Верховный Суд РФ продолжает работу по модернизации процессуального законодательства в рамках создания самостоятельных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции

Поправки подготовлены Верховным Судом РФ в связи с принятием Госдумой в первом чтении проекта Федерального конституционного закона N 374020-7 «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции», которым предусмотрено создание самостоятельных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, не связанных рамками административно-территориального деления субъектов РФ, а также апелляционного и кассационного военных судов.

Предлагаемыми поправками вносятся изменения в положения раздела I «Общие положения» и глав 39, 41 Гражданского процессуального кодекса РФ, положения разделов I, III, IV, VI, VII Кодекса административного судопроизводства РФ, устанавливающие полномочия создаваемых кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, апелляционного и кассационного военных судов, а также порядок рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб, представлений на судебные акты, вынесенные по гражданским и административным делам.

Поправками определяются сроки и порядок подачи апелляционных, кассационных жалоб, представлений, сроки и порядок рассмотрения кассационных жалобы, представления с делом в судебном заседании суда кассационной инстанции, основания для отмены или изменения судебных постановлений (судебных актов) в кассационном порядке.

Также предлагаются изменения в положения Арбитражного процессуального кодекса РФ, направленные на унификацию изменений процессуального законодательства, разработанных в связи с принятием проекта Федерального конституционного закона N 374020-7.

www.consultant.ru

Реформа суда присяжных. Изменения, которые вступят в силу с 1 июня 2018 года

В России к компетенции суда присяжных отнесено небольшое количество преступлений, из-за чего большинство обвиняемых не могут рассчитывать на рассмотрение их дел с участием присяжных заседателей (п. 2 ч. 2 ст. 30 Уголовно-процессуального кодекса). Сама процедура судебного разбирательства такова, что председательствующий (профессиональный) судья имеет столь значительное влияние на ход процесса, что это может существенно отражаться на итоговом мнении присяжных.

Даже при всех имеющихся проблемах суд присяжных иногда является единственным шансом на справедливый приговор. По данным Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации процент оправдательных приговоров снижается: 0,54% в 2014 году, 0,43% в 2015 году и 0,36% в 2016 году. Как видно из данных: общество нуждается в развитии независимого суда присяжных.

23 июня 2016 года принят Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей». Эти изменения представляют собой компромисс между государственными и общественными интересами. Часть из них вступила в действие, но основные изменения ждут нас 1 июня 2018 года.

Законодатель расширил перечень составов преступлений, по которым дело может быть рассмотрено судом с участием присяжных заседателей и отнес рассмотрение дел с участием присяжных заседателей к компетенции районных судов и гарнизонных военных судов (на одну ступень судебной системы ниже, чем до изменений) по делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1-2 ст. 105, ч. 4 ст. 111 и ст.277, ст. 295, ст. 317 и ст. 357 Уголовного кодекса. Эти изменения формально призваны расширить применение института суда присяжных заседателей. При этом стоит обратить внимание на то, что новые составы, по которым обвиняемый может избрать суд присяжных, в основном весьма экзотические: ст. 277 УК РФ («Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля»), ст. 295 УК РФ («Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование»), ст. 317 УК РФ («Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа»), ст. 357 («Геноцид»). Пожалуй, преступления по ч. 1-2 ст. 105 УК РФ («Убийство») и ч. 4 ст. 111 («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью») будут чаще остальных рассматриваться в суде присяжных.

Как и ранее, после вступления в силу указанных изменений суд присяжных останется недоступным для основной массы обвиняемых. Его компетенция не распространяется на кражи, мошенничество, преступления при осуществлении предпринимательской деятельности.

Еще одно изменение – это сокращение кандидатов в присяжные и сокращение непосредственно количества присяжных. В районных и гарнизонных судах коллегия присяжных будет состоять из 6 человек. Для ее формирования достаточно 12 кандидатов. В вышестоящем суде коллегия присяжных заседателей будет состоять из 8 человек при не менее 14 кандидатах. До изменений закон предусматривает 12 членов коллегии из не менее чем 20 кандидатов.

