ст 8 Закона о страховых взносах ( 212 ФЗ ) РФ

1. База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

2. База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «в» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

3. Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.

4. Для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, база для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации, в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих установленную на соответствующий финансовый год предельную величину базы для начисления страховых взносов, определяемую нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.

5. Установленная частью 4 настоящей статьи предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации. Размер указанной предельной величины базы для начисления страховых взносов определяется и устанавливается Правительством Российской Федерации. Размер предельной величины базы для начисления страховых взносов округляется до полных тысяч рублей. При этом сумма 500 рублей и более округляется до полной тысячи рублей, а сумма менее 500 рублей отбрасывается.

5.1. Для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, на период 2015 — 2021 годов предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, ежегодно устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в Российской Федерации, увеличенного в двенадцать раз, и следующих применяемых к нему повышающих коэффициентов на соответствующий финансовый год:

trudinspection.ru

212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации”

Федеральный закон под номером 212 регулировал порядок уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд и фонды социального и медицинского страхования. ФЗ 212 утратил силу с первого января 2017 года. С этого момента порядок обязательного страхования регламентируется главой 34 Налогового кодекса РФ. Однако отдельные положения ФЗ 212 все еще актуальны до внесения соответствующих поправок в НК.

Описание ФЗ

ФЗ 212 был принят в 2009 году. Его основное назначение заключалось в обеспечении порядка внесения средств на социальное страхование. Структурно в законе выделены следующие главы:

  • общие положения и понятия, используемые в документе;
  • процедура уплаты страховых взносов;
  • порядок обеспечения выполнения обязательств по уплате;
  • права и обязанности плательщиков;
  • контроль над уплатой требуемых сумм;
  • нарушения в уплате и ответственность;
  • процедура обжалования актов контролирующих органов.

3 июля 2016 был издан закон, по которому основные положения были перенесены в Налоговый кодекс в виде главы 34. Однако для регулирования уплаты страховых взносов и определения задолженности до 2017 года применяются те нормы закона, которые были актуальны в требуемое время.

Последние изменения были внесены в декабре 2016 года, уже после принятия решения об упразднении закона. Данный момент подтверждает, что несмотря на упразднение, редакция закона продолжает оставаться актуальной.

Последние изменения Закона «О страховых взносах»

Последние изменения в ФЗ 212 направлены на приведение формулировок в актуальное состояние. Для наглядности следует рассмотреть поправки по отдельным статьям.

Статья 7 ФЗ 212 регулирует объекты обложения страховыми взносами. Последние поправки были введены в 2015 году, определив дополнительный перечень соответствующих объектов.

Ст 8 Закона 212 указывает на базу для начисления страховых взносов. Последние изменения в формулировку отдельных положений были внесены в 2014 году.

Статья 9 ФЗ 212 регулирует суммы, которые не подлежат обложению страховыми взносами. Последние изменения были внесены в ноябре 2016 и изменили редакцию отдельных частей.

Статья 11 Закона о страховых взносах определяет даты осуществления выплат и иных вознаграждений. С момента публикации ФЗ 212 изменений не вносилось.

Ст 14 ФЗ 212 регулирует размер отчислений. Последние поправки были внесены в 2014 году. Коснулись они редакции отдельных частей.

В статье 15 Федерального закона 212 о порядке исчисления последние изменения были внесены в 2015 году. Отредактирована редакция об обособленных подразделениях юридического лица.

Ст 19 ФЗ 212 предписывает порядок взыскания недоимок по страховым взносам. Ряд изменений был введен в 2013 — статья дополнилась несколькими частями. Однако последние поправки были внесены в 2014 году в редакцию одного из документов.

Статья 44 Закона о страховых взносах с 1 января 2015 года утратила силу. Упразднение основано на решении Конституционного Суда РФ, признавшего данное положение не соответствующим основному закону страны.

Статья 58 ФЗ 212 предписывает перечень категорий плательщиков, имеющих право на пониженные тарифы по страховым взносам. Последние поправки в данное положение были введены в 2015 году. Коснулись они формулировки одной из частей.

Отдельно в последних изменениях следует рассмотреть признание Закона о страховых взносах устаревшим и введение на его место 34 главы НК РФ. Она была введена 3 июля 2016 года, вступила в силу 1 января 2017. Ее положения определяют плательщиков страховых взносов, особенности уплаты и взыскания, тарифы и иные организационные аспекты.

В перспективе ожидается, что новое правовое регулирование страховых взносов будет активно дорабатываться. Во внимание будут приниматься не только актуальные нормы законодательства, но и утративший силу ФЗ 212, принимаемый за основу для регулирования системы отчислений.

Скачать Федеральный закон 212 ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации” можно по следующей ссылке. Текст законоположения будет полезен для изучения изменений в законодательстве.

Для актуальной информации по отчислениям на социальное страхование следует обратиться к главе 34 НК РФ. Скачать ее можно здесь. Порядок, действующий с начала 2017 года, регламентируется ее положениями.

Комментарии

Комментарии к закону 212 “О страховых взносах в ПФР” можно скачать здесь. Они поясняют основные моменты ФЗ 212 с учетом имеющегося законодательства. Комментарии экспертов помогают глубже изучить принятые положения, определить причины и необходимость их введения.

Немаловажным является и понимание места, которое занимал данный документ в законодательной системе РФ. Однако данная информация приводится лишь для ознакомления. С упразднением закона комментарии к нему нужны лишь для углубленного изучения законодательства.

210fz.ru

Статья 420. Объект обложения страховыми взносами

СТ 420 НК РФ.

1. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса):

1) в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;

2) по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;

3) по договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в подпунктах 1 — 12 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, указанных в подпунктах 1 — 12 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

2. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам (контрактам) и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг в пользу физических лиц (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса).

3. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.

4. Не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в подпунктах 1 — 12 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, указанных в подпунктах 1 — 12 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

5. Не признаются объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, место расположения которого находится за пределами территории Российской Федерации, выплаты и иные вознаграждения, исчисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории Российской Федерации в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

6. Не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты добровольцам в рамках исполнения заключаемых в соответствии со статьей 7.1 Федерального закона от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» гражданско-правовых договоров на возмещение расходов добровольцев, за исключением расходов на питание в размере, превышающем размеры суточных, предусмотренные пунктом 3 статьи 217 настоящего Кодекса.

