Звено судебной системы

Звеном судебной системы можно считать суды, занимающие одинаковое положение в судебной системе.

С учетом этого гражданские суды общей юрисдикции подразделяются на суды трех звеньев (уровней);

основное звено — районные суды;

среднее звено — верховные суды республик, краевые и об­ластные суды, суды городов федерального значения, суды автоном­ной области и автономных округов;

высшее звено — Верховный Суд РФ.

— Подобным образом организованы и военные суды:

основное звено — гарнизонные военные суды;

среднее звено — окружные (флотские) военные суды;

высшее звено — Военная коллегия Верховного суда РФ.

С 1 июля 1995 г. стала трехзвенной и подсистема арбит­ражных судов (до этого момента она была двухзвенной). В ее состав входят:

— основное звено — арбитражные суды субъектов Российской Федерации (они перечислены выше в данном параграфе учебника);

среднее звено — федеральные арбитражные суды округов (всего таких округов образовано десять);

высшее звено — Высший Арбитражный Суд РФ.

Суды субъектов Российской Федерации, как это видно по сказанному выше, не образуют подобного рода систем (под­систем), поскольку их конституционные (уставные) суды и учреж­даемые там мировые судьи не являются взаимосвязанными или вза­имоподчиненными органами.

Вся судебная система Российской Федерацииединое целое. По этому поводу в ст. 3 Закона о судебной системе сказано следующее:

«Единство судебной системы Российской Федерации обеспечи­вается путем:

установления судебной системы Российской Федерации Консти­туцией Российской Федерации и настоящим Федеральным консти­туционным законом;

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, об­щепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

признания обязательности исполнения на всей территории Рос­сийской Федерации судебных постановлений, вступивших в закон­ную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей;

финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета».

Для обеспечения единства судебной системы принципиальное не имеет порядок создания и упразднения конкретных судов. В соответствии со ст. 17 Закона о судебной системе этот порядок предполагает, что создание и упразднение судов должно происходить не произвольно, по усмотрению местных или каких-то иных государственных органов или должностных лиц, а путем принятия федеральных законов или законов субъектов федерации. Коротко порядок создания и упразднения судов, входящих в судебную систему, можно было бы изложить следующим образом:

§ высшие судебные органы (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ), созданные на основании предписаний Конституции РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в нее;

§ все другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральными законами;

§ суды субъектов федерации, (конституционные (уставные) суды субъектов федерации и должности мировых судей) создаются и упраздняются с соблюдением требований федеральных законов и законов соответствующих субъектов федерации (см. гл. XI учебника).

www.bibliotekar.ru

Понятие судебного звена и судебной инстанции

Единство судебной системы предусматривает многообразие внутренних отношений, которые определяются организационными и функциональными связями. Организационные связи регулируются законодательством о судоустройстве, функциональные – законодательством о судопроизводстве.

С точки зрения организационных связей систему судов принято делить на звенья. Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные одинаковой компетенцией, включающей все многообразие функций судебной власти. С этих позиций всю систему судов можно разделить на три звена: основное, среднее и высшее.

Применительно к территориальным судам общей юрисдикции:

  • основное звено – районные суды;
  • среднее звено – верховные судыреспублик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;
  • высшее звено – Верховный Суд РФ.
  • Военные суды:

    • основное звено – гарнизонные военные суды;
    • среднее звено – окружные (флотские) военные суды;
    • высшее звено – Верховный Суд РФ (Военная коллегия Верховного Суда).
    • Арбитражные суды:

      • основное звено – арбитражные суды субъектов РФ;
      • среднее звено – окружные арбитражные суды;
      • высшее звено – Высший Арбитражный Суд РФ.
      • Судебной инстанцией считается суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную функцию правосудия исходя из целей разбирательства дела.

