Как автодилеры наживаются на потребительском экстремизме

Самый безобидный способ «облапошивания» автодилера, уверены представители многих марок, это возврат непонравившейся машины. Ну, бывает такое: на эмоциях покупаешь «тачку», первые два-три дня пребываешь в эйфории, а потом будто просыпаешься: и едет вяло, и сиденье не по контору пятой точки сшито, и бензин ест как проклятая… Но под каким соусом вернуть дилеру авто? Ведь прямо не скажешь, мол, не моя машина — заберите! И вот тут на помощь разочарованному покупателю приходит ст. 10 и 12 Закона РФ «О защите прав потребителей», в которых говорится, что в случае непредставления клиенту полной и достоверной информации, потребитель имеет основание для возврата товара.

Впрочем, юрист Антон Недзвецкий, специализирующийся на защите интересов автопотребителей, говорит, что в этом вопросе не все так однозначно:

– Скажем, фактическое несоответствие показателей по расходу топлива с теми данными, которые были изложены в технических характеристиках, не раз становились основанием для предъявления гражданами исков. Но в большинстве случаев это «непроходные» дела, поскольку изготовитель оговаривает расход топлива по особому циклу испытаний. На практике же расход топлива зависит от многих факторов: от погодных условия, стиля вождения, качества топлива, загруженности дорог и других…

Найди дефект за 15 дней

Со слов господина Недзвецкого, куда чаще автолюбители, разочаровавшиеся в покупке, возвращают машину по причине найденного ими производственного дефекта, давшего о себе знать в первые 15 дней с момента приобретения:

– Статья 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» позволяет покупателю технически сложного товара вернуть его продавцу, если в течении 15 календарных дней с момента покупки проявился какой-нибудь производственный дефект в товаре. Причем, не важно — существенный этот недостаток или нет. Хоть неработающий прикуриватель….

Однако такой потребительский финт юрист не считает проявлением покупательского экстремизма:

– Если дефект реально проявился, то, возможно, клиент и впрямь разочаровался в своей покупке, мол, что ж за автомобиль такой, который уже с первых же дней доставляет неудобства, говорит господин Недзвецкий. — Потому имеет законное право вернуть товар. Другое дело, если владелец машины целенаправленно «гнобит» какой-нибудь узел в машине, чтобы выдать это за поломку. Вот тут можно говорить о реальном потребительском экстремизме. Но подобные случаи единичны…

Любители обновок

Еще один способ «закошмаривания» автомобильного дилера, заявить под конец гарантийного срока о необходимости замены машины. Разумеется, такое требование рождается не на пустом месте. Для этого в течении гарантийного периода автовладелец несколько раз заявляет о какой-нибудь неисправности, причиной которой зачастую становится как заводской брак, так и злой умысел экстремиста.

Названы лучшие и худшие автосалоны Москвы, торгующие подержанными машинами

120 000 подержанных машин, проданных компанией «Рольф», могут иметь серьезные дефекты

Учитывая, что в современной машине настолько много всякой электроники, что дождаться неоднократного проявления какого-нибудь «глюка» или помочь ему проявиться — дело нехитрое. Ну а дальше нацеленный на получение «обновки» гражданин действует согласно «инструкции», изложенной в статье 18 закона «О защите прав потребителей», где сказано, что в случае обнаружения существенного недостатка в товаре в виде неоднократно проявившегося одного и того же дефекта, клиент имеет полное право потребовать замены товара с истекающим гарантийным сроком на новый.

– Чего греха таить, есть такая категория граждан, которые из поломки автомобиля стараются выжать для себя максимум выгоды, — продолжает Антон Недзвецкий. — Но я бы опять не назвал это проявлением потребительского экстремизма, поскольку клиент автосалона действует в рамках правового поля (оговорюсь, впрочем, если этот дефект реально существует, а не подстраивается владельцем авто). Но, чаще бывают случаи, когда дилеры своим безучастным отношением к клиенту сами провоцируют его на подобные шаги…

Осторожно, дилер устраняется

Кстати, слова юриста находят подтверждения в жизни. Буквально на днях в редакцию портала «АвтоВзгляд» обратился Сергей Внуковский, владеющий автомобилем Nissan Patrol. С самого начала эксплуатации в машине стала барахлить система обогрева водительского сиденья.

