Чтение псалмов на всякую потребу

Какие псалмы читать для выражения Богу своих чувств и состояния

Икона. Царь и пророк Давид-псалмопевец

Прославление Бога за дела творения и Промысла, наипаче же за благодеяния, на человека изливаемые — читать псалом 102 («Благослови, душе моя, Господа»).

Прославление Бога за особенное хранение верующего — читать псалом 22 («Господь пасет мя»).

Без благословения Божия невозможно иметь успеха в делах своих — читать псалом 126 («Аще не Господь созиждет дом»).

Промысел Божий о верующем и избрание его для жизни вечной — читать псалом 138 («Господи, искусил мя еси»).

Сокрушение о грехах, прошение к Богу о помиловании на суде — читать псалом 37 («Господи, да не яростию Твоею обличиши мене»).

Желание верующего соединиться с Богом и упование на него в несчастии — читать псалом 41 («Имже образом желает елень на источники водныя»).

Блаженство праведника и гибель нечестивых — читать псалом 1 («Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых»).

Свойства истинного праведника и наследника жизни вечной — читать псалом 14 («Господи, кто обитает в жилищи Твоем?»).

Бог прощает грехи смиренно исповедающим их пред Ним — читать псалом 31 («Блажени, ихже оставишася беззакония»).

Не должно завидовать счастию грешников, взирати же подобает на конец беззаконных и праведных — читать псалом 36 («Не ревнуй лукавнующим»).

Особенная милость Божия к милостивым — читать псалом 40 («Блажен разумеваяй на низа и убога»).

Блаженство пребывающих во храме Господнем — читать псалом 83 («Коль возлюблена селения Твоя»).

Прославление благости Господа ко уповающим на Него — читать псалом 90 («Живый в помощи Вышняго»).

Твердость верующего в гонениях и утешение покровительством Божиим — читать псалом 26 («Господь просвещение мое и Спаситель мой, Кого убоюся»).

Утешение праведника всегдашним хранением Божиим — читать псалом 120 («Возведох очи мои в горы»).

Воздыхание к отечеству Небесному — читать псалом 136 («На реках Вавилонских, тамо седохом и плакохом»).

Образец молитвы за царя — читать псалом 19 («Услышит тя Господь») и псалом 20 («Господи, силою Твоею возвеселится царь»).

Молитвослов. Издание пятое. — М.: Синодальная типография, 1897

www.k-istine.ru

Прошение в псалмах

Тематическое разделение псалмов

Царь и пророк Давид изрекает в псалмах пророчества, увещания и законоположения и предлагает то нравственное, то догматическое учение, иногда оплакивает бедствия иудеев, а иногда пророчественно воспевает спасение язычников, во многих местах предсказывает страдание и воскресение Владыки Христа. Имеется несколько толкований псалмов Псалтири святыми отцами Церкви, а также советы и наставления святых отцов относительно чтения псалмов Псалтири.

По Писаниям Святителя Афанасия Великого

Каждый, произнося псалмы, пусть будет благонадежен, что Бог скоро услышит просящих псаломским словом.

Ибо терпит ли кто искушения и гонения – поя псалмы, явится благоискусным и будет покровительствуем Господом, Который покровительствовал изрекшего псалом, или обратит в бегство диавола и отразит демонов его.

Если кто и согрешил – читая псалмы, придет в себя и перестанет грешить.

А если кто не согрешил, – увидит себя радующимся, что соревнует предварившим, а воспевая псалмы, превозмогает в борьбе, – и он вовек не поколеблется в истине, но обличит обольщающих и намеревающихся ввести в заблуждение… Слышал я от мужей мудрых, что в древности у израильтян только чтением Писания изгоняли демонов и обличали козни, чинимые ими людям.