        Правосудие по первой инстанции – это рассмотрение дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого по уголовному делу и удовлетворения в иске или отказе в нем по гражданскому и арбитражному делам. Дела по первой инстанции рассматривают все суды. Большинство уголовных и гражданских дел рассматривается по первой инстанции районными судами, а арбитражных – арбитражными судами в субъектах рФ. Наиболее сложные дела рассматривают по первой инстанции и суды второго звена, и очень небольшое число дел попадает на рассмотрение по первой инстанции в высшее звено судебной системы.

        Кассационное разбирательство осуществляется, как правило, в судах второго звена. Проверка приговоров и решений суда первой инстанции производится по кассационной жалобе или кассационному протесту прокурора. По итогам проверки дела в кассационной инстанции судом выносится определение, в котором дается оценка законности и обоснованности приговора или решения суда первой инстанции и принимается одно из двух решений: оставить приговор (решение) в силе или отменить его и направить дело на новое рассмотрение в тот же или соответствующий ему другой суд.

        Апелляционная инстанция имеет особенность: отменив решение суда первой инстанции, этот же суд может заново рассмотреть дело с вынесением нового решения или приговора.

        Рассмотрение дел в порядке надзора возможно после того, как ранее вынесенный приговор или решение вошли в законную силу и не были опровергнуты в обычном (кассационном) порядке. Исключительный (надзорный) порядок имеет целью устранить ранее допущенные нарушения в связи с возникновением вновь открывшихся обстоятельств, ранее не известных суду. Пересмотр дел в порядке надзора осуществляется только по протесту ограниченного круга лиц, прямо перечисленных в законе, в структурных подразделениях судов среднего звена или в судах высшего звена.

        be5.biz

        Судебные звенья судов общей юрисдикции

        Звено судебной системы — суды, за­нимающие одинаковое положение в судебной системе.

        Звенья гражданских судов общей юрис­дикции:

      • основное звено (районные суды);
      • среднее звено (верховные суды республик, краевые и област­ные суды, суды городов федерального значения, суды автономной об­ласти и автономных округов);
      • высшее звено (Верховный Суд РФ).

      Звенья военных судов:

      • основное звено (гарнизонные военные суды);
      • среднее звено (окружные (флотские) военные суды);
      • высшее звено (Военная коллегия Верховного Суда РФ).
      • Звенья арбит­ражных судов:

          1. основное звено (арбитражные суды субъектов РФ);
          2. первое промежуточное звено (арбитражные апелляционные суды);
          3. второе промежуточное звено (арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды));
          4. высшее звено (Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации).
          5. Суды субъектов РФ, как это видно по сказанному выше, не образуют подобного рода систем (подсистем), поскольку их кон­ституционные (уставные) суды и учреждаемые там мировые судьи не являются взаимосвязанными или взаимоподчиненными органами.

            Понятие судебной инстанции

            Судебная инстанция — суд (или его струк­турное подразделение), выполняющий (или выполняющее) конкретную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности, обоснованности и справедливости решения, вступившего или не вступившего в закон­ную силу).

            Суд первой инстанции уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются ос­новными для данного дела. По уголовным делам — это вопросы о ви­новности или невиновности подсудимого в совершении преступления, а в случае признания виновным — и о применении или неприменении уголовного наказания , об определении конкретной его меры. По граж­данским делам существо дела обычно составляет вопрос о доказанно­сти или недоказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. В отношении гражданских и уголовных дел судами первой инстанции могут быть почти все суды в пределах предоставленных им полномочий, которые более или ме­нее четко определены в законе. Исключение составляют арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) и ар­битражные апелляционные суды: им не дано право быть судами пер­вой инстанции (см. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»). .

