Размеры штрафов налоговой инспекции

Компании на общей системе налогообложения по общему правилу являются плательщиками НДС и должны представлять в налоговые органы декларацию по НДС. Форма декларации утверждена приказом ФНС России от 29.10.2014 №ММВ-7-3/558 (п. 5 ст. 174, подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ, п. 2 приказа ФНС России от 29.10.2014 №ММВ-7-3/558). Если в течение квартала организация выполняла обязанности налогового агента, то в декларации придется заполнить и соответствующий раздел.

Декларацию нужно сдать не позднее 25 числа месяца, следующего за прошедшим кварталом (п. 5 ст. 174, ст. 163 НК РФ).

Если декларацию по НДС не сдать в срок, то налоговая инспекция привлечет компанию к налоговой ответственности. Сумма штрафа составит 5% от неуплаченного в срок налога. Налоговая инспекция начислит штраф за каждый месяц просрочки, полный или неполный. Минимальный размер штрафа — 1000 рублей. Максимальная сумма штрафа не может превышать 30% от суммы неуплаченного в срок налога (ст. 119 НК РФ).

Кроме того директор или главный бухгалтер организации может быть привлечен к административной ответственности. Суд может как вынести предупреждение, так и оштрафовать данное лицо на 300-500 рублей (ст. 15.5, ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

3 месяца бесплатно пользуйтесь всеми возможностями Контур.Экстерна

Исчисленную сумму налога нужно перечислить в бюджет. Сделать это следует равными долями не позднее 25 числа в течение трех месяцев, следующих за налоговым периодом (ст. 163, ст. 174 НК РФ). Если не перечислить налог вовремя, то налоговая инспекция предъявит организации претензии.

Во-первых, компании начислят пени за каждый день просрочки, если налог будет перечислен с опозданием (п. 3 ст. 45, п. 3, 4 ст. 75 НК РФ). Сумму пени рассчитают по формуле:

Пени за просрочку уплаты налога (авансового платежа) = Сумма налога (авансового платежа), не уплаченная в бюджет х Количество дней просрочки (календарных) х 1/300 действовавшей ставки рефинансирования

Во-вторых, ИФНС может наложить на компанию штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога (ст. 122 НК РФ).

Правда, данный штраф можно оспорить в суде. Дело в том, что судьи при рассмотрении аналогичных дел приходят к выводу, что ситуация, когда декларация сдана, а налог не уплачен, не является основанием для штрафа. Оштрафовать можно только те фирмы, которые ошиблись с начислением налога (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.05.2007 №15162/06). Наложение штрафа правомерно в ситуации, когда компания подаст уточненную декларацию, в которой сумма налога увеличится (письмо ФНС России от 22.08.2014 №СА-4-7/16692).

kontur.ru

Ответственность за неуплату налогов юридическим лицом 2017

Актуально на: 30 мая 2017 г.

Налоговый кодекс РФ обязывает налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Поэтому неуплата налогов в установленные сроки – это нарушение законодательства о налогах и сборах. При этом, если это деяние совершено виновно (т. е. умышленно или по неосторожности), оно рассматривается как налоговое правонарушение, за которое предусмотрена ответственность (ст. 106, п. 1 ст. 110 НК РФ). О юридической ответственности за нарушение налогового законодательства в части уплаты налогов расскажем в нашей консультации.

Штрафы налоговой инспекции для юридических лиц

Мера ответственности за налоговое правонарушение — налоговая санкция в виде штрафа (п.п. 1,2 ст. 114 НК РФ).

В общем случае штрафы за неуплату или неполную уплату налогов в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) установлены в следующих размерах (ст. 122 НК РФ):

  • 20% от неуплаченной суммы налога, если правонарушение совершено без умысла;
  • 40% от неуплаченной суммы налога, если налоговое правонарушение совершено умышленно.