Стоило только ее привести в режим полной «прожарки» пятой точки, как через минуту-другую обогрев отключался и переставал реагировать на любые команды, пока не выключишь двигатель машины и не запустишь его вновь. И не факт, что после «перезагрузки» подогрев «седла» вновь не даст сбой. Пять раз в течении гарантийного срока г-н Внуковский обращался за помощью к дилеру. Дважды дефект не обнаруживался, но три раза официал подтверждал проблему и даже пытался устранить ее (о чем имеются соответствующие заказ-наряды). Да вот только безуспешно.

В один из последних визитов в автотехцентр ООО «Легат», где обслуживается Patrol, слесаря в качестве ремонта предложили насверлить в воздуховодах сиденья дополнительные отверстия. Вот цитата из заказ наряда: «для увеличения конвекции и увеличения временного интервала работы обогрева сиденья рекомендуется сделать дополнительные отверстия в отводах сопел, а так же поролоне сиденья».

Но ведь подобный «гаражный» ремонт в корне противоречит политике любого автопроизводителя. Тогда автовладелец нацелился на судебный процесс: провел независимую экспертизу, подтвердившую дефект обогрева. Параллельно сервисный центр тоже заказал проведение аналогичной экспертизы, которая брак не подтвердила. Самое забавное, что эксперт-автотехник, нанятый дилером, проводил свое исследование без владельца машины (и даже не известил его о грядущем изучении сиденья), но при этом в своем заключении не постеснялся написать, что исследование проводилось без человека, сидящего в кресле. А между тем инструкция к авто прямо говорит о том, что без «рулевого» даже включать эту систему нельзя.

www.avtovzglyad.ru

Автомобили

«Запрет на продажу более двух машин в год — это абсурд»

Российские автодилеры наращивают долю на рынке подержанных машин

На фоне резкого сокращения спроса на новые машины российские дилеры могут заметно увеличить свою долю продаж на вторичном рынке. По данным экспертов, в этом году они реализуют 400 тыс. машин с пробегом, повторив результат прошлого года. Ассоциация дилеров намерена развивать сегмент бизнеса с помощью новых законов, вводящих ограничения для граждан на продажу подержанных машин, и уголовной ответственности за махинации с пробегом автомобиля.

Доля продаваемых через дилерские центры автомобилей с пробегом не старше семи лет может вырасти в текущем году до 25% всех сделок на вторичном авторынке. При этом весь рынок подержанных авто сократится по итогам 2015 года на 20%. Такой прогноз дает в своем исследовании аналитическое агентство «Автостат».

По данным аналитиков, доля проданных через дилерские центры подержанных автомобилей на российском рынке росла последние несколько лет и продолжит увеличиваться в будущем. Так, в 2012 году объем дилерских продаж подержанных автомобилей в России составил 300 тыс. единиц — 5,5% всех сделок на вторичном рынке. Продажи выросли до 350 тыс. единиц в 2013 году и составили уже 6,1% объема вторичного рынка. В прошлом году через дилерские центры было реализовано уже 400 тыс. автомобилей с пробегом, что составило 6,6% всего объема рынка подержанных автомобилей в России.

При этом эксперты отмечают, что большинство дилеров предпочитают работать с автомобилями возрастом не старше семи лет. И если рассматривать долю дилерских продаж именно в этом целевом сегменте, с 13% в 2012 году она увеличилась до 17,4% по итогам 2014 года.

В текущем году объем продаж машин с пробегом через дилерские центры может оказаться на уровне прошлого года и составить 400 тыс. единиц.

Вторичный авторынок в марте сократился почти на четверть

Однако с учетом того, что объем вторичного рынка сократится, доля дилерских продаж вырастет с 6,6 до 8,2%. Если же рассматривать только целевой сегмент вторичного рынка, то на долю дилеров в 2015 году придется уже 25% общего количества сделок по автомобилям, выпущенным менее семи лет назад.

Стоит отметить, что продажи в целевом сегменте росли вместе с авторынком начиная с 2009 года, увеличиваясь ежегодно примерно на четверть. Темп роста замедлился в 2013 году, когда объем этого сегмента увеличился только на 2,4% (2,4 млн машин). В прошлом году и вовсе было зафиксировано снижение на 2,8% (2,3 млн машин), при том что объем вторичного рынка вырос в целом на 6,1%.

