Нормативно-подушевое финансирование – прозрачный бюджет

С 1 января 2016 года общеобразовательные организации и организации дополнительного образования перешли на нормативно-подушевое финансирование (НПФ). Нормативно — подушевое финансирование образовательных организаций вводится во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

Ключевой принцип подушевого финансирования – деньги следуют за учеником. Это означает, что образовательная организации получает деньги по государственному (муниципальному) заданию на обучение каждого ребенка по числу детей. Таким образом, чем больше учеников привлечет себе школа, тем больше денег она получит. Отсюда становится ясным смыл оптимизации школьной сети: для школ — получить большее финансирование, для бюджета – сэкономить часть средств.

Считается, что подушевое финансирование автоматически должно заставить школьные коллективы работать лучше, чтобы привлечь в свои стены побольше учеников и, таким образом, иметь большую субвенцию на реализацию государственного образовательного стандарта.

Кто и каким образом устанавливает подушевой норматив?

Напомним, что в соответствии с ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ определяют нормативные затраты на обучение одного ученика органы государственной власти субъектов Российской Федерации; на школьном сайте должен быть размещен план финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации или ее бюджетные сметы, а также отчет о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года.

Начиная с 2016 года, подушевой норматив устанавливается в соответствии с Общими требованиями к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (далее — Общие требования), утвержденными приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2015 г. N 1040.

Для родителей этот документ особо важен, ибо он позволяет понять на что, например, школа получает деньги, а на что нет.

Подушевой норматив для общеобразовательных организаций

Общими требованиями установлено, что нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг для общеобразовательных организаций определяются в расчете на одного школьника по каждому уровню образования в соответствии с ФГОС с учетом:

  • форм обучения;
  • сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий;
  • обеспечения безопасных условий обучения и воспитания;
  • охраны здоровья обучающихся;
  • другими особенностями.
  • Подушевой норматив для организаций дополнительного образования

    Нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации дополнительных образовательных программ определяются в расчете на человеко-час по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом:

    • федеральных государственных требований (при их наличии);
    • типа образовательной организации;
    • специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ;
    • обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам;
    • иных предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ особенностей организации и осуществления образовательных услуг (для различных категорий обучающихся).
    • Объем государственных (муниципальных) услуг по реализации дополнительных образовательных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

      Подушевой норматив для организаций дошкольного образования

      При расчете финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания государственным и муниципальным организациям, реализующим образовательные программы дошкольного образования, нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования не включают в себя нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг по присмотру и уходу за детьми.

      Нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг по присмотру и уходу за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, включаются в финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания государственными (муниципальными) организациями, реализующими образовательные программы дошкольного образования.

      Подушевой норматив для малокомплектных и сельских образовательных организаций

      Для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах, реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся.

      Примечание. Согласно закону об образовании к малокомплектным образовательным организациям относятся образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся.

      Что входит в нормативные затраты

      Согласно Общим требованиям нормативные затраты включают в себя:

      затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда педагогических работников;

      затраты на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной (муниципальной) услуги, включая административно-управленческий персонал;

      затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг детям с ОВЗ и иными специальными потребностями, а также затраты, непосредственно связанные с обеспечением указанных потребностей, в том числе в части оплаты труда дополнительного персонала, а также приобретения материальных запасов и основных средств. При этом применяются повышающие коэффициенты;

      затраты на приобретение материальных запасов, основных средств и особо ценного движимого имущества, потребляемого (используемого) в процессе оказания государственной (муниципальной) услуги;

      затраты, связанные с дополнительным профессиональным образованием педагогических работников по профилю их педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

      затраты на общехозяйственные нужды, в том числе на оплату услуг связи, включая оплату трафика информационно-телекоммуникационной сети «Интернет«, транспортных услуг, коммунальных услуг, на проведение текущего ремонта и мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований, противопожарной безопасности, охранной сигнализации, а также иных затрат, непосредственно не связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг, но без которых оказание данных услуг будет существенно затруднено или невозможно.

      В документе отмечено, что определение нормативных затрат осуществляется с учетом норм материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для оказания государственной (муниципальной) услуги, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе актами органов государственной власти и местного самоуправления, а также межгосударственными, национальными (государственными) стандартами Российской Федерации, строительных норм и правил, санитарных норм и правил, стандартов, порядков и регламентов оказания государственных (муниципальных) услуг в установленной сфере (при их наличии). При отсутствии стандартов услуг нормативные затраты в отношении соответствующей группы затрат определяются структурным методом (или экспертным методом), позволяющим рассчитать нормативные затраты на единицу государственной (муниципальной) услуги.

