Закон РБ О пенсионном обеспечении
Статья 12. Право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда

Право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда независимо от места последней работы имеют:

а) работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, – по списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей и по результатам аттестации рабочих мест:

мужчины – по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;

женщины – по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.

Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, при наличии стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин пенсии назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 11 настоящего Закона, на 1 год – за каждый полный год такой работы мужчинам и за каждые 9 месяцев такой работы женщинам;

б) работники, занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда, – по списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей и по результатам аттестации рабочих мест:

мужчины – по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах;

женщины – по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.

Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда, при наличии стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин пенсии назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 11 настоящего Закона, на 1 год – за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

в) работницы текстильного производства, занятые на станках и машинах, – по списку производств и профессий, утверждаемому в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, – по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет;

г) женщины, работающие трактористами-машинистами, машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, смонтированных на базе тракторов и экскаваторов, – по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе;

д) трактористы-машинисты, непосредственно занятые в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства: мужчины – по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе;

е) женщины, работающие доярками (операторами машинного доения), телятницами, свинарями-операторами в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства, – по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет при условии выполнения установленных норм обслуживания.

Нормы обслуживания для этих целей устанавливаются в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

ж) водители городского пассажирского транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи) и отдельных пригородных маршрутов, по условиям труда приравненных к городским перевозкам:

Приравнивание отдельных пригородных маршрутов по условиям труда к городским перевозкам производится в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

з) работники экспедиций, партий, отрядов, участков и бригад, непосредственно занятые на полевых геологоразведочных, гидрологических, лесоустроительных и изыскательных работах:

мужчины – по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе;

женщины – по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе.

При этом период работы непосредственно в полевых условиях в течение полугода или более полугода засчитывается за год работы, менее полугода – по фактической продолжительности, а на сезонных работах – в соответствии со статьей 53 настоящего Закона.

Пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда (часть первая настоящей статьи, статьи 13 и 15 настоящего Закона) назначаются лицам, не имеющим права на досрочную профессиональную пенсию. При этом при определении права на такую пенсию периоды работы с особыми условиями труда после 1 января 2009 года учитываются при условии уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование.

belzakon.net

Статья 12. Порядок исчисления страхового стажа

1. Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов, предусмотренных статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением указанной пенсии.

При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.

При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами из числа космонавтов, получающими пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в страховой стаж не включаются периоды работы (службы) и иной деятельности, предшествующие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды работы (службы) и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет, в соответствии с указанным Федеральным законом.

2. При исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год.

3. Лицам, выполнявшим в соответствующем календарном году работу по договорам авторского заказа, а также авторам произведений, получавшим в соответствующем календарном году выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, если общая сумма уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат и иных вознаграждений, полученных по указанным договорам, в течение данного календарного года составила не менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, определяемого в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в страховой стаж засчитывается период, равный полному календарному году (с 1 января по 31 декабря), в котором уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат и иных вознаграждений по данным договорам. В случае, если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года за указанных лиц составляет менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, в страховой стаж засчитывается период (в месяцах) продолжительностью, исчисленной пропорционально уплаченным страховым взносам, но не менее календарного месяца (30 дней).

Комментарий к Ст. 12 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

1. В пункте 1 комментируемой статьи в рамках определения порядка исчисления страхового стажа закреплены два основных правила:

1) исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке;

2) в случае совпадения по времени нескольких периодов, предусмотренных ст. ст. 10 и 11 комментируемого Закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением указанной пенсии.

Данные правила воспроизведены и детализированы в разд. VII Правил 2002 г. подсчета и подтверждения страхового стажа следующим образом:

исчисление периодов работы, в том числе на основании свидетельских показаний, и (или) иной деятельности, а также иных периодов, предусмотренных п. 2 данных Правил, производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы (п. 35);

в случае совпадения по времени периодов работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, и иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии, подтвержденный заявлением, в котором указывается выбранный для включения (зачета) в страховой стаж период (п. 36).