Итак, в различных обстоятельствах читай псалмы:

  • 1. Если желаешь утвердиться в надежде на Бога и небоязненности: Пс. 90
  • 2. При желании переселиться в дом Божий и вечные Божии селения: Пс. 83
  • 3. Если просишь щедрот у Бога: Пс. 66
  • 4. При затруднительных обстоятельствах жизни, при унынии духом: Пс. 101
  • 5. Если пленен чуждыми помыслами: Пс. 136
  • 6. Когда видишь гордыню и умножающуюся злобу многих, видишь, что уже у людей нет ничего святого: Пс. 11
  • 7. Когда услышишь, что хулят иные Промысл, тогда не приобщайся к их нечестию, но, обратясь к Господу, произнеси: Пс. 13
  • 8. Если желаешь узнать, каков должен быть гражданин Небесного Царствия: Пс. 14
  • 9. Видя угнетаемых, утешай их, молясь за них и говоря им этими словами: Пс. 19
  • 10. Если увидишь упорство беззаконных во зле, не думай, что злоба в них от природы, как говорят, а увидишь, что они сами причиной того, что грешат: Пс. 35
  • 11. Если кто хочет смутить тебя и привести в боязнь, имей упование на Господа и читай: Пс. 10
  • 12. При гонении и поношении врагов, во множестве восстающих на тебя: Пс. 3, 24, 26, 41, 139
  • 13. Если желаешь укрепиться против нападающего врага: Пс. 38
  • 14. Видя лукавнующих, которые уготовляют тебе сети: Пс. 5, 7
  • 15. Если злоумышление врагов продолжается – не падай духом, как будто забыт ты Господом, но призови Господа, воспевая: Пс. 12, 25, 34, 42
  • 16. Если терпишь скорби от нападающих и хочешь узнать пользу терпения: Пс. 39
  • 17. Если раскаиваешься в со деланном грехе и молишь о помиловании: Пс. 50
  • 18. Если желаешь научиться, как должно приносить благодарение Господу: Пс. 28, 104, 106, 134, 145–150
  • 19. Желая вспомнить, какие благодеяния Божии оказаны отцам, сколь Бог благ, а люди – неблагодарны: Пс. 43, 77, 88, 104, 105, 106, 113
  • 20. Благодарение Господу, когда Он услышал тебя в скорби: Пс. 4, 45, 74, 114
  • 21. Когда спасен ты от врагов твоих, избавлен от гонителей своих: Пс. 9, 17
  • 22. Видя, что Господь пасет тебя и благоустрояет путь твой: Пс. 22
  • 23. Впав в руки врагов, и мудро избежав их, и уклонившись от зло-умышлений их: П 33
  • Псалмы, Выражающие Чувствования Верующего

    • 1. Прославление Бога за дела творения и промысла, наипаче же за благодеяния, на человека изливаемые: Пс. 102
    • 2. Прославление Бога за особенное хранение верующего: Пс. 22
    • 3. Без благословения Божия невозможно иметь успеха в делах своих: Пс.126
    • 4. Промысел Божий о верующем и избрание его для жизни вечной: Пс. 138
    • 5. Сокрушение о грехах, прошение к Богу о помиловании на Суде: Пс. 37
    • 6. Желание верующего соединиться с Богом и упование на Него в несчастии: Пс. 41
    • 7. Блаженство праведника и гибель нечестивых: Пс. 1
    • 8. Свойства истинного праведника и наследника жизни вечной: Пс. 14
    • 9. Бог прощает грехи смиренно исповедающим их пред Ним: Пс. 31
    • 10. Не должно завидовать счастью грешников, взирать же подобает на конец беззаконных и праведных: Пс. 36
    • 11. Особенная милость Божия к милостивым: Пс. 40
    • 12. Блаженство пребывающих во храме Господнем: Пс. 83.
    • 13. Прославление благости Господа к уповающим на Него: Пс. 90
    • 14. Твердость верующего в гонениях и утешение покровительством Божиим: Пс. 26
    • 15. Утешение праведника всегдашним хранением Божиим: Пс. 120
    • 16. Воздыхание к отечеству Небесному: Пс. 136
    • 17. Образец молитвы за царя: Пс. 19. 20
    • Псалмы, Выражающие Главную Мысль

      В каждом псалме можно выделить главную мысль. Поэтому признаку все псалмы можно разделить на группы:

      • 1. Прославление свойств Божиих: 8, 17, 18, 23, 28, 33, 44, 45, 46, 47, 49, 65, 75, 76, 92, 94, 95, 96, 98, 103, 110, 112, 113, 133, 138, 141, 144, 148, 150.
      • 2. Благодарение Богу за благодеяния народу богоизбранному: 45, 47, 64, 65, 67, 75, 80, 84, 97, 104, 123, 125, 128, 134, 135, 149.
      • 3. Благодарение Богу за благодеяния добрым: 22, 33, 35, 90, 99, 102, 111, 117, 120, 144, 145.
      • 4. Прославление благости Божией в отношении к отдельным лицам: 9, 17, 21, 29, 39, 74, 102, 107, 115, 117, 137, 143.
      • 5. Прошение у Бога прощения грехов: 6, 24, 31, 37, 50, 101, 129, 142.
      • 6. Упование на Бога в смущении духа: 3, 12, 15, 21, 26, 30, 53, 55, 56, 60, 61, 68, 70, 76, 85, 87.
      • 7. Обращение к Богу в глубокой скорби: 4, 5, 10, 27, 40, 54, 58, 63, 69, 108, 119, 136, 139, 140, 142.
      • 8. Прошение о помощи Божией: 7, 16, 19, 25, 34, 43, 59, 66, 73, 78, 79, 82, 88, 93, 101, 121, 131, 143.
      • 9. Желание посетить храм: 41, 42, 83.
      • 10. Псалмы учительные о добре и зле: 1, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 16, 23, 24, 31, 33, 35, 36, 49, 51, 52, 57, 72, 83, 90, 91, 93, 111, 120, 124, 126, 127, 132.
      • 11. О законе Божием: 18, 118.
      • 12. О суетности жизни: 38, 48, 89.
      • 13. Об обязанностях правителей: 81, 100.
      • 14. Пророческие псалмы: 2, 15, 21, 39, 44, 67, 71, 96, 109, 117.
      • 15. Псалмы в честь Иерусалима и храма Иерусалимского: 14, 23, 67, 86, 131, 133, 134.
      • 16. История народа Божия: 77, 105.
      • 17. Псалмы о будущем Мессии, Господе Иисусе Христе: 2, 15, 21, 44, 68, 71, 109.
      • 18. О лицах и событиях Ветхого Завета, прообразующих Новый Завет Господа Иисуса Христа и Его Церковь: 8, 18, 34, 39, 40, 67, 77, 96, 101, 108, 116, 117.
      • 19. Хвалительные псалмы: 112, 113, 114, 115, 116, 117.

      xn—-7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai

      Символ Веры

      Псалмы от пьянства и от злых духов

      Вообще, конечно говорить, что этот псалом — от алкоголизма, а этот — от наркомании, а вот этот — от курения не совсем правильно.
      Важно понимать, что все псалмы, когда читаешь их за себя или за кого-то очень ограждают от духов лукавых. И когда читаем хвалебные псалмы и когда покаянные, в общем — различные псалмы.

      Между тем, если на человека восстает брань и демоны особенно вооружаются, то очень хорошо читать псалмы, особенно насыщенные прошениями от злых духов. И эти псалмы от различных недугов,в том числе и от алкоголизма. Ведь нездоровая тяга к спиртному — это тоже страсть. Какие же это псалмы?
      Во-первых, это 90 псалом. Т.е. можно читать 90 псалом и после каждого прочтения делать особое прочтение за себя или за близкого человека. Это очень и очень эффективно! И ничего плохого нет, если читать псалмы постоянно, если не спускать их с языка. Ведь данным молитвенном деланием занимались многие подвижники раньше, притом это делали не в течение лишь нескольких дней, а в течение всей своей жизни. Они заучивали псалмы и непрестанно читали их, а молитвенный навык позволял им это делать выполняя любое дело и несколько не отвлекаться.

