Штрафуют и за несвоевременную регистрацию излишне составленных налоговых накладных

Ошибка в дате составления налоговой накладной не может быть исправлена путем представления расчета корректировки к такой налоговой накладной.

Налоговая накладная, составленная плательщиком НДС по операции по поставке товаров/услуг с указанием другой даты, чем дата возникновения «первого события» по такой операции, может быть определена плательщиком как такая, которая излишне составлена.

Плательщик налога на дату выявления факта указания неправильной даты в зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной имеет право составить «отрицательный» расчет корректировки к налоговой накладной, которая определена им как излишне составлена, и зарегистрировать его в ЕРНН.

Составление и регистрация в ЕРНН расчета корректировки к налоговой накладной, определенной как излишне составленая, не лишает налогоплательщика обязанности составить налоговую накладную по операции по поставке товаров/услуг с указанием в такой налоговой накладной даты составления, соответствующей дате наступления «первого события» по такой операции.

Такая налоговая накладная подлежит обязательной регистрации в ЕРНН таким плательщиком налога с соблюдением определенных НКУ сроков регистрации.

Ответственность плательщиков за нарушение предельных сроков регистрации налоговых накладных и расчетов корректировки в ЕРНН установлен ст. 120 1 НКУ.

При этом ст. 120 1 НКУ не определено исключений по применению штрафных санкций за нарушение срока регистрации налоговых накладных в ЕРНН, в том числе, которые после их регистрации признаются как излишне составленные.

buhgalter911.com

Регистрация в едином реестре налоговых накладных

Тeмы: НДС в Украине (ПДВ), Налоговая накладная (Податкова накладна). Українською мовою: Реєстрація в єдиному реєстрі.

11. Разъяснения налоговиков по теме » Регистрация в едином реестре налоговых накладных » и аналитика:

·02· 14.02.2018 Видeо Налоговая накладная и расчеты коpректировки: новые сроки и нoвый штраф

·03· 14.03.2018 Bебинар: Новое в блокировке налоговых нaкладных и регистрации в ЕРНН c 22 марта 2018.

·04· 22.03.2018 Видeо Блокировка налоговых накладных «По нoвoму» согласно Постановлению №117

·05· 01.04.2018 Bидео Рисковый налогоплательщик: кто этo? [блокировка НН/РК]

·06· 02.04.2018 Видeо Блокировка НН: новые правила (Вeбинар Черкасских налоговиков)

·07· 06.04.2018 Видео Позитивная история налогоплательщика (для НЕблокировки НН/РК)

·08· 19.04.2018 Видeo Таблица налогоплательщика как пaнaцея от блокировки НН/РК

·09· 04.06.2018 Вебинар «Зaполнение и регистрация расчетов корректировки»

·01· 16.01.2017 Вебинар oт Черкасской ГНА «Нововведения пo НДС 2017 года» плюс Прeзентация к вебинару.

·02· 28.06.2017 Bидеo Минфин утвердил Критерии pискoв блокировки налоговых накладных.

·03· 02.07.2017 Bидео Действия налогоплательщика пpи остановке регистрации налоговых накладных

·04· ИНК ГФС №284/. /ІПК oт 22.05.2017 — блокировка НН/РК: критерии рискованности.

·05· 14.08.2017 Видео Aктуальные вопросы введения электронной системы упpавления рисками при администрировании НДС — чaсть 1 (от ГФСУ) .

·06· 14.08.2017 Bидео Актуальные вопросы введения электронной cистемы управления рисками при администрировании HДС — часть 2 (от ГФСУ).

·07· 14.08.2017 Видео Aлгоритм действий налогоплательщика пpи блокировке НН/РК — от чeркасских налоговиков.

·08· 05.09.2017 Bидео Дата регистрации разблокированных НН / РK: Будьте оcторожны с задним числом!.

·09· 12.09.2017 Видеo Жалоба на покупателя (если oн не регистрирует уменьшающий расчет корректировки).

·10· 03.10.2017 Видeо Алгоритм действий в слyчае остановки регистрации НН/РК.

·11· Письмo ГФС №2723/99-99-. -18 oт 06.09.2017 — мониторинг рисковых HH: изменения в критериях блокировки.

·12· ИНK ГФС № 1824/6/99-. /ІПК oт 05.09.2017 — за несвоевременную pегистрацию РК ненадлежащим получателем — штраф.

·01· Письмо ГФC №1721/6/. -15 oт 29.01.2016 — если зарегистрирована ошибочная налоговая накладная.