В отношении правила об исчислении страхового стажа в календарном порядке необходимо отметить следующий момент. При установлении пенсии до 1 января 2002 г. применялись нормы Закона 1990 г. о государственных пенсиях, которые предусматривали как льготное исчисление общего и специального трудового стажа при реализации права на пенсию, включая определение ее размера без применения индивидуального коэффициента пенсионера, так и календарное исчисление указанного стажа при определении ее размера с применением индивидуального коэффициента пенсионера. Комментируемый же Закон до внесения изменений Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ не предусматривал льготного исчисления страхового стажа при определении права на трудовую пенсию, а также общего трудового стажа при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 г. (см. комментарий к ст. ст. 2 и 30 Закона).

Следует также упомянуть, что КС России неоднократно отказывал в принятии к рассмотрению запросов о проверке нормы п. 1 комментируемой статьи (см., напр., Определение от 10 июля 2003 г. N 252-О), указывая, что заявители необоснованно отождествляют институты страхового стажа и общего трудового стажа. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 2 Закона О трудовых пенсиях), КС России отмечалось, что под страховым стажем, о котором говорится, в частности, в ст. ст. 2, 11 и 12 комментируемого Закона, а также в п. 1 ст. 7 Закона 2001 г. об обязательном пенсионном страховании, понимается учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж; его величина не влияет на размер трудовой пенсии; понятие же «общий трудовой стаж» применяется в данных Законах для определения порядка исчисления расчетного размера трудовой пенсии, величины расчетного пенсионного капитала и стажевого коэффициента, влияющего на расчетный размер трудовой пенсии, а также учитывается при досрочном назначении пенсий отдельным категориям граждан (ст. 30 комментируемого Закона О трудовых пенсиях).

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ в п. 1 комментируемой статьи включено положение, определяющее особенности исчисления страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом 1993 г. о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу: при исчислении такого страхового стажа в него не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с названным Законом.

Данное дополнение взаимосвязано с внесением тем же Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ дополнений в ст. 3 Закона 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении и ст. 7 Закона 1993 г. о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу, согласно которым военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных комментируемым Законом, предоставлено право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом 1993 г. о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу, и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены комментируемым Законом (см. комментарий к ст. 4 Закона).

Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ в п. 1 комментируемой статьи включено положение, определяющее особенности исчисления страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами из числа космонавтов, получающими пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении: при исчислении такого страхового стажа в него не включаются периоды работы (службы) и иной деятельности, предшествующие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды работы (службы) и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет, в соответствии с названным Законом.

Данное дополнение взаимосвязано с введением тем же Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ в ст. 3 Закона 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении п. 7, предусматривающего право граждан из числа космонавтов при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных комментируемым Законом, на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных названным Законом, и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены комментируемым Законом.

2. Пункт 2 комментируемой статьи содержит правило исчисления страхового стажа при учете работы на водном транспорте и в организациях сезонных отраслей промышленности: периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год (правило продублировано в п. 38 Правил 2002 г. подсчета и подтверждения страхового стажа).

При этом федеральный законодатель делегировал полномочие по определению указанных сезонных отраслей промышленности Правительству РФ. На основании данной нормы Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 498 утвержден следующий Перечень сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год :
———————————
СЗ РФ. 2002. N 27. Ст. 2709.

1) торфяная промышленность (болотно-подготовительные работы, добыча, сушка и уборка торфа, ремонт и обслуживание технологического оборудования в полевых условиях);

2) лесозаготовительная промышленность (добыча живицы, барраса, пневого осмола и еловой серки);

3) лесосплав (сброс древесины в воду, первичный и плотовый лесосплав, сортировка на воде, сплотка и выкатка древесины из воды, погрузка (выгрузка) древесины на суда);

4) лесное хозяйство (лесоразведение и лесовосстановление, в том числе подготовка почвы, посев и посадка леса, уход за лесными культурами, работы в лесных питомниках и полевые лесоустроительные работы);

5) маслосыродельная и молочная промышленность (сезонные работы в организациях по производству молочной продукции и в специализированных организациях по производству молочных консервов);

6) мясная промышленность (сезонные работы в организациях по производству мясных продуктов, переработке птицы и по производству мясных консервов);

7) рыбная промышленность (сезонные работы в организациях по улову рыбы, добыче китов, морского зверя, морепродуктов и переработке этого сырья, в рыбокулинарных, консервных, рыбомучных, жиромучных организациях и холодильниках рыбной промышленности, в аэроразведке);

8) сахарная промышленность (сезонные работы в организациях по производству сахара-песка и сахара-рафинада);

9) плодоовощная промышленность (сезонные работы в организациях по производству плодоовощных консервов).

