Споры бактерий

При наступлении для бактерий неблагоприятных условий они способны образовывать споры. Неблагоприятными условиями могут быть отсутствие питательных веществ в среде, изменение ее кислотности, высокие или низкие температуры, пересыхание среды и другое.

Образование спор бактериями — это в первую очередь способ пережить неблагоприятные условия среды. В отличие от других организмов у бактерий спорообразование почти не используется для размножения.

Споры бактерий сохраняют жизнеспособность в весьма неблагоприятных условиях внешней среды. Они способны переживать крайне высокие и низкие температуры, сохранять жизнеспособность на протяжении очень многих лет. Так известны бактерии, споры которых могут прорастать через 1000 лет. У других бактерий споры выдерживают кипячение. Бывает, что споры способны пережить температуру меньше -200 градусов Цельсия.

В спорах бактерий все жизненные процессы почти прекращены, цитоплазмы мало, и она густая. Спора покрыта толстой оболочкой, защищающей ее от разрушающих факторов внешней среды. Однако спора содержит все необходимое (в том числе ДНК бактерии), чтобы в благоприятных условиях прорасти и образовать полноценную бактериальную клетку.

Большинство бактерий образуют споры, которые называют эндоспорами. В основном их образуют палочковидные бактерии. «Эндо» значит «внутри». То есть у большинства бактерий споры образуются внутри клетки. При образовании спор происходит впячивание клеточной мембраны, и внутри бактерии обособляется область — будущая спора. Туда переходит ДНК. Вокруг этой области образуется толстый слой так называемой коры, которая будет защищать спору. С ее внутренней и внешней стороны присутствует мембрана. С внешней стороны от мембраны есть еще несколько оболочек.

У палочковидных бактерий эндоспоры могут образовываться в разных местах клетки. У одних — в середине, у других — ближе к концу, у третьих — у самого края палочки-клетки.

Зеленым цветом обозначена оболочка споры, пространство внутри — цитоплазма

Существуют виды бактерий, которые образуют не эндоспоры, а экзоспоры, цисты и другие формы покоящихся форм. «Экзо» говорит о том, что спора образуется не внутри клетки бактерии, а как бы снаружи от нее. Образование экзоспор происходит путем образования своеобразных почек у клетки. После чего такие почки покрываются толстой оболочкой, превращаются в споры и отделяются.

С помощью спор бактерии не только переживают неблагоприятные условия, но и расселяются, так как споры очень легкие и легко разносятся ветром и водой.

Розовым цветом обозначены бактерии, серо-зеленым — их споры. Видно, что споры меньше бактерий

scienceland.info

Науколандия

Статьи по естественным наукам и математике

Споры бактерий

При наступлении для бактерий неблагоприятных условий они способны образовывать споры. Неблагоприятными условиями могут быть отсутствие питательных веществ в среде, изменение ее кислотности, высокие или низкие температуры, пересыхание среды и другое.

Образование спор бактериями — это в первую очередь способ пережить неблагоприятные условия среды. В отличие от других организмов у бактерий спорообразование почти не используется для размножения.

Споры бактерий сохраняют жизнеспособность в весьма неблагоприятных условиях внешней среды. Они способны переживать крайне высокие и низкие температуры, сохранять жизнеспособность на протяжении очень многих лет. Так известны бактерии, споры которых могут прорастать через 1000 лет. У других бактерий споры выдерживают кипячение. Бывает, что споры способны пережить температуру меньше -200 градусов Цельсия.

В те времена, когда жизнь на Земле только появилась, и на ней существовали преимущественно только бактерии, возможно погодные условия могли быстро меняться, становиться весьма суровыми. Чтобы выжить, бактерии эволюционно выработали в себе способность к спорообразованию. На сегодняшний день бактерии могут жить там, где другие организмы выжить не могут.

В спорах бактерий все жизненные процессы почти прекращены, цитоплазмы мало, и она густая. Спора покрыта толстой оболочкой, защищающей ее от разрушающих факторов внешней среды. Однако спора содержит все необходимое (в том числе ДНК бактерии), чтобы в благоприятных условиях прорасти и образовать полноценную бактериальную клетку.