Относительно сокращения численности коллегии присяжных заседателей есть свои «за» и «против». На практике период формирования коллегии присяжных заседателей может затянуться на срок более года. Все это время подсудимые будут находиться под стражей. Формально, у суда нет обязанности изменить меру пресечения на не связанную с изоляцией от общества из-за того, что не получается собрать коллегию присяжных. С этой точки зрения уменьшение числа присяжных является положительным фактором, так как будет способствовать более быстрому формированию коллегии. Представляется, что законодательное сокращение коллегии присяжных – это ненадлежащий способ достижения цели. По сути, государство констатирует, что не может создать правовую среду, в которой кандидаты в присяжные не будут уклоняться от явки в суд. Вместо того, чтобы решать вопрос с систематическими неявками кандидатов в присяжные, законодатель сократил численность коллегии присяжных. Соответственно, с сокращением числа присяжных возрастает риск неправомерного влияния на вердикт. Очевидно, что на 6 или 8 человек повлиять легче, чем на 12. При этом данное изменение проводится ввиду того, что собрать 12 присяжных дорого, но закон, как уже отмечалось, предусматривает, что дела с участием присяжных будут рассматриваться в районных и гарнизонных военных судах. Эти суды не приспособлены для рассмотрения дел с участием присяжных заседателей. Потребуется масштабная закупка соответствующей мебели для размещения коллегий, расширение залов и проведение дополнительного обучения. Поэтому, довод о необходимости сокращения количества присяжных из-за дороговизны формирования коллегии, выглядит надуманным.

Изменения не коснулись самого главного – процесса доказывания. По-прежнему, присяжных будут удалять в совещательную комнату каждый раз при обсуждении процессуальных вопросов, в том числе ходатайств о приобщении или исключении доказательств. Практикующие адвокаты сталкиваются с проблемой, состоящей в том, что именно профессиональный судья решает какие доказательства будут представлены присяжным, и присяжные даже не знают о тех доводах о недействительности доказательств, которые приводит сторона защиты. Существующий порядок позволяет профессиональному судье так «отфильтровать» доказательства, что у присяжных формируется мнение о виновности подсудимого. Многие специалисты считают, что присяжные должны присутствовать при обсуждении относимости и допустимости доказательств.

Анализ перспектив применения нововведений на практике показывает, что изменения коснутся преимущественно организационных аспектов работы судов, но не приведут к значительному улучшению ситуации с защитой прав и свобод граждан. Реформа должна продолжаться и двигаться в направлении увеличения составов преступлений, рассматриваемых судом присяжных, большей открытости процесса для присяжных и реальной, а не мнимой состязательности обвинения и защиты.

www.garant.ru

Обзор изменений законодательства в арбитражном процессе и в судебной системе за май-июль 2014 г.

Юридическая фирма «Надмитов, Иванов и Партнеры» представляет очередной обзор изменений законодательства в арбитражном процессе и в судебной системе за май-июль 2014 г., который доступен по ссылке: Обзор изменений законодательства в арбитражном процессе и в судебной системе за май-июль 2014 г.

1. Объединение Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ и реформа в системе арбитражных судов.

▪6 августа 2014 г. вступили в силу изменения, согласно которым в результате объединения Высшего Арбитражного Суда РФ с Верховным Судом РФ все полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ перешли к Верховному Суду РФ.
▪Высший Арбитражный Суд РФ был упразднен.
▪Вместо Высшего Арбитражного Суда РФ в Верховном Суде РФ создана новая судебная коллегия – Судебная коллегия по экономическим спорам:
―Судебная коллегия по экономическим спорам стала второй кассационной инстанцией. Подавать кассационную жалобу в нее можно будет на судебные акты арбитражных судов, круг которых определен в ч. 1 ст. 291.1 АПК РФ.
―Срок на подачу кассационной жалобы – 2 месяца с даты вступления в законную силу последнего судебного акта арбитражного суда по делу.
―Порядок рассмотрения кассационной жалобы:

Кассационная жалоба рассматривается судьей Верховного Суда РФ единолично. По результатам рассмотрения судья принимает одно из двух определений: о передаче кассационной жалобы с делом на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам, либо об отказе в передаче кассационной жалобы.

