Полномочия президента РФ

Полномочия президента РФ

Получение полномочий Президента России

Прекращение полномочий президента РФ

Досрочное прекращение полномочий

Полномочия Президента РФ

По статье 91 конституции Президент России обладает неприкосновенностью.

По статье 90 конституции Глава государства имеет право издания указов и распоряжений, То есть обладает правом законодательной инициативы.
Пункт 2 и 3 этой же статьи гласит о том что указы и распоряжения обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Но при этом указы и распоряжения не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. По статье 87 конституции Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. И в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии Глава России вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

По статье 88 конституции Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

По статье 86 конституции Президент России осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации, ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ , подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Общественно поощрительная деятельность рассмотрена статьей 89 конституции.

  • Глава государства разрешает вопросы предоставления политического убежища и гражданства Российской Федерации
  • Награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания
  • Осуществляет помилование.

Способ реализации конституционных полномочий Президента

Срок полномочий президента длятся от момента вступления в должность до передачи полномочий следующиму президенту.
Прекращение полномочий президента рассмотрено в этой статье а более подробно о прекращении полномочий смотрите ниже.
полномочия российского президента длятся 6 лет.
полномочия президента российской федерации длятся 6 лет.
прекращение полномочий президента рф описано в этой статье.
срок полномочий президента рф длится 6 лет от момента вступления в должность до передачи полномочий следующиму президенту.
законодательные полномочия президента описаны в конституции.
функции и полномочия президента рф описаны в этой статье смотри выше.
статус и полномочия президента рф описаны в этой статье смотри выше и читай внимательно.
срок полномочий президента рф составляет 6 лет.

xn——6kcbvfbojnb6amoiqnsbj4r.xn--p1ai

Президентский срок: какая модель ограничения президентских полномочий приемлема для России? (Кондрашев А.А.)

Дата размещения статьи: 07.07.2016

Президент России В.В. Путин находится у власти уже третий срок, а если не учитывать его нахождение в должности председателя Правительства РФ , то нынешний глава государства руководит страной уже 15 лет. Причем он вполне допускает свое выдвижение и на четвертый срок в 2018 году. В 2015 году нашему Президенту исполнилось 62 года, а в 2018 году ему будет уже 66 лет, что увеличивает риски здоровья или возрастных проявлений. Возникает закономерный вопрос: а как современное конституционное законодательство устанавливает барьеры для фактически пожизненного замещения поста президента? И насколько эффективны эти барьеры?
———————————
При этом сам же глава государства рассказал, что они заранее договорились с Д.А. Медведевым о рокировке с целью обойти конституционный запрет на замещение поста президента два срока подряд. См.: Владимир Путин и Дмитрий Медведев: рокировка // URL: http://www.forbes.ru/ekonomika-package/vlast/74425-vladimir-putin-i-dmitrii-medvedev-rokirovka (дата обращения: 12.05.2015).

Как известно, СССР обходился коллективным главой государства — Президиумом Верховного Совета СССР, и фактическим главой государства было Политбюро ЦК КПСС. Возглавлявший его Генеральный секретарь ЦК КПСС мог и вообще не занимать государственных постов (хотя в последние годы имели место случаи их избрания на пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР). И, соответственно, генсеки правили фактически пожизненно .
———————————
Известна история, когда в начале 80-х страна пережила с небольшим промежутком смерть трех престарелых Генеральных секретарей: в 1982 году — Л.И. Брежнева, в 1984 году — Ю.В. Андропова, и затем в 1985 году — К.У. Черненко.

С распадом СССР и образованием нового государства, России, стало понятно, что необходимо законодательно (конституционно) закреплять ограничения для занятия высшей государственной должности — Президента РФ. И такие нормы появились в Конституции РСФСР 1978 г., пережившей около 400 изменений. Согласно ст. 121-2 Конституции РСФСР Президентом Российской Федерации мог быть избран только гражданин Российской Федерации не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом. Предусматривалось, что Президент Российской Федерации избирается сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может быть Президентом Российской Федерации более двух сроков подряд .
———————————
Закон РСФСР от 24.05.1991 N 1326-1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. N 22. Ст. 776.

