Приказ о проведении инвентаризации — как его составить?

Проверка наличия материальных ценностей на предприятиях и в компаниях регламентирована законодательством и проводится обязательно.

Виды инвентаризаций

Инвентаризация — это один из методов бухгалтерского контроля с целью выявления наличия имущества предприятия. Во время контроля проводится также оценка состояния и качества товаров, которые находятся в подотчетности фирмы.

В экономической теории выделяется несколько видов инвентаризации:

  • полная. Оценивается весь имущественный комплекс, который находится на балансе компании;
  • частичная. В процессе такой инвентаризации проводится проверка отдельно выбранного направления (например, касса);
  • выборочная. Проверяется имущество, которое находится в ведении конкретного материально- ответственного человека.
  • Перечень видов товаров, которые могут проверяться, четко очерчена в нормативно-правовых актах.
    «Инструкция о порядке проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов в организациях и предприятиях потребительской кооперации», утвержденная Постановлением Правления Центросоюза от 06.10.1977 года говорит о том, что на предприятиях всех форм собственности может и должна проводится инвентаризация:

  • основных средств;
  • денежных средств (при наличии кассы);т
  • оварно-материальных ценностей;
  • расчетов с другими предприятиями (компаниями).
  • Цели проведения проверки методом инвентаризации состоят в следующем:

  • сопоставление данных бухгалтерского учета и реального наличия ценностей на предприятии;
  • выявление товаров, которые устарели, пришли в негодность и подлежат списанию в установленном инструкциями порядке;
  • проверка учетных данных хранения ценностей;
  • проверка условий сбережения товаров.
  • Как проходит инвентаризация?

    Процесс проведения инвентаризации материальных ценностей четко описан в вышеуказанной инструкции, а также в Приказе Министерства финансов РФ «Об утверждении Методических указаний о инвентаризации имущества и финансовых обязательств» от 13.06.1995 №49.

    Во-первых, материально ответственное лицо ни в коем случае не должно знать про точную дату проведения проверки. Таким образом у заведующего хозяйством не будет возможности скрыть недостатки в своей работе, провести незаконное списание товаров, которых реально нет уже, но они числятся на балансе под его материальной ответственностью.

    По требованию бухгалтера до начала процедуры инвентаризации материально ответственное лицо предоставляет все накладные и товарные ведомости, по которым можно сверить баланс товаров, которые числятся на предприятии по данным бухгалтера и по данным материально ответственной особы.
    Процесс проверки наличия товарно-материальных ценностей проводится исключительно в дату, оговоренную в приказе о проведении инвентаризации. Комиссия должна собраться в полном составе, чтобы потом не возникло вопросов по поводу легитимности результатов проверки.

    При проведении инвентаризации ценностей все дополнительные входы- выходы из помещений, хранилищ должны быть закрыты, чтобы не было возможности в срочном порядке компенсировать недостачу. Для четкости подсчета товара ценности сначала разделяются по типовости (то есть все, допустим, кастрюли объемом 10 литров должны стоять отдельно). Именно так будет легче всего провести подсчет количества того или иного товара, который находится на балансе.

    Четкость и правильность пересчета ценностей предусматривает хоть и сравнительно долгую, но надежную процедуру:

    • считать количество необходимо вслух;
    • комиссия выбирает одного из своих членов и поручает ему право считать товар;
    • все остальные участники инвентаризации наблюдают за правильностью подсчета.

    Подведение итогов и сроки инвентаризации отдельных видов товаров

    Результаты подсчета и проверки ценностей фиксируются в специальном акте о итогах инвентаризации. В него вносится такая информация:

  • дата проведения проверки;
  • полный список членов инвентаризационной комиссии;
  • наименование и количество, а также стоимость товаров и ценностей, которые есть в наличии у материально ответственного лица.
  • Акт составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии. После этого он передается в бухгалтерию для сверки с целью выявления наличия или отсутствия факта недостачи ценностей на предприятии.

    Очень важно соблюдать сроки проведения инвентаризации, которые зависят от профиля предприятия и вида товарно-материальных ценностей на балансе. Приведем сроки проведения проверки некоторых видов товаров на балансе предприятий

    vesbiz.ru

    Инвентаризация бланков строгой отчетности (образец)

    Обновление: 7 июля 2017 г.

    Инвентаризационная опись БСО (бланк)

    В российской сфере бытовых услуг, оказываемых компаниями и индивидуальными предпринимателями населению, широкое применение получили БСО. Основной целью указанных формуляров является замена чеков ККТ. Однако, несмотря на более простую процедуру оформления описываемых документов, отечественными актами нормотворчества предусмотрен особый порядок их учета, составным элементом которого является инвентаризация бланков строгой отчетности.

    Использование БСО

    Каждый субъект предпринимательской деятельности, осуществляемой на рынке бытовых услуг, вправе отказаться от использования ККТ в пользу выдачи бланков строгой отчетности.

    Однако такой переход может быть реализован исключительно в случаях осуществления одного из нижеуказанных видов деятельности:

  • оказания бытовых услуг субъектами, использующими ЕНВД или ПСН;
  • розничной торговли печатной периодикой и сопутствующими товарами, а также мороженым, разливными безалкогольными напитками;
  • реализации ценных бумаг и проездных билетов;
  • ремонта обуви и металлических изделий, изготовления ключей, услуг носильщиков и нянь, рубки и колки дров, вскапывания огородов;
  • в иных случаях, прямо поименованных в ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ от 22.05.2003 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
  • Ныне действующий порядок использования БСО актуален вплоть до 01.07.2018.

    В настоящее время допустимыми являются следующие способы изготовления формуляров:

  • типографский метод;
  • с помощью автоматизированных систем.
  • Важными особенностями при печатании документов на бумажном носителе являются порядок их оприходования, списания, а также инвентаризация бланков БСО, проводимая в те же сроки, что и ревизия наличности в кассе.

    Учет бланков строгой отчетности

    Любое отечественное предприятие, использующее в своей деятельности описываемые формуляры, обязано проводить инвентаризацию имеющихся бланков.

    Минфин РФ в Методических указаниях, введенных в действие Приказом от 13.06.1995 N 49, предусмотрел следующие виды проверок:

  • сверка при наступлении обстоятельств (п. 1.5 Методических указаний);
  • инициативная инвентаризация, осуществляемая по решению руководства компании.
  • Вне зависимости от причин, послуживших началом проверки, инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков строгой отчетности является необходимым условием для признания сверки состоявшейся.

    Общий порядок ревизии формуляров описан Минфином РФ в п.п. 3.39–3.43 Методических указаний.