Согласно прогнозам аналитиков, по результатам 2015 года количество сделок с автомобилями старше семи лет сократится также сильнее рынка — на 30%, до 1,6 млн машин, в то время как общий объем сделок по авто с пробегом снизится на 20%, до 4,9 млн автомобилей против 6,1 млн в 2014-м.

Исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов отмечает, что существенное сокращение продаж автомобилей, выпущенных менее семи лет назад, объясняется кризисом в экономике. «Многие россияне не решаются в текущей экономической ситуации в стране и с учетом роста цен на новые машины менять пока еще не очень старый автомобиль на новый», — рассказал «Газете.Ru» Удалов.

78% россиян не собираются покупать новый автомобиль, остальные интересуются «вторичкой»

Также стоить отметить, что в среду в рамках Третьей конвенции российских автодилеров представители ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) заявили о намерении обратиться к государству с рядом инициатив, направленных на создание в России более прозрачного вторичного авторынка и увеличение доли дилерских продаж.

Так, представители ассоциации хотят предложить чиновникам разработать закон, предусматривающий уголовную ответственность за скручивание пробега, а также убедить государство профинансировать разработку программы по созданию единой базы, в которой будет отражаться вся история автомобиля. Такие инструменты, по мнению представителей РОАД, привлекут к дилерам тех потребителей, которые покупают сегодня подержанные автомобили с рук.

Еще одна инициатива ассоциации заключается в запрете для граждан продавать более двух машин в год — так дилеры будут бороться с недобросовестными перекупщиками.

Как отмечает Удалов, создание такой базы действительно может сделать вторичный рынок прозрачным и привлечь потребителей в дилерские центры. «Не исключено, что более прозрачным станет и ценообразование на вторичном авторынке», — считает собеседник.

Что касается предложения запретить частным лицам на законодательном уровне продавать более двух автомобилей в год, по словам собеседника, такое решение проблемы нельзя назвать рыночным инструментом. «Это излишняя и не совсем правильная мера. Если будет прозрачный рынок, то бороться таким образом с перекупщиками не будет необходимости», — пояснил Удалов.

До 27% выросло число россиян, готовых отложить покупку новой машины из-за высоких цен

Гендиректор компании «Подбор Авто» Денис Еременко считает, что потребители с легкостью найдут лазейки в законе, запрещающем гражданам продажу определенного количества машин в год.

«Ограничивать автовладельцев в их праве распоряжаться имуществом — абсурдно и противоречит Конституции РФ, —

заявил «Газете.Ru» Еременко. — В то же время другие предложения ассоциации действительно могут помочь улучшить как в целом рынок подержанных автомобилей, так и положение дилеров на нем. Такие базы с историей давно существуют за рубежом, равно как и уголовная ответственность за махинации с пробегом, эти меры доказали свою эффективность влияния на рынок.

Но в российских реалиях нельзя исключать, что доступ к таким данным получат не только дилеры и компании, работающие на вторичном авторынке, но и нелегальные организации и недобросовестные перекупщики. Это обстоятельство может снизить эффективность существования такого инструмента».

Эксперт также отметил, что достичь прозрачного ценообразования на вторичном рынке можно за счет создания ежегодных каталогов, с помощью которых дилеры будут определять рыночную стоимость моделей и их комплектаций. «Такие каталоги также существуют в Европе и США. Их составлением занимаются независимые аналитические агентства», — пояснил Еременко.

Закон и право

Автодилеры просят Минпромторг защитить их от закона

Автодилеры попросили правительство внести поправки в закон «О защите прав потребителей»

Российские автодилеры попросили правительство внести в закон «О защите прав потребителей» понятия амортизации и существенных недостатков, а также исключить огромные штрафы в пользу государства. Лазейки в законодательстве позволили создать целую отрасль, специализирующуюся на судебных тяжбах с дистрибуторами, и вынуждают их полностью возмещать покупателям стоимость неисправных автомобилей без учета амортизации.

Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) направило в Минпромторг РФ письмо с требованием внести ряд принципиальных изменений в действующий закон «О защите прав потребителей» (ОЗПП).

Дилерам не нравится, что

существующее законодательство обязывает их заменять проданный автомобиль на новый в случае выявления покупателем ряда недостатков в течение трех лет со дня приобретения машины и платить огромный штраф в пользу государства.

Депутат Госдумы попросил Дмитрия Медведева продлить госпрограмму льготного автокредитования

Лазейки в законе позволили многочисленным юридическим конторам создать целый бизнес на судах с дистрибуторами, что обернулось колоссальными финансовыми потерями для дилеров в это и без того экономически нестабильное время.

