Сбил человека насмерть, что грозит водителю?

Содержание

Государство всегда особое внимание уделяло сферам человеческой деятельности, представляющим опасность для жизни и здоровья его граждан. Примером может служить законодательная регламентация поведения участников дорожного движения. Не зря говорят, что его правила написаны кровью. Невнимательность на проезжей части может дорого стоить, как водителю, так и самому пешеходу.

Столкновение машины и человека всегда заканчивается не в пользу последнего. Каким бы опытом не обладал автомобилист, от стечения обстоятельств и неприятных ситуаций никто не застрахован. Рассмотрим самую страшную, когда в результате ДТП гибнет пешеход, и поясним, если сбил человека насмерть, что грозит?

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с наездом на пешехода с летальным исходом, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи, связанные с ДТМ со смертельным исходом, уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

В каком случае есть состав преступления?

Когда задавили потерпевшего и он гибнет под колесами автомобиля, то виновность водителя определяется, исходя из имеющихся фактов нарушения правил дорожного движения. При условии, что происшествие произошло не по злому умыслу, а из-за неосторожности лица, управляющего транспортным средством, действует статья 264 Уголовного Кодекса Российской федерации. Она регламентирует состав преступления и наказание, которое может понести виновный в инциденте.

Суд в обязательном порядке будет учитывать все обстоятельства произошедшего.

Важно! Если водитель не имел возможности предотвратить наезд, то его признают невиновным, что одновременно освобождает от возмещения материального и морального ущерба родственникам потерпевшего.

Смерть человека относится к одному из самых тяжких последствий преступной деятельности, а машина является источником повышенной опасности. По этим причинам водителя посчитают виновным и назначат ему наказание, в случае малейшего нарушения ПДД. Чаще всего вменяют несоблюдение пункта 10.1., в котором говорится о скоростном режиме движения по проезжей части дороги. Незначительное превышение скорости на 10 километров в час, которое в обычной ситуации может быть признано ошибкой приборов, в рассматриваемом случае будет являться основой для обвинения.

В этом же пункте правил говорится, что при плохих условиях на дороге водитель сам принимает решение о безопасной скорости. Когда дорога не освещается, покрытие скользкое или туман, необходимо проявить максимальную осторожность, вплоть до полной остановки. Ехать следует, если есть уверенность в том, что ничего страшного не произойдет.

Важно! Если результатом дорожно-транспортного пришествия стала смерть пешехода, то суд будет учитывать, насколько водитель пытался предотвратить столкновение. Будет доказано, что нарушались ПДД? Виновный получит наказание в соответствии с законом.

Что будет, если сбил человека насмерть?

В этом случае лицо, управляющее машиной, понесет два вида ответственности:

Согласно статье 264 УК РФ виновному в подобном преступлении назначается наказание в зависимости от обстоятельств его совершения. Существенное значение имеет факт опьянения водителя и количество пострадавших.

Когда погиб один человек, и управляющий транспортным средством был трезв, суд назначит принудительные работы на срок до четырех лет или лишение свободы до пяти лет. В обоих случаях обвиняемый в течение трех лет не может управлять автомобилем и занимать определенные должности.

То же самое деяние, но совершенное пьяным водителем, осуждается гораздо строже. За него можно получить срок заключения от двух до пяти лет, лишиться права водить машину и работать на некоторых должностях в течение трех лет.

Если количество жертв трезвого автомобилиста две и более, то его могут направить на пять лет выполнять принудительные работы или ограничить свободу на срок до семи лет. Он не будет занимать некоторые должности и водить автомобиль в течение трех лет.

Пьяный водитель в этом случае будет лишен свободы на более продолжительный срок – от четырех до девяти лет. Ограничения прав такие же, как и в предыдущем случае.

Имущественная

Если водитель насмерть сбил человека, и вина доказана, то статья 1085 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязывает его возместить ущерб родным или близким пострадавшего. В его сумму входят расходы на похороны, содержание иждивенцев погибшего, компенсация морального вреда.

К иждивенцам относятся люди, которые в силу возраста, здоровья или сложившихся объективных обстоятельств не могут сами материально обеспечивать свою жизнь. Это престарелые родители жертвы, ее несовершеннолетние дети и проч.

Сумму возмещения расходов на похороны устанавливают, исходя из документов, подтверждающих фактические затраты на них. Размер содержания иждивенцев установлен законодательно, а вот моральный ущерб определяет суд. В каждом конкретном случае сумма может быть разной. Правоохранители при ее назначении учитывают сложившуюся практику подобных дел.