Председатель Верховного Суда РФ или его заместители вправе не согласиться с Определением судьи об отказе в передаче кассационной жалобы в Судебную коллегию по экономическим спорам, отменить такое определение и передать кассационную жалобу в Судебную коллегию.
Судебная коллегия в течение 2 месяцев рассматривает дело по кассационной жалобе и по итогам выносит одно из 7 определений, предусмотренных ст. 291.14 АПК РФ.

▪Структура и полномочия арбитражных судов нижестоящих инстанций сохраняются.
▪Федеральные арбитражные суды округов переименованы в арбитражные суды округов.
▪Из подведомственности арбитражных судов исключены 2 категории дел:
―Об оспаривании нормативных правовых актов.
―Об оспаривании кадастровой стоимости.

▪ Внесены изменения в КоАП РФ. Вступившие в законную силу решения арбитражных судов по делу об административном правонарушении, решения, принятые ими по результатам рассмотрения жалоб, протестов (представлений), пересматриваются Верховным Судом РФ. Условие — исчерпаны все предусмотренные арбитражным процессуальным законодательством способы их обжалования в арбитражных судах. Рассматривать указанные решения правомочны Председатель Верховного Суда РФ, его заместители либо по их поручению судья Верховного Суда РФ.

▪ Пересмотр вступивших в законную силу судебных актов по экономическим спорам
осуществляет Президиум Верховного Суда РФ:
― Жалоба также рассматривается судьей Верховного Суда РФ единолично.
― Закрепляется право Председателя ВС РФ (его заместителя) по жалобе заинтересованных лиц вносить в Президиум ВС РФ представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора для устранения фундаментальных нарушений норм права, которые повлияли на законность этих постановлений и лишили либо ограничили право участников спора на справедливое судебное
разбирательство.
▪ Состав судей Президиума любого арбитражного суда утверждается Пленумом Верховного Суда РФ.
▪ Организационное обеспечение деятельности арбитражных судов возлагается на Судебный департамент при Верховном Суде РФ.
▪ Ранее данные разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ применяются, пока не будут приняты соответствующие решения Пленума Верховного Суда РФ.
▪ Судьям, пребывающим в отставке, разрешили замещать государственные и муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы.

Нормативный акт:
Федеральный конституционный закон от 4 июня 2014 г. N 8-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и статью 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации». Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами».
Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 186-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».

2. В связи с появлением 2-х новых субъектов в составе Российской Федерации – Республики Крым и города федерального значения Севастополь, в Крыму и Севастополе создаются суды общей юрисдикции, военные суды и арбитражные суды.

▪В Крыму создаются:
―Верховный Суд Республики Крым.
―Арбитражный суд первой инстанции и Двадцать первый арбитражный апелляционный суд.
―24 районных и городских суда.
―Гарнизонный военный суд.
▪В Севастополе создаются:
―Арбитражный суд первой инстанции.
―Городской суд.
―4 районных суда.
―Гарнизонный военный суд.
▪Центральный районный суд города Симферополя наделяется правом рассматривать заявления о возвращении ребенка или об осуществлении в отношении ребенка прав доступа на основании международного договора России в случае пребывания ребенка в пределах Крымского федерального округа.
▪Территории Республики Крым и города Севастополь отнесены к юрисдикции Северо-Кавказского окружного военного суда.
▪Решение о дне начала деятельности новых судов примет Пленум Верховного Суда РФ после назначения на должности 2/3 от установленной численности судей.
Нормативный акт:
Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 154-ФЗ «О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Федеральный конституционный закон от 23 июня 2014 г. N 10-ФКЗ «О создании Двадцать первого арбитражного апелляционного суда и о внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

3. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ разъяснил некоторые вопросы, касающиеся исполнительного производства.