Как рассказал «Газете.Ru» президент РОАД Андрей Петренко, абсурдность ряда норм закона «О защите прав потребителей» заключается в том, что даже в случае, если автомобиль признан некачественным, его владельцу должна быть возмещена его полная стоимость.

Согласно действующему законодательству, покупатель имеет право обменять свой автомобиль на новый без учета амортизации в течение трех лет в случае, если при его эксплуатации выявлены некие существенные недостатки либо одна и та же поломка случалась за это время не менее трех раз.

Этот факт должен быть зафиксирован на автосервисе.

Как правило, вопросы о возмещении ущерба в таком случае решаются в судебном порядке, и первыми под удар попадают именно автодилеры. Теоретически в суд можно подать и на самого автопроизводителя, однако в подавляющем большинстве случаев покупателям гораздо удобнее подать иск против конкретного юридического лица, у которого был куплен автомобиль, нежели на далекую иностранную компанию.

Сами дистрибуторы и производители вовсе не отрицают своей ответственности за поставку некачественной продукции. Дело в другом – при возмещении ущерба клиент получает полностью новый автомобиль, без учета амортизации.

Лидерами рейтинга автодилеров стали ГАЗ, Mitsubishi и Mazda

При этом каждый год четырехколесное транспортное средство, по оценке Петренко, теряет в цене 15–20%. Помимо этих затрат дилеру приходится уплачивать штраф в размере 50% от стоимости компенсации на счет государства.

Также дилеров беспокоит существующее в законе ОЗПП понятие «существенный недостаток». Несмотря на то что оно фигурирует в пресловутом законе, четкого определения у него нет – таким образом, под него вполне подойдет и постоянно ржавеющая дверь, и поломка двигателя, и проблемы с подвеской.

«Понятие «существенный недостаток» не конкретизируется, — объясняет Петренко. — В законе фиксируется только количество обращений в автосервис. При этом дилер продает только то, что получает от производителя, мы не можем предсказать, когда и какие существенные недостатки могут у него проявиться. Это может случиться через год или два, ведь автомобиль — это технически сложный продукт. Если раньше у вас были циферблаты со стрелочками, то теперь есть жидкокристаллическая панель».

Как признают в РОАД, в последнее время злоупотребление пресловутым законом заметно возросло. Причем

Как автодилеры уходят от гарантийных обязательств при серьезных поломках машин

существуют целые регионы, где сконцентрировано огромное количество юридических контор, специализирующихся на судах с дилерами. Эти точки на карте зачастую совпадают с теми субъектами Российской Федерации, где инициируются дела по ОСАГО и различным «подставам», — это Краснодарский край, Ростовская область, ряд соседних регионов.

Главным образом мошенники специализируются на автомобилях дорогих премиальных марок, чтобы получить как можно большую выгоду, в частности на BMW и Mercedes-Benz. Примечательно, что последнее время фиксируется огромное количество обращений по моделям Honda. Но и более «народные» марки также не остаются без внимания.

«Возьмем конкретный случай – клиент покупает автомобиль Range Rover стоимостью 4 млн руб., — рассказывает Петренко. — После чего он обращается в специальные адвокатские бюро, которые специализируются именно на судебных разбирательствах с дилерами. Автолюбителя инструктируют, учат собирать необходимые бумаги и заключения, и через три года он обращается в суд. Суд, основываясь на законе ОЗПП, обязывает дилера заменить существующий автомобиль на новый. В то время как за три года автомобиль мог потерять уже около 50% от стоимости».

В своем письме Минпромторгу члены РОАД предлагают ввести в закон ОЗПП понятие амортизации, дать определение существенным и несущественным дефектам, а также исключить пункт по оплате 50-процентного штрафа в пользу государства.

«Если сравнить наши законы и те, которые существуют в Европе, то они схожи, однако в мировой практике нет такого прецедента, когда не учитывается амортизация, износ продукции.

Дилеры просят Минпромторг возобновить госпрограмму льготного автокредитования

Введение этого понятия сразу же поставит барьер между недобросовестными покупателями с их партнерами — юридическими конторами и дилерами. Сейчас же дистрибуторам приходится содержать огромный штат юристов, которые постоянно находятся в судах, что является колоссальной финансовой нагрузкой», — отмечается в письме.

