Проверки бизнеса представителями общественных организаций по защите прав потребителей: как компаниям и предпринимателям защитить себя?

На практике нередко бывают случаи, когда к индивидуальным предпринимателям или в организации, занимающиеся деятельностью, связанной с непосредственным общением с клиентами (например, сфера торговли и услуг) приходят проверяющие, представляясь сотрудниками общественных организаций по содействию защите прав потребителей. Они начинают проверять деятельность организации и пытаются выяснить, имеются ли нарушения требований Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1«О защите прав потребителей». Подобные проверяющие могут даже специально провоцировать конфликтные ситуации, чтобы зафиксировать кажущиеся нарушения.

По результатам такой проверки данными лицами обычно составляется Акт, содержащий указания на необходимость устранения выявленных недостатков и иные «рекомендации и предложения» (представить отчет об устранении недостатков, пройти переподготовку сотрудников на курсах и т.д.). При этом в некоторых случаях «общественные защитники» буквально вымогают у предпринимателей денежные средства «за урегулирование вопроса».

Как правильно вести себя предпринимателю в случае, если к нему пришли с проверкой представители общественной организации по защите прав потребителей?

Чтобы ответить на этот вопрос, для начала необходимо разобраться с нормативным регулированием в данной сфере.

Права общественных объединений потребителей

В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) помимо прочего вправе:

  • осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей;
  • направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов;
  • вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, нарушающих права потребителей;
  • обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
  • При этом при осуществлении общественного контроля объединения потребителей не вправе требовать от предпринимателей представление документов или выполнение действий, обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя прямо не установлена Законом РФ «О защите прав потребителей».

    Пленум Верховного суда РФ в своем Постановлении от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснил, что общественными организациями потребителей могут быть заявлены в суд требования в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика.

    Однако, следует иметь ввиду следующее: в соответствии со сложившейся судебной практикой по данному вопросу , составляемые общественными организациями потребителей протоколы по факту выявленных нарушений не воспринимаются судом в качестве безусловных доказательств наличия такого нарушения. Поскольку такие протоколы составляется негосударственными контролирующими органами, для суда они являются лишь формой фиксации свидетельских показаний лиц, их подписавших.

    Такая позиция судов обусловлена следующим. При осуществлении проверок уполномоченными государственными органами закон предоставляет предпринимателям целый ряд гарантий, призванных защитить права и интересы проверяемого лица. Так, в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», проверяемое юридическое лицо должно быть надлежащим образом уведомлено о проведении проверки, проводимой на основании распоряжения уполномоченного органа.

    Предприниматель (сотрудник компании) вправе непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, получать от должностных лиц необходимую информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законом, вправе знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и т.д.

    В случае же с проверками, осуществляемыми общественными организациями, при их осуществлении предприниматели, как правило, лишены возможности защитить свои права, получить соответствующую информацию, а также присутствовать при проведении проверки и представить свои возражения к акту проверки. Несоблюдение общественными организациями требований к порядку проведения проверочных мероприятий приводит к злоупотреблению и превышению компетенции проверяющего лица и ограничению прав субъектов предпринимательской деятельности. Именно поэтому суды относятся к документам, подготовленным по результатам общественных проверок, с осторожностью.

    В случае рассмотрения судом дела по иску общественной организации, соответствующие требования не подлежат удовлетворению, если в материалах дела отсутствуют сведения об основаниях проведения проверки, а также внутренний приказ организации о проведении такой проверки. Кроме того, составленный по итогам выявленных нарушений протокол (акт проверки) не будет являться надлежащим доказательством, если он:

  • не был представлен для ознакомления представителю проверяемого лица;
  • не был вручен представителю проверяемого лица в ходе соответствующих мероприятий;
  • не содержит подписи представителя проверяемого лица;
  • не содержит сведений, безусловно и однозначно указывающих, где и когда была проведена проверка.
  • Итак, далеко не обязательно, что предприниматель будет привлечен к ответственности по результатам проверки, произведенной общественной организацией. При этом, при обращении в Вашу организацию общественных проверяющих, рекомендуем Вам соблюдать следующие простые рекомендации:

    Что делать, если к Вам с проверкой пришли представители общественных организаций по защите прав потребителей