В иных размерах штраф взимается в двух случаях. Так, за неуплату или неполную уплату налога в результате применения в контролируемых сделках коммерческих или финансовых условий, не сопоставимых с рыночными, налогоплательщику грозит штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 рублей (ст. 129.3 НК РФ). Указанный размер штрафа применяется, если налог доначислен за налоговый период, начиная с 2017 года (п. 9 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ ).

А за неуплату или неполную уплату сумм налога за налоговый период, начиная с 2018 года, которые возникли в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании, штраф составит 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 100 000 рублей (ст. 129.5 НК РФ, п. 3 ст. 3 Федерального закона от 24.11.2014 № 376-ФЗ ).

Уголовная ответственность за неуплату налогов юридическим лицом

УК РФ за уклонение от уплаты налогов в крупном размере предусмотрена уголовная ответственность. Эта ответственность ужесточается, если деяние совершено группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере (п.п.1,2 ст. 199 УК РФ). Подробнее о условиях наступления ответственности и виде наказания по УК РФ мы рассказывали в нашей консультации.

При этом УК РФ предусматривает также ответственность за неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов (ст. 199.1 УК РФ).

Штрафы в налоговой инспекции по фамилии

Актуально на: 5 июня 2017 г.

Обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги предусмотрена НК РФ (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Данная обязанность в равной степени применяется и к налогоплательщику-физическому лицу. При этом если за нарушение требований налогового законодательства (например, за несвоевременную уплату налога), на физлицо будут наложены санкции в виде штрафа, налогоплательщику придется заплатить и их. А можно ли получить информацию о задолженности по налогам и штрафам по фамилии?

Проверка штрафов в налоговой инспекции

В налоговой о штрафах узнать налогоплательщик может, как правило, только в отношении себя лично. При наличии нотариально удостоверенной доверенности эту информацию о доверителе может получить и доверенное лицо (представитель) (п. 2 ст. 27 НК РФ).

Для этого налогоплательщик или его представитель могут обратиться в налоговую инспекцию за Справкой о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам или Справкой об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов. При этом налоговая инспекция обязана выдать такие справки в течение соответственно 5 или 10 рабочих дней со дня поступления в налоговую инспекцию запроса (пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Удобный способ получения информации о задолженности по штрафам физлица – личный кабинет налогоплательщика.

Также, авторизовавшись на Едином портале государственных услуг, информацию о налоговой задолженности (в т.ч. по штрафам) можно получить, воспользовавшись сервисом «Узнай свою задолженность».

В том случае, когда неисполненная задолженность по уплате налогов и штрафов передана на исполнение судебным приставам, информацию о долге можно получить на официальном сайте ФССП в Банке данных исполнительных производств. Для этого достаточно ввести фамилию и имя налогоплательщика. Для сужения поиска можно также указать территориальный орган ФССП, отчество физлица и его дату рождения.

glavkniga.ru

Как уменьшить налоговый штраф?

Когда налогоплательщик проиграл судебную баталию и ему начислена недоимка по налогам (сборам), имеется ли возможность хотя бы снизить начисленную сумму штрафных санкций? На практике налоговики зачастую не учитывают обстоятельства, которые позволяют снизить размер штрафа минимум в 2 раза.

По общему правилу, при наличии смягчающих обстоятельств налоговый штраф должен быть уменьшен минимум в 2 раза (п.3 ст.114 НК РФ). Налоговая инспекция при вынесении решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения зачастую не учитывает у налогоплательщика наличие смягчающих обстоятельств для снижения штрафа (постановления Пленума ВАС РФ и ВС РФ от 11.06.1999 г. №41/9 и Конституционного суда РФ от 15.07.1999 г. №11-П).

Статьей 106 НК РФ предусмотрено, что налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность в НК РФ.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут компании и физические лица в случаях, предусмотренных гл.16 и 18 НК РФ (п.1 ст.107 НК РФ).

В соответствии с п.1 ст.112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

При этом непредставление документов, например, по причине болезни главного бухгалтера должно быть документально подтверждено, иначе данный факт будет отклонен судом (Решение АС Нижегородской области от 04.10.2016 г. №А43-23657/2016).