В самом первом проекте Конституции РФ 1990 г. никакого слова «подряд» не было. Президент мог избираться только на два срока по 4 года. 11 июня 1993 г. группа представителей федеральных органов государственной власти обсуждала поправку к ст. 71 президентского проекта, исключавшую слово «подряд». Не представившийся член группы задал вопрос, возможно ли Президенту РФ «пропустить» третий срок и баллотироваться на последующих выборах. Председательствующий А.М. Яковлев ответил, что «так это и замыслено» . Тогда этот же неизвестный оратор указал на опыт «латиноамериканских и иных конституций, [который] показывает, что можно после президента, после двух сроков, избрать, например, его жену или внучатую племянницу, при которой он будет реально управлять, после чего его опять избирают, и так далее». Поправка о запрете одному и тому же лицу занимать президентский пост более двух сроков вообще была принята двадцатью голосами против семи . По причинам, не отраженным в материалах конституционного совещания, эта принятая в группе поправка не попала на обсуждение рабочей комиссии по доработке проекта Конституции РФ .
———————————
Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. 29 апреля — 10 ноября 1993 г. М., 1995. Т. 6. С. 77.
Там же. С. 78.
Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. 29 апреля — 10 ноября 1993 г. М., 1995. Т. 12. С. 288.

В проекте Конституции РФ 1993 года, вынесенном на референдум, как отмечал один из ее основных авторов С.М. Шахрай, появилась формулировка «о двух сроках подряд», перекочевавшая из действующей Конституции РСФСР .
———————————
Шахрай С.М. Урок Конституции // URL: http://www.rcoit.ru/elect_history/russian_federation/17635 (дата обращения: 14.05.2015).

Какие же ограничения сроков избрания существуют в мировой конституционной практике?
Можно выделить следующие разновидности ограничения президентского срока:
— один срок: Гватемала, Гондурас, Чили (4 года); Парагвай, Сальвадор (5 лет); Кыргызстан, Мексика (6 лет); Вануату (7 лет);
— два срока без продления: США (4 года — один срок), ФРГ (5 лет — один срок), Греция (5 лет — один срок), Польша (5 лет — один срок);
— два срока без перерыва, а далее с перерывом и с возможностью продления еще на 2 срока: Аргентина, Молдова (4 года — один срок); Франция, Украина (5 лет — один срок); Финляндия, Россия (6 лет — один срок); Ирландия, Таджикистан (7 лет — один срок);
— три срока: Кирибати (4 года — один срок), Сейшелы (5 лет — один срок);
— неограниченные сроки без перерывов: Исландия (4 года); Азербайджан, Беларусь (5 лет); Сирия (7 лет);
— нетипичная конструкция: Китай. Здесь все высшее руководство компартии должно быть сменено один раз в десять лет (включая председателя КНР, Госсовета и всех министров).
Вернемся к нашей стране. До 2008 года Президент у нас избирался, как известно, на 4 года, но посредством поправки в Конституцию, принятой в рекордно короткие сроки (менее 2 месяцев), этот срок увеличился до 6 лет . Возникает вопрос: а почему нужно было так увеличивать президентский срок, когда в большинстве демократических стран президентский срок не превышает 4, ну максимум 5 лет. Ответ на этот вопрос, предположительно, дал нынешний глава государства В.В. Путин, о чем стало известно обществу из переписки его близкого знакомого Е. Пригожина. Как следует из якобы писем этого знакомого Президента, В. Путин сказал следующее: «Имея всего четыре или максимум восемь лет активной политической жизни, лидер не имеет зачастую возможности повлиять на имеющие место быть аппаратные традиции и вынужден, в силу отсутствия должных лидерских качеств, быть конформистом в своем политическом поведении» .
———————————
Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 1. Ст. 1.
Лихачев Н. «Анонимный интернационал» опубликовал мемуары предполагаемого «повара Путина» Евгения Пригожина // URL: http://tjournal.ru/p/prigozhin-putin-ai (дата обращения: 14.05.2015).