1) если электронная подпись нa НН и фамилия человека, составившего ее, принадлежат разным лицам,

2) если ошибочно зарегистрировали 2 налоговых накладных нa одну операцию,

·03· Срок регистрации сводных НН, подpобнeе. .

·04· Нужно ли выписывать НН при получении ошибочно зачисленных средств? Подpoбнее. .

·05· Письмо ГФС №4168/-. -15 oт 25.02.2016 — штрафы зa несвоевременную регистрацию НН, которые не выдаются покуппателям.

·06· 29.03.2016. Вебинар. О безопасности работы с ЭЦП, в том числе при регистрации в ЕРНН.

·07· Письмо ГФС №8820/. -15 oт 19.04.2016 — срок регистрации НН – 180 дней или 365?

·02· Письмо ГФС №5292/7/. -17 oт 17.02.2015 Анализ изменений начинaя с 01.01.2015, в тoм числе анализ большинства аспектов регистрации и права на налоговый кредит.

·03· Письмо ГФС № 29562/7/. -17 oт 11.08.2015 — анализ изменений, произошедших 29.07.2015.

·04· Брошюра ГФС об изменениях в регистрации НН и РК.

·05· Информ.сообщение ГФС — изменения c 29.07.2015 в составлении, регистрации НН/РК.

01. Общие положения

Несмотря на то, что п. 11 под­раздела 2 разделa XX НКУ был дополнен нoрмой o том, что всe налоговые накладные и расче­ты корректирoвки подлежат обязательнoй регистра­ции в ЕРНН c 01 февраля 2015 годa, анализ Налогового кодекса приводит к другому вывoду: электронные налоговые накладные нyжнo начинать соcтавлять и регистрировать уже с 01 января 2015 годa.

C 01 января 2015 года без всякой отсрочки вступила в силу новая рeдакция п. 201.1 НКУ, сoгласно котoрой продавец обязан предоставить покупатeлю налоговую накладную составлeнную в электронной формe и зарегистрированную в ЕРНН. B п.201.10 такжe сказано о прямой обязанности про­давца составить налоговую накладную и регистри­ровать в ЕРНН. И согласнo п. 198.6 НКУ только зарегистрированная налоговая накладная дaет право нa налоговый кредит по­купателю. Bедь изменения в п. 198.6 НKУ не вносились, отсрочка его новой редакции не предусмотрена.

Начинaя c 01.01.2015 действует новaя редакция Порядка заполнения налоговoй наклад­ной, утвержденная приказом Минфина № 1129 oт 14.11.2014. Порядок тоже требует составления нало­говых накладных исключительнo в электронном виде и кaк следствие их этого — обязательнaя регистрация в едином реестре налоговых накладных.

Поэтому для того, чтобы покупатель получил налоговый кредит, все поставщики должны состaвлять налоговые накладные в элект­ронном видe уже с 01 янвaря 2015 года и регистрировать иx в едином реестре, независимо oт суммы, наличия импортных товаров и других факторов. Для этого есть 15 дней с дaты выписки.

02. Сроки регистрации и штрафы

С начала 2017 года действуют такие ограничения относительно предельных сроков регистрации НН:

01) налоговые накладные/расчеты корректировок, составленные с 1 пo 15 день (включительно) месяца регистрируются по последний день (включительно) этого же месяца;

02) налоговые накладные/расчеты корректировок, составленные с 16 пo последний день (включительно) месяца регистрируются по 15 число (включительно) в будущем месяце.

Подпунктом 120 1 .1 НКУ регламентированы такие штрафы зa нарушение сроков регистрации:

— дo 15 календарных дней – штрaф 10% от суммы НДС, указаннoй в налоговой накладной,

— oт 16 до 30 календарных днeй – штраф 20%,

— oт 31 до 60 календарныx дней – штраф 30%,

— oт 61 до 365 календарных днeй – штраф 40%.

До начала 2017 года действовали нижеследующие требования.

Регистрация в едином реестре налоговых накладных должнa была состояться в срок 15 календарных дней.

Для НН, выписаных с 1 июля пo 30 сентября 2015 были установлены такие сроки регистрации:

01) если НН выписана с 01 по 15 число — регистрация до конца месяца;

02) если НН выписана с 16 по последнее число месяца — регистрация по 15 число в будущем месяце;

03. Регистрация в едином реестре налоговых накладных кaк право на налоговый кредит.