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Иными словами, перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, указанный в ст. 112 НК РФ, не является исчерпывающим.

Таким образом, судом, рассматривающим дело, так же как и налоговым органом при привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по результатам мероприятий налогового контроля, могут быть признаны смягчающими иные обстоятельства.

Как указано в п.19 постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 г. №41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК РФ», если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в п.1 ст.112 НК РФ, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 НК РФ.

Судебная практика рассмотрения смягчающих обстоятельств, позволяющих снизить штраф

Согласно правовой позиции КС РФ, изложенной в постановлении от 30.07.2001 г. №13-П, суды при наложении санкции должны учитывать характер совершенного правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя, его имущественное положение и иные существенные обстоятельства. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу Конституции РФ недопустимо.

На практике налоговики в лучшем случае снижают штраф в 2 раза. Однако суды снижают штрафы в 10 раз и больше. Проанализируем, какие смягчающие обстоятельства позволяют существенно снизить штраф. Тяжелое финансовое положение компании позволило снизить размер штрафа за неуплату налога на прибыль и НДС с 846,9 тыс. рублей до 169,4 тыс. рублей, т.е. в 5 раз (Постановление АC Северо-Западного округа от 14.04.2017 г. №А13-7201/2015). А впервые совершенное правонарушение позволяет снизить штраф за неправомерный вычет НДС в 2 раза (Решение АС Ямало-Ненецкого АО от 17.04.2017 г. №А81-4/2017).

Штрафы налоговому агенту за неперечисление (несвоевременное перечисление) НДФЛ

В соответствии со ст.23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги, и компания, являясь налоговым агентом, обязана при перечислении заработной платы удержать и перечислить в бюджет сумму НДФЛ.

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика, уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.

Как показывает судебная практика, если речь идет об исполнении обязанностей налогового агента и, соответственно, снижении штрафа по ст.123 НК РФ, то суды оставляют без внимания такие причины налогового агента, как:

  • последствия ликвидации аварии в компании;
  • введение процедуры наблюдения сроком на шесть месяцев в рамках производства и связанная с этим приостановка деятельности организации;
  • снижение производительности работ;
  • отсутствие навигации и тяжелые погодные условия;
  • сложное финансовое положение;
  • важность налогоплательщика для города, в связи с созданием рабочих мест и обеспечением занятости населения.
  • Как отмечают суды, из положений ст.24 НК РФ следует, что налоговый агент должен не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из налогового законодательства, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния.

    Функция налогового агента сводится к исчислению, удержанию из доходов налогоплательщика и своевременному перечислению в бюджет НДФЛ, но никоим образом не к распоряжению по своему усмотрению такими средствами.

    В действительности, оставляя данный налог на предприятии, заявитель вместо исполнения обязанностей налогового агента незаконно использовал удержанные денежные средства в текущей деятельности компании.

    Таким образом, вмененное компании налоговое правонарушение совершено умышленно, то есть компания осознавала противоправный характер своих действий.

    В силу изложенного, довод компании о наличии на предприятии тяжелого финансового положения в целях признания такого обстоятельства, смягчающим налоговую ответственность и снижения размера наложенного штрафа суд не принимает. В рассматриваемом случае в действиях налогоплательщика суд усмотрел явное пренебрежительное отношение компании к исполнению своей обязанности как налогового агента на протяжении продолжительного периода, в связи с чем, применение пп.3 п. 1 ст.112 в корреспонденции с п.3 ст.114 НК РФ не будет соответствовать публичным интересам государства.

    Цена вопроса в данном решении – штраф в размере 6, 6 млн рублей (Решение АС Сахалинской области от 17.04.2017 г. №А59-447/2017).

    В подобном деле суд также не учел в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, добросовестность налогового агента и признание им вины в совершенном правонарушении, отсутствие неблагоприятных экономических последствий правонарушения и причиненного государству материального ущерба, тяжелое финансовое положение в проверяемом периоде, повлекшее несвоевременное перечисление НДФЛ, отсутствие умысла в совершенном правонарушении.

