Вопрос о оплате за вредность

Вопрос: я работаю в компании по перевалке угля. нам почти 2 года не платили деньги за вредность, оплату за вредность будут производить 2 месяца перед ликвидацией компании 4% от з/п, можно ли написать заявление на перерасчёт за 2 года, они обязаны выплатить деньги за два года (по вредности)? И ещё нас не сокращают, а увольняют по соглашению сторон, обещают выплатить сумму 64 000 рублей при заработной плате по окладно премиальной системе оплаты труда в среднем 30 000 рублей, на сколько правомерно всё это и правильно ли производятся все расчёты?

Ответы юристов (1)

В соответствии со ст. 147 ТК РФ Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. N 870
«Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда»

установлено, что работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации

:сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации;

ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск — не менее 7 календарных дней;

повышение оплаты труда — не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

То есть, Вы имеете право на получение всех вышеуказанных компенсаций, в том числе повышение оплаты труда.

Разъяснения о порядке предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда, в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. № 870 содержат следующие пояснения:

Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, по результатам проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда должны предоставляться компенсации не ниже установленных в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. № 870).

До реализации поручения, указанного в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 870, работодатель, руководствуясь статьями 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации, может самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливать повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры предоставления соответствующих компенсаций устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

Для установления соответствующего размера компенсации работодатель может использовать Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22, Инструкцию о порядке применения Списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденную постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 № 273/П-20, Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труд, утвержденное постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 03.10.1986 № 387/22-78, и иные действующие нормативные правовые акты, устанавливающие соответствующие размеры компенсаций, в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации.

То есть, работодатель обязан соблюдать вышеуказанные нормы законодательства.

Если работодатель не выплатит Вам компенсацию за весь срок работы, То Вам следует подавать жалобу в ТРудовую инспекцию и исковое заявление о взыскании положенных выплат.

Смогу оказать услугу по составлению жалобы и иска, а также проконсультировать по успешному решению вопроса.

С уважением Ф. Тамара

Предприятие не будет производить выплаты за срок пока рабочее место проходило аттестацию. Выплаты будут производится с момента аттестации рабочего места. Так нам пояснил руководитель, законно ли это? И почему аттестацию рабочего места проводили так долго, 2 года.?

09 Декабря 2012, 02:53

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Дополнительный отпуск за вредные условия труда

Кому положен дополнительный отпуск

Согласно ст. 117 ТК РФ , сотрудникам, работающим во вредных или опасных условиях труда, полагается ежегодный дополнительный оплачиваемый отдых. Его минимальная продолжительность составляет 7 календарных дней в год.

Начиная с 2014 года, он не предоставляется сотрудникам, рабочие условия которых относятся к 1-й степени. Согласно этому правилу, на дополнительные дни отпуска за вредные условия труда могут рассчитывать работники, условия труда которых признаны вредными или опасными (2, 3 или 4 степени).

Вредность/опасность условий труда устанавливается по результатам спецоценки или по результатам проведенной до 01.01.2014 аттестации рабочих мест.

Перечень профессий, причисленных к вредным, утвержден постановлением № 298/П-22 от 25.10.1974 Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС.

Оформление дополнительного отдыха

Доп отпуск за вредные условия труда предоставляется работнику после получения работодателем соответствующего заявления.

При желании работника, он может совмещаться с основным отдыхом. Предоставляя его, работодатель подписывает приказ. Для его оформления можно воспользоваться унифицированной формой Т-6.

Длительность отдыха

Длительность дополнительного отдыха “за вредность”, согласно ст. 117 ТК РФ , должна составлять не менее 7 дней.

Если предприятие установило его размер в большем размере, то сотрудник вправе вместо отдыха попросить денежную компенсацию, но только на ту часть, которая превышает 7 дней.

Расчет дополнительного отпуска за вредные условия труда

Теперь рассмотрим, как рассчитать дополнительный отпуск за вредность.

Он полагается лишь за дни, которые работник трудился на производстве, представляющим потенциальную опасность для его здоровья. Указание на это имеется в ст. 121 ТК РФ .

Для граждан, чья часть рабочего дня проходит в опасных условиях, а часть в тех, которые здоровью вреда не доставляют, правило следующее: чтобы время, проведенное на вредном производстве было засчитано, отработать в нужно не менее половины рабочего времени.

