Фирма получила «фотоштраф» из ГИБДД: а надо ли платить?

«Странный вопрос», — можете сказать вы. Ведь когда нарушение ПДД зафиксировано камерами видеонаблюдения, к ответственности привлекается владелец автомобиля-нарушителя. И если машина находится в собственности фирмы, то «штрафное» постановление будет направлено по почте именно е й ч. 1 ст. 2.6.1, ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ; вопрос 10 Обзора законодательства и судебной практики, утв. Постановлением Президиума ВС от 16.06.2010 .

Все так. Но на деле организация, на которую зарегистрировано авто, получив «фотоштраф», практически всегда может либо избежать его уплаты, либо потом возместить себе эти расходы.

СИТУАЦИЯ 1. В момент нарушения за рулем машины был ваш работник

Сначала разберем самый распространенный среди работодателей вариант действий.

ВАРИАНТ 1. Уплатить штраф со счета фирмы, а потом удержать эту сумму из зарплаты водителя. Ведь работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущер б ст. 238 ТК РФ , к которому, помимо прочего, относятся и суммы штрафо в Письмо Роструда от 19.10.2006 № 1746-6-1 , уплаченных работодателем из-за действий работника.

В данном случае у водителя будет ограниченная материальная ответственность — в пределах его среднего месячного заработк а ст. 241 ТК РФ . Однако даже самый большой «фотоштраф», который может прийти в организацию (5000 руб. ч. 3.1 ст. 4.1 КоАП РФ ), вряд ли превысит средний заработок водителя. Так что сумму ущерба можно взыскать с водителя по письменному распоряжению (приказу) руководителя фирмы, с которым водитель должен быть ознакомлен под роспись. Приказ необходимо издать не позднее 1 месяца со дня получения «штрафной» квитанции. Иначе придется взыскивать сумму штрафа через суд ст. 248 ТК РФ .

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

Если работодатель решил простить виновного работника, можно полностью или частично не взыскивать с него суммы ущерб а ст. 240 ТК РФ .

А как быть, если на фирму за месяц придет несколько «фотоштрафов» за нарушения, совершенные одним работником? И в сумме своей они превысят средний месячный заработок водителя? В этом случае их все равно можно взыскать по приказу руководителя, поскольку каждый штраф — это отдельный случай причинения ущерба. Только нужно помнить, что размер единовременного удержания с виновного лица ограничен 20% от причитающейся ему при каждой выплате суммы (зарплаты, премии и т. д.) ст. 138 ТК РФ .

Заметим, что некоторые работодатели пренебрегают изданием приказа о взыскании ущерба с водителя. Они просят его написать заявление о якобы добровольном удержании суммы штрафа из зарплаты. Однако впоследствии работник может в суде успешно оспорить удержание, произведенное лишь на основании его заявлени я ст. 248 ТК РФ .

Имейте в виду: сумму уплаченного штрафа в расходы для целей налогообложения прибыли списать не получитс я п. 2 ст. 270 НК РФ . А сумму возмещаемого работником ущерба придется учесть во внереализационных дохода х п. 3 ст. 250 НК РФ .

Более половины всех вынесенных ГАИ штрафов — это фотоштрафы

Некоторые организации прощают своим работникам «фотоштрафы», понимая, что, не нарушив ПДД, они бы просто не смогли нормально выполнить свою работу. Характерный пример — водители-инкассаторы, которым должностная инструкция предписывает ставить автомобиль на минимальном расстоянии от двери клиента, чтобы максимально обеспечить сохранность наличности. А часто это требование нельзя соблюсти из-за запрещающих стоянку дорожных знаков.

