О блокаде российских судов в Босфоре: войны не будет, будет мотание нервов

Russia Today сообщает, что с 30 ноября власти Турции стали задерживать проход российских военных кораблей через пролив Босфор. В результате на проходе уже скопилось несколько десятков судов.

«Стоит отметить, что Турция в одностороннем порядке не имеет права закрывать пролив. Это возможно лишь в том случае, если страна официально вступила в войну», сообщает Russia Today.

EADaily напоминает, что это право у Турции, в частности, закреплено так называемой «Конвенцией Монтре», заключенной в июле 1936 года на международной конференции с участием СССР, Турции, Великобритании, Франции, Болгарии, Румынии, Греции, Югославии, Австралии и Японии.

Означает ли блокада российских военных судов в Босфоре то, что Турция воспользовалась пунктом из конвенции Монтре, и, следовательно, Анкара считает, что Россия находится с Турцией в состоянии войны? Эту ситуацию для EADaily прокомментировал военный эксперт Анатолий Цыганок, президент Центра военного прогнозирования, профессор Академии военных наук:

«По конвенции Монтре, Турция имеет право заблокировать проход российских кораблей через Босфор только в случае войны. В других случаях, все гражданские суда проходят свободно, а военные — с предварительным уведомлением. Другое дело, что уведомление может идти сутки и более. Прибавим к этому фактор времени. Турецкое руководство должно ознакомиться с текстом уведомления и принять решение. Плюс к тому, МИД Турции имеет право задержать уведомление у себя, прежде чем отправлять его турецкому руководству.

Поскольку Россия не находится в состоянии войны с Турцией, ее суда имеют право проходить проливы Босфор и Дарданеллы свободно. Торговым судам нужно только при входе в проливы пройти санитарную проверку. Военные суда также имеют право свободного прохода, но с предварительным уведомлением, направленным дипломатическим путем. В предуведомлении должны быть указаны место назначения, название, тип и количество кораблей, а также дата прохода в первоначальном направлении и, если таковое имеет место, то и при возвращении. Всякое изменение даты должно подаваться в тексте уведомления за три дня.

СМИ пишут, что Турция задержала наши военные корабли перед входом в Босфор. Некоторые пишут более прямо: якобы Анкара приняла решение вообще не пускать наши суда в пролив, а это значит, что Турция воспринимает свои отношения с Россией как войну. Но я считаю, что российско-турецкая война сейчас никому не нужна: ни Турции, ни НАТО, а тем более, России.

Я считаю, турки задержали наши суда не просто так. Анкара не желает с нами воевать, но она не хочет, чтобы пострадали ее интересы в зоне действий российских ВКС в Сирии. Имею в виду нефтяной бизнес, осуществляемый ИГИЛ и негласно контролируемый семьей Эрдоган. Если бы российские силы не трогали тайную нефтяную империю джихадистов, вполне возможно, что Эрдоган относился бы к нашим действиям более спокойно. Не было бы сбитого турецким истребителем нашего самолета. Никто в западных СМИ не стал бы раскручивать тему насчет «российской агрессии против мирных жителей Сирии».

Турция, как я уже сказал, войны нам не объявит. Но Анкара будет всячески нам мешать и играть мускулами, создавая искусственное напряжение в регионе. На днях Анкара установила на своем рубеже с Сирией систему противовоздушной обороны «Koral». Эта система фиксирует и обезвреживает угрожающие ракеты, полеты самолетов и сигналы радаров. Сообщают, что Анкара это сделала в ответ на наше размещение в Сирии ракет С-400. Посмотрим, что из этого выйдет. Но мне кажется, что даже такой авантюрист как Эрдоган не рискнет доводить дело до прямого военного столкновения с Россией.