Если сотрудник отсутствовал на работе без уважительной причины, был отстранен от труда по своей собственной вине или находился в отпуске по уходу за ребенком, такие дни будут не засчитаны в отпускной стаж за вредность производства.

Но если он отсутствовал на работе по уважительной причине, то его стаж в целях определения длительности отдыха за вредность труда не прерывается.

Для расчета нужно суммировать дни, проработанные на вредном производстве и определить количество полностью отработанных во вредных условиях месяцев. Это можно сделать по формуле:

Котр.м = Днотр / (Кдн в году / 12),

Котр.м — количество полных месяцев, которые специалист проработал на опасном для здоровья производстве;

Днотр — количество дней, в течение которых специалист выполнял вредную работу;

Кдн в году — количество рабочих дней в расчетном году.

Если в результате получится 11 месяцев, то специалист должен получить отдых как за полностью отработанный год.

Далее определяется непосредственно продолжительность отпуска за вредность по формуле:

Прот = Котр.м × Днза год / 12 – Дисп,

Прот — длительность отпуска;

Днза год — количество дней доп. отдыха в год, которые предприятие в силу положений трудового (коллективного) договора предоставляет за вредность;

Дисп — дни доп. отдыха, которые сотрудник уже использовал.

Замена дополнительного отпуска материальной компенсацией

Дополнительный отдых, предоставляемый гражданам, трудящимся на опасном производстве, может быть заменен денежной компенсацией лишь в, отмеченном ч. 4 ст. 117 ТК РФ . Согласно ей, на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника, оформленного в виде доп соглашения к контракту, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, превышающая 7 дней, может быть заменена денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые определены отраслевым (меж­отраслевым) соглашением и коллективными договорами.

Лишение дополнительного отпуска

Причиной, по которой работнику могут отказать в предоставлении доп.отпуска “за вредность”, может быть отсутствие на производстве таких условий. Заключение о вредности условий принимают раз в пять лет при проведении специальной аттестации.

clubtk.ru

Категории вредности на производстве по ТК РФ

Охрана труда на производстве – это важная часть трудового процесса, без которой корпорация не может правильно выстроить рабочий процесс. Существует несколько категорий вредных условий трудового процесса, которые учитывают факторы окружающей среды и нормативы рабочих мест сотрудников.

Определение опасного и вредного производственного фактора

Существует такое понятие, как опасный производственный фактор – это сочетание условий труда, при которых сотруднику грозит урон собственному здоровью и даже жизни. Вредный производственный фактор труда — это такие классы рабочего процесса, которые не соответствуют нормативам гигиены и охраны труда, могут нанести значительный вред здоровью сотрудника при длительном контакте или сменном графике работы.

Классификация условий труда по степени вредности

Согласно трудовому кодексу и категориям вредности труда существует несколько классов, согласно которым осуществляется подразделение согласно списку:

  • Нормальные условия рабочего процесса на предприятии, согласно сетке и классу вредности.
  • Допустимый класс по вредным условиям.
  • Вредные условия, согласно определенной сетке подразделения. В свою очередь данная категория подразделяется еще на несколько классов.
  • Крайне опасные, согласно вредности труда.
  • Понятие оптимальные условия (1 класс)

    Согласно трудовому кодексу РФ, к оптимальным условиям в корпорации относятся такие факторы, которые не могут изменить параметры микроклимата на производстве и повлиять на параметры здоровья человека. Профессии, которые находятся в данном списке, подойдут беременным и несовершеннолетним, так как являются весьма пригодными для работы и не несут ущерб здоровью человека.

    Какие допустимые условия труда на производстве (2 класс)

    Перечень условий 2 класса описывается трудовым кодексом, как вполне безопасный при кратковременном воздействии на организм. Однако, если не ограничивать воздействие, вполне вероятно, что вредные производственные факторы влияют на организм и приносят нарушения систем и органов. На практике, встречается у предприятий, в которых рабочий процесс чередуется с регламентированным отдыхом, согласно законодательству.

    Что включает в себя понятие вредные условия труда? (3 класс)

    Данный класс по списку вредности, включает в себя нарушения в гигиене труда, а также изменение нормативов, согласно охране труда. При длительном воздействии данных факторов, человек ощущает существенное влияние на себе производственных процессов, а также выхлопов. Также данная категория способна косвенно влиять на потомство сотрудников. Данный класс включает в себя несколько степеней, которые крайне различны между собой.

