Минтранс узаконит временные дороги

Минтранс обнародовал проект поправок к закону «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. ». В нормативный акт, регулирующий использование автотрасс в стране, предлагается ввести новое понятие — «временная технологическая дорога». Такая дорога не будет объектом капстроительства, пояснили «Известиям» в пресс-службе Минтранса. Для ее строительства и для ввода в эксплуатацию не потребуется разрешений, предусмотренных Градостроительным кодексом, и не понадобится оформлять собственность на землю. Законопроект подготовлен по поручению вице-премьера Дмитрия Козака.

Согласно тексту предложенных поправок, временная технологическая дорога предназначена «для обеспечения подъезда строительной техники и рабочих к месту выполнения строительных работ, перевозки материалов и оборудования на стройплощадку или между отдельными участками в пределах объекта капитального строительства». Она расположена на земельных участках, предоставленных заказчику или застройщику на период возведения объекта.

В строительной отрасли такие дороги создавали всегда и без специальных законов.

— Они прокладываются, как правило, за счет девелопера. После завершения строительства — демонтируются, и на их месте, опять же за счет девелопера, прокладываются регулярные дороги, — рассказал «Известиям» представитель ГК «СУ-155» Роман Черниговцев.

По информации Минтранса, «времянки» не соответствуют требованиям по безопасности, предъявляемым к дорогам общего назначения. Это касается геометрических параметров, уклона, видимости, дорожных знаков и барьерного ограждения, ровности покрытия, коэффициента сцепления и т.п.

Согласно законопроекту, срок эксплуатации временной дороги составит не более трех лет. После этого ее нужно либо демонтировать, либо перевести в разряд постоянных — с оформлением необходимых разрешений.

Поправки Минтранса, в случае их принятия, дадут юридическую возможность модернизировать временные дороги, превращая их в постоянные, отмечает заместитель генерального директора ПСК «Трансстрой» по развитию Павел Турбанов.

— Сейчас существуют технологии двустадийного создания дорог. Когда временная выполнит свою узкую задачу — перевоз стройматериалов или проход техники, ее дорабатывают до постоянной, с прокладкой всех слоев, устроением водоотводов и установкой бордюрного камня, — рассказал «Известиям» главный специалист дорожной мастерской института «Мосинжпроект» Леонид Щепин.

По мнению гендиректора компании «СервисПроект» Владимира Ахапкина, введение в законодательное поле временных технических дорог упростит жизнь строительным организациям, а также снизит их издержки.

По словам Романа Черниговцева, в среднем 1 км технической дороги стоит порядка 5 млн рублей — в эту сумму входит стоимость материалов и работ по ее обустройству. Плиты для «времянки» можно использовать до трех раз, и первая прокладка, когда их надо приобрести, самая дорогая, а следующие — дешевле. Обычные трассы заметно дороже. По данным ФГУП «РосдорНИИ», средняя стоимость строительства двухполосных дорог — 16 млн руб./км, многополосных — 58 млн руб./км.

Дорожные строители отреагировали на возможное появление нового понятия скорее отрицательно.

— Таких дорог нет ни в СНиПах, ни в ГОСТах, и, по-моему, это просто закапывание денег. Дорога — такой же объект, как дом или мост, который строится на года. Даже дачники стараются проложить к своим участкам долговечные и качественные трассы, — недоумевает замдиректора строительной компании «Тарц» Павел Тузов.

— Нельзя даже представить, из чего будут делать такую трассу. Все тендеры, в которых мы участвуем, предусматривают гарантию для дорожного полотна не менее 10 лет и 7 лет — для асфальтового покрытия, — заявили в компании «Дортрансстрой».

Тем временем министр регионального развития России Игорь Слюняев подсчитал, что
нашей стране до европейского уровня не хватает 0,5 млн дорог, но
при нынешних темпах строительства — 500 км в год — на это потребуется не менее 1000 лет. При этом, как показала последняя проверка дорожной отрасли Генпрокуратурой, более половины российских дорог построены с нарушением нормативов — сотрудники ведомства выявили порядка 40 тыс. нарушений.

iz.ru

Съезд с дороги регионального значения

Здравствуйте.имею в собственности участок земли на землях сельхоз.назначения и строения/дом пасечника/в св-во регистрации права собственности указано как жилой дом,получил в районной администрации адрес.участок находится в 12 км от райцентра,в лесу.имел съезд с дороги регионального значения ,было принято решение о асфальтировании дороги,мой съезд не вошел в план работ.на сегодняшний день ,в связи с подъемом дороги потерял возможность заезда на участок.подскажите как быть.