Агрессивные действия Анкары по отношению к нашим военным — это красивый пиар. Он направлен в большей степени не для внешнего потребителя (то есть Запада), а для внутреннего — турецкого электората. Но опять же: сейчас это только игра на публику, а потом что будет, точно никто сказать не может. Партия справедливости и развития считает, что в плане Сирии у нее полная свобода рук, и что она в плане Сирии будет придерживаться только своих интересов, не оглядываясь ни на ЕС, ни на НАТО. Летом 2012 года официальная Анкара заявила, что намерена строить в мусульманском мире свой собственный военно-политический блок, по примеру НАТО. Учитель Эрдогана, бывший премьер Турции Неджметдин Эрбакан лет пять назад вообще заявил, что Турции от членства в НАТО нет никакой пользы, поскольку НАТО никого не может защитить, а во главе этого блока стоят «враждебные исламу силы».

Учитывая все нюансы происходящего, склоняюсь к мысли, что задержка прохода наших кораблей через Босфор — это не казус белли. Анкаре, я считаю, сейчас невыгодно идти на открытую войну против России. Но блокада, пусть и временная, наших военных судов также означает следующее: Турция впредь будет оказывать всяческие препятствия нашим военным силам в Сирии, которые уничтожают ИГИЛ, а, следовательно, наносят ущерб бизнес-интересам семьи Эрдоган. Поэтому турки будут мешать этому. В частности, прикрываясь легитимными предлогами, к примеру, положениями конвенции Монтре насчет обязательных уведомлений для проходящих через проливы военных судов, проверками, досмотрами, бюрократической волокитой и прочими сопутствующими обстоятельствами. Анкара будет нам мотать нервы, и к этому нужно быть готовыми».

m.ruspravda.info

Турция перекрыла пролив Босфор в обе стороны

В турецком Стамбуле пролив Босфор закрыт для прохода судов в связи с поисково-спасательными работами. Об этом сообщает газета Haberturk, ссылаясь на заявление Стамбульского портового управления.

По сообщению источника издания, Босфор закрыт в обе стороны с 08:45. В проливе проводятся «подводные поисково-спасательные работы», их причина не уточняется.

Как сообщает издание Hurriyet Daily News, спасательные службы ищут 17-летнего юношу, который пропал в Босфоре еще в прошлом месяце. По информации издания, 15 июля он ушел плавать и не вернулся.

ПОПУЛЯРНОЕ

  • Apple
  • зарядка
  • смартфон
  • iPhone
  • ЧП
  • бульвар
  • аттракцион
  • Маятник
    • Наука
    • ядрный взрыв
    • в стране и мире
    • испытания
    • царь-бомба

  • Украина
  • Донбасс
  • Правый сектор
  • пашинин
  • Саркофаг
  • Македонский
  • Александрия
  • видео
  • НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

    НА ТЕЛЕКАНАЛЕ «ЗВЕЗДА»

    ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

    ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

    Сетевое издание www.tvzvezda.ru (далее – Издание) является средством массовой информации и зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77–59170 от 22 августа 2014 года). Учредителем и редакцией Издания является Открытое акционерное общество «Телерадиокомпания Вооруженных Сил Российской Федерации «ЗВЕЗДА» (ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»).

    Главный редактор: Харьков А.В.

    Контакты:
    Адрес: Россия, 129164, г. Москва, проспект Мира, д. 126
    E-mail: info@zvezdamedia.ru, Тел: +7 (495) 645-92-89

    Издание может содержать информационную продукцию, предназначенную для лиц старше 18 лет.

    m.tvzvezda.ru

    Эксперт рассказал, как Турция может «закрыть» для России проливы

    Москва, 1 декабря. Турция может ответить на санкции России. Самое простое — закрыть для России проливы Босфор и Дарданеллы, передает телеканал «МИР 24».

    Фактически права на блокаду у Анкары нет. Это запрещает конвенция Монтре. Стране можно перекрыть проливы только в случае объявлении войны. Но, по мнению юристов, способы сделать Босфор непроходимым все же есть. Например объявить антитеррористические учения. Маневры турецкого флота сейчас идут в Мраморном море. У Москвы уже возникли проблемы со снабжением военных баз в Сирии.

    Российские суда вынуждены часами ждать разрешения турецких властей на проход через Босфор. Доставлять грузы морем можно и другим путем, через Гибралтарский пролив, но это значительно дольше — путь займет две недели вместо трех-четырех дней.