Названным Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 498 установлено, что работа в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей рыбной, мясной, молочной и сахарной промышленности, включая производство консервной продукции, при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год работы начиная с сезона 1967 г.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 498 установлено, что Минтруд России по согласованию с ПФР дает разъяснения о применении Перечня, утвержденного данным Постановлением, а также Перечня сезонных работ и сезонных отраслей промышленности, работа на предприятиях и в организациях которых независимо от их ведомственной принадлежности в течение полного сезона засчитывается в стаж для назначения пенсии за год работы, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 июля 1991 г. N 381 (о названном Перечне см. комментарий к ст. 30 Закона), и условий исчисления стажа, установленных п. 2 указанного Постановления (в указанной норме также устанавливалось, что работа в течение полного сезона на предприятиях сезонных отраслей рыбного хозяйства, мясной и молочной промышленности, на предприятиях сахарной и консервной отраслей промышленности засчитывается в стаж для назначения пенсии за год работы, начиная с сезона 1967 г.).
———————————
СПС.

zakonopensiah.ru

Федеральный закон «О накопительной пенсии» от 28.12.2013 N 424-ФЗ ст 12 (ред. от 07.03.2018)

Статья 12. Прекращение и восстановление выплаты накопительной пенсии

1. Прекращение выплаты накопительной пенсии производится в случае:

1) смерти застрахованного лица, получающего накопительную пенсию, либо в случае объявления его в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или признания его безвестно отсутствующим — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть застрахованного лица либо вступило в силу решение суда об объявлении его умершим или о признании его безвестно отсутствующим. В случае, если в соответствующем решении суда указана дата объявления застрахованного лица умершим или признания его безвестно отсутствующим, срок прекращения выплаты накопительной пенсии определяется исходя из указанной даты;

2) истечения шести месяцев со дня приостановления выплаты накопительной пенсии в соответствии с пунктами 1 и 3 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок;

3) утраты застрахованным лицом права на назначенную накопительную пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию) — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы;

4) непредставления застрахованным лицом — иностранным гражданином или лицом без гражданства вида на жительство — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек шестимесячный срок, предусмотренный пунктом 2 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона;

5) отказа застрахованного лица от получения установленной накопительной пенсии — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором страховщиком получено соответствующее заявление застрахованного лица.

2. При обращении за восстановлением выплаты накопительной пенсии застрахованного лица, выплата накопительной пенсии которому была прекращена в соответствии с пунктами 2 и 4 части 1 настоящей статьи, при наличии у него права на указанную пенсию в период после прекращения выплаты этой пенсии до указанного обращения решение о прекращении выплаты накопительной пенсии отменяется, а суммы накопительной пенсии выплачиваются за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие месяцу, следующему за месяцем обращения. В случае, если после прекращения выплаты накопительной пенсии в соответствии с пунктами 1 (в связи с отменой решения суда об объявлении застрахованного лица умершим или о признании застрахованного лица безвестно отсутствующим), 2 и 4 части 1 настоящей статьи право на выплату накопительной пенсии было утрачено, выплата накопительной пенсии подлежит восстановлению в соответствии с частью 3 настоящей статьи либо по желанию застрахованного лица накопительная пенсия может быть назначена вновь.