    При проведении инвентаризации учету подлежат БСО, фактически находящиеся в кассе предприятия.

    Важно отметить, что ревизия формуляров осуществляется в том же порядке, что и инвентаризация иного имущества, активов и обязательств.

    Начинается сверка изданием приказа руководителя компании и назначением инвентаризационной комиссии.

    Члены комиссии фиксируют данные о фактическом наличии формуляров в описи инвентаризации бланков строгой отчетности, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88.

    Скачать официальную форму инвентаризационной описи БСО

    Необходимо отметить, что более ранняя форма описи, утвержденная российским Министерством финансов, не применяется в связи с введением в оборот более поздней редакции документа.

    Данные, выявленные в ходе ревизии, отражаются в форме ИНВ-16 . Заполнять ее следует аккуратно. Надо избегать ошибок, помарок или подчисток, а сам бланк документа должен содержать следующую информацию:

  • наименование предприятия;
  • основание для сверки;
  • номер и дату заполнения формуляра;
  • расписку ответственного работника о передаче документов в бухгалтерию;
  • фактические сведения о наличии сверяемых форм и данных бухучета;
  • итоги ревизии;
  • подписи членов комиссии и материально ответственных лиц.
  • Все указанные сведения являются обязательными для включения в опись инвентаризации БСО, образец заполнения которой можно скачать по ссылке ниже.

    Скачать образец заполнения инвентаризационной описи БСО

    glavkniga.ru

    Как формируется приказ о проведении инвентаризации в 2018 году

    Одно из обязательных условий работы сегодня – ведение отчетной документации в соответствии с установленными законодательством стандартами. Одним из таких документов является бланк инвентаризации.

    Процедура должна проводиться различными коммерческими и муниципальными предприятиями, другими учреждениями. Инвентаризация должна обязательно осуществляться при наличии соответствующим образом оформленного приказа.

    Содержание

    В противном случае велика вероятность возникновения различного рода проблем. Приказ подписывается уполномоченными должностными лицами предприятия, ИП.

    Важные аспекты ↑

    Сегодня процедура инвентаризации должна осуществляться в отношении всего имущества, которое имеется в собственности конкретного предприятия и используется им для коммерческой деятельности.

    Осуществлять подобную процедуру требуется в соответствии с указанной в законодательстве периодичностью. В противном случае велика вероятность возникновения проблем с контролирующими органами.

    При проведении камеральных проверок налоговая служба уделяет пристальное внимание данных документам. Особенно касается это основных средств, материальных и не материальных активов.

    Процесс инвентаризации должен обязательно сопровождаться некоторыми документами. В первую очередь это касается именно приказа.

    Что бы избежать ошибок при составлении различных обязательных сопутствующих документов необходимо будет рассмотреть заранее следующие вопросы:

  • назначение документа;
  • законные основания.
  • Что это такое?

    Сегодня сам приказ представляет собой официальный документ, которые составляется перед проведением процесса инвентаризации. Именно на основании него возможно само подобное действие.

    Сама процедура инвентаризации имеет свои нюансы и перед составлением приказа бухгалтер должен представить отчетные документы комиссии.

    Для проведение процедуры формируется специальная инвентаризационная группа. В ней обязательно участвует несколько человек. Лица, входящие в комиссию, определяются руководством.

    В самой бухгалтерской отчетности, предоставляемой комиссии, необходимо будет обязательно отразить следующие данные:

    Вся представленная информация в обязательном порядке подтверждается специальными первичными документами. Формат их установлен законодательно.

    Каковы сроки проведения инвентаризации кассы, читайте здесь.

    Образец приказа по результатам инвентаризации можно легко найти в интернете. Стоит ознакомиться со всеми нюансами заранее. Это позволит избежать допущения типичных в таком случае ошибок.

    Назначение документа

    Сам приказ на инвентаризацию позволяет решить большое количество задач. В первую очередь это касается следующего:

    Сама же инвентаризация позволяет решить не меньшее количество различных задач. В первую очередь это:

    Законные основания

    Сама процедура инвентаризации достаточно подробно освещается в действуем по этому поводу законодательстве. Основополагающим документом является Приказ №49 «Об инвентаризации имущества» от 13.06.95 г.

    Рассматриваемого типа законодательный акт включает в себя следующие методические указания:

  • ОС – основные средства;
  • резервы различного вида;
  • животные, молодняк – в сельском хозяйстве;
  • нематериальные и материальные активы;
  • другое;
  • Помимо большого количества различных методических указаний Приказ №49 от 13.06.92 г. имеет обширный перечень всевозможных приложений.

    В них отражается информация по поводу составления документации. Данные приложения включают в себя следующую информацию по этому поводу:

    Прежде, чем преступить к формированию приказа и последующей инвентаризации, нужно по возможности внимательно ознакомиться со всеми нюансами данной процедуры.

    Это позволит избежать большого количества самых разных затруднений и ошибок. Следует помнить, что за некоторые недочеты, допущенные в процессе проведения инвентаризации, полагается достаточно серьезное взыскание в виде штрафа.

    Нередко путем сокрытия информации реализуются различные схемы коррупционного характера.

    Как заполнить бланк приказа о проведении инвентаризации ↑

    Определенные типы документации, связанные с инвентаризацией, предприятия могут разрабатывать полностью самостоятельно, опираясь на законодательные нормы.

    В то же время касательно приказа об инвентаризации все должны обязательно соответствовать установленным в законодательстве форматам. На данный момент таковым является Форма ИНВ-22.

    К основным вопросам, рассмотреть которые необходимо будет перед составлением данного приказа, относится:

  • пошаговая инструкция;
  • какие указать причины;
  • кем подписывается;
  • образец заполнения;
  • если проводится внеплановая.
  • Пошаговая инструкция

    Сам алгоритм инвентаризации достаточно прост, но требует соблюдения определенного регламента.

    В него в первую очередь сходит следующее:

    Процесс составления самого приказа должен быть реализован ещё до начала первого этапа инвентаризации. Он прост, какие-либо сложности отсутствуют.

    Оптимальное решение – скачать соответствующим образом составленный документ-образец (не заполненный) и внести в него все необходимые данные о своем предприятии.

    Пример найти в интернете труда не составит, необходимо лишь использовать хорошо себя зарекомендовавшие источники.

    Какие указать причины

    Одним из обязательных условий правильности составления документа рассматриваемого типа и самой инвентаризации является указание верных оснований.

    В качестве таковых сегодня могут выступать следующие:

    Информация по поводу причины может быть представлена любая. Важно лишь не допускать каких-либо ошибок. Исправления данном документе попросту не допускаются, они являются незаконными.