В подобной ситуации возникает вопрос: нужно ли включать сумму прощенного сотруднику штрафа в его доход, облагаемый НДФЛ? ФНС отвечает на него отрицательно, справедливо отмечая, что в данном случае к ответственности привлекается работодатель — собственник авто и сумма штрафа не может рассматриваться как экономическая выгода работника, нарушившего ПДД Письмо ФНС от 18.04.2013 № ЕД-4-3/7135@ . Однако Минфин настаивает на обратном, утверждая, что доход в этом случае у работника возникае т Письма Минфина от 12.04.2013 № 03-04-06/12341, от 08.11.2012 № 03-04-06/10-310 .

Какой позицией будут руководствоваться проверяющие, сказать сложно. Скорее всего, они будут исходить из размера возможных доначислений. Если они незначительны, то и претензии маловероятны. А вот если налоговикам есть чем поживиться, то есть сумма прощенных водителю штрафов велика, они запросто могут:

  • взыскать НДФЛ, не удержанный с действующего сотрудник а п. 2 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57 ;
  • начислить пени за неуплату НДФЛ п. 2 ст. 75, ст. 123 НК РФ; п. 2 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57 и оштрафовать фирму за невыполнение обязанности налогового агента. Однако пени и штрафы можно и нужно оспаривать — на том основании, что вы выполняли разъяснение налоговой служб ы п. 8 ст. 75, подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ .
  • ОБМЕН ОПЫТОМ

    “ Поскольку у нашего предприятия есть автомобили, мы тоже иногда получаем квитанции c так называемыми фотоштрафами. Проблему их оплаты мы решаем так. По дате нарушения и путевым листам определяем, кто был за рулем «проштрафившегося» автомобиля, и передаем квитанцию этому водителю для оплаты. То есть водители уплачивают эти штрафы сами. Кроме того, я прошу у водителя подтверждения оплаты, чтобы не просрочить платеж. Пока у нас не было проблем ни с водителями, ни с автоинспекцие й ” .

    Теперь переходим к другому, гораздо менее проблемному варианту действий.

    ВАРИАНТ 2. «Перевести» штраф на самого водителя. Ведь собственник автомобиля освобождается от административной ответственности, если он подтвердит, что в момент фиксации нарушения за рулем был кто-то друго й ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ .

    Для этого нужно успеть в течение 10 дней с момента получения «штрафной» квитанции написать и отправить жалобу об отмене «штрафного» постановлени я ч. 1 ст. 30.2, п. 3 ч. 1 ст. 30.1, ч. 3 ст. 30.3 КоАП РФ :

    • на имя руководителя того отдела ГИБДД, сотрудник которого выписал постановление об административном правонарушении;
    • в вышестоящий орган ГИБДД;
    • в районный суд по месту нахождения этого отдела ГИБДД.

    К жалобе необходимо приложить копии документов, подтверждающих, что в день нарушения машину использовал конкретный сотрудник-водитель (к примеру, путевой лист и выписку из штатного расписани я Постановление ВС от 31.10.2013 № 32-АД 13-7 ). По идее, после этого производство по административному делу в отношении фирмы должно быть прекращено за отсутствием состава нарушени я п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ .

    А новое «штрафное» постановление будет вынесено конкретному водителю.

    СИТУАЦИЯ 2. В момент нарушения машина находилась в аренде или в лизинге (при этом лизингополучатель не регистрировал машину на себя на время действия договора ) п. 48.1 Правил (приложение № 1 к Приказу МВД от 24.11.2008 № 1001)

    Нет никакого смысла прописывать в договоре аренды или лизинга машины обязанность арендатора или лизингополучателя при эксплуатации ТС соблюдать Правила дорожного движения. Ведь эта обязанность и так существует у него в силу закона.

    В этом случае самое разумное — поступить как при варианте 2 первой ситуации. То есть в течение 10 дней с момента получения «фотоштрафа» написать и отправить жалобу об отмене «штрафного» постановлени я ч. 1 ст. 30.2, п. 3 ч. 1 ст. 30.1, ч. 3 ст. 30.3 КоАП РФ . Естественно, приложив к ней копию соответствующего договора — аренды или лизинга, а также копии других подтверждающих документов, например акта приема-передачи машины, полиса ОСАГО с записью о допуске к управлению авто других лиц п. 1.3 Постановления Пленума ВС от 24.10.2006 № 18; Решение Московского горсуда от 28.08.2013 № 7-2241/2013 . Результатом обжалования, по идее, должна стать отмена постановлени я п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ .

    Надо сказать, что многие арендодатели (лизингодатели) этой возможностью пренебрегают. Они уповают на договор, предусматривающий их право требовать с арендаторов (лизингополучателей) возмещение ущерба, причиненного последними в связи с нарушением ПДД. Поэтому арендодатели сами уплачивают пришедшие к ним штрафы, а затем выставляют арендаторам счет на определенную сумму.

    Но даже если арендатор безропотно все оплатит, в налоговом плане этот вариант невыгоден, причем в бо ´ ль ­шей степени в этой ситуации пострадает арендатор. Вот что считает специалист Минфина.

    ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

    “ В данном случае арендодатель уплаченные штрафы не сможет включить в расход ы п. 2 ст. 270 НК РФ .

    Вместе с тем полученное от арендатора возмещение он не должен учитывать в доходах, поскольку «дорожный» штраф не является санкцией за нарушение его договорных обязательст в п. 3 ст. 250 НК РФ .

    Именно по этой же причине арендатор не вправе отразить во внереализационных расходах уплаченную им сумму возмещени я подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ ” .

    Многие задаются вопросом: можно ли уволить водителя служебного авто, из-за которого фирма регулярно «попадает» на штрафы? В принципе, можно — по такому основанию, как «неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей » п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ; Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 05.06.2013 № 33-5155/2013 .

    Ведь водитель в силу своей должности обязан обеспечить безопасное управление транспортом и строго соблюдать правила дорожного движени я ст. 21 ТК РФ .

    Однако чтобы уволить водителя по этому основанию, у него «в активе» должно быть хотя бы одно дисциплинарное взыскание от работодателя — замечание или выговор, наложенные с соблюдением процедуры, установленной в ТК РФ статьи 192, 193 ТК РФ .

    glavkniga.ru

    Основные условия и ограничения лизинга

    1. На какой срок возможно оформить лизинг?

    Срок действия договора лизинга для юридических лиц и ИП, а также для физических лиц от 6 до 60 месяцев.

    2. Какой необходим первоначальный взнос (аванс)?

    Авансовый платёж (аванс) — первоначальный взнос, оплачиваемый Лизингополучателем после подписания договора лизинга.

    Аванс может быть от 0% до 49% от стоимости предмета лизинга по договору купли-продажи.

    3. Могу ли я досрочно выкупить автомобиль, сэкономлю ли я при этом?

    Да, это возможно через 6 месяцев после оформления договора лизинга. У нас действуют льготные условия при досрочном выкупе. Вы оплачиваете остаток долга плюс 3% от остатка долга. Нет необходимости оплачивать целиком все оставшиеся платежи.

    4. На кого регистрируется автомобиль в ГИБДД?

    Для юридических и для физических лиц Автомобиль может быть зарегистрирован как на Лизингодателя (Лизинговую компанию), так и на Лизингополучателя (Клиента).

    5. Кто уплачивает транспортный налог?

    Транспортный налог уплачивает та сторона, на которую автомобиль зарегистрирован в ГИБДД.

    6. Кто оплачивает штрафы за несоблюдение ПДД?

    В случае, если автомобиль зарегистрирован в ГИБДД на Вашу компанию, штрафы приходят в Вашу компанию, Вы оплачиваете их самостоятельно.

    В случае, если автомобиль зарегистрирован на лизинговую компанию, при получении по почте постановления о нарушении ПДД, мы выставляем счет на сумму штрафа, после чего отправляем счет и копию постановления на Вашу почту. После получения оплаты от Вашей компании мы оплачиваем выставленную сумму, указанную в постановлении.

    7. Как осуществить перевод долга по договору лизинга на третье лицо?