            Суд второй (апелляционной или кассационной) инстанции при­зван проверять законность, обоснованность и справедливость приго­воров и других судебных решений, как вступивших, так и не вступивших в законную силу:

            • р ешения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу , могут быть обжалованы в апелляционном порядке ( ст. 320 ГПК РФ);
            • вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Верховного Суда Российской Федерации, могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции ( ст. 376 ГПК РФ).
            • В системе судов общей юрисдикции функция апелляционной ин­станции возложена на следующие суды ( ст. 320.1 ГПК РФ):

              1. районный суд — на решения мировых судей;
              2. верховный суд республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом — на решения районных судов, решения гарнизонных военных судов;
              3. Судебную коллегию по гражданским делам ВС РФ — на решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции; Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации — на решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции;
              4. Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации — на решения Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции;
              5. апелляционную инстанцию Московского городского суда — на решения данного суда по гражданским делам, которые связаны с защитой авторских и (или) смежных прав.
              6. Апелляционные жалобы по экономическим спорам рассматривает в порядке апелляционного производства арбитражный суд апелляционной инстанции ( ст. 258 АПК РФ).

                Согласно ст. 10 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ также рассматривает в пределах своих полномочий в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дела в апелляционном и кассационном порядке, однако помните, что согласно ст. 3 ФКЗ от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» она не входит в систему арбитражных судов в РФ.

                Одна из основных особенностей разбирательства судебных дел в апелляционной инстанции заключается в том, что оно (разбиратель­ство) представляет собою полное или частичное повторное рас­смотрение дела с возможным непосредственным исследованием всех или части доказательств, которое может завершиться постановлени­ем нового (апелляционного) приговора либо решения по гражданско­му делу.

                Кассационные жалоба, представление подаются ( ст. 377 ГПК РФ):

                1. в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;
                2. в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;
                3. в президиум окружного (флотского) военного суда;
                4. в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.

                Кассационные жалобы в порядке кассационного производства рассматривают ( ст. 273, 274 АПК РФ):

                1. арбитражный суд кассационной инстанции (арбитражный суд округа);
                2. Суд по интеллектуальным правам.
                3. Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ также рассматривает кассационные жалобы в пределах своих полномочий, однако помните, что согласно ст. 3 ФКЗ от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» она не входит в систему арбитражных судов в РФ.

                  На кассационные инстан­ции возлагается проверка законности, обоснованности и справедли­вости вступивших в законную силу всех приговоров по уголовным делам, решений, выносимых в результате рассмотрения по первой ин­станции гражданских дел , а также большинства иных судебных реше­ний. Они же проверяют вступившие в законную силу приговоры и другие решения апелляционных инстанций .

                  Широкое признание получил термин “надзорная инстанция”. В системе гражданских и военных судов общей юрисдикции в таком качестве могут выступать:

                  • в системе судов общей юрисдикции — Президиум Верховного Суда РФ ( ст. 391.1 ГПК РФ);
                  • в системе арбитражных судов — Президиум Верховного Суда РФ ( ст. 308.1 АПК РФ).
                  • Основная задача надзорных инстанций — проверка приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу . Именно этим существенно отличается проверка судебных решений в надзорных ин­станциях от проверки в апелляционных инстанци­ях, которые, как отмечено выше, имеют дело с приговорами и иными судебными решениями, не вступившими в законную силу.

                    Вышестоящая инстанция или вышестоящий суд — суды или их структурные подразделения, занимающие более высокую ступень. Как отмечено в ч. 2 ст. 36 Закона о судебной систе­ме, “суды, рассматривающие дела в апелляционном или кассацион­ ном порядке, считаются вышестоящими по отношению к судам пер­вой инстанции. Суды, рассматривающие дела в порядке надзора, счи­таются вышестоящими по отношению к судам, принимавшим ранее решения по делу”.

                    Пользуются также весьма созвучным термином “высшая судебная инстанция”. Этот термин является синонимом наименований Вер­ховного Суда РФ, а иногда — и Конституционного Суда РФ.

                    jurkom74.ru

                    2. Звено судебной системы и судебные инстанции

                    Несмотря на отмеченное выше единство судебной системы республики, суды, входящие в названую систему, различаются объемом компетенции, поэтому принято различать звенья судебной системы.

