Прокурор как участник уголовного процесса

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ст. 37 УПК РФ).

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий, давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

5) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя;

6) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

7) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение;

8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

9) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии со ст. 151 УПК, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

10) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

11) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;

12) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования,об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.

В судебном разбирательстве прокурор поддерживает перед судом государственное обвинение, пользуясь равными правами с другими участниками судебного разбирательства (ст. 15 УПК).

Государственный обвинитель принимает активное участие в исследовании доказательств, высказывает суду свое мнение по сущности обвинения и по другим вопросам, возникающим в судебном разбирательстве, о применении уголовного закона и меры наказания в отношении подсудимого. Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены в УПК, отказаться от осуществления уголовного преследования, что на досудебном производстве влечет прекращение уголовного преследования,а в суде отказ прокурора от обвинения — прекращение дела.

be5.biz

Прокурор в уголовном судопроизводстве: процессуальное положение в различных стадиях

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

В этой связи прокурор рассматривается законодателем как участник процесса со стороны обвинения.

Согласно ст. 37 УПК РФ в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

  • проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
  • выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных им нарушений уголовного законодательства;
  • требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
  • давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
  • давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
  • отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК РФ;
  • рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
  • участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК РФ;
  • разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
  • отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;
  • изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;
  • передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;
  • утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
  • утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;
  • возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;
  • осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору УПК РФ.
  • По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

    В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

    Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены УПК РФ, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.

    Полномочия прокурора, предусмотренные ст. 37 УПК РФ, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

    В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). В случае несогласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.

    Полномочия прокурора в уголовном деле: Видео


    legalquest.ru

    Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения

    Прокурор — должностное лицо, уполномоченное в пределах установленной законом компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

    Таковыми в уголовном судопроизводстве являются прокуроры районов, городов, их заместители, приравненные к ним прокуроры и вышестоящие прокуроры (ч. 5 ст. 37 УПК).

    Вступая в уголовное судопроизводство в качестве его участника, прокурор осуществляет в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством и законодательством о прокуратуре две основные функции: функцию надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, и функцию осуществления от имени государства уголовного преследования. Эти функции не противопоставляются друг другу, более того, полномочия, предоставленные прокурору, позволяют реализовывать каждую из них, причем надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия фактически означает надзор за исполнением закона должностными лицами и органами, также осуществляющими уголовное преследование. По сути дела прокурор в уголовном судопроизводстве осуществляет уголовное преследование самостоятельно и контролирует осуществление уголовного преследования другими должностными лицами.

    До недавнего времени прокурор был наделен правом производства предварительного следствия, что создавало фактическое слияние функции осуществления расследования и надзора за этой процессуальной деятельностью. Обсуждаемая в последние годы идея о необходимости разделения этих функций привела к созданию следственных комитетов, которые действуют в качестве самостоятельного органа предварительного расследования, обладающих фактической процессуальной и организационной самостоятельностью и независимостью.

    В связи с этим в соответствии с Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» правовое положение прокурора претерпело значительные изменения.

    До принятия данного закона прокурор осуществлял уголовное преследование во всех стадиях уголовного судопроизводства, нововведения же указали в качестве приоритета в данной сфере его деятельность по поддержанию в суде государственного обвинения.

    Прокурор фактически лишился возможности самостоятельно осуществлять уголовное преследование на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Он вправе лишь указать на необходимость осуществления уголовного преследования органам следствия и дознания. Изменился и порядок осуществления прокурорского надзора на данных стадиях. В полной мере надзор за процессуальной деятельностью прокурор осуществляет в отношении дознания, степень влияния на процессуальные действия и решения, принимаемые следователем в ходе возбуждения уголовного дела и предварительного следствия, минимальна.

    В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета РФ или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). В случае несогласия Председателя Следственного комитета РФ или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору РФ, решение которого является окончательным.

    В связи с этим существенно изменились полномочия прокурора. К числу властно-распорядительных полномочий, предоставленных прокурору, относятся возможности:

    3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

    4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

    5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

    6) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК;

    7) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном законом;

    8) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

    9) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке досудебного производства;

    10) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

    11) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК;

    12) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

    13) передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета РФ с обязательным указанием оснований такой передачи;

    14) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

    15) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;

    16) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;

    17) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору УПК.