    По Вашему запросу с согласия лизинговой компании можно перевести предмет лизинга на третье лицо (нового лизингополучателя). Для этого необходимо заполнить заявление на переуступку договора, предоставить по новому лизингополучателю полный пакет документов (аналогичный тому, что предоставляется при первичной подачи заявки). Максимальный срок проверки 3 рабочих дня.

    После проведения проверки составляются трехсторонние документы на перевод долга: дополнительное соглашение к договору лизинга и акт приема-передачи автомобиля новому владельцу.

    В случае, если автомобиль зарегистрирован в ГИБДД за лизингополучателем, его необходимо будет перерегистрировать.

    8. Как продлить договоры страхования ОСАГО, ДСАГО, КАСКО?

    Если с Вами не связался страховой специалист нашей компании по вопросу продления страхового полиса, Вы можете самостоятельно связаться по данному вопросу с персональным менеджером, либо по телефону горячей линии с любым другим специалистом.

    В случае, если по договору лизинга страхователем и плательщиком страховой премии является лизингополучатель, Вы можете оформить страхование в одной из рекомендованных страховых компаний.

    В случае, если по договору лизинга страхователем и плательщиком страховой премии является лизингодатель, оплачивать полисы не требуется, т.к. страховая премия уже учтена в платежах.

    Новые полисы будут переданы Вам лично в офисе компании, либо через курьера.

    9. Что делать, если по договору лизинга образовалась переплата?

    Переплата будет засчитана в счёт будущих платежей по данному договору без подтверждения со стороны Лизингополучателя.

    При наличии других действующих договоров вы можете написать письмо о зачете переплаты по одному договору лизинга в счёт другого договора лизинга.

    www.major-leasing.ru

    Штрафы в лизинге

    Штрафы в лизинге: стараемся минимизировать убытки при нарушении договора

    Как и любой другой вид товарно-денежных отношений, лизинг несет за собой определенные права и обязанности сторон. Их соблюдение ведет к долгому и успешному сотрудничеству. Однако, когда одна из сторон нарушает условия сделки, могут последовать штрафные санкции.

    Договор – всему голова

    Основным связующим звеном между всеми субъектами лизинга является трехсторонний договор (между продавцом, лизингодателем и лизингополучателем). Именно нарушения условий этого документа становятся причиной штрафов и дополнительных расходов одной из сторон.

    Конструкция самого договора, как правило, очень сложна и допускает десятки, если не сотни возможностей привлечь нарушителя к ответственности. Это усугубляется еще и тем, что предметом лизинга могут быть как сложные с точки зрения технической эксплуатации машины и оборудование, так и относительно легкое в использовании недвижимое имущество. А значит, каждый конкретный договор содержит дополнительные условия, которые невозможно унифицировать. Все они, тем не менее регулируются Федеральным Законом «О финансовой аренде (лизинге)» №164-ФЗ, Гражданским Кодексом РФ, а также большим количеством подзаконных актов, которые, в свою очередь, не должны противоречить ФЗ и ГК.

    Виноват лизингодатель

    Попытаемся проанализировать несколько типичных случаев, когда один из субъектов лизинга ущемляет в правах своего партнера по договору. На практике среди лизингодателей чаще всего наблюдаются следующие нарушения:

    — лизинговое оборудование (транспорт, спецтехника) поставлено с опозданием;

    — предмет лизинга не соответствует условиям договора;

    — предмет лизинга имеет недостатки, которые препятствуют – частично или полностью – его нормальному использованию (при оперативном лизинге);

    Какие последствия могут иметь эти нарушения для лизингодателя? При задержках с поставками оборудования лизингополучатель вправе потребовать неустойку, если та прописана в договоре. Чаще всего она измеряется в процентах от стоимости предмета лизинга (например, 0,01% в день). Как лизингодателю избежать лишних расходов при таком раскладе? Очень просто – постараться как можно быстрее выполнить условия договора, тем самым сократив общую сумму неустойки до минимума.

