N 86-оз О регулировании отдельных вопросов в сфере охраны здоровья граждан в ХМАО — Югре

26 июня 2012 года

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ — ЮГРА

О РЕГУЛИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

ГРАЖДАН В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ — ЮГРЕ

Принят Думой Ханты-Мансийского

автономного округа — Югры 26 июня 2012 года

(в ред. Законов ХМАО — Югры

от 08.12.2012 N 144-оз, от 23.02.2013 N 14-оз,

от 30.05.2013 N 49-оз, от 07.11.2013 N 109-оз,

от 28.03.2014 N 27-оз, от 22.07.2014 N 58-оз,

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон в соответствии с законодательством Российской Федерации регулирует отдельные вопросы в сфере охраны здоровья граждан в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре (далее — в сфере охраны здоровья граждан).

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Основные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральных законах «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Статья 3. Полномочия органов государственной власти автономного округа в сфере охраны здоровья граждан

1. К полномочиям Думы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры относятся:

1) принятие законов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (далее также — автономный округ) в сфере охраны здоровья граждан, в том числе защищающих права человека и гражданина в данной сфере;

2) осуществление контроля за соблюдением законов автономного округа.

2. К полномочиям Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры относятся:

1) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья граждан;

2) утверждение государственных программ автономного округа по развитию здравоохранения, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактике заболеваний в автономном округе, определение порядка принятия решений об их разработке, порядка формирования и реализации указанных программ;

(пп. 2 в ред. Закона ХМАО — Югры от 07.11.2013 N 109-оз)

2.1) осуществление регионального государственного контроля (надзора) за реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа — Югры;

(пп. 2.1 введен Законом ХМАО — Югры от 23.02.2013 N 14-оз)

2.2) организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения;

(пп. 2.2 введен Законом ХМАО — Югры от 07.11.2013 N 109-оз)

3) разработка, утверждение и реализация программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в автономном округе, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

4) организация оказания населению автономного округа первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти автономного округа;

4.1) обеспечение организации оказания гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, в медицинских организациях автономного округа в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;

(пп. 4.1 введен Законом ХМАО — Югры от 07.11.2013 N 109-оз)

4.2) организация проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти автономного округа;

(пп. 4.2 введен Законом ХМАО — Югры от 28.03.2014 N 27-оз)

5) создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан;

6) организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с подпунктами 4, 4.2 и 11 настоящего пункта;

7) организация осуществления мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни у граждан, проживающих на территории автономного округа;

7.1) разработка и реализация мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территории автономного округа;

(пп. 7.1 введен Законом ХМАО — Югры от 07.11.2013 N 109-оз)

7.2) принятие дополнительных мер, направленных на охрану здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, в том числе установление дополнительных ограничений курения табака в отдельных общественных местах и в помещениях;

(пп. 7.2 введен Законом ХМАО — Югры от 07.11.2013 N 109-оз)

8) организация осуществления мероприятий по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

9) организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации;

(в ред. Закона ХМАО — Югры от 28.03.2014 N 27-оз)

10) координация деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа в сфере охраны здоровья, субъектов государственной и частной систем здравоохранения на территории автономного округа;

10.1) координация деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, субъектов государственной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения на территории автономного округа по оказанию гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака;

(пп. 10.1 введен Законом ХМАО — Югры от 07.11.2013 N 109-оз)

11) реализация мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах;

12) информирование населения автономного округа, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения на территории автономного округа социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, перечни которых утверждаются Правительством Российской Федерации, осуществляемое на основе ежегодных статистических данных, а также информирование об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий;

12.1) участие в осуществлении мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, на территории автономного округа, а также информирование органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа и населения о масштабах потребления табака на территории автономного округа, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению потребления табака;

(пп. 12.1 введен Законом ХМАО — Югры от 07.11.2013 N 109-оз)

13) установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами;