    1. первое, что нужно сделать – это идентифицировать проверяющих и направившую их организацию. Для этого необходимо запросить у данных лиц паспорта и документы, подтверждающие их полномочия (приказ соответствующей организации о проведении проверки именно Вашей организации, документ, позволяющий установить принадлежность данных лиц к определенной общественной организации), а также обязательно сделать фотокопии представленных документов;
    2. проверить, действительно ли существует такая общественная организация, и имеет ли она действующий статус. Сделать этом можно, воспользовавшись электронными сервисами на сайте Министерства юстиции РФ, где ведется Реестр зарегистрированных некоммерческих организаций , а также на сайте Федеральной налоговой службы , где также можно получить информацию о лице, имеющем право действовать от имени соответствующей организации без доверенности;
    3. нужно взять с общественных защитников расписку о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну или иных сведений, отнесенных в Вашей организации к конфиденциальной информации;
    4. также лучше получить с общественных проверяющих расписку (письменное подтверждение) о согласии на обработку персональных данных, а также фото и видеоизображения. Такая расписка понадобится, чтобы впоследствии на законных основаниях использовать сделанную Вами фото и видеозапись проверки;
    5. в любом случае, необходимо вести самостоятельную аудио- и видеозапись действий проверяющих;
    6. в случае провоцирования проверяющими конфликтной ситуации нужно вызвать наряд полиции, либо участкового;
    7. советуем Вам не подписывать никаких документов, бумаг, содержащих пробелы или иные возможности последующей корректировки и дополнения;
    8. в случае составления акта (иного подобного документа), содержащего информацию о каких-либо нарушениях и представления его Вам для подписания, советуем сделать в нем отметки и указания, отражающие Вашу позицию и видение происходящего;
    9. не рекомендуем предъявлять общественным проверяющим никакие иные документы, кроме тех, которые в соответствии с законодательством о защите прав потребителей положено показывать каждому потребителю (покупателю, клиенту) (в соответствии с главой 1 Закона РФ «О защите прав потребителей), а также не передавать проверяющим товары, образцы и прочее.

    Следуя этим простым рекомендациям, Вы добьетесь сразу нескольких целей. Если под видом общественных проверяющих к Вам явились мошенники, Вы сможете вывести их на чистую воду, а также продемонстрировать, что Вы не являетесь для них легкой добычей. Если же проверяющие лица действительно действуют на основании поручения соответствующей организации по защите прав потребителей, то, соблюдая вышеприведенные советы, Вы сможете защитить свои права и интересы при проведении проверки, а также получить доказательства, необходимые для последующего рассмотрения в административном или судебном порядке по выявленным нарушениям.

    Консультации по защите прав потребителей

    Если Вам нужна помощь по защите прав потребителей или противодействию незаконным действиям со стороны общественных организаций с использованием прав потребителей по отношению к Вашей организации, мы можем помочь Вам. Стоимость услуг зависит от количества затраченного времени и квалификации сотрудников, проводившего консультацию и определяется, исходя из действующих часовых ставок:

    www.yurbureau.ru

    Разъяснение

    Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципалыюго контроля» определил контролирующие органы, имеющие право осуществлять проверки в отношении субъектов предпринимательской деятельности, а также их полномочия и порядок проведения мероприятий по контролю.

    Вместе с тем, ст.45 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» предоставляет право проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей общественным объединениям потребителей.

    При проведении проверок общественными объединениями потребителей субъектам предпринимательства необходимо учитывать следующее.
    1. Проведение проверки соблюдения прав потребителей и правил торгового, бытового и других видов обслуживания потребителей является правом объединений потребителей.

    2. Законом четко определен предмет такой проверки (часть 2 ст. 45 Закона):
    • соблюдение прав потребителей;
    • выполнение правил торгового, бытового, а также других видов
    обслуживания потребителей.
    Таким образом, основания проведения таких проверочных мероприятий определены практически исчерпывающим образом, то есть проводить проверки по иным, не отраженным в части 2 статьи 45 Закона вопросам, общественные объединения потребителей не правомочны.

    3. Объектами проверки могут быть организации и индивидуальные предприниматели, которые изготавливают или продают товары, а также их уполномоченные лица, импортеры товаров, а также производящие работы или оказывающие услуги потребителям.

    4. Субъектами проверочных мероприятий в силу закона являются общественные объединения потребителей.

    Под общественным объединением в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. В соответствии с вышеуказанным Законом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.

    Создаваемые общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционироватъ без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.
    Перечень общественных объединений потребителей, зарегистрированных и осуществляющих деятельность на территории области, прилагается.

    5. Закон от 07.02.1992 № 2300-1 не определяет порядок проведения проверок, лиц уполномоченных на их проведение, а также их права и ответственность.