      С другой стороны, очень важно, чтобы человек молитвенно потрудился. Для этого хорошо читать не только 90 псалом, но в том числе и другие. 90 псалом удобно читать везде, так как, честно признаться, большинство, думается, знают его наизусть. Если же человек молится келейно, то очень хорошо читать и другие псалмы. Например, считается что помимо 90 псалма очень важно читать псалом 26 и псалом 69. И, можно, например, заучить эти три псалма, если они еще не известны на память, и читать их и после каждого круга — прошение.
      Свт. Феофан Затворник советовал заучивать псалмы. У каждого свои предпочтения есть также. Важно просто прочитать Псалтирь и отметить особо отложившиеся в памяти псалмы и потом их можно многократно читать — особенно усиленно — для себя. И также их можно выучить.
      Более того, можно молиться за себя или за ближнего не только после кафизм, слав или псалмов, а даже после отдельных строчек. Также советуют святые и старцы, что можно выписывать отдельные прошения и оставлять из них собственную молитву. И здесь происходит осмысленная работа.
      Но мое мнение — важно заучить вначале небольшие по размеру псалмы, но очень эффективные для защиты различных нападений от врагов, в том числе защитят от алкоголизма. Я приведу пример таких псалмов, которые небольшие поразмеру. Ниже я публикую одно письмо полугодовой давности из моей личной переписки. Я стараюсь её не вести особенно, но просто кое-то оказалось под рукой.

      По поводу мотивации чтения псалмов, надо увеличить её. Как? Вообще рекомендуют заучивать псалмы. Об этом писал и Феофан Затворник и др. Зачем? Это не для тщеславия. Просто, когда заучиваешь, то мы не можем механически зазубрить, поэтому смотрим в толкователе, глубже проникаем в смысл, многократно повторяем и начинает проникать в сердце. А это то что надо.
      И ещё. Если человек знает хотя бы несколько псалмов, то он может читать их в любом месте. И в метро, и на улице и т.д. И это не отнимают львиную долю от обычного правила. Ведь если посмотреть, например, на преп. Спиридона Просфорника, то он читал Псалтирь круглый день. На одних утренних и вечерних молитвах у него просто бы не хватило времени, чтобы прочесть всю Псалтирь. Поэтому нужно лучше управлять своим временем, чтобы прочесть хоть чего-то! И ещё немаловажное. Если читать даже самые известные псалмы по книге, то это часто уже на виду. Если не видят, что мы читаем псалмы, то, по крайней мере, видят увеличенную продолжительность молитвенного правила. А мы помним, что та добродетель, которая тайная.
      Да, псалмы большие. Но есть и маленькие. Например, 69 — его очень советуют выучить и читать почаще Амвросий Оптинский , схиигумен Савва. Есть 116 псалом, который всего 2 строчки. А как бы хорошо было бы читать его, когда мы хотим поблагодарить Господа всякий раз!
      А 22 псалом, которые часто читают многие. Какая в нём сила! И др. И появится мотивация. Вообще, я хочу сказать, что раньше многие подвижники знали Псалтирь даже наизусть и читали часто-часто, впрочем, как и Евангелие. Сейчас это в небрежении, вот и число преподобных умаляется.
      Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный, яко умалишася истины от сынов человеческих (Псалом 11,2).

      На человека, читающего псалмы, изливается огромная благодать. Другие молитвы не могут полностью заменить псалмы, это дополняет всё друг друга.

      Попробуйте подучить некоторые псалмы. Ведь есть совсем маленькие. Хоть я самоучка, но тем не менее могу порекомендовать некоторые небольшие:
      Номер псалма — Количество строчек
      3-9
      6-11
      10-7
      11-9
      12-7
      19-10
      22-6
      26-14 (очень важно, хотя не такой маленький)
      45-12
      53-9
      69-6 (очень важно)
      116-2 (обязательно, всего 2 строчки! почаще читать)
      120-8
      122-4
      124-5 (многие святые пишут об этом псалме, чтобы утвердиться в надежде на Бога)
      132-3
      133-3

      Про 90 и 50 я не говорю. Они у всех, наверное, на слуху.

      Простите за мою, может быть навязчивость, но я просто очень люблю псалмы. Они – безопасность младенцев. А я в вере Православной – младенец, вот и не могу умилиться.
      Яко да воспоет Тебе слава моя, и не умилюся: Господи Боже мой, во век исповемся Тебе (Псалом 29, 13).