    Кем подписывается

    Обязательное условие – наличие соответствующей утверждающей подписи на приказе. Причем проставить её имеет право только лишь уполномоченное лицо.

    Таковым может быть:

  • исполнительный, генеральный директор;
  • главный бухгалтер;
  • учредитель.
  • В приказе обязательно обозначается должность подписанта. Формат является стандартным, какие-либо отклонения попросту не допускаются.

    Образец заполнения

    Приказ на проведение процедуры инвентаризации должен обязательно составляться в полном соответствии с действующими законодательными стандартами.

    На данный момент формат обязательно включает в себя следующее:

  • наименование самого документа;
  • формы по — ОКПО, ОКУД;
  • название организации, а также структурного подразделения;
  • полный перечень инвентаризационной комиссии — должность, фамилия, имя и отчество;
  • что именно подлежит инвентаризации;
  • основания для проведения процесса инвентаризации;
  • крайняя дата сдачи материалов по инвентаризации;
  • фамилия, имя и отчество руководителя, его должность и подпись.
  • Сегодня системы автоматизированной учета позволят без труда сформировать документ рассматриваемого типа.

    Правила проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей, читайте здесь.

    Образец акта о недостаче товара при инвентаризации, смотрите здесь.

    Обычно какие-либо осложнения в таком случае попросту отсутствуют. В то же время следует помнить о некоторых существенных нюансах.

    Если проводится внеплановая

    Чаще всего процедура проверки являются плановой, проект её проведения оформляется заранее. Но в некоторых случаях, например при случайно повреждении имущества, проверка будет именно внеплановой.

    В таком случае алгоритм её осуществления все равно остается прежним. Так же необходимо обязательно оформить приказ, а также различные ведомости.

    Обязательно формируется инвентаризационная комиссия, вносятся в специальный журнал данные о приказе.

    Нарушение алгоритма рассматриваемого типа по поводу проведения инвентаризации не допускается, за отсутствием ошибок следит налоговая служба.

    Стоит избегать привлекать в себе излишнее внимание, это может привести к достаточно серьезным проблемам в дальнейшем.

    В первую очередь – к наложению достаточно серьезных штрафов как на юридическое лицо, так и на должностное, являющееся ответственным по этому поводу.

    buhonline24.ru

    Gymnazium8.ru

    Знайте ваши права!

    Приказ инвентаризация бсо

    Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете — финальная стадия проверки активов и обязательств компании. Что такое инвентаризация, в каких случаях она обязательна и какие документы должен оформить бухгалтер — читайте в материале ниже.

    Согласно п. 6 ПБУ 4/99 (утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н) бухотчетность должна давать полное и достоверное представление о финансовом состоянии компании. Для соблюдения данного требования в бухучете используется такой метод контроля — инвентаризация.

    Инвентаризация — процедура сопоставления фактического наличия ценностей фирмы и ее обязательств с данными бухучета. Также в ходе инвентаризации дается оценка состояния активов компании.

    Порядок проведения инвентаризации строго регламентирован следующими нормативными актами:

  • Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финобязательств (приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49);
  • Положением по ведению бухучета и отчетности в РФ (приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н);
  • законом «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
  • Компания должна проводить инвентаризацию по собственному, взятому в аренду или на ответственное хранение имуществу, а также по ценностям, полученным для переработки.

    Фирма, согласно п. 27 Положения по ведению бухучета, обязана провести инвентаризацию в следующих случаях:

  • перед составлением годовой бухотчетности — за исключением имущества, которое уже было проверено после 1 октября текущего отчетного года;
  • при смене матответственных лиц;
  • при обнаружении хищений, злоупотреблений и испорченного имущества;
  • при передаче активов на продажу, в аренду или для выкупа;
  • при преобразовании компании, а также при ее ликвидации — до формирования ликвидационного баланса;
  • при наступлении чрезвычайных ситуаций.
  • Если матответственность коллективная, то инвентаризация проводится при смене руководителя коллектива, выбытии из коллектива более 50% участников или по требованию одного или нескольких членов коллектива.

    Итак, по общему правилу инвентаризация активов и обязательств фирмы проводится как минимум 1 раз в год. Исключения: ОС разрешено проверять 1 раз в 3 года, библиотечные фонды — 1 раз в 5 лет, а в районах Крайнего Севера (и приравненных к ним территориях) инвентаризацию ценностей на 10-м и 41-м счетах можно проводить в период наименьших остатков.

    Для проведения инвентаризации руководитель компании формирует инвентаризационную комиссию, состав которой утверждает в приказе по форме ИНВ-22.

    Каждую инвентаризацию заносят в журнал по форме ИНВ-23.

    До начала процедуры проверки матответственные лица письменно подтверждают, что все учетные документы переданы инвентаризационной комиссии.

    Для каждого типа ценностей и обязательств существуют отдельные бланки инвентаризационных описей:

  • ИНВ-1— для ОС;
  • ИНВ-3 — для ТМЦ;
  • ИНВ-4 — для отгруженных товаров;
  • ИНВ-6 — для товаров и материалов в пути;
  • ИНВ-15 — для наличных денежных средств;
  • ИНВ-16 — для ценных бумаг и БСО;
  • ИНВ-17 — для проверки расчетов с контрагентами.
  • В описях фиксируются сведения о проверяемом имуществе: наименование, количество, состояние, инвентарные номера и т. д. Данные в описи заносят вручную или с использованием вычислительной техники. Помарки не допускаются.

    Если при проверке выявлено отклонение данных бухучета от реального наличия имущества, комиссия заводит сличительные ведомости по бланку:

  • ИНВ-18 — для ОС;
  • ИНВ-19 — для ТМЦ.
  • Такие ведомости составляются в 2 экземплярах: для бухгалтерии и матответственного лица, которое должно письменно пояснить причину расхождений.

  • излишки — зачисляются на сч. 91 в корреспонденции со счетом учета имущества по рыночным ценам (п. 29 Методических указаний по бухучету МПЗ, утверждены приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н).
  • недостача — может быть в рамках естественной убыли — тогда ее относят на счета затрат. Сверхнормативная убыль списывается за счет виновных лиц. Если таковые отсутствуют или суд отказал во взыскании убытков, то недостача списывается на издержки производства (абз. 5 п. 5.1 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств);
  • ВНИМАНИЕ! Использовать нормы естественной убыли можно, только если они утверждены законодательными актами соответствующих госорганов. Списать недостачу или порчу ценностей сверх норм бухгалтер должен на основании решения суда (при отсутствии виновных или отказе на взыскивание с виновного лица) или заключения о порче имущества, выданного специализированной организацией (п. 5.2 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств).