Большинство бактерий образуют споры, которые называют эндоспорами. В основном их образуют палочковидные бактерии. «Эндо» значит «внутри». То есть у большинства бактерий споры образуются внутри клетки. При образовании спор происходит впячивание клеточной мембраны, и внутри бактерии обособляется область — будущая спора. Туда переходит ДНК. Вокруг этой области образуется толстый слой так называемой коры, которая будет защищать спору. С ее внутренней и внешней стороны присутствует мембрана. С внешней стороны от мембраны есть еще несколько оболочек.

У палочковидных бактерий эндоспоры могут образовываться в разных местах клетки. У одних — в середине, у других — ближе к концу, у третьих — у самого края палочки-клетки.

Зеленым цветом обозначена оболочка споры, пространство внутри — цитоплазма

Существуют виды бактерий, которые образуют не эндоспоры, а экзоспоры, цисты и другие формы покоящихся форм. «Экзо» говорит о том, что спора образуется не внутри клетки бактерии, а как бы снаружи от нее. Образование экзоспор происходит путем образования своеобразных почек у клетки. После чего такие почки покрываются толстой оболочкой, превращаются в споры и отделяются.

Розовым цветом обозначены бактерии, серо-зеленым — их споры. Видно, что споры меньше бактерий

В благоприятных условиях спора бактерий

19 июля Бесплатный урок по лайфхакам ЕГЭ от экспертов ЕГЭ.

26 июняНовые варианты прошедших ЕГЭ по математике: здесь.

5 июня Наши мобильные приложения могут работать оффлайн.
Андроид iOS

− Examer из Таганрога;
− Учитель Думбадзе В. А.
из школы 162 Кировского района Петербурга.

Наша группа ВКонтакте
Мобильные приложения:

Как размножаются бактерии при благоприятных условиях?

3) делением клетки надвое

4) слиянием гамет

Прокариоты обычно размножаются бесполым путём — бинарным делением. В начале деления клетка удлиняется, затем делится нуклеоид.

Почкование — тип бесполого или вегетативного размножения животных и растений, при котором дочерние особи формируются из выростов тела материнского организма (почек). Почкование характерно для многих грибов, печёночных мхов и животных (простейшие, губки, кишечнополостные, некоторые черви, оболочники, некоторые жгутиковые, инфузории, споровики).

Спорообразование у бактерий не относится к размножению.

Бактериальные споры — это покоящиеся клетки со сниженным метаболизмом, окружённые многослойной оболочкой, устойчивые к высыханию и другим неблагоприятным условиям, вызывающим гибель обычных клеток. Спорообразование служит как для переживания таких условий, так и для расселения бактерий: попав в подходящую среду, спора прорастает, превращаясь в вегетативную (делящуюся) клетку.

webcache.googleusercontent.com

Всероссийская олимпиада школьников по биологии (школьный этап) учебный год. 11 класс

Транскрипт

1 Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» Всероссийская олимпиада школьников по биологии (школьный этап) учебный год 11 класс Максимальное количество баллов 92,5 Задание 1. (35 баллов) Тестовые задания требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Задание 2. ( 20 баллов) Тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Задание 3. ( 25 баллов) Тестовые задания в виде суждений. Задание 4. ( 12,5 баллов). Тестовые задания требующие установления соответствия. Время выполнения 120 минут

2 Задание I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать 35 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов. 1. В благоприятных условиях спора бактерии: а) делится, образуя 3 6 новых спор; б) сливается с другой спорой с последующим делением; в) погибает; г) прорастает в новую бактериальную клетку. 2. Оформленных оболочкой ядер нет в клетках водорослей: а) зеленых; б) красных; в) бурых; г) сине-зеленых. 3. Большинство клеток зародышевого мешка цветковых растений имеет: а) гаплоидный набор хромосом; б) диплоидный набор хромосом; в) триплоидный набор хромосом; г) тетраплоидный набор хромосом. 4. Человек употребляет в пишу орган(-ы) цветной капусты: а) видоизмененную верхушечную почку; б) утолщенный реповидный стебель; в) видоизмененное соцветие; г) боковые видоизмененные почки. 5. Корневые шишки это сильно утолщенные: а) придаточные корни; б) корневые волоски; в) главные корни; г) воздушные клубни. 6. Простейшие, ведущие исключительно паразитический образ жизни: а) корненожки; б) жгутиконосцы; в) солнечники; г) споровики. 7. Муха цеце является переносчиком трипаносом, вызывающих у человека: а) сонную болезнь; б) восточную язву; в) малярию; г) кокцидиоз. 8. Развитие личинок из яиц, отложенных аскаридами происходит: а) при температуре 37 о С, высокой концентрации СО 2, в течение двух недель; б) при температуре о С, высокой концентрации СО 2, в течение двух недель; в) при температуре 37 о С, высокой концентрации О 2, в течение недели; г) при температуре о С, высокой концентрации О 2, в течение двух недель. 9. В отличие от круглых червей, у кольчатых червей появилась: а) пищеварительная система;