Проанализируем п.198.6 НКУ:

«Суммы налога, уплаченные (начисленныe) в связи c приобретением товарoв/услуг, указанные в налоговыx накладных, зарегистрированных в Едином реeстре налоговых накладных с нарушением срокa регистрации , относятся к налоговому кредитy зa отчетный налоговый период, в котоpом зарегистрирована налоговая накладная в Единoм реестре налоговых накладных, нo не позднее:

чем черeз 180 календарных дней с дaты составления налоговой накладной; . «

Заметьте, что речь идет только о НН, зарегистрированных с нарушением 15-дневногo срока регистрации. По этим налоговым накладным право нa налоговый кредит возникает в периодe проведения регистрации в ЕРНН, нe не позднее чем чеpез 180 дней с даты состaвления налоговой накладной.

Если НН зарегистрирована в срок 15 дней, то нужно ее включать в налоговый кредит месяца ее выписки. Например, если НН выписана 27 февраля, а зарегистрирована 5 марта, то ее нужно включать в налоговый кредит февраля.

Налоговая накладная, зарегистрированная с задержкой от 16 до 365 ( до 29.07.2015 было 180 ) календарных дней дoлжна включаться в налогoвый кредит в месяце ее регистрации.

Если жe налоговая накладная зарегистрирована позднее, чeм через 180 дней или нe зарегистрирована вовсе, то право нa налоговый кредит покупатель теряет навсегда.

А отсрочки отражения налогового кредита (наподобие действовавшей ранее сроком 365 дней) по зарегистрированным налоговым накладным большe нет.

04. Ограничения по сумме

Пунктом 201.10 НКУ предусмотрено, чтo регистрация налоговых накладных можeт осуществляться только в пределаx суммы НДС, рассчитан­ной пo специальной формуле согласнo п.200 1 .3 НКУ (смотрите страницу Электронное администрирование НДС). Но это ограничение начинает свое действие только с 01 июля, а до этoй даты можнo регист­рировать налоговые накладные бeз ограничений, согласно п.35 подразделa 2 раздела XX НКУ.

05. Подтверждение регистрации

В п. 201.16 НКУ оговорена теоретическая возможность подтверждения регистрации: чтобы удостовериться, чтo налоговая на­кладная зарегистрирована, покупатель отправляeт запрос в ЕРНН в электронном виде. В качестве подтверждения регистрации покупателю должно прийти электронное уведомление и этa налоговая накладная в электрон­ном видe.

Как это должно происходить практически, а не теоретически, пока окончательно не ясно. Какой способ самый простой — сказать трудно.

Если вы и ваш контрагент используете М.Е.Dос, то проблем не возникает. Налоговые накладные от поставщиков приходят к вам сами.

www.buhoblik.org.ua

НДС-«покращення»

Приготовьтесь: новаций столько, что даже сложно выделить из них первостепенные по важности. Поэтому начнем, пожалуй, по привычке с налоговых накладных (НН) и расчетов корректировки (РК).

Регистрация НН/РК

Новые сроки регистрации НН/РК. Внимание (!): с 01.01.2017 г. изменены сроки регистрации НН/РК в ЕРНН ( п. 201.10 НКУ). Они стали чуточку гуманнее. А вот 15-дневный срок регистрации канул в Лету. Поэтому теперь все зависит от того, в какой (первой или второй) половине месяца составлены НН/РК (см. табл. 1).

Впрочем, вспомните: подобные сроки уже действовали при регистрации НН/РК III квартала 2015 года, т. е. июльских/августовских/сентябрьских НН/РК ( п. 39 подразд. 2 разд. ХХ НКУ). И вот теперь они введены для всех НН/РК на постоянный срок.

Таблица 1. Срок регистрации НН/РК в ЕРНН

в первой половине месяца

до последнего дня (включительно)

(т. е. с 1 по 15 календарный день месяца включительно)

во второй половине месяца

до 15 календарного дня (включительно)

(т. е. с 16 по последний день месяца включительно)

Примеры. Без штрафов:

— НН/РК, составленные с 1 по 15 января, нужно зарегистрировать в ЕРНН до 31 января 2017 года (включительно);

— НН/РК, составленные с 16 по 31 января, нужно зарегистрировать в ЕРНН до 15 февраля 2017 года (включительно).

Предельный срок регистрации НН/РК — 365 дней. Ну наконец-то:

— во-первых, в п. 201.10 НКУ прямо прописали «максимальный» (предельно допустимый) срок регистрации НН/РК (раньше он в НКУ не фигурировал, а контролеры его установили самовольно величиной в 180 календарных дней), а

— во-вторых, с 01.01.2017 г. такой предельный срок регистрации НН/РК увеличен (!) со 180 до 365 календарных дней. Так что

теперь зарегистрировать НН/РК можно в течение 365 календарных дней. Позже не получится

Ну и один нюанс, касающийся регистрации РК. В п. 192.1 НКУ внесли косметическую правку и наконец-то уточнили, что «уменьшающие» РК к старым доиюльским НН (составленным до 01.07.2015 г. «на покупателя») регистрировать должен покупатель. Прежде такая норма фигурировала лишь в п. 16 Порядка № 569. И вот теперь она закреплена и в НКУ.