Позицию членов РОАД активно поддерживает Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ).

«Этот устаревший закон — болезненный вопрос, мы уже обратились в Роспотребнадзор и ФАС с данной проблемой, — заявил «Газете.Ru» глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. — Закон предоставляет очень широкие права потребителям, чем нарушает баланс отношений с производителем, импортером и продавцом. Количество исков потребителей к продавцам значительно увеличилось, и мы отмечаем рост злоупотреблений.

Закон полезен не нормальным людям: кто будет судиться долгое время, ведь судебные разбирательства длятся минимум полгода.

Дело в том, что образовалась целая высокодоходная отрасль, которая специализируются на ведении таких дел. Мы будем добиваться, в частности, введения четкого определения в законе понятия существенного недостатка товара: ведь сложилась ситуация, когда существенным недостатком признается совокупность двух несущественных».

Исполнительный директор компании Business car Илья Пименов в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» назвал действующие законодательные нормы «дурацкими».

«Представьте, я езжу три года на машине, потом у меня что-то сломалось или я что-то специально там подстроил, — говорит Пименов. — И с помощью неких связей в судейских кругах мне помогут выиграть дело и заменить автомобиль на новый, вернут деньги. А то, что машина ездила три года по нашим дорогам, никого не волнует. Я согласен, что, если товар некачественный, его надо менять или чинить, но амортизацию необходимо учитывать!

Это ведь не телевизор, который стоит на тумбочке, а сложное технической устройство, работающее в очень жестких условиях. Он ездит по грязи, соли в сложных температурных условиях и, как любое техническое изделие, имеет свойство ломаться. А наш закон доводит ситуацию до абсурда.

И есть целые компании в Ростове, в Краснодаре, которые специализируются на подобных делах. Мы выстроили мощную систему, чтобы ограничивать такие ситуации, но на это работает целый департамент, что стоит денег — экспертизы, выезды, суды. Если изделие на самом деле с дефектом, мы всегда идем покупателям навстречу, но не в случае подобных наездов».

Как сообщили «Газете.Ru» в РОАД, ответ из Минпромторга они пока не получили.

m.gazeta.ru

Закон о автодилеров

Отменить двойное налогообложение при продаже автомобилей с пробегом предложил Минпромторг, рассказал «Ведомостям» его представитель. Такой вариант поправок в Налоговый кодекс планируется внести в Госдуму в ноябре этого года, говорит он.

Сейчас сделки [между компаниями по покупке и продаже автомобилей с пробегом] экономически нецелесообразны для автодилеров, указывает представитель Минпромторга: из-за двойного налогообложения НДС цена для конечного потребителя становится неконкурентоспособной.

Когда вторичный автомобиль перепродают люди, налог не возникает, говорит президент «Фаворит моторс» Владимир Попов, но автодилерам при покупке машины с пробегом у компании приходится платить НДС. При этом платит он налог не с разницы между ценой покупки и ценой продажи, а с полной стоимости авто, поясняет он. Когда человек продает автодилеру автомобиль, дилер готовит эту машину к последующей продаже, согласен топ-менеджер крупной компании. Если покупателем будет человек, дилер платит НДС только с маржи на автомобиль (в среднем около 10%), но при продаже компании НДС платится со всей стоимости автомобиля.

При обороте подержанных автомобилей работает стандартный порядок выплаты НДС, удивлен старший юрист Taxadvisor Виктор Андреев. Когда одна компания продает автомобиль другой компании, то в цене заложено 18% НДС, объясняет он, при последующей продаже автомобиля снова возникает НДС в 18% от цены, но компания может вернуть ранее уплаченный НДС, не понятно, откуда может возникнуть проблема двойного налогообложения. Удивлен и Минфин – министерство отменило двойное налогообложение при продаже подержанных автомобилей много лет назад, говорит его представитель.

Идея платить НДС не с полной стоимости покупки, а с разницы между ценой продажи и ценой покупки уже обсуждалась раньше, это действительно волнует рынок, согласен руководитель налоговой практики Eversheds Sutherland Андрей Грачев. Сейчас НДС платится подобным образом при покупке автомобиля у человека – так что подобную поправку легко внести в Налоговый кодекс, упростив автодилерам документооборот, заключает он.