      И в заключение, необходимо маленькое славословие Богу. Как же без этого! Мы же помним:
      Хваля призову Господа и от враг моих спасуся (Псалом 17, 4).

      Итоги такие.

      1) Вначале проще всего читать 90 псалом многократно и это очень хорошо и впоследствии.
      2) Далее хорошо читать и дополнительные псалмы. Например, читать три псалма (90, 26, 69), а затем добавлять прошения. Мне лично очень нравится такая комбинация. Но также можно особенно усиленно читать другие псалмы. Например псалом 67 «Да воскреснет Бог» и другие.
      3) Хорошо заучивать псалмы. Особенно это несложно сделать с небольшими по размеру. Для этого надо особо на них обратить внимание, а дальше уже взяться за работу.
      4) Вообще хорошо читать все кафизмы и поминать на них близких или молиться за себя. Опять же каждый читает разный объем.
      Например, все знают, наверное, блаженного Августина . У него тоже были большие проблемы. Но его мать, блаженная Моника , вычитывала за него всю Псалтирь ежедневно и он стал великим святым и проповедником. Опять же — у каждого своего мера.
      5) Молитву тоже можно усиливать на Псалтири. можно произнести имя несколько раз, можно сделать поклон или несколько за человека, можно наложить крестное знамение за поминаемое имя — всё это усиливает молитву.
      И последнее, но самое менее важно, важно использовать комплексные меры — молиться святым также, особенно усиленно Пресвятой Богородицы, подавать требы, часто исповедоваться, причащаться, читать Евангелие и поминать человека после прочтения глав — всё это очень и очень эффективно. Изложил свои мысли, надеюсь, что-то пригодится.

      simvol-veri.ru

      Прославление Бога за особенное хранение верующего — читать псалом 22 («Господь пасет мя»).

      Промысел Божий о верующем и избрание его для жизни вечной — читать псалом 138 («Господи, искусил мя еси»).

      Свойства истинного праведника и наследника жизни вечной — читать псалом 14 («Господи, кто обитает в жилищи Твоем?»).

      Особенная милость Божия к милостивым — читать псалом 40 («Блажен разумеваяй на низа и убога»).

      Прославление благости Господа ко уповающим на Него — читать псалом 90 («Живый в помощи Вышняго»).

      Воздыхание к отечеству Небесному — читать псалом 136 («На реках Вавилонских, тамо седохом и плакохом»).

      Образец молитвы за царя — читать псалом 19 («Услышит тя Господь») и псалом 20 («Господи, силою Твоею возвеселится царь»).


      Молитвослов. Издание пятое. Москва. Синодальная типография. 1897 г.

      Псалтирь на всякую потребу, составленная по советам и наставлениям святых отцов

      Чтобы уберечься от тяжких грехов: 18
      Против нападений бесовских: 45, 67
      При обвинениях и клевете, воздвигающихся на тебя: 4, 7, 36, 51
      Когда видишь гордыню и злобу многих, когда нет у людей ничего святого: 11
      Для смирения духа: 5, 27, 43, 54, 78, 79, 138
      Когда враги продолжают искать твоей погибели: 34, 25, 42
      В благодарность за победу над врагом: 17
      Во время скорби и в несчастиях: 3, 12, 21, 68, 76, 82, 142
      При унынии и в безотчетной скорби: 90, 26, 101
      В защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражьих: 90, 3, 37, 2, 49, 53, 58, 139
      В обстояниях, чтобы Господь услышал молитву твою: 16, 85, 87, 140
      Когда просишь милости и щедрот у Бога: 66
      Если желаешь научиться, как должно приносить благодарение Господу: 28
      Чтобы не скупиться и подавать милостыню: 40
      Восхваляя Господа: 23, 88, 92, 95, 110, 112, 113, 114, 133, 138
      В болезнях: 29, 46, 69
      В смятении душевном: 30
      В душевном уязвлении: 36, 39, 53, 69
      В утешение угнетаемым: 19
      От порчи и колдунов: 49, 53, 58, 63, 139
      Когда имеешь потребность исповедания истинного Бога: 9, 74, 104, 105, 106, 107, 117, 135, 137
      О прощении грехов и в покаянии: 50, 6, 24, 56, 129
      В радости духовной: 102, 103
      Когда слышишь, что хулят Промысл Божий: 13, 52
      Чтобы не соблазниться, когда видишь, что нечестивые благоденствуют, а праведные терпят скорби: 72
      В благодарность за всякое благодеяние Божие: 33, 145, 149, 45, 47, 64, 65, 80, 84, 97, 115, 116, 123, 125, 134, 148
      Перед выходом из дома: 31
      В дороге: 41, 42, 62, 142
      Перед посевом: 64
      От покраж: 51
      От потопления: 68
      От мороза: 147
      В гонениях: 53, 55, 56, 141
      О даровании мирной кончины: 38
      О желании переселиться в вечные селения: 83
      По усопшим: 118
      Если одолевает лукавый: 142, 67