    Указанные вопросы в обязательном должны быть решены в уставе или других документах общественного объединения. Проверяющие лица должны иметь необходимую квалификацию в соответствующей области и письменные полномочия общественного объединения, оформленные в соответствии с требованиями законодательства и устава.

    6. По результатам проведенной проверки представители объединения потребителей могут составить акт, справку, которые с материалами проверки вправе направить в органы прокуратуры, федеральные органы исполнительной власти.

    7. В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей вправе осуществлять только общественный контроль соблюдения прав и интересов потребителей с применением в отношении изготовителя или продавца исключительно мер общественного воздействия.

    Такими мерами являются разъяснительная и просветительская работа среди предпринимательских структур и потребителей, консультирование, оказание помощи в составлении искового заявления и сопровождении дел при судебной защите, направление материалов проверок в компетентные органы власти.

    В связи с изложенным, общественные организации защиты прав потребителей не имеют права изымать документы, товары, составлять протоколы об административных правонарушениях, налагать штрафы, а также требовать от субъектов предпринимательской деятельности уплаты денежных средств, совершения каких-либо действий в пользу как самих проверяющих, так и общественного объединения.

    8. Кроме того, необходимо учитывать, что при совместной проверке субъектов предпринимательской деятельности представителями общественных объединений потребителей с работниками контролирующих органов последние в обязательном порядке должны предъявить документы, обосновывающие правовые основания их участия в проверке, например, предусмотренные Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

    Если Вы считаете, что Ваши права подобной проверкой нарушены, Вы можете обратиться с заявлением в органы прокуратуры, в том числе по телефону 64-15-74.

    Сведения
    об общественных объединениях потребителей, внесенных в ведомственный
    реестр некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции
    Российской Федерации по Кировской области

    Полное наименование
    1.Общественная организация по защите прав потребителей «Потребитель» г.Кирово-Чепецка Кировской области

    2.Кировская городская общественная организация «Кировское городское объединение граждан-потребителей»

    3.Слободская городская общественная организация «Общество по защите прав потребителей» Кировской области

    4. Региональная некоммерческая общественная организация «Общество защиты прав потребителей Кировской области»

    5.Кировская региональная общественная организация «Общество защиты прав потребителей Кировской области»

    6.Кировская региональная общественная организация «В защиту прав потребителей»

    7.Кировская областная общественная организация «Защиты прав потребителей и предпринимателей»

    8.Кировская региональная общественная организация «Права потребителя»

    9.Кировская региональная общественная организация «Союз потребителей Вятского края»

    10.Кировская областная общественная организация «В защиту прав потребителей»

    11 Кировская региональная общественная организация «ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ «2-НАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ»

    www.prokuratura-kirov.ru

    Права общественных организаций по защите прав потребителей

    Если права потребителя нарушены, гражданин мо­жет обратиться в общественную организацию потребите­лей, если такая есть в его городе или районе. Практиче­ски при всех обществах работают юристы — специалисты по защите прав потребителей.

    Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) определены в статье 45 Закона РФ «О защите прав потребителей»:

    1.Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации. Права и обязанности общественных организаций и их членов устанавливаются Уставами.

    2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

    участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

    проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;

    осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ.

    Текст абзаца 4 части 2 статьи 45 в предыдущей редакции излагался следующим образом: проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей — утратил силу с 01.08.2011 года);

    распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;

    вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;

    вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

    обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;

    обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей);

    участвовать совместно с органом государственного надзора в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг).

    (абзац введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

    ВНИМАНИЕ! Не подлежит проверке:

  • наличие трудовых договоров, документов об образо­вании и медицинских книжек торгового и иного обслужива­ющего персонала;
  • наличие санитарно-эпидемиологических заключений, заключений госпожнадзора;
  • соблюдение санитарных норм и правил вне торгового зала и иных помещений, предусматривающих присутствие в них потребителей;
  • правильность применения контрольно-кассовой тех­ники;
  • порядок ведения журнала учета контрольных меро­приятий.

    ВНИМАНИЕ! В случае выявления нарушений предста­вителями общественной организации запись в журнале уче­та контрольных проверок не производится, т.к. на действия общественных организаций нормы Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ не распространяются.

    У представителей обществ потре­бителей такое же правовое положение, как у покупателей. А покупатель, согласно «Правил продажи отдельных ви­дов товаров», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 № 55, имеет право проверить правильность цены, веса и меры отпущенных товаров, а также сроки хране­ния продуктов (по накладным, заборным листам) и наличие сертификата качества на данный товар.