3 б) выделительная система; в) кровеносная система; г) нервная система. 10. Рабочие пчелы являются: а) самками, отложившими яйца и приступившими к уходу за потомством; б) самками, у которых не развиты половые железы; в) молодыми самками, способными через год отложить яйца; г) самцами, развившимися из неоплодотворенных яиц. 11. Усложнение кровеносной системы соответствует эволюции хордовых в ряду следующих животных: а) жаба кролик крокодил акула; б) акула лягушка крокодил кролик; в) акула крокодил лягушка кролик; г) крокодил акула жаба собака. 12. Целлюлоза, попавшая в желудочно-кишечный тракт человека: а) не расщепляется из-за отсутствия специфического фермента; б) частично расщепляется бактериями в толстом кишечнике; в) расщепляется α-амилазой слюны; г) расщепляется панкреатической α-амилазой. 13. Какова реакция среды в двенадцатиперстной кишке: а) слабокислая; б) нейтральная; в) слабощелочная; г) щелочная. 14. К вирусным заболеваниям не относится: а) корь; б) клещевой энцефалит; в) краснуха; г) дифтерия. 15. Пищевая цепь это: а) последовательность организмов в природном сообществе, каждый элемент которой является пищей для следующего; б) последовательное прохождение пищи по различным разделам пищеварительного тракта; в) зависимость растений от травоядных животных, их, в свою очередь, от хищников; г) совокупность всех пищевых связей в экосистеме. 16. Постоянное вмешательство со стороны человека требуется для существования: а) экосистем пресных вод; б) природных экосистем суши; в) экосистемы Мирового океана; г) агроценозов. 17. В природных условиях естественными носителями возбудителя чумы являются: а) птицы; б) грызуны; в) копытные; г) человек.

4 18. В обширных лесных массивах Севера часто проводятся так называемые концентрированные рубки с использованием тяжелой техники, которые приводят: а) к смене лесных экосистем болотными; б) к опустыниванию или полному разрушению экосистем; в) к увеличению доли более ценных с точки зрения хозяйства пород деревьев; г) к процессу превращения в почве органических остатков в гумус. 19. Две породы собак, например, болонка и немецкая овчарка, это животные: а) одного вида, но с разными внешними признаками; б) двух видов, одного рода и одного семейства; в) двух видов, двух родов, но одного семейства; г) одного вида, но обитающие в разных условиях окружающей среды. 20. Первые наземные позвоночные произошли от рыб: а) лучеперых; б) кистеперых; в) цельноголовых; г) двоякодышащих. 21. Контуры тела летяги, сумчатой летяги, шерстокрыла очень сходны. Это является следствием: а) дивергенции; б) конвергенции; в) параллелизма; г) случайного совпадения. 22. Число хромосом при половом размножении в каждом поколении возрастало бы вдвое, если бы в ходе эволюции не сформировался процесс: а) митоза; б) мейоза; в) оплодотворения; г) опыления. 23. При партеногенезе организм развивается из: а) зиготы; б) вегетативной клетки; в) соматической клетки; г) неоплодотворенной яйцеклетки. 24. Матрицей для трансляции служит молекула: а) трнк; б) ДНК; в) ррнк; г) ирнк. 25. Кольцевая ДНК характерна для: а) ядер грибов; б) клеток бактерий; в) ядер животных; г) ядер растений. 26. Ионы магния входят в состав: а) вакуоли;