7. Не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты иностранным гражданам и лицам без гражданства по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, которые заключаются с FIFA (Federation Internationale de Football Association) и предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, а также выплаты, производимые волонтерам по гражданско-правовым договорам, которые заключаются с FIFA, дочерними организациями FIFA, Организационным комитетом «Россия-2018» и предметом деятельности которых является участие в мероприятиях, предусмотренных Федеральным законом от 7 июня 2013 года N 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на возмещение расходов волонтеров в связи с исполнением указанных договоров в виде оплаты расходов на оформление и выдачу виз, приглашений и аналогичных документов, оплаты стоимости проезда, проживания, питания, спортивной экипировки, обучения, услуг связи, транспортного обеспечения, лингвистического сопровождения, сувенирных изделий, содержащих символику чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, проводимых в Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 420 Налогового кодекса

Комментируемая статья определяет такой элемент обложения страховыми взносами, как объект.

Как и ранее в Федеральном законе N 212-ФЗ, для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, объектом являются выплаты в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений, а также по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

Для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и производящих выплаты и иные вознаграждения другим физическим лицам, объектом являются выплаты по трудовым договорам (контрактам) и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг в пользу физических лиц.

Для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения другим физическим лицам, объектом признается фиксированный размер, при этом комментируемая статья связывает его с минимальным размером оплаты труда. Алгоритм расчета соответствующего размера приведен в ст. 430 НК РФ.

В любом случае не признаются объектом обложения страховыми взносами:

— выплаты и иные вознаграждения в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;

— выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, место расположения которого находится за пределами территории Российской Федерации, выплаты и иные вознаграждения, исчисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории Российской Федерации в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;

— выплаты добровольцам в рамках исполнения заключаемых в соответствии со ст. 7.1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» гражданско-правовых договоров на возмещение расходов добровольцев, за исключением расходов на питание в размере, превышающем размеры суточных, предусмотренные п. 3 ст. 217 НК РФ;

— выплаты иностранным гражданам и лицам без гражданства по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, которые заключаются с FIFA ( Internationale de Football Association), дочерними организациями FIFA, Организационным комитетом «Россия-2018», дочерними организациями Организационного комитета «Россия-2018» и предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, а также выплаты, производимые волонтерам по гражданско-правовым договорам, которые заключаются с FIFA, дочерними организациями FIFA, Организационным комитетом «Россия-2018» и предметом деятельности которых является участие в мероприятиях, предусмотренных Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на возмещение расходов волонтеров в связи с исполнением указанных договоров в виде оплаты расходов на оформление и выдачу виз, приглашений и аналогичных документов, оплаты стоимости проезда, проживания, питания, спортивной экипировки, обучения, услуг связи, транспортного обеспечения, лингвистического сопровождения, сувенирных изделий, содержащих символику чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г., Кубка конфедераций FIFA 2017 г., проводимых в Российской Федерации.

Как разъяснялось в письме Минздравсоцразвития России от 23 марта 2010 г. N 647-19, выплаты сотрудникам, которые в трудовых договорах с ними прямо не прописаны, тем не менее подлежат обложению страховыми взносами как производимые в рамках трудовых правоотношений работников с работодателем и, значит, связанные с трудовыми договорами (за исключением сумм, указанных в ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ).

ФАС Уральского округа в Постановлении от 14 ноября 2012 г. N Ф09-10084/12 соглашался с позицией официального органа по вопросу обложения страховыми взносами выплат в пользу работников. Суд подчеркнул, что выплаты в пользу работников, производимые на основании внутренних положений организации, подлежат обложению страховыми взносами (за исключением сумм, указанных в ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ).

Данные выводы по аналогии применимы и в отношении определения объекта обложения страховыми взносами, установленного комментируемой статьей.

В связи с этим к объекту обложения страховыми взносами относятся все виды выплат и иных вознаграждений, начисленных (выплачиваемых) плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, работающих по трудовым договорам, независимо от наличия или отсутствия указания на данные выплаты непосредственно в трудовом договоре.

Минздравсоцразвития России указывало, что в ряде случаев застрахованные физические лица могут выполнять в организации трудовую функцию и получать плату за работу без заключения с ними трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг (например, государственные гражданские служащие, муниципальные служащие; лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальные должности на постоянной основе; члены производственных кооперативов).

Здесь следует учитывать, что согласно ч. 6 ст. 16 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Минздравсоцразвития России указывало, что именно в отношении выплат и вознаграждений таким физическим лицам законодателем предусмотрена соответствующая норма.

Таким образом, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организацией в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, с которыми в соответствии с законодательством ни трудовые, ни гражданско-правовые договоры не заключаются, за выполнение ими трудовой функции, работ, услуг, подлежат обложению страховыми взносами.

Уплата страховых взносов за указанных застрахованных лиц осуществляется теми организациями, которые по отношению к ним являются страхователями: например, за государственных гражданских служащих — органами государственной власти, в которых они проходят государственную службу, за членов производственных кооперативов — производственными кооперативами, за священнослужителей — религиозными организациями.

Выплаты, которые производятся таким физическим лицам другими организациями, не состоящими с ними в соответствующих правоотношениях, к объекту обложения страховыми взносами не относятся.

Рассмотрим спорные вопросы, которые могут возникнуть в связи с применением положений комментируемой статьи.

Продолжают не облагаться страховыми взносами выплаты по договору аренды.

Статьей 606 ГК РФ предусмотрено, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

При этом к объектам аренды согласно ст. 607 ГК РФ относятся, в частности, транспортные средства.

В связи с этим, учитывая, что договор аренды транспортного средства относится к договорам, связанным с передачей в пользование имущества (имущественных прав), арендная плата, установленная таким договором аренды, заключенным между организацией и работником данной организации, и выплачиваемая работнику, не является объектом обложения страховыми взносами.

При решении вопроса о начислении страховых взносов на подарки работникам следует иметь в виду, что согласно п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

Договор дарения, в соответствии с гражданским законодательством, относится к договорам, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (ст. 572 ГК РФ).

Таким образом, в случае передачи подарков работнику по договору дарения независимо от стоимости подарка у организации объекта обложения страховыми взносами не возникает.

При этом согласно п. 2 ст. 574 ГК РФ договор дарения движимого имущества должен быть совершен в письменной форме в случае, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает 3 тыс. руб.

Ранее аналогичная позиция в отношении Федерального закона N 212-ФЗ была высказана в письме Минтруда России от 22 сентября 2015 г. N 17-3/В-473.

Вопрос исчисления страховых взносов на суммы выплат, произведенных организацией на основании ученических договоров, заключенных с физическими лицами, также имеет свои особенности.

В соответствии со ст. 198 Трудового кодекса РФ работодатель — юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы.

Ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором (ст. 204 Трудового кодекса РФ).

Ученический договор не является трудовым договором или гражданско-правовым договором на выполнение работ, оказание услуг. Это следует из ст. ст. 56, 198, 199 Трудового кодекса РФ.