Ответы юристов (6)

Добрый день, Валерий! Для начала уточните пожалуйста такой момент: в свидетельстве о государственной регистрации права на земельный участок, выданным отделом Росреестра, в графе «объект права» дословно что указано?

здравствуйте!объект права:земельный участок,категория земель:земли сельскохозяйственного назначения,разрешенное использования:для ведения личного подсобного хозяйства/полевые участки/общая площадь 5571кв.м. адрес объекта :участок находится примерно в 200 метрах по направлению на север от ориентира ключ Докторов,123 км автодороги . Вид права собственность.Ограничений не зарегистрировано.Участок был выкуплен у администрации района в 2010году.Кроме того имею на участке в собственности:дом пасечника,назначение жилое.регистрация права собственности 2006год.

28 Августа 2015, 11:46

Есть вопрос к юристу?

Валерий, добрый день!

Необходимо написать в администрацию муниципалитета, в ведении которого находится дорога заявление с требованием обеспечить Вас проездом к вашему земельному участку, так как в отсутствии съезда нарушаются ваши права собственника на пользование этой землей (ст. 304 Гражданского кодекса РФ). Они соответственно или должны предложить вам альтернативный съезд (о котором возможно вы не знаете) либо организовать работы по обустройству съезда. При отказе, можно обратиться в суд о признании бездействия администрации неправомерным.

Здравствуйте. Данные дороги находятся в ведении местных властей, если они местного значения.

Направьте туда заявление с требованием устранить нарушение выразившееся в препятствии подъезда к Вашему участку. В муниципалитете обязаны принять меры или дать ответ в течении 30 дней. По результатам этого заявления или нарушение устранят, или же придётся обратится в суд.

Также параллельно можете направить жалобу в прокуратуру с просьбой проверить соблюдение местных нормативных актов и требований при ремонте данной дороги.

Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ
(ред. от 13.07.2015)
«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Статья 13. Полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности

К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:

6) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;

Статья 28. Права пользователей автомобильными дорогами

Пользователи автомобильными дорогами имеют право:
1)свободно и бесплатно осуществлять проезд транспортных средств, перевозки пассажиров, грузов по автомобильным дорогам общего пользования в пределах Российской Федерации, за исключением случаев использования платных автомобильных дорог, платных участков автомобильных дорог и случаев временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам в соответствии с настоящим Федеральным законом;
Статья 17. Содержание автомобильных дорог

1. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ)
2. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Уважаемый Валерий! Здравствуйте! В дополнение к мнениям уважаемых и профессиональных коллег примите во внимание следующее:

в любом случае за Вами право подать письменную жалобу в прокуратуру района. Также, Вы можете сделать запрос или ту же жалобу в районную администрацию, и далее по результату ответа.

В Вашем вопросе неясно, кто принял решение об асфальтировании, съезд с региональной дороги (. ) только к Вам или ведет дальше…

На самом деле надо все смотреть, в т.ч. и то, как Вы стали собственником такого участка (выдел или купля-продажа)… Как у предыдущего собственника был разрешен это вопрос.

Возможно, имеет смысл истребовать из архива органов местного самоуправления, Управления Росреестра по Вашему региону (архив) все документы (схемы, план схемы, правила застройки по месту расположения Вашего земельного участка) или попросить об этом те же органы прокуратуры.

Только по получению всей информации возможно будет дать точную консультацию, что делать. Может (вполне) это вообще Ваши проблемы… а может и нет…

Учитывая, что производством работа Вам фактически был ограничен доступ к Вашей собственности, полагаю, что если обращение в прокуратуру не поможет есть все основания для обращения в суд с требованием об устранении препятствий не связанных с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).

Уважаемый Валерий! В дополнение: вот здесь как раз и есть разница: съезд только к Вам или через него идут иные направления. Если только к Вам, то здесь претензия Подрядчику об устранении соответствующего подъема (технически надо смотреть) в порядке ранее упомянутой уважаемыми коллегами ст.304 ГК РФ, и далее (при неудовлетворении) иск в суд. Если же через Ваш съезд идут и иные направления, то здесь лучше обратиться с жалобой в органы прокуратуры (хотя и в первом случае также бы посоветовал).