Как можно относиться к такому оправданию увеличения срока президентских полномочий? С одной стороны, в логике не откажешь: действительно, новый глава государства, в силу отсутствия опыта политического руководства и аппаратных связей в государственном истеблишменте, вынужден учитывать мнения многих представителей этого аппарата. Но ведь это одновременно может быть и определенной гарантией для общества: президент не считает свое мнение единственно правильным и не уподобляется тирану, который навязывает свою позицию обществу, а слушает служилую бюрократию. Кроме того, возможна и иная интерпретация короткого срока полномочий президента, а именно: максимальные 8 лет не дают главе государства подчинить себе все структуры власти, не дают подавить независимые СМИ, не дают возможности установить контроль за судами и т.д. Отсутствие ограничений сроков пребывания в должности президента приводит к построению устойчивого аппарата чиновников в государственных органах, в значительной степени затрудняет доступ к государственной власти новых лиц, не входящих в сложившуюся систему.
А если еще проанализировать те громадные полномочия глав государств, которыми наделяют президентов конституции большинства бывших советских республик (РФ, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Беларусь, Азербайджан), то мы увидим закономерные тенденции формирования жестких автократических, авторитарных режимов в этих республиках.
Профессор М.А. Краснов в своем комплексном исследовании взялся проверить гипотезу, которую можно сформулировать следующим образом: существует ли корреляция между конституционной конструкцией власти и созданием (укреплением) режима личной власти . И пришел к выводу, проанализировав конституции и законодательную практику постсоветских государств, что если речь идет о президентских и полупрезидентских республиках, то в них существует явная или скрытая (при передаче власти по монархическому сценарию) несменяемость президентов. Если нет такой смены, демократические институты перестают выполнять свою прямую функцию институализированного контроля общества над государством (народа над органами публичной власти) .
———————————
Краснов М.А. Постсоветские государства: есть ли зависимость политического режима от конституционного дизайна? // Сравнительное конституционное обозрение. 2014. N 2 (99). С. 29.
Итак, самые длительные на постсоветском пространстве сроки правления составляют у: И. Каримова — 24 года, Н. Назарбаева — 25 лет, Э. Рахмона — 23 года, А. Лукашенко — 21 год. Этот ряд следует дополнить также Президентами Азербайджана и Туркменистана: хотя И. Алиев правит «всего» 11 лет, а Г. Бердымухамедов — 8, они после смерти своих предшественников заняли президентские должности по монархическому сценарию и при сохранении существующего положения будут править до тех пор, пока их это устраивает.

Что же произошло в России за годы президентства В.В. Путина (включая и переходные 4 года — т.н. преемника, Д.А. Медведева)? Политическая система деградировала, съежившись до 7 партий, которые полностью контролировались исполнительной властью. А либерализация 2012 года была временной, и фактически единственная оппозиционная партия, создаваемая жестким критиком власти А. Навальным, не регистрируется по надуманным мотивам уже более 2 лет.
В России отсутствуют общенациональные телеканалы, транслирующие оппозиционную точку зрения, за исключением одного кабельного канала. Всячески ограничивается деятельность печатных СМИ, которые пытаются не соглашаться с официальной линией как с помощью правовых средств (гигантские штрафы за «экстремизм» , за клевету или посредством ограничения доли иностранного собственника ), так и путем различных форм административного давления. Судебная система полностью зависима от позиции исполнительной власти, особенно наглядно это проявляется в уголовном процессе, когда судьи просто переписывают обвинительные заключения прокуратуры (например, по т.н. политическим делам против граждан, обвиненных в насилии над сотрудниками полиции в ходе разгона разрешенного митинга на Болотной площади в мае 2012 года). На уровне субъектов Федерации была выстроена жесткая система подчинения на уровне исполнительной власти, когда в течение 8 лет губернаторы де-факто назначались президентом (де-юре кандидатуру вносил президент, а одобряли законодательные органы, но не одобрить они и не могли, так как иначе были бы распущены главой государства).
———————————
Федеральный закон от 02.05.2015 N 116-ФЗ «О внесении изменений в статьи 13.15 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. N 18. Ст. 2619. Данный Федеральный закон вводит ныне действующую часть 6 ст. 13.15 КоАП РФ, в которой предусмотрена санкция в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Федеральный закон от 28.07.2012 N 141-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 31. Ст. 4330. Данный Федеральный закон предусматривает введение действующей в настоящее время ст. 128.1 УК РФ, которая предусматривает наказание за клевету, содержащуюся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, в виде штрафа в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательных работ на срок до двухсот сорока часов.
Федеральный закон от 14.10.2014 N 305-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. N 42. Ст. 5613.

