24. Буквы о – а в корнях -лаг- / -лож-, -рос- / -раст- (-ращ-). Правила

В корне -лаг- / -лож- на месте безударного гласного
перед г пишется буква а ,
перед ж – буква о :

В корне -рос- / -раст- (-ращ-) на месте безударного гласного
перед с пишется буква о ,
перед ст, щ – буква а :

росли – растение – приращивание.

отрасль, росток, на вырост, ростовщик,

Ростов, Ростислав и слова, от них образованные.

Задачи на тему «Буквы о – а в корнях -лаг- / -лож-, -рос- / -раст- (-ращ-)»

Вставьте пропущенные буквы.

Изл гать, ул житься, предпол жение, пол г, распол гать, разл жить, пол гаться, пол жение.

Р стить, Р стислав, нар щение, выр сший, Р стов, выр стить, пор сль, р сток, выр щенный, отр сль, водор сль, повзр слеть.

Пол жить на стол, выр сший в деревне, краткое изл жение, прил гать усилие, думать предпол жительно, отр сль знаний, младший возр ст.

Предпол гаемый ответ, отл жить на завтра, трудное пол жение, р сток дерева, возл гать надежды, морские водор сли, предл гать помощь, распол жение комнат, шум возр стал.

Возр стать, р стение, взр слый, взр слеть, возр ст, выр стить, отр сток, прор стать, р сти, выр щенный, зар сли.

Сл жить вещи, неотл гательный вопрос, отл жение минералов, пол г над кроватью, выл жить мозаику, прор стание корней, комнатные р стения, вр сти в песок, перер сти сверстников, старый р стовщик, позар стали дорожки.

school-assistant.ru

Чередующиеся гласные раст-, рос-, ращ- в корне слова

В корне р а ст- и р о с- выбор напи­са­ния бук­вы «а» или «о» зави­сит от нали­чия в корне соглас­ных «ст» и «щ».

В корне раст-/ращ-/рост-/рос глас­ные чаще все­го явля­ют­ся без­удар­ны­ми, напри­мер:

р а сте́ние — вы́р а щен­ный — вы́р о сток — по́р о сль.

Но про­ве­рять их уда­ре­ни­ем, как чаще все­го и посту­па­ют с без­удар­ны­ми глас­ны­ми в корне, не сле­ду­ет, так как глас­ные а//о явля­ют­ся чере­ду­ю­щи­ми­ся.

Эти чере­ду­ю­щи­е­ся кор­ни воз­ник­ли исто­ри­че­ски в резуль­та­те вли­я­ния ста­ро­сла­вян­ско­го язы­ка:

корень рос- явля­ет­ся искон­но рус­ским, а корень раст-/ращ- — ста­ро­сла­вян­ским.

В напи­са­нии слов с эти­ми кор­ня­ми вос­поль­зу­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом:

Написание слов с корнем раст-/ращ-

Значит, для выбо­ра бук­вы «а» или «о» в рас­смат­ри­ва­е­мых кор­нях нуж­но толь­ко вни­ма­тель­но посмот­реть на сло­во и заме­тить нали­чие в нем ука­зан­но­го соче­та­ния соглас­ных «ст» и «щ», напри­мер:

  • вы́р а ст у — вы́р а щ енный;
  • р о сли́ — вы́р о сли.
  • Точно так­же сде­ла­ем выбор бук­вы «а» в напи­са­нии слов:

  • позар а ст али тро­пин­ки;
  • прор а ст ить вовре­мя;
  • подр а ст ить дочь;
  • цве­ты разр а ст ались;
  • возр а ст ной актер;
  • нар а ст ающий гул;
  • прор а щ енное семя;
  • выр а щ енный уро­жай;
  • нар а щ ение.
  • Без дождя и тра­ва не рас­тёт (посло­ви­ца).

    Вырастала ёлка в лесу на горе, у неё игол­ки зимой в сереб­ре.

    Целый день сосуль­ки тают, хоть и тают — под­рас­та­ют, ста­ли чуть ли не до зем­ли. Вот как силь­но под­рос­ли! (Елена Трутнева).

    Написание слов с корнем рос-/рост-

    В сло­вах с кор­нем рос-, за кото­рым не сле­ду­ют букв «ст» и «щ», выбе­рем бук­ву «о»:

    У лес­ной рябин­ки вырос­ли вол­нуш­ки пря­мо на тро­пин­ке.

    Мы сто­им две-три минут­ки, точ­но к месту при­рос­ли: голу­бые неза­буд­ки, неза­буд­ки рас­цве­ли (Е. Трутнева).

    Исключения:

    Все про­из­вод­ные сло­ва сохра­ня­ют ука­зан­ные напи­са­ния, напри­мер:

    • росток — рост­ки, росто­чек, рост­ко­вый, росто­вой;
    • ростов­щик — ростов­щи­чий, ростов­щи­ца, ростов­щи­че­ский, ростов­щи­че­ство.
    • Ранней вес­ной упа­дет семеч­ко с ели во влаж­ную зем­лю, про­рас­тёт. Покажется малень­кий росток. Он даст жизнь ново­му дерев­цу (Г. Скребицкий).