14) обеспечение разработки и реализация региональных программ научных исследований в сфере охраны здоровья граждан, их координация;

15) установление случаев и порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи медицинскими работниками медицинских организаций вне таких медицинских организаций, а также в иных медицинских организациях;

15.1) установление порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной формах, в том числе на дому при вызове медицинского работника, гражданам, которые выбрали медицинскую организацию для получения первичной медико-санитарной помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не по территориально-участковому принципу;

(пп. 15.1 введен Законом ХМАО — Югры от 28.03.2014 N 27-оз)

15.2) установление порядка бесплатного обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения для лечения ВИЧ-инфекции и туберкулеза в амбулаторных условиях в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти автономного округа;

(пп. 15.2 введен Законом ХМАО — Югры от 28.03.2014 N 27-оз)

16) ведение регионального сегмента Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и своевременное представление сведений, содержащихся в нем, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

17) организация обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет по заключению врачей, в том числе через специальные пункты питания и организации торговли;

18) установление условий прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные организации и в период обучения в них, при занятиях физической культурой и спортом, прохождения ими диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, а также условий оказания несовершеннолетним медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях;

19) установление порядка и условий предоставления несовершеннолетним бесплатных медицинских консультаций при определении профессиональной пригодности;

20) установление условий содержания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно в медицинских организациях государственной системы здравоохранения автономного округа;

20.1) установление порядка занятия народной медициной в автономном округе;

(пп. 20.1 введен Законом ХМАО — Югры от 07.11.2013 N 109-оз)

20.2) создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями;

(пп. 20.2 введен Законом ХМАО — Югры от 26.09.2014 N 63-оз)

21) осуществление иных полномочий в сфере охраны здоровья граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа.

3. Формирование структуры исполнительных органов государственной власти автономного округа, осуществляющих установленные настоящей статьей полномочия в сфере охраны здоровья граждан, и установление порядка их организации и деятельности производятся Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Правительством Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в соответствии с законодательством автономного округа.

4. Осуществление отдельных полномочий Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в сфере охраны здоровья граждан, установленных настоящей статьей, может быть возложено полностью или в части в соответствии с законодательством автономного округа на исполнительные органы государственной власти автономного округа, за исключением осуществления полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статья 3.1. Денежные выплаты отдельным медицинским (фармацевтическим) работникам

(введена Законом ХМАО — Югры от 08.12.2012 N 144-оз)

1. В автономном округе устанавливаются ежемесячные и единовременные денежные выплаты отдельным медицинским (фармацевтическим) работникам, оказывающим:

1) первичную медико-санитарную помощь;

2) специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь;

3) скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь (за исключением осуществления санитарно-авиационной эвакуации) (далее — скорая медицинская помощь);

4) паллиативную медицинскую помощь.

2. Ежемесячные денежные выплаты предоставляются:

1) врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым и врачам общей практики (семейным врачам) медицинских организаций, являющихся казенными учреждениями (далее также — врачи участковые), обслуживающим полнокомплектные врачебные участки, — в размере 10000 рублей в месяц, врачам участковым, обслуживающим малокомплектные врачебные участки, — в размере 7500 рублей в месяц;

2) врачам врачебных амбулаторий (далее — врачи врачебных амбулаторий), кроме врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и врачей общей практики (семейных врачей), — в размере 5000 рублей в месяц;

3) медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) медицинских организаций, являющихся казенными учреждениями (далее — медицинские сестры участковые), обслуживающим полнокомплектные врачебные участки, — в размере 5000 рублей в месяц, медицинским сестрам, обслуживающим малокомплектные врачебные участки, — в размере 3500 рублей в месяц;

4) заведующим фельдшерско-акушерскими пунктами, фельдшерам (акушеркам) фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий (далее — фельдшеры фельдшерско-акушерских пунктов) — в размере 3500 рублей в месяц;