▪При исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок, допущенных в резолютивной части судебного акта, а также при выбытии одной из сторон исполнительного производства судебный пристав не может требовать, чтобы ему предоставили новый исполнительный лист. В этих случаях он вносит указанные исправления постановлением о внесении изменений в ранее вынесенные постановления.
▪При образовании множественности лиц на стороне должника арбитражный суд по ходатайству взыскателя вправе выдать несколько исполнительных листов взамен ранее выданных.
▪При замене порядка или способа исполнения судебного акта арбитражный суд по ходатайству взыскателя выдает новый исполнительный лист взамен ранее выданного.
▪Если суд указал на арест имущества в порядке обеспечения иска, это не предполагает изъятие и передачу данного имущества на ответственное хранение иному лицу судебным приставом.
▪Результаты оценки, приведенной оценщиком в отчете, могут быть оспорены посредством отдельного иска. Но не исключается и оспаривание постановления судебного пристава об оценке имущества.
▪В том случае, если размер убытков не может быть установлен с разумной степенью достоверности, размер подлежащего возмещению вреда определяется арбитражным судом с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципа справедливости и соразмерности ответственности.
Нормативный акт:
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 мая 2014 г. N 27 «О некоторых вопросах применения законодательства об исполнительном производстве».

4. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ разъяснил некоторые вопросы, касающиеся уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд.

▪В том случае, если госпошлина уплачивается от имени истца представителем, в платежном документе должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.
▪Госпошлина вносится в размере, установленном на момент обращения в арбитражный суд.
▪После предоставления отсрочки уплаты госпошлины арбитражный суд вправе повторно предоставить такую отсрочку. Однако общий срок предоставления отсрочек не должен превышать 1 года. ▪Если истец, освобожденный от госпошлины, отказался от иска в связи с добровольным удовлетворением его требований после обращения в суд, то госпошлина в бюджет с ответчика не взыскивается.

▪Если судебный акт принят не в пользу государственного (муниципального) органа, должностного лица такого органа, кроме прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, затраты заявителя по уплате госпошлины возмещаются соответствующим органом в составе судебных расходов.
▪С 1 января 2015 г. вступают в силу поправки в НК РФ, которые существенно повышают размеры госпошлин.
Нормативный акт:
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июля 2014 г. N 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах».
Реформирована работа

5. Реформирована работа Конституционного Суда РФ.
▪Правомочный состав Конституционного Суда РФ, при котором он вправе осуществлять свою деятельность, сокращен с 3/4 до 2/3 от общего числа судей.
▪Исключено общее правило о продолжении исполнения обязанностей судьи после достижения предельного возраста до назначения на должность нового судьи.
▪По ряду организационных вопросов, а также в заседаниях решение принимается большинством голосов не от общего числа, а от числа действующих судей.
▪В числе полномочий Конституционного Суда РФ прямо закреплена проверка на соответствие Конституции РФ вопроса, выносимого на всероссийский референдум.
▪Установлен срок подачи жалобы в Конституционный Суд РФ в порядке конкретного нормоконтроля — 1 год после рассмотрения дела в суде.
▪Закреплено, что Конституционный Суд РФ отказывает в принятии обращения к рассмотрению, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу. Исключением является случай, когда он продолжает применяться в правоотношениях, возникших в период его действия.
▪Можно разрешать дела без слушаний относительно федеральных законов, конституций (уставов) субъектов Федерации при абстрактном нормоконтроле.
▪В том случае, когда решение Европейского Суда по правам человека фактически становится препятствием для применения норм российского законодательства, предусмотрена возможность подачи запроса в Конституционный Суд РФ о подтверждении конституционности таких норм.
Нормативный акт:
Федеральный конституционный закон от 4 июня 2014 г. N 9-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации».

nplaw.ru

Как изменятся российские суды уже в ближайшем будущем

Во вторник, 23 января, Владимир Путин выступил на торжественном собрании, посвященном 95-летию Верховного суда РФ, с призывом реформировать судебную систему. В своей приветственной речи президент сделал несколько предложений, как избавить суды от лишней бюрократии и преодолеть коррупцию в этой ветви власти. «URA.RU» отобрало самые важные инициативы президента и узнало у экспертов, как они изменят жизнь россиян, если найдут поддержку Верховного суда.

Апелляции будут рассматривать в разных регионах

Путин предложил изменить механизм работы апелляционных инстанций. «Новые возможности для обжалования судебных решений откроют создание окружных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, они будут образованы по экстерриториальному признаку, что позволит повысить их независимость», — отметил президент.