    Однако эти права покупатели не означают, что он сам взвешивает, измеряет, листает накладные или забор­ные листы. Для проверки продавец показывает, но не отда­ет документ. В правилах не указано, что документы нужно передавать покупателю, а Правила — это установленная Пра­вительством мера должного поведения продавца при обще­нии с покупателем.

    И если Правилами не вменено в обязанность продавцу передать (как установило для государственных органов), то продавец не должен выпускать документ из своих рук. Про­давец производит перемеривание, перевешивание, а покупа­тель — наблюдает.

    При проведении перевешивания товаров продавец не имеет права разрешать покупателям заходить за прилавок, особенно в магазине, т.к. продавец обязан проходить соот­ветствующий медицинский контроль и его присутствие за прилавком означает, что в этом отношении у продавца все в порядке, чего нельзя сказать о покупателе. Место покупате­ля — по другую сторону прилавка.

    Таким образом, общественные объединения потреби­телей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав потребителей. Действенной мерой является разъяснительная и просветительская работа среди предпри­нимательских структур и граждан-потребителей, консульти­рование, оказание помощи в составлении искового заявления и т.п.

    30.rospotrebnadzor.ru

    Опубликован закон, перераспределяющий полномочия по защите прав потребителей в пользу государства

    В России с 1 августа вступает в силу закон, сокращающий возможности общественных организаций и, напротив, расширяющий полномочия Роспотребнадзора по защите прав потребителей. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» опубликован сегодня в «Российской газете».

    Общественные организации защиты прав потребителей считают, что данный документ, уточняющий функции организации государственного и муниципального контроля, позволит осуществлять защиту прав потребителей более тщательно. Как пояснил «Российской газете» председатель Союза потребителей России Петр Шелищ, закон касается нескольких принципиальных моментов, которые ранее были расплывчато обозначены в законодательстве.

    В частности, указывает глава Союза потребителей РФ, уточняется право Роспотребнадзора защищать права граждан. С одной стороны, это прописано уже в самом названии ведомства — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Но стоит ведомству вмешаться в ту или иную сферу в связи с защитой прав людей, как федеральные ведомства, контролирующие эту отрасль, тут же начинают заявлять о том, что Роспотребнадзор вмешивается в их внутренние дела. «К примеру, когда шли массовые жалобы людей в Роспотребнадзор на потребительские кредиты, Центробанк посчитал, что это — его прерогатива», — отмечает Петр Шелищ.

    Теперь этот момент очень четко прописан: федеральные органы власти могут осуществлять контроль и надзор по соблюдению закона о техническом регулировании. Все остальное, что касается потребителей, — поле для деятельности Роспотребнадзора. «Нас как общественную организацию этот пункт полностью устраивает, поскольку ведомство вполне эффективно защищает права людей, а теперь у него больше развязаны руки», — говорит Шелищ. Кроме того, отныне Роспотребнадзор обязан готовить ежегодный государственный доклад о защите прав потребителей и вести статистику и анализ случаев причинения вреда человеку.

    Другое новшество касается самих общественных организаций. Действующее законодательство дает право общественникам проверять, соответствует ли качество товара или услуги государственным нормативам. Если есть нарушения, они составляют акты и отправляют их в контрольные органы. Закончилось тем, что появилось много лжеобъединений, чья деятельность сводилась к тому, что их представители шли в ларьки, на рынки, выявляли нарушения и предлагали продавцам заплатить им, обещая в этом случае никуда не жаловаться.

    Помимо этого, даже если раньше реальные организации действительно выявляли нарушения, например, находили в продаже испорченные или просроченные товары, они составляли акты, передавали их в государственные контролирующие органы, а там на них часто не раегировали. Теперь деятельность общественников ограничена: они имеют право попросить продавца показать лишь те документы, которые положено показывать потребителям: информацию о товаре, услуге, сертификаты, но нельзя претендовать на накладные, бухгалтерские документы. И это должно оздоровить отношения между предпринимателями и общественниками и уменьшить аппетиты лжезащитников.

    Ко всему прочему, органы власти по новому закону должны реагировать на сигналы организаций. Закон также обязывает власть формировать информационные ресурсы о том, какие права есть у людей, как они могут защитить себя и кто им поможет, если они не смогут сделать это сами.

    pravo.ru

    Как реагировать на внезапную проверку общественной организацией?

    Коллеги, добрый вечер.