    Степени вредности производстве

    Согласно существующим категориям, различают:

    • 1 класс, который включает функциональные изменения и нарушения различных органов и систем. При кратковременном воздействии данных факторов, организм человека способен быстро восстанавливаться до прежнего состояния.
    • 2 класс включает в себя появление так называемых профессиональных заболеваний, которые поражают уязвимые органы при непосредственном влиянии на них.
    • 3 категория несет за собой не только функциональные изменения, но и патологии, которые возникают при длительном контакте с опасными факторами.
    • 4 категория характеризуется частичной утратой трудоспособности и наличием тяжелых форм хронических заболеваний, которые были заработаны вследствие работы на данном предприятии.
    • 1 сетка вредности на производстве

      Сетка вредных факторов представлена следующим списком профессий:

    • Машинисты грузовых и легковых автомобильных средств, которые задействованы в производственном процессе.
    • Работницы текстильного производства.
    • Сотрудники, которые задействованы в машинном процессе и работники автомобильного производства.
    • Водители маршрутного такси, а также общественного транспорта.
    • Вредность на производстве — 2 сетка

      Представлены в списке работники следующих профессий:

    • Работники атомной промышленности.
    • Сотрудники горнодобывающего предприятия.
    • Работники, причастные к электрооборудованию.
    • Металлургическая промышленность.

    3 степень вредности

    Если отмечать 3 степень вредности, то она включает в себя не только существенные изменения в организме конкретного работника, но и возникновение патологий, вылечить которые, увы, не удастся. Работа, которая входит в данный спектр, может лишить человека трудоспособности на длительный срок.

    4 степень вредности условий труда на производстве

    Исходя из исчерпывающей информации в ТК РФ, можно отметить, что данная степень приносит необратимые изменения в организме человека. При длительном воздействии данных факторов производства, возможно наличие инвалидности у сотрудника. При этом работнику полагается ранний выход на пенсию и соответствующие льготы.

    Закон об отмене вредности на производстве — поправки к ТК РФ

    Согласно внесенным изменениям, в законе про классы опасных факторов на предприятии, правительство приняло решение сократить список профессий, которые дают право на досрочное освобождение от трудового процесса. Данная мера поможет снизить определенную нагрузку на бюджет и экономическую ситуацию в стране в период кризиса.

    classomsk.com

    Выплаты «за вредность»

    Автор: Сергей Кукуев

    Кукуев Сергей Юрьевич, практикующий юрист

    Подобная гарантия закреплена в ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), которая устанавливает, что оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.

    Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

    Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учётом мнения представительного органа работников.

    Следует отметить, что вредные условия на конкретном рабочем месте для конкретного работника определяются по результатам проведения специальной оценки условий труда (ранее — аттестации). В результате проведения специальной оценки условий труда рабочему месту присваивается соответствующий класс вредности и (или) опасности: 1-й — оптимальный, 2-й —допустимый, 3-й — вредный или 4-й — опасный.

    В соответствии с присвоенным классом работодатель определяет: необходимость выплаты повышенной заработной платы, размер повышенной заработной платы в случае отнесения условий труда на рабочем месте к вредным.

    Посскольку работодатели не всегда готовы нести дополнительные затраты на выплату заработной платы, они всячески стараются уменьшить класс вредности на конкретном рабочем месте.

    Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», работник должен быть ознакомлен с результатами оценки условий труда его рабочего места. Кроме того, работник вправе не согласиться с результатами проведённой работодателем оценки, обжаловав её результаты в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также — в суде.

    Зачастую основной причиной несогласия работников с результатами специальной оценки является её последствие — получение заработной платы без учёта действительной степени вредности, то есть без причитающейся работнику доплаты.

    Следует подробно рассмотреть споры между работником и работодателем, причиной которых явились невыплата работодателем повышенной заработной платы работникам, занятым на работе с вредными и (или) опасными условиями труда.

    Одним из таких споров является гражданское дело № 33-12292/2014, рассмотренное Свердловским городским судом 16 сентября 2014 г.

    Из материалов дела следует, что работник обратился в суд с иском с требованием признать за ним право на оплату труда на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в повышенном размере, признать за ним право на установление сокращённой продолжительности рабочего времени — не более 36 часов в неделю.

    Причиной подачи подобного иска послужило наличие занимаемой им должности в Списк е производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, утверждённом Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22. Также работник утверждал, что результаты аттестации, проводимой на его рабочем месте, устарели, в связи с чем у работодателя нет достаточных оснований отнесения его должности ко 2-му (второму) классу вредности — допустимому, который не предусматривает выплату повышенной заработной платы и сокращённой рабочей недели.

    Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований работника. Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, также отказал в удовлетворении апелляционной жалобы работника. Причинами отказа в удовлетворении требований работника послужили: 1) пропуск работником предусмотренного ст. 392 ТК РФ срока для обращения в суд для защиты своих нарушенных прав, 2) недоказанность работником утверждений о наличии вредных условий труда на его рабочем месте.

    Следует более детально разобрать причины отказа. Пропуск срока для обращения в суд за защитой своих нарушенных прав не является пресекательным, ограничивающим работника в праве на иск, то есть в праве на защиту своих нарушенных прав в судебном порядке. В случае установленного ст. 392 ТК РФ трёхмесячного срока суды рассматривают дело по существу, но в случае отказа в удовлетворении исковых требований вправе сослаться на пропуск работником указанного срока. Данное правило является общим для всех трудовых споров.

    Другое основание для отказа в удовлетворении требований работника представляется как наиболее весомое, послужившее в качестве действительной причины отказа в удовлетворении требований работника.

    Работник ссылался, что занят на вредных условиях труда, так как его должность включена в Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, утверждённый Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22, а также на то, что результаты проводимой в организации аттестации устарели.

    Сам факт отнесения должности работника к так называемой «списочной» не является основанием для присвоения его рабочему месту категории вредности. Единственным основанием для присвоения класса вредности является специальная оценка условий труда (ранее — аттестация рабочего места). Обстоятельство утраты действия предыдущих результатов аттестации рабочего место не может являться поводом для присвоения рабочему месту повышенного класса вредности, позволяющего работнику получать повышенную заработную плату. В то же время подобным доказательством в рамках анализируемого спора могло бы стать заключение эксперта, которым была бы определена классность рабочего места. В связи с тем, что ни одна из сторон не обжаловала результаты аттестации, а также не были заявлены ходатайства о проведении соответствующей экспертизы, установить наличие вредности на рабочем месте иным способом невозможно. В этой связи решение суда представляется верным.

    Ещё одним интересным делом является гражданское дело № 33-44606, рассмотренное Московским городским судом 12 ноября 2014 года.

    Из материалов дела следует, что прокурором было подано исковое заявление в защиту интереса неопределённого круга лиц, условия труда которых, по мнению прокурора, являются вредными, в связи с чем работникам положена сокращённая рабочая неделя и выплаты повышенной заработной платы.

    Причиной подачи подобного искового заявления послужили результаты проводимой у работодателя аттестации рабочих мест, согласно которой на рабочих местах обозначенных работников был присвоен класс условий труда 3.1, 3.2 (вредные).

    Суд первой инстанции согласился с доводами прокурора и удовлетворил его требования в полном объёме.

    Суд апелляционной инстанции, не согласившись с решением нижестоящего суда, отменил указанное решение, отказав прокурору в удовлетворении его иска в полном объёме.

    В качестве мотивов для отмены решения суд вышестоящей инстанции указал, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, а именно положения Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», которыми установлены правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда, а также внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, устанавливающие размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

    Согласно указанным нормативным правовым актам, результаты аттестации, произведённой до даты вступления закона о специальной оценке условий труда, применимы в течение пяти лет, за исключением ряда изъятий.

    Суд первой инстанции ошибочно пришёл к выводу о том, что при установлении до дня вступления в силу указанных выше федеральных законов по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда 3-го класса любой степени вредности работник имеет право на получение компенсаций в размерах, не ниже ранее установленных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870.

    В настоящем же споре условия труда на указанных в исковом заявлении прокурора рабочих местах отнесены к вредным условиям труда 1-й и 2-й степени (подклассы 3.1 и 3.2), то есть не предоставляющим льгот в виде компенсации и сокращённой продолжительности рабочего времени.

    Таким образом, судом была проведена неправильная квалификация обстоятельств дела, неверно определены номы закона, которыми следовало руководствоваться суду при вынесении решения по делу.

    Анализ данного дела позволяет сделать вывод о том, что для выплаты дополнительной заработной платы работникам на вредных и опасных условиях труда необходимо присвоение рабочему месту определённой категории вредности, предоставляющей возможность для начисления соответствующей повышенной выплаты.