Давайте обратимся к опыту закрепления ограничения сроков президентских полномочий у наших соседей по СНГ. Сразу отметим, что 3 страны не имеют ограничений на количество избраний: Туркменистан (1999), Беларусь (2004) и Азербайджан (2008). В Казахстане срок полномочий президента увеличили до 7 лет, сохранили ограничение двумя сроками подряд, но при этом исключили это правило для Н. Назарбаева . В Узбекистане и Таджикистане ограничение установлено не более 2 сроков подряд. Срок полномочий президента в случае Украины и Армении — 5 лет с ограничением на пребывание в должности в виде двух сроков подряд, и 6 лет в Киргизии, где «одно и то же лицо не может быть избрано Президентом дважды». Наиболее соответствующая демократической практике норма установлена в Грузии, где в Конституции сформулировано правило: «Одно и то же лицо может быть избрано Президентом только дважды подряд».
———————————
Действующая Конституция Республики Казахстан в ч. 5 ст. 42 указывает, что одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики более двух раз подряд, однако следующим предложением оговаривает, что данное правило не предусматривается для первого Президента.

Указанные семь (супер)президентских республик, согласно Индексу демократии 2012 года, составленному Economist Intelligence Unit, относятся к «авторитарным режимам»; это: Беларусь, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и Россия, о форме правления которой много спорят, однако мы, несмотря на наличие элементов парламентаризма, склонны считать ее все же (супер)президентской республикой .
———————————
Гарошка К. Сменяемость власти в постсоветских республиках: как на практике? // URL: http://reporter.tut.by/reporterallnews/1314.html (дата обращения: 17.05.2015).

В России практически отсутствуют научные исследования, посвященные анализу конституционного положения о двух сроках подряд, а имеющиеся в основном являются апологетикой существующего положения вещей или же идут дальше и считают, что нужно вообще отказаться от ограничений по количеству избраний.
Так, например, такие авторы как В.В. Гончаров и С.М. Жилин указывают, что «крайне необоснованным является предусмотренное Конституцией страны ограничение числа сроков пребывания Президента России в своей должности, что также не способствует усилению и укреплению самого института Президента в Российской Федерации. Само положение действующей Конституции о двух сроках последовательного пребывания в должности главы государства является слепым копированием американского законодательства, но при этом игнорируется ряд обстоятельств» . При этом они приводят два аргумента в защиту своей гипотезы:
———————————
Гончаров В.В., Жилин С.М. Современные проблемы и пути укрепления президентской власти в Российской Федерации как необходимого условия противодействия центробежным тенденциям в государственном управлении // Административное и муниципальное право. 2010. N 1. С. 18.

«Во-первых, ограничение числа сроков пребывания главы государства в США — это скорее дань сложившемуся правовому обычаю, чем четкая законодательная норма. Например, Президент США Ф.Д. Рузвельт пребывал в должности главы государства 4 срока подряд. Это было обусловлено нежеланием страны сменой лидера вводить «в штопор» систему государственного управления, а также пониманием того, что отказ от централизации власти, проводимой «курсом Рузвельта», может привести к распаду США как самостоятельного государства.
Во-вторых, в мире обозначалась тенденция к увеличению как числа сроков пребывания главы государства у власти, так и их продолжительности (например, Белоруссия, Франция)» .
———————————
Гончаров В.В., Жилин С.М. Указ. соч. С. 18.

Что на это можно ответить? Как минимум авторы такого рода публикации идут вопреки фактам и научной корректности, публикуя подобные домыслы. Действительно, в американской истории был опыт, когда Ф. Рузвельт занимал пост президента 4 срока подряд. Но американцы, несмотря на признание заслуг Ф. Рузвельта, практически сразу после его смерти приняли 22-ю поправку к Конституции США, согласно которой один и тот же человек может занимать пост президента США не более двух сроков, независимо от того, подряд или с перерывом.
Что касается второго аргумента, то он также является негодным: в мире существует обратная тенденция, а именно сокращение сроков полномочий президента и количества избраний. Увеличение срока полномочий президента в такой недемократической стране, как Беларусь, не может служить основанием для авторской гипотезы. В 1994 году в Бразилии срок полномочий президента был снижен с 6 лет до 4, в то же время был снижен срок полномочий президента в Аргентине. В сентябре 2000 года во Франции на проведенном референдуме было принято решение о сокращении конституционного срока президентских полномочий с 7 до 5 лет .
———————————
Страны, в которых изменялись полномочия президентов. Справка. URL: http://ria.ru/politics/20081105/154441913.html#ixzz3c4e3et6L (дата обращения: 20.05.2015).