      Видеоурок «Чередующиеся гласные в корнях РОС, РАСТ, РАЩ»


      russkiiyazyk.ru

      Примеры слов с корнем раст-/ращ-/рос-

      В сло­вах с кор­нем р а ст-/р а щ- в без­удар­ном поло­же­нии бук­ва «а» пишет­ся перед соглас­ны­ми ст/щ.

      В осталь­ных слу­ча­ях в сло­вах пишет­ся корень рос-. Запомним напи­са­ние слов-исключений.

      Примеры слов с корнем раст-/ращ-

      • рас­ти, рас­тет бере­за, рас­тут поми­до­ры, рас­ту­щая луна, пре­клон­ный воз­раст, вели­чи­на воз­рас­та­ет, пыш­ная рас­ти­тель­ность, рас­ти­тель­ное мас­ло, отрас­тить боро­ду, зарас­ти тра­вой, вовре­мя про­рас­ти, быст­ро отрас­ти, будет про­рас­тать, начал под­рас­тать, под­рас­та­ю­щее поко­ле­ние, ско­рость нарас­та­ет, нарас­тить, нарас­та­ю­щий гул, при­рас­ти, при­рас­тить, будут срас­тать­ся, дорас­ти довер­ху, зеле­ное рас­те­ние, рас­те­ние­вод, рас­те­ние­вод­ство, взрас­тить, про­из­рас­тать в пустыне, раз­рас­та­ют­ся леса, врас­тать кор­ня­ми;
      • отра­щен­ные усы, вовре­мя зара­щён­ный, про­ра­щен­ное зер­но, взра­щен­ный в нево­ле, при­ра­щен­ный, выра­щен­ный саже­нец.
      • Примеры слов с корнем рос-

        Росла ель, под­рос­ли дети, срос­лись ство­лы дере­вьев, густая поросль, зелё­ные водо­рос­ли, вырос тюль­пан, юный недо­росль, непро­хо­ди­мые зарос­ли, отрос­ли воло­сы, вырос­ла веточ­ка, под­рос­ла девоч­ка, нарос­ли гри­бы, раз­рос­лись кусты мали­ны, про­рос­ли сор­ня­ки, лужай­ка зарос­ла оду­ван­чи­ка­ми, дорос­ла до пол­ки, под­рос­шая соба­ка, врос­ший камень.

        Исключения

        о́тр а сль, р о сто́к, р о стовщи́к, Р о сто́в, Р о стисла́в

        и все про­из­вод­ные сло­ва, напри­мер:

        отр а слево́й, вы́р о сток, р о сто́чек, р о стовщи́ца и др.

        Буквы «О и А» в корнях с чередованием -раст-, -ращ-, -рос-

        Цели и задачи:

        • закрепить правило правописания корней –раст-, -ращ-, -рос-; повторить правописание корней –лаг-, -лож-; правописание корней с проверяемой и непроверяемой безударной гласной; вырабатывать умение находить слова с изученной орфограммой, навык по написанию слов с указанными корнями;
        • развивать память и мышление учащихся, навыки связной речи;
        • воспитывать любовь к природе, интерес к русскому языку.
        • Оборудование:

          • Ноутбук.
          • Мультимедийный проектор.
          • Презентация Microsoft PowerPoint (Приложение 1)
          • Учебник “Русский язык 5 класс” Т.А. Ладыженской и др.
          • Индивидуальные карточки с разноуровневым заданием.

          Ход урока

          1. Организационный момент.

          — Скоро растает снег, реки освободятся ото льда, можно будет пускать кораблики. Сегодня мы снова отправимся в страну Слов в гости к известной нам Совунье и вместе с ней совершим речное путешествие. Во время путешествия повторим корни с чередующейся гласной и правописание корней с безударной гласной. (слайд 1)

          2. Проверка домашнего задания.

          — Прежде чем отправиться в путь, проверим, всё ли мы выполнили дома.

          Проводится разноуровневая проверка домашнего задания.

          • 1 группа учащихся выполняет самостоятельную работу на карточке по словам из домашней работы: выписать в колонки слова с чередующейся гласной в корне и слова с безударной гласной в корне.
          • 2 группа учащихся на карточке вставляет пропущенные гласные в тех же корнях.
          • Затем осуществляется совместная проверка.

            Устный опрос:

            — От чего зависит написание гласных в корнях –лаг-, -лож-? В корнях –раст-, -ращ-, -рос-?

            — Как проверить безударную гласную в корне слова?

            — Можно ли проверять корни с чередующейся гласной ударением? Почему?

            3. Закрепление.

            1) -Мы отправляемся в путешествие по реке Грамматике. Обратите внимание, какая прозрачная вода. Какие растения можно увидеть на дне? (слайд 2)

            — Какие корни встречаются в этом слове?

            — Вставьте буквы и объясните их написание (на интерактивной доске).