5 б) аминокислот; в) хлорофилла; г) цитоплазмы. 27. В процессе фотосинтеза источником кислорода (побочного продукта) является: а) АТФ б) глюкоза; в) вода; г) углекислый газ. 28. Из компонентов растительной клетки вирус табачной мозаики поражает: а) митохондрии; б) хлоропласты; в) ядро; г) вакуоли. 29. В хлоропластах растительных клеток светособирающие комплексы расположены а) на наружной мембране; б) на внутренней мембране; в) на мембране тилакоидов; г) в строме. 30. При браках между людьми европеоидной и негроидной расы во втором поколении обычно не бывает людей с белым цветом кожи. Это связано с: а) неполным доминированием гена пигментации кожи; б) полимерностью генов пигментации кожи; в) эпигеномной наследственностью; г) нехромосомной наследственностью. 31. Какова кислотность (значение рн) кишечного сока, выделяемого в двенадцатиперстной кишке: а) 3,5(слабокислая) б) 7,0 (нейтральная) в) 8,2 (слабощелочная) г) 9,5 (щелочная) 32. Из перечисленных животных к членистоногим не относится: а) трубочник б) палочник в) ручейник г) мокрица 33. Из перечисленных органелл клетки окружены одной мембраной: а) митожондрии б) лизосомы в) хлоропласты г) микротрубочки 34. В процессе органогенеза головной мозг у человека образуется из: а) эктодермы б) мезодермы в) энтодермы г) из всех перечисленных зародышевых листков 35. ДНК бактерий отличается от ДНК прокариот тем, что как правило:

6 а) не содержит урацила в составе образующего его нуклеотида б) имеет кольцевую форму в) является двуспиральной молекулой г) представлена большим количеством мелких молекул Задание 2. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.максимальное количество баллов, которое можно набрать 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание) 1.Бактерии вызывают заболевания: I. возвратный тиф. II. сыпной тиф. III. малярия. IV. туляремия. V. гепатит. а) II, IV; б) I, IV, V; в) I, II, IV; г) II, III, IV, V. 2.Корни могут выполнять функции: I. образования почек. II. образования листьев. III. вегетативного размножения. IV. поглощения воды и минеральных веществ. V. синтеза гормонов, аминокислот и алкалоидов. а) II, III, IV; б) I, II, IV, V; в) I, III, IV, V; г) I, II, III, IV. 3.Если оборвать (обрезать) кончик главного корня: I. корень погибнет. II. все растение погибнет. III. рост корня в длину прекратится. IV. растение выживет, но будет слабым. V. начнут расти боковые и придаточные корни. а) III, IV, V; б) III, V; в) I, IV, V; г) II, IV, V. 4.Среди паукообразных развитие с метаморфозом характерно для: I. пауков. II. клещей. III. сольпуг. IV. сенокосцев. V. скорпионов.

7 а) II; б) II, III; в) I, IV; г) I, II, III, V. 5.Хорда сохраняется в течение всей жизни у: I. окуня. II. осетра. III. акулы. IV. миноги. V. ланцетника. а) I, II, III, IV; б) III, IV, V; в) II, III, V; г) II, IV, V. 6.Нерестится только один раз в жизни: I. севрюга. II. сардина. III. горбуша. IV. красноперка. V. речной угорь. а) II, III, V; б) III, V; в) I, III, V; г) I, II, III, V. 7.В почечном клубочке в норме практически не фильтруются: I. вода. II. глюкоза. III. мочевина. IV. гемоглобин. V. альбумин плазмы. а) I, II, III; б) I, III, IV, V; в) II, IV, V; г) IV, V. 8.Каждая популяция характеризуется: I. плотностью. II. численностью. III. степенью изоляции. IV. независимой эволюционной судьбой. V. характером пространственного распределения. а) I, II, V; б) I, IV, V; в) II, V; г) II, III, IV. 9.К хищникам, как правило охотящимся из засады, относятся: I. волк.