Имейте в виду, что при судебной тяжбе суд назначит судебную строительно- техническую экспертизу, на разрешение которой будут поставлены вопросы соответствия СМР действующим СНиПам.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

m.pravoved.ru

19 июня в штабе Рязанского регионального отделения ОНФ прошёл круглый стол с участием активистов и экспертов Общероссийского народного фронта, врио губернатора региона Николая Любимова и членов правительства, отвечающих за экологию и дороги. Речь шла о результатах работы двух проектов, запущенных ОНФ в феврале этого года, — интерактивной Карте свалок и Карте убитых дорог.

Исполняющий обязанности заместителя председателя правительства Рязанской области Андрей Савичев дал пояснения относительно всех озвученных активистами ОНФ точек, которые сегодня в лидерах общественного голосования на Карте убитых дорог. Так, 6 километров дороги на Берестянку и Кустарёвку Спасского района будут ремонтироваться в самое ближайшее время. Также работа начнётся на Вокзальной в Рязани. Вопрос относительно дороги к школе в Заборье Савичев обещал решить в рабочем порядке.

Андрей Савичев пояснил, что как таковой дороги от Славянского проспекта на Шлаковый, несмотря на то, что она накатана, по документам нет, она есть только в плане — необходим проект планировки территории, чтобы на схеме появилась дорога. Также нужна земля для её нормативного расширения: есть вариант либо выкупить несколько участков, либо договариваться с собственниками гаражного кооператива. Все участники согласились, что проблему с выводом Славянского проспекта на улицу Пугачёва надо решать, поскольку эта дорога реально разгрузит действующие дороги и перераспределит трафик.

Обратил внимание Савичев и на дорогу Карцево – Новосёлки. Сейчас дорога находится в плохом состоянии, однако в перспективе она могла бы стать весьма востребованной и объездной для Дашково-Песочни. Однако у этой дороге есть проблема, — овраг с крутым склоном, который является ненормативным. ГИБДД вообще рекомендует эту дорогу закрыть, так как при малейшем оледенении большегрузы оттуда не могут выбраться и их постоянно приходится вытаскивать.

mediaryazan.ru

Как узаконить право собственности на землю

Добрый день! Я в 2006 году приобрел дом с хозблоком на земельном участке, обнесенным кирпичным забором. В 2007 году после завершения внутренней отделки дома ввел его в эксплуатацию и получил Технический паспорт на жилой дом. В настоящее время администрация сельского поселения решило строить дорогу на нашей улице и утверждают что мои строения выходят за границы участка. Вопрос 1: как узаконить существующие границы участка.

Вопрос 2: на каком расстоянии от границы участка (забора) может быть построена дорога? Можно ли вместо дороги настоять на строительстве проезда в связи с незначительным транспортным потоком (около 10-15 машин в течение дня)?

Заказал кадастровую выписку. На ней не обозначено (вроде) положение участка и дома.

08 Июня 2016, 14:16

Ответы юристов (18)

А права на земельный участок у Вас оформлены?

Есть свидетельство на дом и свидетельство на землю, оформленные на основании договора купли-продажи

08 Июня 2016, 14:02

На этом основании Вы вправе требовать предоставления Вам земельного участка под домом, принадлежащим Вам.

Земельный кодекс РФ
Статья 39.3. Случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов
1. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
2. Без проведения торгов осуществляется продажа:
6) земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса;

Расстояние от жилого дома до улицы должно быть не менее 5 метров. Если это не дорога, проезд – то не менее 3 м.

СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» (утверждены постановлением Госстроя РФ от 10 сентября 1997 г. № 18-51):
6.6 Жилое строение (или дом) должно отстоять от красной линии улиц не менее чем на 5 м, от красной линии проездов не менее чем на 3 м. При этом между домами, расположенными на противоположных сторонах проезда, должны быть учтены противопожарные расстояния, указанные в таблице 2*. Расстояние от хозяйственных построек до красных линий улиц и проездов должно быть не менее 5 м.

Уточнение клиента

Дом отстоит от забора на расстояние более 5 метров. Это же не значит что дорога должна идти вдоль забора? Как мне открывать ворота для выезда автомобиля? Прямо на проезжую часть? А дети выходящие с участка будут попадать под проезжающие автомобили?!