            (В чистой воде можно увидеть заросли водорослей.)

            — Что растет по берегам реки? (слайд 3)

            — Обратите внимание, как пишется слово рогоз. Объясните орфограмму в слове камыш.

            — Составьте и запишите предложение с этим словом.

            (У берега растет высокий камыш.)

            — Какой корень с чередующейся гласной нам встретился? Объясните его правописание.

            2) — После того как мы заглянули в глубину реки, осмотрели берега, теперь оглянемся вокруг.

            — Что растет на берегу? (слайд 4)

            Смотрите, какая красивая яблонька выросла. Солнышко её пригревает, и яблочки на ней поспевают. А как они поспевают, об этом мы прочитаем в стихотворении “Яблонька” (слайд 5).

            Учащийся читает стихотворение.

            Р_сти, р_сти яблонька
            Подр_стай!
            Цв_ти, цв_ти яблонька
            Расцв_тай!
            З_лотое солнышко,
            Жарче грей!
            Выр_стайте яблоки
            Поскорей!
            Р_сла, р_сла яблонька
            Подр_сла.
            Цв_ла, цв_ла яблонька
            Отцв_ла.
            Отр_хнула яблонька
            Свой наряд,
            И поспели яблоки
            Для ребят.

            — Вставьте пропущенные буквы и запятые, объясните орфограммы.

            — Над какими орфограммами работали?

            — Спишите только те предложения, где встречаются корни с чередующейся гласной. Выделите их, обозначьте орфограмму.

            3) — Полюбовались мы на яблоньку, теперь можно плыть дальше. Ярко светит солнце. Что это блестит на берегу в волнах? (слайд 6)

            — А в бутылке спрятано письмо. Интересно, что же в этом письме? (слайд 7)

            — Это письмо от ребят. Прочитаем его.

            У нас во дворе есть садик. Его вырастили ребята нашего дома. Сначала двор был плохой. Только у забора росла едва заметная травка. Потом мы посадили деревья, цветы и стали их выращивать.

            Появились первые ростки. Мы оберегали каждое растение. Цветы росли на наших глазах. Деревья заметно подрастали. Наш двор стал зеленым, а садик всё растет и хорошеет.

            — Действительно, чтобы вырастить хороший сад, надо много трудиться. А чтобы запомнить, как это делать, мы поработаем с текстом.

            — Где находился садик? Кто его вырастил?

            — Как двор выглядел сначала?

            — Что предприняли ребята, чтобы двор изменился?

            — Как разрастался сад?

            — Найдите слова, в которых встречаются корни с чередующейся гласной. Назовите корни.

            (вырастили, росла, выращивать, ростки, растение, росли, подрастали, растет)

            — Ещё раз прочитаем текст и перескажем, запоминая, где какое слово стоит.

            Далее выполняется письмо по памяти. Затем один учащийся зачитывает рассказ.

            4) — Поплывем дальше. Но что это? Реку завалило камнями. (слайд 8)

            — Но это не простые камни, а грамматические. Под каждым камнем скрывается слово.

            — Распределите эти слова в 2 колонки: корни с чередующейся гласной и корни с безударной гласной.

            (бережок, положил, течение, река, растет, располагаться, садовый, вырос)

            — Проверим, правильно ли мы распределили слова.

            5) Камни убраны, можно отправляться домой. Посмотрите, нас встречает Совунья. (слайд 9). Она что-то хочет спросить.

            4. Итог урока.

            — С какими преградами-орфограммами вы сегодня встретились? Можно ли проверять чередующуюся гласную в корне слова ударением?

            xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

            Растет рябина.

            (Буквы о – а в корне -раст- – -рос-)

            – знать условия (правила) употребления данных корней и уметь приводить соответствующие примеры;
            – знать наиболее употребительные слова с заданными корнями и верно их писать.

            Дидактический материал урока будет содержать материал, объединенный темой «Растет рябина».

            I. Словарно-орфографическая работа.

            1. Осень в сад к нам пришла,
            Красный факел зажгла.
            Здесь дрозды, скворцы снуют
            И, галдя, ее клюют. (Рябина)

            2. Ягоды – не сладость,
            Зато глазу радость.
            И садам – украшение,
            И дроздам – угощение. (Рябина)

            Почему рябину называют рябиной?

            Вишни, яблони и многие другие деревья в пору цветения белые. А кудрявые соцветия рябины выделяются из общей белизны своей пестротой. В прозрачных зонтиках переплетаются и светло-зеленые, и белые цветы; темнеют, просвечивают сквозь них и листья, и ветки, и воздух.

            Рябые, – говорили в народе. Итак, по образному выражению наших древних сородичей, рябина от ряби пестра.

            Рябина – рябая, пестрая.
            За кустами ивняка
            Рябинники уселись на рябинке.
            У них на грудках крапинки рябин,
            Как будто рябь в озерной серой глади.
            А дерево на солнце – как рубин:
            В глазах рябит при тихом листопаде.

            Задание. Выпишите из текста однокоренные слова, разберите по составу.

            rus.1september.ru