Важно! При допущенной неосторожности на дороге, в результате которой погиб пешеход, водитель несет имущественную и уголовную ответственности. Их размер определяется судом, в зависимости от обстоятельств дела.

Что делать, если сбил человека насмерть?

Необходимо учесть, что любое ДТП, а тем более со смертельным исходом, является стрессовой ситуацией. Сначала надо успокоиться и не предпринимать никаких необдуманных решений. Профессиональные юристы советуют в случае аварии, сопровождаемой гибелью пешехода, предпринять следующие действия:

  1. Остановить автомобиль, выключить двигатель и зажечь аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки, чтобы машину лучше было видно на проезжей части.
  2. Узнать состояние пострадавшего. Если виновный в происшествии не медик, то правильно определить состояние потерпевшего он навряд ли сможет. По этой причине жертву лучше не трогать.
  3. Вызвать скорую помощь и полицию, не оставляя пострадавшего пешехода в одиночестве. Если такой возможности нет, то прибегнуть к помощи пассажиров или случайных прохожих.
  4. В ожидании сотрудников автоинспекции опросить имеющихся свидетелей и зафиксировать показания, попросив подтвердить их подписью.
  5. Сфотографировать место происшествия с разных ракурсов, особенно обратив внимание на тормозной путь. Сохранить запись с видеорегистратора.
  6. Внимательно ознакомиться с документами, составленными работниками ГИБДД, подписать их и получить копии.
  7. Обратиться к профессиональному юристу, специализирующемуся на подобных делах.

Важно! Правильные действия виновного в ДТП впоследствии положительно скажутся на решении суда и помогут избегнуть дополнительных проблем. До приезда полицейских ничего нельзя трогать на месте происшествия и покидать его.

Уголовные дела, связанные с наездом на пешехода или даже ребенка с летальным исходом (особенно на пешеходном переходе), крайне сложны. Без помощи опытного адвоката здесь не обойтись. Он поможет правильно оценить произошедшее и предложит порядок дальнейших действий по защите виновного в суде.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

opravdaem.ru

Понятие и сущность дорожно-транспортного преступления, связанного с наездом на пешехода: уголовно-криминологический аспект Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Кузьменко Д. О.

Исследование посвящено выяснению понятийных и сущностных особенностей дорожнотранспортного преступления, связанного с наездом на пешехода , в рамках уголовно-криминологического подхода.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Кузьменко Д. О.,

CONCEPT AND ESSENCE OF THE ROAD CRIME CONNECTED WITH A RUNNING OVER A PEDESTRIAN: CRIMINALCRIMINOLOGICAL ASPECT

The conceptual and essential features of the road (traffic) crime connected with a running over a pedestrian are examined according to the criminal-criminological approach

Текст научной работы на тему «Понятие и сущность дорожно-транспортного преступления, связанного с наездом на пешехода: уголовно-криминологический аспект»

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННОГО С НАЕЗДОМ НА ПЕШЕХОДА: УГОЛОВНО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Исследование посвящено выяснению понятийных и сущностных особенностей дорожнотранспортного преступления, связанного с наездом на пешехода, в рамках уголовно-криминологического подхода.

Ключевые слова: дорожно-транспортное преступление, пешеход, наезд, уголовно-криминальный подход.

Представляя собой неотъемлемую часть современной действительности, оказывая серьезное влияние на темпы экономического и социального развития любого государства, дорожное движение и его безопасность служат своего рода индикатором уровня общественного развития.

Ежегодное увеличение автомобильного парка, а также существующая дорожно-транспортная инфраструктура не соответствуют потребностям общества и государства и не могут обеспечить безопасность дорожного движения, особенно таким его наиболее уязвимым участникам, как пешеходы.

В частности, именно в Российской Федерации самый высокий из 43 стран — членов Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ) -показатель смертных случаев в ДТП, а их общее число составляет 1/3 от всех погибших в ДТП в этих странах.

При этом наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы. За последние десять лет численность пешеходов, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, увеличилась на 30 %. Всего за этот период погибло свыше 100 тыс. и ранено свыше 500 тыс. пешеходов, среди которых почти 60 % пострадавших составляют лица в возрасте от 17 до 40 лет. Среди пострадавших от ДТП каждый 15-й ребенок, каждый 10-й погибший и 8-й раненый — подростки [2].