    Являюсь владельцем салона красоты (ногтевой сервис, парикмахерская, солярий и расслабляющий массаж) в Подмосковьи (индивидуальный предприниматель один год).

    1. Сегодня нагрянули проверяющие из МРОО «Центр содействия защите прав потребителей и предпринимателей» (ИНН 7716451208). По их словам на нас была жалоба от когото.

    Меня не было на месте, но по словам моего администратора они вели себя очень нагло и провоцировали на конфликт. Кроме всего прочего они (две женщины) были не опрятными (от них воняло перегаром, пОтом и пальцы рук были очень грязными). Администратор вела себя очень корректно, что проверяющих бесило еще больше.

    Они проверили документы на косметическую продукцию, наличие уголка потребителя, наличие дизинфицирующих средств (аламинол, эстилодез), наличие аптечек, наличие дипломов о мед.образовании массажистов. В итоге написали акт общественного контроля (в нем перечислили некоторые косметические средства и прописали, что не установлены на них маркировка, срок действия, сертивикаты, изготовитель) с указанием прочих нарушений — нет бейджиков, нет сертификатов, дипломов, сертификатов качества (просто их администратор не предъявил).

    На словах сказали, что в трехдневный срок им необходимо предоставить следующие документы:

    — сертификаты врача, среднее мед.образование массажистов, сертификаты на продукцию.

    В самом акте написано, что они оказывают юридические консультации и если не будут устранены нарушение в 7-дневный срок, то они могут обратиться в суд на нарушение прав неопределенного круга потребителей.

    Сейчас подготовил все копии документов и повезу им на днях.

    Как мне стоит воспринимать такие визиты? на сколько они провомочны?

    2. Каких проверяющих стоит бояться (в хорошем смысле слова) и пускать «на порог», а каких нет? Сейчас развелось много желающих заработать на юридической безграмотности ИП. Хочу сделать небольшую инструкцию для администраторов, чтобы они это понимали.

    3. Они пытались предраться к солярию, но администратор сказала, что он уже давно не работает. Нужна ли лицензия на солярий и каковы могту быть претензии к нему если

    лампы новые и есть соответствующие сертификаты на них и сертификат на замену ламп?

    4. Насколько сложно и сколько может стоить услуга по получению лицензии на эстетическую косметологию?

    19 Февраля 2015, 01:20 Игорь, г. Москва

    Ответы юристов (8)

    Здравствуйте, Игорь! Ваш вопрос принят в работу. Для подготовки ответа потребуется некоторое время.

    Уточнение клиента

    19 Февраля 2015, 01:22

    Есть вопрос к юристу?

    Здравствуйте, Игорь! Ответ на ваш вопрос уже готовится и будет представлен в ближайшее время.

    3. Они пытались предраться к солярию, но администратор сказала, что он уже давно не работает. Нужна ли лицензия на солярий и каковы могту быть претензии к нему если лампы новые и есть соответствующие сертификаты на них и сертификат на замену ламп?

    Данные требования незаконны и Вы не обязаны их исполнять, так письмо Роспотребнадзора «О полномочиях общественных объединений потребителей» 29.06.2005 № 0100/4938-05-32 разъясняет круг полномочих таких общественных организаций

    По мнению Роспотребнадзора, основными ошибками при проведении проверочных мероприятий представителями общественных объединений потребителей следует считать:

    требования о предъявлении субъектами предпринимательской деятельности трудовых договоров с работниками и их медицинских книжек;

    проверку соблюдения санитарных правил и норм;

    проверку наличия документов об образовании торговых работников, санитарно-эпидемиологических заключений и заключений Госпожнадзора;

    проверку правильности применения контрольно-кассовых машин;

    проверку наличия и порядка ведения журнала учета мероприятий по контролю, предусмотренного ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», субъектами которого общественные организации не являются, и прочие.

    Необходимо отметить, что п. 2 ст. 45 Закона, предусматривающий возможность проверки соблюдения прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, а также составление актов о выявленных нарушениях прав потребителей, сводит соответствующее право общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) к выявлению именно нарушений прав потребителей, т.е. к установлению фактов, свидетельствующих исключительно о несоблюдении императивных норм потребительского законодательства, устанавливающих эти права.

    таким образом предъявлять истребованные у Вас сертификаты и дипломы МРОО было не вправе

    При этом накладывать какие либо штрафы, санкции и иные меры воздействия общественные организации не вправе

    Таким образом, в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав и интересов потребителей с применением соответствующих мер общественного воздействия на изготовителя (исполнителя, продавца). Действенной мерой является разъяснительная и просветительская работа среди предпринимательских структур и граждан-потребителей, консультирование, оказание помощи в составлении искового заявления и сопровождении дел при судебной защите, широкое информирование населения через СМИ о правах потребителей.