    Особенность правового положения прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства заключается в том, что он имеет право решать по существу процессуальные вопросы, возникающие в процессе дознания. Вместе с тем возбуждать уголовные дела, а также давать указания следователю прокурор не вправе.

    Наиболее важная роль в уголовном судопроизводстве прокурору отводится на стадии судебного производства по уголовному делу: она заключается в поддержании государственного обвинения, обеспечении его законности и обоснованности. Полномочия прокурора, выступающего в суде в качестве государственного обвинителя, четко регламентированы ст. 246 УПК.

    Вместе с тем прокурор вправе в порядке и по основаниям, установленным законом, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.

    Прокурорский надзор и его деятельность по осуществлению уголовного преследования в уголовном судопроизводстве призваны обеспечить раскрываемость преступлений, привлечение к ответственности виновных и недопущение привлечения к ответственности невиновных лиц.

    Надлежащее осуществление прокурором своих процессуальных функций предполагает беспристрастность, объективность, непредвзятость, компетентность, личную незаинтересованность в исходе дела. В связи с этим закон предусматривает целый ряд обстоятельств, исключающих участие в уголовном судопроизводстве прокурора, если имеются основания, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

    Эти обстоятельства выступают в качестве оснований для отвода прокурора. Так, прокурор не может участвовать в деле если он:

    1) является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем по данному уголовному делу;

    2) участвовал в качестве присяжного заседателя, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, секретаря судебного заседания, защитника, законного представителя подозреваемого, обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика;

    3) является близким родственником или родственником любого из участников производства по данному уголовному делу;

    4) лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе данного уголовного дела, о чем свидетельствуют иные обстоятельства, дающие основание это полагать.

    При наличии оснований для отвода прокурор обязан устраниться от участия в производстве по уголовному делу.

    В противном случае отвод ему может быть заявлен подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, защитником, а также потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их представителями.

    Решение об отводе прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу принимает вышестоящий прокурор, а в ходе судебного производства — суд, рассматривающий уголовное дело.

    Участие прокурора в производстве предварительного расследования и судебном разбирательстве не является препятствием для дальнейшего участия прокурора в производстве по данному уголовному делу.

    studme.org

    Прокурор в уголовном процессе Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

    Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Харзинова Виолета Мухамединовна

    В связи с внесенными изменениями в уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации в статье анализируется правовое положение прокурора в досудебном уголовном процессе . На основании приведенных доводов автор отмечает необходимость в возвращении полномочий прокурора в ходе предварительного расследования.

    Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Харзинова Виолета Мухамединовна,

    PROSECUTOR IN THE CRIMINAL PROCESS

    Текст научной работы на тему «Прокурор в уголовном процессе»

    УДК 347.963::343.163 Харзинова Виолета Мухамединовна

    кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры общеправовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации Краснодарского университета МВД России

    В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

    Kharzinova Violeta Mukhamedinovna

    PhD in Law, Assistant Professor, Head of the General Legal Disciplines Subdepartment, North Caucasus Institute for Advanced Training, branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

    PROSECUTOR IN THE CRIMINAL PROCESS

    В связи с внесенными изменениями в уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации в статье анализируется правовое положение прокурора в досудебном уголовном процессе. На основании приведенных доводов автор отмечает необходимость в возвращении полномочий прокурора в ходе предварительного расследования.

    прокурор, уголовный процесс, следователь, руководитель следственного органа, предварительное следствие, прекращение уголовного дела.

    The article analyzes the legal status of a prosecutor in the pre-trial criminal proceedings in the context of the introduced amendments in the Criminal Procedure Code of the Russian Federation. On the basis of the arguments the author notes the need for restitution of the prosecutor’s powers during the preliminary investigation.

    prosecutor, criminal process, investigator, head of investigative body, preliminary investigation, cessation of criminal case.

    Согласно ч.1 ст. 37 УПК РФ прокурор — это должностное лицо, которое в соответствии с УПК РФ от имени государства и в пределах своей компетенции осуществляет уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Вместе с тем прокурор сегодня не осуществляет ни функцию органа уголовного преследования, ни реального надзора за ходом предварительного следствия — эти функции выполняет следователь и руководитель следственного органа. Руководитель следственного органа не только осуществляет уголовное преследование, но, как бы некорректно это не звучало, он осуществляет и надзор за законностью его проведения.