      «Изъяснение каждого псалма Псалтири»,
      издательство Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, Москва 2000.

      Псалмы, выражающие чувствования верующих


      Прославление Бога за дела творения и Промысла, наипаче же за благодеяния, на человека изливаемые
      — читать псалом 102 («Благослови, душе моя, Господа»).

      Без благословения Божия невозможно иметь успеха в делах своих — читать псалом 126 («Аще не Господь созиждет дом»).

      Сокрушение о грехах, прошение к Богу о помиловании на суде — читать псалом 37 («Господи, да не яростию Твоею обличиши мене»).

      Желание верующего соединиться с Богом и упование на него в несчастии — читать псалом 41 («Имже образом желает елень на источники водныя»).

      Блаженство праведника и гибель нечестивых — читать псалом 1 («Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых»).

      Бог прощает грехи смиренно исповедающим их пред Ним — читать псалом 31 («Блажени, ихже оставишася беззакония»).

      Не должно завидовать счастию грешников, взирати же подобает на конец беззаконных и праведных — читать псалом 36 («Не ревнуй лукавнующим»).

      Блаженство пребывающих во храме Господнем — читать псалом 83 («Коль возлюблена селения Твоя»).

      Твердость верующего в гонениях и утешение покровительством Божиим — читать псалом 26 («Господь просвещение мое и Спаситель мой, Кого убоюся»).

      Утешение праведника всегдашним хранением Божиим — читать псалом 120 («Возведох очи мои в горы»).

      Псалмы и их главная мысль

      В каждом псалме можно выделить главную мысль. По этому признаку все псалмы можно разделить на группы:

      Прославление свойств Божиих: 8, 17, 18, 23, 28, 33, 44, 45, 46, 47, 49, 65, 75, 76, 92, 94, 95, 96, 98, 103, 110, 112, 113, 133, 138, 141, 144, 148, 150

      Благодарение Богу за благодеяния народу богоизбранному: 45, 47, 64, 65, 67, 75, 80, 84, 97, 104, 123, 125, 128, 134, 135, 149

      Благодарение Богу за благодеяния добрым: 22, 33, 35, 90, 99, 102, 111, 117, 120, 144, 145

      Прославление благости Божией в отношении к отдельным лицам: 9, 17, 21, 29, 39, 74, 102, 107, 115, 117, 137, 143

      Прошение у Бога прощения грехов: 6, 24, 31, 37, 50, 101, 129, 142

      Упование на Бога в смущении духа:3, 12, 15, 21, 26, 30, 53, 55, 56, 60, 61, 68,70, 76, 85, 87

      Обращение к Богу в глубокой скорби: 4, 5, 10, 27, 40, 54, 58, 63, 69, 108, 119, 136, 139, 140, 142

      Прошение о помощи Божией: 7, 16, 19, 25, 34, 43, 59, 66, 73, 78, 79, 82, 88, 93, 101, 121, 128, 131, 143

      «Изъяснение каждого псалма Псалтири», издательство Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, Москва 2000.

