А в чём заключается различие между Федеральным законом

А в чём заключается различие между Федеральным законом и Законом РФ? Или эти два понятия тождественны?

А разница между ф.з. и ф.к.з?

второй закрепляет основные положения государственной системы. судебную, и т.д.
первые — регулируют основные положения (впрочем качество правотворчества оставляет желать лучшего ныне, так что далеко не всегда теперь) по каким-то вопросам.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

ст. 108 Конституции РФ

ФКЗ, в отличие от ФЗ, Госдума не может «навязать».
Т.е. ФЗ в случае отклонения президентом всё равно можно принять двумя третями голосов в ГД и СФ.

ФКЗ регулирует основополагающие вопросы и в иерархии нормативных актов стоит вторым по силе после Конституции РФ. ФКЗ у нас достаточно мало, в пределах 10 штук, если мне не изменяет память.

Федеральные Законы — это законы, принятые после принятия Конституции РФ, а Законы РФ — раньше. Юридическую силу имеют одинаковую.

До принятия Конституции были законы РСФСР, а не РФ.

Подождите, а как же быть с тем, что РСФСР перестало существовать в конце 1991 года?

Кто Вам такое сказал?
16/05/2005 13:13

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 декабря 1991 г. N 2014-1

О РАТИФИКАЦИИ СОГЛАШЕНИЯ О СОЗДАНИИ СОДРУЖЕСТВА
НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Верховный Совет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, руководствуясь пунктом 15 статьи 109 Конституции (Основного Закона) РСФСР, постановляет:
1. Ратифицировать Соглашение между Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР) и Украиной о создании Содружества Независимых Государств, подписанное в г. Минске 8 декабря 1991 года.
ПРОТОКОЛ
от 21 декабря 1991 года

К СОГЛАШЕНИЮ
О СОЗДАНИИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ,
ПОДПИСАННОМУ 8 ДЕКАБРЯ 1991 ГОДА В Г. МИНСКЕ
РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛАРУСЬ, РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ
(РСФСР), УКРАИНОЙ

Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах и как Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств.

Re: Кто Вам такое сказал?
18/05/2005 00:42

И что Вы хотите этим сказать?
Может быть я, конечно, неточно выразилась: РСФСР не прекратила существовать, а просто сменила название на «Российскую Федерацию» в декабре 1991 года. Следовательно законы, принимаемые до этого времени, назывались Законами РСФСР, а после (и до принятия Конституции РФ) — Законами РФ.

Re: Кто Вам такое сказал?
18/05/2005 00:54

Закон РСФСР от 25 декабря 1991 года «Об изменении наименования государства РСФСР»

www.ljpoisk.ru

Разница между законом и кодексом

В российской правовой системе важнейшую роль играют законы и кодексы. В чем их специфика?

В чем заключается специфика закона?

Под законом традиционно понимается нормативно-правовой акт, утвержденный государством. Как правило, его принятие предполагает участие нескольких органов власти: законодательные структуры разрабатывают правовой акт, предварительно утверждают его, а исполнительные — придают ему окончательную юридическую силу, а также создают условия для реализации его положений. Судебные органы власти, в свою очередь, контролируют исполнение положений закона — санкционируя наказания для тех субъектов, которые нарушают соответствующие нормы, а также при необходимости разъясняя формулировки, присутствующие в правовом акте.

Законы в РФ классифицируются на несколько типов:

  • основной закон государства в виде Конституции;
  • федеральные конституционные законы;
  • федеральные законы;
  • правовые акты, принимаемые на уровне субъектов РФ.
  • Что касается местной власти — нормативно-правовые акты, утверждаемые муниципальными органами, не имеют статуса закона.

    Однако следует отметить, что термин «закон» неофициально употребляется в целях обозначения любого правового акта, даже если это муниципальный источник или подзаконный правовой акт — например, Постановление Правительства или Указ Президента. В принципе, закон может иметь и неписаный характер и отражать какую-либо правовую традицию, принятую в том или ином сообществе.

    Российские федеральные законы также классифицируются на несколько разновидностей:

    С точки зрения юридической силы и первые, и вторые находятся на одном уровне. Но в чем специфика кодексов и в связи с чем они рассматриваются как отдельный тип федеральных законов?

    В чем заключается специфика кодекса?

    Под кодексом принято понимать нормативный акт, в котором сосредоточены положения, регулирующие конкретную отрасль права — например, гражданские, трудовые, административные отношения. В российской системе нормативных актов кодексы выполняют прежде всего систематизирующую функцию и выступают источниками права, структура которых наиболее удобна с точки зрения поиска положений, регулирующих конкретную область правоотношений.