    Как уже было отмечено, прокурор, являясь участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения, осуществляет надзор за ходом предварительного расследования, но при этом он не имеет права в случае нарушения уголовного и уголовно-процессуального законодательства возбуждать уголовное дело, а также прекращать его производство. Вместе с тем в ряде международно-правовых актов и в большинстве современных правовых систем, в том числе в нормах уголовного процесса, прокурор — это лицо которое выявляет преступление, изобличает лиц виновных в совершении преступления и направляет материалы уголовного дела в суд для назначения наказания.

    Следует заметить, что уголовное преследование согласно п. 55 ст. 5 УПК осуществляется стороной обвинения. При этом стороной обвинения в соответствии с гл. 6 УПК РФ является, в первую очередь, прокурор. Ст. 37 УПК, которая регламентирует права и обязанности прокурора, предписывает ему право полностью производить уголовное преследование, а другими специальными и общими нормами УПК категорически отмечается, что он не имеет права осуществлять уголовное преследование, выходя за рамки надзорной функции.

    Исходя из общих норм УПК РФ, с одной стороны, прокурор не вправе осуществлять уголовное преследование, но с другой, прокурор — это субъект уголовного преследования. В конечном итоге он решает судьбу обвинения при утверждении обвинительного заключения или обвинительного акта и при направлении уголовного дела в суд. Парадокс? Но это имеет место в положениях УПК РФ.

    Ограничение правомочий прокурора в ходе предварительного следствия было связано в значительной степени с предоставлением возможности реализации процессуальной самостоятельности следователя. Но такое ограничение не дало того результата, которого ожидали в практической деятельности, поскольку вместо прокурора в уголовном процессе появился руководитель следственного органа.

    Возникает резонный вопрос: приобрел ли следователь ту процессуальную самостоятельность, которая планировалась в связи с выведением из системы предварительного следствия прокуратуры? Однозначно нет, поскольку процессуальная самостоятельность следователя в ходе расследования остается закреплена п. 3 ч. 2. ст. 38 УПК РФ, но, на самом деле, он не имеет такой самостоятельности, поскольку следователь полностью зависим от руководителя следственного органа. Руководитель следственного органа вправе направлять ход расследования, а также отменять постановление следователя как незаконное и необоснованное. При этом если следователь не согласен с решением руководителя следственного органа, то он обязан получить согласие у того руководителя следственного органа, который отменил его постановление. Поэтому полномочия прокурора по отмене необоснованных и незаконных постановлений следователя или руководителя следственного органа, несомненно, являются необходимыми в уголовнопроцессуальной деятельности.

    Данную проблему исследуют многие процессуалисты. Так, А.П. Кругликов, В.М. Быков отмечают необходимость возвращения процессуальных полномочий по осуществлению уголовного преследования прокурору [1; 2].

    Заслуживает внимания п. 4 ст. 140 УПК РФ, которая в качестве повода к возбуждению уголовного дела предписывает «постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании». При этом следователь имеет право не согласиться с «мотивированным» постановлением прокурора, в котором содержится требование решить вопрос о возбуждении уголовного преследования, и для этого достаточно согласия руководителя следственного органа. А между тем неисполнение постановления прокурора (содержащегося в нем решения) означает фактическую его отмену, на что полномочий у следователя и руководителя следственного органа нет. Кроме того, последнее положение противоречит п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК, которая гласит, что в ходе досудебного производства по уголовному делу отменять незаконные и необоснованные постановления прокурора может только вышестоящий прокурор.

    В УПК РФ содержатся и другие не соответствующие духу и букве закона положения, фактически дающие полномочия следователю и руководителю следственного органа осуществлять чуть ли не надзорные функции за процессуальной деятельностью прокурора, за законностью и обоснованностью принимаемых им решений, позволяющие следователю и руководителю следственного органа играть фактически главную роль в уголовном преследовании.

    Приведем лишь некоторые из них. Например, ч. 6 ст. 37 УПК предусматривает положение, которое заключается в том, что прокурор, в случае получения отказа руководителя следственного органа либо следователя по поводу требования об устранении нарушения федерального закона, имеет право обращаться к руководителю вышестоящего следственного органа с требованием об устранении этих нарушений. При этом если руководитель вышестоящего следственного органа не согласен с требованиями прокурора, последний может обратиться к председателю Следственного комитета РФ или руководителю следственного органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). И только после этого прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору РФ, решение которого является окончательным. Таким образом, законность и обоснованность требований прокурора об устранении нарушений федерального законодательства «проверяют», как бы парадоксально это ни звучало, соответствующие руководители следственных органов (и даже следователь!).