      Как показывает практика применения подушевого финансирования общеобразовательных организаций, в этом вопросе не все так однозначно.

      Так эксперты ОНФ, промониторив ситуацию с переходом ряда организаций на НПФ, пришли к таким выводам:

      — механизм финансирования социальных объектов в зависимости от количества учащихся или прикрепленных пациентов должен быть более гибким. В противном случае его применение будет не улучшать, а ухудшать состояние бюджетной сферы;

      — прямой зависимости между увеличением финансирования бюджетных организаций и повышением их эффективности в результате применения механизма НПФ не наблюдается;

      — механизм НПФ не всегда позволяет бюджетным организациям оперативно решать проблемы финансирования насущных потребностей. По данным Счетной палаты, субъекты РФ уменьшают или не планируют расходы, которые должны быть включены в подушевой норматив финансирования за счет собственных бюджетов субъектов.

      В «Учительской газете» от 25 января 2016 года » (http://ug.ru/insight/547) опубликовано «Открытое письмо Министру образования и науки России Дмитрию Ливанову, или Почему в стране не работает нормативно-подушевое финансирование?». В нем авторы письма — директор и педколлектив школы №4 города Нелидово Тверской области обращаются к Министру с просьбой прокомментировать проблемную ситуацию с финансированием школ и оплатой труда в стране и «ответить на вопрос: какая же система финансирования образовательных организаций действует в нашей стране и является ли нормативно-подушевое финансирование основой в финансовой политике системы образования и обязательным для образовательных организаций? Либо руководитель муниципалитета вправе по своему усмотрению улучшать финансовое состояние одних школ и ухудшать других? Как можно повлиять на решения чиновников?». При этом авторы письма утверждают, что «принятая в стране система не работает, и мы находимся в ситуации, когда местный начальник по своему усмотрению может к любой школе применить поправочный коэффициент, серьезно уменьшая финансирование».

      При подготовке использованы материалы источников:

      приказ Минобрнауки РФ от 22 сентября 2015 г. №1040

      eduinspector.ru

      Двухглавое образование

      17 октября Госдума рассмотрит в первом чтении законопроект «Об образовании». Причем будут представлены сразу две версии — правительственная и альтернативная, разработанная КПРФ. БГ сравнил ключевые пункты этих версий, чтобы понять, за какую из них стоит болеть

      Принцип финансирования школ

      Официальная: нормативно-подушевое финансирование. Школа получает определенную сумму на каждого ученика. Старшие классы «стоят» больше, чем младшие.

      Альтернативная: нормативное финансирование, при котором не менее 30% финансовых средств учреждение получает по смете, независимо от количества обучающихся, а остальные средства — по подушевому принципу.

      Рачевский: «Сметное финансирование позволяло директорам обманывать чиновников, вписывая в смету дополнительные расходы. К тому же, если школа, например, экономила на краске для пола, она не могла перераспределить эти средства на что-то другое. А вариант с 30%-ной сметой может привести к нарушению принципа справедливости. Ведь не секрет, что в Москве был кластер «приближенных» школ, которые могли выбить деньги у департамента на какие-то свои нужды. А в случае с малокомплектными сельскими школами вопрос надо решать индивидуально. Они могут заключить с государством дополнительное соглашение на целевое финансирование».

      Смолин: «Нормативно-подушевое финансирование в чистом виде не используется ни в одной стране. Британцы опробовали эту схему в 1990-х, но отказались: она привела к неравенству возможностей. Пришлось разработать дополнительные механизмы финансирования, компенсирующие недостатки этой системы. У нас она приведет к уничтожению малокомплектных школ. До начала 2011 года в России прекратили свое существование 20 300 сельских школ и 15 000 — за период, когда министром был Фурсенко».

      bg.ru

      Закон о платном образовании

      Вокруг принятия нового закона о платном образовании ходит немало слухов и домыслов. Многие считают, что он уже принят, некоторые говорят, что только обсуждается. Однако решение Государственной Думы о введении платы за обучение воспринимается негативно с обеих сторон.

      Описание нового закона о платном образовании в школе

      Многочисленные слухи о том, что Госдума приняла закон о платном образовании, не подтверждаются. Отдельного такого документа на июль 2017 года не имеется. Продолжает действовать Федеральный закон 273 «Об образовании в Российской Федерации», принятый 21 декабря 2012 года.