    «Турция как государство, на территории которого протекают эти проливы, имеет право устанавливать определенные правила в части, касающейся навигации, в части, касающейся определенных сборов. Поскольку любое судно, которое проходит через пролив должно проходить санитарно-карантинные формальности. И вот понятно, что тут у государства появляется определенная возможность не для того, чтобы закрыть проливы, но, в какой-то степени, могут возникнуть задержки, связанные с оформлением вот этих формальностей», — пояснил доктор юридических наук, руководитель Центра морского права Института коммуникативных технологий Руководитель Василий Гуцуляк.

    Эксперт подчеркнул, что раньше на оформление подобных документов уходило от 15 до 20 минут. Теперь это время могут искусственно продлить, что будет ощутимо задерживать российские суда.

    Впрочем, президент Турции Реджеп Тейип Эрдоган пообещал ответить на санкции России «без эмоций».

    mir24.tv

    Босфор – дело тонкое: зачем турки закрыли пролив для российских судов

    Мировые СМИ взволнованы: в Интернете появилось видеозапись столпотворения судов на проходе через проливы Босфор и Дарданеллы. Чуть позже, опираясь на показания очевидцев, распространилась информация о том, что Турция негласно закрыла для российских судов переход из Черного моря в Мраморное и Эгейское. Корреспондент Федерального агентства новостей поговорил с экспертами о том, как понимать такое поведение Турции, и что делать России в случае закрытия прохода.

    Подозрительные учения

    Турецкая сторона, разумеется, дала официальные комментарии почти сразу: мол, ведем антитеррористические учения, отслеживаем нежелательных мигрантов. Верить или нет туркам – личное дело каждого, но если ли у них юридические основания для такого поведения?

    Прохождение судов через Босфор регулируется Конвенцией Монтрё: документ был принят в далеком 1936 году и все еще действует. Согласно ему, суда имеют право на проход через Босфор без препятствий круглые сутки. Ограничение на проход устанавливаются только тогда, когда страна оказывается в состоянии войны. Тогда она отказывает судам своего противника в хождении по проливу, ограничивая пути кораблей из других государств темным временем суток и указанным фарватером.

    Эту правовую истину подтвержает корреспонденту ФАН и экс-адмирал ВМФ РФ, с февраля 1996 до июля 1998 командующий Черноморским флотом Виктор Кравченко.

    «Конвенция Монтрё обязательна для всех стран. Для того, чтобы все функционировало, ООН контролирует порядок исполнения этой Конвенции. Односторонние действия возможны только при случае ведения войны, которой, как известно, нет, или при форс-мажорных обстоятельствах. Например, в Босфоре случилась какая-то техногенная катастрофа, и судам там ходить небезопасно», – говорит он.

    Понятно, что в нынешней ситуации турки действительно не с кем не воюют, а натянутые отношения с Россией не являются поводом перекрывать пролив. Теоретически Турция может нажаловаться на нас в ООН и выдать суда России за потенциальную угрозу миру, но в такой вариант верится с трудом.

    Воздушный путь обхода

    При самых неблагоприятных раскладах страдал бы «сирийский экспресс» – десантные корабли, поставляющие вооружение и боеприпасы в Сирию. Что на фоне недавно сбитого истребителя Су-24 и заинтересованности турков в дешевой нефти ИГИЛ 1 (арабское название — ДАИШ, деятельности террористической организации запрещена в РФ) выглядит как негласное противостояние и эскалация конфликта.

    «На всякий случай, мы воюем с турками с XVI века, и успех всегда на стороне России. Сегодня Путин, выступая в Париже, четко расставил все акценты: появится еще один инцидент в российско-турецких отношениях – и его поднимут на высоту, примут все меры. Никто не закроет проход в Черное море, это однозначно», – уверен экс-адмирал ВМФ, командующий Тихоокеанским флотом Игорь Хмельнов.