Следовательно, стипендии, выплачиваемые по ученическому договору, заключенному с физическим лицом, ищущим работу, а также по ученическому договору на получение образования без отрыва от работы, заключенному с работником данной организации, не признаются объектом обложения страховыми взносами как выплаты, производимые не в рамках трудовых отношений или гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Ранее Минтруд России в письме от 26 февраля 2015 г. N 17-3/В-83 приходил к таким выводам в отношении Федерального закона N 212-ФЗ.

В письме Минздравсоцразвития России от 15 марта 2011 г. N 784-19 разъяснялось, что облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке как выплаты, производимые работникам в рамках трудовых отношений, суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации:

— работникам в период прохождения ими военных сборов (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»);

— за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами (ст. 262 Трудового кодекса РФ);

— работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха (ст. 186 Трудового кодекса РФ);

— работающим беременным женщинам за дни прохождения ими обязательного диспансерного наблюдения (ст. 254 Трудового кодекса РФ);

— работникам, вызываемым к лицу, производящему дознание, следователю, в прокуратуру или в суд в качестве свидетелей, потерпевших, их законных представителей, понятых за все время, затраченное ими в связи с таким вызовом (ст. 131 Уголовно-процессуального кодекса РФ, п. 2 Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд, утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 июля 1990 г. N 245, ст. 95 ГПК РФ).

Впрочем, следует отметить, что судебная практика по данному вопросу шла по иному пути и не была согласна с позицией официального органа.

Так, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 25 октября 2012 г. N А31-11529/2011 рассмотрел спор между МУП и Управлением Пенсионного фонда РФ по поводу обложения страховыми взносами уплаченных работодателем процентов за задержку заработной платы работнику. ФАС Волго-Вятского округа, основываясь на положениях ст. ст. 7 — 9 Федерального закона N 212-ФЗ и ст. 236 Трудового кодекса РФ, согласился с позицией нижестоящих судов и сделал вывод о том, что компенсация за несвоевременную выплату заработной платы, предусмотренная трудовым законодательством и выплачиваемая физическому лицу в связи с выполнением им трудовых обязанностей, не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов.

В Постановлении от 21 сентября 2012 г. N Ф09-8551/12 ФАС Уральского округа рассмотрел схожий спор и по результатам его рассмотрения пришел к схожему выводу.

ФАС Уральского округа, рассматривая данное дело, счел, что компенсация, выплачиваемая работнику на основании ст. 236 Трудового кодекса (материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику), не может быть расценена как вознаграждения работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей). Данная выплата является материальной ответственностью работодателя перед работником и производится в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении. То есть, по мнению суда, суммы денежной компенсации, выплачиваемые при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, не являются объектом обложения страховыми взносами в силу ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ.

При начислении страховых взносов на суммы вознаграждений, выплачиваемых организацией своим работникам, являющимся авторами произведения науки, а также сторонним лицам — авторам произведения науки по договорам о передаче неисключительного права авторов на использование произведения науки необходимо иметь в виду следующее.

В соответствии с положениями ст. 1235 ГК РФ по лицензионному договору одна сторона — обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата в предусмотренных договором пределах. По лицензионному договору лицензиат обязуется уплатить лицензиару обусловленное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное.

Таким образом, выплаты, производимые организацией физическим лицам (независимо от наличия трудовых отношений с данными физическими лицами) по лицензионным договорам о передаче неисключительного права авторов на использование произведения науки, признаются объектом обложения страховыми взносами, так как являются выплатами на основании договоров, указанных в комментируемой статье.

А вот в отношении страховых взносов на суммы вознаграждений, выплачиваемых организацией своим работникам, являющимся авторами изобретений, по договорам отчуждения исключительного права на изобретение, подход иной.

Пунктом 1 ст. 1370 ГК РФ определено, что служебным изобретением признается изобретение, созданное работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя.

Исходя из положений п. 3 ст. 1370 ГК РФ исключительное право на служебное изобретение может принадлежать работнику, если это предусмотрено трудовым или гражданско-правовым договором между работником и работодателем.

Статьей 1365 ГК РФ предусмотрено, что по договору об отчуждении исключительного права на изобретение, полезную модель или промышленный образец (договор об отчуждении патента) одна сторона (патентообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на соответствующий результат интеллектуальной деятельности в полном объеме другой стороне — приобретателю исключительного права (приобретателю патента).

На основании п. 1 ст. 1225 ГК РФ изобретения не относятся к произведениям науки, литературы и искусства, а являются отдельно выделенными результатами интеллектуальной деятельности.

Исходя из положений ст. 1226 ГК РФ исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности является имущественным правом.

Учитывая изложенное, вознаграждение, выплачиваемое организацией физическому лицу, в том числе являющемуся работником, по договору отчуждения исключительного права на изобретение, не облагается страховыми взносами на основании п. 4 комментируемой статьи.

Исчисление страховых взносов в отношении вознаграждений, выплачиваемых авторам за создание программ для ЭВМ, производится в соответствии со следующими правилами.

Согласно ст. 1259 ГК РФ к объектам авторских прав относятся программы для ЭВМ.

Статьей 1261 ГК РФ определено, что авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы.

Исходя из положений ст. 1295 ГК РФ служебным произведением является произведение науки, литературы или искусства, созданное работником (автором) в пределах установленных для него трудовых обязанностей.

При этом на основании п. 2 ст. 1295 ГК РФ работник как автор служебного произведения имеет право на получение вознаграждения, выплата которого должна быть закреплена в договоре между ним и работодателем.

Учитывая изложенное, если в трудовом договоре с работником определено, что в его трудовую функцию входит создание служебных произведений, в данном случае — программ для ЭВМ, то вознаграждения, выплачиваемые организацией работнику, являющемуся автором, по договору о выплате вознаграждения, признаются объектом обложения страховыми взносами, как вознаграждения, выплачиваемые в рамках трудовых отношений.

Если же создание программ для ЭВМ не закладывается в трудовые функции работника, то вознаграждения, выплачиваемые организацией работнику (автору) по договору о выплате вознаграждения, не подлежат обложению страховыми взносами, поскольку не относятся к выплатам за выполнение трудовых обязанностей и выплатам на основании договоров, поименованных в п. 1 комментируемой статьи.

Ранее Минтруд России в письме от 16 декабря 2014 г. N 17-3/В-613 приходил к таким выводам в отношении Федерального закона N 212-ФЗ.

Организации по управлению правами на коллективной основе в отношении обложения страховыми взносами вознаграждений, получаемых авторами произведений науки, литературы, искусства, должны учитывать следующее.

В соответствии с п. 4 ст. 1243 ГК РФ организация по управлению правами на коллективной основе производит распределение вознаграждения за использование объектов авторских и смежных прав между правообладателями, а также осуществляет выплату им указанного вознаграждения. Следовательно, организация по управлению правами на коллективной основе является лицом, производящим выплаты вознаграждений авторам за использование их произведений по лицензионным договорам, заключаемым ею с пользователями.