5) медицинским сестрам, в том числе медицинским сестрам патронажным, фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий (далее — медицинские сестры фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий), кроме медицинских сестер участковых врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинских сестер врачей общей практики (семейных врачей), — в размере 2500 рублей в месяц;

(в ред. Закона ХМАО — Югры от 07.11.2013 N 109-оз)

6) молодым специалистам — врачам (провизорам), впервые принятым на работу в медицинские организации, находящиеся в сельских населенных пунктах и поселках городского типа автономного округа с численностью населения до 5 тысяч человек, — в размере 3000 рублей в месяц;

7) молодым специалистам из числа среднего медицинского (фармацевтического) персонала, впервые принятым на работу в медицинские организации, находящиеся в сельских населенных пунктах и поселках городского типа автономного округа с численностью населения до 5 тысяч человек, — в размере 2500 рублей в месяц.

Молодым специалистам при наличии у них оснований для получения нескольких ежемесячных денежных выплат, предусмотренных настоящим пунктом, предоставляются все денежные выплаты, для получения которых у них имеются основания.

3. Для целей настоящей статьи молодыми специалистами, имеющими право на получение денежных выплат, предусмотренных настоящей статьей, считаются граждане не старше 35 лет на дату трудоустройства, получившие высшее или среднее медицинское (фармацевтическое) образование в Российской Федерации, имеющие диплом установленного образца, а также сертификат специалиста.

4. Ежемесячные денежные выплаты, предусмотренные подпунктами 6 и 7 пункта 2 настоящей статьи, предоставляются молодым специалистам в течение первых трех лет непрерывной работы в медицинских организациях, находящихся в сельских населенных пунктах и поселках городского типа автономного округа с численностью населения до 5 тысяч человек.

5. Молодым специалистам, впервые принятым на работу в медицинские организации, находящиеся в сельских населенных пунктах и поселках городского типа автономного округа с численностью населения до 5 тысяч человек, однократно предоставляется единовременная денежная выплата на хозяйственное обустройство в размере 100000 рублей, которая не учитывается при исчислении средней заработной платы.

6. Медицинским работникам, имеющим высшее медицинское образование, в 2013 — 2014 годах прибывшим на работу в поселок городского типа автономного округа с численностью населения до 5 тысяч человек после окончания образовательной организации или переехавшим на работу в поселок городского типа автономного округа с численностью населения до 5 тысяч человек из другого населенного пункта, не являющегося сельским населенным пунктом автономного округа или поселком городского типа автономного округа, и заключившим в установленном Правительством Ханты-Мансийского автономного округа — Югры порядке договор, содержащий условия, предусмотренные пунктом 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», предоставляется единовременная компенсационная выплата из расчета один миллион рублей на одного указанного медицинского работника.

Заведующим фельдшерско-акушерскими пунктами, фельдшерам (акушеркам) фельдшерско-акушерских пунктов, в 2013 — 2014 годах прибывшим на работу в сельский населенный пункт автономного округа после окончания образовательной организации или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта, не являющегося сельским населенным пунктом автономного округа, и заключившим в установленном Правительством Ханты-Мансийского автономного округа — Югры порядке договор, содержащий условия, предусмотренные пунктом 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», предоставляется единовременная компенсационная выплата из расчета пятьсот тысяч рублей на одного указанного медицинского работника.

Медицинским работникам в возрасте старше 35 лет, имеющим высшее медицинское образование, в 2013 — 2014 годах прибывшим на работу в сельский населенный пункт автономного округа из другого населенного пункта, не являющегося сельским населенным пунктом автономного округа, и заключившим в установленном Правительством Ханты-Мансийского автономного округа — Югры порядке договор, содержащий условия, предусмотренные пунктом 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», предоставляется единовременная компенсационная выплата из расчета один миллион рублей на одного указанного медицинского работника.