Среди современных авторов, обосновывающих увеличение продолжительности срока полномочий российского президента, можно выделить Е.Ю. Бархатову. По ее мнению, «установление более продолжительного срока полномочий Президенту Российской Федерации обосновывается законодателем «необходимостью обеспечения стабильного поступательного развития страны и преемственности государственной политики». Помимо указанных законодателем причин, продление полномочий президента Российской Федерации может быть продиктовано рядом других причин. Так, например, слишком много средств тратится на выборы, и чем реже они будут случаться, тем больше высвободится средств на другие необходимые нужды, тем более процедура вступления в должность, кадровые перестановки и внедрение новой программы в четырехлетний срок вынуждают производить скорые реформы и действия, которые просто не успевают приниматься обществом и поэтому не работают и работать не будут .
———————————
Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Е.Ю. Бархатова. М., 2015. С. 72.

Очень сложно комментировать ангажированные политической подоплекой рассуждения. Если руководствоваться логикой данного автора, то выборы нужно проводить чуть ли не раз в 20 лет, так как это же дорогостоящая процедура. Что касается доводов о «скорых реформах», которые общество не успевает принять, то опять же во многих случаях именно «затягивание» реформ более опасно, нежели их быстрая реализация .
———————————
Например, именно нежелание советского правительства в 1990 — 1991 годах решиться на установление свободных рыночных цен привело к коллапсу экономики, а вследствие этого — и разрушению Советского Союза и проведению «шоковой терапии» правительством Е. Гайдара в 1992 году.

Еще одним защитником позиции, согласно которой объявляется ошибочным любое ограничение сроков президентской власти, стал профессор философии НИУ ВШЭ и бывший сотрудник администрации Президента РФ О. Матвейчев. При этом аргументация дана в виде развернутого философско-социального обоснования. Так, автор полагает, что «принцип сменяемости власти» и «не более чем два срока пребывания во главе государства» — сам по себе абсолютно недемократический и жульнический. Он ограничивает не столько права «потенциального тирана», сколько право народа на свободный выбор. Если некий президент за два срока показал себя с хорошей стороны, улучшил жизнь в стране и граждане хотят видеть его во главе государства на третий, четвертый или даже десятый срок, — это ИХ право. Это ИХ права ограничиваются, а не «властолюбивого» кандидата» .
———————————
Против принципа сменяемости власти // URL: http://matveychev-oleg.livejournal.com/443536 (дата обращения: 20.05.2015).

Самое интересное, что указанный профессор философии фактически дословно использует аргументы известного политолога А. Шлезингера и американского юриста К. Клиффорда. Так, А. Шлезингер выдвинул тезис, что ограничение президента двумя сроками противоречит идеям демократии, так как суть этой идеи — право избирателей свободно выбирать своих руководителей, а «эта поправка (имеется в виду 22 поправка к Конституции США; выделено мною. — А.К.) значительно сузила эти права» и «избирателям было отказано избирать на пост руководителя человека, наиболее способного, по их мнению, послужить на благо общества в чрезвычайных условиях» . А К. Клиффорд использует иную аргументацию: «Надежда на переизбрание играет положительную роль, заставляя Президента чутко реагировать на запросы и ожидания избирателей», — и поэтому отмена ограничения президента сроками стимулировала бы воспитание подлинных государственных деятелей, а не политиканов .
———————————
Шлезингер А.М. Циклы американской истории. М., 1992. С. 455.
Как делается Президент. М., 1985. С. 11.