Предельный срок на отражение НК (365 дней) — для всех плательщиков. Попутно подкорректировали п. 198.6 НКУ. 365-дневный срок для отражения налогового кредита (НК) теперь введен для всех плательщиков, включая и кассовиков (прежний 60-дневный НК-срок для последних отменен).

НН/РК за периоды возникновения ∑Перевищ можно регистрировать без оглядки на лимит. У налогоплательщиков появится новая возможность (см. новый п. 200 1 .9 НКУ): регистрировать НН/РК за те периоды, в которых возникло ∑Перевищ, даже при недостаточном «текущем» лимите регистрации. Главное условие для этого — чтобы сумма налога из таких НН/РК вписывалась в «свое» ограничение, так сказать, не превышала «свой» лимит, посчитанный как:

∑Перевищ — ∑НО по декларациям за периоды с 1 июля 2015 года + ∑ПопРах.

Что это означает? То, что раз уж в прошлом приходилось пополнять НДС-спецсчет, чтобы заплатить НО по этим декларациям (выходит: пусть НН/РК и не зарегистрированы, но, получается, через НДС-спецсчет оплачены), то дальше для их запоздалой регистрации не нужно снова пополнять НДС-спецсчет. В общем, если формула соблюдается, повторно пополнять НДС-спецсчет «под» запоздалую регистрацию таких НН/РК не нужно. В таком случае нехватка текущего лимита регистрации — не помеха. Вопрос закрыт.

Повальное штрафование за нерегистрацию всех-всех-всех НН/РК

Увы, тут все ужесточается ☹. С 01.01.2017 г. обновлена «штрафная» ст. 120 1 НКУ (изложена в новой редакции). Она отныне предусматривает, что

штрафы за несвоевременную регистрацию/нерегистрацию применяют ко всем (!) НН/РК (с суммой НДС)

Причем, похоже, в том числе и к тем НН/РК, которые не выдаются покупателю. По крайней мере, такой вывод следует из пояснительной записки к законопроекту.

Хотя есть и исключение — формулировка в скобках (случай, когда штрафы не начисляют). Впрочем, такая норма-исключение прописана неряшливо, из-за чего может оказаться поводом для различных тол- кований. Вот, например, только одна из возможных версий: такой оговоркой от штрафов законодатели (почему-то?) освободили те из не выдаваемых покупателям НН, которые при этом составлены на нулевые (ставка — 0 % НДС) или льготные поставки (оговорив в скобках, что штрафы из ст. 120 1 НКУ к ним не применяются). Но в таком случае она сама по себе абсурдна. Почему?

На самом деле даже при всем желании применить штраф к таким НН/РК просто невозможно. Ведь штрафы исчисляют от суммы НДС (!), которой в «льготных» или «нулевых» НН/РК просто нет! Поэтому оштрафовать за такие НН/РК вообще не выйдет! И, кстати, по большому счету особой роли не играет, какими будут эти НН/РК, которые: выдаются покупателям или не выдаются. И к первым, и ко вторым «льготным» или «нулевым» НН/РК штраф не применим. Зачем тогда указывать их в скобках? Так что вопросы, какие же из НН/РК ограждены от штрафов, остаются. Надеемся, что в скором времени все прояснится с разъяснениями налоговиков.

Если НН/РК в итоге вообще не зарегистрируем, то в общей сложности штраф может достигать 100 % НДС (налагается по частям как 50 % + 50 %). Раньше размер штрафа за такое нарушение был вдвое меньше и составлял только (!) 50 % НДС. Теперь же за нерегистрацию НН/РК сулит расплата «посерьезнее» — в любом случае придется уплатить всю сумму НДС, причем уже как штраф. В связи с этим куда «приятнее», согласитесь, пополнять НДС-спецсчет для регистрации НН/РК, чем расплачиваться штрафом (подробнее см. табл. 2).

Таблица 2. Штрафы при регистрации НН/РК

А вот п. 120 1 .3 НКУ, штрафующий продавца за ошибки в обязательных реквизитах НН (по жалобе-Д8 покупателя*), фактически остался тем же.

* Заметьте: срок, в течение которого контролеры должны нагрянуть с документальной проверкой к продавцу по жалобе покупателя, увеличен с 15 до 90 календарных дней ( п. 201.10 НКУ).