    Судьи подчеркнули, что добросовестное исполнение обязанностей является нормой поведения. А средства, удержанные из доходов работников компании в качестве НДФЛ, не являются для налогового агента собственными и он не вправе самостоятельно ими распоряжаться.

    Кроме того, судом было учтено, что ранее по результатам налоговой проверки компании уже принимался акт о привлечении к налоговой ответственности за неполное перечисление сумм НДФЛ (Определение АС Волгоградской области от 23.03.2017 г. №А12-41063/2016).

    Размер штрафа сам по себе не является достаточным основанием для его снижения. Как правило, налоговым агентам могут снизить штраф в 2 раза (за небольшую просрочку в перечислении НДФЛ). И исключением является снижение штрафа в 6,9 раза за несвоевременное перечисление НДФЛ (Постановление АС Дальневосточного округа от 05.10.2016 г. №Ф03-4598/2016).

    «Пенсионные» штрафы

    Можно ли снизить штраф за опоздание со сдачей пенсионной отчетности?

    С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются гл.34 НК РФ.

    Соответственно, при установлении ответственности и назначении наказания необходимо руководствоваться гл.15 НК РФ.

    Однако, до 01.01.2017 г., по мнению специалистов ПФР, в пенсионном законодательстве не указаны обстоятельства, исключающие вину лица в связи с непредставлением страхователем в установленный срок отчетности, не определен порядок снижения сумм штрафов за данное правонарушение. Поэтому сумма штрафа не подлежит пересмотру и снижению.

    Но, как свидетельствует судебная практика, размер штрафа можно существенно снизить. Нельзя однозначно сказать насколько будет снижен размер штрафа за позднюю сдачу отчетности. Суды по-разному оценивают наличие смягчающих обстоятельств.

    В Постановлении от 19.01.2016 г. №2-П Конституционный суд РФ указывает на индивидуализацию содержания (объема) ответственности. То есть должны быть рассмотрены конкретные обстоятельства, которые послужили причиной несвоевременного представления отчетности для рассмотрения их судом при принятии решения о смягчении вины и снижении суммы штрафных санкций.

    ПРИМЕР №1

    Компания представила индивидуальные сведения по форме РСВ-1 с нарушением установленного срока на 4 месяца, что послужило основанием для привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 945 618, 26 рублей.

    В качестве смягчающих обстоятельств компания привела в суде следующие факты:

  • отсутствие причинения существенного вреда государственным и общественным интересам, в связи с незначительностью нарушения срока предоставления сведений (4 месяца);
  • задолженности по страховым взносам не имеется;
  • совершение такого правонарушения впервые.
  • Компанией данное нарушение не оспаривалось, а в качестве причины была названа смена руководства и главных бухгалтеров, в связи с чем, была утеряна база расчета налогов.

    Но данные доводы суд не принял, поскольку сам по себе факт уплаты взносов не влияет на правонарушение связанное с не представлением индивидуальных сведений, поскольку обязанность по уплате взносов и обязанность по представлению индивидуальных сведений являются различными.

    Таким образом, решение ПФР оставлено в силе (Решение АС города Москвы от 24.03.2017 г. №А40-248810/2016).

    В аналогичных делах (страхователи представили сведения индивидуального (персонифицированного) учета с нарушением установленного срока) суд признал соразмерной сумму штрафа в размере 1 000 рублей (Решение АС Ульяновской области от 10.01.2017 г. №А72-16860/2016), 8 000 рублей, т.е. снизил в 5 раз (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2017 г. №А60-57728/2016), 1 000 рублей, т.е. снизил в 8 раз (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2017 г. №А60-51998/2016).

    В споре с фондом компании удалось снизить штраф со 131 000 рублей до 1 000 рублей, т.е. в 131 раз (Решение АС Республики Марий Эл от 01.12.2016 г. №А38-9108/2016). Арбитражный суд учел в качестве смягчающих ответственность следующие обстоятельства: признание совершения правонарушения, совершение правонарушения впервые, отсутствие негативных последствий для работников и бюджета, социально-значимый характер деятельности предприятия.