      Положения ФЗ 273 регламентируют все вопросы, связанные с получением образования, в том числе и платного. Структурно документ подразделяется на следующие главы:

    • общие положения, определяющие основные аспекты законодательства;
    • действующая система образования;
    • юридические лица, осуществляющие образовательную деятельность;
    • обучающиеся и их законные представители – родители;
    • работники образовательных учреждений;
    • основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений;
    • общее, профессиональное и дополнительное обучение;
    • особенности и порядок организации некоторых образовательных программ;
    • управление системой обучения, государственный регламент;
    • экономическая деятельность и финансирование образовательных учреждений;
    • международное сотрудничество и заключительные положения.
    • Для рассмотрения вопроса о введении платного образования и самообеспечения школ следует обратиться к главе о финансировании. Она включает в себя статьи, регулирующие следующие вопросы:

    • особенности финансового обеспечения образовательных услуг со стороны государства и муниципальных властей;
    • контрольные цифры, рассчитанные на бюджетное содержание;
    • осуществление образовательной деятельности за счет средств физических и юридических лиц;
    • имущество учреждений;
    • создание организациями, обеспечивающими высшее образование, хозяйственных обществ и партнерств для практического применения навыков;
    • система образовательного кредитования.
    • Отдельно следует выделить статью 101 ФЗ 273, определяющую оплату образовательной деятельности физическими лицами. Положения статьи рассматриваются в контексте общих предписаний, изложенных в первой главе:

    • предмет регулирования закона и основные понятия и принципы, на которых он базируется;
    • правовое регулирование отношений, право на обучение и государственные гарантии его реализации;
    • полномочия Российской Федерации, федеральных и региональных органов власти.
    • Статья 5 ФЗ 273 предписывает общедоступность и бесплатность дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, среднего профессионального и высшего в том случае, если гражданин получает его впервые и поступает на бюджет по конкурсной основе. Введение платного обучения противоречит данным принципам, основанным на Конституции РФ.

      Вновь обращаясь к статье 101 ФЗ 273 о вариантах платного обучения можно выявить ее аспекты:

    • учреждению допускается взимать плату с физических и юридических лиц согласно заключенному договору;
    • платное образование не может заменять бюджетное;
    • плату допускается брать за те образовательные услуги, которые не предусмотрены государственным или муниципальным заданием.
    • Проанализировав указанные положения можно сделать вывод, что платное образование не затрагивает общее. На основании данного принципа и разрабатываются нововведения, о которых столько говорят.

      Обсуждаемый закон о платном образовании подразумевает переход школ на самообеспечение. Родителям не придется платить за базовые уроки или их часы. В систему платного обучения включаются:

      • дополнительные уроки, факультативы, а также мероприятия, посещаемые по желанию учащихся;
      • система продленки – присмотр за детьми в рамках обучения;
      • дополнительные кружки, нацеленные на всестороннее развитие обучающихся;
      • предполагается введение платных профессиональных предметов, ориентированных на будущую подготовку специалистов.

      Сложность в том, что введение платных уроков и факультативов повысят приоритет тех учеников, которые на них обучались. Таким будет не только проще сдавать выпускные экзамены, но и проходить конкурс в высшие учебные заведения, а затем и находить профильную работу.

      То есть, поправки о платном образовании сохраняют конституционное право граждан на бесплатность обучения. Но за качественное и углубленное преподавание родителям придется платить. И несмотря на отсутствие специального закона о платном образовании или самообеспечении школ, создаваемая система функционирует уже сейчас.

      Скачать текст закона о самообеспечении школ

      Скачать действующий Федеральный закон 273 «Об образовании в Российской Федерации» можно здесь. Документ представлен в полном объеме с актуальными изменениями. Последние поправки были внесены 1 мая 2017 и скорректировали формулировки статьи 71 в части 5 и в пункте 2 части 7.

      210fz.ru

      С 1 января 2015 года вступает в силу закон, предусматривающий подушевое финансирование школ

      С 1 января 2015 года изменяется порядок финансирования школ . Как будут существовать средние учебные заведения в новых условиях?

      — Новый «Закон об образовании» предусматривает лишь один вид общеобразовательных организаций – общеобразовательная школа. То есть, другие виды организаций: гимназии, лицеи, а также все другие особые школы с повышенным нормативом финансирования, к примеру, для детей с ограниченными возможностями здоровья, перейдут в разряд общеобразовательных. В связи с этим, будут изменены размеры нормативов финансирования школ, которые станут едиными для всех общеобразовательных школ. Каждая школа получит денег ровно столько, сколько сможет набрать учеников. К сожалению, муниципалитет по закону уже не сможет различными поправочными коэффициентами довести норматив до необходимого школе уровня.

      То есть, финансирование образования неизбежно должно уменьшиться?