Эта мера уже давно показала себя в арбитражных судах и теперь ее предлагается перенести на суды общей юрисдикции, отмечает научный руководитель Центра развития современного права Андрей Кашанин. «Когда апелляция рассматривается в другой области, региональные элиты могут минимально влиять на решение второй и третьей инстанции. Насколько я понимаю, задача состоит в том, чтобы региональные власти не имели никаких рычагов влияния на суд. Это, безусловно, позитивное нововведение», — полагает эксперт.

Председатели судов перестанут заниматься хозяйственными вопросами

«Совершенно очевидно, что нужно освобождать судей и председателей от несвойственных им хозяйственных и организационных полномочий, и это можно было бы передать администратору суда», — заявил президент.

Эта мера разгрузит судей, а также сделает их более независимыми, считает ректор МГЮА Виктор Блажеев. «Сейчас председатели судов вынуждены заниматься хозяйственными вопросами: в суде должно быть тепло, вода и электричество, грубо говоря — а для этого им приходится вступать в отношения с третьими организациями. А когда этим займется администратор, который будет исключительно отвечать за организационные вопросы, то председатель не будет связан обязательствами с другими лицами», — пояснил Блажеев, отметив, что эта инициатива снизит коррупционные риски.

Кроме того, председатели судов больше не смогут оказывать влияние через определения размеров премий для персонала, говорит Кашанин.

Провинившихся судей будут понижать в должности

Глава государства предложил ввести новую меру наказания для судей — понижение квалификационного класса. «Разумеется, [нужно] определить критерии, четко отделяющие судебную ошибку от дисциплинарного проступка», — заявил президент.

Подобная мера напрямую скажется на зарплатах судей и продвижении по службе, отмечает Кашанин. В настоящий момент для судей есть лишь две меры наказания: предупреждение (сильно мягкое, как полагают эксперты) и отстранение от службы. «В текущей системе ряд нарушений вообще остается без внимания. Например, если судья соблюдает нормы процессуального права, но его решение в массовом порядке отменяются в высших инстанциях, то средств воздействия на него нет. Новая мера воздействия поможет более адекватно ранжировать нарушения и соответствующе на них реагировать», — говорит эксперт.

Инновации придут в суды

Президент выделил инициативу по внедрению информационных технологий в суды. Речь идет об обязательных аудиозаписях заседаний, а также автоматизированном распределением дел между судьями.

Сейчас эти новшества успешно себя зарекомендовали в арбитражных судах, рассказал «URA.RU» ректор МГЮА Виктор Блажеев: «Автоматизированная система вслепую будет определять судью, который будет рассматривать дело. Таким образом, будет исключаться субъективный фактор, потенциально коррупционный момент, который может существовать. Это тоже одна из гарантий независимости и беспристрастности рассмотрения дел». Председатель больше не сможет отдавать дело «нужному судье», если у него имеется гипотетическая заинтересованность в исходе дела, отмечает Кашанин.

В будущем, по словам Виктора Блажеева, суды смогут отказаться от протоколов судебного заседания: «Когда существует аудиозапись, пропадает смысл ведения протокола. Рассматривая апелляцию по делу, суд сможет сделать вывод о правомерности принятого решения, послушав запись, а не опираясь на протокол, протоколы тоже можно составить по-разному», — отметил юрист.

Лучшие практики Верховного и Высшего арбитражного судов будут объединены

В своем выступлении Путин напомнил и об итогах объединения Верховного и Высшего арбитражного судов, которое произошло несколько лет назад и устранило расхождения в позициях по целому ряду правовых вопросов. «Все мы помним, как по одним и тем же делам принимались абсолютно разные решения в системе арбитражного суда и судах общей юрисдикции. Это, слава Богу, устранено. Важно, чтобы эта работа отвечала запросам граждан, экономики страны, современным тенденциям, которые диктует время — эпоха бурных технологических изменений», — подчеркнул он.