    Во время инвентаризации может быть обнаружена пересортица. Тогда излишки и недостачи засчитываются между собой, а матответственные лица предоставляют комиссии письменные объяснения. Зачет может быть проведен только за один и тот же проверяемый период у одного и того же матответственного лица по одним и тем же ценностям (п. 5.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств). Если же излишков не хватает для покрытия недостач, то порядок действий аналогичен таковому при обнаружении недостачи.

    Итоги всех инвентаризаций фиксируются в ведомости результатов по форме ИНВ-26.

    Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете происходит в месяце, в котором закончилась инвентаризация. Результаты инвентаризации за год указываются в годовом бухотчете (п. 5.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств).

    Если во время проверки выявлены излишки, то бухгалтер сформирует проводку:

    Дт 08, 10, 41, 43, 50 Кт 91 — оприходованы ценности, обнаруженные при инвентаризации.

    Если же обнаружена недостача, то сначала следует сделать проводку по дебету сч. 94 в корреспонденции со счетом недостающих ценностей. Если это естественная убыль, то далее следует проводка:

    Дт 20, 23, 44 Кт 94 — списана стоимость ТМЦ в пределах норм естественной убыли.

    Если же размер недостачи больше норм естественной убыли либо для объекта такие нормы не установлены, а виновник недостачи работает в компании, то бухгалтер делает в бухучете запись:

    Дт 73 Кт 94 — недостача отнесена на матответственное лицо.

    Убыток можно удерживать из зарплаты сотрудника — но не более 20% зарплаты за месяц (ст. 138 ТК РФ):

    Дт 70 Кт 73 — недостача удержана из зарплаты материального лица.

    Виновное лицо может самостоятельно внести деньги в кассу компании для погашения долга:

    Дт 50 Кт 73 — материальное лицо внесло деньги в кассу для погашения долга.

    Если же виновник недостачи не обнаружен либо суд не разрешил компании взыскивать с него деньги, делается запись:

    Дт 91-2 Кт 94 — списан убыток от недостачи в связи с отсутствием виновного лица или отказе от взыскания.

    Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете происходит по строго регламентированному алгоритму в специальных ведомостях, описях и журналах. Излишки приходуются как прочий доход компании, а недостачи списываются за счет виновных лиц, а если их нет — отражаются в учете как прочие расходы.

    Государство реализует различные способы контроля за коммерческой деятельностью индивидуальных предпринимателей. Осуществляется он различными способами. При этом в сфере как наличного расчета, так и безналичного.

    Максимально пристальное внимание уделяется именно наличным расчетам. Основной причиной тому является большое количество различных коррупционных схем, связанных с подобного рода процедурой оплаты.

    Контролируются операции расчета наличными индивидуальных предпринимателей с частными лицами, другими ИП, индивидуальными предпринимателями.

    Расчет наличными используется для оплаты различного рода товаров, а также услуг. С каждым днем такой способ расчет используется все реже.

    Государство разными способами старается способствовать использованию только безналичной оплаты при осуществлении оплаты между разными субъектами.

    Так как подобный безналичную оплату гораздо проще контролировать. Существует обширный перечень различных нюансов, связанных с оплатой наличными.

    Всем индивидуальным предпринимателям стоит пристально рассмотреть следующие вопросы заблаговременно:

  • что это такое?
  • назначение платежа;
  • правовое регулирование.
  • Сегодня основным средством оплаты все ещё остаются наличные платежи. Основным назначением их является следующее:

  • оборот различных товаров, услуг;
  • выплата заработной платы, всевозможных премий, пенсий и пособий;
  • оценка ценных бумаг, их приобретение.
  • Под термином «наличный денежный оборот» подразумевается движение денежной массы за конкретный отрезок времени.

    При этом такое движение средств может осуществляться между следующими субъектами:

  • юридическими лицами и физическими;
  • юридическими лицами и организациями;
  • государственными органами и населением.
  • Важно помнить, что для осуществления расчетов могут применяться деньги самого разного типа. Существуют следующие разновидности:

  • обычные бумажные банкноты;
  • монеты;
  • кредитные инструменты (чеки, кредитные карты, векселя).
  • Существует большое количество самых разных форматов наличных расчетов. По возможности стоит ознакомиться со всеми их особенностями. Это позволит избежать большого количества самых разных затруднений.

    Важно помнить о том, что на обращение средств, осуществляемых частными лицами, каких-либо ограничений не имеется. Иначе обстоят дела с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.

    Все операции по обороту наличных средств в обязательном порядке должны вестись с применением специальной кассовой техники.

    Использование контрольно-кассовых механизмов обязательно почти во всех без случаях, за небольшим исключением. Оплата осуществляется за предоставление какого-либо товара или же услуги.

    Важно помнить о необходимости ведения кассовой книги. Данный учетный документ обязательно должен составляться кассиром. Наличие его строго обязательно.

    В случае отсутствия контролирующие органы могут назначить серьезное административное наказание. Могут быть назначены штрафы как должностным лицам, отвечающим за отражение назначения платежа, так и юридическим.

    В не зависимости о того, кто ведет кассовую книгу, ответственность за её содержимое будет нести именно индивидуальный предприниматель.

    Все нюансы, связанные с процедурой осуществления оплаты различных товаров/услуг, отражены в специальных законодательных актах.

    Основным документом, на который необходимо ориентироваться в рассматриваемом случае, является Федеральный закон №54-ФЗ от 22.05.2003 г. (ред. от 08.03.2015).

    Он включает в себя следующие основные нюансы:

    Помимо обозначенных выше также следует учитывать другие нормативно-правовые документы:

    Расчеты наличными между ИП и ООО, а также предприятиями с иной организационной формой осуществляются стандартным способом. Какие-либо существенные отличия отсутствуют.

    Как осуществляются расчеты между физическими лицами наличными, читайте здесь.

    Сегодня существуют следующие способы осуществления расчетов наличными:

    По возможности стоит заблаговременно разобраться со следующими вопросами:

  • общие моменты;
  • предельный размер;
  • с юридическими лицами;
  • документальное оформление.
  • Ведение всех операций с наличными средствами должно осуществляться на основании специально разработанных для этого инструкций «О порядке ведения кассовых операций в народном хозяйстве» от 22.09.93 г.

    Документ утвержден Центральным банком РФ. Все обязательные действия должен осуществлять сам индивидуальный предприниматель или же специально нанятый кассир.

    При принятии всех средств обязательно оформляется приходной кассовый ордер. Он подписывается главным бухгалтером. В таком случае обязательно должна быть выдана квитанция.