Что касается права народа видеть конкретного человека президентом 3-й или 4-й срок, то это приведет, как показывают многочисленные примеры, к превращению государства в диктатуру, а народ — в раболепствующих и бесправных людей, и именно для этого многие страны ввели запрет на избрание более 2 раз на этот ключевой государственный пост. В той же Мексике или Филиппинах, граждане которых столкнулись с фактами создания тиранических (авторитарных) режимов, где президенты правили десятками лет, пошли на ограничение сроков избрания глав государств в виде сокращения их правления на один срок. И поэтому занятие этого поста «новичком» является для любого государства ценным благом, а не ошибкой или недостатком. Смена президента в значительной мере снижает риск образования коррупционной и неподконтрольной обществу диктатуры, когда у власти оказываются клептократы, объединенные близостью к главе государства по принципу родства (непотизм) или свойства (однокурсники, подчиненные по прежней работе и т.д.).
Таким образом, по нашему мнению, наиболее соответствующим мировому опыту и практике существования президентских и полупрезидентских республик является существование ограничения на занятие должности президента двумя сроками. Как правильно отмечает Н.А. Сахаров, такая норма призвана «препятствовать авторитаристским тенденциям президентской власти и закреплена в конституциях большинства стран, но есть и исключения, присущие ряду государств Азии и Африки . Кроме того, следует согласиться и с Г.В. Дегтевым, который указывает, «что такая норма направлена против гипотетически возможных в любом обществе, переживающем переходный период от тоталитаризма к демократии, тенденций тоталитаризма, автократизма, геронтократизма и. является классической для правовых систем президентских республик» .
———————————
Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994. С. 44.
Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. М., 2006. С. 43.

Какой конституционно-правовой смысл вкладывается в ограничение сроков избрания главы государства?
Во-первых, это сменяемость власти. Народ просто устает видеть во главе страны одно и то же лицо и его команду. Это, конечно, в значительной мере психологический эффект, но он крайне важен для общества. Лидер, находящийся у власти 10 и более лет, мало того что стареет, он перестает адекватно воспринимать запросы общества, его потребности, а самое главное — не испытывает нужды в каких-либо переменах и реформах.
Во-вторых, при непрерывном или даже с формальным перерывом (как это было в 2008 — 2012 гг.) занятии поста президента одним человеком все государственные чиновники попадают в личную зависимость от него (можно даже сказать, что почти вассальную зависимость), особенно в России, где по Конституции и законодательству все высшие должности замещаются либо по решению главы государства, либо по его инициативе.
В-третьих, это политическая конкуренция. Если отсутствует запрет на определенное количество сроков (обычно не более 2), то глава государства получает возможность жестко контролировать оппозицию и содействовать административными методами (угрозами, принуждением в отношении зависимых от него чиновников и проч.) победе только поддерживающей его партии на всех уровнях выборов в стране.
В-четвертых, это риск коррупции окружения и того же личного (семейного) обогащения. При нахождении у кормила власти одного лица постепенно на ключевые государственные должности назначаются его родственники, друзья, друзья друзей и т.п.
В-пятых, это опасность создания культа и передачи власти фактически по наследству при сохранении формальных выборов. Показателен пример Азербайджана или Венесуэлы. В первом случае Г. Алиев обеспечил переход к власти посредством выборов своему сыну И. Алиеву. Во втором случае президентом был избран бывший водитель скоропостижно скончавшегося У. Чавеса — Н. Мадуро.
В-шестых, это контроль за институтами гражданского общества, средствами массовой информации и иными источниками формирования общественного мнения. Это может происходить посредством формирования многочисленных провластных общественных движений и организаций. Например, в России за последние 10 лет было создано множество различных провластных движений и организаций («Молодая гвардия», «Сталь», «Наши», «Сеть», «Общенародный фронт» и т.д.), которые получают значительные бюджетные средства и стараются формировать положительный имидж главы государства и в то же время активно противостоять оппозиции.
В-седьмых, есть риск формирования провластных организаций, призванных просто физически подавлять политическую оппозицию. Характерен пример латиноамериканских стран, когда в авторитарных режимах, существовавших в Парагвае, Боливии, Венесуэле, Гватемале, были сформированы т.н. парамилитарес (военизированные провластные общественные организации), которые не просто угрожали оппозиционным активистам, но и убивали противников режима. Есть риск, что и создание таких движений, как «Антимайдан» или «Суть времени», лидеры которых ставят целью запугивать оппозицию методами насилия, может привести к подобным результатам .
———————————
«У нас был Сталин, он оставил нам мощь!» // URL: http://www.novayagazeta.ru/society/66859.html (дата обращения: 21.05.2015).