      — Прогнозы давать еще рано, поскольку комплектование школ начнется только на будущей неделе. Кроме того, пока не утверждены и единые нормативы. Пока ясно лишь одно – гимназии и лицеи в следующем году денег реально получат меньше. В этой ситуации могут выиграть школы, реализующие только общеобразовательные программы.

      Получается, что все эксклюзивные фишки – театры мод и различные кружки, секции и телестудии, которыми гордятся железногоркие школы, должны исчезнуть?

      — Останется ли в школе дополнительное образование, и в каком объеме, решать самому учебному заведению. Понятно, что, прежде всего, необходимо выполнять учебный план. Дополнительное образование будет финансироваться по остаточному принципу.

      Означает ли это, что за школьные кружки и секции придется платить родителям?

      — Если у родителей возникнет потребность дать детям какое-то дополнительное образование, а у школы не будет возможности обеспечить его бесплатно, то не возбраняется обучение на коммерческой основе. Другое дело, захотят ли этого родители? Зачем ребенку заниматься в платной спортивной секции при школе, если есть такое же направление в ДЮСШ, которое полностью финансируется муниципалитетом?

      Выходит, что школьные педагоги дополнительного образования вскоре могут стать безработными?

      — Не обязательно. Не факт, что эти ставки будут сокращать, а людей отправлять на биржу труда. Школы, думаю, заинтересованы в сохранении того, что было — по максимуму. Предполагаю, что у кого-то из педагогов дополнительного образования сократится нагрузка, кому-то будут платить зарплату из стимулирующих надбавок ФОТ.

      Но, таким образом у всего коллектива уменьшится зарплата?

      — Несомненно. Некоторые моменты сохранить вообще невозможно. Например, не будет дополнительного финансирования лекционных часов для углубленного изучения предметов, ранее предусматривающихся в лицеях и гимназиях, а также дополнительного финансирования 15% надбавки за работу в этих организациях. То есть, средняя зарплата учителей там станет реально меньше.

      Над школами нависла еще одна угроза — оптимизация…
      — Оптимизация сети городского образования с введением нового принципа финансирования школ не связана. Но одна ситуация усугубляет другую. Сложности с финансами в городе действительно серьезные. В администрации ЗАТО создана рабочая группа, которая сейчас решает вопросы по оптимизации сети образовательных учреждений. Пока никаких выводов и итогов еще нет. И когда они будут, неизвестно.

      В связи с этим вопрос о судьбе школы №92. Правда ли, что ее сливают с 97-й?

      — На сегодняшний день таких решений нет. Но если это и произойдет, то никаких преференций 97-я школа не получит. Быть школой для детей с ограниченными возможностями здоровья , не имея дополнительных средств, сегодня просто не выгодно.

      www.gig26.ru

      Правовые аспекты бюджетного финансирования негосударственных образовательных организаций

      Доклад главного юрисконсульта Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Е.Н. Зайчиковой на совещании директоров православных общеобразовательных организаций, проходившем в Санкт-Петербурге 22 сентября 2011 года.

      Законом РФ № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов власти субъекта федерации в сфере образования отнесено в том числе: обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации ( Ст. 29 п. 6.1);

      Но государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего образования лишь в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.(ст.5 Закона).

      Таким образом, действующий закон «Об образовании» не предусматривает бюджетное финансирование негосударственных (частных) образовательных организаций (далее-НОУ или ЧУ).

      Ст.41 Закона, содержащая принцип финансирования образовательной деятельности на основании нормативов финансового обеспечения также предусматривает применение данного норматива только для казенных, бюджетных и автономных образовательных учреждений, но не для НОУ.

      Негосударственным образовательным организациям данным законом предоставлено право лишь право взимать плату с родителей за предоставление образовательных услуг.

      Таким образом, из процитированных норм закона «Об образовании» следует, во-первых, что финансирование образовательных организаций отнесено к полномочиям органов власти субъекта федерации, а во-вторых, что бюджетное финансирование частных образовательных организаций данным законом не предусмотрено.

      Попробуем проанализировать иные нормативные акты с целью поиска законных возможностей для получения бюджетного финансирования.

      Статья 31 Федерального закона «О некоммерческих организациях» предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах.

      Статья 41 Закона «Об образовании» предусматривает, что финансовое

      обеспечение деятельности образовательного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством.

      Статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации содержит общие положения, позволяющие предоставлять субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

      С 1 января 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 310-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации».

      Указанным федеральным законом внесены изменения, в частности, в статью 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующую порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными учреждениями. В соответствии с внесенными изменениями в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями..