(п. 6 в ред. Закона ХМАО — Югры от 07.11.2013 N 109-оз)

7. Денежные выплаты предоставляются с учетом установленных трудовым законодательством Российской Федерации гарантий, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Статья 4. Финансирование переданных полномочий Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан за счет средств бюджета автономного округа

1. На реализацию переданных органам государственной власти автономного округа полномочий Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан могут дополнительно использоваться собственные средства бюджета автономного округа в соответствии с бюджетным законодательством.

2. Объем средств бюджета автономного округа, направляемых для дополнительного финансового обеспечения осуществления переданных органам государственной власти автономного округа полномочий Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, устанавливается законом автономного округа о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

Статья 5. Создание органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа условий для оказания медицинской помощи населению

(в ред. Закона ХМАО — Югры от 08.12.2012 N 144-оз)

1. Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов автономного округа (далее — органы местного самоуправления) за счет средств местных бюджетов создают условия для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в пределах полномочий, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

2. К условиям, создаваемым органами местного самоуправления для оказания медицинской помощи населению на территории соответствующего городского округа или муниципального района автономного округа (далее — муниципальное образование), относятся:

1) предоставление земельных участков для строительства и реконструкции объектов здравоохранения в соответствии с утвержденными документами территориального планирования;

2) обеспечение транспортной доступности медицинских организаций государственной системы здравоохранения и организация благоустройства территорий, прилегающих к данным медицинским организациям, в границах соответствующего муниципального образования;

3) организация обеспечения медицинских организаций государственной системы здравоохранения, находящихся на территории муниципального образования, коммунальными услугами, в том числе путем создания и развития инженерной и коммунальной инфраструктуры;

3.1) оказание содействия в размещении медицинских организаций, участие в строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов, предназначенных для медицинских организаций государственной системы здравоохранения;

(пп. 3.1 введен Законом ХМАО — Югры от 22.07.2014 N 58-оз)

4) — 7) утратили силу с 1 января 2014 года. — Закон ХМАО — Югры от 07.11.2013 N 109-оз.

3. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных федеральным законодательством, вправе создавать иные условия для оказания медицинской помощи населению, не предусмотренные настоящим Законом.

Статья 6. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:

1) Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 11 ноября 2005 года N 102-оз «Об охране здоровья граждан в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, 2005, N 11, ст. 1287);

2) Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 20 апреля 2006 года N 40-оз «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «О здравоохранении в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, 2006, N 4, ст. 258);

3) Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 28 июня 2007 года N 83-оз «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «О здравоохранении в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, 2007, N 6, ст. 800);

4) Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 28 декабря 2007 года N 205-оз «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «О здравоохранении в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, 2007, N 12 (ч. 2), ст. 1957);

5) Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 30 марта 2009 года N 25-оз «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Об охране здоровья граждан в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, 2009, N 3 (ч. 2), ст. 172);

6) Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 30 декабря 2009 года N 255-оз «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Об охране здоровья граждан в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, 2009, N 12 (ч. 2), ст. 1198).

admhmansy.ru

Закон ХМАО — Югры от 30.09.2011 № 86-оз «О добровольной пожарной охране»

Принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа — Югры 30 сентября 2011 года

Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом «О добровольной пожарной охране», другими федеральными законами регулирует правоотношения в сфере обеспечения деятельности добровольной пожарной охраны в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре (далее также — автономный округ).

Статья 1. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа — Югры

1. Дума Ханты-Мансийского автономного округа — Югры принимает законы автономного округа в сфере обеспечения деятельности добровольной пожарной охраны и осуществляет контроль за их исполнением.

2. Правительство Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (далее — Правительство автономного округа) в сфере обеспечения деятельности добровольной пожарной охраны:

1) реализует меры по правовой и социальной защите работников добровольной пожарной охраны, добровольных пожарных и членов их семей;

Подпункт 2 пункта 2 статьи 1 (в части осуществления Правительством автономного округа финансовой поддержки деятельности добровольной пожарной охраны) вступает в силу с 1 января 2012 года ( статья 8 данного документа).