    2. Каких проверяющих стоит бояться (в хорошем смысле слова) и пускать «на порог», а каких нет?

    Проводить именно полную проверку деятельности может только Роспотребнадзор, прокуратура и ИФНС, но при этом о такой проверке Вас обязаны предупредить заранее

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
    О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

    Статья 9. Организация и проведение плановой проверки

    2. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

    12. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

    Статья 10. Организация и проведение внеплановой проверки

    16. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

    Это зависит от того, какие именно косметологические услуги вы оказываете

    так как имеется перечень услуг именно подлежащих лицензированию

    Перечень работ и услуг по косметологии, относящихся к медицинской деятельности

  • Фотодинамическая терапия вульгарных угрей.
  • Электрохимические методы удаления доброкачественных новообразований кожи.
  • Селективная фотодеструкция ряда новообразований и дефектов кожи и слизистых оболочек лазерным медицинским аппаратом на парах меди «Яхрома-Мед».
  • Фотоэпиляция.
  • Лечение стареющей и увядающей кожи.
  • Лечение сосудистых и пигментных поражений кожи.
  • Лазерные эпиляции… .
  • Лечение кожныхфлебэктазий.
  • Светотерапия эстетических и локальных проявлений различных кожных заболеваний.
  • Комплексный метод аппаратной эпиляции.
  • Фототерапия пигментных и сосудистых образований кожи.
  • Фотокоррекция сенильных изменений кожи.
  • Механическая чистка кожи лица в косметологической практики.
  • Ручной массаж кожи волосистой части головы.
  • Аутотрансплантация волосяных фолликулов в коррекции аллопеций различной этиологии.
  • Перманентное удаление нежелательных волос лазерные излучением.
  • Лечение сосудистых поражении кожи селективным лазерным излучением.
  • Электроэпиляция.
  • Cветотепловое удаление волос.
  • Светотепловое лечение увядающей проблемной кожи.
  • Лазеротерапия псориаза и витилиго.
  • Лазерная эпиляция аппаратами АRION, MYDON. SINON.
  • Лазеротерапия сосудистых и пигментных образований кожи лазерными аппаратами ARION. MYDON. SINON.
  • Лазерная коррекция стареющей кожи с помощью лазерной системы BURAN.
  • Коррекция фигуры с помощью аппаратных методов воздействия.
  • Повышения эластичности и тургора кожи лица и тела с помощью аппаратных методов воздействия.
  • Коррекция овала лица с помощью аппаратных методов воздействия.
  • Применение кислородно-озоновой смеси в дерматологии и косметологии.
  • Метод использования измельченной кожной матрицы Сайметра при лечении дефектов мягких тканей и в эсте¬тической практики.
  • Процедура дарсонваль.
  • Микротоки.
  • Броссаж.
  • Метод использование донорской кожной матрицы AlloDerm при лечении дефектов мягких тканей.
  • Метод коррекции и профилактики инволюционных изменений кожи лица и тела путем армирования золотой и полигликолевой нитями.
  • Короткодистанционная рентгенотерапия келоидных рубцов.
  • Хирургическая коррекция птоза бровей и атрофии тканей в лобной области.
  • Хирургическая коррекция атрофии кожи, «грыж» верхних и нижних век (верхняя и нижняя блефаропластика).
  • Реконструкция носа, носовой перегородки и верхней губы после односторонней хейлопластики.
  • Фотоэпиляция с помощью лазерных систем «Luminette» и «Luminа».
  • Применение препарата Диспорт (ботулинический токсин типа А) для устранения избыточной активности мими¬ческих мышц.
  • Токсин ботулизма типа А (препарат Диспорт) в лечении гипергидроза.
  • Коррекция высокой (горбатой) спинки носа шлифованием, резекция костно-хрящевой ткани и вдавливанием.
  • Применение жидкого азота в дерматологии и косметологии.
  • Коррекция гипертрофии молочных желез с перемещением ареолы с соском на нижней питающей ножке.
  • Мезотерания в дерматокосметологии.
  • Использование аллотрансплантатов серии «Аллоплант» в реконструктивной челюстно-лицевои хирургии.
  • Коррекция морщин и восстановление объема мягких тканей лица дермальным наполнителем Hyalite.
  • Контурная пластика лица и омоложение кожи препаратами группы РЕСТИЛАЙН на основе стабилизированной гиалуроновой кислоты.
  • Контурная пластика лица имплантатами для интрадермального применения Белотера Бейсик и Белотера Софт на основе стабилизированной гиалуроновой кислоты.
  • Коррекция инвалюционных и атрофических изменений кожи лица с использованием внутридермальных имплантатов, содержащих гиалуроновую кислоту различной концентрации и вязкости-JUVFDFRM.
  • Удаление избыточных неравномерных отложений жировой ткани с помощью аппарата вакуумной липоаспирацииSoftLipomodel.
  • Устранение возрастных изменений кожи и коррекция рубцовых деформации кожи лица методом дермабразии.
  • Коррекция дефектов мягких тканей лица инъекционным имплантатом «Radiessetm».
  • Комплексное лечение аллопеции консервативными методами.
  • Печение сосудистых образований кожи лазерным излучением.
  • Удаление пигментных образований кожи и татуировок лазерным излучением.
  • Микрокристаллическая шлифовка в коррекции косметических дефектов кожи.
  • Коррекция инвалюционных изменений лица и тела с использованием нитей хирургических с иглами атравматическими трехгранными.
  • Коррекция «двойной» губы.
  • Хирургическая коррекция (иссечение) линейных рубцов лица и тела с применением местной пластики.
  • Удаление избыточных неравномерных отложение жировой ткани (ультразвуковая комбинированная липосакция) диссектором ультразвуковым ONOCA LIPO.
  • Коррекция складывающихся ушных раковин 1 и 2 степени.
  • Термолифтинг: неинвазивное омоложение кожи с помощью радиочастотной энергии, генерированной системойThermageТhermaCool.
  • Комплексная коррекция возрастных изменений кожи по технологии Микрокаррент.
  • Лазерная септохондрокоррекция.
  • Пиллинг (кроме фенолового).
  • Криомассаж кожи (криотерапия).
  • Инвазивные процедуры.
  • Все виды массажа.