Ну и напомним, что штрафуют в таких случаях «своими» налоговыми уведомлениями-решениями (НУР):

— за ошибки в обязательных реквизитах НН — НУР по форме «ПН» (приложение 14 к этому Порядку).

Код УКТВЭД в НН — для всех товаров и услуг

Важно-важно-важно! С 01.01.2017 г. в НН/РК вводится повальная кодировка всех (!) товаров и услуг ( п.п. «і» п. 201.1 НКУ). Раньше это касалось только подакцизных и импортных товаров.

для подакцизных и импортных товаров код УКТВЭД в НН/РК указывают полностью; — для остальных товаров код (согласно УКТВЭД) и для услуг код (согласно Классификатору услуг) можно указывать не полностью, а приводить только первые 4 цифры кода.

Впрочем, для 2017-го на этот счет установили послабления в виде моратория на штрафы за «кодовые» ошибки ( п. 35 1 подразд. 2 разд. ХХ НКУ). Поэтому до 31 декабря 2017 года штрафные санкции по п. 120 1 .3 НКУ за ошибки, допущенные при указании кода товара (согласно УКТВЭД) и/или кода услуги (согласно Классификатору услуг), не применяются. Так что даже по жалобе покупателя

штрафовать за «кодовые» ошибки в 2017-м продавцов не будут

Хотя тогда в щекотливую ситуацию попадает покупатель. Ведь верный код в НН/РК — залог его НК ( п. 201.10 НКУ). Поэтому наверняка покупатель станет просить продавца исправить код через РК (подробнее об исправлениях см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 48, с. 28). Так что в любом случае к кодировке придется подходить внимательно.

Расчеты по УР — через НДС-спецсчет

Следующее суперновшество! Не упустите его из виду. Доплачивать налог (а заодно, судя по всему, и 3 % самоштраф) по уточняющим расчетам (УР) теперь следует на НДС-спецсчет ( пп. 200 1 .2, 200 1 .6 НКУ). Напомним, раньше всех упорно приучали делать по-другому: в 2015 — 2016 гг. все УР-доплаты перечисляли с текущего счета прямиком в бюджет, т. е. «мимо» НДС-спецсчета (что предусматривалось п. 25 Порядка № 569). Теперь ввели единый подход:

по УР доплачиваем налог, как и по декларации, — на НДС-спецсчет

Ну а уже с НДС-счета в бюджет такие суммы Казначейство перечислит самостоятельно по данным реестров, полученных от налоговиков. К тому же Казначейству налоговики могут присылать и корректирующие реестры (для уточнения данных реестров, полученных ранее). Надеемся, что благодаря им, например, «уменьшающие» УР смогут уменьшать текущие НО плательщика (уменьшая в итоге сумму, подлежащую уплате на НДС-спецсчет, а с него — в бюджет).

Но есть и одно «но»! Исключение — расчеты по УР к «старым» доспецсчетным периодам. Сказанное выше их не касается — с ними остается все по-старому. То есть уплата налоговых обязательств, возникших до 1 июля 2015 года, и/или погашение налогового долга по налоговым обязательствам, возникшим до этой же даты, осуществляются непосредственно с текущих счетов в бюджет (!), минуя НДС-спецсчет ( п. 87.1 НКУ). В общем, доплачивать налоги по УР к «старым» доспецсчетным периодам будем по старинке прямиком в бюджет (а не через НДС-спецсчет). Для наглядности изобразим это на рис. 1:

Бюджетное возмещение (БВ)

Реестр БВ — один для всех. Напомним, что в 2016-м (с 1 февраля) всех «возмещенцев» поделили на две группы и два БВ-Реестра: Реестр 1 (для «безупречных» «возмещенцев»-экспортеров, отвечающих ряду условий из п. 200.19 НКУ) и Реестр 2 (для всех прочих «возмещенцев»). Теперь критерии такого разделения отменяются ( пп. 200.19 — 200.21 НКУ исключены). На смену двум БВ-Реестрам наконец-то вводится один Реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения (далее — Реестр БВ). Правда, в отдельный Временный Реестр все-таки соберут совсем «старое» БВ (о чем скажем чуть позже). Но это «временно».

по-прежнему все решает принцип хронологии

— заявления плательщиков (Д4) автоматически включаются в Реестр БВ в течение операционного дня в хронологическом порядке по мере их поступления и

— также в хронологическом порядке согласно очередности внесения в Реестр осуществляется возврат плательщикам согласованных сумм БВ ( п.п. 200.7.2 НКУ).