08 Июня 2016, 14:01

Уважаемый Сергей! Здравствуйте! Много и очень много вопросов к Вам. Так, ну приобрели дом, а что с землей? Сколько лет был земельный участок у Вашего продавца (есть 15 лет или нет). На каком праве вообще Вы пользуетесь ЗУ? Далее, земельный участок был вообще отмежеван или нет? Стоит на государственном кадастровом учете или нет?

Дело в том, что все возможно, но без анализа всех документов точного ответа не дать.

И еще, зачем и кто Вам посоветовал вводить в эксплуатацию дом после «внутренней отделке»- это вообще что-то новое и неизведанное в российском праве. Или речь шла о реконструкции дома (см. ст.ст.1,51 Градостроительного кодекса РФ? Или о перепланировки или/и переустройстве (ст.ст.22-24 Жилищного кодекса РФ). Опишите все точно и прикрепите значимые документы, в т.ч. кадастровую выписку из ГКН по ЗУ.

Участок несколько раз перепродавался начиная с 1998 года. Предыдущий хозяин приобрел участок в 2004 году, построил на нем дом, хозблок и поставил кирпичный забор по периметру. В таком состоянии я это приобрел. Дом был с черновой отделкой. Я сделал ремонт, провел газ. В эксплуатацию вводил из-за требования Сбербанка по обеспечению кредита, который я хотел брать на дальнейший ремонт.

08 Июня 2016, 14:07

Сергей, мой ответ актуален, если земельный участок, на котором Вы построили дом был предоставлен Вам под ИЖС или ЛПХ.

Если не было разрешения на строительство и дом Вы не оформили в собственность, то Вы можете это сделать в упрощенном порядке.

Федеральный закон
от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним».
Статья 25.3. Особенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества
1. Основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для
строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в
соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача
разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права
собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства,
создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства
(на приусадебном земельном участке)
, являются:
документы, подтверждающие факт создания такого
объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
правоустанавливающий документ на земельный
участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представление правоустанавливающего документа
на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на
этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим
Федеральным законом порядке.
2.Не допускается осуществление государственной
регистрации права собственности на соответствующий создаваемый или созданный
объект недвижимого имущества, если сведения о земельном участке, на котором
расположен такой объект недвижимого имущества, отсутствуют в государственном
кадастре недвижимости, за исключением случая, если:
право на указанный земельный участок ранее
зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке;
указанный земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства и если представлено заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка;
для строительства, реконструкции соответствующего создаваемого или созданного объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство либо указанный земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и если представлено заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка.
Указанное заключение запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в соответствующем органе местного самоуправления, если такое заключение не представлено заявителем самостоятельно.
3. Документом, подтверждающим факт создания
объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства
или садоводства земельном участкелибо факт создания гаража или
иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции
такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с
законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и
содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, являетсядекларация
о таком объекте недвижимого имущества.
4. Документом, который подтверждает факт
создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке,
предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания
объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке,
расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения
личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержат
описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является
разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта
индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или, если такой объект
индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного
строительства, разрешение на строительство.
Разрешение на ввод объекта индивидуального
жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения,
содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим
государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если
заявитель не представил указанные документы самостоятельно. До 1 марта 2018
года разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства
в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный
участок является единственным основанием для государственной регистрации прав
на такой объект индивидуального жилищного строительства.
5. Истребование у заявителя дополнительного
документа для государственной регистрации права собственности гражданина на
указанный в пункте 1 настоящей статьи объект недвижимого имущества (разрешения
на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного
строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте
недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается. При
этом отсутствие этого документа не может являться основанием для
приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого
имущества или для отказа в данной государственной регистрации.

Не я придумал эти нормы, такое встречается во многих населенных пунктах, поверьте, я лично видел населенные пункты, где нет пешеходных дорожек. Тот же Барнаул (село Лебяжье) яркий пример.

Какие все таки строения выходят за границы Вашего земельного участка?

Хозблок и часть забора

08 Июня 2016, 14:09

Уважаемый Сергей! В дополнение на Ваши уточнения, да и к мнениям уважаемых и профессиональных коллег: если и земля и дом на праве собственности — уже очень хорошо. Значит все упирается было ли межевание ЗУ и насколько законно оно было сделано (уточнение границ и площади ЗУ в порядке ст.39 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Здесь важно смотреть описание ЗУ (до 01.01.2009) или межевой план, в котором важен акт установления и согласования границ (акт согласования границ). Если он подписан всеми смежниками, то все хорошо. А вот если нет — «косяк» кадастрового инженера и органа кадастрового учета (ФГБУ «Кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Вашему региону).