    В этой связи единственным условием начисления дополнительной повышенной заработной платы является присвоение рабочему месту 3-го или 4-го класса вредности по результатам специальной оценки условий труда (ранее — аттестации).

    Следует проанализировать ещё одно гражданское дело № 33-3733-2014, рассмотренное Мурманским областным судом 26 ноября 2014 г. Данное дело является образцовым, так как в результате рассмотрения иска работника о взыскании с работодателя выплаты за работу во вредных и опасных условиях труда суд удовлетворил требования работника.

    Как и в аналогичных делах, по результатам проведённой у работодателя аттестации рабочих мест рабочему месту истца был присвоен 3-й (третий) класс вредности, который предоставлял работнику право на выплату повышенной заработной платы, а также на сокращённую рабочую неделю в 36 часов.

    Работодатель не реализовал свою обязанность по выплате повышенной заработной плате и сокращению рабочей недели.

    Суд первой и апелляционной инстанций удовлетворил требования работника, взыскав с работодателя невыплаченную заработную плату.

    Подводя итог, следует отметить, что вредные и (или) опасные условия труда — правовая категория, определяемая не работником и работодателем, а независимой и профессиональной организацией, имеющей соответствующую аккредитацию. Подробный перечень требований к организации, уполномоченной проводить специальную оценку условий труда, определён в ст. 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

    В зависимости от присвоенного уполномоченной организацией класса вредности работодателем разрешается вопрос о выплате повышенной заработной платы и предоставлении сокращённой рабочей недели.

    По спорам между работниками и работодателями решающую роль при вынесении решения будут иметь результаты проведённой у работодателя специальной оценки условий труда или действующие до 31 декабря 2018 года результаты аттестации. Иными доводами суд, как показал анализ практики, не отдаёт должного внимания.

    Единственным аргументом сторон в процессе доказывания может послужить ссылка на результаты экспертизы.

    В конце следует отметить, что, помимо судебных способов защиты по данной категории дел, работники вправе прибегнуть и к административным методам. С 2015 года в действие вступила ст. 5.27.1. Кодекса об административных правонарушениях, устанавливающая повышенные штрафы для юридических лиц, несвоевременно осуществивших проведение специальной оценки условий труда.

    В целом, следует отметить, что, ввиду усиления с 2015 года административной ответственности организаций за нарушение правил охраны труда работников, работодатели всячески будут избегать споров по анализируемой в настоящей статье категории дел.

    Список, используемых материалов

    Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ

    Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

    Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»

    Постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда.

    Апелляционное определение Свердловского городского суда по делу № 33-12292/2014 от 16 сентября 2014 г.

    Апелляционное определение Московского городского суда по делу № 33-44606 от 12 ноября 2014 года.

    Апелляционное определение Мурманского областного суда по делу № 33-3733-2014 от 26 ноября 2014 г

    www.top-personal.ru

    Изменение категории вредности условий труда

    Работая седьмой год врачом-психиатром Московском Психологическом Интернате, всё это время получала надбавку к зарплате 25% и дополнительный оплачиваемый отпуск в размере 35 дней за работу в вредных условиях труда.

    1 Августа 2015 года работодатель вынуждает подписать дополнительное соглашение к трудовому договору, где обозначен класс труда по вредности 1 категории (подкласс 3.1).

    К подписанию такого же соглашения вынуждают весь медперсонал учреждения включая врачей и младший медперсонал, ссылаясь на проведённую администрацией в 2013 аттестацию рабочих, о чём не было показано никаких подтверждающих документов по проведённой аттестации.

    Согласно ФЗ426 СОУТ произведено не было.

    Противоречит ли присвоение данной категории вредности статье 22 Закона о психиатрической помощи?

    Имеет ли администрация урезать надбавки за вредность работы психиатром и дополнительных отпусков?

    Возможно потребуется помощь в составлении ответных писем, жалоб и заявлений в администрацию ПНИ и т.д.

    В случае дальнейшей работы, оплата договорная.

    Ответы юристов (12)

    В соответствии с ФЗ О специальной оценке условийтруда от 28.12.2013

    пункт 5статьи 15

    работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения спец оценки условий труда на их рабочих местах в срок не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении спец оценки условий труда.

    Вас не ознакомили это нарушение, Вы вправе обратиться в Трудовую инспекцию.