3. Восстановление выплаты накопительной пенсии производится:

1) в случае отмены решения суда об объявлении застрахованного лица умершим или о признании застрахованного лица безвестно отсутствующим — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором вступило в силу соответствующее решение;

2) по желанию застрахованного лица в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающих право на установление накопительной пенсии, если со дня прекращения выплаты накопительной пенсии прошло не более 10 лет, — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором страховщиком получены заявление о восстановлении выплаты этой пенсии и все необходимые документы, подлежащие представлению застрахованным лицом с учетом положений части 9 статьи 9 настоящего Федерального закона. Заявление и все необходимые документы могут быть представлены застрахованным лицом в форме электронных документов и переданы страховщику с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;

3) при подаче застрахованным лицом заявления о восстановлении выплаты накопительной пенсии после отказа от ее получения на основании пункта 5 части 1 настоящей статьи — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором страховщиком получено соответствующее заявление застрахованного лица.

4. При восстановлении выплаты накопительной пенсии право на накопительную пенсию не пересматривается. При этом размер накопительной пенсии определяется исходя из размера, установленного на день прекращения выплаты накопительной пенсии, с учетом корректировки размера накопительной пенсии в соответствии с частью 3 статьи 8 настоящего Федерального закона, имевшей место в период до дня восстановления выплаты накопительной пенсии включительно.

5. По желанию застрахованного лица накопительная пенсия может быть назначена вновь.

6. Подача застрахованным лицом заявления о восстановлении выплаты накопительной пенсии, рассмотрение страховщиком указанного заявления, проверка достоверности документов, необходимых для восстановления выплаты накопительной пенсии, принятие решения о восстановлении выплаты накопительной пенсии либо об отказе в удовлетворении заявления застрахованного лица о восстановлении выплаты накопительной пенсии производятся в порядке и сроки, которые определены для восстановления выплаты страховых пенсий Федеральным законом «О страховых пенсиях».

fzrf.su

Статья 12 право на пенсию

Конвенция об обязательном страховании на случай потери кормильца

работников сельскохозяйственных предприятий 1

Генеральная Конференция Международной Организации Труда, созванная в Женеве Административным Советом Международного Бюро Труда и собравшаяся 8 июня 1933 года на свою семнадцатую сессию, постановив принять ряд предложений об обязательном страховании на случай потери кормильца, что является частью второго пункта повестки дня сессии, решив придать этим предложениям форму международной конвенции, принимает сего двадцать девятого дня июня месяца тысяча девятьсот тридцать третьего года нижеследующую Конвенцию, которая может именоваться Конвенцией 1933 года о страховании на случай потери кормильца в сельском хозяйстве и которая подлежит ратификации Членами Международной Организации Труда в соответствии с положениями Устава Международной Организации Труда:

Каждый Член Международной Организации Труда, ратифицирующий настоящую Конвенцию, обязуется ввести или сохранить в силе систему обязательного страхования на случай потери кормильца, устанавливающую условия, по крайней мере равные условиям, предусматриваемым настоящей Конвенцией.

1. Система обязательного страхования на случай потери кормильца распространяется на работников физического и нефизического труда, включая учеников, занятых на сельскохозяйственных предприятиях и на домашнюю прислугу, занятую у работодателей в сельском хозяйстве.

2. Однако любой Член Организации может предусмотреть в своем национальном законодательстве такие исключения, которые он считает необходимыми в отношении:

a) работников, заработная плата которых превышает установленную сумму и, в том случае, когда национальное законодательство не предусматривает повсеместного применения такого исключения, любых работников нефизического труда, занимающихся видами деятельности, которые обычно рассматриваются как свободные профессии;

b) работников, не получающих денежного вознаграждения;

c) молодых работников, не достигших установленного возраста, и работников, преклонный возраст которых не дает им права на страхование, когда они впервые поступают на работу по найму;

d) надомных работников, условия труда которых отличаются от условий труда обычных работников по найму;

e) членов семьи работодателя;

f) работников, общий период занятости которых в силу самого характера работы неизбежно является непродолжительным и не дает им права на получение пособия, а также лиц, выполняющих по найму исключительно случайную или побочную работу;

g) нетрудоспособных работников и работников, получающих пенсию по инвалидности или по старости;

h) государственных служащих, вышедших на пенсию и выполняющих работу по найму, и лиц, имеющих частный доход в тех случаях, когда такие пенсии или частный доход по меньшей мере равны размеру пенсии по старости, предусмотренной национальным законодательством;

i) работников, которые в период учебы дают уроки или работают за вознаграждение в процессе подготовки к получению профессии, соответствующей такой учебе.