Далее, по муниципальной дороге; здесь вообще вопросов масса. Так, а была обозначена дорога на Генеральном плане Вашего населенного пункта, если нет, то как вносились изменения в ГП — а проводились ли вообще публичные слушания или нет, Вы выражали свое мнение или нет? В общем вопросы остаются.

Естественно, дорога никак не может идти вблиз границ ЗУ, на то есть масса СНиПов.

Отдельно на забор?! Я наверное совсем от жизни отстал. В техническом паспорте все зафиксировано..дом, хозблок и летний туалет

08 Июня 2016, 14:24

Уважаемый Сергей! Надо брать кадастровую выписку в отношении Вашего ЗУ и вынести поворотные точки в натуру. Совпадет или нет? Далее, все сопоставить с «красными линиями» (см. ст.1 Градостроительного кодекса РФ) и что по проекту дороги. Имейте в виду, что земля под дорогу также отводилась и межевалась. Поэтому без документов ничего Вам точно никто не скажет. Только рассуждения.

Уважаемый Сергей Николаевич! В дополнение: да, по кадастровой выписке от 07.06.2016 видно, что кадастровые работы по ЗУ проводились (описаны границы). По согласованию со смежниками ничего не скажу, так только стоят прочерки да указания на отсутствие адресата. Надо заказывать из органа кадастрового учета межевой план (или описание) и смотреть уже там. Но главное сопоставить с фактом. То есть по данной кадастровой выписке пусть кадастровый инженер вынесет точки в натуру. Частенько бывает, когда чего-то да построили с «вылазом» за границы своего ЗУ… Тогда сносить. Вынос много чего может показать.

Поэтому Вы сначала у себя все определите, потом уже с дорогой стоит разбираться.

Прошу уточнить порядок моих действий. Если я правильно понял с начала надо пригласить кадастрового инженера, а потом?

08 Июня 2016, 14:35

Уважаемый Сергей Николаевич!

А на хозблок и забор есть свидетельство о праве собственности или кадастровый учет?

Не надо… без комментариев.

Уважаемый Сергей Николаевич! По данным публичной кадастровой карты, действительно, между ЗУ №№15,16,17,18 и другим рядом №№89,88,5156, 5188 идет дорога. Но по карте наложений или пересечений у Вас нет. А вот что по факту и надо смотреть.

Здравствуйте Сергей. Если я правильно поняла, то Вы не знаете установлены границы Вашего участка или нет и межевого плана на руках у Вас тоже нет. В этом случае сказать что-либо достаточно определенное невозможно.

Муниципальные работники когда предъявляли Вам претензии на что ссылались, делался ли ими вынос границ на местности данной дороги?

Фактически перед Вами на данный момент перспектива судебного спора об установлении границ.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010
(ред. от 23.06.2015)
«О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»
2. Споры, связанные с защитой права собственности и других вещных прав, рассматриваются судами в соответствии с подведомственностью дел, установленной Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — ГПК РФ), Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — АПК РФ), а также иными федеральными законами.
В силу части 1 статьи 30 ГПК РФ и части 1 статьи 38 АПК РФ иски о правах на недвижимое имущество рассматриваются в суде по месту нахождения этого имущества (исключительная подсудность).
К искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.

Если границы Вашего участка не установлены, то иного способа, при сложившихся обстоятельствах, просто нет, но если и установлена, то скорее всего все равно придете к этому же. А это в обязательном порядке землеустроительная экспертиза и по её результатам решение суда.

Я могу считать себя добросовестным покупателем? Имеет ли значение, что я купил участок и строения на нем и ничего не перестраивал и не изменял границы участка?

08 Июня 2016, 14:53

Вопрос возник около месяца назад, когда я узнал что собираются строить дорогу. Сходил в администрацию, они обещали со мной связаться после того как закажут проект дороги и тишина. Теперь выясняется что дорогу хотят строить по какой-то схеме.. Это допускается законодательством? Без опроса жителей, согласования с собственниками, без публичного обсуждения?

