Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ
«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

С изменениями и дополнениями от:

7 июля 2003 г., 29 июня, 3 октября, 21 декабря 2004 г., 7 марта, 18 июля 2005 г., 5 февраля 2007 г., 13 мая, 3, 30 декабря 2008 г., 8 мая 2009 г., 28, 29 декабря 2010 г., 25, 29 июня 2012 г., 7 июня, 2, 28 декабря 2013 г., 23 июня, 31 декабря 2014 г., 13 июля 2015 г., 3 июля 2016 г., 29 декабря 2017 г., 27 июня 2018 г.

Принят Государственной Думой 26 июня 2002 года

Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. схему «Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности»

Президент Российской Федерации

Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту таких земельных участков и долей в праве общей собственности, определяет условия предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также их изъятия.

На использование и оборот таких земельных участков в максимальной степени распространяются общие правила земельного и гражданского законодательства и, по сути, Законом устанавливается система ограничений и особенностей этих правил.

В частности, введены нормы, направленные на предупреждение образования при сделках земельных участков, не соответствующих требованиям землеустройства, и на предотвращение концентрации в собственности одного лица чрезмерно большого количества сельскохозяйственных угодий. При этом максимальную площадь земельных участков сельскохозяйственных угодий, одновременно находящихся в собственности одного лица и расположенных на территории одного административного района субъекта РФ, предложено устанавливать законом субъекта РФ в размере не менее 10% общей площади сельскохозяйственных угодий в границах указанного административного района.

Также специальный режим установлен для иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля иностранных лиц составляет более 50%. В Законе установлены достаточно жесткие и последовательные санкции за нарушение указанного режима. Земельные участки (доли в праве общей собственности на земельный участок) из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные ранее с нарушением требований Закона, подлежат отчуждению собственником в течение одного года со дня возникновения права собственности на такой земельный участок (долю в праве общей собственности на земельный участок) или в течение одного года со дня, когда орган юридического лица узнал либо обязан был узнать об обстоятельствах, которые повлекли за собой нарушения требований Закона. В противном случае такие участки подлежат принудительной продаже на публичных торгах.

Действие закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.

Федеральный закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования.

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 27 июля 2002 г. N 137, в «Парламентской газете» от 27 июля 2002 г. N 140-141, в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3018

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 447-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 марта 2018 г., за исключением пункта 1 статьи 1 изменений, вступающего в силу с 1 января 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 354-ФЗ

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 352-ФЗ

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 336-ФЗ

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 245-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2015 г.

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 327-ФЗ

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ

Федеральный закон от 29 июня 2012 г. N 96-ФЗ

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г., за исключением изменений, вступающих в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 420-ФЗ

Федеральный закон от 8 мая 2009 г. N 93-ФЗ

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 297-ФЗ

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ

Федеральный закон от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 11-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2005 г. N 87-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 10-ФЗ

Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 января 2005 г.

Федеральный закон от 3 октября 2004 г. N 123-ФЗ

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 113-ФЗ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

Статья 101. Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (229-ФЗ)

  • проверено сегодня
  • закон от 01.06.2018
  • вступила в силу 01.02.2008
  • Ст. 101 Закон об исполнительном производстве в последней действующей редакции от 1 января 2015 года.

    Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

    Глава 11. Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина

    Статья 101. Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание

    1. Взыскание не может быть обращено на следующие виды доходов:

  • 1) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причинённого здоровью;
  • 2) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;
  • 3) денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;
  • 4) компенсационные выплаты за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
  • 5) компенсационные выплаты за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;
  • 6) ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое);
  • 7) денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;
  • 8) компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде:
    • а) в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность;
    • б) в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику;
    • в) денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;
    • 9) страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учётом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности;
    • 10) пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счёт средств федерального бюджета;
    • 11) выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
    • 12) пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счёт средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
    • 13) средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;
    • 14) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счёт средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников:
      • а) в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами;
      • б) в связи с террористическим актом;
      • в) в связи со смертью члена семьи;
      • г) в виде гуманитарной помощи;
      • д) за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений;
      • 15) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;
      • 16) суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом;
      • 17) социальное пособие на погребение.
      • 2. По алиментным обязательствам в отношении несовершеннолетних детей, а также по обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца ограничения по обращению взыскания, установленные пунктами 1 и 4 части 1 настоящей статьи, не применяются.