    Аналогичная мера взыскания может быть наложена на лизингодателя и при несоответствии лизингового оборудования или техники указанным в договоре требованиям.

    Если же арендатор получил имущество в срок, но оно неисправно и не позволяет нормально работать, возможны варианты. Во-первых, от лизингодателя могут потребовать безвозмездное устранение недостатков. Во-вторых, если недостатки были устранены уже лизингополучателем, то последний вправе рассчитывать на компенсацию своих расходов. Нередки случаи, когда арендатор после самостоятельного устранения неисправностей обращается к лизингодателю за уменьшением лизинговых платежей. Обычно общая сумма расходов делится на количество платежей.

    Все вышеописанные примеры характерны для решения споров мирным путем. Но бывает, что дело доходит до суда. В случае когда закон встает на сторону покупателя, лизингодателю, кроме устранения нарушений, придется возмещать судебные издержки, а также вред за простой в хозяйственной деятельности предприятия-лизингополучателя.

    Виноват арендатор

    Лизингополучателям свойственны такие виды нарушений:

    — несвоевременное перечисление платежей по лизингу;

    — нецелевое использование предмета лизинга;

    — неправильная эксплуатация и ненадлежащее содержание предмета лизинга;

    — несвоевременный возврат предмета лизинга (если договор не предусматривает выкупа имущества лизингополучателем).

    В первом случае схема решения проблемы такая же, как и с недобросовестным кредитором в банковской сфере и зависит от лизингодателя. То есть, предусматривает два варианта: «добрый» партнер и «злой» партнер.

    «Добрый» лизингодатель: в ходе переговоров удалось добиться либо отсрочки платежей, либо их реструктуризации. Часто такие возможности прописываются в договоре лизинга. Если в документе такого пункта нет, то заключается дополнительное соглашение.

    «Злой» лизингодатель: просрочка по платежам не прощается, начисляются пени, и дело доходит до суда. Судебная практика такова, что, если у арендатора нет действительно веских причин (форс-мажорные обстоятельства, не связанные с финансово-хозяйственной деятельностью организации) для задержки платежей по договору лизинга, то его признают виновным.

    Поскольку имущество, взятое в лизинг, фактически не принадлежит арендатору, то он несет ответственность за его техническое состояние и правильную эксплуатацию. При нарушении этих норм, лизингополучатель выплачивает неустойку, которая в большинстве случаев заранее прописывается в договоре.

    Часто происходит невозврат предмета лизинга в срок. Здесь лизингодатель вправе требовать от клиента-нарушителя внесения дополнительных платежей за время задержки. Также от лизингополучателя могут потребовать компенсацию ущерба, полученного лизингодателем, от не возвращенного вовремя имущества.

    Виноват продавец

    Претензии к продавцу (поставщику) чаще всего носят тот же характер, что и к лизингодателю: срывы сроков поставки оборудования или техники, несоответствие предмета лизинга заявленным условиям. Штрафные санкции аналогичны тем, что были описаны выше. Однако есть определенные тонкости.

    Все лизинговые схемы можно грубо поделить на две категории: когда поставщика предмета лизинга выбирает арендатор и когда это делает лизингодатель. И риски, связанные с несостоятельностью продавца, естественно, несет та сторона сделки, которая его выбирала.

    Пример: компания «А» обратилась в компанию «Б» за поставкой автомобиля. В заключенном договоре было указано, что продавца выбирает лизингодатель. «Б» за поставкой транспорта обратилась в компанию «В». «В» задержала автомобиль на месяц. В этом случае «А» выставляет свои претензии к «Б», а «Б» — к «В».

    Если бы арендатор («А») сам выбирал поставщика («В»), то требования о компенсациях за срывы сроков направлялись напрямую, минуя лизингодателя («Б»). То есть, у продавца перед лизингополучателем возникает такая же ответственность, как при договоре купли-продажи.