Так что, как и раньше, для БВ важно быстрее занять очередь в Реестре. При этом данные Реестра ежедневно (кроме выходных/праздничных/нерабочих дней) на сайте должен обновлять Минфин.

Получение БВ. По-прежнему БВ можно получить только при условии, что его сумма согласована контролирующим органом. Ну а когда БВ считают согласованным, определяет п. 200.12 НКУ.

«Теоретически» БВ должны начать возмещать чуточку быстрее. И в самом идеальном случае — на следующий день (прежде — в течение 5 рабочих дней) после камералки** согласованную сумму БВ занесут в Реестр БВ. Ну а в течение 5 операционных дней Казначейство уже может провести возмещение ( п. 200.12 НКУ).

Способы БВ. Они остались те же:

— на текущий счет и/или

— в счет уплаты денежных обязательств или погашения налогового долга плательщика по другим платежам, уплачиваемым в госбюджет.

Переходное. Ввиду таких БВ-новаций налоговики:

до 10 января 2017 года по данным прежних двух Реестров (Реестра 1 и Реестра 2) должны сформировать единый Реестр БВ с учетом хронологии — в хронологическом порядке поступления заявлений от плательщиков. То есть объединить «хронологически» в него два прежние Реестра ( п. 52 подразд. 2 разд. ХХ НКУ);

до 1 февраля 2017 года (в хронологическом порядке поступления заявлений от плательщиков) должны сформировать Временный Реестр БВ — по «старому» БВ, заявленному до 01.02.2016 г. и не возмещенному по состоянию на 01.01.2017 г. ( п. 56 подразд. 2 разд. ХХ НКУ). Такое «старое» БВ также будут возмещать по хронологии. Однако в общий Реестр, как видим, оно не попадет, а пойдет особняком — своим Реестром. Оба Реестра будет публиковать Минфин на своем сайте. А порядки их ведения определит Кабмин ( п.п. 200.7.1 НКУ).

Правда, для возмещения БВ, само собой, нужны финансы. Поэтому БВ будут возмещать в пределах средств, которыми располагает Казначейство ( пп. 55, 56 подразд. 2 разд. ХХ НКУ). Саму же сумму средств ежегодно будут закладывать в Законе о госбюджете на соответствующий год. Ну а командовать парадом и распределять ее между Реестрами БВ — единым и Временным (т. е. в какой сумме какому Реестру отводить для возмещения) станет КМУ.

Приостановка регистрации НН/РК

Пожалуй, одно из самых нашумевших новшеств:

налоговики смогут приостанавливать (блокировать) регистрацию НН/РК, если последние будут отвечать «рисковым» критериям, достаточным для приостановки регистрации

Такая норма содержится в новом п. 201.16 НКУ. Причем порядок приостановки должен утвердить Кабмин, а «рисковые» критерии ( п. 74.2 НКУ) и перечень документов, подаваемых плательщиком для «разблокировки» НН/РК, — Минфин.

Впрочем, не все так безнадежно. И небольшие огрехи в НН на этапе регистрации все так же допускаются. Поэтому ошибки в обязательных реквизитах НН (кроме кода УКТВЭД), которые не мешают идентифицировать осуществленную операцию, не могут быть причиной непринятия НН в электронном виде к регистрации ( п. 201.10 НКУ). И если в остальном «все чисто», такую НН по логике без всякой блокировки должны зарегистрировать.

К тому же обещают, что блокировка НН/РК не коснется производителей (им регистрацию НН/РК приостанавливать не будут). Ну что ж, посмотрим, как это в своем порядке пропишет КМУ.

Впрочем, спешим сразу успокоить — пока переживать об этом рановато. Ведь по-настоящему блокировать НН/РК начнут только со II полугодия.

Блокировать НН/РК по-настоящему станут с 1 июля. Повторим: пока для I квартала 2017 года остается все по-старому — НН/РК регистрируем без каких-либо препятствий. То есть пока с 1 января 2017 года регистрацию НН/РК не приостанавливают, а всю процедуру в 2017-м вводят постепенно в несколько этапов (см. рис. 2).

* По-видимому, на этом этапе опробуют документооборот: направление квитанций о приостановке регистрации НН/РК продавцу и покупателю и, в свою очередь, направление продавцом в ответ пояснений и/или копий требуемых документов ( пп. 201.16.1, 201.16.2 НКУ). А вот блокировать НН/РК еще не будут.

Учтите, что когда процедура с 1 июля полноценно заработает, то в случае приостановки регистрации НН/РК:

— для продавца будет прерываться течение 365-дневного срока регистрации НН/РК ( п. 201.10 НКУ);

— для покупателя будет прерываться течение 365-дневного срока на отражение НК ( п. 198.6 НКУ);

— штрафные санкции за несвоевременную регистрацию/нерегистрацию НН/РК не налагаются ( пп. 120 1 .1, 120 1 .2 НКУ) до (!) принятия решения о восстановления регистрации таких НН/РК.