3. Кроме того, могут быть исключены из обязательного страхования лица, которые в силу какого-либо закона, постановления или особой системы страхования имеют или будут иметь право на пособие по старости, по крайней мере равное в целом тем пособиям, которые предусматриваются настоящей Конвенцией.

Национальное законодательство в соответствии с устанавливаемыми в нем условиями либо дает право лицам, некогда подлежавшим обязательному страхованию и не достигшим пенсионного возраста, продолжать страхование на добровольных началах, либо разрешает таким лицам сохранять свои права путем периодической уплаты взноса для этой цели, за исключением случаев, когда такие права сохраняются автоматически или, если речь идет о замужней женщине, когда муж, который не подлежит обязательному страхованию, имеет право на добровольное страхование и таким образом обеспечивает своей жене возможность получения пенсии по старости или по вдовству.

1. Независимо от положений статьи 5 право на пенсию может быть обусловлено истечением срока, который может включать уплату минимального числа взносов с момента страхования и в течение установленного периода, непосредственно предшествующего наступлению страхового случая.

2. Продолжительность такого срока не может превышать 60 месяцев, 250 недель или 1500 дней, в течение которых уплачиваются взносы.

3. В тех случаях, когда адекватность срока связана с уплатой установленного числа взносов в течение установленного периода, непосредственно предшествующего наступлению страхового случая, периоды, в течение которых выплачивается пособие в связи с временной нетрудоспособностью или безработицей, принимаются в расчет как периоды уплаты взносов в той степени и на таких условиях, какие могут быть установлены национальным законодательством.

1. Застрахованное лицо, которое, перестав подлежать страхованию, не получает права на пособие взамен взносов, внесенных на его счет, сохраняет свои права в отношении этих взносов.

2. Однако национальное законодательство может предусмотреть утрату прав в отношении взносов по истечении срока, переменного или фиксированного, исчисляемого со дня, когда застрахованное лицо перестало таким образом подлежать страхованию:

a) если такой срок является переменным, то он не может быть меньше одной трети совокупности всех периодов, за которые засчитывались взносы с момента начала страхования данного лица (но за вычетом периодов, за которые взносы не уплачивались);

b) если такой срок является фиксированным, он ни в коем случае не может быть меньше, чем полтора года, и права в отношении взносов могут быть утрачены по истечении данного срока, за исключением случаев, когда в течение этого срока на счет застрахованного лица было зачислено минимальное число взносов, предписанное законодательством, на основе либо обязательного, либо добровольного продолжения страхования.

Система страхования в пользу вдов и сирот предоставляет права на пенсию по меньшей мере вдове, которая не вышла вновь замуж, и детям умершего застрахованного или получавшего пенсию лица.

1. Право на пенсию по случаю смерти мужа может ограничиваться вдовами, которые старше установленного возраста или являются инвалидами.

2. Положения пункта 1 не применяются к специальным системам страхования лиц нефизического труда.

3. Право вдовы на получение пенсии по смерти мужа может ограничиваться случаями, когда брак продолжался в течение установленного периода времени и был заключен до того, как застрахованное или получающее пенсию лицо достигло установленного возраста или стало инвалидом.

4. Вдове может быть отказано в праве на получение пенсии по смерти мужа, если к моменту смерти застрахованного или получавшего пенсию лица брак был расторгнут или судом было вынесено решение о раздельном жительстве супругов исключительно по вине жены.

5. Если несколько лиц предъявляют права на пенсию по смерти мужа, размер выплачиваемой суммы может ограничиваться размером одной пенсии.

1. Любой ребенок моложе возраста, установленного по крайней мере в 14 лет, имеет право на пенсию по смерти одного из родителей.

2. Однако право на пенсию по смерти застрахованной или получавшей пенсию матери может обусловливаться либо тем, что мать участвовала в расходах по содержанию ребенка, либо тем, что к моменту своей смерти она была вдовой.

3. Национальное законодательство определяет случаи, в которых ребенок, не являющийся законнорожденным, имеет право на пенсию.