судя по приведенному списку на солярий лицензия не нужна? верно? Что тогда могут потребовать для проверки? спасибо.

19 Февраля 2015, 02:09

Полномочия общественных организаций прав потребителей указаны в Законе «О защите прав потребителей»

Статья 45. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)
[Закон РФ «О защите прав потребителей»] [Глава IV] [Статья 45]

1. Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.
2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:
участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом;
распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;
вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;
вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;
обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей);
участвовать совместно с органом государственного надзора в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг).

Исходя из данного положения, организации защит прав потребителей, могут требовать только те документы, которые может требовать любой покупатель (клиент), т.е. документы на продукцию (сертификаты, если они имеются, или если они обязательно для данного товара) лицензии если они обязательны.

В самом акте написано, что они оказывают юридические консультации и если не будут устранены нарушение в 7-дневный срок, то они могут обратиться в суд на нарушение прав неопределенного круга потребителей. Сейчас подготовил все копии документов и повезу им на днях. Как мне стоит воспринимать такие визиты? на сколько они провомочны?

Их визит правомочны. В Вашем случае самым важным вопросом является нужна ли лицензия на массаж.

приведу один выводов по данному вопросу

В.Солопейкину, юристу ЗАО «Юридическая фирма „КЛИФФ“ и Подготовлен для системы КонсультантПлюс,

Вопрос: Можно ли открыть массажный кабинет при парикмахерской без медицинской лицензии?

Ответ: Оказание массажных услуг относится к медицинской деятельности, поэтому подлежит обязательному лицензированию. Однако в судебной практике встречается и другая точка зрения.

Обоснование: Согласно пп. 96 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ „О лицензировании отдельных видов деятельности“ медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Услуги по медицинскому массажу входят в Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30.
В то же время согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163 (далее — Классификатор), выделяются бытовые и медицинские услуги.
Классификатором установлено, что массаж (код 019201) относится к прочим услугам, оказываемым в банях и душевых (код 019200). Кроме того, Классификатор относит к услугам парикмахерских массаж лица и шеи (код 019326), комплексный уход за кожей лица, включающий чистку, массаж, нанесение маски, макияж (код 019327), гигиенический массаж, смягчение кожи, парафиновые укутывания кистей рук (код 019329), а также смягчающие, тонизирующие ванночки и массаж ног (код 019332). Все эти услуги квалифицированы как бытовые (код 010000).
Таким образом, Классификатор относит перечисленные виды массажа к бытовым услугам в случае, если они предоставляются в банях и душевых, а также в парикмахерских.
В связи с этим в судебной практике встречается мнение, что массажные услуги не подлежат лицензированию, если не подпадают под понятие медицинских услуг. В частности, об этом говорится в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 18.09.2008 N Ф04-5348/2008(11771-А75-29).
Однако в подавляющем большинстве случаев суды исходят из того, что массаж по определению относится к медицинским услугам, даже если данный вид деятельности осуществляется в парикмахерской, салоне красоты и т.п.
Таким образом, оказание массажных услуг без лицензии может повлечь для организации или индивидуального предпринимателя административный штраф по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Данный вывод подтверждается материалами судебной практики (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 12.03.2009 N Ф04-1461/2009(2147-А03-32), ФАС Уральского округа от 16.11.2009 N Ф09-8915/09-С1).