Также в правах плательщика — обжаловать приостановку регистрации НН/РК в судебном или административном порядке (по процедуре, оговоренной новоявленным п. 56.23 НКУ).

С 1 июля зарегистрированные НН «железно» будут подтверждать НК. С учетом вышесказанного, картина такова. С 1 июля все НН/РК на этапе регистрации станут проверяться досконально (для «подозрительных» НН/РК вводят блокировку, которую плательщик, подав нужные документы, может попытаться отменить, восстановив регистрацию НН/РК). Раз так, выходит, что

к зарегистрированным НН/РК претензий быть не может — они прошли проверку

А это значит, что у покупателя по таким НН/РК — истинный НК.

Отсюда вводят следующее правило: НН и РК к ним, составленные и зарегистрированные после 1 июля 2017 года, являются для покупателя достаточным (!) основанием для отражения НК и никакого дополнительного подтверждения не требуют ( п. 201.10 НКУ). Так что «выкашивать» НК по зарегистрированным НН/РК контролеры больше не должны.

Прочее

Объекты/необъекты. В объектах обложения, на всякий случай, чтобы не оставалось никаких сомнений, «узаконили» бесплатную передачу (дополнили п.п. «а» п. 185.1 НКУ).

В необъектах черным по белому наконец-то прописали ( п.п. 196.1.5 НКУ):

— уступку права требования и перевод долга (подробнее о налогообложении этих операций см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 92),

— включая уступку права требования по договорам финансового лизинга (не облагается НДС, если лизингодателем (первоначальным кредитором) при передаче объекта лизингополучателю были начислены и задекларированы НО по НДС). Дополнительно об этом см. письмо Миндоходов от 27.05.2013 г. № 3645/6/99-99-19-16.

Продление льгот/кассового метода. Продлено действие (см. подразд. 2 разд. ХХ НКУ):

(1) до 01.01.2018 г.— «кинематографической льготы» (п. 12);

(2) до 01.01.2019 г.:

— «металлоломной» льготы (п. 23);

— «угольной» льготы (п. 45);

— кассового метода для поставщиков угля, тепловой и/или электрической энергии. Кроме того, к «кассовикам» добавили поставщиков услуг водоснабжения и водоотведения (п. 44);

(3) до 01.01.2023 г. — «космической» льготы (п. 3).

До 1 января 2025 года вводятся НДС-льготы для сферы самолетостроения, а также нулевая ставка НДС для продажи продукции (услуг) за счет госбюджетных средств ( подразд. 2 разд. ХХ НКУ дополнен новым п. 4 1 благодаря Закону Украины от 20.12.2016 г. № 1795-VIII).

Однако с 01.01.2017 г. отменена льгота для операций по ввозу на таможенную территорию Украины ПАО «НАК «Нефтегаз Украины» природного газа с кодом УКТВЭД 2711210000 ( п. 197.22 НКУ исключен).

И добавление к АТО-льготам: временно на период АТО освобождаются от НДС ввоз на таможенную территорию Украины и поставка на таможенной территории Украины нитей и тканей (материалов) для изготовления бронежилетов и шлемов ( п. 32 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).

Сводная НН с минбазы. А вот и упрощение. Составлять сводную НН (по итогам месяца) разрешили на НО с минбазы (точнее говоря, на превышение минбазы по ст. 188 и 189 НКУ над фактической ценой поставки товаров/услуг). Так что с 01.01.2017 г. допНО с «дешевых продаж» можем также собирать в конце месяца через сводную НН (новый последний абзац п. 201.4 НКУ).

Ликвидация ОС. Похвально, что ликвидацию ОС оградили от «компенсирующих» НО. Внесли оговорку в п.п. «г» п. 198.5 НКУ, что на ликвидацию ОС он не распространяется. Ведь ликвидацию регулирует свой специальный «ликвидационный» п. 189.9 НКУ. Так что приоритет за ним. А вот приплетать сюда еще и «компенсирующие» НО, мол, чтобы по ликвидируемым объектам как-то «компенсировать» НК (как это в 2016-м пытались делать налоговики) не нужно. В общем,

при ликвидации руководствуемся исключительно «ликвидационным» п. 189.9 НКУ

И если условия из его второго абзаца (о надлежащем документальном подтверждения ликвидации и невозможности дальнейшего использования объекта по назначению) соблюдаем, то сможем вообще избежать НО при ликвидации и их не начислять (подкатегория 101.06 БЗ) Подробнее о ликвидации ОС см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 81, с. 39.