В 2017 г. рынок автомобилей с пробегом вырос на 2% до 5,3 млн шт., следует из данных аналитического агентства «Автостат». По оценкам Российской ассоциации автодилеров (РОАД), официальные автодилеры продали в 2017 г. примерно 690 000 машин с пробегом, или 13% всего рынка. По сравнению с новыми автомобилями маржинальность машин с пробегом значительно выше, рассказывали «Ведомостям» топ-менеджеры крупных автодилеров: 2–3% и до 10% соответственно.

С принятием поправок доля официальных автодилеров на рынке машин с пробегом и, соответственно, налогооблагаемая база увеличатся в разы, уверен Попов. По оценкам президента РОАД Олега Мосеева, доля автодилеров вырастет до 40%. Рынок станет ликвидным, уверен гендиректор «Яндекс.Вертикалей» (управляет проектами «Авто.ру», «Работа» и «Недвижимость») Антон Забанных: вырастут межрегиональные продажи, цены на рынке будут точнее.

Сейчас все больше клиентов ищут подержанные автомобили на интернет-площадках и через онлайн-сервисы, рассказывала ранее «Ведомостям» руководитель группы автомобильного сектора Deloitte Татьяна Кофанова. При этом сами сервисы стараются привлекать как можно больше автодилеров на свои платформы. Например, в конце апреля сервис объявлений «Авто.ру» открыл собственный шоурум, чтобы и автодилерам, и продавцам стало удобнее совершать сделки через сервис, напоминает Забанных. По его словам, объявления на «Авто.ру» размещают как люди (80%), так и автодилеры (20%). Всего в 2017 г. на «Авто.ру», по его данным, продано 1,5 млн машин. Сейчас двойное налогообложение тормозит развитие честных автодилеров, которым невыгодно покупать у других компаний, поясняет Забанных. Добросовестные игроки наконец-то получат удобный инструмент управления запасом – b2b-аукцион, уверен гендиректор CarPrice Денис Долматов: без этой поправки автодилер не может выгодно перепродать автомобиль, это за него делает «перекупщик», который полностью уходит от налогов.

www.vedomosti.ru

Предприниматели хотят скорректировать закон «О защите прав потребителей»

Жесткие условия дилерских соглашений не позволяют автодилерам требовать от заводов выплат в случае производственного брака. В ассоциации «Российские автомобильные дилеры» утверждают, что взысканные в этих случаях покупателями суммы зачастую превышают цену продажи в несколько раз. Снизить издержки продавцы попытаются изменениями в федеральное законодательство за счет уменьшения пени, введения учета амортизации автомобиля и жестких требований к частным экспертам. В Союзе потребителей предлагают продавцам не перекладывать на покупателей предпринимательские риски и поработать над качеством юридического сопровождения.

Российские автодилеры собираются инициировать поправки в федеральный закон «О защите прав потребителей». В ходе заседания в аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей по Петербургу представляющая интересы отрасли ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) представила список законодательных пробелов, позволяющих покупателям новых авто в случае поломки взыскивать суммы, превышающие первоначальную стоимость в несколько раз.

Вице-президент РОАД, совладелец ГК «Феникс» Вячеслав Жигалов рассказал «Ъ», что причиной обращения послужил проигранный весной судебный процесс с одним из покупателей. «У нас купили Audi A8 по цене 5 млн рублей. Человек ездил на нем два года, после чего случилась поломка. Для ее исправления потребовался сложный технический ремонт, который не удалось уложить в 45 дней — отведенный по закону срок. В случае сложной поломки автомобиля способ ремонта определяет инженерный центр производителя. В нашем случае первый определенный регламентом способ оказался неэффективным, после чего мы применили второй, связанный с поставкой запчастей из страны производителя. В течение всего ремонта клиент ездил на подменном автомобиле нашего дилерского центра и вряд ли испытывал серьезные неудобства. В итоге покупатель предъявил нам иск на 15 млн рублей — втрое больше первоначальной стоимости машины», — вспоминает вице-президент РОАД.

Разбирательство продолжалось почти год. По итогу суд встал на сторону истца, срезав часть претензий. Но обязательная к выплате сумма все равно оказалась выше цены покупки автомобиля — дилер заплатил 7,5 млн рублей.

Как отметил Валерий Жигалов, послуживший причиной разбирательства автомобиль был восстановлен и продан другому покупателю. С момента продажи прошло около полугода, и жалоб на техническое состояние не поступало.