8 II. рысь. III. ягуар. IV. гепард. V. медведь. а) II, III, IV, V; б) I, IV; в) I, II, III, V; г) II, III, V. 10. Из перечисленных животных в состав тундрового биоценоза входят: I. белка. II. хорек. III. песец. IV. лемминг. V. зеленая жаба. а) I, II, III, IV; б) II, III, IV, V; в) III, IV; г) III, IV, V. Задание 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). 1.Печеночные мхи низшие растения. 2.Гаметы у мхов образуются в результате мейоза. 3.Крахмальные зерна это лейкопласты с накопленным в них крахмалом. 4.После оплодотворения семязачатки превращаются в семена, а завязь в плод. 5.У всех беспозвоночных животных оплодотворение внешнее. 6.Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных. 7.У всех представителей отряда пресмыкающихся сердце трехкамерное. 8.У домашних животных головной мозг, как правило, больше, чем у их диких предков. 9.Первые крокодилы были сухопутными рептилиями. 10.Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение. 11.В отличие от большинства млекопитающих для человека характерно наличие семи шейных позвонков и двух затылочных мыщелков. 12.В желудочно-кишечном тракте человека все белки перевариваются полностью. 13.Гипервитаминоз известен только для жирорастворимых витаминов. 14.Мозг человека потребляет примерно вдвое больше энергии на грамм веса, чем у крысы. 15.При тяжелой физической работе температура тела может подниматься до 39 градусов. 16.С вирусными инфекциями обычно борются с помощью антибиотиков. 17.Можно изучать кругообороты питательных веществ посредством ввода радиоактивных маркеров в природные или искусственные экосистемы. 18.Суккуленты легко переносят обезвоживание. 19.Сукцессия после вырубки леса является примером вторичной сукцессии.

9 20.Дрейф генов может играть роль эволюционного фактора только в очень малочисленных популяциях. Задание 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий. Максимальное количество баллов, которое можно набрать 12,5 (по 2,5 балла за каждое тестовое задание). 1.Сопоставьте названные биохимические процессы и органоиды, в которых эти процессы проходят Органоиды: Процессы: 1.Хлоропласты А.Синтез белков 2.Ядро Б. Репликацция ДНК 3.Митохондрии В.Окислительное фосфорилирование 4.Лизосомы Г.Фотосинтез 5.Рибосомы Д. Расщепление белка Органоиды Процессы 2. Установите, в какой последовательности (1 5) происходит процесс редупликации ДНК. А) раскручивание спирали молекулы Б) воздействие ферментов на молекулу В) отделение одной цепи от другой на части молекулы ДНК Г) присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов Д) образование двух молекул ДНК из одной Последовательность Процессы 3.Установите соответствие между органическим соединением (А Д) и выполняемой им функцией (1 5). 1. Компонент клеточной стенки грибов 2. Компонент клеточной стенки растений 3. Компонент клеточной стенки бактерий 4. Запасной полисахарид растений 5. Запасной полисахарид грибов А. Крахмал Б. Гликоген В. Целлюлоза Г. Муреин Д. Хитин Функции Соединение

10 4. Установите соответствие между классами брюхоногих и двустворчатых моллюсков. Классы Признаки 1. Брюхоногие моллюски 2. Двустворчатые моллюски 1 2 А. Тело расчленено на голову, туловище и ногу Б. Органы дыхания — жабры В. Органы дыхания — легкие Г. Наличие в глотке особого образования — терки Д. Имеется два сифона 5. Установите соответствие между семействами розоцветные и мотыльковые. Семейства Признаки А. В цветке много тычинок и пестиков Б. В цветке десять тычинок и один пестик 1. Розоцветные В. Плод — боб 2. Мотыльковые Г. Плоды костянка, яблоко, ложная ягода Д. Тычинки сросшиеся в трубку (9) и одна свободная 1 2

11 Критерии оценивания ответов на олимпиаде школьников по биологии. 2016/2017 уч. год. 11 класс Задание 1.Выбрать один правильный ответ из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать 35 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Всего 35 баллов Г Г В В А Г А Г В Б Б Б В Г А Г б А А Б Б Б Г Г Б В В Б В Б В А Б А Б Задание 2. Тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание) Всего 20 баллов В В Б А Г Б Г А Г В Задание 3. Тестовые заданиявиде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Максимальное количество баллов, которое можно набрать 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Всего 20 баллов прав. «ДА» Х Х Х Х непра в Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х «нет» прав. «ДА» Х Х Х Х Х непра в «нет» Х Х Х Х Х Задание 4. Тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать 12,5 (по 2,5 балла за каждое тестовое задание).