    Уточнение клиента

    это понятно, что по определению не ознакомление с результатами СОУТ есть нарушение

    интересует именно — насколько правомерно проведение аттестации администрацией учреждения, а не авторизованной организацией

    и собственно два заданных вопроса

    — Противоречит ли присвоение данной категории вредности статье 22 Закона о психиатрической помощи?

    — Имеет ли администрация урезать надбавки за вредность работы психиатром и дополнительных отпусков?

    06 Августа 2015, 17:05

    Есть вопрос к юристу?

    Здравствуйте. Нет, так как Постановление Правительства 482 О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников, установлен перечень мед.работников которым предоставляется доп. отпуск и меньше он быть не может, в данную категорию входит в т.ч. и врач психиатрической, психоневрологической организации.

    Так же согласно ст. 22

    Размеры повышения оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда участвующим в оказании психиатрической помощи медицинским работникам медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, медицинским работникам из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а медицинским работникам медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, — в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    То есть данные надбавки устанавливаются либо правительством, либо субъектом, и убираться могут ими же, но никак не администрацией учреждения.

    Противоречит ли присвоение данной категории вредности статье 22 Закона о психиатрической помощи?
    Анатолий

    Ст. 22 впрямую не говорит о категориях вредности, это должно быть установлено в т.ч и по результатам оценки условий труда

    Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ
    «О специальной оценке условий труда»

    Статья 3. Специальная оценка условий труда

    1. Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
    2. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

    Но ознакомить с результатами СОУТ работодатель обязан.

    Статья 4. Права и обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда

    2. Работодатель обязан:

    4) ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
    Статья 5. Права и обязанности работника в связи с проведением специальной оценки условий труда

    1. Работник вправе:
    1) присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
    2) обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда (далее также — эксперт), за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
    3) обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона.

    То есть Вас должны ознакомить с такими результатами и если Вы с СОУТ не согласны, то имеете право обжаловать данную оценку условий.

    Логически какие действия по подписанию или не подписанию доп соглашения?

    В доп соглашении прописана вредность 3.1 , то есть если его не подписывать или написать на нём отказ, доп соглашение с работодателем в силу не вступает?

    В какой форме пишется запрос на результаты аттестации/СОУТ либо чего-то ещё, что должно быть основанием к этому доп соглашению,

    06 Августа 2015, 17:28

    Нарушений нет, т.к. условия труда с классом 3.1, 3.2, 3.3 и 3.4, считаются вредными.

    1 степень 3 класса (3.1) — условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном, чем к началу следующей смены, прерывании контакта с вредными факторами, и увеличивают риск повреждения здоровья

    Для того, чтобы сказать нарушаются ли условия труда ил инет Необходимо видеть заключение по аттестации рабочих мес. Нарушением является то, что вас не ознакомили с заключением об аттестации раб. мест. Я бы рекомендовала обратиться с жалобой в трудовую инспекцию, для того, чтобы они провели проверку по данному факту. Т.к. аттестация была в 2013, а урезали в 2015 году надбавки

    Имеет ли администрация урезать надбавки за вредность работы психиатром и дополнительных отпусков?
    Анатолий
    Статья 147. Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда
    [Трудовой кодекс РФ] [Глава 21] [Статья 147]
    Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.
    Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
    Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
    Согласно Постановлению Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» компенсации работающим во вредных или опасных условиях труда устанавливаются только по результатам аттестации рабочих мест По итогам аттестации положен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее семи календарных дней.
    К подписанию такого же соглашения вынуждают весь медперсонал учреждения включая врачей и младший медперсонал, ссылаясь на проведённую администрацией в 2013 аттестацию рабочих, о чём не было показано никаких подтверждающих документов по проведённой аттестации.
    Анатолий

    Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», работник должен быть ознакомлен с СОУТ и если вы не согласны с заключением, то вправе обжаловать результаты в суде.

    Вопрос в том что по классификации из 426-ФЗ подкатегория 3.1 имеет права на минимальные 4% надбавки к зарплате и не имеет права на дополнительный оплачиваемый отпуск

    По Закону о психиатрической помощи ст. 22 пункт 1 указано что «Медицинские и иные работники, участвующие в оказании психиатрической помощи, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с «законодательством» Российской Федерации.»

    В трудовом договоре оговаривается получение надбавки за вредность и дополнительный оплачиваемый отпуск.

    Вообще имеет ли право администрация менять категорию условий труда, то есть проводить аттестацию сами.

    Может ли администрация без согласия работника и подписания допсоглашения отменить надбавки и дополнительные отпуска?