    Кодекс, как и любой другой федеральный закон, состоит из статей (включающих также пункты и подпункты), разделов и глав. Многие российские кодексы представлены несколькими частями — например, Налоговый, Гражданский. Можно отметить, что рассматриваемые источники права часто обозначают в виде аббревиатур — НК РФ, ГК РФ.

    Положения кодексов могут дополняться нормами других федеральных законов — «обычных». С помощью отдельных ФЗ формулировки кодексов изменяются, дополняются. Также в целях конкретизации положений рассматриваемых нормативных актов могут утверждаться и подзаконные источники — Постановления Правительства, Указы Президента, приказы различных ведомств.

    Процедура принятия кодекса та же, что характеризует утверждение любого другого федерального закона: сначала ФЗ принимается в трех чтениях Госдумой, затем утверждается Советом Федерации, после — подписывается Президентом РФ.

    Как и в случае с термином «закон», понятие кодекса может применяться и в целях обозначения неписаных норм и правил — то есть представленных в виде правовых обычаев, сложившихся в том или ином сообществе. В этом случае, кстати, рассматриваемые термины могут использоваться и как синонимы. Например, можно сказать «кодекс чести» или же «закон чести» (хотя первый термин существенно более распространен).

    Главное отличие закона от кодекса, если рассматривать данные термины на уровне понятийного аппарата, принятого в правовой системе РФ, заключается в том, что первый источник права может быть представлен в нескольких разновидностях, а кодекс — только как ФЗ. С точки зрения универсальных правовых критериев закон отличается от кодекса тем, что представляет собой правовой акт, регулирующий довольно узкий спектр правоотношений, в то время как кодекс аккумулирует в себе положения, юрисдикция которых способна быть очень широкой.

    При неофициальном употреблении термины, о которых идет речь, вполне могут выступать синонимами. Но если это не так, то выбор первого или второго понятия скорее основывается на традиции, чем на значении слова в юридическом смысле. Вполне возможен вариант, при котором «неофициальный» кодекс будет совсем небольшим сводом правил, а неписаный закон — характеризоваться огромным перечнем норм.

    Определив, в чем разница между законом и кодексом, зафиксируем ее основные критерии в таблице.

    thedifference.ru

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

    Конституционное право. Энциклопедический словарь. — М.: Норма . С.А. Авакьян . 2001 .

    Смотреть что такое «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН» в других словарях:

    Федеральный конституционный закон — см. Федеральный закон … Энциклопедия права

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН РФ — основополагающий закон, издаваемый по вопросам, прямо обозначенным в Конституции РФ. ФКЗ РФ считается принятым, если он одобрен 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов общего числа депутатов Государственной Думы … Юридическая энциклопедия

    Федеральный конституционный закон — Российской Федерации разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам, предусмотренным Конституцией. Федеральный конституционный закон обладает повышенной юридической… … Википедия

    Федеральный конституционный закон — принятый по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 108), квалифицированным большинством голосов членов Федерального Собрания (не менее чем тремя четвертями голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее… … Российское избирательное право: словарь-справочник

    Федеральный конституционный закон — см. Федеральный закон … Большой юридический словарь

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН РФ — основополагающий закон, издаваемый по вопросам, прямо обозначенным в Конституции РФ 1993 г. ФКЗ РФ считается принятым, если он одобрен 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов общего числа депутатов… … Энциклопедический словарь экономики и права

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН — принимаемый в особом порядке закон, дополняющий и развивающий действующую Конституцию РФ по вопросам, специально указанным в Конституции, обладающий наивысшей (после Конституции) юридической силой. К Ф.к.з. относятся законы, принятие которых… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    Федеральный конституционный закон — это закон, принимаемый по вопросам, специально оговоренным в Конституции РФ. Они посвящены: а) конкретным государственно правовым институтам; б) особым правовым режимам; в) федеративным отношениям и их субъектам; г) официальной государственной… … Большой юридический словарь

    Федеральный конституционный закон Российской Федерации — Основная статья: Законодательство Российской Федерации Федеральный конституционный закон Российской Федерации разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам,… … Википедия

    КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН — (федеральный конституционный закон) один из видов нормативных правовых актов РФ, предусмотренных Конституцией РФ. К. з. одно из наиболее спорных понятий конституционного права, вызывающих различные трактовки. По предмету регулирования можно… … Энциклопедический словарь конституционного права

    constitutional_law.academic.ru

    Основные отличия законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ

    Первый закон регулирует закупки бюджетных компаний, которые полностью принадлежат государству. Второй — закупки компаний, которыми государство владеет на 50% и больше. В проведении закупок тех и других есть принципиальные отличия, в которых поможет разобраться статья.

    Чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ?

    Этот закон действует на закупки всех госзаказчиков. От них он требует составления 3-летнего плана закупок и ежегодного плана-графика. А от поставщиков — обеспечения заявок и исполнения контракта (для конкурса и электронного аукциона).

    Также закон устанавливает сроки всех этапов торгов и регулирует множество других деталей сделки. Закон дает гарантии для победителя, что с ним будет заключен контракт, а поставленные им товары или выполненные работу будут оплачены. Но отступление от правил грозит предпринимателей попаданием в Реестр недобросовестных поставщиков. А для заказчиков чревато штрафами и даже отменой уже состоявшихся тендеров.

    Чтобы начать выигрывать и избежать конфликтных ситуаций, компаниям-поставщикам нужно знать свои обязанности и права. Так что без прочтения 44-ФЗ не обойтись.

    Закон 223-ФЗ устанавливает для заказчиков лишь общие принципы закупок. При этом главное требование закона: госкомпания-заказчик должна самостоятельно разработать собственное положение, где прописывает способы определения поставщика, с помощью которых будет проводить закупки, устанавливает требования к участникам и т д.

    Рамочный 223-ФЗ дает заказчикам определенную свободу. План закупок составляется на один год и может быть изменен в любое время. Не требуется обосновывать в закупке начальную максимальную цену контракта. Заказчик вправе указывать конкретную марку и модель товара, без эквивалентов.

    Таким образом, первое, с чем следует ознакомиться при участии в торгах по федеральному закону №223-ФЗ, — положение о закупке каждого конкретного заказчика.

    Кто заказчики и поставщики?

    Заказчики и поставщики по 44-ФЗ

    Муниципальные и государственные бюджетные учреждения. Поставщиком может стать юридическое лицо, индивидуальные предприниматели (ИП), а также физические лица.

    Заказчики и поставщики по 223-ФЗ

    • Государственные компании, у которых доля участия государства более 50%, включая их «дочек» и «внучек»,
    • Бюджетные учреждения, проводящие закупки за счет собственных средств, средств субподряда или же грантов.
    • Организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности, такими как энергетика и водоснабжение,
    • Субъекты естественных монополий (к примеру, РЖД, нефтегазовые компании и т д.),
    • Точно так же участвовать могут как организации, так и частные лица. Требования к участникам каждой конкретной закупки устанавливает заказчик.

      На каких ЭТП проводят торги заказчики?

      Заказчики по 44-ФЗ

      Для работы по закону № 44-ФЗ выбраны шесть федеральных торговых площадок. Это «РТС-тендер», «Национальная электронная площадка», «Сбербанк-АСТ», «Единая электронная торговая площадка», «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» и lot-online. Регистрация на ЭТП госзаказа бесплатна, но потребуется предоставить сканы некоторых документов. В соответствии с № 44-ФЗ для участия в электронных торгах по госзаказу нужна усиленная неквалифицированная электронная подпись.

      Заказчики по 223-ФЗ

      Список площадок для проведения торгов по федеральному закону № 223-ФЗ нигде не зафиксирован. Сейчас таких площадок около 200, но на государственном уровне сейчас обсуждается унификация требований к ним и сокращение их числа.

      На некоторых ЭТП по 223-ФЗ, а также для коммерческих торгов взымается плата за регистрацию или ежемесячная абонентская плата. Читайте регламент каждой площадки и выбирайте оптимальный для себя вариант.

      Требования к сертификатам поставщиков зависят от конкретной электронной торговой площадки (ЭТП), на которой проводятся торги. Это может быть как квалифицированная подпись, так и неквалифицированная.

      Способы закупок

      В федеральном законе №44-ФЗ установлено 10 способов закупок и условия выбора победителя, а главное — он ограничивает перечень и случаи закупок у единственного поставщика.

      Конкурентные закупки

      1. открытые конкурсы;
      2. конкурсы с ограничением участия;
      3. закрытые конкурсы с ограничением участия;
      4. многоэтапные конкурсы;
      5. закрытые формы конкурсов;
      6. электронные аукционы;
      7. аукционы в закрытой форме;
      8. запросы предложений;
      9. запросы ценовых котировок.

      Неконкурентные закупки

      К данному виду закупок относится только закупка у единственного поставщика.