    В ч. 3 ст. 38 УПК говорится о том, что в случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который «информирует об этом прокурора». Вот так: «информирует» прокурора и только! Сам же руководитель следственного органа согласно ч. 4 ст. 39 УПК РФ при несогласии с требованиями прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства вправе вынести об этом мотивированное постановление, которое в течение 5 суток направляет прокурору.

    УПК содержит и другие положения, позволяющие сделать вывод о том, что в определенных законом случаях именно руководители следственных органов и следователи фактически надзирают за законностью и обоснованностью действий и решений прокурора, а не наоборот. А между тем, основное назначение прокурора в уголовном судопроизводстве четко определено ч. 1 ст. 37 УПК. Признать незаконными и необоснованными какие-либо действия и постановления прокурора вправе только вышестоящий прокурор (п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК). Руководители следственных органов и следователи обязаны выполнять постановления прокурора, а не отменять их, как это

    они фактически могут делать в настоящее время путем их неисполнения в соответствии с приведенными выше отдельными положениями УПК.

    Настоящей проблемой альтернативного решения вопросов по защите конституционных прав и процессуальных гарантий, на наш взгляд, для государства и вовлеченных в уголовное судопроизводство граждан является тот факт, что полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве, в том числе по возбуждению уголовных дел и осуществлению уголовного преследования, существенно урезаны. Это отрицательно сказывается на решении всех задач уголовного процесса. Разве может прокурор реализовать в полном объеме, например, содержащееся в ч. 1 ст. 37 УПК полномочие осуществлять от имени государства полноценное уголовное преследование? Конечно, нет.

    Рассматривая вопрос о полномочиях прокурора в стадии возбуждения уголовного дела согласно ст. 140 УПК РФ можно предположить, что законодатель отождествляет возбуждение уголовного дела с уголовным преследованием. Но как тогда быть с содержанием п. 55 ст. 5 УПК РФ, где говорится, что «уголовное преследование — процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления»? Названные участники уголовного судопроизводства, как известно, в соответствии с положениями УПК РФ появляются только после возбуждения уголовного дела. Поэтому вряд ли следует признавать удачным название повода для возбуждения уголовного дела, сформулированное в п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК. Самым правильным было бы со стороны законодателя вернуть прокурору право возбуждать уголовные дела при наличии поводов и оснований, установленных законом.

    Разве можно при указанных изменениях УПК говорить об осуществлении прокурором полноценного уголовного преследования от имени государства? Думается, что нет. В лучшем случае можно говорить лишь о вынужденном участии прокурора в уголовном преследовании, поскольку следует придерживаться принципа состязательности в уголовном процессе.

    Многие процессуалисты отмечают спорный характер норм, регламентирующих полномочия прокурора в уголовном процессе, и отмечают неэффективность применения этих норм в практической деятельности [3; 4].

    Прокурор в уголовном судопроизводстве не только должен осуществлять уголовное преследование от имени государства, но и руководить уголовным преследованием, которое осуществляют следователи и органы дознания. Прокурору необходимо предоставить решающее право «распоряжаться» публичным уголовным преследованием, иначе невозможно обеспечение конституционных прав подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и других участников уголовного судопроизводства. Этот вывод исходит из ч. 1 ст. 21 УПК, которая гласит, что «уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляет прокурор, а также следователь и дознаватель». Буквальное толкование этой нормы означает, что уголовное преследование осуществляет прокурор, а также наряду с ним в определенных законом пределах могут осуществлять также следователь и дознаватель.

    Все вышеизложенное, а также другие положения УПК РФ, на наш взгляд, свидетельствуют о необходимости вернуть прокурору те права, которые позволяли бы осуществлять от имени государства уголовное преследование.

    1. Кругликов А.П. Полномочия прокурора по возбуждению уголовного дела и осуществлению уголовного преследования // Законность. 2012. № 1.

    2. Быков В.М. Актуальные проблемы уголовного судопроизводства. Казань, 2008.

    3. Божьев В.П. О властных субъектах уголовного процесса в досудебном производстве // Российский следователь. 2009. № 15.

    4. Колоколов Н.А. Последние новеллы УПК РФ: баланс обвинительной власти стабилизируется // Уголовное судопроизводство. 2009. № 2.

    cyberleninka.ru