1. Размер пенсии определяется в зависимости или независимо от продолжительности страхования и представляет либо определенную сумму, либо процент от заработной платы, принимаемой во внимание в целях страхования, либо же меняется в зависимости от суммы выплаченных взносов.

2. Если размер пенсии зависит от продолжительности страхования и ее предоставление обусловливается истечением определенного периода для застрахованного лица, такая пенсия включает, при отсутствии гарантированного минимума, определенную сумму или часть суммы, не обусловленную продолжительностью этого периода. Там, где пенсия предоставляется независимо от завершения этого периода, может предусматриваться ее гарантированный минимальный размер.

3. Если размер взносов зависит от размера заработной платы, учитываемая с этой целью заработная плата принимается также во внимание для исчисления пенсии, независимо от того, обусловливается ли размер пенсии продолжительностью периода страхования или нет.

Страховые учреждения имеют право выдавать пособия натурой на условиях, определяемых национальным законодательством, с целью предупреждения, отсрочки, облегчения или излечения инвалидности лицам, которые получают пенсию по инвалидности или имеют право претендовать на нее.

1. Право на пособие может быть утрачено или приостановлено полностью или частично:

a) если смерть является результатом преступления или намеренного проступка со стороны застрахованного лица или любого лица, которое может иметь право на пенсию по случаю потери кормильца;

b) если застрахованное лицо или любое лицо, которое может получить право на пенсию по случаю потери кормильца, допускает обман в отношении страхового учреждения.

2.Выплата пенсии может быть полностью или частично приостановлена в течение времени, когда соответствующее лицо:

a) полностью содержится на общественные средства или на средства учреждения социального страхования;

b) отказывается без основательной причины выполнять предписания врача или инструкции, касающиеся поведения инвалидов, или умышленно и без разрешения уклоняется от контроля страхового учреждения;

c) получает другое периодическое денежное пособие в соответствии с каким-либо законом об обязательном социальном страховании, о пенсиях или о возмещении работникам в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;

d) получив пенсию вдовы, не обусловленную возрастом или инвалидностью, проживает с мужчиной в незарегистрированном браке;

e) охватывается особой системой страхования для лиц нефизического труда и получает вознаграждение, превышающее установленный размер.

1. Застрахованные лица и их работодатели участвуют в создании средств системы страхования.

2. Национальное законодательство может освободить от уплаты страховых взносов:

a) учеников и молодых работников, не достигших установленного возраста;

b) работников, не получающих денежного вознаграждения или получающих очень низкую заработную плату.

3. Национальное законодательство по страхованию, охват которого не ограничивается лицами, работающими по найму, может не предусматривать уплату взносов работодателями.

4. Государственные органы участвуют в создании средств систем страхования или в предоставлении пособий этими системами, охватывающими всех лиц, работающих по найму, или работников физического труда.

5. Национальное законодательство, которое в момент принятия настоящей Конвенции не предусматривает уплаты взносов застрахованными лицами, может и впредь освобождать застрахованных лиц от таких взносов.

1. Управление страхованием осуществляется либо учреждениями, основанными государственными органами и не имеющими своей целью получение прибыли, либо государственными страховыми фондами.

2. Однако национальное законодательство может также поручить управление делом страхования учреждениям, созданным по инициативе заинтересованных сторон или их организаций и должным образом признанным государственными органами.

3. Управление финансовыми средствами страховых учреждений и государственных страховых фондов ведется отдельно от управления государственными средствами.

4. Представители застрахованных лиц участвуют в управлении страховыми учреждениями на условиях, определяемых национальным законодательством, которое может также решать вопрос об участии представителей как работодателей, так и государственных органов.

1. Иждивенцы умершего застрахованного или получавшего пенсию лица имеют право обжалования в случае любого спора относительно пособий.

2. Такие споры входят в компетенцию специальных судебных инстанций, состоящих из судей, которые – независимо от того, являются ли они профессиональными судьями или нет,– хорошо знакомы с целями страхования и нуждами застрахованных лиц или же пользуются помощью заседателей, представляющих соответственно застрахованных лиц и работодателей.

3. В любом споре относительно ответственности по страхованию или размера взносов работник, а в случае, когда предусматривается уплата взносов работодателями, то и его работодатель имеют право обжалования.