Так что Вам лучше либо прекращать заниматься массажем, либо получать лицензию.

Если смотреть сборник решений судов http://sudact.ru/, то видно что МРОО „Центр содействия защите прав потребителей и предпринимателей“ действительно часто обращаеться в суды по подобным ситуациям как у Вас.

Если Вы не предоставите им медицинскую лицензию на массаж, то они могут направить данные материалы в Роспотребнадзор и Прокуратуру, а так же обратиться в суд. Поэтому попытайтесь урегулировать вопрос мирно.

2. Каких проверяющих стоит бояться (в хорошем смысле слова) и пускать „на порог“, а каких нет? Сейчас развелось много желающих заработать на юридической безграмотности ИП. Хочу сделать небольшую инструкцию для администраторов, чтобы они это понимали.

Если к Вам пришел проверяющий сотрудник госслужбы (прокуратура, Роспотребнадзор и т.), то обязательно пускай предоставят документы личности (удостоверение), а ваши сотрудники обязательно запишут данные лица и номер удостоверения. Если пришли общественные организации, то пускай любые акты подписывает наиболее грамотный сотрудник (администратор) лучше подписать акт, и в нем же указать с чем именно не согласны в данном акте.

3. Лицензия на солярий не требуется.

4. Согласно Приказа Минздравсоцразвития РФ от 10.05.2007 г. N 323 косметология относится к медицинскому виду деятельности и подразделяется на 2 вида:

  • косметологию (терапевтическую);
  • косметологию (хирургическую).
  • Только на данные виды косметологий требуется медицинская лицензия.
    на эстетическую косметологию лицензия не нужна.

    Если у Вас есть вопросы, задавайте.

    спасибо, еще остались уточняющие моменты:

    2. имеют ли право инспекторы МРОО «. » приходить с проверкой без предупреждения/уведомления?

    3. каков алгоритм первичных действий администратора при проверке?

    19 Февраля 2015, 02:51

    судя по приведенному списку на солярий лицензия не нужна? верно? Что тогда могут потребовать для проверки? спасибо

    Да, на солярий лицензия не нужна, максимум что могут проверить — это наличие сертификатов на лампы

    1. я понял, что для массажа лицензия нужна, а для солярия нет.

    Общественные организации имеют право.

    В первую очередь выяснить кто именно пришел, сотрудники гос. учреждений, или общественных организаций. Записать фамилии и номера документов. Если будут составляться акты, читать и подписывать, делая замечания с чем не согласны. Поэтому Вам лучше иметь видеокамеры в помещение, чтобы сама проверка была зафиксирована.

    1. видеокамеры есть и все было зафиксировано.

    2. мой администратор акт не подписал и в этом пункте вписано «отказ». это чемто грозит?

    19 Февраля 2015, 02:59

    лицензия нужна только на МЕДИЦИНСКИЙ массаж, любой другой вид массажа лицензии не требует, но для этого у вас должен быть

    ОКВЭД 93.04 Физкультурно-оздоровительная деятельность
    Эта группировка включает:
    — деятельность с целью улучшения физического состояния и обеспечения комфорта, например деятельность турецких бань, саун и парных бань, соляриев, курортов с минеральными источниками, салонов для снижения веса и похудения, массажных кабинетов, центров физической культуры и т.п.

    с учетом того, что госорганами они не являются, то и обязанности предупреждать о проверке у них нет, но при этом у таких контролеров должно в обязательном порядке быть направление на проверку, в котором должна быть указана причина и цель проверки

    2. мой администратор акт не подписал и в этом пункте вписано «отказ». это чемто грозит?

    ничем не грозит

    Ищете ответ?
    Спросить юриста проще!

    Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

    m.pravoved.ru