«Верховный Суд России является субъектом законодательной инициативы, и этим правом часто пользуется. По его предложению в последнее время были приняты изменения в Уголовный кодекс, расширившие применение института освобождения от уголовной ответственности обвиняемых в нетяжких преступлениях. Оступившимся людям, о сути, дается второй шанс, — сообщает об усилении роли Верховного суда глава комитета по государственному строительству и законодательству Госдумы РФ Павел Крашенинников. — Сейчас в Госдуме находится на рассмотрении несколько значимых инициатив Верховного Суда России, касающихся материального и процессуального права. Предлагаемые новации требуют широкого обсуждения и дальнейшей проработки. Но стоит отметить, что все инициативы, подготовленные Верховным Судом, направлены на расширение гуманных подходов в правосудии».

После реформ Верховный суд стал более доступен для граждан, более чем в два раза увеличилось количество рассмотренных дел, отмечает Кашанин. «Выработался и механизм единообразия. Раньше мы имели фактически два государства в государстве», — говорит эксперт. В своей речи президент предлагает фактически соединить лучшие наработки этих двух судов.

В целом, эти инициативы — движение вперед для судебной системы, считает Бажеев: «Это мощный шаг с точки зрения совершенствования судебного законодательства, в плане беспристрастности, независимости и объективности и состязательности судебного процесса». Предложенные изменения соответствует современной динамике российского общества, заключает Кашанин.

m.ura.news

Верховный суд РФ рассмотрит изменения в кодексы для сокращения числа судимостей россиян

Председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев пояснил, что для лиц, впервые совершивших преступление небольшой тяжести, предлагается ввести понятие «уголовный поступок»

МОСКВА, 31 октября. /ТАСС/. Пленум Верховного суда России рассмотрит законопроект, который позволит резко снизить число россиян, имеющих судимости.

Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы предлагается дополнить понятием «уголовный проступок». Как ранее пояснил председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев, предлагается ввести данное понятие для лиц, впервые совершивших преступление небольшой тяжести. Уголовным проступком, по словам Лебедева, является правонарушение между уголовно-наказуемым деянием и административным правонарушением, оно не предусматривает лишение свободы, характеризуется короткими сроками давности и не влечет за собой судимость.

«Человек жил достойно всю жизнь. Совершил преступление впервые, случайно, и сам раскаивается, и не знает, как это исправить. Почему в таком состоянии человека государству, обществу не поддержать?» — считает Лебедев. К такому нарушителю будут применены меры уголовно-правового характера (например, штраф, обязательные или исправительные работы), но само действие не будет считаться уголовным деянием.

Полмиллиона подсудимых в год

Ежегодно 55% уголовных дел, рассматриваемых в судах, касаются преступлений небольшой тяжести (в отношении порядка 500 тыс. подсудимых в год).

При этом наличие судимости отражается не только на подсудимых, но и на их родственниках, которые не могут, к примеру, поступить на работу на госслужбу или в правоохранительные структуры. Ранее предлагалось перевести значительную часть таких преступлений в разряд административных правонарушений, но в итоге инициатива подверглась существенным сокращениям. В связи с этим в Верховном суде предложили вспомнить, что практика уголовных проступков предусматривалась прежним УК, но была упразднена в новом кодексе, принятом 20 лет назад.

По данным судебной статистики, за первое полугодие в РФ были осуждены 333 тыс. человек, из них половина — 162 тыс. — за преступления небольшой тяжести. Если по всем вынесенным приговорам трети подсудимых (97 тыс. человек) было назначено лишение свободы, то за преступления небольшой тяжести большая часть — 105 тыс. человек — были осуждены к штрафам или обязательным или исправительным работам. На эту категорию осужденных приходится 90% случаев назначения таких видов наказаний.

В Верховном суде не исключают возможности распространения понятия уголовного проступка на впервые представших перед судом за преступление средней тяжести. За полгода в РФ за такие преступления осуждены 79 тыс. человек, треть — к лишению свободы, остальные — к штрафам, обязательным работам или условным срокам. Из числа совершивших преступления небольшой или средней тяжести 71% предстают перед судом впервые.

В случае одобрения Верховный суд внесет законопроект в Госдуму в порядке своей инициативы.

tass.ru