Таким образом, организация по управлению правами на коллективной основе является плательщиком страховых взносов, начисляемых на суммы вознаграждений, производимых ею в пользу авторов произведений. При этом источником уплаты страховых взносов в рассматриваемой ситуации являются средства пользователя, который на основании договора с организацией по управлению правами на коллективной основе производит перечисление сумм авторского вознаграждения в пользу авторов, что не приводит к уплате страховых взносов за счет суммы вознаграждения, выплачиваемого непосредственно автору.

Ранее аналогичная позиция в отношении Федерального закона N 212-ФЗ излагалась в письме Минтруда России от 18 марта 2016 г. N 17-3/В-112.

На практике является актуальным вопрос начисления страховых взносов на вознаграждения членам совета директоров и членам ревизионной комиссии хозяйственных обществ.

В соответствии со ст. 64 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Федеральный закон N 208-ФЗ) совет директоров (наблюдательный совет) общества является органом управления, осуществляющим общее руководство деятельностью общества.

Согласно ст. 85 Федерального закона N 208-ФЗ ревизионная комиссия общества является органом для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

На основании указанных статей по решению общего собрания акционеров членам совета директоров, членам ревизионной комиссии общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждение и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими функций членов совета директоров общества, членов ревизионной комиссии. Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания акционеров.

Вследствие этого акционерное общество не может гарантировать в обязательном порядке выплату вознаграждений членам совета директоров и ревизионной комиссии.

В связи с этим следует отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 420 ГК РФ гражданско-правовым договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

При этом согласно п. 3 ст. 154 ГК РФ для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка).

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик — оплатить эти услуги.

Тем не менее положениями Федерального закона N 208-ФЗ обязанность по выплате вознаграждения членам совета директоров и членам ревизионной комиссии акционерного общества за выполнение ими управленческих и соответственно контрольных функций не предусмотрена.

Кроме того, вознаграждение членам совета директоров и членам ревизионной комиссии выплачивается по решению общего собрания акционеров общества, которое их и назначает. Поэтому такое вознаграждение не является оплатой работ или услуг.

В рассматриваемом случае не выполняется критерий об оказании услуги по гражданско-правовому договору, представляющему собой двухстороннюю или многостороннюю сделку в соответствии с положениями ГК РФ.

В отношении членов совета директоров акционерного общества и членов ревизионной комиссии происходит лишь одностороннее выражение воли общего собрания акционеров.

Таким образом, отношения между членами совета директоров общества, членами ревизионной комиссии и самим обществом не могут рассматриваться как отношения, существующие в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг.

Что касается трудовых отношений, то ст. 11 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на членов совета директоров организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор).

Договор между организацией и членами совета директоров нельзя считать трудовым в силу того, что исполнительный орган общества (директор, генеральный директор), согласно ст. 69 Федерального закона N 208-ФЗ, организует выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров общества, т.е. члены совета директоров не подчиняются распоряжениям исполнительного органа.

При трудовых отношениях присутствуют элементы подчинения работника правилам труда работодателя, но не наоборот.

Совет директоров является вышестоящей инстанцией по отношению к генеральному директору организации. Членам совета директоров выплачивается вознаграждение, а не заработная плата, которая зависит от квалификации работника, условий труда и результатов работы. Поэтому правоотношения между членами совета директоров и руководителем организации не могут быть отнесены к трудовым, что закреплено положениями ст. 11 Трудового кодекса РФ.

Также следует отметить, что должности членов ревизионной комиссии, в соответствии с положениями Федерального закона N 208-ФЗ, являются выборными, а избрание лиц, занимающих эти должности, осуществляется высшим органом управления обществом — общим собранием акционеров в целях контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества, что не может быть связано с трудовой деятельностью ревизоров в самом акционерном обществе.

В связи с вышеизложенным, поскольку вознаграждения членам совета директоров, членам ревизионной комиссии акционерного общества производятся на основании решения общего собрания акционеров общества, а не в соответствии с трудовыми или гражданско-правовыми договорами, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, то такие вознаграждения не облагаются страховыми взносами.

Ранее аналогичная позиция была изложена в письме Минтруда России от 11 апреля 2016 г. N 17-3/В-147 применительно к Федеральному закону N 212-ФЗ.

Необходимо упомянуть обложение страховыми взносами суммы оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и дополнительного вознаграждения за выслугу лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Статьей 3 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС» (далее — Закон N 1244-1) установлено право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда и меры социальной поддержки. В частности, в соответствии с п. 5 ст. 14 Закона N 1244-1 указанным гражданам гарантируется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней. Кроме того, п. 5 ст. 18 Закона N 1244-1 предусмотрена выплата дополнительного вознаграждения за выслугу лет в зависимости от стажа работы в данной зоне и степени ее радиоактивного загрязнения гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение.

При этом, исходя из норм Правил оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2007 г. N 136, а также с учетом Положения о порядке выплаты дополнительного вознаграждения за выслугу лет работникам организаций независимо от организационно-правовой формы, расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1993 г. N 101, указанную оплату дополнительного отпуска и выплату вознаграждения за выслугу лет производит орган социальной защиты населения по месту жительства указанного гражданина за счет средств федерального бюджета.

Поскольку оплата дополнительного оплачиваемого отпуска и выплата дополнительного вознаграждения за выслугу лет указанным гражданам осуществляется органом социальной защиты вне рамок трудовых отношений, то данные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами.

Вопрос начисления страховых взносов на выплаты, производимые в пользу физических лиц за счет средств гранта, подлежит разрешению с учетом следующего.

Если организация производит выплаты физическим лицам, которые состоят с ней в трудовых отношениях или заключили гражданско-правовые договоры на выполнение работ, оказание услуг, то суммы выплат (за исключением поименованных в ст. 422 НК РФ) независимо от источника их финансирования, в том числе за счет средств полученного гранта, подлежат обложению страховыми взносами.

При этом, учитывая, что согласно п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в частности организации, обязанность по начислению и уплате страховых взносов с указанных выплат возникает у организации, производящей данные выплаты.

В случае если выплаты за счет средств гранта производятся грантодателем в пользу грантополучателя — физического лица, которое не состоит в трудовых отношениях и не заключило гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, с грантодателем, то объектом обложения страховыми взносами такие суммы не признаются.

Свои особенности имеет начисление страховых взносов на вознаграждения председателю совета многоквартирного дома.

В соответствии с ч. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в МКД является органом управления МКД.

Статьей 161.1 ЖК РФ предусмотрено, что в случае, если в МКД не создано товарищество собственников помещений либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет МКД из числа собственников помещений в данном доме.