    Свой вариант обхода запрета предлагает и сопредседатель Союза ветеранов боевых служб ВМФ Виктор Блытов. По его мнению, у нас есть и другой путь, воздушный – через Каспийское море, Иран и Ирак, благодаря тем же «Русланам».

    При этом он не сторонник устраивать панику и поднимать много шума из ничего.

    «Это нормальное явление, что корабли, проходя Босфор, стоят. Так было всегда. Военные корабли, в принципе, пропускают, а гражданские – в зависимости от загруженности пролива и погоды. Турки имеют право задерживать. Я смотрел документы по проходу Босфора: корабли там отстаиваются и получают разрешение на проход», – комментирует эксперт.

    По его словам, если турки вздумают официально запретить проход для российских судов, то обязаны будут сообщить российской стороне. А пока поднимать панику бессмысленно.

    Флаги других государств

    Блытов отмечает, что в случае запрета российские военные суда будут отсечены от пролива, а гражданские – нет. Лазейку всегда можно найти. Все вспомогательные суда ВМФ просто перейдут под флаги других государств.

    «Можно официально оформить их принадлежность к какой-то стране, как у части рыболовецких судов. Тогда они получат документы от этой страны, станут на учет в национальном регистре», – говорит он.

    Турецкие власти отвечают за безопасность прохода и регулируют потоки кораблей. Иногда пролив перекрывают: когда много кораблей прошло Дарданеллы и подходят к Босфору, то сначала всех выпускают, а потом пускают в обратную сторону.

    «Если туман или действительно проводятся учения, то суда не пускают, потому что очень узко, особенно в районе мостов. Пересекает пролив с одного берега на другой масса корабликов, всякие трамвайчики и рыбацкие суденышки», – вспоминает собеседник.

    Остается добавить, что пролив Босфор в паре с Дарданеллами соединяет Черное и Средиземное море. На обеих сторонах пролива расположен крупный турецкий город Стамбул. К чему приведет очередная странная мера со стороны турок, которую многие рассматривают лишь в связке с последними событиями, узнаем в ближайшее время. Равно как и то, окажутся ли правы те эксперты, которые считают, что ничего странного здесь нет, и страна действительно проводит учения.

    riafan.ru

    Турция задерживает суда в босфоре

    REGNUM — федеральное информационное агенство. Поэтому как-то не хочется верить, что это вброс. Хочется верить, что ошиблись очевидцы, на которых ссылается Regnum.

    Или что турки всё-таки очухаются и поймут, чем такое поведение может закончится.

  • Лучшие сверху
  • Первые сверху
  • Актуальные сверху
  • 16 комментариев

    В Заголовке «Регнум сообщает — турция перестала пускать»

    В скриншоте с регнума «Заставляет ждать»

    Кармадрочерство на «фактах» жаренных чует йода в посте данном.

    А по факту — закрытие пролива для судоходства = объявление войны в международном праве. Проливы не являются частью территориальных вод.

    Вы правы. «Заставляют ждать» не равно «перестали пускать». Т.е в заголовке одно, в тексте другое. Весь вопрос «сколько ждать».

    С турков станется.. могут заставить ждать столько, что проще будет попасть в Средиземное море через Гибралтар. А вообще надо читать конвенцию Монтрё: как там описаны «препятствование проходу судов» и «перекрытие проливов»

    Не нашёл в тексте конвенции Монтрё про ожидание. Есть только про желательные сроки уведомления:

    >>Для прохода в Проливах военных кораблей Турецкому

    правительству дипломатическим путем должно быть сделано

    предуведомление. Нормальный срок предуведомления будет восемь

    дней; однако является желательным, чтобы для Держав, не прибрежных

    к Черному морю, он был доводим до пятнадцати дней. В

    предуведомлении будут указываться: место назначения, название, тип

    и количество кораблей, а также дата прохода в первоначальном

    направлении и, если таковое имеет место, то и при возвращении.

    Всякое изменение даты должно составить предмет предуведомления за

    Так что судя по всему без объявления войны вообще не имеют права задерживать.

    m.pikabu.ru