12 Всего 12,5 баллов 1.Сопоставьте названные биохимические процессы и органоиды, в которых эти процессы проходят.за правильное сопоставление 0,5 баллов. Максимальное количество баллов 2,5 1. Органоиды Процессы Г Б В Д А 2. Установить последовательность процесса редупликации ДНК. Максимальное количество баллов 2,5 Последовательность Процессы Б А В Г Д 3. Установите соответствие между органическим соединением (А Д) и выполняемой им функцией (1 5). Максимальное количество баллов 2,5 Функции Соединение Д В Г А Б 4. Установите соответствие между классами брюхоногих и двустворчатых моллюсков. Максимальное количество баллов 2,5 1 2 БРЮХОНОГИЕ А В Г ДВУСТВОРЧАТЫЕ Б Д 5. Установите соответствие между семействами розоцветные и мотыльковые. Максимальное количество баллов 2,5 1 2 РОЗОЦВЕТНЫЕ А Г МОТЫЛЬКОВЫЕ Б В Д Всего -12,5 баллов Максимальное кол-во баллов — 87,5 баллов

Олимпиадные задания по биологии по теме:
олимпиада 9-11кл

Предварительный просмотр:

МБОУ «Каштановская СОШ» ЗАДАНИЯ школьного этапа олимпиады по биологии 2012-2013 уч.г.

11 класс 41-50б.-1 место 31-40б.- 2 место 21-30 б. – 3 место

Часть I . Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов .

В благоприятных условиях спора бактерии:

а) делится, образуя 3 – 6 новых спор;
б) сливается с другой спорой с последующим делением;
в) погибает;
г) прорастает в новую бактериальную клетку.

Оформленных оболочкой ядер нет в клетках водорослей:

а) зеленых; б) красных; в) бурых; г) сине-зеленых.

а) сонную болезнь; б) восточную язву; в) малярию; г) кокцидиоз.

Усложнение кровеносной системы соответствует эволюции хордовых в ряду следующих животных:

а) жаба – кролик – крокодил – акула;
б) акула – лягушка – крокодил – кролик;
в) акула – крокодил – лягушка – кролик;
г) крокодил – акула – жаба – собака.

Какова реакция среды в двенадцатиперстной кишке:
а) слабокислая; б) нейтральная; в) слабощелочная; г) щелочная.

К вирусным заболеваниям не относится:
а) корь; б) клещевой энцефалит; в) краснуха; г) дифтерия.

Пищевая цепь – это:
а) последовательность организмов в природном сообществе, каждый элемент которой является пищей для следующего;
б) последовательное прохождение пищи по различным разделам пищеварительного тракта;
в) зависимость растений от травоядных животных, их, в свою очередь, от хищников;
г) совокупность всех пищевых связей в экосистеме.

Постоянное вмешательство со стороны человека требуется для существования:

а) экосистем пресных вод;
б) природных экосистем суши;
в) экосистемы Мирового океана;
г) агроценозов.

Число хромосом при половом размножении в каждом поколении возрастало бы вдвое, если бы в ходе эволюции не сформировался процесс:
а) митоза; б) мейоза; в) оплодотворения; г) опыления.

При партеногенезе организм развивается из:

Кольцевая ДНК характерна для:

а) ядер грибов;
б) клеток бактерий;
в) ядер животных;
г) ядер растений.

В процессе фотосинтеза источником кислорода (побочного продукта) является:
а) АТФ б) глюкоза; в) вода; г) углекислый газ.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

I. возвратный тиф.
II. сыпной тиф.
III. малярия.
IV. туляремия.
V. гепатит.
а) II, IV;
б) I, IV, V;
в) I, II, IV;
г) II, III, IV, V.

I. окуня.
II. осетра.
III. акулы.
IV. миноги.
V. ланцетника.
а) I, II, III, IV;
б) III, IV, V;
в) II, III, V;
г) II, IV, V.

В почечном клубочке в норме практически не фильтруются:

Каждая популяция характеризуется:

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

Печеночные мхи – низшие растения.

Крахмальные зерна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом.

После оплодотворения семязачатки превращаются в семена, а завязь в плод.

У всех представителей отряда пресмыкающихся сердце трехкамерное.

Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.

При тяжелой физической работе температура тела может подниматься до 39 градусов.

Сукцессия после вырубки леса является примером вторичной сукцессии.

[2,5 балла] Установите, в какой последовательности (1 – 5) происходит процесс редупликации ДНК.

раскручивание спирали молекулы

воздействие ферментов на молекулу

отделение одной цепи от другой на части молекулы ДНК

присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов

образование двух молекул ДНК из одной

2. [2,5 балла] Установите соответствие между органическим соединением (А – Д) и выполняемой им функцией (1 – 5).
1. Компонент клеточной стенки грибов

2. Компонент клеточной стенки растений

3. Компонент клеточной стенки бактерий

4. Запасной полисахарид растений

5. Запасной полисахарид грибов

3. Установите соответствие между классами брюхоногих и двустворчатых моллюсков .