В соответствии с ч. 6 ст. 161.1 ЖК РФ из числа членов совета МКД на общем собрании собственников помещений в МКД избирается председатель совета МКД.

На основании положений ч. 7 ст. 161.1 ЖК РФ председатель совета МКД осуществляет руководство текущей деятельностью совета МКД и подотчетен общему собранию собственников помещений в МКД.

Полномочия председателя совета МКД установлены ч. 8 ст. 161.1 ЖК РФ. В частности, на основании доверенности, выданной собственниками помещений в МКД, председатель совета заключает на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном доме, договор управления МКД; осуществляет контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД на основании доверенности, выданной собственниками помещений в МКД, подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направляет в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных в ч. 2 ст. 162 ЖК РФ; на основании доверенности, выданной собственниками помещений в МКД, выступает в суде в качестве представителя собственников помещений в данном доме по делам, связанным с управлением данным домом и предоставлением коммунальных услуг; осуществляет принятие решений по вопросам, которые переданы для решения председателю совета МКД в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятым в соответствии с п. 4.3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ.

Частью 8.1 ст. 161.1 ЖК РФ определено, что общее собрание собственников помещений в МКД вправе принять решение о выплате вознаграждения, в том числе председателю совета многоквартирного дома. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера.

Таким образом, выплата вознаграждения председателю совета МКД связана с выполнением им управленческих функций и отношения между председателем совета и собственниками помещений регулируются нормами гражданского законодательства.

Исходя из положений ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления МКД одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в частности, собственников помещений в МКД) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.

Поскольку решение о выплате вознаграждения председателю совета МКД принимается общим собранием собственников дома и обязывает управляющую организацию, на счет которой поступают денежные средства от собственников помещений данного дома, производить выплату вознаграждения председателю совета МКД, то управляющая организация является лицом, производящим выплату вознаграждения председателю совета МКД.

Таким образом, управляющая организация является плательщиком страховых взносов с сумм начисляемого вознаграждения, производимого ею в пользу председателя совета МКД. При этом источником уплаты страховых взносов в рассматриваемой ситуации являются денежные средства собственников помещений в МКД, которые на основании решения общего собрания производят уплату в пользу управляющей организации сумм, предназначенных на выплату вознаграждения председателю совета МКД.

Взаимосвязанным с этим является вопрос об обложении страховыми взносами вознаграждения, выплачиваемого председателю правления товарищества собственников жилья.

В соответствии с ч. 1 ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно п. 2 ст. 123.14 ГК РФ «Особенности управления в товариществе собственников недвижимости» в товариществе собственников недвижимости создаются единоличный исполнительный орган (председатель) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление).

Органами управления ТСЖ являются общее собрание членов товарищества и правление товарищества (ст. 144 ЖК РФ).

На основании положений ч. ч. 1 и 3 ст. 147 ЖК РФ руководство деятельностью ТСЖ осуществляется правлением товарищества. Правление ТСЖ избирает из своего состава председателя товарищества, если избрание председателя товарищества не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества уставом товарищества.

Подпунктом 11 п. 2 ст. 145 ЖК РФ установлено, что общее собрание членов ТСЖ, являющееся высшим органом управления ТСЖ, определяет размер вознаграждения, в частности, председателя правления товарищества.

В соответствии со ст. 17 Трудового кодекса РФ трудовые отношения в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции.

Таким образом, поскольку ст. 149 ЖК РФ на председателя правления ТСЖ возложено выполнение определенных функций на этой выборной должности, то его деятельность можно отнести к трудовой деятельности физического лица.

В связи с этим выплаты, начисленные председателю правления ТСЖ за выполнение трудовых обязанностей, подлежат обложению страховыми взносами.

Ранее аналогичная позиция в отношении Федерального закона N 212-ФЗ была высказана в письме Минтруда России от 18 марта 2016 г. N 17-4/ООГ-425.

Необходимо упомянуть начисление страховых взносов на выплаты приемным родителям по договору о приемной семье.

Исходя из положений ст. 152 гл. 21 «Приемная семья» Семейного кодекса РФ приемной семьей признаются опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.

Статьей 779 ГК РФ определено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно ст. 153.1 Семейного кодекса РФ договор о приемной семье должен содержать в том числе условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей, права и обязанности приемных родителей.

Таким образом, поскольку предметом договора о приемной семье, предусматривающего вознаграждения приемным родителям, являются действия — фактические и юридические, связанные, в частности, с воспитанием, содержанием и образованием ребенка, то такой договор является разновидностью договора возмездного оказания услуг, т.е. гражданско-правовым договором.

Учитывая вышеизложенное, в качестве плательщика страховых взносов в рассматриваемой ситуации выступает орган опеки и попечительства, и, соответственно, вознаграждение, начисляемое и производимое органами опеки и попечительства в пользу приемных родителей по договору о приемной семье, является объектом обложения страховыми взносами.

Данная точка зрения соответствует данным ранее разъяснениям в письме Минтруда России от 11 августа 2015 г. N 17-4/ООГ-1150.

При разрешении вопроса начисления страховых взносов на суммы гонораров, выплачиваемых третейским судьям, необходимо учитывать следующее.

Если организация, при которой действует третейский суд, производит выплаты гонораров третейским судьям, которые состоят с ней в трудовых отношениях или заключили гражданско-правовые договоры на выполнение работ, оказание услуг, то организация обязана исчислить и уплатить с сумм гонораров независимо от источника их финансирования страховые взносы.

В случае если выплаты гонораров производятся организацией в пользу третейских судей, не состоящих в трудовых отношениях и не заключивших гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, с данной организацией, то объектом обложения страховыми взносами такие суммы не признаются.

Отдельно следует сказать о соотношении объекта обложения страховыми взносами и положений международных договоров Российской Федерации.

Как отмечено в п. 1 ст. 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Например, Соглашением между Правительством РФ и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 15 декабря 1997 г. не установлено сотрудничества между Российской Федерацией и Турецкой Республикой в области социального обеспечения (страхования).

Согласно ст. 2 Соглашения положения данного международного договора Российской Федерации распространяются на уплату налога на прибыль предприятий и организаций и взимание подоходного налога с физических лиц в части избежания двойного налогообложения на территориях обоих государств — договаривающихся сторон.

Кроме того, ст. 15 Соглашения установлено, что заработная плата и другие подобные вознаграждения, получаемые лицом с постоянным местожительством в одном договаривающемся государстве в отношении работы по найму, облагаются налогом только в этом государстве, если только работа по найму не осуществляется в другом договаривающемся государстве. Если работа по найму осуществляется таким образом, полученное в связи с этим вознаграждение может облагаться налогом в этом другом государстве.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определены законодателем, как следует из первой части НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2017 г., как самостоятельные индивидуально-возмездные обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет ПФР, персональным целевым назначением которых является пенсионное обеспечение граждан, которые к налоговым платежам не относятся.