    На ней требуется наличие двух подписей с расшифровкой:

  • индивидуальный предприниматель;
  • главный бухгалтер – если таковой имеется.
  • Если же по какой-то причине бухгалтер отсутствует, то необходимо будет подпись только самого индивидуального предпринимателя.

    С недавнего времени наличие печати для предпринимателей не обязательно. Потому она не должна проставляться в данном конкретном случае.

    Важно помнить, что кассир несет полную материальную ответственность за сохранность всех вверенных ему ценностей, а также любое принесенный предпринимателю ущерб.

    При этом кассир обязательно должен быть назначен специальным приказом индивидуального предпринимателя. Существует большое количество самых разных нюансов, связанных именно с работой кассира.

    Со всеми ними необходимо будет ознакомиться заблаговременно. Это позволит избежать сложностей при наличных расчетах ИП. Расчет наличными между ЮЛ и ИП должен осуществляться в соответствии с законодательными нормами.

    Проверку всех свершенных операций осуществляет сотрудник Федеральной налоговой службы.

    Обязательно осуществляется анализ фискальной памяти специальной вычислительной техники. Некоторые виды нарушений грозят не только административной, но и уголовной ответственностью.

    Ещё одним важным фактором является становление различных ограничений на оборот наличных средств. Данный вопрос пристально рассматривается в ст.№861 Гражданского кодекса РФ.

    В соответствии с данным законодательным актом, все предприниматели имеют право осуществить расчет как с физическими, так и с юридическими лицами.

    На данный момент установлен лимит суммы в размере 100 тыс. рублей наличными – при осуществлении расчета между ИП, юридическими лицами.

    При этом данная сумма распространяется только лишь на один договор. Также этот момент освещается Указанием Банка РФ №3073-У от 07.10.13 г.

    При этом обозначенное выше ограничение не действует в случае, если предприниматель осуществляет выплату:

    В статье будет идти речь о модернизации основных средств. Что они собой представляют, для чего необходимо проведение процесса, и как оформить приказ – далее.

    Часто на предприятиях возникает необходимость изменить качественные характеристики объектов. Чтобы этого достичь, нужно заменить устаревшие элементы новыми.

    Проводится так называемая модернизация главных ресурсов. Как правильно ее осуществить?

    В процессе эксплуатации основные средства изнашиваются, поэтому их часто приходится менять.

    Модернизацию можно осуществлять двумя способами – хозяйственным (собственными усилиями организации) и подрядным (если процесс осуществляет посторонняя организация).

    Не стоит путать модернизацию с ремонтом, это разные понятия. В результате ремонта показатели не меняются, характеристики остаются прежними.

    В учете модернизации в налоговом и бухгалтерском отчетах существуют некоторые отличия:

    Главным ресурсом считается объект, если отвечает таким требованиям:

  • имущество употребляется в течение года;
  • цель – извлечение прибыли;
  • объект должен подлежать амортизации;
  • стоимость должна быть выше установленного ограничения.
  • Изначально модернизация проводится с целью восстановить работоспособность или технические характеристики, которые не оказывают влияния на качество выполняемой объектом работы.

    Также процесс необходим для улучшения работы механизма, добавления новых функций.

    Согласно 257 (пункт 2) статье Налогового кодекса, цель модернизации – улучшение первичных показателей функционирования ОС.

    В этой же статье говорится, что изначальная стоимость объекта может меняться в ходе достройки, реконструкции или модернизации.

    В соответствии с 259 статьей Налогового кодекса (пункт 4), затраты на модернизацию должны включаться в расходы по амортизации.

    258 статья Налогового кодекса гласит, что если в результате модернизации сроки полезного использования объекта не увеличатся, то плательщик налогов должен учитывать тот срок, который остался.

    Процедура модернизации проходит в несколько этапов:

    Чтобы проведенные модернизацией работы были признаны, бухгалтер должен оформить процесс документами. Первичные документы – свидетельство в письменной форме того, что операция была проведена и закончилась.

    На их основании оформляется учет. Если операции не подтверждены документами, то они к учету не берутся. Для начала необходимо издать приказ – он дает право провести модернизацию.

    В документе нужно указать причину процесса, сроки проведения и данные лиц, которые отвечают за модернизацию. Прежде чем приступать к работам, необходимо создать комиссию.

    Она осмотрит объекты, утвердит график для проведения работ и прочую документацию. Далее необходимо заключить соглашение с подрядчиком (если процедура осуществляется не лично организацией).

    После этого объекты передаются на модернизацию. Для этой цели оформляется накладная на перенос объектов основных средств. После выполнения работ создается акт о приеме и сдаче объектов, которые подлежали модернизации.

    Его должны подписать члены комиссии, руководящие лица предприятия и представители учреждения, сотрудники которого осуществляли процесс.

    Данные по каждому объекту содержатся в инвентарных карточках. Когда главный ресурс принимается к учету, на него заводится такая карточка.

    Без приказа руководящего лица организации начало процесса модернизации не возможно. В документе необходимо указать причину процедуры, сроки ее осуществления.

    Дооборудование проводится в целях придания главному ресурсу новые возможности и характеристики. Процесс означает, что основное средство оснащается новыми деталями, а не заменяет старые.

    Дооборудование предприятие может провести самостоятельно или подключить постороннюю организацию. Во втором случае с подрядчиком заключается соглашение.

    Оформление документами данного процесса зависит от того, собственными усилиями организация его поводит или нет.

    Если основные средства передаются стороннему лицу, то необходимо оформить акт о приеме и передаче ОС на достройку. Унифицированная форма бланка не существует, поэтому акт можно разрабатывать в произвольном виде.

    Акт дает возможность возместить ущерб в случае порчи подрядчиком основного средства. Если подобный документ будет отсутствовать, то вину доказать будет сложно.

    Акт должны подписать члены комиссии, ответственные за процесс лица и сотрудники, которые отвечают за сохранность объекта. После этого акт утверждается руководителем организации и передается бухгалтеру.

    Показатель обновления дает возможность установить часть новых основных средств от тех, которые имеются на конец отчетного периода в организации.

    Рассчитывается следующим образом – изначальная стоимость ОС, которые поступили за весь период, делится на первичную стоимость ОС в конце периода.

    При помощи коэффициента можно узнать, на какой стадии находится организация. Если показатель меньше 1, то учреждение находится на грани сокращения отрасли.

    Если больше 1 – расширение производства. Если коэффициент постепенно снижается, то это говорит об уменьшении оснащенности предприятия главными ресурсами.

    Модернизация и реконструкция основных средств подлежат учету. В учете используются следующие проводки:

    В ходе осуществления процедуры часто возникает масса вопросов.