        dogovor-urist.ru

        101 статья ФЗ «Об исполнительном производстве»

        Исполнительное производство — действия специализированного государственного органа, при помощи которых принудительно исполняются вступившие в законную силу исполнительные документы. Другими словами, исполнительное производство — отдельный этап гражданского процесса. Он активизируется только в том случае, если решения суда, которые вступили в законную силу, не исполняются в добровольном порядке.

        В Российской Федерации подобной деятельностью занимается Федеральная служба судебных приставов. Работу по принудительному исполнению решений судов и уполномоченных органов выполняют исполнители судебных приставов. Документы — это основания для возбуждения производства и взыскания денежных средств с доходов.

        В ходе производства и на основании 5 статьи ФЗ выделяются две стороны — должник и взыскатель. Как только пристав получает на руки документ, он возбуждает исполнительное производство. Приказ о возбуждении дела направляется должнику. В течении оговоренного в документе срока он должен удовлетворить требованиям взыскателя. Если требования не будут удовлетворены в добровольном порядке в установленные сроки, пристав-исполнитель примет необходимые меры для принудительного взыскания.

        Обратите внимание: принудительное взыскание с доходов облагается сбором в размере 7 процентов от суммы требований, которые прописаны в документе.

        Федеральный закон «Об исполнительном производстве» позволяет контролировать процесс добровольного и принудительного взыскания. Наиболее примечательна статья 101, юридические действия которой описаны ниже.

        Статья 101 «Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание» с изменениями

        Исходя из названия становится понятно, что статья 101 перечисляет виды доходов, суммы которых не подлежат принудительному взысканию.

        Таковыми являются:

        • Доходы в виде компенсаций, которые были выплачены гражданину с целью возмещения причиненного вреда здоровью;
        • Доходы в виде компенсаций, которые выплачиваются по причине смерти кормильца;
        • Денежные средства, которые выплачиваются лицам с полученными травмами и другими ранениями в ходе исполнения служебных обязанностей. К этому относится и выплата, предназначенная для семьи погибшего. Пункт статьи при последней редакции был изменен;
        • Компенсационные выплаты, полученные из-за нетрудоспособности граждан;
        • Компенсационные выплаты, выплачиваемые пострадавшим людям от техногенных и радиационных аварий;
        • Ежегодные и ежемесячные доходы, перечисляемые отдельным группам лиц на основании статьи. Например: компенсация на приобретение лекарств, оплата за проезд на общественном транспорте и другое;
        • Денежные средства, полученные в виде алиментов или другие суммы, которые были выплачены на содержание несовершеннолетнего ребенка/детей в ходе розыска их родителей;
        • Компенсационные выплаты по оплате труда в виде фиксированной ставки, установленные законодательством РФ;
        • Доходы по обязательному социальному страхованию, перечисленные в статье. Страховые пенсии по инвалидности, по старости, а также накопительная пенсия удерживаются в ходе исполнительного производства;
        • Пенсии по статье, перечисляемые по случаю потери кормильца. Подобные денежные средства формируются за счет источников финансирования федерального бюджета;
        • Доход и компенсационная выплата гражданам, имеющим детей;
        • Денежные средства в виде семейного/материнского капитала, предусмотренные ФЗ №256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;
        • Сумма в виде одного платежа, перечисленная с целью обеспечения материальной помощи;
        • Сумма частичной или полной компенсации цены туристических путевок. Исключением являются путевки, переданные работодателями собственным сотрудникам и членам их семьи.
        • Размер дохода, предназначенный для проезда к месту лечения и обратно. Компенсация предусматривается Федеральным законом и настоящей статьей;
        • Пособие на погребение (социальная выплата);
        • Комментарии к статье 101 ФЗ-229

          Ст 101 ФЗ «Об исполнительном производстве» с комментариями подробно разъясняет положения. Взыскивать денежные средства с доходов должника можно только на основании выданных судебному приставу документов. Существуют разные виды исполнительных документов. Они перечислены в статье 112 ФЗ-229.