Учитывая изложенное, положения вышеуказанного Соглашения не распространяются на правоотношения по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Гражданин Турецкой Республики, имеющий статус временно проживающего на законных основаниях на территории Российской Федерации, подлежит обязательному пенсионному страхованию, и вознаграждения, выплачиваемые организацией в его пользу, являются объектом обложения страховыми взносами независимо от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Турецкой Республики.

Таким образом, вознаграждения, выплачиваемые организацией в пользу иностранного лица, имеющего статус временно проживающего на законных основаниях на территории Российской Федерации, являются объектом обложения страховыми взносами в соответствии с НК РФ, если международным соглашением не установлено иное.

Рассмотрим судебную практику, сформировавшуюся в отношении применения ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ, выводы которой могут быть применены и при толковании комментируемой статьи.

В случае, рассмотренном в Определении ВС РФ от 17 мая 2016 г. N 306-КГ16-4633 по делу N А49-6198/2015, ФСС РФ указывал на то, что суммы от продажи на льготных условиях обедов для работников включаются в объект обложения страховыми взносами, поскольку предоставление обедов является выплатой зарплаты в натуральной форме. Верховный Суд РФ, признавая позицию ФСС РФ необоснованной, полагал, что спорные выплаты непосредственно не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, не являются стимулирующими или компенсирующими, производятся вне зависимости от стажа работника и результатов его работы, не зависят от трудовых успехов работника, не являются средством вознаграждения за труд. Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

В деле N А56-52229/2015, рассмотренном в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 мая 2016 г. N Ф07-838/2016, ФСС РФ ссылался на то, что суммы выплат в пользу работников (на частичную оплату стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и на отдых работников, на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом до 18 лет, на компенсацию затрат на занятие физической культурой и спортом) подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке. Арбитражный суд, признавая позицию ФСС РФ неправомерной, пришел к выводу, что спорные выплаты являются выплатами социального характера, основанными на коллективном договоре, и не подлежат обложению страховыми взносами. Выплаты, производимые работодателем в пользу или в интересах работника не за результаты труда, а по иным основаниям, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов в порядке, установленном ст. 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ, так как это противоречит правовой природе понятия оплаты труда, сформулированного в Трудовом кодексе РФ. Суммы на частичную компенсацию затрат работника на занятия физической культурой и спортом, компенсацию стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников не являются вознаграждением за труд, поскольку не зависят от результата труда или квалификации работников налогоплательщика.

В случае, рассмотренном в Определении ВС РФ от 25 апреля 2016 г. N 302-КГ16-3855 по делу N А19-7892/2015, ПФР полагал, что суммы выплаченных работникам компенсаций за использование в служебных целях личного автомобиля облагаются страховыми взносами. Верховный Суд РФ, признавая позицию ПФР необоснованной, разъяснил, что компенсация работнику за использование личного автомобиля в служебных целях в пределах размера, установленного соглашением между организацией и работником, не является оплатой труда и не относится ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде, в связи с чем указанные выплаты не подлежат обложению страховыми взносами.

В деле N А28-1252/2015, рассмотренном в Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 апреля 2016 г. N Ф01-1060/2016, ФСС РФ ссылался на то, что выплаты, осуществленные в качестве материальной помощи ветеранам, произведены в зависимости от занимаемых сотрудниками должностей и носили характер поощрения, в связи с чем являлись элементом системы оплаты труда сотрудников и должны облагаться страховыми взносами. Арбитражный суд, признавая позицию ФСС РФ неправомерной, пояснил, что работникам (ветеранам) выплачена материальная помощь. Спорные выплаты носят социальный характер, направленный на оказание социальной поддержки ветеранам, не являются вознаграждением работников (служащих) за исполнение ими должностных обязанностей, не предусмотрены трудовыми договорами (служебными контрактами) либо иными актами об оплате труда, не являются стимулирующими, не зависят от трудового вклада, квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы и не носят систематический характер, в связи с чем обложению страховыми взносами не подлежат.

В деле N А66-6195/2015, рассмотренном в Определении ВС РФ от 19 апреля 2016 г. N 307-КГ16-2722, ПФР исходил из того, что выплаты водителям-экспедиторам за разъездной характер работы подлежат обложению страховыми взносами, поскольку соответствуют критерию компенсационных выплат в смысле ст. 129 Трудового кодекса РФ, являются составной частью заработной платы и не могут быть отнесены к выплатам, не подлежащим обложению страховыми взносами. Верховный Суд РФ, признавая позицию ПФР необоснованной, заключил, что спорные выплаты по своему характеру и содержанию не являются оплатой труда, а представляют собой компенсацию, направленную на возмещение дополнительных затрат водителей-экспедиторов, постоянная работа которых имеет разъездной характер. Данные выплаты установлены локальными нормативными актами и производятся вне зависимости от трудового результата. При изложенных обстоятельствах основания для включения спорных выплат в базу для начисления страховых взносов отсутствуют.

В случае, рассмотренном в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 8 апреля 2016 г. N Ф10-914/2016 по делу N А48-3840/2015, ПФР полагал, что общество неправомерно не включило в базу для исчисления страховых взносов суммы выплат, полученные работниками в качестве подарков. Арбитражный суд, признавая позицию ПФР неправомерной, пояснил, что согласно трудовым договорам и штатному расписанию работникам выплачивается заработная плата в размере оклада. Одновременно в трудовых договорах установлено право работодателя поощрять работников за добросовестный и эффективный труд. Иных выплат, включаемых в систему оплаты труда, локальными актами общества не предусмотрено. Суд указал, что из анализа локальных актов можно заключить, что денежные подарки разновидностью оплаты труда не являлись, поскольку не носили регулярного характера и выдавались без учета результатов труда конкретных работников. Кроме того, согласно акту выездной налоговой проверки НДФЛ с выплат по договорам дарения исчислен правильно. Признавая решение ПФР неправомерным, суд отклонил ссылку на положения ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ, в которой приведен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, среди которых спорные выплаты не поименованы, поскольку спорные выплаты изначально не относились к объектам обложения страховыми взносами в соответствии со ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ.

В деле N А82-7569/2015, рассмотренном в Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 марта 2016 г. N Ф01-206/2016, ФСС РФ ссылался на то, что выплаты работникам в виде среднего заработка за дополнительные выходные дни подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке. Арбитражный суд, признавая позицию ФСС РФ неправомерной, указал, что выплаты за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей (Постановление Президиума ВАС РФ от 8 июня 2010 г. N 1798/10).