    Рассмотрим наиболее распространенные:

    Модернизация самортизированного основного средства возможна по закону. Такой объект, как и раньше, отвечает требованиям, поэтому его можно использовать ив дальнейшем.

    У организации есть несколько решений – провести переоценку этих объектов или продолжать вести учет самортизированных объектов по их количеству.

    Вариант выбирает предприятие самостоятельно. Рассмотрим каждый способ. Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета, провести переоценку объектов ОС можно на добровольной основе.

    Осуществляется процесс в том случае, если в день отчетности стоимость такого объекта отличается от его изначальной цены. Поэтому можно провести переоценку.

    При этом стоит учесть несколько важных нюансов:

    Второй вариант – количественный учет главных ресурсов. Если организация не желает проводить переоценку, то она может продолжать применять нулевые основные средства, ведя их количественный учет в отчетности бухгалтерии.

    Несмотря на то, какой из вариантов выберет предприятие, результаты на налоговый учет не окажут влияния, и последствий не возникнет.

    Восстановить основное средство можно в ходе ремонта – основного, текущего или капитального. Осуществлять ремонт рекомендуется по заранее разработанному плану.

    Текущий ремонт – замена отдельных запчастей с целью поддержать работу объекта. Капитальный – одновременная смена тех деталей, которые износили себя.

    Как отразить в учете ремонт – дебетовый счет 25 – расходы общего производства, счет 26- расходы хозяйства, кредитовый счет 96 – запасы дальнейших расходов.

    Важность ремонта подтверждается специальным актом в ходе выявления неисправностей и повреждений основного ресурса. Также составляется дефектная ведомость.

    Если ремонт будет осуществлять организация своими силами, то никаких документов не понадобится. Если объект передается стороннему предприятию, необходимо оформить накладную о перемещении главного ресурса.

    После ремонта объекта необходимо составить акт формы ОС-3. заполняется он независимо от того, каким способом выполнялся ремонт.

    • проследить за правильным оформлением документами;
    • выявить объем и себестоимость выполненной работы по ремонту;
    • осуществить контроль по расходованию средств, выделенных на процедуру;
    • выявить возможные отклонения.
    • Капитальным ремонтом признано считать:

      Остальные типы ремонта относятся к текущему. Когда капитальный ремонт оформляется документами, необходимо учитывать следующие нюансы:

    • коэффициенты расчета включаются в смету по ремонту;
    • сметно-техническую документацию необходимо разрабатывать на основе текущих цен, норм и тарифов;
    • в счете поставщика деталей должна быть ссылка на ценник, на основании которого выставлена данная цена;
    • если капитальный ремонт проводился подрядным способом, то необходимо оформить соответствующую документацию;
    • для каждого материала необходимо выставлять счет;
    • окончание капитального ремонта оформляется актом приема и передачи объекта.
    • Текущий ремонт проводится регулярно, согласно разработанным графикам работ.

      Если повреждение способно испортить оборудование, то его необходимо исправлять немедленно. Сумма затрат на текущий ремонт должна планироваться организацией заранее.

      Чтобы провести модернизацию в программе 1С, особых усилий не потребуется. Для начала нужно заполнить документ по поступлению услуг – открыть программу и выбрать поле «Поступление товаров и услуг».

      Открыв журнал, создать новый документ и заполнить его. Как только будет заполнена дата, контрагент, будет указана операция, перейти к графе «Услуги».

      Здесь необходимо будет заполнить требуемую информацию – счет модернизации, ее сумму и прочее. Прежде чем проводить документ, необходимо перепроверить данные.

      После этого последует сам процесс модернизации. Также необходимо создать новый документ и заполнить его, выбрать тип улучшения (в данном случае – модернизация).

      После этого следует указать объект модернизации и перейти к разделу «Бухгалтерский и налоговый учет». Необходимо это для того. Чтобы рассчитать сумму процедуры.

      Для плательщиков налогов, применяющих упрощенный режим налогообложения, ОС является то имущество, которое признают амортизируемым.

      То есть, когда срок его действия превысил один год, а изначальная стоимость составляет 20 тысяч рублей. Расходы на покупку основных средств учитываются с того момента, когда объект начинает использоваться.

      Если ОС приобрели до перехода на УСН, то его стоимость на затраты зависит от срока полезного использования. В случае продажи ресурса для начала необходимо определить, сколько времени прошло с момента учета стоимости.

      Если меньше 3 лет, то для целей налогообложения необходимо пересчитать базу. За каждый период, в котором база подлежала пересчету, нужно будет предъявить декларацию.

      Про амортизационные группы основных средств в 2018 году, читайте здесь.

      Как произвести расчет остаточной стоимости основных средств для налога на имущество, смотрите здесь.

      Отчисления по амортизации при упрощенке в бухгалтерском учете можно отображать в любой момент – ежеквартально, ежемесячно, ежегодно.

      При приобретении основных ресурсов они учитываются в балансе – сумма расходов, которая была на них потрачена. Сюда входит:

    • сумма, выплаченная продавцу по соглашению;
    • за доставку и установку объекта;
    • налог, уплата пошлины государству;
    • таможенная пошлина, сбор и прочие расходы.
    • Главные ресурсы в организации, применяющей упрощенный режим обложения налогами, могут создаваться двумя способами – хозяйственным или подрядным.

      Процесс оформляется актом. При продаже главных ресурсов их стоимость нужно списать с баланса. Но для начала нужно списать стоимость начисленной амортизации.

      Начисление амортизации осуществляется ежемесячно по каждому объекту отдельно. Организация вправе проводить переоценку ОС раз в год – в конце отчетного периода.

      Таким образом, модернизация главных ресурсов необходима для того, чтобы вернуть объект в действие, улучшить его показатели. Учет Ос ведется как в налоговом отчете, так и в бухгалтерском.

      Процедура может осуществляться собственными силами организации или при помощи постороннего предприятия – подрядным способом. Процедура модернизации подтверждается необходимой документацией.

      О пределенная категория организаций и индивидуальных предпринимателей в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения вправе производить денежные расчеты без применения ККТ. Это возможно при осуществлении следующих видов деятельности (п. 3 ст. 2 закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», далее – Закон № 54-ФЗ):

    • продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта;
    • продажи ценных бумаг;
    • продажи лотерейных билетов;
    • продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
    • обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
    • торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест, открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
    • разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков;
    • продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
    • продажи в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;
    • торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
    • торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
    • приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
    • реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей;
    • продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты, подтверждающих оплату услуг почтовой связи.
    • Также могут осуществлять денежные расчеты без применения ККТ организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта.