2) осуществляет материально-техническую и финансовую поддержку деятельности добровольной пожарной охраны;

3) обеспечивает методическое сопровождение организации деятельности добровольной пожарной охраны;

4) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.

3. Органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа осуществляют полномочия в сфере обеспечения деятельности добровольной пожарной охраны, установленные федеральным законодательством.

Статья 2. Организация добровольной пожарной охраны в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре

1. Для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях и в организациях могут создаваться территориальные добровольные пожарные команды или территориальные добровольные пожарные дружины, объектовые добровольные пожарные команды или объектовые добровольные пожарные дружины.

2. Добровольная пожарная охрана осуществляет несение службы (дежурство) в составе гарнизона пожарной охраны и привлекается к участию в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ в соответствии с порядком привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

3. Режим несения службы (дежурства) добровольными пожарными определяется в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 3. Задачи добровольной пожарной охраны

1. В соответствии с федеральным законодательством основными задачами добровольной пожарной охраны в области пожарной безопасности являются:

1) осуществление профилактики пожаров;

2) спасение людей и имущества при пожарах, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим;

3) участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

2. Участие добровольной пожарной охраны в профилактике пожаров в автономном округе осуществляется в одной из следующих форм:

1) проведение противопожарных инструктажей населения, персонала предприятий (организаций);

2) информирование надзорных органов о случаях нарушения правил пожарной безопасности на территориях населенных пунктов (предприятий, организаций);

3) пропаганда мер пожарной безопасности.

Статья 4. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны

1. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны в соответствии с федеральным законодательством осуществляется за счет собственных средств, взносов и пожертвований, средств учредителя (учредителей), средств поддержки, оказываемой органами государственной власти автономного округа и органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа общественным объединениям пожарной охраны, и иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

2. Органы государственной власти автономного округа вправе в порядке, установленном Правительством автономного округа, передавать во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе общественным объединениям пожарной охраны здания, сооружения, служебные помещения, оборудованные средствами связи, автотранспортные средства, оргтехнику и иное имущество, необходимое для достижения уставных целей общественных объединений пожарной охраны.

Пункт 3 статьи 4 вступает в силу с 1 января 2012 года ( статья 8 данного документа).

3. Финансовое обеспечение предусмотренной настоящим Законом правовой и социальной защиты (в том числе в случае заболевания либо гибели (смерти) работников добровольной пожарной охраны, добровольных пожарных, привлекаемых органами государственной власти автономного округа к участию в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, спасению людей и имущества при пожарах и оказанию первой помощи пострадавшим, осуществляется за счет средств бюджета автономного округа.

4. Органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в соответствии с федеральным законодательством вправе оказывать поддержку общественным объединениям пожарной охраны, осуществлять материальное стимулирование добровольных пожарных в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами.

Статья 5. Правовая и социальная защита работников добровольной пожарной охраны, добровольных пожарных

Пункт 1 статьи 5 вступает в силу с 1 января 2012 года ( статья 8 данного документа).

1. Работникам добровольной пожарной охраны, добровольным пожарным, привлекаемым органами государственной власти автономного округа к участию в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, спасению людей и имущества при пожарах и оказанию первой помощи пострадавшим, за счет средств бюджета автономного округа в порядке, установленном Правительством автономного округа, возмещаются расходы, связанные с использованием в служебных целях личного транспорта либо с проездом на всех видах общественного транспорта (кроме такси), понесенные во время участия в тушении пожаров, несения службы (дежурства) в расположении добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины либо прохождения профессиональной подготовки.

Пункт 2 статьи 5 вступает в силу с 1 января 2012 года ( статья 8 данного документа).

2. Добровольным пожарным, привлекаемым органами государственной власти автономного округа к участию в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, спасению людей и имущества при пожарах и оказанию первой помощи пострадавшим, в порядке, установленном Правительством автономного округа, оплачивается шесть дней дополнительного отпуска, предоставляемого по месту основной работы без сохранения заработной платы на время участия в тушении пожаров, несения службы (дежурства) в расположении добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины либо прохождения профессиональной подготовки.