08 Июня 2016, 14:58

Некоторые люди регистрируют право собственности на заборы, если они являются объектами недвижимости, но сам факт регистрации не принципиален, т.к. если установят, что забор возведен на чужом земельном участке, то снесут.

Еще хочу уточнить какой момент. Перед проведении экспертизы необходимо собрать как можно больше различного рода документации за прошлые годы, это топографические схемы, геодезические съемки, различного рода планы, которые позволят определить границы земельного участка. Также необходимо обратить внимание на следующую норму.

Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ
(ред. от 01.05.2016)
«О государственном кадастре недвижимости»
(с изм. и доп., вступ. в силу с 07.05.2016)
Статья 38. Межевой план
9. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В отношении публичных земель добросовестность не применяется ни при каких обстоятельствах, как и срок приобретательной давности.

Вопрос возник около месяца назад, когда я узнал что собираются строить дорогу. Сходил в администрацию, они обещали со мной связаться после того как закажут проект дороги и тишина… Теперь выясняется что дорогу хотят строить по какой-то схеме… Это допускается законодательством? Без опроса жителей, согласования с собственниками, без публичного обсуждения?
Сергей Сидоров

Тут несколько иной порядок.

Статья 90. Земли транспорта
1. Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
7. В целях создания условий для строительства и реконструкции объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта осуществляется резервирование земель. Порядок резервирования земель для указанных целей устанавливается федеральными законами.
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ
(ред. от 15.02.2016)
«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.04.2016)
Статья 24. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения автомобильных дорог
4. В целях создания условий для строительства или реконструкции автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения в порядке, установленном земельным законодательством, осуществляется резервирование земель или земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Статья 70.1. ЗК РФ Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд
(введена Федеральным законом от 10.05.2007 N 69-ФЗ)
1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.
(в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 365-ФЗ, от 31.12.2014 N 499-ФЗ)
2. Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
3. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», на срок не более чем два года. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства и реконструкции объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, железнодорожного транспорта, воздушного транспорта (в том числе объектов единой системы организации воздушного движения), транспортно-пересадочных узлов и метрополитена, строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения, местного значения и других линейных объектов государственного или муниципального значения на срок до двадцати лет.
(в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 365-ФЗ, от 23.07.2013 N 247-ФЗ, от 31.12.2014 N 499-ФЗ)
4. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 июля 2008 г. N 561
ПОЛОЖЕНИЕ
О РЕЗЕРВИРОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
1. Настоящее Положение определяет порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (далее — резервирование земель).
4. Подготовка решения о резервировании земель осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости.
5. Решение о резервировании земель должно содержать:
а) цели и сроки резервирования земель;
б) реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель;
в) ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель;
г) сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
6. К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.
Решение о резервировании земель принимается по отношению к земельным участкам, находящимся в пределах одного кадастрового округа.
7. Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки.
Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков.
Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования.

Но как данная процедура происходила у Вас, сами понимаете сказать не могу, это необходимо видеть документы на месте. Сделайте запрос в местную администрацию на предмет предоставления копий решения и схемы или иных документов в соотвествии с которыми они намерены строить дорогу.

1. Если указанные объекты являются объектами недвижимости то на них не представляет никаких проблем оформить право собственности!

А уважаемый коллега Григорьев Михаил Юрьевич по этому вопросу однозначно не прав и грубо ошибается.

Не надо… без комментариев.
Григорьев Михаил Юрьевич

Привожу примеры, подтвержденные судебной практикой!