    06 Августа 2015, 17:16

    насколько правомерно проведение аттестации администрацией учреждения, а не авторизованной организацией

    В силу п.2 ст.8 Закона специальная оценка условий трудапроводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 Закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

    Поэтому только работодатель проводить оценку не может.

    — Имеет ли администрация урезать надбавки за вредность работы психиатром и дополнительных отпусков?

    Если по результатам оценки снизилась вредность — тогда конечно имеет.

    Не согласен. В Перечне установлена лишь базовая продолжительность доп. отпуска. Вот меньше её действительно быть не может.

    Во-первых, специальну оценку условий труда проводят только определенные организации и работодателем совместно.

    п.2 статьи 8 ФЗ О спец оценке условий труда

    Спец оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией (-ями), соответствующие требованиям статьи19 ФЗ о спец оценке условий труда.

    Насчет категории этот вопрос могут установить только специалисты, проводящие спец оценку условий труда.

    Урезать отпуск Вам не вправе в соответствии с Постановлением Правительства от 06.06.2013 номер 482.

    Сами — нет. Только с участием организации, которая проводит оценку.

    А вот если оценка проведена по всем правилам и у Вас изменилась вредность. например, стала меньше нагрузка, то вот тогда администрация имеет полное право урезать льготы.

    Сами в каком плане? Если инициировать, то да. может. Если именно своими силами, то нет, должна быть привлечена спец. организация для оценки.

    Статья 8. Организация проведения специальной оценки условий труда

    1. Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
    2. Специальная оценка условий труда проводитсясовместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

    4. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
    Может ли администрация без согласия работника и подписания допсоглашения отменить надбавки и дополнительные отпуска?
    Анатолий

    Только если для этого будут основания предусмотренные законом, то есть если допустим отпадут факторы дающие право на льготы, чего у Вас пока не видно.

    Единолично не может, только со спец организациями

    Статья 19. Организация, проводящая специальную оценку условий труда
    1. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:
    1) указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;
    2) наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей — врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
    3) наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 — 11 и 15 — 23 части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона.
    Может ли администрация без согласия работника и подписания допсоглашения отменить надбавки и дополнительные отпуска?
    Анатолий

    Если по СОУТ вредность стала меньше, то такое право у работодателя имеется.

    Требуйте ознакомить с СОУТ, поступит отказ, жалобу в трудовую инспекцию. Требование изложите письменно и чтоб на Вашем экз при сдаче в канцелярию поставили отметку о получении, чтоб в ГИТ было подтверждение обращения к работодателю за объяснениями

    Если вы не подпишите его, то оно не будет иметь юр силы, и работодатель обязан будет производить выплаты в том объеме как и были

    Пишется в свободной форме

    В 2013 году в Московском Психологическом Интернате проводилась аттестация рабочих мест.

    Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», работник должен быть ознакомлен с результатами аттестации рабочих мест.

    С результатами данной аттестацией я ознакомлена не была по неизвестным мне причинам.

    Прошу предоставить результаты аттестации для ознакомления в срок до 00.00.0000.

    Просто отказывайтесь подписывать на основании того, что Вас не ознакомили с СОУТ, она проведена не в соответствии с законом и следовательно недействительна.

    В доп соглашении прописана вредность 3.1, то есть если его не подписывать или написать на нём отказ, доп соглашение с работодателем в силу не вступает?
    Анатолий

    Да, оно и не может в силу вступить если не подписано Вами.

    В какой форме пишется запрос на результаты аттестации/СОУТ либо чего-то ещё, что должно быть основанием к этому доп соглашению,
    Анатолий

    В свободной форме, можете ссылку дать на ст. 4,5 ФЗ 426 которые выше указал.

    В Перечне установлена лишь базовая продолжительность доп. отпуска. Вот меньше её действительно быть не может.
    Юрлов Игорь Алексеевич

    И? В чём противоречие с моим ответом?

    В перечне указано:

    Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (календарные дни) 35 дней.

    дополнительный оплачиваемый отпуск в размере 35 дней за работу в вредных условиях труда.
    Анатолий

    меньше быть не может. В чём несогласие?

    Несогласие в том, что нужно отделять частное от общего. Вы сказали в ответе, что не может уменьшать. Получилось, что вообще не может. А это не так. Просто нужно чётче выражать мысли. Вот и всё. А в целом я Вас поддерживаю.

    m.pravoved.ru