3. Добровольные пожарные имеют преимущественное право при приеме на работу в бюджетные учреждения противопожарной службы автономного округа (при прочих равных обстоятельствах) при условии, что сведения о добровольном пожарном содержатся в сводном реестре добровольных пожарных не менее трех лет.

4. Работники добровольной пожарной охраны и добровольные пожарные имеют право на внеочередную установку телефона.

5. Органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в соответствии с федеральным законодательством вправе за счет средств бюджетов муниципальных образований устанавливать меры правовой и социальной защиты работников добровольной пожарной охраны, добровольных пожарных.

Статья 6. Гарантии правовой и социальной защиты в случае заболевания либо гибели (смерти) работников добровольной пожарной охраны, добровольных пожарных

Пункт 1 статьи 6 вступает в силу с 1 января 2012 года ( статья 8 данного документа).

1. Работникам добровольной пожарной охраны при прекращении трудового договора, а также добровольным пожарным при исключении их из реестра добровольных пожарных вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученного в период их привлечения органами государственной власти автономного округа к участию в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, спасению людей и имущества при пожарах и оказанию первой помощи пострадавшим, за счет средств бюджета автономного округа выплачивается единовременное пособие в размере и порядке, установленных Правительством автономного округа.

Пункт 2 статьи 6 вступает в силу с 1 января 2012 года ( статья 8 данного документа).

2. В случае гибели (смерти) работников добровольной пожарной охраны, добровольных пожарных в период привлечения их органами государственной власти автономного округа к участию в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, спасению людей и имущества при пожарах и оказанию первой помощи пострадавшим либо в случае смерти вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученного в указанный период, членам семей работников добровольной пожарной охраны, добровольных пожарных за счет средств бюджета автономного округа в порядке, установленном Правительством автономного округа, выплачиваются:

1) единовременное пособие в размере 120 должностных окладов, установленных на день выплаты пособия;

2) материальная помощь на погребение в размере, установленном Правительством автономного округа.

Пункт 3 статьи 6 вступает в силу с 1 января 2012 года ( статья 8 данного документа).

3. Членами семьи, имеющими право на получение единовременного пособия за погибшего (умершего) работника добровольной пожарной охраны, добровольного пожарного, являются:

1) супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) в зарегистрированном браке;

3) дети, не достигшие возраста 18 лет, или дети старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения до их окончания, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

4. Органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в соответствии с федеральным законодательством вправе за счет средств бюджетов муниципальных образований устанавливать гарантии правовой и социальной защиты работников добровольной пожарной охраны, добровольных пожарных и членов их семей.

Статья 7. Страхование добровольных пожарных

Пункт 1 статьи 7 вступает в силу с 1 января 2012 года ( статья 8 данного документа).

1. Добровольные пожарные, привлекаемые органами государственной власти автономного округа к участию в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, спасению людей и имущества при пожарах и оказанию первой помощи пострадавшим, подлежат личному страхованию за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных на содержание указанных органов, в объеме, определяемом Правительством автономного округа.

2. Органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, привлекающие работников добровольной пожарной охраны, добровольных пожарных к участию в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, спасению людей и имущества при пожарах и оказанию первой помощи пострадавшим, в соответствии с федеральным законодательством могут в порядке оказания поддержки за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствующем бюджете на содержание указанных органов, осуществлять личное страхование добровольных пожарных на период исполнения ими обязанностей добровольного пожарного.

Статья 8. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением подпункта 2 пункта 2 статьи 1 (в части осуществления Правительством автономного округа финансовой поддержки деятельности добровольной пожарной охраны), пункта 3 статьи 4 , пунктов 1 и 2 статьи 5 , пунктов 1 — 3 статьи 6 , пункта 1 статьи 7 , вступающих в силу с 1 января 2012 года.

86.mchs.gov.ru