      А теперь посмотрим, что говорит законодательство о применении бланков строгой отчетности. Так вот, организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Виды услуг населению можно посмотреть в «Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-93 (ОКУН)», утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 г. № 163. Не так давно постановлением Правительства от 06.05.2008 г. № 359 было принято новое «Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» (далее – Положение).

      Учтите, что приходные кассовые ордера и квитанции к ним не являются бланками строгой отчетности (письмо УФНС по г. Москве от 05.09.2006 г. № 22-12/78389).

      Новое Положение устанавливает порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности (далее – БСО), приравненного к кассовому чеку. Также в Положении прописан порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.

      Итак, на бланках строгой отчетности оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам (п. 2 Положения).

      Бланк строгой отчетности должен содержать следующие реквизиты (п. 3 Положения):

    • наименование документа, шестизначный номер и серию;
    • наименование и организационно-правовую форму – для организации;
    • фамилию, имя, отчество – для индивидуального предпринимателя;
    • место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица;
    • ИНН;
    • вид услуги;
    • стоимость услуги в денежном выражении;
    • размер оплаты;
    • дату осуществления расчета и составления документа;
    • должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции, и правильность ее оформления, его личную подпись, печать;
    • иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).
    • Согласно пункту 5 Положения бланк документа может быть изготовлен типографским способом либо сформирован с использованием автоматизированной системы. Причем типографский документ должен содержать сведения об изготовителе (сокращенное наименование, ИНН, место нахождения, номер заказа, год выполнения, тираж). Также изготовитель проставляет на каждом бланке серию и номер документа (п. 9 Положения).

      Бланк документа заполняется четко и разборчиво. При этом не допускаются никакие исправления. Вместе с тем испорченный либо неправильно заполненный бланк перечеркивается и прилагается к книге учета бланков документов за тот день, в котором он заполнялся (п. 10 Положения).

      При заполнении БСО одновременно оформляют не менее одной копии документа. Как вариант – сам бланк должен иметь отрывные части (п. 8 Положения).

      Как мы уже отметили, формирование бланков документов может быть произведено и посредством автоматизированной системы. Правда, вряд ли многие смогут этим воспользоваться. Дело в том, что требования по этому пункту весьма жесткие. Итак, для одновременного заполнения бланка документа и выпуска документа должно обеспечиваться выполнение следующих требований (п. 11 Положения):

    • автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет;
    • при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия его бланка.
    • По требованию налоговых органов все организации и индивидуальные предприниматели обязаны представить им информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах (п. 12 Положения).

      Руководитель организации (индивидуальный предприниматель) заключает с работником, которому поручаются получение, хранение, учет и выдача бланков документов, а также прием от населения наличных денежных средств, договор о материальной ответственности (п. 14 Положения).

      Все поступившие бланки документов принимаются ответственным за это работником в присутствии комиссии, образованной руководителем организации (индивидуальным предпринимателем). Проверке подвергается соответствие фактического количества, серий и номеров бланков данным, указанным в сопроводительных документах. Далее составляется соответствующий акт приемки, который утверждается руководителем и является основанием для принятия документов на учет (п. 15 Положения).

      Учет бланков, изготовленных типографским способом, ведется по наименованиям, сериям и номерам в книге учета бланков документов. Листы такой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным бухгалтером организации (индивидуальным предпринимателем), а также скреплены печатью либо штампом (п. 13 Положения). Имейте в виду, что форма книги законодательно не утверждена, поэтому вы вправе разработать ее самостоятельно. При желании можете воспользоваться книгой учета бланков строгой отчетности, утвержденной для бюджетников приказом Минфина от 23.09.2005 г. № 123н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета».

      Как правило, ревизию бланков строгой отчетности осуществляют в сроки проведения инвентаризации находящихся в кассе наличных денежных средств (п. 17 Положения). Проверку фактического наличия бланков производят по видам бланков с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально-ответственным лицам (п. 3.41 приказа Минфина от 13.06.1995 г. № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»).

      Для отражения результатов инвентаризации фактического наличия бланков документов строгой отчетности и выявления количественных расхождений их с учетными данными применяют форму ИНВ-16 «Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности», утвержденную постановлением Госкомстата от 18.08.1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации». До начала инвентаризации от материально ответственных лиц берут расписку, которая включена в заголовочную часть инвентаризационной описи. Опись оформляют в двух экземплярах. При наличии бланков документов, нумеруемых одним номером, составляют комплект с указанием количества документов в нем. При смене материально ответственных лиц опись делают в трех экземплярах.

      Все бланки хранятся в специально оборудованных помещениях в условиях, исключающих их порчу и хищение. По окончании каждого рабочего дня место хранения опечатывается или опломбировывается (п. 16 Положения). Упакованные в опечатанные мешки копии документов, подтверждающих суммы принятых наличных денежных средств, должны храниться не менее 5 лет. По окончании срока хранения, но не ранее истечения месяца со дня проведения инвентаризации копии документов можно уничтожить на основании соответствующего акта, составленного комиссией, образованной руководителем (п. 19 Положения).

      Теперь рассмотрим порядок применения документов за наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ.

      Заметим, что при осуществлении смешанной оплаты (одна часть услуги оплачивается наличными деньгами, а другая – с использованием платежной карты) выдачу документа и сдачи, а также возврат платежной карты производят одновременно.

      А теперь проведем небольшой сравнительный анализ постановления Правительства от 31.03.2005 г. № 171 «Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» (далее – Постановление № 171) с новым Положением.

  1. Раньше формы бланков утверждал Минфин при обращении к нему заинтересованных органов государственной власти, Центрального банка и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг (п. 3 и п. 12 Постановления № 171). В новом Положении данная функция вообще не прописана.
  2. Теперь непонятно, как будет выглядеть бланк, предназначенный для осуществления наличных денежных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования. Ранее обязательные реквизиты такого БСО были четко определены в пункте 6 Постановления № 171.
  3. Новым Постановлением допускается формирование бланка документа с использованием автоматизированных систем (п. 4 Положения). Правда, слова о том, что «автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет» (подп. а п. 11 Положения), «убивают» всю прелесть данного новшества.
  4. Теперь БСО должен обязательно содержать информацию о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (подп. в п. 3 Положения). Вот тут и возникает вопрос, как возможно заполнить эти реквизиты, к примеру, на обычном троллейбусном билете?
  5. И, наконец, пока совершенно неясно, какими же полномочиями наделены федеральные органы исполнительной власти по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению (п. 5 Положения)?

Отметим, что это далеко не все вопросы, которые возникают при прочтении нового Положения.

Сразу скажем, что данное Положение продлило действие форм старых бланков строгой отчетности, утвержденных еще до вступления в силу Постановления № 171, до 1 декабря 2008 года (см. Таблицу 2).