      Если хочешь кого исправить от недостатков (Св.прав.Иоанн Кронштадский)

      Если хочешь кого исправить от недостатков, то возверзи печаль на Господа (псалом 54 — «Внуши, Боже, молитву мою», псалом 23 — «Господня земля, и исполнение ея») и помолись Ему, испытующему наши сердца и утробы (псалом 7 — «Господи Боже мой, на Тя уповах», псалом 10 — «На Господа уповах») от всего сердца, чтобы Он Сам просветил ум и сердце человека; если Он увидит, что молитва твоя дышит любовию и исходит от всего сердца, то непременно исполнит желание сердца, и ты вскоре скажешь, увидевши перемену в том, за кого молишься: сия измена десницы Вышняго (псалом 76 — «Гласом моим ко Господу воззвах», псалом 11 — «Спаси мя, Господи»).
      Святой праведный Иоанн Кронштадтский

      Псалмы поются уже 3000 лет.

      Псалмы — хвалебные и молитвенные песнопения, которые евреи пели в древности под аккомпанемент небольшого струнного инструмента, называемого «псалтирион» и напоминающего наши гусли и арфу.

      На протяжении тысячи лет еврейский народ неустанно пел псалмы. Пели их Иисус Христос и апостолы, а потом передали их первым христианам. С тех пор и христиане не перестают их петь. Существовали ли когда-нибудь молитвы, имевшие такое необыкновенное влияние на людей? Кто дал им силу сохраниться три тысячи лет и быть такими же актуальными в наши дни как и в дни написания, силу распространиться из Палестины по всему миру, оставаясь повсюду созвучными человеческому сердцу.

      Силу эту они получили от Бога. Дух Святой вдохновил авторов книг Священного Писания. Через их посредство Он обращается и к нам и слушает наши мольбы. Эти посредники причастны тому же естеству, что и мы. Сам великий псалмопевец — Давид — был раскаявшимся грешником. Его жизнь и творчество показывают, как милосердие Божие может преобразить всякого человека.

      Исключительная красота псалмов именно в том, что они — молитва раскаявшихся грешников, которые взывают ко Господу, посреди многочисленных испытаний и скорбей, с верою, упованием и любовию.

      Актуальность псалмов объясняется еще тем, что в них содержатся пророческие прозрения. Воспевая прошлое или настоящее, они одновременно возвещают будущее: Мессию, Церковь, Таинства. Все это сбылось теперь. Все это — величайшее сокровище народа Божия, т. е. христиан. И поэтому Церковь Христова продолжает петь псалмы. Но не все пророчества уже сбылись. Мы ожидаем новое пришествие Мессии при кончине мира. Иерусалим для нас — не только Церковь, но и небесный Иерусалим — Царство Божие, наша небесная отчизна. Поэтому трепет радостного ожидания, который проходит в псалмах, передается и нашему сердцу. И мы можем повторять одновременно с псалмопевцем Давидом и с тайнозрителем Иоанном Богословом: Будем петь Господу новую песнь, ибо Он творил чудеса (Пс. 97, 1), Ей, гряди, Господи Иисусе! (Откр. 22,20).

      © Приходская жизнь, Октябрь 1980.

      Молитвы перед началом чтения Псалтири

      Разумно да будет, како подобает особь пети Псалтирь

      Аще иерей, глаголет: Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков.

      Аще ли ни, глаголи умиленно: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь. Царю Небесный. Трисвятое. И по Отче наш:

      Тропари сия, глас 6:
      Помилуй нас. Господи, помилуй нас, всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.

      Слава: Честное пророка Твоего, Господи, торжество, Небо Церковь показа, с человеки ликуют Ангели. Того молитвами, Христе Боже, в мире управи живот наш, да поём Ти: Аллилуиа.

      И ныне: Многая множества моих, Богородице, прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя: посети немощствующую мою душу и моли Сына Твоего и Бога нашего дати ми оставление, яже содеях лютых, Едина Благословенная. Господи, помилуй, 40 раз. И поклонися, елико ти мощно.