1. Брюхоногие моллюски

2. Двустворчатые моллюски

А. Тело расчленено на голову, туловище и ногу

Б. Органы дыхания — жабры

В. Органы дыхания — легкие

Г. Наличие в глотке особого образования — терки

Д. Имеется два сифона

4. Установите соответствие между семействами розоцветные и мотыльковые.

А. В цветке много тычинок и пестиков

Б. В цветке десять тычинок и один пестик

Г. Плоды – костянка, яблоко, ложная ягода

Д. Тычинки сросшиеся в трубку (9) и одна свободная

ЗАДАНИЯ школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2010-2011у.г.

Часть I . Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов .

Оформленных оболочкой ядер нет в клетках водорослей:
а) зеленых; б) красных; в) бурых; г) сине-зеленых.

Большинство клеток зародышевого мешка цветковых растений имеет:

а) гаплоидный набор хромосом;
б) диплоидный набор хромосом;
в) триплоидный набор хромосом;
г) тетраплоидный набор хромосом.

Человек употребляет в пишу орган(-ы) цветной капусты:

а) видоизмененную верхушечную почку;
б) утолщенный реповидный стебель;
в) видоизмененное соцветие ;
г) боковые видоизмененные почки.

Корневые шишки – это сильно утолщенные:

а) придаточные корни;
б) корневые волоски;
в) главные корни;
г) воздушные клубни.

Простейшие, ведущие исключительно паразитический образ жизни:

а) корненожки; б) жгутиконосцы; в) солнечники; г) споровики.

Муха цеце является переносчиком трипаносом, вызывающих у человека:

Развитие личинок из яиц, отложенных аскаридами происходит:
а) при температуре 37 о С, высокой концентрации СО 2 , в течение двух недель;
б) при температуре 20-30 о С, высокой концентрации СО 2 , в течение двух недель;
в) при температуре 37 о С, высокой концентрации О 2 , в течение недели;
г) при температуре 20-30 о С, высокой концентрации О 2 , в течение двух недель.

В отличие от круглых червей, у кольчатых червей появилась:

а) пищеварительная система;
б) выделительная система;
в) кровеносная система;
г) нервная система.

Рабочие пчелы являются:
а) самками, отложившими яйца и приступившими к уходу за потомством;
б) самками, у которых не развиты половые железы;
в) молодыми самками, способными через год отложить яйца;
г) самцами, развившимися из неоплодотворенных яиц.

Целлюлоза, попавшая в желудочно-кишечный тракт человека:
а) не расщепляется из-за отсутствия специфического фермента;
б) частично расщепляется бактериями в толстом кишечнике ;
в) расщепляется б-амилазой слюны;
г) расщепляется панкреатической б-амилазой.

В природных условиях естественными носителями возбудителя чумы являются:
а) птицы; б) грызуны; в) копытные; г) человек.

В обширных лесных массивах Севера часто проводятся так называемые концентрированные рубки с использованием тяжелой техники, которые приводят:
а) к смене лесных экосистем болотными;
б) к опустыниванию или полному разрушению экосистем;
в) к увеличению доли более ценных с точки зрения хозяйства пород деревьев;
г) к процессу превращения в почве органических остатков в гумус.

Две породы собак, например, болонка и немецкая овчарка, это животные:
а) одного вида, но с разными внешними признаками;
б) двух видов, одного рода и одного семейства;
в) двух видов, двух родов, но одного семейства;
г) одного вида, но обитающие в разных условиях окружающей среды.

Первые наземные позвоночные произошли от рыб:
а) лучеперых; б) кистеперых; в) цельноголовых; г) двоякодышащих.

Контуры тела летяги, сумчатой летяги, шерстокрыла очень сходны. Это является следствием:
а) дивергенции; б) конвергенции; в) параллелизма; г) случайного совпадения.

а) зиготы;
б) вегетативной клетки;
в) соматической клетки;
г) неоплодотворенной яйцеклетки

Матрицей для трансляции служит молекула:
а) тРНК; б) ДНК; в) рРНК; г) иРНК.