          В случае утраты оригинала исполнительного документа основанием для исполнения становится его дубликат. Он выдается в установленном судом порядке или должностным лицом.

          Комментируемая статья 101 ФЗ-229 описывает доходы для взыскания денежных средств. Она была создана с целью разделения видов доходов, с которых должны взыскиваться денежные средства. Они распределены на категории. Для правильного взыскания одной статьи недостаточно. Необходимо обратиться к дополнительным нормативным актам. Они конкретизируют и расшифровывают положения текущей статьи.

          Таковым может стать постановление Правительства «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей». Постановление было принято в 1996 году. Ему присвоен номер 841. Приказ был создан с целью разъяснения указанного перечня доходов. Письмо государственной налоговой службы России под номером Ку-6-19/559 — отличный пример разъяснения. В нем конкретизируется размер денежной суммы для удержания алиментов на содержание несовершеннолетних детей. Общий размер приравнивается к оплачиваемому питанию. Исключением является лечебно-профилактическое питание. Оно выдается в соответствии с законодательством о труде.

          Перечень категорий доходов велик. Несмотря на это, в ежедневной практике встречаются такие виды прибыли, которые вызывают вопросы.

          Тем не менее, статья в новой редакции «Об исполнительном производстве» изменила список доходов, к которым взыскивать денежные средства по производству запрещается. Подобный подход к запрету подтверждается и Верховным Судом Российской Федерации. Теперь появилась норма, согласно которой денежные средства могут быть взысканы по алиментам в отношении несовершеннолетних детей.

          Узнать больше о другой статье закона — ст 21 ФЗ об исполнительном производстве можно тут:

          Скачать ФЗ «Об исполнительном производстве»

          Как уже было отмечено выше, настоящий Федеральный закон «Об исполнительном производстве» определяет порядок и условия принудительного исполнения судебных решений, исполнительных документов. В соответствии с действующим законодательством и на основании статьи, исполнительное производство может быть возбуждено в отношении:

        • иностранных государств;
        • физических лиц;
        • юридических лиц;
        • субъектов Российской Федерации.

        Чтобы скачать закон и проанализировать статью 101 с изменениями и дополнениями, перейдите по ссылке.

        210fz.ru

        Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации»

        Комментарии Российской Газеты

        Принят Государственной Думой 17 июня 2016 года

        Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года

        Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2007, N 27, ст. 3213; 2014, N 26, ст. 3377; 2015, N 1, ст. 52; N 10, ст. 1412) следующие изменения:

        1) в пункте 3 статьи 272 слова «ненадлежащего использования (статья 286)» заменить словами «неиспользования по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации»;

        2) статью 284 изложить в следующей редакции:

        «Статья 284. Изъятие земельного участка, который не используется по целевому назначению

        Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.»;

        3) статью 285 изложить в следующей редакции:

        «Статья 285. Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства Российской Федерации

        Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в частности, если участок используется не по целевому назначению или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде.»;

        4) наименование статьи 286 изложить в следующей редакции:

        «Статья 286. Порядок изъятия земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации»;

        5) в статье 449 1 :

        а) пункт 1 после слов «исполнительного производства» дополнить словами «, а также в иных случаях, установленных законом»;

        б) пункт 2 дополнить словами «, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом»;

        в) абзац первый пункта 4 дополнить словами «, либо в случае, если организатором публичных торгов выступает орган государственной власти или орган местного самоуправления, на сайте соответствующего органа».

        Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 10, ст. 763; N 30, ст. 3122; 2006, N 23, ст. 2380; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 21, ст. 2455; N 26, ст. 3075; 2008, N 30, ст. 3597, 3616; 2009, N 30, ст. 3735; 2011, N 30, ст. 4590; N 50, ст. 7366; 2013, N 23, ст. 2881; N 27, ст. 3440, 3477; N 52, ст. 7011; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4235; N 43, ст. 5799; 2015, N 1, ст. 52; N 10, ст. 1418; N 41, ст. 5631; N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 80; N 18, ст. 2495; N 22, ст. 3097) следующие изменения:

        1) пункт 7 статьи 27 изложить в следующей редакции:

        «7. Пункт 6 настоящей статьи не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.»;

        2) в подпункте 13 пункта 2 статьи 39 30 слова «ненадлежащего использования земельного участка» заменить словами «неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации»;

        3) в подпункте 1 пункта 2 статьи 45:

        а) в абзаце первом слова «при ненадлежащем использовании земельного участка» заменить словами «при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации»;

        б) абзац второй изложить в следующей редакции:

        «использовании земельного участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде;»;

        в) абзац шестой после слов «освоения участка,» дополнить словами «за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»,»;

        а) наименование изложить в следующей редакции:

        «Статья 54. Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации»;

        б) в пункте 1 слова «ненадлежащего использования земельного участка» заменить словами «административного правонарушения, связанного с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации,»;

        в) в пункте 2 слова «ненадлежащего использования земельного участка» заменить словами «административного правонарушения, связанного с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или его использованием с нарушением законодательства Российской Федерации»;

        г) в пункте 9 слова «ненадлежащего использования земельного участка» заменить словами «неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации»;

        5) в подпункте 2 пункта 9 статьи 71 слова «ненадлежащим использованием» заменить словами «неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации»;

        6) в статье 71 1 :

        а) пункт 6 дополнить подпунктом 5 следующего содержания:

        «5) предусмотренных пунктом 16 статьи 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».»;

        б) пункт 8 после слов «местного самоуправления» дополнить словами «, юридических лиц по основанию, указанному в подпункте 5 пункта 6 настоящей статьи,»;

        7) статью 78 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

        «4. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.».

        Внести в пункт 2 статьи 3 1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4148; 2006, N 17, ст. 1782; 2008, N 30, ст. 3597; 2009, N 19, ст. 2281; 2010, N 30, ст. 3999; 2014, N 26, ст. 3377; 2016, N 22, ст. 3097) следующие изменения:

        1) дополнить новым абзацем четвертым следующего содержания:

        «земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве;»;

        2) абзац четвертый считать абзацем пятым.

        Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2005, N 10, ст. 762; 2007, N 26, ст. 3089; 2010, N 1, ст. 1; 2011, N 1, ст. 47; 2014, N 6, ст. 557; N 42, ст. 5615; 2015, N 10, ст. 1416) следующие изменения:

        а) часть 1 после слов «частями 2» дополнить цифрами «, 2 1 «;

        б) в абзаце первом части 2 слова «Федеральным законом, -» заменить словами «Федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 2 1 настоящей статьи, -«;

        в) дополнить частью 2 1 следующего содержания:

        «2 1 . Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности, если такой земельный участок приобретен по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) если в отношении земельного участка у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации в течение срока, указанного в пункте 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», —

        влечет наложение административного штрафа на граждан и индивидуальных предпринимателей в размере от 0,1 до 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двух тысяч рублей; на юридических лиц — от 1 до 6 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.»;

        2) в части 1 статьи 23.15 слова «частью 2» заменить словами «частями 2 и 2 1 «.

        Внести в Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3018; 2003, N 28, ст. 2882; 2004, N 41, ст. 3993; 2005, N 30, ст. 3098; 2009, N 19, ст. 2283; 2011, N 1, ст. 47; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 23, ст. 2866; N 49, ст. 6328; N 52, ст. 7011; 2014, N 26, ст. 3377) следующие изменения:

        1) абзац второй пункта 1 статьи 1 изложить в следующей редакции:

        «Действие настоящего Федерального закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.»;

        2) статью 6 изложить в следующей редакции:

        «Статья 6. Принудительное изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения при неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации и особенности приобретения прав на такие земельные участки

        1. Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

        2. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, а также земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде. Критерии существенного снижения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение размера причиненного вреда окружающей среде осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

        3. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд c момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

        4. В срок, указанный в пункте 3 настоящей статьи, не включается срок, в течение которого земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения включается в срок, указанный в пункте 3 настоящей статьи.

        5. Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, может осуществляться при условии неустранения указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи нарушений после назначения административного наказания.