                    В энциклопедическом значении термин «звено» имеет несколько значений: 1) одна из единиц, составляющих цепь; 2) составная часть какого-нибудь целого; 3) небольшая организационная ячейка 56 .

                    Таким образом, звено судебной системы – это совокупность организационно обособленных однотипных судов, имеющих одинаковую структуру и наделенных однородными полномочиями, занимающих одинаковое место в судебной системе.

                    Суды общей юрисдикции подразделяются на три звена судебной системы:

                    Первое, или, как чаще его называют в литературе, основное звено, в которое входят все районные суды и равные им по полномочиям и структуре городские суды.

                    Второе (среднее) звено включает областные суды и Минский городской суд.

                    Высшим звеном судебной системы является Верховный Суд Республики Беларусь.

                    Система военных судов, которые также отнесены законодательством к общим судам, выглядит несколько иначе и включает следующие звенья:

                    Основное звено – межгарнизонные военные суды.

                    Среднее звено – Белорусский военный суд.

                    Высшим звеном в системе военных судов является Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь.

                    Хозяйственные суды объединяются в два звена:

                    Областные суды и хозяйственный суд г. Минска.

                    Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.

                    Более подробно структура каждого из судов соответствующего звена, а также их компетенция будут рассмотрены ниже. Все звенья судебной системы, являясь организационно обособленными, осуществляют свою деятельность согласованно, находятся между собой в функциональной связи по осуществлению правосудия. Как отмечается в литературе, они связаны между собой отношениями инстанционности, которые определяются стадиями судопроизводства 57 .

                    Инстанция (от лат. «instantia» – непосредственная близость) – термин, обозначающий ступень, на которой находятся данное учреждение в системе подчиненных друг другу органов, учреждений той же системы 58 .

                    Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности этих решений и т.п.).

                    В судебной системе судов общей юрисдикции, исходя из процессуальной компетенции, действуют:

                    I. Суды первой инстанции.

                    II. Суды второй (кассационной) инстанции.

                    III. Суды надзорной инстанции.

                    Концепция судебно-правовой реформы предложила ввести в наше судопроизводство апелляционную инстанцию 59 . В настоящее время в Республике Беларусь апелляционные инстанции созданы в системе хозяйственных судов, где действуют:

                    Суды первой инстанции.

                    Суды апелляционной инстанции.

                    Суды второй (кассационной) инстанции.

                    Суды надзорной инстанции.

                    Кроме того, принятие Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей предопределило введение апелляционной инстанции и в системе общих судов. Так, ст.ст. 36, 46 Кодекса, определяя компетенцию областного (Минского городского), Белорусского военного судов, Верховного Суда Республики Беларусь, закрепляют правомочие названных судов рассматривать в апелляционном порядке в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела. В связи с этим при необходимости Президентом Республики Беларусь в областном (Минском городском), Белорусском военном судах, в Верховном Суде Республики Беларусь может образовываться апелляционная судебная коллегия.

                    Каждая судебная инстанция обладает только ей присущими признаками.

                    Судом первой инстанции обычно называют суд, наделенный компетенцией принимать решение по существу данного дела. По уголовным делам это вопросы о наличии состава преступления, о виновности или невиновности обвиняемого в совершении преступления и о применении или неприменении мер уголовной ответственности, о размере причиненного ущерба и др. По гражданским делам существо дела обычно составляет вопрос о доказанности или недоказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. В отношении гражданских и уголовных дел судами первой инстанций могут быть суды всех звеньев в пределах предоставленных им законом полномочий. Основное количество уголовных и гражданских дел по первой инстанции рассматривают районные (городские) суды. Наиболее сложные или особого общественного значения судебные дела рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного Суда Республики Беларусь. Содержание компетенции судов первой инстанции определено в соответствующем процессуальном законодательстве.

                    По смыслу закона под апелляционной инстанцией понимаются суды, уполномоченные повторно и в полном объеме рассматривать дела, по которым решение еще не вступило в законную силу, какая-то из сторон не согласна с ним и подала апелляционную жалобу. В подобных случаях происходит новое разбирательство дела по существу и по его итогам выносится новое решение.