1. Работники-иностранцы подлежат страхованию и уплачивают взносы на тех же условиях, что и граждане данной страны.

2. Иждивенцы застрахованных или получавших пенсию иностранцев имеют те же права, что и граждане данной страны, на пособия, основанные на взносах, зачисленных на их счет.

3., Иждивенцы застрахованных или получавших пенсию иностранцев являющиеся гражданами любого Члена Организации, связанного настоящей Конвенцией, законодательство которого, следовательно, предусматривает участие государства в создании финансовых средств или выплате пособий системой страхования, в соответствии со статьей 12 также имеют право на любую субсидию или надбавку к пенсии или часть пенсии, которые выплачиваются из государственных фондов.

4. Однако национальное законодательство может ограничить только гражданами страны право на любую субсидию, надбавку к пенсии или часть пенсии, выплачиваемые из государственных фондов, которые предоставляются только иждивенцам застрахованных лиц, достигшим установленного возраста к моменту вступления в силу законодательства об обязательном страховании.

5. Любые ограничения, которые могут предусматриваться в случае проживания за границей, применяются к пенсионерам и их иждивенцам, гражданам любого Члена Организации, связанного настоящей Конвенцией, проживающим на территории какого-либо Члена Организации, связанного настоящей Конвенцией, лишь в той мере, в какой они распространяются на граждан страны, в которой была получена пенсия. Однако субсидии или надбавки к пенсии или части такой пенсии, подлежащие выплате за счет государственных фондов, могут не выдаваться.

1. Страхование лиц, работающих по найму, производится в соответствии с законом, действующим по месту их работы.

2. В целях обеспечения непрерывности страхования могут допускаться исключения из этого правила по соглашению между соответствующими Членами Организации.

Любой Член Организации может предусмотреть специальные положения для трудящихся пограничных районов, место работы которых находится на его территории, а постоянное место жительства – за границей.

В странах, не имеющих законодательства об обязательном страховании на случай потери кормильца к моменту первоначального вступления в силу настоящей Конвенции, любая существующая в это время система пенсий, не основанная на взносах, рассматривается как отвечающая требованиям настоящей Конвенции, если эта система гарантирует индивидуальное право на пенсию на условиях, определенных в нижеследующих статьях 19 – 25.

1. Право на пенсию имеют следующие лица:

a) любая вдова, которая вновь не вышла замуж и имеет по крайней мере двух детей на своем иждивении;

b) любой круглый сирота, т. е. ребенок, потерявший обоих родителей.

2. Национальное законодательство определяет:

a) случаи, в которых ребенок, не являющийся законнорожденным, считается ребенком вдовы в целях приобретения ею права на пенсию;

b) предельный возраст, до которого ребенок считается как состоящий на иждивении вдовы или имеющий право на пенсию. Однако такой возраст ни в коем случае не может быть ниже 14 лет.

1. Право вдовы на пенсию по смерти мужа может обусловливаться периодом проживания на территории Члена Организации:

a) умершего мужа – в течение периода, непосредственно предшествующего его смерти;

b) вдовы – в течение периода, непосредственно предшествующего ее заявлению о праве на пенсию.

2. Право сироты на получение пенсии может обусловливаться проживанием на территории соответствующего Члена Организации в течение периода, непосредственно предшествующего смерти того из родителей, который умер последним.

3. Период проживания на территории Члена Организации, требуемый от вдовы или от умершего родителя, предписывается национальным законодательством, но не может превышать пяти лет.

1. Право на пенсию по случаю потери кормильца признается за каждым ходатайствующим лицом, годовые средства которого, включая любые средства состоящих на иждивении детей или сирот, не превышают предела, устанавливаемого национальным законодательством с учетом прожиточного минимума.

2. При оценке средств средства, не превышающие уровня, установленного национальным законодательством, не принимаются в расчет для такой оценки.

Размер пенсии устанавливается в сумме, которая вместе с любыми средствами ходатайствующего лица, превышающими средства, не учитываемые вышеупомянутой оценкой, является по крайней мере достаточной для покрытия основных нужд пенсионера.