        6. В случае неустранения правонарушений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предписанием, уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора, вынесший предписание:

        1) направляет материалы, подтверждающие неустранение правонарушений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

        2) подает в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявление о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок или обременения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

        7. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления материалов, указанных в пункте 6 настоящей статьи, обращается в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

        8. В течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении такого земельного участка обеспечивает при необходимости проведение кадастровых работ и устанавливает вид разрешенного использования (при его отсутствии) земельного участка, а также проводит публичные торги по его продаже в порядке, установленном земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

        9. Юридические лица, учредителем (участником) которых является собственник земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которого принято решение об изъятии такого земельного участка, члены семьи собственника такого земельного участка, организации, на которые возложена оценка такого земельного участка, работники указанных организаций, должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, чье участие в торгах может оказать влияние на условия и результаты торгов, члены семей соответствующих физических лиц, не могут участвовать в публичных торгах, в том числе посредством публичного предложения, по продаже такого земельного участка. Сделки, совершенные с нарушением данного правила, являются недействительными.

        10. Начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», или кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении публичных торгов. Способ определения начальной цены изъятого земельного участка на публичных торгах указывается в решении суда об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

        11. В случае, если по результатам обследований, предусмотренных Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», установлено, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения находится в состоянии, непригодном для ведения сельского хозяйства в связи с необходимостью проведения культуртехнической мелиорации, начальная цена такого земельного участка уменьшается на величину расходов, связанных с необходимостью проведения работ по культуртехнической мелиорации в отношении такого земельного участка, но не более чем на 20 процентов.

        12. Порядок определения стоимости работ по культуртехнической мелиорации, необходимых для приведения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в состояние, пригодное для ведения сельского хозяйства, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.

        13. Если публичные торги по продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения признаны несостоявшимися, не позднее чем через два месяца после первых публичных торгов проводятся повторные публичные торги. Начальная цена земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на повторных публичных торгах снижается на 20 процентов от начальной цены такого земельного участка на публичных торгах, признанных несостоявшимися.

        14. В случае, если повторные торги по продаже земельного участка признаны несостоявшимися, такой земельный участок подлежит продаже посредством публичного предложения. Начальная цена продажи земельного участка посредством публичного предложения устанавливается в размере начальной цены повторных торгов. Цена продажи такого земельного участка не может быть ниже 50 процентов от начальной цены повторных торгов. Если земельный участок не продан на торгах посредством публичного предложения, в течение одного месяца со дня признания данных торгов несостоявшимися такой земельный участок может быть приобретен в муниципальную собственность поселения или городского округа, на территории которого он расположен, по минимальной цене торгов в форме публичного предложения. При этом, если такой земельный участок не приобретен в муниципальную собственность в указанный срок, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение одного месяца с даты истечения срока, в течение которого земельный участок может быть приобретен в муниципальную собственность, обязан приобрести такой земельный участок в государственную собственность по минимальной цене торгов в форме публичного предложения.

        15. Средства, вырученные от продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с публичных торгов либо приобретения такого земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов, в том числе расходов на проведение кадастровых работ, работ по оценке рыночной стоимости такого земельного участка и обследования его в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

        16. В случае приобретения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) земельного участка, в отношении которого у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании в течение трех и более лет по целевому назначению для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, собственник такого земельного участка обязан начать его использование по целевому назначению в течение года с момента возникновения права собственности на такой земельный участок. Уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора по истечении одного года с момента возникновения у собственника права собственности на такой земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения проводит государственный земельный надзор за соблюдением требований по использованию такого земельного участка по целевому назначению.

        17. Гражданин или юридическое лицо, которые приобрели право собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) на земельный участок, в отношении которого имеются сведения о его неиспользовании в течение трех и более лет по целевому назначению для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, и не приступили к использованию такого земельного участка по целевому назначению в течение года с момента возникновения права собственности на него, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

        18. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязан ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, сообщать в уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора (в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется настоящим Федеральным законом) сведения о государственной регистрации перехода прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которых в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о результатах проведения государственного земельного надзора, указывающие на неиспользование такого земельного участка по целевому назначению или использование с нарушением законодательства Российской Федерации. Сведения о государственной регистрации перехода прав на такие земельные участки представляются в электронной форме.