      Таже молитва Святей Живоначальней Троице: Всесвятая Троице, Боже и Содетелю всего мiра, поспеши и направи сердце мое, начати с разумом и кончати делы благими богодухновенныя сия книги, яже Святый Дух усты Давидовы отрыгну, ихже ныне хощу глаголати аз, недостойный, разумея же свое невежество, припадая молюся Ти, и еже от Тебе помощи прося: Господи, управи ум мой и утверди сердце мое, не о глаголании устен стужати си, но о разуме глаголемых веселитися, и приготовитися на творение добрых дел, яже учуся, и глаголю: да добрыми делы просвещен, на судищи десныя Ти страны причастник буду со всеми избранными Твоими. И ныне, Владыко, благослови, да, воздохнув от сердца, и языком воспою, глаголя сице: Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

      Таже постой мало, дондеже утишатся вся чувства. Тогда сотвори начало не вскоре, без лености, со умилением и сокрушенным сердцем. Рцы cue: «Блажен муж…» тихо и разумно, со вниманием, а не борзяся, якоже и умом разумевати глаголемая.

      Псалтирь на Церковно-Славянском языке

      Молитвы по прочтении нескольких кафисм или всей псалтири

      Достойно есть: или О Тебе радуется: Трисвятое.
      И по Отче наш.

      Тропари, глас 6: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву, яко Владыце, грешнии приносим: помилуй нас.
      Слава: Честное пророка Твоего, Господи, торжество, Небо Церковь показа, с человеки ликуют Ангели. Того молитвами, Христе Боже, в мире управи живот наш, да поем Ти: Аллилуиа.
      И ныне: Многая множества моих, Богородице, прегрешений: к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя. Посети немощствующую мою душу и моли Сына Твоего и Бога нашего дати ми оставление, яже содеях лютых, Едина Благословенная.

      Таже, Господи, помилуй (40). И поклонов, елико мощно, с молитвою Господи и Владыко живота моего.

      Посем глаголи молитву сию со вниманием:

      Многомилостиве и Премилостиве Господи и всего добра Дателю, Человеколюбче, и всея вселенныя Царю, многоименитый Владыко и Господи! Нищ и убог есмь аз, дерзаю призывати чудное и страшное, и святое имя Твое, егоже вся тварь Небесных сил страхом трепещут. Низу на земли неизреченнаго Твоего человеколюбия смотрение удивил еси, посланием возлюбленнаго Твоего Отрока, Егоже от безначальных недр Твоея Отеческия славы, неразлучным Божеством отрыгнул еси, да человеки со Ангелы во един состав устроит. Помяни, Господи, моего уныния смирение, кал сый и персть, Тебе, Неизглаголаннаго Света призываю, немощию плоти обложен, юже милостивне слово Твое понесе, и смертию Своею от работы вражия свободил есть душы нашя, да общники вся, иже верою ярем работы Твоея на ся вземшыя, славы Твоея сподобит их, от неяже сатана льстивый отпаде. Помилуй мя, омраченнаго греховными помыслы, возведи ум мой удавленный тернием лености и лядиною непокорства. Утверди сердце мое по Тебе горети, очима моима источник слез посли, и на конец исхода души моея сотвори мя безпорочна Твоего угодника, наставляя мя к Тебе подвизатися усердно. Помяни, Господи, родители моя милосердием Твоим и вся ближния моя, и братию, и други, и соседы, и вся православныя христианы, и спаси мя молитвами всех святых. И приими в честь сия псалмы и молитвы, яже глаголах пред Тобою за ся, и немерзко Ти буди с воздыханием моление сие, яко милостив Сый и Человеколюбец, и Тебе Безначальнаго Отца славим со Единородным Твоим Сыном и со Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

      Посем Честнейшую Херувим:
      Слава, и ныне.
      Господи, помилуй (трижды). Господи, благослови.

      Аще иерей, кончает священнически, аще ли лростый, кончает сице:
      Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых Небесных сил безплотных, и преподобных и богоносных отец наших, и святаго пророка Давида, и всех святых, помилуй и спаси мя, грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

      www.molitvoslov.com