                    Суд второй (кассационной) инстанциипризван проверять законность и обоснованность судебных постановлений, не вступивших в законную силу (приговор либо решение суда вступают в законную силу в течение 10 дней соответственно как в уголовном, так и в гражданском судопроизводстве). Исключение составляет хозяйственное судопроизводство, поскольку согласно ст. 282 ХПК, кассационная жалоба (протест) может быть подана на судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции, вступившее в законную силу, и судебное постановление хозяйственного суда апелляционной инстанции.Судами кассационной инстанции судов общей юрисдикции в Республике Беларусь являются: судебная коллегия по уголовным делам, судебная коллегия по гражданским делам областных судов, Минского городского суда, в отношении приговоров и решений районных (городских) судов, а также Белорусский военный суд в отношении судебных актов межгарнизонных военных судов;судебная коллегия по уголовным делам и судебная коллегия по гражданским делам, военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь в отношении приговоров и решений областных судов, Минского городского суда, Белорусского военного суда соответственно. Хозяйственным судом кассационной инстанции является Кассационная коллегия Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

                    Термином «надзорная инстанция» обозначаются подразделения судов, наделенные правом проверять законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу.

                    В системе общих судов судами надзорной инстанции в Республики Беларусь являются: президиум областных судов и президиум Минского городского суда; Президиум Белорусского военного суда; судебная коллегия по уголовным делам, судебная коллегия по гражданским делам и военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь; Президиум Верховного Суда Республики Беларусь. Хозяйственным судом надзорной инстанции в отношении судебных постановлений, принятых хозяйственными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций, является Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Хозяйственным судом надзорной инстанции в отношении постановлений Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь является Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Следует также отметить, что понятия «судебное звено» и «судебная инстанция» не рассматриваются применительно к конституционному и административному судопроизводству в силу предметной и процессуальной специфики разрешения юридических конфликтов Конституционным Судом Республики Беларусь, а также рассмотрения дел об административных правонарушениях судьями общих судов.

                    Контрольные вопросы и задания для самоконтроля

                    Дайте понятие и общую характеристику судебной системы Республики Беларусь.

                    Назовите принципы построения судебной системы.

                    Дайте краткую характеристику звеньев судебной системы нашей республики.

                    Назовите и охарактеризуйте судебные инстанции.

                    Проанализируйте соотношение понятий «судебная инстанция» и «судебное звено».

                    studfiles.net

                    Судебные звенья, судебные инстанции, подсудность дел судам в Российской Федерации

                    Суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, и суды, входящие в систему федеральных арбитражных судов, различаются объемом компетенции. В связи с этим они подразделяются на звенья судебной системы. Суды, обладающие одинаковой компетенцией, занимающие одинаковое положение в судебной системе, относятся к одному звену судебной системы.

                    Суды общей юрисдикции, исходя из федеративного и административно-территориального устройства страны, подразделяются на четыре звена:

                    первое звено (низшее) – мировые судьи, действующие на судебных участках соответствующего судебного района и рассматривающие судебные дела только по существу;

                    второе (основное) – районные (городские в городах без районного деления) суды. Эти районные (городские) суды в пределах своих полномочий рассматривают дела по существу и в апелляционном порядке пересматривают судебные решения мировых судей;

                    третье (среднее) – верховные суды республик, краевые, областные, суды городов федерального значения (Москва, Санкт- Петербург), суды автономной области, автономных округов. Эти суды в пределах своих полномочий пересматривают дела по существу в апелляционном и кассационном порядке;

                    четвертое звено (высшее) – Верховный Суд РФ, который является высшим судебным органом по гражданским, уголовным административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснение по вопросам судебной практики.