1. Ходатайствующее лицо имеет право обжалования при любом споре, касающемся назначения пенсии или определения ее размера.

2. Жалоба рассматривается иным органом, чем тот, который вынес решение в первой инстанции.

1. Иностранки вдовы и иностранцы сироты, являющиеся гражданами любого Члена Организации, связанного настоящей Конвенцией, имеют право на пенсию на тех же условиях, что и граждане данной страны.

2. Однако национальное законодательство может обусловливать выдачу пенсии иностранцам определенным периодом проживания на территории соответствующего Члена Организации, который не может превышать более чем на пять лет период проживания в стране, предусматриваемый в статье 20.

1. Право на пенсию может быть утрачено или приостановлено полностью или частично, если вдова или лицо, принявшее на себя ответственность за содержание сирот, получило или пыталось получить пенсию путем обмана.

2. Выплата пенсии может быть полностью или частично приостановлена на период, в течение которого заинтересованное лицо полностью содержится на общественные средства.

При условии соблюдения положений пункта 5 статьи 15 настоящая Конвенция не касается вопроса о сохранении прав на пенсию в случае проживания за границей.

Официальные документы о ратификации настоящей Конвенции согласно положениям Устава Международной Организации Труда направляются Генеральному Директору Международного Бюро Труда для регистрации.

1. Настоящая Конвенция связывает только тех Членов Международной Организации Труда, чьи документы о ратификации зарегистрированы в Международном Бюро Труда.

2. Она вступает в силу через двенадцать месяцев после того, как Генеральный Директор зарегистрирует документы о ратификации двух Членов Организации.

3. Впоследствии настоящая Конвенция вступает в силу в отношении каждого Члена Организации через двенадцать месяцев после даты регистрации его документа о ратификации.

Как только в Международном Бюро Труда зарегистрированы документы о ратификации двух Членов Международной Организации Труда, Генеральный Директор Международного Бюро Труда извещает об этом всех Членов Международной Организации Труда. Он также извещает их о регистрации всех документов о ратификации, полученных им впоследствии от других Членов Организации.

1. Любой Член Организации, ратифицировавший настоящую Конвенцию, может по истечении десятилетнего периода с момента ее первоначального вступления в силу денонсировать ее посредством акта о денонсации, направленного Генеральному Директору Международного Бюро Труда для регистрации. Денонсация вступает в силу через год после регистрации акта о денонсации в Международном Бюро Труда.

2. Каждый Член Организации, ратифицировавший настоящую Конвенцию, который в годичный срок по истечении упомянутого в предыдущем пункте десятилетнего периода не воспользуется своим правом на денонсацию, предусмотренным в настоящей статье, будет связан на следующий период в десять лет и впоследствии сможет денонсировать настоящую Конвенцию по истечении каждого десятилетнего периода в порядке, установленном настоящей статьей.

Каждый раз, когда Административный Совет Международного Бюро Труда считает это необходимым, он представляет Генеральной Конференции доклад о применении настоящей Конвенции и решает, следует ли включать в повестку дня Конференции вопрос о ее полном или частичном пересмотре.

1. В случае если Конференция примет новую конвенцию, полностью или частично пересматривающую настоящую Конвенцию, и если в новой конвенции не предусмотрено обратное, то:

a) ратификация каким-либо Членом Организации новой, пересматривающей конвенции влечет за собой автоматически, независимо от положений статьи 28, немедленную денонсацию настоящей Конвенции, при условии, что новая, пересматривающая конвенция вступила в силу;

b) начиная с даты вступления в силу новой, пересматривающей конвенции, настоящая Конвенция закрыта для ратификации ее Членами Организации.

2. Настоящая Конвенция остается во всяком случае в силе по форме и содержанию в отношении тех Членов Организации, которые ее ратифицировали, но не ратифицировали новую, пересматривающую конвенцию.

Французский и английский тексты настоящей Конвенции имеют одинаковую силу.

1 Дата вступления в силу: 29 сентября 1949 года. Конвенция пересматривалась в 1967 году Конвенцией 128. После вступления в силу Конвенции 128 Конвенция 40 закрыта для ратификации.

www.ilo.org