На наш взгляд, необходимо внести поправку в ст. 81 Конституции России и ограничить возможность избрания одного и того лица на должность главы государства не более чем двумя сроками (т.е. одно лицо может занимать должность эти два срока как подряд, так и с перерывом). Это ограничение позволит избежать авторитарных тенденций на российском политическом поле, мало того, возможно рассмотреть и установление дополнительных ограничений, исходя из российской политической практики последних 20 лет. А именно — установить запрет избрания на пост главы государства всем родственникам бывшего главы государства, а также лицам, замещавшим должности главы Правительства, заместителей председателя, министров, генерального прокурора, руководителя СК, руководителя Президентской администрации и его замов .
———————————
Кстати, подобные требования установлены в некоторых государствах, в которых у власти длительное время находились харизматичные лидеры. Например, в Никарагуа запрещается выдвигать свою кандидатуру на пост главы государства родственникам действующего президента.

Автору можно попенять на то, что его предложения сработают только в демократических странах и в президентских республиках, а в полупрезидентских или суперпрезидентских все равно будет устанавливаться режим личной власти президента, независимо от ограничений по срокам избрания. Но, как отмечают многие авторы, угроза авторитаризма (персонализма) не фатальна. В ряде европейских стран с полупрезидентской формой как со сложившимися демократическими традициями (Франция, Финляндия), так и недавно покончивших с тоталитаризмом (Португалия, Словения, Хорватия и др.), довольно устойчиво работает «политический маятник» и даже при харизматических главах государств (типа де Голля) не устанавливается режим личной власти, при том что, как подмечено в научной литературе, президенты в президентских и полупрезидентских республиках последовательно расширяют свои полномочия без изменения конституции .
———————————
См., например: Duverger M. Institutions politiques et droit constitutionnel. 10e P.: Presses Universitaires de France, 1969. P. 20 — 22; Крутоголов М.А. Президент Французской Республики: Правовое положение. М.: Наука, 1980. С. 37 — 40, 41 — 45 и др.; Лессинг Л. Путь президентства // Конституционное право: восточно-европейское обозрение. Осень 1993 / зима 1994. N 4 — 5. С. 117 — 120; Санстейн К. Изменение конституционных полномочий американского Президента // Там же. С. 112 — 116, 113 — 115; Баглай М.В. Президенты Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки: Роль, порядок выборов, полномочия: монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма; ИНФРА-М, 2012. С. 93.

Еще одной проблемой, требующей урегулирования, в Конституции России, по нашему мнению, является установление предельного срока пребывания в должности. Как известно, в настоящее время оно явно отсутствует.
Не секрет, что во многих демократических странах мира установление предельного возраста для президента не предусматривается (США, Чехия, Польша). А в некоторых странах устанавливается даже весьма большой минимальный возраст (50 лет в Италии).
Думается, что в России вполне можно установить такой предельный возраст. Как показывает даже наш недавний исторический опыт, отсутствие таких ограничений ведет к появлению на президентской должности просто недееспособных руководителей, за которых будет править их окружение. Показателен пример первого президента Б.Н. Ельцина, который уже после президентских выборов 1996 года стремительно утрачивал по состоянию здоровья реальные возможности осуществлять президентские обязанности. Теоретически возможны два подхода:
— первый — это распространение на президента РФ ограничения по возрасту, существующего для всех государственных служащих в России согласно ст. 25.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе» (65 лет);
— второй подход закреплен в том же Законе, а именно — установление 70-летнего ограничения. Правда, этот срок в Законе установлен только для категории «руководители» и это возможно только по решению президента РФ. Нужно отметить, что в некоторых законодательных актах этот 70-летний возраст распространен на большее количество должностей. Так, в Законе «О статусе судей в Российской Федерации» установлено, что предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет .
———————————
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 31. Ст. 3215.
Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1792. Справедливости ради нужно отметить, что для некоторых руководителей предельный возраст вообще отменен в нормах специальных законов, например для председателя Конституционного Суда РФ. См.: Федеральный конституционный закон от 03.11.2010 N 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 45. Ст. 5742.