                    Военные суды подразделяются на три звена:

                    первое звено (основное) – гарнизонные военные суды; второе (среднее) – окружные (флотские) военные суды;

                    третье (высшее) – Военная коллегия Верховного Суда РФ. В системе военных судов нет мировых судей. Дела, подсудные мировым судьям в системе военных судов, рассматривают гарнизонные военные суды.

                    Районные (городские) и гарнизонные военные суды относятся к основному звену федеральных судов общей юрисдикции, поскольку они рассматривают большинство судебных дел.

                    Областные и им равные суды являются «непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации» (ст. 24 Закона о судах общей юрисдикции).

                    Арбитражные суды в Российской Федерации подразделяются на следующие звенья:

                    первое (низшее, основное) звено – федеральные арбитражные суды в субъектах РФ. Эти суды рассматривают подсудные им дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности только по существу. Эти суды рассматривают по существу основную массу дел, поэтому они условно называются основным звеном. В районах арбитражные суды не образуются;

                    второе звено – арбитражные апелляционные суды создаются па определенной экономико-географической территории определенных соседних субъектов РФ. В соответствии с Законом об арбитражных судах в России учреждено 20 таких судов. В их названиях использованы имена числительные (Первый апелляционный суд, Второй апелляционный суд и т.д.). Основным полномочием этих судов является проверка законности и обоснованности решений арбитражных судов субъектов, не вступивших в законную силу;

                    третье звено – арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды). На территории России образовано 10 окружных судов, каждый из них, как правило, охватывает территорию нескольких субъектов РФ (ст. 24 Закона об арбитражных судах). Основное полномочие этих судов – проверка законности вступивших в законную силу решений нижестоящих арбитражных судов;

                    четвертое звено – Высший Арбитражный Суд РФ, является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассмотренных арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснение по вопросам судебной практики.

                    Особое место среди арбитражных судов занимает Суд по интеллектуальным правам. Он рассматривает по существу подсудные ему дела и проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений, принятых им самим, а также по делам о защите интеллектуальных прав, рассмотренным судами субъектов РФ и апелляционными судами.

                    Помимо подразделения судов на звенья судебной системы, определяющего их место в судебной иерархии, суды разделяются по их процессуальной компетенции на:

                    – суды первой инстанции;

                    – суды второй (апелляционной) инстанции;

                    – суды кассационной инстанции;

                    – суды надзорной инстанции.

                    Судебной инстанцией считается суд, выполняющий определенную конкретную процессуальную функцию по разрешению судебных дел (вынесение первичного решения но делу, проверка законности и обоснованности вступившего или не вступившего в законную силу судебного решения).

                    Судом первой инстанции является тот суд, который выносит первичное решение по делу, разрешает судебное дело по существу. В этой инстанции в состязательном процессе непосредственно исследуются доказательства, выслушиваются стороны (истцы и ответчики, обвинители и защитники) и от имени государства выносится судебное решение (постановление, определение, приговор).

                    В системе судов общей юрисдикции в качестве суда первой инстанции может выступать суд любого звена, но каждое звено имеет свою подсудность дел. В системе арбитражных судов дела по первой инстанции рассматривают арбитражные суды субъектов РФ, арбитражные суды округов, Суд по интеллектуальным правам и Высший Арбитражный Суд РФ.

                    Каждое звено той или иной системы судов имеет свою подсудность дел по первой инстанции. Подсудность дел определяется процессуальным законодательством: УПК, ГПК, АПК РФ и КоАП РФ.’

                    Различаются предметный, территориальный и персональный признаки подсудности.

                    Предметный признак подсудности означает, что звенья судебной системы имеют строго определенные полномочия по рассмотрению конкретных дел по первой инстанции. В основе этой дифференциации лежит сложность рассматриваемого дела, которая определяется видом и характером спора или правонарушения.

                    Территориальная подсудность означает, что каждый суд вправе рассматривать дела о правонарушениях и спорах, имевших место в границах определенной территории. Например, уголовное дело подлежит рассмотрению но первой инстанции тем судом, на территории действия которого совершено преступление (ст. 32 УПК РФ).