В свою очередь формы бланков, утвержденные в соответствии с Постановлением № 171 до вступления в силу нового Положения, могут применяться лицами, оказывающими населению услуги тех видов, в отношении которых эти формы были установлены (см. Таблицу 1). Вместе с тем формы документов, утвержденные до вступления в силу последнего Положения для услуг, в отношении которых порядок их утверждения определен по-новому, могут применяться до их установления в соответствии с уже новым Положением. Данное правило касается бланков, утверждаемых федеральными органами исполнительной власти. Также при необходимости исключения из формы бланка документа определенных реквизитов (о размере оплаты, дате расчета и данных о лице, ответственном за совершение операции) при оказании услуг учреждениями культуры и услуг физической культуры и спорта утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Отметим, что печальная участь постигла бланк строгой отчетности «Туристская путевка», утвержденный приказом Минфина от 09.07.2007 г. № 60н. Решением Верховного Суда от 12.02.2008 г. № ГКПИ07-1144 данная форма была признана недействующей. Арбитры сказали, что все бланки строгой отчетности, кроме обязательных реквизитов, могут содержать дополнительные данные, характеризующие специфику деятельности организации. Исходя из этого суд посчитал, что форма бланка строгой отчетности «Туристская путевка» должна содержать информацию об условиях путешествия.

Бланки строгой отчетности, действующие до 01.12.2008 г.

Теперь рассмотрим сферы применения форм бланков строгой отчетности (см. Таблицу 3).

Теперь посмотрим, когда, по мнению чиновников, для организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих платные услуги населению, денежные расчеты должны осуществляться с применением ККТ либо посредством безналичных расчетов:

  • при сдаче внаем собственного недвижимого имущества (письмо Минфина от 04.04.2008 г. № 03-01-15/4-106);
  • при оказании транспортно-экспедиторских услуг (письмо Минфина от 21.03.2008 г. № 03-01-15/3-78);
  • при оказании платных юридических услуг (письма Минфина от 29.01.2008 г. № 03-01-15/1-22, от 20.04.2007 г. № 03-01-15/4-114, от 21.03.2007 г. № 03-01-15/3-84, от 26.01.2007 г. № 03-01-15/1-38);
  • при оказании услуг по перевозке пассажиров в режиме индивидуального такси (письма Минфина от 24.01.2008 г. № 03-01-15/1-14 и от 01.12.2007 г. № 03-01-15/16-447);
  • при оказании услуг по электроэнергии (письмо Минфина от 18.01.2008 г. № 03-01-15/1-10);
  • при оказании риэлтерских услуг населению (письмо Минфина от 19.12.2007 г. № 03-01-15/16-460);
  • при оказании организациями и индивидуальными предпринимателями образовательных услуг (письмо Минфина от 01.12.2007 г. № 03-01-15/16-451);
  • при оказании организациями и индивидуальными предпринимателями услуг правового характера (письмо Минфина от 29.11.2007 г. № 03-01-15/16-442);
  • при оказании услуг по дизайну интерьера (письма Минфина от 31.10.2007 г. № 03-01-15/14-388 и от 13.06.2007 г. № 03-01-15/6-180);
  • при оформлении расчетов со сдатчиком ювелирных изделий и лома из них (письма Минфина от 21.09.2007 г. № 03-01-15/11-351 и от 27.04.2007 г. № 03-11-04/3/133);
  • при оказании деятельности по преподаванию ритмики и бальных танцев (письмо Минфина от 21.03.2007 г. № 03-01-15/3-83);
  • при добыче песчано-гравийного материала (письмо Минфина от 24.01.2007 г. № 03-01-15/1-34);
  • при оказании услуг, связанных с деятельностью творческого характера (письмо Минфина от 11.12.2006 г. № 03-01-15/12-342);
  • при ксерокопировании, выводе документов на бумагу, закачивании файлов на сотовые телефоны (письмо Минфина от 14.07.2006 г. № 03-01-15/6-182).
  • Учтите, что освобождение от применения контрольно-кассовой техники при отключении электроэнергии не предусмотрено (письма Минфина от 13.02.2006 г. № 03-01-15/1-32, от 13.07.2005 г. № 03-01-20/3-129, от 13.02.2006 г. № 03-01-15/1-32, ФНС 19.04.2005 г. № 22-3-11/611@). Отметим, что раньше таким бланком строгой отчетности была специальная форма чека, утвержденная письмом Минфина от 12.03.1999 г. № 16-00-24-32.

    Для обобщения информации о наличии и движении находящихся на хранении и выдаваемых под отчет бланков строгой отчетности предназначен счет 006 «Бланки строгой отчетности» (приказ Минфина от 31.10.2000 г. № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению»). При этом документы учитывают на счете 006 в условной оценке. Аналитический учет ведут по каждому виду бланков строгой отчетности и местам их хранения.

  • Дебет 60 Кредит 50 (51) – оплачены бланки строгой отчетности;
  • Дебет 10 Кредит 60 – получены бланки строгой отчетности;
  • Дебет 006 – получены бланки строгой отчетности;
  • Дебет 19 Кредит 60 – учтен НДС по приобретенным бланкам строгой отчетности;
  • Дебет 68 «Расчеты по НДС» Кредит 19 – отражен вычет по НДС;
  • Дебет 20 (26) Кредит 10 – списаны бланки строгой отчетности;
  • Кредит 006 – списаны с учета бланки строгой отчетности.
  • Отметим, что финансисты в письме от 17.05.2005 г. № 03-03-02-04/1/123 предлагают упрощенцам учитывать затраты по оплате стоимости приобретаемых бланков строгой отчетности как расходы на канцелярские товары в соответствии с подпунктом 17 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса. По аналогии получается, что для лиц, использующих обычную систему налогообложения, в этом случае можно воспользоваться подпунктом 24 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса «расходы на канцелярские товары». По нашему мнению, не будет ошибкой списывать БСО и в соответствии с подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса как «другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией».

    Соответственно, для индивидуальных предпринимателей затраты на бланки относятся к расходам на канцелярские товары либо другим расходам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности (подп. 13 п. 47 и подп. 19 п. 47 приказа Минфина и МНС от 13.08.2002 г. № 86н/БГ-3-04/430 «Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей»).

    Отметим, что неприменение бланков строгой отчетности является основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса об административных правонарушениях.

  • на граждан – от 1 500 руб. до 2 000 руб.;
  • на должностных лиц – от 3 000 руб. до 4 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 30 000 руб. до 40 000 руб.
  • Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица (п. 2.4 КоАП РФ).

    gymnazium8.ru