    Несмотря на возможности уладить любые споры (мирно или через суд) и продолжить процесс лизинга, нередко случается, что договор досрочно расторгается. Нюансы разрыва отношений между участниками лизинговой сделки мы подробно рассмотрим в одной из следующих статей.
    Сообщить в Яндекс о проблеме

    leasingreview.ru

    Штраф приходит не по адресу: лизинговые компании платят за чужие долги

    Сейчас одна из основных бюрократических проблем — это наложение ареста на предметы лизинга. В частности, запрет регистрации на транспортные средства. Лизинговые компании постоянно сталкиваются с этим: по долгам лизингополучателей перед разными кредиторами судебные приставы-исполнители накладывают арест и/или запрет на регистрационные действия с транспортными средствами, принадлежащими на праве собственности лизингодателям и находящимися в пользовании у лизингополучателей.

    В дальнейшем лизинговая компания, которая может и не знать о наложении ограничений, изымает транспортные средства у лизингополучателя-должника. Для уменьшения убытков транспортные средства пытаются реализовать. Вот здесь и начинаются трудности. Лизинговая компания вынуждена снимать обременение, что влечет расходы на хранение, на процессуальные действия и просто удешевляет транспортные средства. Либо лизинговые компании вынуждены продавать изъятые транспортные средства с указанием наличия обременения, что существенно снижает их стоимость и, соответственно, увеличивает убытки.

    Таком образом, лизинговые компании вынуждены следовать классическому риск-менеджменту: повышение риска потери времени и дополнительных затрат влечет повышение стоимости финансирования для всех лизингополучателей, а не только для недобросовестных. Финансовый лизинг и стал экономичной альтернативой кредитованию благодаря сохранению права собственности за лизинговой компанией. Такая схема существенно снижает риск при дефолте должника, ведь кредитуется не только сам контрагент-лизингополучатель. Финансирование привязано к предмету лизинга, и возмещение возможных потерь происходит за его счет.

    У судебных приставов-исполнителей есть должник, у которого фактически во владении транспортные средства. В ПТС последних зафиксировано, что они зарегистрированы на имя данного должника. Таким образом, для пристава-исполнителя может быть не очевидно, что транспортные средства не находятся в собственности должника. Многие судебные приставы, как и сотрудники ГИБДД, просто не знают экономического и юридического смысла «финансовой аренды» и что регистрация в органах ГИБДД не означает автоматически презумпцию собственности.

    На первый взгляд, проблема решается просто. По приказу МВД РФ от 24 ноября 2008 г. N1001 «О порядке регистрации транспортных средств» по соглашению сторон транспортные средства могут быть зарегистрированы за лизингополучателем или лизингодателем. Получается, что если автомобили зарегистрированы за лизингодателем, то и приставы не будут накладывать запрет регистрации по долгам лизингополучателей. Во-первых, не существует единой базы у ГИБДД и приставов-исполнителей, а последние зачастую руководствуются фактическим наличием транспортных средств у лизингополучателя. Во-вторых, при регистрации на имя лизингополучателя лизингодатель сталкивается с иной распространенной проблемой.

    При фиксации нарушения ПДД на автоматические камеры слежения виновным признается лицо, на имя которого зарегистрирован автомобиль. Сейчас лизинговые компании постоянно получают постановления по делам об административном правонарушении, которые должны в короткий срок оспаривать и доказывать, что согласно ст. 2.6.1 КоАП не несут ответственности. Если в короткий срок не произведено оспаривание, то штраф должна заплатить лизинговая компания, а требование о возмещении данного штрафа не всегда исполняется лизингополучателями. Более того, согласно Информационному письму Президиума ВАС РФ от 20 октября 2010 г. N141 недопустимо относить часть выплачиваемых лизинговых платежей на возмещение расходов по оплате штрафа без согласия должника. Анализ судебно-арбитражной практики показывает, что лизингодатели далеко не всегда получают положительные судебные решения по возмещению затрат на штрафы. Да и сам факт необходимости судиться негативно влияет на эффективность бизнеса лизингодателей.

    Получается, лизинговые компании вынуждены выбирать, за кем регистрировать транспортные средства в ГИБДД, и любое из решений содержит риски, управление которыми находится вне зоны контроля бизнеса. К сожалению, у нас часто встречаются ситуации, когда корректные общие нормы — Гражданского или Земельного кодекса — фактически парализуются отсутствием соответствующих процедур у органов исполнительной власти.

    Решение проблем должно быть комплексным. И предпринимательское сообщество открыто говорит об этом с властью всеми возможными способами. По мнению бизнеса, базы ГИБДД должны содержать больше информации, и необходимо наладить эффективную координацию между органами ГИБДД и судебными приставами-исполнителями. В гражданском законодательстве существует четкое разграничение понятий собственник и владелец, но оно отсутствует в базах приставов и ГИБДД. Введение дополнительной информации о долгосрочных фактических владельцах, на имя которых может быть не зарегистрировано транспортное средство, только повысит эффективность взимания штрафов с виновников нарушения ПДД, а также нивелирует проблему некорректного наложения запретов регистрации.

    Максим ХАНЖИН, президент Ассоциации по защите прав автострахователей

    www.banki.ru

    Что делать, если лизинговая компания расторгает договор и изымает технику?

    Надо помнить, что вы платили не только за аренду, но и за выкуп

    Вы взяли технику в лизинг и не смогли осилить лизинговые платежи. Ситуация вполне стандартная для бизнеса, особенно в эпоху финансовой нестабильности. Лизинговая компания расторгла договор и изъяла технику. Знаете ли вы, что в такой ситуации можно вернуть до 80% от уплаченных вами лизинговых платежей? О том, как лизингополучателям вернуть причитающиеся им деньги, рассказывает ведущий специалист по лизингу юридической компании «АНП Зенит» Ильназ Сабитов.

    ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ОТОБРАЛИ ТЕХНИКУ

    В кризис многие предприятия, взявшие технику в лизинг, понимают, что не смогут больше осилить платежи. Технологии работы лизинговых компаний схожи с банками. Если вы допустили одну просрочку, то вам начинает названивать ваш менеджер. После второй просрочки технику изымают принудительно, при этом договор лизинга расторгается. Сколько вы платили до расторжения, обычно никого не интересует.

    Однако лизинг имеет свои особенности, и именно с помощью последних можно вернуть до 80% уплаченных платежей. О том, как как вернуть компании деньги, рассказывает ведущий специалист по лизингу юридической компании «АНП Зенит» Ильназ Сабитов.

    КЛИЕНТ ПЛАТИТ И ЗА АРЕНДУ, И ЗА ВЫКУП ПРЕДМЕТА ЛИЗИНГА

    Чтобы понять, почему в большинстве случаев расторжения договора лизинговые компании должны возвращать деньги своим бывшим клиентам, необходимо немного углубиться в суть лизинга.

    С одной стороны, лизинг — это аренда, но не обычная с правом выкупа в конце срока. Реальная стоимость предмета лизинга как бы размазана на весь срок лизинга и поэтому сидит в каждом лизинговом платеже. То есть, внося очередной платеж, клиент лизинговой компании платит и за аренду, и за выкуп предмета лизинга. В конце же срока лизинга лизингополучатель платит последний выкупной платеж. Он символический, меньше размера месячного платежа.

    Технику, купленную в лизинг, лизинговая компания изъяла за неуплату очередного платежа. Как же быть со стоимостью техники, которую клиент вносил до изъятия? Во многих случаях клиент мог полностью выплатить стоимость техники. Эту стоимость клиент и может взыскать у лизинговой компании, но с определенными оговорками.

    Для лизинговой компании лизинг — это тот же кредит. Она выдает клиенту финансирование на покупку техники и рассчитывает получить проценты на сумму финансирования — то же самое, что кредит и проценты на него.

    Лизинговой компании не интересна сама техника. Ей важно получить свое — финансирование и проценты. Если клиент выплачивает все исправно, то финансирование и проценты как раз погашаются за счет лизинговых платежей.

    Если техника изымается, то для получения своего лизинговой компании нужно продать технику. За счет средств от продажи лизинговая компания получает финансирование и проценты на него.

    После продажи подводится итоговое сальдо. Здесь и становится понятным, кто кому остался должным. Схема расчета сальдо сложная, но в общем виде она сводится к главному вопросу: лизинговая компания смогла получить все, на что могла рассчитывать? В большинстве случаев должным остается лизинговая компания, так как ей и клиент платил до изъятия, и от продажи изъятой техники перепало. Все, что больше, принадлежит лизингополучателю.

    ЛИЗИНГОВАЯ КОМПАНИЯ САМА НЕ БУДЕТ ВЫПЛАЧИВАТЬ ИЗЛИШКИ

    В нашей практике мы не встречали случаев, чтобы лизинговая компания по своей инициативе решила выплатить лизингополучателю излишки от продажи. Однако в арсенале лизингополучателя есть механизмы защиты своих прав.

    Ему следует обратиться в суд и потребовать возврата выкупной стоимости. Если своих сил для подведения сальдо недостаточно, то можно привлечь опытных и квалифицированных юристов

    Также хорошо бы запомнить минимальные правила при расторжении договора лизинга (они помогут в суде):

    1. Скопировать все документы, касающиеся предмета лизинга (ПТС, СТС, гарантийный талон, сервисная книжка — для автомобилей, для другой техники — сертификаты соответствия, паспорт объекта и т. д.), которые требует вернуть лизинговая компания;

    2. Тщательно сфотографировать технику, особенно имеющиеся недостатки (в том числе показания на приборной панели: пробег, сколько осталось до ТО и т. д.);

    3. Не отдавать СТС (свидетельство о регистрации транспортного средства — маленькая карточка розового цвета) на автомобиль лизинговой компании, если только в договоре это прямо не указано. Лизинговые компании требуют передать им СТС, однако в СТС в качестве владельца указаны вы, а не лизинговая компания, поэтому возвращать этот документ необязательно — потом это СТС очень поможет для сбора доказательств;

    4. Прежде чем передать предмет лизинга (техника или оборудование), нужно провести его полную диагностику. Ее желательно проводить у официального дилера с получением по ее результатам заключения о состоянии всех узлов и агрегатов изымаемой техники или оборудования с печатью и подписью дилера. Если дилера нет, то можно обратиться к эксперту;

    5. Провести независимою оценку рыночной стоимости предмета лизинга до возврата лизинговой компании;

    6. Указать в акте передачи техники видимые недостатки и прописать, что техника на ходу или в хорошем (отличном) состоянии, замечаний к работе узлов и агрегатов нет;

    7. Контролировать продажу изъятой техники (стоимость, описание) можно через сайты avito.ru, auto.ru либо сайты лизинговых компаний, которые, как правило, имеют разделы, посвященные продаже конфискованной техники.

    Эти незамысловатые правила помогут лизингополучателю отстоять в суде свои права. В таких делах лизинговые компании имеют фору, поэтому опередить их действия стоит еще на стадии расторжения договора лизинга.

    При этом надо учесть, что в начале декабря 2016 года Центробанк представил очередной обзор финансовой стабильности за второй-третий кварталы. Одной из ключевых тем презентации стало анонсирование грядущих реформ лизингового бизнеса. В ближайшие годы (2017 — 2018) планируется перевести лизинговые компании на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и самоуправление по схеме СРО. Параллельно будут внесены изменения в Гражданский кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ, касающиеся регулирования лизинговой деятельности.

    Таким образом, лизинговый бизнес стоит на пороге реформ, а значит, появятся и новые тонкости.

    m.business-gazeta.ru