      Способы закупок по 223-ФЗ

      В положении о закупке у каждого заказчика обязательными являются только 2 вида процедур — электронный аукцион и конкурс. Все остальное способы закупки заказчик может выбрать по своему усмотрению.

      Отметим, что закон № 223-ФЗ никак не ограничивает возможность закупаться у единственного поставщика, но при этом нужно лишь отразить в положении случаи и основания для таких закупок.

      Отчетность заказчиков торгов

      Отчетность по федеральному закону № 44-ФЗ

      Заказчик обязан на официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru размещать следующие отчеты:

    • Отчет об исполнении контракта;
    • Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам года;
    • Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
    • Отчетность по федеральному закону № 223-ФЗ

      Заказчик размещает на сайте госзакупок zakupki.gov.ru не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, следующий перечень отчетов:

      • отчет об общей стоимости заключенных договоров;
      • отчет об общей стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком;
      • отчет об общей стоимости заключенных договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.
      • отчет об общей стоимости заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну;

      Обеспечение исполнения обязательств по контракту

      С победителем аукциона или конкурса (вне зависимости от его цены) заказчик не может заключить контракт, если тот не предоставит финансового обеспечения контракта.

      Размер обеспечения варьируется от 5 до 30 % от начальной (максимальной) цены контракта. Если НМЦ контракта превышает 50 млн руб., заказчик обязан установить обеспечение в размере от 10% до 30% НМЦ, но не менее чем размер аванса, если он предусмотрен контрактом. Способ обеспечения может выбрать сам поставщик. Он или предоставляет банковскую гарантию, или вносит деньги на счет заказчика.

      Во втором случае, гарантия должна быть выдана уполномоченным на это банком и дополнительно внесена в реестр банковских гарантий на zakupki.gov.ru.

      Обеспечение контракта в торгах по 223-ФЗ остается полностью на усмотрение заказчиков. Наличие или отсутствие этого требования всегда отражено в закупочной документации.

      Расторжение контракта и возможность внести изменения

      Федеральный закон № 44-ФЗ дает возможность расторгнуть контракт по соглашению сторон или в одностороннем порядке, если такая возможность прописана в контракте. Изменить существенные условия контракта (цену, сроки поставки, характеристиками товара) нельзя. В электронном аукционе можно составить протокол разногласий, но только если речь идет об ошибках в тексте контракта.

      Федеральный закон 223-ФЗ

      Федеральный закон № 223-ФЗ предоставляет возможность компании-заказчику изменить договор в части сроков, объемов и цен товаров, работ и услуг. В каких именно случаях возможны какие-либо изменения, поставщик может узнать из положения о закупках конкретного заказчика.

      Обжалование действий заказчика

      Федеральный закон 44-ФЗ

      Федеральный закон № 44-ФЗ не только закрепляет такое право за поставщиком, но и прописывает алгоритм действий:

    • В первую очередь участник подает заявку в письменном виде в территориальное отделение ФАС.
    • Затем ФАС публикует жалобу на ООС в течение 2-х рабочих дней.
    • Наконец, за следующие 5 рабочих дней комиссия рассматривает жалобу и выносит предписание по ней.
    • В 2016 году 45% всех жалоб были признаны ФАС обоснованными и госзаказчики получили по ним предписания (по данным мониторинга Минэкономразвития за 2016 год).

      Как и по 44-ФЗ, жалобы на заказчиков по 223-ФЗ рассматривает ФАС. Однако в этом случае следует заранее из положения о закупке заказчика выяснить сроки подачи жалобы и иметь в виду, что комиссия по рассмотрению жалоб будет руководствоваться данным положением и Гражданским кодексом.

      ca.kontur.ru

      Чем отличаются конституция и закон?

      Слово «конституция» в переводе с латыни означает «устройство, установление«. Это значит, что Конституция — это устройство государства и установление в нем законов, по которым живет общество данного государства. Она определяет принцип, по которому живут и действуют органы государственной власти, определяется избирательная система, отражены права и обязанности граждан.

      Конституция — это главный закон государства, он обладает самой высшей юридической силой. Без конституции не может существовать ни одно правовое государство, общество погрузится в хаос, не будет стабильности и защиты.

      История развития конституции

      Происхождение слова «конституция» отправляет нас в далекое прошлое, в древние века. Еще Спарта и Древние Афины имели свои неписаные конституции. В Англии в 1215 году Первым Конституционным Актом явилась «Великая Хартия вольностей». В средние века была создана конституция (Основной Закон) и действующий до сих пор в Сан-Марино. Он был принят в 1600 году, но базой его считается «городской устав», который принят был в 1300 году. В более позднее время в 1529 году появляется конституция «Статус Великого Княжества Литовского» (дополнена в 1566 и 1588 годах). Но писаной первой конституцией считается Конституция США, образованная в 1787 году и действующая до нашего времени с поправками.