    Значительного снижения штрафа удается добиться социально значимым компаниям. Например, суд принял во внимание то обстоятельство, что деятельность учреждения является социально значимой, направленной на сохранение здоровья населения, что оно обеспечивает работой 55 человек. Кроме того, суд отметил, что неуплата учреждением страховых взносов обусловлена его добросовестным заблуждением относительно применяемого тарифа (т.е. страхователь неправомерно применял пониженный тариф), неверным толкованием правовой нормы (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2017 г. №А50-18767/2016).

    Можно ли учесть смягчающие обстоятельства при одновременном наличии отягчающих?

    В НК РФ приведены лишь обстоятельства как смягчающие, так и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

    Обстоятельством, совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. При этом лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа (п.2, п.3 ст.112 НК РФ).

    А можно ли применить смягчающие обстоятельства при одновременном наличии отягчающих? Суды допускают такую возможность, поскольку установление отягчающих ответственность обстоятельств не является юридическим препятствием применения смягчающих обстоятельств (Постановление АС Центрального округа от 14.07.2015 г. №Ф10-2166/2015).

    Можно ли применить смягчающие обстоятельства для снижения размера пени?

    Наличие смягчающих обстоятельств не поможет снизить размер пеней (Постановление КС от 17.12.1996 г. №20­П). Снижение суммы штрафа не несет за собой ущерба бюджету, поскольку согласно правовой позиции КС РФ (Постановление от 17.12.1996 г. №20-П, определение от 04.07.2002 г. №202-О), компенсацией потерь бюджета в связи с несвоевременной уплатой в бюджет налогов является пеня, которая представляет собой дополнительный и обязательный платеж в бюджет.

    Арбитражные суды опираются на вышеприведенную позицию КС РФ (Постановление АС Московского округа от 02.02.2017 г. №А40-66585/2016). И размер сниженного штрафа не имеет значения, поскольку «…из совокупности положений указанных норм не следует, что при наличии смягчающих обстоятельств подлежит снижению помимо штрафа за совершение налогового правонарушения еще и размер пени, т.е. денежной суммы, подлежащей выплате в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки, которая является способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов» (Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2017 г. №А68-5374/2016).

    rosco.su

    Налоговые санкции и штрафы с 2017 года

    С 2017 года вступили в силу поправки, внесенные в Налоговый кодекс РФ, в течение всего 2016 года. Большинство изменений направлено на повышение собираемости налогов и пополнение бюджета за счет штрафов. Так, повышены штрафы для компаний за непредставление в налоговую инспекцию документов; по страховым взносам начнут штрафовать в соответствии с положениями Налогового Кодекса РФ. В результате штрафовать компанию могут чаще и больше. Введены штрафы для граждан за непредставление в налоговую сведений, которые ранее должны были получать налоговики самостоятельно из других госструктур (в частности ГИДББ и Роскомимущество).

    Штраф за непредставление пояснений налоговой инспекции

    С 1 января введены штрафы для компаний, который не представят налоговым инспекторам пояснения, запрошенные ими в процессе камеральной проверки.

    С января 2017 года изменилась статья 129.1 Налогового Кодекса РФ, в которой говорится об ответственности за неправомерное несообщение сведений налоговому органу.

    В статье 129.1 Налогового Кодекса РФ теперь говорится о том, что непредставление налоговой инспекции пояснений, запрошенных в ходе камеральной проверки декларации по НДС, является нарушением, которое подпадает под статью 129.1 Налогового Кодекса РФ.

    Пояснения налоговые инспекторы могут запросить, например, из-за расхождений в электронных счетах-фактурах компании и её контрагентов.

    Если вы не предоставите пояснения во время камеральной проверки по НДС, компанию могут оштрафовать на 5 000 рублей. Повторное нарушение в течение календарного года грозит компании штрафом в размере 20 000 рублей.

    www.buhgalteria.ru