории РФ объектов с ядерными зарядами и объектов по ликвидации оружия массового поражения и ядерных отходов.

Путем издания указов о призыве граждан на военную службу и военные сборы Президент определяет численность призываемых граждан и осуществляет их распределение между Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами. Президент издает указы об увольнении с воинской службы лиц, прошедших военную службу по призыву.

Полномочия Президента в области обороны и военного строительства содержатся и в иных актах: Законе о воинской обязанности, федеральных законах «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», «О статусе военнослужащих», «О государственном оборонном заказе» и др.

2. Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Военное положение вводится Президентом с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Указ Президента о введении военного положения подлежит незамедлительному опубликованию и обнародованию по каналам радио и телевидения. Указ незамедлительно поступает на утверждение в Совет Федерации, который в течение 48 часов с момента получения обязан рассмотреть вопрос о его утверждении. Решение об утверждении указа принимается простым большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением. Постановление оформляется и в том случае, если Совет Федерации не утвердил указ о введении военного положения. Указ Президента о введении военного положения, не утвержденный Советом Федерации, прекращает действие со следующего дня после принятия такого решения, о чем население оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.

3. Режим военного положения определяется Федеральным конституционным законом «О военном положении». Под военным положением согласно этому Закону понимается особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Президентом в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

В соответствии с общепризнанными нормами международного права агрессией против России признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН. Актами агрессии признаются: вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства на территорию РФ, любая военная оккупация и аннексия территории РФ или ее части с применением вооруженной силы; бомбардировка территории РФ или применение любого оружия иностранным государством; блокада портов или берегов РФ вооруженными силами иностранных государств; нападение на Вооруженные Силы РФ независимо от места их дислокации и др. Непосредственной угрозой агрессии против России могут признаваться действия иностранного государства (группы государств), совершенные в нарушение Устава ООН, общепризнанных принципов и норм международного права и непосредственно указывающие на подготовку к совершению акта агрессии против Российской Федерации, включая объявление ей войны.

На территории, на которой введено военное положение, применяются следующие меры: усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных специальных и государственных объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды; введение особого режима работы объектов, обеспечивающих работу транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики; эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений; введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение передвижения по ней; приостановление деятельности политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность РФ; привлечение граждан в порядке, установленном Правительством РФ, к выполнению работ для нужд обороны; ликвидации последствий применения противником оружия; восстановление разрушенных объектов и т.д.

В период военного положения накладываются определенные ограничения и на некоторые другие права и свободы. В частности, может быть проведено изъятие в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества; вводятся запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства, запрещение или ограничение проведения митингов, собраний и т.д., запрещение забастовок; ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра; установление комендантского часа, проверка документов и личный досмотр граждан, их вещей и жилища, транспортных средств. По основаниям, установленным законом, — задержание граждан на срок не более 30 суток. Запрещение и изъятие в случаях, предусмотренных законом, оружия и боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ. В условиях военного положения вводится военная цензура; проводится интернирование (изоляция) граждан государства, воюющего с Российской Федерацией; прекращается деятельность иностранных и международных организаций, если они осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности РФ.

На территории, на которой введено военное положение, не проводятся референдумы и выборы в органы государственной власти и местного самоуправления. В указанный период могут быть введены меры временного ограничения экономической и финансовой деятельности и др.

Федеральный конституционный закон «О военном положении» определяет силы и средства для обеспечения режима военного положения; подробно регламентирует полномочия Президента, Правительства, федеральных органов исполнительной власти и власти субъектов Федерации в области обеспечения режима военного положения.

Конституция в ч. 3 ст. 118 запрещает создание чрезвычайных судов. Поэтому даже в условиях военного времени на территории, на которой введено военное положение, действуют суды, установленные Основным Законом. Судопроизводство осуществляется также в соответствии с федеральными законами. Хотя, как показал опыт осуществления военного положения в годы Великой Отечественной войны, в это судопроизводство законодательно могут быть внесены определенные изменения.

Военное положение, введенное на территории РФ или в отдельных ее местностях, отменяется указом Президента после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения, о чем оповещается население.

В случае введения военного положения Президент принимает меры по уведомлению Генерального секретаря ООН (через него — всех участников Организации) и информированию Генерального секретаря Совета Европы об отступлении Российской Федерации от своих обязательств по международным договорам, связанным с ограничением прав и свобод граждан.

constrf.ru