      В каждом государстве своя принятая (писаная и неписаная) Конституция. У конституции нет срока действия. Она подлежит изменению (внесению поправок), дополнению, а иногда и переизданию, когда общество стоит на пороге перемен.

      В Российской Империи с 1832 года действовали «Основные государственные законы«, но в результате появления Манифеста, который был издан по поручению Николая II и назывался «Об усовершенствовании государственного порядка», законы претерпели большие изменения. И в результате этих изменений с 1906 года с 23 апреля они считаются первой Конституцией России.

      В Российской Федерации, в ее истории действовало 5 конституций:

    • 1918 год — Конституция РСФСР, принятая после «переворота» в октябре.
    • 1925 год — Конституция РСФСР — объединение в СССР с независимыми республиками.
    • 1937 год — Конституция РСФСР, принятая при Сталине.
    • 1978 год — Конституция РСФСР, принятая при Брежневе.
    • 1993 год — Конституция РФ — первая Конституция Демократической России, действующая и ныне.
    • Виды конституций

      В разных государствах конституции имеют отличия между собой. Принято разделять виды конституций:

    • Писаная конституция — это единый и единственный акт . Могут иметь место дополнительные акты, но формально это единая конституция.
    • Неписаная конституция — это совокупность законов (обычных). Они не соединены в единый акт, и возможно существование других источников, наделенных высшими юридическими правами.
    • Дарованная конституция — вводится в действие актом, который подписал глава данного государства (император), без согласования с народом.
    • Народная конституция — принятая на референдуме, либо высшим органом власти;
    • Гибкая конституция — это главный закон, который можно изменить, как обычный закон в государстве.
    • Жесткая конституция — главный закон, который можно изменить через более сложный порядок, чем обычный закон. Большинство конституций (писаных) можно отнести к жестким.
    • Также конституции делятся на:

      1. Юридические — это все виды конституции (народные, писаные или неписаные, гибкие или жесткие) — все они обладают юридическими правами.
      2. Фактические — это государственно-общественные отношения, закрепленные в юридической конституции.
      3. Реальная конституция — в ней закрепленные законы — это действительность, а фактические и юридические тождественны.
      4. Фиктивная конституция — в ней закреплены законы или которых нет в действительности, или они отличаются от конституционных законов.
      5. Изменение Конституции

        Изменения и внесение поправок в основной закон государства напрямую связаны с общественной жизнью, с ее переменами, с расстановкой политических сил. Пересмотр некоторых положений Конституции РФ, в которых назрели перемены, предусмотрен 9 главой Конституции РФ и Федеральным Законом от 4 марта 1998 года. В нем говорится о порядке принятия поправок к Конституции РФ.

        Поправки могут вносить только президент страны, Государственная Дума, правительство РФ, Совет Федерации, законодательные органы субъектов РФ.

        Но не все главы Конституции подлежат внесению поправок в указанном порядке. Речь идет о пересмотре положений 1,2 и 9 глав Конституции РФ. Он не может состояться в выше указанном порядке, но если все-таки 3/5 голосов депутатов в Государственной Думе и членов Совета Федерации поддержат предложение о пересмотре положений этих глав, то Конституционное собрание РФ или подтверждает неизменность Конституции РФ, или рассматривает проект новой Конституции РФ, и проект выносится на народное голосование.

        Чем конституция отличается от закона

        В отличие от конституционных законов, законы, изданные в стране, не должны нарушать основ Конституции. Она является фундаментом всего текущего законодательства в государстве. И если некий закон не подчиняется этому правилу, то он является антиконституционным. Об этом сказано в статье 15 Конституции РФ. Изданные законы должны быть опубликованными официально. Законы, которые не опубликованы, не применяются.

        Закон — это правило, которое регламентирует жизнь только в определенной сфере и ,возможно, только локально, в то время, как Конституция действует на всей территории государства. Закон издается органом, наделенным такими полномочиями. На Федеральный закон президент РФ может наложить вето, и закон не будет принят. В отношении конституционных законов президент не имеет такого права. Конституция действует, пока не принят новый проект. Закон отменить проще — издается новый закон или у старого закона заканчивается срок действия.

        Конституция стабильна. И принятие новой Конституции ведет к кардинальным переменам в обществе.


        vchemraznica.ru