      Таким образом, федеральное законодательство предусматривает принципиальную возможность бюджетного финансирования некоммерческих организаций, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями в форме субсидий.

      Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. Таким образом, каждый регион самостоятельно решает, будет ли он финансировать образовательную деятельность частных учреждений и в каком объеме, в каком порядке и т.д. Законодательные возможности для финансирования есть, вопрос в том, посчитает ли регион необходимым субсидировать образовательный процесс ЧУ.

      Следовательно, от степени взаимодействия и взаимопонимания с местной региональной властью зависит сам факт и размер финансирования наших школ. В этом процессе трудно переоценить роль правящего архиерея, епархиальных ОРОиКов, самих школ.

      Если все же достигнуто принципиальное понимание необходимости финансирования образовательной деятельности ЧУ, то предусмотренная федеральным законом схема реализации следующая:

      Пунктом 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ установлено, что субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

      Пункт 2 этой же статьи закрепляет нормы, согласно которым случаи и порядок предоставления субсидий юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям, устанавливаются законом (решением) о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами исполнительных органов власти.

      Согласно п. 3 данной статьи нормативный правовой акт, регулирующий предоставление субсидий из соответствующего бюджета, должен определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий.

      Таким образом, именно закон (решение) о бюджете предусматривает случаи и порядок предоставления юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям (кроме государственных (муниципальных) учреждений) субсидий, получаемых из бюджета, а нормативный правовой акт, регулирующий предоставление указанных субсидий, должен определять цели, условия и порядок их предоставления.

      Статья 78 Бюджетного кодекса РФ не содержит ограничений в отношении предоставления субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям).

      На основании изложенных обстоятельств Министерство финансов РФ и Министерство экономического развития РФ разъяснили, что предоставление в соответствии с законом (решением) о бюджете субсидий некоммерческим организациям различных форм (в том числе общественным и религиозным организациям (объединениям), фондам, некоммерческим партнерствам, автономным некоммерческим организациям), за исключением бюджетных учреждений, не противоречит Бюджетному кодексу РФ. Иными словами, отказа в предоставлении бюджетных субсидий, по причине религиозного (несветский характер) образования в наших школах быть не может, поскольку субсидии могут быть предоставлены на законных основаниях даже духовным школам, не говоря уже о наших общеобразовательных.

      Далее, еще один момент. Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Встает вопрос, а если затраты еще не понесены, а только планируются на грядущий учебный год, ведь закон о бюждете следующего года принимается как правило в мае текущего года , еще до начала учебного года.

      По мнению, выраженному в письме Минфина РФ и Министерства экономического развития РФ от 29 августа 2008 г. NN 02-01-04/2523\12064-АП/Д05, предоставление субсидий юридическим лицам (кроме государственных (муниципальных) учреждений) на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения указанных затрат может осуществляться как до их возникновения, так и по факту возникновения. Деятельность некоторых некоммерческих организаций обладает своей спецификой, которая обусловлена особенностями их правового положения, и преследует достижение различных целей: социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих, оказание поддержки малому и среднему предпринимательству и иных целей.

      Порядок определения объема и условия предоставления указанных субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

      Далее, к кому же органу исполнительной власти на местах следует обращаться с инициативой включения в закон о бюджете субсидий на образовательную деятельность ЧУ?

      Статьей 29 Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 формирование бюджета субъекта Российской Федерации в части расходов на образование и установление региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности отнесено к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования. Именно туда и нужно обращаться.

      Это все, что касается бюджетного финансирования. Но нормативное финансирование не покрывает расходы на содержание зданий и коммунальные платежи, на охрану, пожарную сигнализацию, мебель и иные расходы.

      Здесь можно порекомендовать только инициирование принятия целевой местной программы, предусматривающей целевые субсидии. Данный положительный опыт имеется. Например, были в ряде регионов приняты целевые программы пожарной безопасности, в рамках которых были профинансированы из бюджета закупки и установление противопожарной сигнализации в школах.

      Кроме расходов на заработную плату, учебные пособия, закон позволяет органам государственной власти субъектов Российской Федерации дополнительно финансировать мероприятий по организации питания в аккредитованных школах.

      Итак, подведем итог. Местные органы власти не обязаны, но имеют право, не нарушая закон, осуществлять финансирование в форме субсидий НОУ и ЧУ. Необходимо вести с ними переговоры, имея целью внесение в закон о местном бюджете указанных положений и инициирование принятия нормативного акта, регулирующего порядок , объемы и процедуру данного финансирования.

      pravobraz.ru