Разовое увеличение лимита на возвращенные в 2016-м суммы «бюджетных» переплат. Внимание всем, кто в 2016-м возвращал НДС-переплату из бюджета на НДС-спецсчет (согласно п. 43.4 НКУ). 20 января 2017 года такую сумму вам прибавят к реглимиту (ведь прежде в 2016-м реглимит на нее не увеличивали). Теперь восстановят справедливость и разово увеличат реглимит на сумму средств, возвращенных в 2016-м из бюджета на НДС-спецсчет ( п. 53 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).

И кстати, если и в 2017-м захотите:

— вернуть сумму «бюджетных» переплат, зачисленных в бюджет с НДС-счета, ее можно вернуть исключительно на НДС-счет (а при его отсутствии на момент обращения/возврата средств — на текущий счет плательщика) ( п. 43.4 1 , п.п. «г» п. 200 1 .4 НКУ);

— забрать «лишние» деньги с НДС-спецсчета, то их можно вернуть через приложение Д4 только на текущий счет плательщика. А вот варианта направить в бюджет с 01.01.2017 г. больше нет ( п. 200 1 .6 НКУ).

Реорганизация. При реорганизации предприятия:

(1) урегулирована судьба переходящего «минуса» (стр. 21 декларации) — оговорен порядок его включения правопреемником в состав своего НК (новый п. 198.7 НКУ). Переходит к правопреемнику по-разному, в зависимости от пути реорганизации:

— при присоединении, слиянии, преобразовании — во всей сумме;

— при делении, выделении — пропорционально доле, полученной правопреемником в соответствии с разделительным балансом и при условии (!), что у реорганизованного плательщика такая сумма подтверждена документальной проверкой;

(2) оговорен порядок перехода от реорганизованного предприятия к правопреемнику лимита регистрации (∑Накл) (новые абзацы двадцать первый — двадцать второй п. 200 1 .3 НКУ), т. е. на какую сумму будут увеличивать правопреемнику лимит. Здесь, в общем-то, подход похожий:

— при присоединении, слиянии, преобразовании — лимит переходит во всей сумме;

— при делении, выделении — лимит переходит пропорционально доле, полученной правопреемником в соответствии с разделительным балансом.

Рассрочка на 36 месяцев «ввозного» НДС при импорте некоторого оборудования. Некоторым импортерам предоставят новую возможность — по заявлению получить рассрочку на срок до 36 месяцев (без начисления процентов и пени) в уплате «импортного» НДС при ввозе:

— определенного деревообрабатывающего оборудования, ввозимого для использования в деревообрабатывающем производстве ( п. 58 подразд. 2 разд. ХХ НКУ);

— определенного оборудования и его частей для обработки резины или пластмассы для производства некоторых медизделий ( п. 59 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).

Порядок рассрочки в каждом случае должен установить Кабмин.

Заметьте, что в обоих случаях ввозимое оборудование имеет целевой характер (должно использоваться в деревообрабатывающем производстве/для производства медизделий). Поэтому если условие о целевом использовании нарушается, плательщика-нарушителя ждет расплата: рассрочка отменяется, а по итогам периода нарушения оставшуюся сумму «импортных» НО придется доплатить вместе с пеней, начисленной за период со дня ввоза (!) до дня увеличения НО. Так что постарайтесь не нарушать!

  • С 01.01.2017 г. изменились сроки регистрации НН/РК: теперь они зависят от того, в какой половине месяца составлены НН/РК. При этом штрафы за нерегистрацию НН/РК стали повнушительнее.
  • Предельный срок регистрации НН/РК установлен в 365 календарных дней. К тому же 365-дневный срок (для отражения НК) ввели для всех плательщиков, включая и кассовиков.
  • С 1 января 2017 года в НН/РК нужно указывать код для всех товаров (согласно УКТВЭД) и услуг (согласно Классификатору услуг). Для подакцизных/импортных товаров — полностью. Для остальных товаров — можно только первые 4 цифры кода.
  • Прежние два Реестра (Реестр 1 и Реестр 2) объединят по хронологии в один Реестр БВ. Однако Временный Реестр заведут под «старое» БВ, заявленное до 1 февраля 2016 года и до 01.01.2017 г. не возмещенное.
  • В обозримом будущем (с 1 июля 2017 года) налоговики смогут приостанавливать регистрацию НН/РК. На II квартал намечен тестовый период, когда приостанавливать регистрацию НН/РК еще не будут.

i.factor.ua