        19. Формат представляемых в уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора сведений, указанных в пункте 18 настоящей статьи, форма, в которой представляются указанные сведения, утверждаются уполномоченным органом исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора и органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

        20. Порядок представления сведений, указанных в пункте 18 настоящей статьи, устанавливается соглашением между уполномоченным органом исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора и органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

        21. Сведения о государственной регистрации перехода права, указанные в пункте 18 настоящей статьи, представляются в уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора бесплатно.

        22. Особенности принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка, а также изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для государственных или муниципальных нужд в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 7 июня 2013 года N 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливаются указанным Федеральным законом.»;

        3) статью 10 дополнить пунктом 8 следующего содержания:

        «8. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.

        В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39 18 Земельного кодекса Российской Федерации.».

        Пункт 2 статьи 15 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2014, N 42, ст. 5615; 2015, N 45, ст. 6207) дополнить словами «, а также проверки соблюдения требований земельного законодательства в случаях надлежащего уведомления собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков».

        Внести в Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344; 2016, N 18, ст. 2484, 2495; N 23, ст. 3296) следующие изменения:

        1) дополнить статьей 36 1 следующего содержания:

        «Статья 36 1 . Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или обременения такого земельного участка до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации

        1. Запись о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или обременения такого земельного участка до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации в отношении зарегистрированного права на такой земельный участок вносится в Единый государственный реестр недвижимости на основании заявления уполномоченного исполнительного органа государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора, а также материалов, подтверждающих неустранение правонарушений, связанных с неиспользованием такого земельного участка по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации, в срок не более пяти рабочих дней со дня приема органом регистрации прав соответствующего заявления.

        2. Запись в Едином государственном реестре недвижимости о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или обременения такого земельного участка до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации погашается на основании обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и судебного акта об отказе в удовлетворении требования органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об изъятии такого земельного участка в связи с его неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации, либо одновременно с государственной регистрацией перехода права собственности лица, приобретшего такой земельный участок по результатам публичных торгов, либо одновременно с государственной регистрацией права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такой земельный участок.

        3. Запись в Едином государственном реестре недвижимости о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или обременения такого земельного участка до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации также погашается без заявления его правообладателя на основании заявления любого заинтересованного лица и вступившего в законную силу судебного акта о погашении этой записи.

        4. Наличие указанной в настоящей статье записи в Едином государственном реестре недвижимости является основанием для возврата без рассмотрения заявления, представленного собственником земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или его законным представителем на государственную регистрацию перехода, прекращения, ограничения права на соответствующий земельный участок или обременения соответствующего земельного участка. Орган регистрации прав обязан уведомить в письменной форме заявителя о возврате указанного заявления без рассмотрения с указанием причины возврата в течение пяти рабочих дней со дня принятия указанного заявления.»;

        2) главу 6 дополнить статьей 60 1 следующего содержания:

        «Статья 60 1 . Особенности государственной регистрации прав на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации

        1. Государственная регистрация возникновения, прекращения или перехода прав на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которого судом принято решение об изъятии и о продаже с публичных торгов в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», осуществляется на основании заявления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или лица, которое приобрело такой земельный участок по результатам публичных торгов по его продаже.

        2. Основанием для государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, изъятый в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации, является договор купли-продажи такого земельного участка, а также вступившее в законную силу решение суда о его изъятии.

        3. Отсутствие государственной регистрации прав на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, изъятый в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации, не является препятствием для осуществления государственной регистрации возникновения, перехода прав на такой земельный участок. При этом положения части 3 статьи 69 настоящего Федерального закона не применяются.

        4. С заявлением о государственном кадастровом учете от имени лиц, права на земельный участок которых подлежат прекращению в соответствии с решением суда о его изъятии, вправе обратиться орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.».

        1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

        2. Абзацы восьмой — десятый, двадцать второй — двадцать пятый пункта 2 статьи 5 и статья 7 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2017 года.

        rg.ru