Если же проанализировать законодательные новеллы 2015 года, то можно прийти к парадоксальному выводу: налицо две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, в соответствии с нормами Федерального закона от 13.07.2015 N 269-ФЗ одно и то же лицо может быть назначено на должность Генерального прокурора неоднократно, и при этом на Генерального прокурора не распространяется 70-летний предельный возраст нахождения на государственной службе. А с другой стороны, согласно Федеральному закону от 29.06.2015 N 174-ФЗ губернатор субъекта Федерации избирается на срок не более пяти лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд. Нельзя не поддержать введенное для губернаторов ограничение сроков их полномочий, так как даже в нашей новейшей истории есть примеры, когда у власти в регионах находятся высшие должностные лица по 18 — 20 лет. В то же время в последние годы увеличивается число лиц, замещающих высшие государственные должности, на которых не распространяются предельные сроки нахождения на государственной службе .
———————————
Федеральный закон от 13.07.2015 N 269-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации» // Российская газета. 2015. 17 июля.
Федеральный закон от 29.06.2015 N 174-ФЗ «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. N 27. Ст. 3965.
См.: Федеральный конституционный закон от 03.11.2010 N 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 45. Ст. 5742; Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ (ред. от 04.11.2014) «О Верховном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. N 6. Ст. 550.

В заключение отметим, что установление ограничений на количество избраний в рамках опыта большинства демократических стран, равно как и законодательное закрепление предельного возраста пребывания в должности главы государства, сформирует иное отношение к должности главы государства как у обычного гражданина, так и у властно-политической элиты страны. Тогда будет невозможным наличие в публичном дискурсе истерических и риторических рассуждений государственных деятелей вроде: «Есть Путин — есть Россия, нет Путина — нет России» . Каждый гражданин, включая и главу государства, будет понимать, что Конституция устанавливает жесткий барьер пожизненного или квазипожизненного пребывания в президентской должности. Нет и не может быть оправданий тезису о невозможности альтернативы действующему главе государства, его «богоизбранности» и прочей аргументации, когда во главу угла ставятся эгоистические интересы сохранения безграничной личной власти президента, равнозначной по многим критериями власти абсолютного монарха.
———————————
Володин В.: «Есть Путин — есть Россия, нет Путина — нет России» // URL: http://www.mk.ru/politics/2014/10/23/volodin-est-putin-est-rossiya-net-putina-net-rossii.html (дата обращения: 22.05.2015).

Литература

1. Баглай М.В. Президенты Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки: роль, порядок выборов, полномочия: монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма; ИНФРА-М, 2012. 144 с.
2. Гончаров В.В., Жилин С.М. Современные проблемы и пути укрепления президентской власти в Российской Федерации как необходимого условия противодействия центробежным тенденциям в государственном управлении // Административное и муниципальное право. 2010. N 1. С. 15 — 21.
3. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. М., 2006. 237 с.
4. Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. 29 апреля — 10 ноября 1993 г. / под общ. ред. С.А. Филатова, В.С. Черномырдина, С.М. Шахрая и др. М.: Юридическая литература, 1995. Т. 1. 559 с.
5. Краснов М.А. Постсоветские государства: есть ли зависимость политического режима от конституционного дизайна? // Сравнительное конституционное обозрение. 2014. N 2 (99). С. 29 — 45.
6. Крутоголов М.А. Президент Французской Республики: правовое положение. М.: Наука, 1980. 336 с.
7. Лессинг Л. Путь президентства // Конституционное право: восточно-европейское обозрение. Осень 1993 / зима 1994. N 4 — 5.
8. Плеханов С.М. Как делается Президент. М., 1985. 314 с.
9. Санстейн К. Изменение конституционных полномочий американского Президента // Конституционное право: восточно-европейское обозрение. Осень 1993 / зима 1994. N 4 — 5.
10. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994. 176 с.
11. Шлезингер А.М. Циклы американской истории. М., 1992. 687 с.
12. Duverger M. Institutions politiques et droit constitutionnel. 10e P.: Presses Universitaires de France, 1969. P. 20 — 22.

xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai