Демократическое право и демократические законы

Современная формула оптимального устройства общественной и государственной жизни включает в себя наличие по меньшей мере трёх фундаментальных элементов: прав человека, степень реализации которых определяет социальный климат в обществе; демократии как формы власти, гарантирующей наличие первого условия; и верховенства закона как условия, при котором только и возможно второе и реализуемо первое. Власть сводится к выработке правовых норм общественной жизни, а также к их исполнению, и сама основывается на законе.

Идеи о правовом законе, верховенстве закона и разделении властей формируются уже в самом начале образования государственности. Закон становится демократическим только тогда, когда он, во-первых, является выражением истинной воли большинства народа, во-вторых, принят в полном соответствии с нормами и обычаями жизни данного народа и, в-третьих, служит интересам не отдельных групп людей, а всего социума. Законы, являющиеся выражением вали и интересов отдельных людей или узкой группы общества, не могут и не должны считаться правовыми и демократическими, а сам факт существования подобных норм, несколько перефразируя слава Аристотеля, говорит только о внутренних распрях в обществе. Государства, где закон не имеет силы и находится под властью какой-либо группы, не могут считаться прочными. Прочны только те из них, считал этот мыслитель, где закон – владыка над правителями, а правители являются «стражами закона и его слугами» [2, с. 481].

Что есть закон? Как он вырабатывается и принимается? Кто и как выражает волю народа? Правильные ответы на эти вопросы исключительно важны для любого социума, а потому являются проблемами, которые всегда находились, находятся и будут находиться в числе актуальных, жизненно важных и, естественно, активно обсуждаемых. Именно здесь возникает ситуация, о которой писал ещё Т. Гоббс: если в арифметике дважды два всегда равняется четырём, то в трактовке права и закона часто может равняться трём или пяти. Почему? Да потому, что от трактовки права и законов, в том числе и международных, часто зависят судьбы не только отдельных людей, но и целых народов, обществ и государств.

Право, закон, их интерпретация непосредственно затрагивают жизненные интересы многих людей, а потому, якобы во имя защиты интересов тех или иных трупп общества и под видом законов обществам могут навязываться воля отдельных людей, трупп людей, в том числе бандитских и мафиозных. Поскольку истолкованием права и законов, вынесением решений «на законном основании» иди «в соответствии с законом» занимаются отдельные люди или группы людей, отбираемые законодательной и исполнительной властями, то на эти решения будут влиять социальные позиции, контакты, симпатии и антипатии, состояние морали лиц, уполномоченных их принимать и трактовать.

В языках почти всех народов мира право олицетворяется с правильным, должным, естественным, справедливым (право, right, recht, just, justice и т.д.). Закон, правило, норма – своеобразные соединяющие сообществ, определители и регуляторы их жизни, подобно тому, как всемирное тяготение определяет многое в жизни планеты. Как было замечено ещё древними мыслителями, общество не может существовать без власти и законов. Эти законы, говоря словами Цицерона, устанавливаются не мнением, а природой. Право и закон – это регуляторы и наставники человеческого и общественного поведения.

Правда, мнение греческих философов относительно законов, как видно из трактата Платана «Государственный деятель», было неоднозначным. Хотя многие из древних греков обожествляли право, считая его связующим общество и государство, они видели в то же время и серьёзные недостатки законов, многие из которых преследовали цель вдохновлять людей в войне и обосновывать необходимость подготовки к ней. Если один утверждали, что не может быть хорошего управления без законов, то другие отвечали им, что сама природа является законам, что врач спасает жизнь своего пациента, а капитан – жизнь экипажа не благодаря законам, а своему искусству целителя и морехода. Демокрит считал, что законы «бесполезны как для хороших людей, так и для дурных: первые не нуждаются в них, вторые от них не становятся лучше» [2, с. 481]. Знание само по себе является законом, обеспечивающим научное управление, поскольку всякое право основывается на нём, полагал Платан. Вряд ли положение дел улучшится, если законы попытаются устанавливать нормы лечения и мореходства. Закон должен помотать возвышению достоинства человека. Мир лучше войны, а примирение – предпочтительнее победы одной стороны и поражения другой. Поэтому мир, а не война должен стать заботой законодателя.

Аристотель, напротив, являлся горячим поборником права и законности. Для него право – это правила, по которым должностные лица управляют государством. Считая плохим «то, что верховную власть олицетворяет собой не закон, а человек, душа которого подвержена влиянию страстей», Аристотель спрашивал: какая будет польза от закона для достижения высшего блага, если он будет тираническим? Законы природы, будучи неписаными, и законы обществ, основанные на обычае, имеют, по его мнению, большее значение и касаются более важных дел, нежели законы писаные.

Цицерон считал, что закон учит человека контролировать его страсти, обуздывать его вожделения, защищать то, что принадлежит ему, и удержать его ум, глаза и руки подальше от того, что принадлежит другим [28, р. 43]. То есть законы – это те регуляторы или нормы, в соответствии с которыми сообщества управляются. Руководство обществом должно осуществляться в соответствии с политической мудростью, его целью должно стать правление справедливости, ибо, как не без оснований писал А Августин, общество, из которого изгнана справедливость, превращается в большую банду грабителей.

Право каждого народа, управляемого статусами и обычаями, является частично особым для этого народа, частично общим для всего человечества, писал один из первых систематизаторов права, древнеримский юрист Гай. Правила, установленные государством для своих членов, являются особенными для него и называются гражданскими правами (jus civile); правила, образуемые естественным разумом для всех и соблюдаемые всеми нациями одинаково, называются правом народов (jus gentium). Таким образом, право римского народа является частично особенным для него, частично общим для всех народов [14, р. 1]. Это можно сказать и о каждом народе, являющемся особой исторической общностью и в то же время частью всего человечества, соблюдающей характерные для универсума нормы и правила жизни.

Сенека сравнивал право с обручем, соединяющим общество в единое целое. Такое понимание с некоторыми новациями, характерными для каждой эпохи, стало классическим. «Закон есть руководящее правило жизни», – считал Д. Алигьери [11, 1:IХ; 2:V]. Он же определял право как вещное и личное отношение человека к человеку, при сохранении которого сберегается человеческое общество и при разрушении которого оно разрушается.

Право и закон – это правила вещей, которые люди должны соблюдать или избегать в жизни индивидуально и коллективно, предназначены они для сохранения как жизни в справедливости, так и универсальной ассоциации. Алтусиус считал право путеводным светом гражданской жизни, масштабом справедливости, хранителем свободы, оплотам мира и дисциплины публики, убежищем для слабых, уздой для сильных, нормой и усиливающим державу фактором. Оно может быть названо общественной командой народа, а также обещанием и гарантией того, что каждый будет делать то, что позволено, и воздерживаться от того, что не разрешено. Право является также предписанием, согласна которому политическая жизнь организуется и культивируется в стране в заранее предусмотренной манере. Посредством закона определяются обязанности граждан, а также то, что запрещено сделать. Следуя традиции, он сравнивал роль закона в жизни общества с таковой навигатора на корабле, водителя транспортного средства или дирижёра оркестра [8, р. 79, 80]. Целью закона является ориентация человека на добро и удержание его от ала. Поэтому право можно считать комплексам правил поведения народа в целом [19, р. 66]. Исламский мыслитель Аверроэс тоже считал, что целью права является установление истины и верных действий, а также достижение равенства между людьми [27, р. 149].

Современное понимание права и закона., их основ и духа формировалось под влиянием английской школы философии права. Гоббс считал гражданским правом те правила, которые государство устно, письменно или при помощи других достаточно ясных знаков своей воли предписало гражданину, дабы он пользовался ими для различения между правильным и неправильным. По его мнению, право есть свобода, которую законы природы предоставляют людям. Гражданский же закон есть обязательство, и оно отнимает у них ту свободу, которую предоставляет им естественный закон [18, р. 149, 161].

Известный английский правовед В. Блэкстоун трактовал законы в их узком смысле как правила человеческой деятельности иди поведения, как предписания, которые приказывают человеку, наделённому разумом и свободой выбора, использовать эти способности: для регулирования своего поведения. Призванием права является установление правильного и неправильного, что можно и чего нельзя делать члену общества и гражданину государства [9, р. 39, 122], – считал он.

Слово «закон» в его самом простом значении означает правило действий, предписанное наделённой таким правом властью [30, р. 2], считал Деспот де Траси. А другой авторитет права предлагал понимать закон «как часть и только часть широкого крута правил, управляющих людьми в их отношениях и в поведении между собой в социальной организации, к которой они принадлежат» [32, р. 15].

Правило действия, норма или закон жизни складываются с момента появления жизни на земле. А с появлением человека эти законы, нормы и правила поведения приумножаются, дополняясь новыми моментами. Долгое время законы воспринимались как божественные откровения. Отсюда и «святость закона», взгляд на который обосновывался ещё тем, что он основывался на формулах и традициях жизни общества, воспринимался его членами как обычное, естественное дело. Отсюда выводили, что «право в своей совокупности представляет собой лишь логизацию моральных ценностей (пыл которых оно охлаждает), обобщение и определение их основных требований. . Изменения права самым непосредственным образом зависят от изменения морали» [16, р. 257].

Законы природы иногда называют законами божьими, но это не вполне корректно. Законы природы – основа и руководство всей жизни. Они постоянный, как писал Гроций, даже Бог не может изменить их. Законы людей не должны противоречить им. Неслучайно говорят, что законы природы являются родителями законов человеческих, цервой целью которых является укрепление и регулирование общественных институтов и окружение их суровыми законами наказания [20, р. 145]. Законы человеческие формулируются и вырабатываются самими людьми, являются выражением их собственной воли. Обобщая вкратце все приведённые оценки, можно сказать, что закон и право в их истинном понимании – это средства упорядочения общества, его укрепления, уравнения в правах его членов и их защиты. Неслучайно поэтому объявление человека вне закона во все времена считалось одним из самых суровых наказаний. То есть закон, правило, норма – это регуляторы правил жизни людей и их институтов, это то, что связывает людей и управляет их поступками.

Закон государства регулирует политические отношения, т.е. отношения между гражданами государства и институтами власти. Отношения между членами общества и между гражданами государства – это не одно и то же; они регулируются разными нормами, определяющими из которых всё-таки выступают нормы гражданского общества. В девяти из десяти случаев своей жизни человек руководствуется нормами своего гражданского общества – нормами морали и социального поведения, выработанными самим обществом на протяжении жизни многих поколений, отсекая одни и совершенствуя другие. Институтам политической власти не дозволено пытаться издавать законы, касающиеся любых аспектов человеческой жизни. Им, в лице законодательного органа, разрешается издавал» законы, наилучшим образом организующие жизнь только политического общества. Есть области, вход или вмешательство в которые государствам запрещён; сферой их компетенции являются только гражданско-правовые отношения, касающиеся прав человека и безопасности граждан. Они обязаны в то же время всегда исходить из того, что фундаментальные права человека не могут быть ни отменены, ни ограничены законами.

Закон должен быть ясным, чётким, лаконичным и недвусмысленным. Этому во все времена уделяли самое большое внимание. В древних Афинах все граждане имели право представлять Афинскому собранию свой проект закона. Этот проект изучался специальным комитетом магистратов, в задачу которого входила зашита действующих законов. Комитет устанавливал, содержатся ли в предлагаемом автором проекте идеи, имеющиеся в принятых ранее законах, и предлагал собранию принять проект только в том случае, если он содержал нечто принципиально новое. Автор законопроекта нёс ответственность за этот закон и в последующем. Любой член собрания мог вы двинуть против него обвинение в том, что предложенный им и принятый закон содержит в себе те или иные недостатки. В случае подтверждения обвинения автор законопроекта мог быть строго наказан, вплоть до смерти.

Следя за законотворческим зудом некоторых современных деятелей, думается, было бы неплохо, если бы такое правило продолжало действовать и в наши дни, особенно в Государственной Думе Российской Федерации, которая каждый год устанавливает новый рекорд по числу поспешно принятых законов, многие из которых оказываются мертворожденными. Здесь, видимо, не знают о некоторых, давно утвердившихся в мире истинах. Во-первых, как говорил ещё Лао-Цзы, «когда множатся законы и приказы, растёт число воров и разбойников» [6, с. 53]. Во-вторых, чем более интенсивным и ускоренным является процесс принятия законов, тем более неопределёнными и недолговечными они становятся [19, р. 61]. В-третьих, чем больше законов, устанавливающих, что дозволено и что запрещено, тем больше в обществе правонарушений. Если к тому же вспомнить оценку Гоббсом законов как охов для людей, то чем больше этих «оков», тем меньше свободы в обществе и в государстве.

Любой закон должен соответствовать некоторым требованиям. Во-первых, закон должен быль желаемым и выполнимым. Во-вторых, он должен быть полезным и необходимым. В-третьих, справедливым и удобным для порядка и природы вещей, так же как и телосложение человека. К тому же закон должен быть известен гражданам и предусматривать определённые санкции [10, р. 71].

Формула «незнание закона не освобождает от ответственности» верна только в случаях, когда закон является выражением воли абсолютного большинства народа и его принятию предшествовало широкомасштабное выяснение этой воли с максимальным охватам граждан. Сам процесс волеизъявления в данном случае выступает одновременно и как процесс обучения и запоминания. Такой закон становится нормой обычного права, соблюдаемого человеком автоматически. Отклониться от природной нормы разумному человеку невозможно просто в силу её естественности и жизненности. Сказанное никак не может быть распространено на случаи, когда узурпатор, тиран, диктатор или авторитарный политик стараются придать своей собственной воле силу закона и навязывать её обществу, даже не пытаясь объяснить, чем такое решение обусловлено и почему ему придан характер закона. Ясно, что никакими репрессиями заставить людей следовать такому «закону» не удастся, ибо разумные люди делают всё по своим внутренним побуждениям, в силу необходимости.

Самым эффективным способом соблюдения закона всегда считалось их знание народам. По свидетельству Цицерона, все юноши древнего Рима должны были выучить наизусть Законы 12 таблиц для того, чтобы руководствоваться ими в своей повседневной жизни. То же самое делают и в некоторых странах современного мира, где учащиеся учатся цитировать наизусть любую статью своей Конституции. Единство законов с обычаями и традициями народов облегчает эту задачу, делает законы действительным руководством к жизни в силу веса и авторитета традиций, то есть того, что делали предки и чему научены их дети. Неслучайно поэтому итальянский философ политики и права Бруно Леони, обобщая почти все известные ему трактовки права, предлагал понимать его как следование членов обществ и граждан государств таким нормам, применение которых позволит им достичь намеченных целей [19, р. 137]. Стало быть, преследование своих целей будет равнозначно в таком случае жизни по закону.

Отсюда вытекает одна из важнейших максим демократии: воля народа – высший закон. Совпадение воли народа и государственного права – суть демократии. То, что законы принимаются особыми органами, суть дела, не меняет. Эти органы является не вышестоящими над народом, а органами самого народа, состоящими из его представителей, делегированных им туда с конкретными полномочиями и на определённое время. Народ при демократии является верховным сувереном, над которым не может быть никакой вышестоящей власти.

Любое объединение людей вырабатывает свои собственные нормы и правила поведения с учётом их целей и назначения, а также географических условий, исторических, национальных и иных традиций страны и её народа (народов). Как правило, это занимает десятилетия и века. Если даже законодателем выступает отдельный человек иди группа людей, они должны исходить из обычаев и традиций соответствующего народа. И чем полнее это будет учтено, тем более эффективной и долговечной будет норма жизни.

Цицерон, ссылаясь на Катана Старшего, писал, что римское право вырабатывалось в течение многих столетий. Оно впитало в себя обычаи и традиции народа, начиная с родового, что обеспечило ему превосходство над всеми известными до того времени системами прав. «Политические системы других стран были формированы путём введения законов и институтов в соответствии с личными советами отдельных лиц. Наше государство, напротив, является созданием не одного человека, а очень многих; оно было основано при жизни не одного человека, а в течение нескольких веков и при жизни многих поколений» [28, р. 81].

Воспроизведя эту мысль, Цицерон добавлял, что истинное право рационально и находится в согласии с природ ой. Это обстоятельство в немалой степени способствовало тому, что римское право функционировало более тысячи лет и оказало огромное влияние на правовые системы почти всех государств мира.

Нормы и правила поведения людей всегда должны вырабатываться в согласии с законами природы и учитывать объективные потребности людей. В случае образования конфедераций и федераций должно сохраняться определённое соотношение между нормами первичной и вторичной ассоциаций. Но и в этом случае приоритетными остаются нормы первичных ассоциаций как близкие и понятные их членам. Многое здесь будет зависеть от того, о чём учредители федерации или конфедерации договорились, какие полномочия и в каком объёме они делегировали учреждаемым ими новым образованиям, а также от степени ревности, с которой они будут следить за соблюдением и сохранением этого соотношения. Ведь вышестоящий институт всегда испытывает искушение быть выше во всех отношениях, в том числе и в плане объёма полномочий, и в этом своём стремлении часто забывает о первоначальных договорённостях и исконных нормах жизни образовавших федерацию частей.

Жители древней Англии отказались заимствовать римское право, заявив, что не хотят никаких изменений в англосаксонских законах. Э. Кок в своих комментариях к английскому праву писал, что даже завоеватели Англии (римляне, саксы, даны и норманны) нашли английское право столь превосходным, что решили не изменять его [29, р. 23]. С тех пор законы, основанные на обычаях этой страны, считаются основой английского права (правом обычая). Это право характеризуется единством проверенных и подтверждённых временем законов природы и общества. Обычное право превосходило другие правовые системы, потому что оно было «продуктом мудрости не одного человека или группы людей какой-то одной эпохи, а мудрости, совета, опыта и наблюдений мудрых и наблюдательных людей многих эпох» – писал известный английский судья XVII века М. Хейл. В силу этого такие законы и право не могут быть ни плохими, ни неразумными. Отсюда, видимо, и возникли такие формулы народной мудрости, как «плахой закон не является законом», «неразумный закон – не закон» и т.д. Тот же Хейл делил английское статуарное право на то, которое сформировалось в период, как сам юрист называл, «до памятных времён» (до начала правления Ричарда I, 1189 г.), и то, которое формировалось после этого период а. В первый период оно состояло исключительно из обычаев, во второй период дополнилось актами, принятыми палатой лордов и палатой общин и подписанными королём [22, р. 2-3].

В. Блэкстоун также писал, что католические священники пытались после завоевания Англии норманнами насаждать здесь римское право и с презрением умаляли обычное право, являющееся собранием неписаных правил и традиций жизни народа [24, р. 20-21], видимо, считая их языческими. Однако английское общество решительно отвергло эти попытки, что, видимо, сыграло немалую роль и в том, что английская церковь относительно легко вышла из-под зависимости от Ватикана, после чего ситуация радикально изменилась и обычное право стало предметом академического образования, организованного светскими людьми. Дети английской аристократии и даже средних слоев учили право в Кембридже и Оксфорде не столько для работы в области юриспруденции, сколько для того, чтобы просто получить либеральное образование и поучиться праву своей страны [9, р. 12].

Как считали теоретики права, законы должны быть ясными и точными, озвученными с достоинством и простотой, исключать многословие и противоречия. Они же говорили о том, что закон должен разрабатываться и приниматься в общей манере, а не как предписание к конкретным случаям. Вспомним и мнение Джефферсона о том, что с внесения проекта закона в законодательный орган и до его принятия должно пройти не менее одного года, чтобы можно было не спеша обсудить каждый его пункт. Если не придерживаться этих правил, то часто меняющихся и противоречащих друг другу законов будет много. А где множество законов, там неизбежны и отклонения от них и возможности злоупотреблений ими. Столь же конкретной должна быть цель закона и правовой нормы. Когда один из студентов спросил президента колледжа им. Вашингтона Роберта Ли, каковы правила колледжа, Ли ответил: «Здесь существует только одно правило: быть джентльменом» [12, р. 27]. Перефразируя слова Ли применительно к законам обществ и государств, можно сказать, что в них также существует только одна норма: быть достойным и ответственным членом общества и гражданином государства.

studme.org

Закон: его понятие и роль в демократическом государстве

Демократическое государство представляет собой по­литическую организацию власти, основанную на прин­ципах разделения властей, соблюдения прав человека, верховенства права во всех сферах жизни. В большин­стве современных государств главным источником права является закон.

В современной юридической науке и практике термин «закон» употребляют двояко — как юридический норма­тивный акт высшего органа власти, принятый в особом порядке парламентом (или с помощью плебисцита), и как нормативный акт (юридический документ) любо­го органа государства, который содержит юридические нормы, обязательные правила поведения.

Закон— это обладающий высшей юридической силойнормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболееважные общественные отношения.

Характерные признаки закона как ведущего источника права:

1. Закон — это юридический документ, содержащий нормы права.

2. Закон является результатом правотворческой дея­тельности высшего органа государственной власти (пар­ламента, монарха и др.) или всего народа.

3. Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе.

4. Закон обладает высшей юридической силой, что проявляется в невозможности его отмены другим орга­ном, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы.

5. Закон является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов.

Содержание закона образуют первичные нормы, ко­торые в отдельных случаях получают дальнейшую кон­кретизацию и развитие в подзаконных актах.

Вопрос24. Политические партии, их место и роль в осуществлении власти.

Традиционно политические партии являлись основным участником политической жизни страны.

М. Вебер предлагает собственный вариант периодизации развития партий в Европе.

1) с 14в. по 18в. – партии как узкие группировки аристократов вокруг монархов;

2) с 18в. по середину 19в. – партии как политические клубы (не фиксированные образования);

3) с середины 19в. по настоящее время – партии парламентского типа.

В конце 19в. – начало 20в. в Европе возникли новые партии, которые стремились к захвату государственной власти и преимущественную ориентацию на внепарламентский путь (РКП(б), Партия итальянских фашистов Б.Муссалини).

В СССР существовала однопартийная система. Партия срослась с государственным аппаратом и выполняла не только политические функции, но и хозяйственные функции.

В 1990 г. ст. 6 Конституции СССР была отменена, где КПСС – ядро политической системы.

После 1991 г. Россия встает на путь многопартийности. Тем не менее большой роли партии в политической жизни страны не играет. Только после 2000 г. партийный строй упразднен. В России ДЕ ЮРЕ – многопартийность, ДЕ ФАКТО – а короткие сроки формируется партия Единая Россия, составляющая абсолютное большинство в парламенте.

Руководящие органы многих партий составляются на основе представительства от различных фракций. Партии выполняют ряд функций.

В программах партии обычно подчеркиваются их намерения служить интересам определенных социальных групп, большинства граждан всей страны. В практической политике партии стремятся учитывать интересы различных категорий избирателей поскольку только так можно одержать победу на демократических выборах. Организация избирательного процесса — важная но далеко не единственная функция партии.

Еще одна важная функция партии — отбор и выдвижение политических лидеров. Политику необходима способность быстро ориентироваться в расстановке политических сил, предвидеть отдаленные последствия своих действий, находить союзников, нейтрализовать соперников и определить наиболее эффективные пути достижения поставленных целей.

И наконец важнейшая функция партий в современном демократическом обществе — служить началом связи между гражданским обществом и государством.

Вопрос 25. Правовые отношения как форма общественных отношений. Правовые нормы и правоотношения.

Правоотношение — это общественное отношение, урегулирован­ное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъ­ективные права и юридические обязанности.

Если норма права — статическое состояние правового регулиро­вания, то правоотношения — динамическое. Категория «правоотноше­ние» является одной из центральных в общей теории права и позволяет уяснить, каким образом право воздействует на поведение людей.

Для того чтобы возникли правовые отношения необходимо наличие нескольких условий:

— юридический факт (как реальное жизненное обстоятельство);

— наличие субъекта, обладающего право- и дееспособностью.

Без названных предпосылок правоотношение невозможно.

Тем не менее «норма права» и «правоотношение» находятся в сложной взаимосвязи:

1) норма права и правоотношение выступают элементами меха­низма правового регулирования;

2) норма права — основа возникновения правоотношения;

3) норма права устанавливает круг субъектов правоотношений;

4) норма права в своей гипотезе предусматривает условия воз­никновения правоотношения, т.е. фиксированный юридический факт;

5) норма права в диспозиции определяет субъективные права и юридические обязанности участников правоотношения;

6) норма права в санкции содержит указание на возможные по­ следствия выполнения диспозиции (наказания либо поощрения).

Таким образом, правоотношение — есть форма реализации нор­мы права. Правовая норма и правоотношение соотносятся как причина и следствие.

В юридической литературе есть две точки зрения на характер взаимосвязи нормы права и правоотношения:

1. Норма права — (воздействует) — общественные отношения — (порождает) — правоотношения;

2. Норма права – (порождает) – правоотношения – (там самым реализуя) – общественные отношения.

Вопрос 26. Основные признаки государства, отличающие его от организации общественной власти родового строя.

При всем многообразии форм возникших государств всем им были присущи некоторые свойства, отличавшие их от первобытной организации публичной власти. В самом общем виде можно составить перечень таких отличительных признаков государства.

Государство– это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных) в пределах определенной территории.

Государство характеризуется следующими признаками:

1. Если первобытно-общинная организация власти основывалась на принципе кровного родства всех членов родоплеменного объединения, то государство, в свою очередь, опиралось на принцип территориальной общности своих граждан (подданных).

Вообще, территория отдельного государства предполагает под собой пространственные пределы, границы, отделяющие его от иных мировых государств. От территории также зависят порядок формирования и структура органов управления, их задачи и функции. Признаком государства является не территория сама по себе, а территориальная принадлежность граждан.

2. В возникшем государстве публичная власть уже не совпадает с волей всего населения в целом, а носит конкретный политический характер. В данном случае государственная воля обладает следующими специфическими характеристиками:

• если общественная власть первобытно-общинного строя выражала интересы всего общества в целом, и в ее формировании принимало участие все взрослое население, то политическая власть в первую очередь представляет корпоративные интересы определенной части населения, социальной группы, класса;

• реализация общественной воли самим обществом осуществлялась на добровольной и безвозмездной основах, тогда как реализация политической власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые профессионально выполняют вверенные им управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;

• выполнение решений, принимаемых государственными органами управления, обеспечивается специально созданным для этого карательным аппаратом, аппаратом насилия (силы армии, разведки, отряды милиции, управление исполнения наказаний и т. п.).

3. Для содержания многочисленного аппарата государственных служащих, в лице которых олицетворяется политическая власть, необходимы различные денежные средства, взимаемые с населения в форме налогов и сборов.

4. Если при первобытно-общинной организации общества господствовала так называемая «власть авторитета» (т. е. власть старейшин общества), то политическая (государственная) власть представляет собой так называемый «авторитет власти».

5. Публичная власть в государстве, в отличие от общественной власти, включает в себя не только классовое, но и общечеловеческое начало.

Вопрос 27. Монархия и республика как формы правления: основные различия и перспективы развития.

Форма правления — организация высших органов государственной вла­сти: порядок их образования, принципы их взаимоотношения между со­бой, степень участия народных масс в их формировании и деятельности.

Подразделение форм правления на монархию и республику является исторически первой и самой общей их классификацией.

Монархия— это форма правления, при которой вся полнота госу­дарственной власти сосредоточена в руках одного человека — монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т.п.), который выполняет функции и главы государства, и законодательной, и во многом испол­нительной власти.

Монархическая форма правления отличается следующими признаками:

1. существование единоличного носителя верховной власти, — монарха (фараона, царя, императора и т.п.), который как правило, пользуется властью пожизненно. Власть монарха распространяться на: законодательную, исполнительную и судебную, объединять в лице монарха все ветви государственной власти.

2. Монарх имеет бессрочную и пожизненную власть. Это отнюдь не означает, что только естественная смерть монарха может прервать его полномочия.

3. наследственным порядком преемственности верховной власти, регулируемым законом о престолонаследии или обычаем

4. монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа (чаще всего подчеркивается божественное происхождение монарха, благодаря чего он становиться помазанником Бога).

5. отсутствие юридической ответственности монарха как главы государства. Монарх считается свободным от ответственности. Монарх, как правило, не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления, а за ошибки и злоупотребления в государственном управлении отвечают его советники, другие чиновники.

Разумеется, приведенные выше юридические признаки монархической формы правления — это как бы идеал, типичная форма монархии.

Республика— форма правления, при которой:

— государственная власть передается (делегируется) народом опре­деленному коллегиальному, а не единоличному органу (сенату, парла­менту, народному собранию, федеральному собранию и т.п.), который выполняет свое функциональное назначение в режиме «сдержек и про­тивовесов» с другими ветвями власти;

— представительная власть сменяема, избирается на определенный срок;

— законодательно закрепляется подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятель­ности.

1) выборность и сменяемость представительной власти;

2) коллегиальность правления, позволяющая не только обеспечи­вать подконтрольность различных ветвей власти, их взаимное сдержи­вание от возможного произвола, но и более эффективно и ответственно решать каждой из них свои специализированные задачи;

3) производный характер государственной власти, которая пользуется властными полномочиями не по собственному праву, а по поручению суверенного народа;

4) законодательно закрепленная подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятель­ности.

Республика или республиканская форма правления также является весьма древней формой государственной организации общества.

Монархия и республика совсем разные по своей структуре. Исходя из этого, как правило, республики представляют более прогрессивную форму правления, чем монархии, позволяя эффективнее управлять социально структурированным обществом.

1. 20 в. Период господства республик, появляется большое количество нетипичных форм республики.

2. перспективы развития у монархии есть т.к. она сочетается с демократией, рыночной экономикой, либерализмом.

Вопрос 28.Понятие нормы права . Структура норм права. Характеристика ее элементов.

В переводе с лат. «норма» означает правило, руководящее начало, образец. Взаимоотношения людей в обществе регулируются достаточно раз­нообразным кругом социальных норм: нормами морали, нормами традиций, обычаев, религиозными нормами и др. Особое место сре­ди них занимают нормы права (правовые нормы).

Нормы права – это установлен­ное или санкционированное государством общеобязательное прави­ло поведения, формально определенное и отраженное в соответству­ющих актах государства, целью которого является регулирование отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в тех или иных сферах общественной жизни, и неисполнение либо нару­шение которого влечет за собой ответственность, установленную и обеспечиваемую государством.

Элементами нормы права являются: гипо­теза (предположение), диспозиция (распоряжение), санкции.

Взаимосвязанность гипотезы, диспозиции, санкции охватывается формулой «если-то-иначе». «Если» — это условие действия нормы права, «то» — правило поведения, «иначе» — это те неблагоприятные последствия, л вторые возникают у правонарушителя .

Гипотеза — это часть нормы права, где указаны условия (жиз­ненные обстоятельства), наличие которых дает возможность осуществлять правило поведения — исполнять, соблюдать, использовать, применять это правило. В ней указы­ваются юридические факты, наличие которых служит основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

В зависимости от строения гипотезы подразделяются на: простые (предполагает какое-то одно условие, через кото­рое реализуется юридическая норма)и сложные(связывает действие нормы с наличием двух или более условий).

Разновидностью сложной гипотезы является альтернативная гипо­теза она также предусматривает два или несколько условий осуществления правовой нормы, но для вступления нормы права в действие достаточно одно­го из перечисленных в ней фактических обстоятельств.

Другим основанием для классификации гипотез служит форма их выражения. По этому критерию они подразделяются на:абстрактные (указывая на условия действия нормы, ак­центирует внимание наих общих, родовых признаках)и казуистические(связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определенными частными случаями).

Безотносительно к той или иной разновидности гипотеза всегда предполагает условия наступления действия юридической нормы, при­ведения в движение ее диспозиции.

Диспозиция — это само правило поведения — действие или без­действие, которое предписывает осуществлять норма права и которому должны следовать адресаты нормы. В диспозиции получает выражение предоставительно-обязывающий характер нормы права, позволяющий ей, при наличии предусмотренных гипотезой условий, выступать в ка­честве государственного регулятора отношений между людьми, необ­ходимой юридической предпосылки правовых отношений. Именно диспозиция заключает в себе модель правомерного поведения.

В зависимости от формы выражения диспозиции подразделяются на: управомочивающие(предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий, оп­ределяют тот или иной вариант их возможного, дозволенного поведе­ния), обязывающие (возлагают на субъектов обязанность со­вершения определенных положительных действий, предписывают им тот или иной вариант должного поведения) и запрещающие(содержащие запрет со­вершения определенных противоправных действий или бездействия).

В случае нарушения диспозиции правовой нормы вступает в дейст­вие предусмотренная данной нормой санкция.

Санкция — это обеспечивающий механизм нормы права — указание на те неблагоприятные последствия материального, физического, психического и т.п., которые могут возник­нуть у нарушителя правила поведения (диспозиции). По своему содержанию санкция есть вид и мера юридической ответствен­ности правонарушителя.

Санкции юридических норм можно классифицировать по их от­раслевой принадлежности: уголовно-правовые, административно-правовые, дисциплинарно-правовые, гражданско-правовых санкции.

По характеру неблагоприятных для нарушителя последствий сан­кции подразделяются на: правовосстановительные (возместительные) и штрафные(карательные).

В зависимости от степени определенности санкции юридических норм делятся на:

Абсолютно-определенные санкции точно указывают меру государст­венного воздействия, которая должна быть применена в случае нару­шения данной нормы.

Относительно-определенные санкции устанавливают низший и высший или только высший пределы меры государственного воздействия на правонарушителя.

Альтернативные санкциипозволяют правоприменителю выбрать из двух или нескольких возможных вариантов меры государственного воздействия какой-то один — наиболее соответствующий конкретным обстоятельствам совершенного правонарушения.

Вопрос 29. Правовая система (понятие, структура и функции).

Подправовой системой понимается совокупность внутренне согла­сованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых публичная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на обще­ственные отношения, поведение людей и их объединений (закрепление, регулирование, дозволение, связывание, запрещение, убеждение и при­нуждение, стимулирование и ограничение, превенция, санкции, ответ­ственность и т.д.).

Это комплексная, интегрирующая категория, отражающая всю пра­вовую организацию общества, целостную правовую действительность. Право — ядро и нормативная основа правовой системы, ее связую­щее и цементирующее звено. Она соотносятся как часть и целое. По характеру права в данном обществе легко можно судить о сущности всей правовой системы этого общества, правовой политике и правовой идеологии государства.

С.С. Алексеев в качестве структурных элементов правовой системы предлагает выделить 3 группы:

1. Система права – это строение права по отраслям и институтам. Это основа, ядро правовой системы.

2. Юридическая идеология – это система теорий, доктрин, система юридического образования.

3. Юридическая практика – это система правоохранительных органов, система судов и т.д.

Правовая система, как правило, выступает в юридической науке чаще всего как «национальная правовая система».

Функции правовой системы:

Вопрос 30. Система государственных органов и разделение властей.

В современной России на Конституционном уровне (ст. 10) закреплена американская модель разделения властей, теоретическая основа которого была основана Ш. Монтескье в работе «О духе законов», а практическую реализацию и модернизацию оно получило в конце 18в. в США, где четко была сформулирована система «сдержек и противовесов».

Тем не менее, в современных условиях, когда государственные органы все более и более дифференцируются, а система их усложняется, существующие 3и ветви власти уже не отвечают их потребностям.

Даже в Конституции РФ имеется ряд противоречий:

1. ст. 11 К РФ – закрепляет уже не 3, а 4 ветви власти, включая Президентскую власть;

2. ст. 7 К РФ – в главу «о судебной власти» включает Прокуратуру, которая по своим функциям и природе никакого отношения не имеет, а относится к контрольно-надзорной власти.

Кроме этого некоторые авторы предлагают выделять Избирательную ветвь власть.

К РФ устанавливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Органами осуществляющими государственную власть на общефедеральном уровне выступают: Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство и Суды РФ.

Президент Российской Федерации. С принципом разделения властей вполне сообразуется то, что по Конституции РФ Президент какглава государства не относится непосредст­венно к какой-либо одной из трех основных ветвей власти. Он является гарантом феде­ральной Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государст­венной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Как глава государства представляет Россию как внутри страны, так и в международных отношениях.

Президент избирается на 6 лет гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голо­совании.

Органы представительной и законодательной власти. Представи­тельным и законодательным органом России являетсяФедеральное Собрание, которое состоит из двух палат — Совета Федерации и Госу­дарственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъ­екта Российской Федерации: по одному от представительного и испол­нительного органов государственной власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на 5 лет. Депутаты работают на постоянной профессиональной основе. Главная функция Государственной Думы — принятие законов.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

Система представительных и законодательных органов государст­венной власти как составная структурная часть механизма Российско­го государства, наряду с Федеральным Собранием, включает в себя также законодательные и представительные органы, образуемые субъ­ектами Российской Федерации.

Органы исполнительной власти. Согласно Конституции исполни­тельную власть Российской Федерации осуществляетПравительст­во России. Оно состоит из Председателя Правительства и заместите­лей Председателя Правительства и федеральных министров.

Правительство РФ: а) разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; пред­ставляет ГД отчет об исполнении федерального бюджета; б) обеспе­чивает проведение в РФ единой финансовой, кре­дитной и денежной политики; в) обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; г) осуществляет управление федеральной собственностью; д) проводит меры по обеспе­чению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ; е) проводит меры по обес­печению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; ж) реализует иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными зако­нами, указами Президента.

Деятельность Правительства осуществляется посредством функци­онирования работающих под его руководством различных органов ис­полнительной власти. Их система включает в себя:

1. Федеральные министерства; 2. Государственные комитеты РФ; 3. Федеральные комиссии России; 4. Федеральные службы России; 5. Российские агентства; 6. Фе­деральные надзоры России; 7. Иные федеральные органы исполни­тельной власти.

Понятием системы исполнительных органов власти, или органов государственного управления, как составной структурной части меха­низма государства, вместе с федеральным Правительством и другими федеральными органами исполнительной власти, охватываются и ис­полнительные органы власти в субъектах Российской Федерации.

Судебная власть — одна из ветвей власти, она самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Согласно Конституции и ФКЗ «О судебной системе РФ», правосудие в РФ осуществляется только судом посредством конститу­ционного, гражданского, административного и уголовного судопрои­зводства. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и ФЗ.

Судебная система РФ охватывает три разно­видности органов судебной власти: Конституционный Суд России; Верховный Суд России и поднадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд и поднадзорные ему ниже­стоящие арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ является судебным органом конститу­ционного контроля. Он рассматривает дела, связанные с охраной Кон­ституции Российской Федерации, и дает ее толкование.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по граж­данским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федераль­ным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятель­ностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ — высший судебный орган по раз­решению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбит­ражными судами. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной прак­тики.

Вопрос 31. Понятие и классификация юридических фактов.

Юридический факт – это важная сторона в существовании и динамики правоотношений.

Юридические факты — это конкретные жизненные обстоятельства (условия, ситуации), с которыми нормы права связывают возникно­вение, изменение или прекращение правоотношений.

Те или иные факты становятся юридическими не в силу каких-то особых внутренних свойств, а в результате признания их таковыми государством, законом. Придание правового характера тем или иным жизненным обстоятельствам целиком зависит от воли законодателя, официальной власти, а не от самих участников общественных отно­шений.

В основу наиболее принятой классификации юридических фактов могут быть положены два начала:

1. Отношение юридических фактов к воле лица.

2. Отношение юридических фактов к норме объективного права.

По первому признаку различаются юридические факты, которые совершаются без участия воли лицаюридическими событиями, а также те, которые совершаются при участии воли лицаюридическими действиями.

Второй классификационный признак приводит к делению всех юридических фактов на правомерныеи на противоречащие объектив­ному праву, т. е. неправомерные.

По характеру насту­пающих последствий их делят на правообразующие, правоизменяюцщеи правопрекрашаюшие. Например, факт смерти человека является обстоя­тельством, прекращающим правовые отношения между умершим и его супругом, детьми, компаньонами; и в то же время этим фактом открывается право на наследство (правообразующий факт).

В зависимости от того, возникают ли жизненные обстоятельства по воле человека или помимо нее, юридические факты делят на событияи деяния (действия или бездействие).

События не зависят от воли и желания человека (землетрясения, наводнения, пожар и\ др.), но порождают для него юридические по­следствия и помимо его воли. Выделяют абсолютные (вообще не связаны с волей человека) и относи­тельные(не зависят от воли участников именно данного правоотношения, но зависят от воли других лиц) события.

Действия — это такие факты, которые зависят от воли людей, со­вершаются ими сознательно.Действия (бездействие) в свою очередь делятся на правомерныеи неправомерные.

Правомерные действия, в зависимости от намерений лица, направ­ленности его воли, делятся на юридические акты (правомерное действие, совершаемое с намерением достичь юридического результата)и юридические по­ступки (действие, которое не направлено на достижение юриди­ческого результата, но он возникает, помимо его воли, в силу предписаний закона).

Неправомерные действия (бездействие) де­лятся в зависимости от степени их опасности для общества на пре­ступления и проступки. Совершение правонарушения влечет за собой возникновение у правонарушителя обязанности нести юридическую ответственность.

Вопрос 32. Право и мораль: соотношение и взаимодействие.

Будучи видами социальных норм, право и мораль обладают общими чертами, которые присущи всем социальным нор­мам: общие правила, возникающие в связи с волей и сознанием лю­дей и т. д. Однако по названным критериям они и принципиально отличаются.

Традиционно считается, что ПРАВО – это минимум нравственности, т.е. МОРАЛЬ предъявляет человеку более жесткие требования, при менее жестких санкциях.

Мораль и в Европейской и в Восточной традиции считается внутренним регулятором с внутренним миром человеческого воспитания. Право имеет государственную природу, значит это внешний регулятор общественных отношений.

Взаимодействие права и морали достаточно сложно. Разумеется, в современном цивилизованном обществе право поддерживается об­щественным сознанием, следование праву входит в число его мораль­ных ценностей. Принято говорить об общечеловеческих ценностях (жизнь, свобода, равенство и т. д.), которые и закреплены как нравственные принципы, и представлены в международных и национальных юридических актах как права человека. Следователь­но, можно утверждать, что данные ценности являются конституирующими и для моральной, и для правовой системы, по крайней мере, в странах европейской культурной традиции.

Регулятивное взаимодействие права и морали достаточно отчетли­во отражено в юридических текстах. Так, в законодательных норма­тивных актах нередко использование оценочных понятий нравствен­ного характера (недостойное поведение, цинизм, честь и т. п.). Это свидетельствует о том, что, с одной стороны, моральные нормы мо­гут выполнять функции оснований юридической оценки, а с дру­гой — нарушение моральных принципов общества является в неко­торых случаях достаточным для наступления правовых последствий (санкций). Однако здесь следует заметить, что «особо широко распро­страненными продолжают оставаться ошибочные представления о том, будто право должно быть моральным, нравственным. Но по­добное требование означает что содержание закона (позитивного права) должно быть не правовым, а моральным. Но подобное моральное правопонимание неизбежно деформирует существо не только права, но и морали, поскольку морализация права неизбежно сопровождается юридизацией морали».

Таким образом, можно говорить о регулятивном взаимодействии морали и права. В целом же можно считать, что в процессе обще­ственного развития прослеживается тенденция гармонизации меха­низмов взаимодействия права и морали, связанная прежде всего с характером культуры и степенью цивилизованности каждого кон­кретного общества.

Вопрос 33. Правотворчество. Правотворческая и законодательная инициатива.

Одно из важнейших направлений государственной деятельности — правотворчество. В узком смысле под правотворчеством подразумевается непосредст­венно сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широкой трактовке данный процесс «исчисляется» с момента правотворческого замысла и до практической реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.).

Правотворчест­во — одно из основных звеньев механизма правового регулирования общественных отношений. Их многоплановость включает структурное содержание правотворческого процесса:

1. включает в себя организацион­ные вопросы правотворчества, не связанные с юридически значимыми действиями (подготовка проекта нормативного акта, его обсуждение и т.д.);

2. в своей основе опирается на правовые начала, а точкой отсчета ее функционирования служит реше­ние о подготовке проекта Нормативного акта.

Правотворческий процесс основывается на определенных принци­пах, к числу которых можно отнести следующие:

1. Демократизм и гласность правотворчества. За­ключается в процедуре разработки и принятия нормативного акта правотворческим органом. При этом осуществляется привлече­ние граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности, гласности ее осуществления, что выступает гарантией государст­венной функции. Но выс­шим проявлением демократизма правотворчества является референдум.

2. Профессионализм правотворчества. К такой дея­тельности должны привлекаться компетентные специалисты (юристы, социологи, политологи), которые обладают профессиональными зна­ниями и опытом в моделировании законопроектов. Между тем нередко депутаты, не являясь специалистами в области юриспруденции, само­стоятельно «творят» законы, тогда как они должны работать уже с законопроектами, подготовленными высококфалифицироваными юристами.

3. Законность правотворчества. В основу этого принципа положе­но правило, согласно которому вся правотворческая работа по подго­товке, принятию и опубликованию НПА долж­на осуществляться в рамках закона, и прежде всего Конституции. При этом необходимо четкое соблюдение регламентационных проце­дур обсуждения, порядка опубликования НПА, а также строгое исполнение правил юридической техники, и содержание правовых актов не должно быть «антиправовым».

4. Научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой. Законопроект готовится не просто сам по себе, произвольно, а при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стра­не, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни, целесообразности подобно­го регламентирования и т.д.

Для выявления этих параметров используются различные социально-правовые эксперименты, социологические опросы, анкетирование и т.д. Только с учетом указанных факторов принятые правовые пред­писания будут обоснованными и эффективными.

С учетом субъектного состава органов можно выделить три разно­видности правотворческой деятельности:

Правотворчество государственных органов – это разветвленная деятельность всех органов государственной власти и управления, в результате которой формируется система зако­нодательства. Юридическая сила нормативного акта, принятого тем или иным органом, соизмеряется его компетенцией в иерархической структуре механизма государства.

Санкционированное правотворчество это разрешенная государст­вом правотворческая деятельность должностных лиц (руководителей министерств, ведомств и т.д.) и некоторых негосударственных организаций и учреждений, результатом которой являются исключительно подзаконные нормативные акты или право­вые предписания, изданные по вопросам, составляющим их компе­тенцию.

Референдум проводится по наиболее важным вопросам государст­венной и общественной жизни. С его помощью народ осуществляет свою власть непосредственно. Итоги референдума окончательны,неподлежат никакому утверждению.

Таким образом,правотворчество представляет собой особую форму государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанную на познании объективных социальных по­требностей и интересов общества.

Законодательная инициатива — право компетентных органов, общественных организаций и лиц возбуждать перед законодательной ин­станцией вопрос об издании, изменении или отмене закона либо иного акта, поступление которого влечет за собой обязательное рассмотрение его парламентом. Выражается в форме предложений или готового законопроекта, которые высший законодательный орган обязан принять к своему производству. Такие предложения должны иметь необходимые обоснования.

Согласно статье 104 К РФ, правом законодательной инициативы обладают: Президент РФ; Совет Федерации; члены Совета Федерации; депутаты Государственной Думы; Правительство РФ; представительные органы субъектов Рос­сийской Федерации. Право законодательной инициативы принадле­жит также Конституционному Суду РФ; Верховному Суду РФ; Выс­шему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

Вопрос 34. Признаки права, отличающие его от других социальных норм.

Право — это обусловлен­ная природой человека и общества, выражающая свободу личности и утверждающая справедливость, система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определен­ность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Данное определение раскрывается и конкретизируется через сис­тему признаков:

1. Социальность — основное содержа­ние права, обеспечивающее его общесоциальную и классовую функ­ции: организацию производства, организацию и осуществление го­сударственной власти, регламентацию товарно-денежных отношений и отношений собственности, господство классов или социальных групп в обществе.

2. Нормативность. Право имеет нормативный характер, выступает как система норм, характеризуемых логической структурой («если…, то…, иначе»), установлением масштаба, меры поведения, определя­ющих границы дозволенного, запрещенного, предписанного.

3. Формальная определенность. Правовые нормы, как правило, фик­сируются в письменном виде в специальной форме. Правовые нормы закреплены в законах, судеб­ных и административных прецедентах и т. д. Государство, таким об­разом, придает форму правовому содержанию.

4. Обязательность. Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения. Государственное принуждение реализуется в двух направлениях:

*оно обес­печивает защиту субъективного права и преследует цель заставить правонарушителя исполнить обязанность в интересах пострадавшей стороны;

* в опреде­ленных законом случаях виновный привлекается к юридической от­ветственности и подвергается наказанию.

5. Интеллектуальне-волевой характер права. Право — это проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений. Волевое начало права предполагает, что в основе его содержа­ния лежат социально-правовые притязания отдельных лиц или их групп, и в этих притязаниях выражается их воля.

6. Неперсонифицированностъ. Юри­дические нормы не имеют, как правило, конкретного определенного, индивидуального адресата, а направлены неопределенному, абстракт­ному кругу лиц.

7. Системность. Право представляет собой достаточно сложнее си­стемное образование. Особую значимость приобретает деление его на три элемента: естественное, позитивное и субъективное. Правовые нор­мы не существуют изолированно, они всегда взаимосвязаны между собой и образуют системы различной сложности (отрасли, институ­ты права и др.).

8. Процедурность. Право как система норм включает в себя четкие процедуры создания, применения и защиты. Наличие процессуаль­ного порядка — это характерный признак права, определяющий его связь с различными звеньями государственного аппарата (судом, про­куратурой, полицией и др.).

9. Институционалъность. Появление права всегда связано с определенным сознатель­ным процессом создания норм права — правотворчеством, осуществ­ляемым определенными органами государства, которое тем самым как бы признает возникшие в обществе пра­вила поведения правовыми. Возникновение права в ряде правовых систем (англосаксонской правовой семьи) также связано с деятельностью судов и различных административных органов (судеб­ный и административный прецедент).

Моральные нормы содержатся в общественном (массовом) сознании и существуют в виде принципов, понятий, идей, оценок и т.п. Соответ­ственно нет каких-либо особых требований к их форме, текстам по поводу морали.

Нормы обычаи принято определять как устойчивые и достаточно распро­страненные в определенной сфере правила поведения, которые в резуль­тате многократного, длительного повторения становятся привычкой, обыкновением, соблюдаемыми добровольно.

Корпоративные нормы— это пра­вила поведения, по которым живут и действуют различные обществен­ные организации, движения, объединения, ассоциации, фонды, центры, союзы и другие образования негосударственного характера (професси­ональные, творческие, научные, женские, молодежные, ветеранские, просветительские, спортивные, культурные, экологические, оборон­ные, технические и т. д.).

Политические нормы— это правила поведения многочисленных и разнообразных субъектов политики (индивидуальных и коллектив­ных), участников политического процесса, политических отношений. Эти нормы содержатся в различных политических манифестах, про­граммах, решениях, заявлениях, декларациях, уставах политических партий и движений.

Вопрос 35. Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества.

В современном государствоведение, как правило, выделяют 2 группы признаков государства:

1. признаки отличающие государство от родовой общины;

2. признаки предполагающие, что государство отличается от иных организаций современного общества. В этом плане это модернизационные признаки:

* государство — единственный официальный представитель всего общества;

* государство находится в устойчивых правовых связях с населением, проживающим на его территории (институт гражданства);

* государство обладает суверенитетом;

* государство, как правило, обладает монополией на правотворче­ство (издает законы, подзаконные акты, заключает нормативные договоры и т.п.);

* государство выступает субъектом международного права;

* государство обладает пенитенциарной (наказательной) системой;

* государство обладает вооруженными силами, органами безопас­ности, гарантирующими его суверенитет, территориальную целостность и безопасность;

* государство создает систему правосудия в целях разрешения конфликтов в сфере конституционных, уголовных, гражданских, арбитражных и иных общественных отношений;

* государство применяет систему налогов и займов;

* государство обладает источником единого энергоснабжения и т.п.

Вопрос 36. Форма правления: понятие и классификация.

Форма правления — организация высших органов государственной власти: порядок их образования, принципы их взаимоотношения между собой, степень участия народных масс в их формировании и деятельности.

Мировой истории известны две формы правления: монархия и рес­публика.

Монархия— это такая форма правления, при которой во главе государства стоит единоличный монарх (король, царь и т. п.). Власть принадлежит ему, как правило, по наследству, юридически бессрочно.

Монарх персонифицирует государство, выступает во внешней и внутренней политике как глава государства, представитель народа, «отец» нации, лицо, которое сплачивает граждан, объединяет их в государство.

Монарх осуществляет единоличное правление. Все ветви власти объединяются в лице монарха. Управление делами государства ведут многочисленные советники, министры, чиновники, служащие, объединенные в различные органы государ­ства. Власть монарха верховна и суверенна (независима).

Монарх считается свободным от ответственности, т.е. не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления, а за ошибки и злоупотребления в государственном управлении отвечают его советники, другие чиновники.

В.С. Нерсесянц выделяет следующие основные разновидности монархии:

В абсолютной монархии верховная власть монарха (коро­ля, царя, императора) не ограничена каким-либо представи­тельным (законосовещательным или законодательным) органом.

В представительной монархии власть монарха ограниче­на властью представительного органа с определенными законо­совещательными или законодательными полномочиями.

Двумя основными историческими формами представитель­ной монархии являются:

Присословно-представительной монархии власть монарха ограничена законосовещательными полномочиями сословно-представительного органа, т.е. собрания представителей раз­личных сословий — духовенства, дворянства и верхушки на­рождающегося третьего сословия (купцов, ремесленников и т.д.).

При конституционной монархии власть монарха на основе конституции ограничивается законодательной властью пар­ламента как органа народного представительства. При этом члены нижней палаты парламента (палаты депутатов) избира­ются населением, а верхняя палата, как правило, формируется по принципу наследования, по назначению монарха и т.д.

Республика— это форма правления, при которой верховная власть в государстве периодически избирается, а потому является срочной, и лица, исполняющие возложенные на них полномочия по осуществлению государственной власти, ответствен­ны за свои действия.

Выделяют 2 вида республики:

Президентская республика – это республика, при которой во главе государ­ства стоит президент, избираемый всеобщим прямым или косвенным голосованием и сочетающий полномочия главы государства и главы правительства. В такой республике правительство назначается самим президентом и оно не несет политической ответственности перед парламентом, а президент не имеет права роспуска парламента. В президентской республике президент в одно и то же время и глава государства, и глава прави­тельства.

Парламентская республи­ка характеризуется провозглашением принципа верховенства парла­мента, который формируется на основе всеобщего избирательного права, перед которым правительство несет политическую ответствен­ность за свою деятельность. Формально отличается наличием должности премьер-министра. Правительство ответственно перед парламентом. Речь идет о политической ответственности правительства в целом перед парламентом. Министры считаются солидарно ответственными.

Вопрос 37. Понятие и основные виды правомерного поведения.

В обществе существует несколько видов поведения. Там где поведение лица имеет юридическое значение, т.е. проходит в правовом поле, имеет место правовое поведение.

Правовое поведение может быть 2х видов:

1. правомерное поведение;

Правомерное поведение — это сознательное волевое действие лица, направленное на выполнение юридических норм.

Можно выделить ряд признаков, характеризующих правомерное поведение:

1) правомерное поведение соответствует требованиям правовых норм;

2) это, как правило, социально полезное поведение;

3) правомерному поведению присущ признак, раскрывающий его субъективную сторону, которая представляет собой интеллектуально-волевое отношение субъекта к совершенным действиям.

В зависимости от характера последней можно проводить деление правомерного поведения на виды:

1. Активное поведение свидетельствует о высокой степе­ни ответственности субъекта. При реализации лицо действует чрезвычайно активно, стремясь осуществить правовое предписание как можно лучше, эффективнее, прине­сти максимум пользы обществу, реализовать свои способности.

2. Законопослушное поведение это ответственное правомерное поведение, характеризуемое сознательным подчинением людей требованиям закона. Правомерные предписания в этом случае используют добровольно, на основе надлежащего правосозна­ния.

3. Конформистскому поведению присуща низкая степень социаль­ной активности. Личность пассивно соблюдает правовые пред­писания, стремится приспособиться к окружающим, не выде­ляться, «делать как все».

4. Маргинальное поведение хотя и является правомерным, но в силу низкой ответственности субъекта находится как бы на грани антиобщественного, неправомерного. Оно не становится непра­вомерным из-за страха перед наказанием либо в силу каких-то корыстных мотивов. В этих случаях субъекты лишь подчи­няются закону, но не признают, не уважают его.

5. Привычнее поведение когда правомерные действия в силу многократного повторения превращаются в привычку. Особенностью привычного пове­дения является то, что человек не фиксирует в сознании ни соци­альное, ни юридическое его значение, не задумывается над этим.

В зависимости от субъектов права, осуществляющих правомерные действия, последние делятся на правомерные индивидуальные (поведение и его результат должны быть социально полезны, во всяком случае, не вредны для общества)и груп­повое поведение (объединение действий членов определенной группы, которые харак­теризуются определенной степенью общности интересов, целей и единством действий).

По объективной стороне правомерное поведение обычно подраз­деляют на два вида: необходимое (желательное) и социально до­пустимое.

Вопрос 38. Правопорядок как цель и результат правого регулирования общественных отношений.

Правопорядок складывается как результат реализации всех правовых предписаний в соответствии с «принципом за­конности». Основой правопорядка выступает не законность, а право. Законность же — условие правопорядка. Прежде всего, правопорядок — это порядок, организованность, ус­тойчивость. Следовательно, правопорядок характеризует сте­пень упорядоченности общественных отношений, выступает антиподом хаосу, анархии, неорганизованности.

Правопорядок можно определить как основанную на праве и законности организацию обще­ственной жизни, отражающую качественное состояние об­щественных отношений на определенном этапе развития общества.

Рассмотрим особенности данного явления.

1. Правопорядок есть состояние упорядоченности, орга­низованности общественной жизни.

2. Это порядок, предусмотренный нормами права.

3. Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, явля­ется итогом правового регулирования.

4. Он обеспечивается государством.

Правопорядок не должное или возможное, а фактичес­кое состояние урегулированных правом отношений, а пото­му с известной долей условности его можно охарактеризо­вать как систему правовых отношений.

Определенность. Правопорядок базируется на формаль­но-определенных правовых предписаниях, реализация ко­торых и обеспечивает определенность общественных отно­шений.

Системность. Это система отно­шений, которая основана на единой сущности права, гос­подствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.

Организованность. Правопорядок возникает не стихий­но, а при организующей деятельности государства, его ор­ганов.

Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. Не случайно одной из основных функций го­сударства является охрана существующего правопорядка.

Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспе­чиваемый государство правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными орга­нами.

Единство. Все сферы общественной жизни основаны на единых политических и правовых принципах, обеспечивае­мых единством государственной воли и законности, право­порядок один на Территории всей страны. Все его составля­ющие в равной степени гарантируются государством, лю­бые его нарушения считаются правонарушениями и пресе­каются государственным принуждением.

В силу указанных особенностей правопорядок можно оха­рактеризовать как порядок, обеспечивающий стабильность общественной Жизни и социальный прогресс.

Государство есть и важнейший элемент, и необходимое условие правопорядка. С одной стороны, государство составляет важнейшее зве­но правопорядка. С другой — оно властный субъект, обеспечивающий и охраняющий правопорядок.

Правопорядок, таким образом, можно рассматривать как единство права и власти. Это порядок, при котором правовое положение и взаимоотношения всех субъектов общественной, политической и государственной жизни чётко определены законами и защищены государственной властью. Наиболее адекватной формой реальности подобного право­порядка выступает правовое государство.

Вопрос 39. Применение права: субъекты и стадии применения права.

Применение права это особая форма реализации права, т.к. она всегда связана с властными отношениями, с деятельностью властных субъектов.

Применение праваодна из форм государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь. Путем применения права государство продолжает начатый правотворчеством процесс правового регулирования общественных отношений, властно вмешиваясь в разрешение социально значимых для общества и личнос­ти индивидуально-конкретных жизненных ситуаций.

Выделяют 2 формы применения права:

Оперативно-исполнительная форма применения права — это власт­ная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права. Указанная форма деятельности есть основной способ организации исполнения положи­тельных велений права.

Правоохранительная деятельность это деятельность компетент­ных органов по охране норм права от нарушений. Цель правоохраны — контроль за соответствием деятельности субъек­тов права юридическим предписаниям, а в слу­чае обнаружения правонарушения — принятия мер государ­ственного принуждения к правонарушителям, создание условий.

Признаки применения права:

1. носит властный характер;

2. применяется только уполномоченными, компетентными органами;

3. имеет несколько стадий;

4. осуществляется в процессуальной форме;

5. жестко регламентирована нормами права;

6. связана с применением правоприменительного акта;

Субъект правоприменения — это наделенный государством соот­ветствующей компетенцией активный участник правоприменитель­ных отношений, которому принадлежит ведущая роль в развитии и движении этих отношений в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации при помощи акта применения права.

Традиционно правоприменительный процесс имеет 3 стадии:

1. Установление фактической основы дела. Применение права свя­зано с установлением и исследованием конкретных жизненных обстоятельств, образующих в своей совокупности фактическую основу разрешаемого дела.

Установление и анализ фактических обстоятельств, осуществляются не любыми доступ­ными средствами, а при помощи юридических доказательств, фактов, добытых в установленных законом формах и порядке.

2. Установление юридической основы дела.На этой стадии правоприменительного процесса дается правовая квалификация (юридичес­кая оценка) установленным фактическим обстоятельствам дела, т.е. решается вопрос, какая норма права распространяется на данный слу­чай, подпадает ли этот факт под ее действие. А именно:

* выбор нормы права;

* толкование нормы права;

* проверка действия нормы в пространстве, во времени и по кругу лиц.

3. Принятие решения по делу — завершающая и вместе с тем основ­ная стадия процесса применения права, в ходе которой осуществляется применение права в собственном смысле слова, в то время как все предшествующие стадии подготавливают предварительные условия и материалы для окончательного решения по делу

Решение по делу сопровождается одновременно совершением пол­номочным органом индивидуально-правового акта (акта применения права), являющегося юридическим фактом и служащим основой для возникновения правоотношения. Этот акт должен быть доведен до сведения всех лиц, которые по закону имеют отношение к этому делу.

Вопрос 40. Понятие и элементы формы государства.

Следует заметить, что вопрос о понятии формы государства явля­ется дискуссионным. Основное содержание дискуссии сводится к определению характера и числа элементов, составляющих форму го­сударства.

В понятие «форма государства» включаются все особенности внутренней организации государства – такие, как порядок образования и структура государственных органов государственной власти, специфики их территориальной обособленности, характер межведомственных взаимоотношений и отношений государственных органов с населением и т.д.

Среди элементов формы государстве выделяют 2 статистических и 1 динамический элементы:

1. Форма правленияхарактеризует порядок образования и организа­ции высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и населением, т.е. эта категория показывает, кто и как правит в государстве. В зависимости от особенностей формы правле­ния государства подразделяются на монархические и республикан­ские.

2. Форма государственного устройстваотражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме устройства все государства подразделяются на: унитарные, фе­деративные и конфедеративные.

3. Государственно-правовой режимпредставляет собой систему средств и способов осуществления государственной власти. По виду средств и методов государственного властвования все государственно-правовые режимы разделяют на: демократические и авторитарные.

Разумеется, в реальной жизни и в научных исследованиях форма прав­ления, форма государственного устройства и государственный режим (как и факторы на них влияющие) рассматриваются как неразрывно связанные между собой, взаимодействующие друг с другом и взаимно дополняющие друг друга явления и соответственно отражающие их понятия. Одновре­менно они проявляются и как относительно самостоятельные феномены.

Вопрос 41. Систематизация нормативно-правовых актов.

Под систематизацией НПА следует понимать деятель­ность, направленную на упорядочение действующего нормативно-правового материала, объединение его в единую, стройную и внут­ренне согласованную систему.

Выделяют несколько видов систематизации:

1. Инкорпорация— это способ группировки нормативно-правовых актов в сборники или собрания в определенном порядке без измене­ния их внутреннего содержания, и каждый акт сохраняет свое самостоятельное юридическое значение.

Критерии такой группировки мо­гут быть различны: хронологический (по времени их принятия), предметно-тематический (по виду регулирования общественных отношений).

Инкорпорация может быть: официальной (упорядочение НПА путем издания компетентными органами их соответ­ствующих сборников) и неофициаль­ной (издаваемая в учебных целях, для просвещения населения) – на нее недопустимо ссылаться в суде.

2. Кодификация — это форма систематизации действующего норма­тивно-правового материала путем его глубокой и всесторонней пе­реработки и объединения в новый, единый логически цельный нор­мативно-правовой акт сводного характера. При этом акты теряют свое самостоятельное юридическое значение. В итоге создается новый НПА.

Кодификацией занимаются только специально уполномоченные органы. Его нормы рассчитаны на длительное применение и должны учитывать возможные изменения общественной жизни и общественных отно­шений в будущем.

3. Консолидация — объе­динение множества НПА в единый укрупнен­ный акт без изменения их содержания. При этом акты теряют свое самостоятельное юридическое значение. Нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (лесное, водное законадательство).

По сути же консолидация является неким переходным этапом от инкорпорации законодательства к его кодификации и применяется там и тогда, где и когда: либо отсутствует необходимость, либо отсутствует возможность кодифика­ции законодательства, а его систематизация просто крайне важна и необходима.

Вопрос 42. Юридический состав правонарушения.

Категория состава правонарушения имеет общеправовое, общетеоретическое значение, используется с определенной спецификой в различных отраслях права.

Состав правонарушения — научная абстракция, отражающая сис­тему наиболее общих, типичных и существенных признаков отдельных разновидностей правонарушения. Эта система признаков необходима и достаточна для привлечения правонарушителя к юридической ответ­ственности. Без наличия хотя бы одного из них лицо не может быть привлечено к ответственности.

К числу обязательных элементов любого состава правонарушений относятся:

Объектом правонарушенияявляются общественные отношения, ре­гулируемые и охраняемые правом. Правонарушитель своим действием или бездействием раз­рушает сложившийся и обеспечиваемый правовыми нормами правопо­рядок.

Насколько многообразны отношения, на­столько многообразны и непосредственные объекты правонарушений. Ими могут быть имущественные, трудовые права и интересы граж

megapredmet.ru