В деле N А71-12235/2014, рассмотренном в Определении ВС РФ от 17 февраля 2016 г. N 309-КГ15-19788, ПФР полагал, что ежемесячное пособие женщинам по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет сверх сумм, предусмотренных действующим законодательством; предоставление работникам путевок для оздоровления в санатории-профилактории и путевок для оздоровления детей в детские оздоровительные учреждения; единовременная материальная помощь работникам, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию; целевые стимулирующие надбавки, — все эти выплаты произведены страхователем в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, поэтому облагаются страховыми взносами. Верховный Суд РФ, признавая позицию ПФР необоснованной, пришел к выводу, что спорные выплаты не могут быть признаны компенсационными или стимулирующими по смыслу ст. 129 Трудового кодекса РФ, поскольку не призваны компенсировать работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, или иные неблагоприятные последствия, а также затраты работников, связанные с исполнением ими своих трудовых обязанностей, не имеют целью мотивацию труда, повышение квалификации, повышение качества труда или количества выпускаемой продукции или услуг. На основании изложенного судом был сделан вывод, что данные выплаты не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. В связи с этим суд признал обоснованными доводы общества о наличии у последнего переплаты по страховым взносам, которая подлежит возврату.

В случае, рассмотренном в Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 февраля 2016 г. N Ф01-5971/2015 по делу N А79-6227/2015, ФСС РФ ссылался на то, что выплаченное работнику как победителю конкурса «Лучший учитель» денежное поощрение подлежит включению в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в общем порядке. Арбитражный суд, признавая позицию ФСС РФ неправомерной, пояснил, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником не является основанием для вывода о том, что все выплаты, производимые в пользу последнего, представляют собой оплату его труда. Спорная выплата, полученная за победу в конкурсе, не является вознаграждением работника за исполнение им трудовых обязанностей, не зависит от его трудового вклада и не гарантирована трудовым или коллективным договорами. Следовательно, такая выплата не подлежит включению в базу для исчисления страховых взносов.

В деле N А36-6804/2014, рассмотренном в Определении ВС РФ от 28 января 2016 г. N 310-КГ15-18757, ПФР указывал, что компенсация сотрудникам расходов на их собственное обучение и обучение их детей, произведенная пропорционально общему стажу работы у работодателя-страхователя, является объектом обложения страховыми взносами.

Верховный Суд РФ, признавая позицию ПФР необоснованной, заявил, что спорные компенсационные выплаты носят социальный характер. Несмотря на то что они произведены в связи с наличием трудовых отношений, указанные выплаты не обладают признаками заработной платы в смысле ст. 129 Трудового кодекса РФ, поскольку не являются оплатой труда, не относятся к стимулирующим выплатам, не зависят от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполнения этим сотрудником самой работы. Факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками сам по себе не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Тот факт, что оплата образовательных услуг производилась пропорционально общему стажу работы в образовательном учреждении, сам по себе не подтверждает, что спорные выплаты не носили социальный характер.

В случае, рассмотренном в Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 января 2016 г. N Ф01-5656/2015 по делу N А43-8503/2015, ПФР пришел к выводу, что, поскольку в договорах аренды транспортного средства с экипажем, заключенных предприятием с физическими лицами, не предусмотрена отдельно стоимость услуг по управлению транспортным средством, выплачиваемая владельцам транспортного средства денежная сумма является вознаграждением за услуги по управлению им. Управление ПФР полагает, что отсутствие в спорных договорах разделения цены договора на вознаграждение по управлению транспортным средством и по аренде транспортного средства свидетельствует об уклонении от уплаты страховых взносов в отношении данных лиц. Арбитражный суд, признавая позицию ПФР неправомерной, отметил, что не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав). Вместе с тем подлежащая обложению страховыми взносами сумма вознаграждения, выплаченного по договорам, в части оказания услуг по управлению транспортными средствами и по их технической эксплуатации, управлением ПФР не установлена, следовательно, не определен объект обложения страховыми взносами. Начисление страховых взносов на сумму аренды транспортного средства с экипажем противоречит закону.

В деле N А79-9190/2014, рассмотренном в Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 декабря 2015 г. N Ф01-5326/2015, общество полагало, что доначисление страховых взносов незаконно, поскольку заключенные с физическими лицами договоры являются гражданско-правовыми, а не трудовыми и сумма вознаграждения по договорам не является заработной платой. Арбитражный суд, признавая позицию общества неправомерной, пришел к выводу, что спорными договорами предусмотрены ежемесячная и твердо установленная оплата, размер которой не зависел от объема и качества выполненных работ и оказанных услуг, а также обязанность общества создать исполнителям необходимые условия для оказания услуг и выполнения работ. Для расчетов с лицами, с которыми заключены договоры, использовался счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Таким образом, данные договоры по своей правовой природе являются трудовыми договорами; выплаты по указанным договорам являлись скрытой формой оплаты труда, облагаемой страховыми взносами.

В деле N А65-1924/2015, рассмотренном в Определении ВС РФ от 18 декабря 2015 г. N 306-КГ15-16679, ФСС РФ ссылался на то, что компенсация родительской платы за содержание детей в детском учреждении, предусмотренная коллективным договором страхователя, не является компенсационной выплатой, в связи с чем подлежит включению в базу для начисления страховых взносов. Верховный Суд РФ, признавая позицию ФСС РФ необоснованной, разъяснил, что спорная компенсация не зависит от трудовых достижений работника и не является вознаграждением за труд, в связи с чем является выплатой социального характера. Поскольку выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда, они не подлежат обложению страховыми взносами.

В случае, рассмотренном в Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 декабря 2015 г. N Ф01-4963/2015 по делу N А28-1254/2015, ПФР указывал на то, что выплаченные ветеранам денежные средства в виде материальной помощи связаны с выполнением ими служебных обязанностей, имеют стимулирующий характер и являются элементом оплаты труда, а следовательно, подлежат обложению страховыми взносами. Арбитражный суд, признавая позицию ПФР неправомерной, пояснил, что материалами дела подтверждается, что лимиты бюджетных обязательств выделены на обеспечение мер социальной защиты ветеранов гражданской обороны и Государственной противопожарной службы. Таким образом, спорные выплаты носят социальный характер, направленный на оказание социальной поддержки ветеранам, не являются вознаграждением работников (служащих) за исполнение ими должностных обязанностей, не предусмотрены трудовыми договорами (служебными контрактами) либо иными актами об оплате труда, не являются стимулирующими, не зависят от трудового вклада, квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы и не носят систематический характер. Соответственно, они не облагаются страховыми взносами.

В деле N А04-1290/2015, рассмотренном в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 октября 2015 г. N Ф03-4566/2015, ПФР ссылался на то, что общество неправомерно не включило в базу для начисления страховых взносов выплаты за санаторно-курортные путевки своим работникам. Арбитражный суд, признавая позицию ПФР неправомерной, заключил, что оплата стоимости путевок производилась обществом в соответствии с коллективным договором. Однако выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими и не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд) в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Поскольку спорные выплаты не являются выплатами в рамках трудовых отношений, они не облагаются страховыми взносами.