                    Территориальная подсудность дел может быть изменена в случаях, предусмотренных ст. 35 УПК РФ. В гражданском процессе иск, как правило, предъявляется в суд по месту жительства ответчика, а к организации – в суд по месту нахождения организации (ст. 28 ГПК РФ, ст. 35 АПК РФ).

                    В определенных случаях по гражданским делам подсудность дел определяется по выбору истца (ст. 29 ГПК РФ, ст. 36 АПК РФ), по соглашению сторон (ст. 32 ГПК РФ, ст. 37 АПК РФ). В некоторых случаях законом предусмотрена исключительная подсудность дел (ст. 30 ГПК РФ, ст. 38 АПК РФ).

                    Персональная подсудность уголовных дел установлена ч. 3 ст. 31 УПК РФ, в соответствии с которой дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда и мирового судьи подсудны областным и им равным судам по ходатайству названных лиц, заявленному до начала судебного разбирательства.

                    Суд второй инстанции рассматривает дела по жалобам или представлениям прокурора на решения судов первой инстанции, не вступившие в законную силу. Суды этой инстанции составляют обычно второе звено судебной системы и называются апелляционными. Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции проводится по правилам производства в суде первой инстанции с возможным непосредственным исследованием всех или части доказательств и вынесением нового (апелляционного) приговора по уголовному делу или постановления по гражданскому делу.

                    В системе судов общей юрисдикции функцию апелляционной инстанции выполняют районные суды – по отношению к мировым судьям; областные и им равные суды – по отношению к районным и им равным судам; Верховный Суд РФ по отношению к областным и им равным судам. Судебные решения по гражданским делам, вынесенные судебными коллегиями Верховного Суда РФ (судебной коллегии по административным делам, судебной коллегией по гражданским делам и военной коллегией) обжалуются в апелляционную коллегию того же суда.

                    Порядок апелляционного производства по обжалованию судебных решений по гражданским делам предусмотрен гл. 39 ГПК РФ, а по уголовным делам – гл. 45.1 УПК РФ. Поводом для апелляционного производства является апелляционная жалоба заинтересованного лица (участника процесса) или представление прокурора.

                    Апелляционный порядок обжалования судебных решений в судах общей юрисдикции установлен Законом о судах общей юрисдикции (ст. 9, 10, 17, 20, 25, 28, 34) по гражданским делам – с 1 января 2012 г., а по уголовным делам с 1 января 2013 г. С учетом этого внесены соответствующие изменения в ГПК РФ – Законом № 353-Φ3 и в УПК РФ – Законом № 433-Φ3.

                    Следует отметить, что в судах общей юрисдикции областные (и им равные) суды и Верховный Суд РФ рассматривают в пределах своих полномочий дела по первой инстанции, в апелляционном и в кассационном порядке.

                    Порядок обжалования судебных решений, вступивших в законную силу, в судах общей юрисдикции и производства в суде кассационной инстанции по гражданским делам предусмотрен гл. 41 ГПК РФ, а по уголовным делам – гл. 47.1 УПК РФ.

                    В системе арбитражных судов судами второй инстанции являются апелляционные суды (их 20). Они проверяют в апелляционном порядке законность судебных актов арбитражных судов субъектов РФ.

                    Проверку законности вступивших в законную силу судебных актов судов первой и апелляционной инстанций в системе арбитражных судов осуществляют арбитражные окружные (кассационные) суды. Они же рассматривают по первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассмотренным арбитражными судами.

                    Вступившие в законную силу судебные решения судов первой, апелляционной и кассационной инстанций могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции.

                    Необходимость пересмотра судебных решений в порядке надзора вызывается тем, что не все нарушения закона, допущенные судом первой инстанции, устраняются в апелляционном и кассационном порядке. Суды этих инстанций и сами иногда допускают нарушение закона.

                    Таким образом, надзорная стадия является дополнительной гарантией обеспечения законности в судопроизводстве в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.