Практика применения Гражданского кодекса Российской Федерации, части первой (под общ. ред. В.А. Белова). — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Юрайт»; «Юрайт-Издат», 2011.
91. Известны ли судебной практике случаи признания недвижимым имуществом асфальтированных площадок, железнодорожных путей, заборов и иных «нетрадиционных» объектов? Какими принципами руководствуются суды при отнесении тех или иных объектов к недвижимому имуществу?
В спорах о признании права собственности перед судами достаточно часто встает вопрос о том, является ли тот или иной объект недвижимым имуществом.
В практике наблюдаются два подхода, которым следуют суды при разрешении этого вопроса.
Первый подход состоит в том, что судами анализируется наличие у конкретного объекта признаков недвижимого имущества, предусмотренных ст. 130 ГК: неразрывной связи с землей, невозможности перемещения объектов без несоразмерного ущерба их назначению (см., например, постановления ФАС ЗСО от 31.01.2001 N Ф04/101-54/А27-2001; ФАС ДО от 14.05.2002 N Ф03-А51/02-1/792, от 30.07.2002 N Ф03-А51/02-1/1515; ФАС СЗО от 02.12.2003 N А56-16816/03, от 23.12.2003 N А56-13341/03, от 05.08.2005 N А05-25778/04-24, от 25.10.2006 N А21-6083/2005; ФАС МО от 30.12.2005 N КГ-А40/13058-05; ФАС ВВО от 17.07.2006 N А82-3350/2005-45; ФАС УО от 07.08.2006 N Ф09-6813/06-С3).
Второй подход к определению того, является ли спорный объект недвижимым имуществом, состоит в следующем: суды устанавливают, выдан ли органами технической инвентаризации технический паспорт на объект. Факт наличия паспорта на объект иногда признается единственным и достаточным доказательством того, что объект является недвижимым имуществом (см. постановления ФАС СКО от 14.01.2002 N Ф08-4517/2001; ФАС УО от 26.11.2002 N Ф09-2840/02-ГК; ФАС ВСО от 06.10.2004 N А10-5240/03-Ф02-4155/04-С2, от 03.08.2005 N А74-5138/04-Ф02-3541/05-С2; ФАС УО от 04.07.2005 N Ф09-1659/05-С6, от 13.06.2006 N Ф09-4890/06-С6).
Из этих двух подходов правильным представляется первый; второй же подход является, на наш взгляд, излишне формальным. Дело в том, что при осуществлении технической инвентаризации и определении того, является ли инвентаризируемый объект недвижимыми имуществом, орган по инвентаризации руководствуется Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) и не осуществляет оценки соответствия объекта недвижимого имущества требованиям ст. 130 ГК. Поэтому зачастую объект, относимый ОКОФ к сооружениям и описанный в техническом паспорте как сооружение, не признается судами недвижимым имуществом, так как он не отвечает признакам недвижимости, установленным ст. 130 ГК.
Таким образом, наличие технического паспорта на объект не означает, что такой объект действительно является недвижимым имуществом. В практике окружных судов имеется некоторое количество дел, в которых наблюдается именно этот, как нам представляется, вполне правильный подход (см., например, постановление ФАС ВВО от 20.01.2006 N А11-340/2005-К1-1/83).
Именно первый из названных подходов можно обнаружить в практике ВАС РФ (см. постановления Президиума ВАС РФ от 12.10.1999 N 2061/99, от 26.01.2010 N 11052/09).

И именно наличие признаков недвижимости в Ваших объектах (Хозблоке и Заборе) может стать определяющим при решении вопроса о выделении Вам дополнительного земельного участка муниципалитетом (узаконивании Вашего земельного участка в существующих границах) если выяснится, что при межевании ошибок не было.

2. Отвечая на Ваш вопрос о том, можно ли обязать строить не дорогу, а проезд скажу следующее, это малоперспективно, если Вы не сможете поддержать этот вопрос публичными слушаниями населения муниципалитета.

3. Более того, в соответствии с Земельным кодексом, при наличии необходимости для строительства дороги возможно резервирование земель и даже их изъятие путем выкупа.

Земельный кодекс РФ
Статья 56.2. Органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений:
1) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти — в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения);
2) уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации — в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения;
3) органов местного самоуправления — в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
Статья 56.3. Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
1. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
2. Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано:
3. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение трех лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.
4. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса.
5. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в результате которого прекращаются право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или право безвозмездного пользования таким земельным участком, может осуществляться независимо от формы собственности на такой земельный участок.
6. Допускается изъятие земельных участков, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, для государственных нужд другого субъекта Российской Федерации в случае, если это изъятие осуществляется для размещения объектов регионального значения такого субъекта Российской Федерации, предусмотренных документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены такие земельные участки.

С уважением! Г.А. Кураев

Хозблок и забор являются составной частью сложной вещи (индивидуального жилого дома) и не требуют отдельной регистрации права собственности, если они указаны в техническом паспорте на индивидуальный жилой дом.

ГК РФ Статья 134. Сложные вещи

Если различные вещи соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (сложная вещь), то действие сделки, совершенной по поводу сложной вещи, распространяется на все входящие в нее вещи, поскольку условиями сделки не предусмотрено иное.

ГК РФ Статья 135. Главная вещь и принадлежность

Вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.