В случае, рассмотренном в Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 октября 2015 г. N Ф01-4010/2015 по делу N А82-1447/2015, ФСС РФ исходил из того, что доначисление страховых взносов на обязательное социальное страхование осуществлено обществу законно, поскольку договор займа, долг по которому впоследствии был прощен, был заключен между обществом и его работником только для вида, с целью прикрытия выплаты материальной помощи, предоставляемой в рамках трудовых отношений, и освобождения от обязанности уплачивать страховые взносы. Арбитражный суд, признавая позицию ФСС РФ неправомерной, указал, что сам факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Заем был предоставлен обществом работнику на оплату дорогостоящей операции. Полученные средства были использованы работником по целевому назначению — лечение за пределами Российской Федерации, что подтверждается материалами дела. Предоставление работнику займа не поставлено в зависимость от его квалификации, сложности, качества, количества, условий выполнения работы, в связи с чем сумма прощенного долга по данному займу не может рассматриваться в качестве оплаты труда (вознаграждения за труд).

В случае, рассмотренном в Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 августа 2015 г. N Ф01-3004/2015 по делу N А17-8225/2014, ПФР полагал, что выплаченные работникам учреждения как победителям конкурса денежные поощрения подлежат включению в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Арбитражный суд, признавая позицию ПФР неправомерной, пояснил, что само по себе наличие трудовых отношений между работодателем и работником не является основанием для вывода о том, что все выплаты, производимые в пользу последнего, представляют собой оплату его труда. Работникам учреждения, признанным лучшими по итогам конкурсного отбора, выплачены денежные поощрения за счет средств бюджета города. Данные выплаты не являются вознаграждением работников за исполнение ими трудовых обязанностей, не зависят от их трудового вклада и не гарантированы трудовым или коллективным договорами. Следовательно, такие выплаты не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов.

В деле N А73-3400/2014, рассмотренном в Определении ВС РФ от 15 мая 2015 г. N 303-КГ15-4397, общество считало, что ему необоснованно доначислены страховые взносы на выплаты иностранным гражданам, поскольку с ними были заключены не трудовые договоры, а договоры возмездного оказания услуг и договоры подряда. Верховный Суд РФ, признавая позицию общества неправомерной, пришел к выводу, что спорные договоры содержат в себе все элементы трудового договора, предусмотренные ст. 56 Трудового кодекса РФ, в том числе выполнение иностранными гражданами работ с подчинением режиму труда на предприятии, обеспечение обществом как работодателем указанным гражданам условий труда, ежемесячная, гарантированная в определенной сумме оплата труда; контроль со стороны работодателя. Суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для доначисления обществу недоимки по страховым взносам, пеней и штрафа.

В деле N А12-30165/2014, рассмотренном в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 7 мая 2015 г. N Ф06-22195/2013, ПФР исходил из того, что он правомерно доначислил страховые взносы на сумму прощенного долга по выданному работнику займу. Арбитражный суд, признавая позицию ПФР неправомерной, принял во внимание разъяснения, данные Президиумом ВАС РФ в п. 3 информационного письма от 21 декабря 2005 г. N 104 «Обзор практики применения арбитражными судами норм Гражданского кодекса Российской Федерации о некоторых основаниях прекращения обязательств», и пояснил, что в рассматриваемом случае прощение долга работнику по договору займа от 16 марта 2011 г. N 2 может быть квалифицировано как дарение, которое не относится к категории договоров о выполнении работ, оказании услуг. ПФР не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что прощение долга произведено в качестве поощрения работника за труд либо было гарантировано указанному работнику в связи с достижением какого-либо результата.

В случае, рассмотренном в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 21 апреля 2015 г. N Ф09-1827/15 по делу N А71-7725/2014, ПФР ссылался на то, что обществом допущено занижение базы для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов — организаций в результате невключения в нее расходов, связанных с проведением корпоративных мероприятий. Арбитражный суд, признавая позицию ПФР неправомерной, посчитал, что тот факт, что выплата произведена работодателем в пользу работника, сам по себе не свидетельствует о том, что любая выплата производится в рамках трудовых отношений и относится к объекту обложения страховыми взносами. При исследовании имеющихся в материалах дела доказательств суд установил, что расходы общества на проведение корпоративного праздника не являются выплатами в рамках трудовых отношений, вследствие чего не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

В случае, рассмотренном в Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 апреля 2015 г. N Ф01-959/2015 по делу N А28-8413/2014, ПФР ссылался на то, что стоимость продовольственных пайков для осужденных подлежит включению в базу для начисления страховых взносов за год, поскольку размер пайка зависит от трудового вклада застрахованных лиц (осужденных), сложности, количества и качества выполняемой ими работы. Арбитражный суд, признавая позицию ПФР неправомерной, указал, что материалами дела подтверждается, что выдача пайков осужденным производилась в соответствии с Положением о стимулировании осужденных по результатам проведенных смотров-конкурсов (художественного творчества, физкультурно-массовой работы, благоустройства и эстетического оформления, художественной самодеятельности, библиотек, наглядной агитации, изделий художественно-прикладного творчества). По результатам проведенных смотров-конкурсов составлялись ведомости на выдачу пайка лицам, принимавшим активное участие в мероприятиях.

В деле N А73-3400/2014, рассмотренном в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 января 2015 г. N Ф03-6261/2014, общество указывало, что в спорный период оно заключало с иностранными гражданами договоры возмездного оказания услуг и договоры подряда, при этом ПФР не доказано, что вознаграждение, выплаченное по этим договорам, соответствует положениям Трудового кодекса РФ и на него полагалось начисление страховых взносов. Арбитражный суд, признавая позицию общества неправомерной, пояснил, что из условий спорных договоров следует, что фактически им присущи все элементы трудового договора, предусмотренные ст. 56 Трудового кодекса РФ, а именно: закрепление в предмете договора трудовой функции (выполнение работником лично работ определенного рода в конкретном объеме, а не разового задания заказчика); в ряде договоров фактически указывалась рабочая специальность; систематический характер (выполнение работ имело длящийся характер, потребность предприятия в названных работах имелась постоянно); выполнение работниками работ с подчинением режиму труда на предприятии, в свою очередь работодатель обеспечивал работнику условия труда; ежемесячная, гарантированная в определенной сумме оплата труда; контроль со стороны работодателя. Суд пришел к выводу, что работы по вышеуказанным договорам носили не гражданско-правовой, а трудовой характер и выплаты являлись скрытой формой оплаты труда, поэтому обществом неправомерно была занижена база при исчислении страховых взносов.

www.nalkod.ru