                    Производство в суде надзорной инстанции – это самостоятельная стадия гражданского и уголовного судопроизводства.

                    Порядок пересмотра судебных решений в надзорном порядке в арбитражном процессе установлен гл. 36 АПК РФ, в гражданском процессе – гл. 41.1 ГПК РФ и в уголовном процессе – гл. 48.1 УПК РФ.

                    В системе арбитражных судов в таком качестве выступает Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (ст. 292 АПК РФ), а в судах общей юрисдикции – Президиум Верховного Суда РФ (ст. 391.1 ГПК РФ и ст. 412.1 УПК РФ).

                    В надзорном порядке суд может оставить оспариваемый судебный акт без изменения, изменить его или отменить полностью или в части и передать дело на новое рассмотрение в нижестоящий суд. В гражданском и арбитражном процессе суд надзорной инстанции вправе, отменив судебный акт, принять новое судебное решение, не передавая дело на новое судебное рассмотрение.

                    При проверке надзорными инстанциями судебных решений установлено две процедуры. Одну из них называют «производством в надзорной инстанции», а другую – «производством ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств».

                    Понятие новых и вновь открывшихся обстоятельств, а также порядок возобновления судопроизводства в связи с этими обстоятельствами указаны в процессуальном законодательстве (гл. 37 АПК РФ, гл. 42 ГПК РФ, гл. 49 УПК РФ).

                    Включенный в систему арбитражных судов Российской Федерации Суд по интеллектуальным правам (гл. IV.1 Закона об арбитражных судах) в пределах своей компетенции должен рассматривать дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций (ст. 43.2 указанного Закона).

                    К федеральным судам России относится Дисциплинарное судебное присутствие, которое является судебным органом, рассматривающим дела по жалобам па решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения этих коллегий об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков (ст. 1 Закона о Дисциплинарном судебном присутствии).

                    Дисциплинарное судебное присутствие формируется в количестве шести членов из числа судей Верховного Суда РФ (три судьи) и Высшего Арбитражного Суда РФ (три судьи) сроком на три года, которые осуществляют свои полномочия без освобождения от основной должности. Первый состав Дисциплинарного судебного присутствия сформирован и приступил к работе в марте 2010 г. За 2011 г. им рассмотрено 208 дел, в том числе 24 дела по существу [1] .

                    Суды субъектов РФ, как отмечалось выше, включают: конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются субъектами РФ для разрешения вопросов соответствия законов и других нормативных правовых актов органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления конституциям (уставам) субъектов РФ. Порядок рассмотрения дел в этих судах устанавливается законами субъектов РФ. Решения конституционных (уставных) судов субъектов РФ, принятые в пределах их компетенции, не могут быть отменены никакими другими органами. Финансирование конституционных (уставных) судов осуществляется за счет средств субъектов РФ.

                    Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Финансирование мировых судей осуществляется из федерального бюджета. Их полномочия, порядок создания и деятельности определяются Законом о мировых судьях. Порядок назначения (избрания) и вопросы обеспечения (кроме финансирования) мировых судей устанавливаются законами субъектов РФ. К компетенции мировых судей относится рассмотрение уголовных дел о менее опасных преступлениях (с мерой наказания до трех лет лишения свободы), некоторых имущественных споров, отдельных трудовых и семейных дел (ст. 23 ГПК РФ) и дел об административных правонарушениях, указанных в ст. 23.1 КоАП). (Подробнее о составе и полномочиях судов, входящих в судебную систему Российской Федерации, см. в гл. 7–12 и 14 учебника).

                    Таким образом, в Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов РФ, которые составляют единую судебную систему. В соответствии с Законом о судебной системе единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

                    – установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и указанным Законом о судебной системе;

                    – соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

                    – применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

                    – признания обязательности исполнения па всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

                    – законодательного закрепления единства статуса судей;

                    – финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета (ст. 3).

                    studme.org