Взыскать с продавца сумму, превышающую цену машины, удалось благодаря нескольким положениям закона. Во-первых, законодатель уравнивает ответственность производителя, импортера и продавца автомобиля перед покупателем, и последний может подать иск к любому из них на свой выбор. На практике оказывается, что взыскать сумму ущерба с дилера — наиболее простой вариант. При этом в случае производственного брака взыскать сумму иска в регрессном порядке не представляется возможным из-за «кабальных» отношений с производителем — дилеры слишком зависят от заводов, чтобы надеяться на безболезненные последствия.

Еще одно положение закона предусматривает возврат полной стоимости товара без учета амортизации. В то время как, по утверждению игроков авторынка, в первый год эксплуатации изнашивается от 40 до 60% его стоимости.

«Примерно треть исков потребителя заканчивается возвратом автомобиля. У потребителей появляется соблазн заработать на поломке своего автомобиля: вернуть старую машину, получить новую, 50% штрафа (начисляется в случае удовлетворения судом иска за отказ удовлетворить требования потребителя во внесудебном порядке. — «Ъ»), еще 1% от стоимости автомобиля пени в день (за нарушение сроков законных требований потребителя, начисляется с момента подачи иска. — «Ъ»). Поскольку судебное производство может длиться и шесть месяцев, и год, человек может получить сумму стоимости трех с половиной машин. Бывали случаи, когда человек, купив машину за 1 млн рублей, в итоге получает 7 млн рублей», — уверяет вице-президент ассоциации.

Конечной целью дилерского сообщества в лице РОАД является намерение исправить три положения закона. «В первую очередь надо учитывать амортизацию автомобиля. В период эксплуатации у него теряется рыночная цена. Также нужно снизить размер пени — это не штраф, это экзекуция для продавца: 1% в день при стоимости автомобиля от одного до нескольких миллионов рублей — это очень большая сумма. Еще один момент — отсутствие в законодательстве определения негосударственной экспертизы. Из-за этого требований к частным экспертам никаких нет. Достаточно высшего образования и недельных курсов экспертизы», — перечислил господин Жигалов.

По его словам, присужденная к выплате сумма в несколько миллионов рублей в современных условиях может обернуться для дилера банкротством. «К примеру, 7,5 млн рублей — сумма, сопоставимая с годовой прибылью компании», — констатирует представитель РОАД.

Сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов, оппонировавший представителю РОАД во время совещания у бизнес-омбудсмена, согласен лишь с одним тезисом автодилеров: разумным он назвал предложение учитывать амортизацию автомобиля. Остальные претензии к федеральному закону он объясняет слабой юридической подготовкой представителей дилерских центров. Эксперт уверен, что претензии покупателей не грозят крахом автомобильной отрасли. «В год продается свыше 1 млн автомобилей. Ломаются в течение гарантийного срока — тысячи. А дел в судах проигрываются десятки за год», — считает он.

Предложение жестко регламентировать работу экспертов, заключения которых дилеры называют «в массе неквалифицированными», господин Голов считает избыточным. Так, требование к эксперту проходить стажировку на заводах может многократно увеличить стоимость экспертных услуг. «Одно дело, когда речь идет о столицах, совсем другое, когда экспертиза требуется в Подпорожье Ленинградской области. Услуги эксперта могут возрасти в десятки раз. В вопросе экспертизы потребитель и продавец имеют равные права. Стороны предлагают экспертов, выбрать из которых должен судья. Задача специалиста лишь в том, чтобы определить, является брак производственным или приобретенным в процессе эксплуатации», — отмечает Александр Голов.

Посыл о том, что дилеры не должны нести ответственность за производственный брак, сопредседатель Союза потребителей назвал «юридической глупостью». Возможное наличие дефектов является частью предпринимательского риска — продавцы автомобилей, по его мнению, должны разбираться в реализуемом продукте. Иначе право продажи должно быть сконцентрировано у производителей.

«Главная проблема дилерской отрасли — плохо проработанные договоры с автозаводами. Производитель, разумеется, старается переложить риски на других игроков. Но для того и существуют профессиональные ассоциации, чтобы совместными усилиями требовать адекватных условий договоров, а не перекладывать свои убытки на потребителя», — уверен Анатолий Голов.

По данным РОАД, ежегодно в России выплаты дилеров по претензиям покупателей составляют 500-700 млн рублей. В первом полугодии суды рассматривали 4,3 тыс. исков, треть из которых удовлетворены.

www.kommersant.ru