Ионы магния входят в состав:
а) вакуоли; б) аминокислот; в) хлорофилла; г) цитоплазмы.

Из компонентов растительной клетки вирус табачной мозаики поражает:
а) митохондрии; б) хлоропласты; в) ядро; г) вакуоли.

В хлоропластах растительных клеток светособирающие комплексы расположены

а) на наружной мембране;
б) на внутренней мембране;
в) на мембране тилакоидов;
г) в строме.

При браках между людьми европеоидной и негроидной расы во втором поколении обычно не бывает людей с белым цветом кожи. Это связано с:
а) неполным доминированием гена пигментации кожи;
б) полимерностью генов пигментации кожи;
в) эпигеномной наследственностью;
г) нехромосомной наследственностью.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

Бактерии вызывают заболевания:

Корни могут выполнять функции:

I. образования почек.
II. образования листьев.
III. вегетативного размножения.
IV. поглощения воды и минеральных веществ.
V. синтеза гормонов, аминокислот и алкалоидов.
а) II, III, IV;
б) I, II, IV, V;
в) I, III, IV, V;
г) I, II, III, IV.

Если оборвать (обрезать) кончик главного корня:

I. корень погибнет.
II. все растение погибнет.
III. рост корня в длину прекратится.
IV. растение выживет, но будет слабым.
V. начнут расти боковые и придаточные корни.
а) III, IV, V;
б) III, V;
в) I, IV, V;
г) II, IV, V.

Среди паукообразных развитие с метаморфозом характерно для:

I. пауков.
II. клещей.
III. сольпуг.
IV. сенокосцев.
V. скорпионов.
а) II;
б) II, III;
в) I, IV;
г) I, II, III, V.

Хорда сохраняется в течение всей жизни у:

Нерестится только один раз в жизни:

I. севрюга.
II. сардина.
III. горбуша.
IV. красноперка.
V. речной угорь.
а) II, III, V;
б) III, V;
в) I, III, V;
г) I, II, III, V.

I. вода.
II. глюкоза.
III. мочевина.
IV. гемоглобин.
V. альбумин плазмы.
а) I, II, III;
б) I, III, IV, V;
в) II, IV, V;
г) IV, V.

I. плотностью.
II. численностью.
III. степенью изоляции.
IV. независимой эволюционной судьбой.
V. характером пространственного распределения.
а) I, II, V;
б) I, IV, V;
в) II, V;
г) II, III, IV.

К хищникам, как правило охотящимся из засады, относятся:

I. волк.
II. рысь.
III. ягуар.
IV. гепард.
V. медведь.
а) II, III, IV, V;
б) I, IV;
в) I, II, III, V;
г) II, III, V.

Из перечисленных животных в состав тундрового биоценоза входят:

I. белка.
II. хорек.
III. песец.
IV. лемминг.
V. зеленая жаба.
а) I, II, III, IV;
б) II, III, IV, V;
в) III, IV;
г) III, IV, V.

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

Гаметы у мхов образуются в результате мейоза.

У всех беспозвоночных животных оплодотворение внешнее.

Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.

У домашних животных головной мозг, как правило, больше, чем у их диких предков.

Первые крокодилы были сухопутными рептилиями.

В отличие от большинства млекопитающих для человека характерно наличие семи шейных позвонков и двух затылочных мыщелков.

В желудочно-кишечном тракте человека все белки перевариваются полностью.

Гипервитаминоз известен только для жирорастворимых витаминов.

Мозг человека потребляет примерно вдвое больше энергии на грамм веса, чем у крысы.

С вирусными инфекциями обычно борются с помощью антибиотиков.

Можно изучать кругообороты питательных веществ посредством ввода радиоактивных маркеров в природные или искусственные экосистемы.

Суккуленты легко переносят обезвоживание.

Дрейф генов может играть роль эволюционного фактора только в очень малочисленных популяциях.

Генетическая информация у всех живых организмов хранится в виде ДНК.

Каждой аминокислоте соответствует один кодон.

У прокариот процессы трансляции и транскрипции происходят одновременно и в одном и том же месте.

Самые крупные молекулы в живых клетках – молекулы ДНК.

Все наследственные заболевания связаны с мутациями в хромосомах.

Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий. Максимальное количество баллов, которое можно набрать 10 (по 2,5 балла за каждое тестовое задание).

nsportal.ru