В этой связи перед государством и обществом стоит сложная задача повышения уровня защищенности пешеходов, что представляется возможным только посредством всестороннего криминологического исследования дорожно-транс-

портных преступлений, связанных с наездом на пешеходов.

Представленная проблема имеет сложный, многоплановый характер и требует комплексного подхода с использованием последних достижений различных наук и практики. Особенно значимым для теории и практики является криминологический анализ рассматриваемых преступлений, которому уделяется недостаточное внимание, а соответствующие проблемы все еще остаются малоизученными. Между тем механизм дорожнотранспортных преступлений, связанных с наездами на пешеходов, причины и условия таких преступлений, личность преступника, формы и методы криминологической и виктимологической профилактики указанных деяний составляют именно криминологическое содержание проблемы обеспечения безопасности дорожного движения, где особую роль призвана сыграть деятельность органов ГИБДД.

В данном вопросе необходимы криминологические исследования, затрагивающие различные вопросы, в частности проблемы выяснения понятийных и сущностных особенностей дорожнотранспортных преступлений, связанных с наездами на пешеходов. При этом важное значение имеет необходимость раскрыть вопросы, сопряженные с анализом таких категорий, как дорожнотранспортное преступление, дорожно-транспортный травматизм, транспортное средство.

Особое значение в этой связи имеет тот факт, что аварийность на автомобильном транспорте -одна из острейших социально-правовых, экономических проблем, стоящих перед большинством стран. По прогнозам Всемирной организации

здравоохранения (ВОЗ), к 2020 г. травматизм в результате дорожных аварий может стать третьей основной причиной гибели или увечий и превратиться в более серьезную проблему для здоровья людей, чем малярия, туберкулез, СПИД / ВИЧ. Для России данная проблема является особо актуальной, так как по сравнению с зарубежными странами риск травмирования пешеходов в России является одним из самых высоких — 63 пострадавших пешехода на 100 тыс. жителей, что в 2,5-3,5 раза больше, чем в Швеции, Дании, Финляндии, Румынии, Норвегии и в 1,5-2 раза больше, чем в Венгрии, Испании, Франции, Болгарии, США, Италии [1].

Для правильного понимания сути криминологического анализа дорожно-транспортных преступлений, связанных с наездом на пешеходов, его практического применения важную роль играет используемая терминология. В данной связи необходимо уяснить как общие вопросы организации дорожного движения, так и те особенности, которые возникают в связи с совершением преступления в данной сфере.

Под дорожным движением понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. При этом дорожное движение является не стихийным процессом, а результатом сознательной и управляемой деятельности.

Рассматривается понятие «дорожно-транспортное происшествие», под которым понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Представленное определение позволяет выделить ряд признаков ДТП, отличающих его от других происшествий: ДТП возможно только при участии транспортного средства; в момент возникновения ДТП транспортное средство должно находиться в процессе дорожного движения; возникновению ДТП предшествует одно или несколько нарушений нормативов по обеспечению безопасности дорожного движения; ДТП всегда имеет вредные последствия. Именно эти признаки, по мнению автора, являются критерием, позволяющим делить все дорожно-транспортные происшествия на две группы: административные правонарушения и преступления [1, с. 88].

Структура рассматриваемых дорожно-транспортных преступлений включает несколько ви-

дов нарушений таких правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, как выбор скорости, обгон, проезд перекрестков, запрет управлять транспортным средством в состоянии опьянения, ненадлежащее состояние автомобиля, последствия которых проявляются в виде наезда на пешехода, т. е. происшествия, при которых транспортное средство наехало на человека или он сам наткнулся на движущееся транспортное средство.

В этой связи целесообразно рассмотреть различные криминологические показатели дорожнотранспортных преступлений, связанных с наездами на пешеходов. В частности, особенности дифференциации автомобильных дорог, что позволяет сконцентрировать меры, направленные на предупреждение изучаемых дорожно-транспортных преступлений, сделать их предметными. Другим моментом, на котором следует остановиться, является то, что среди лиц, совершивших подобные преступления, мужчины составили 97 %. Низкий уровень преступлений, совершаемых женщинами в данной сфере, обусловлен тем, что женщины крайне редко оказываются в условиях мужчин. Женщины примерно в 50 раз реже и меньше употребляют спиртные напитки, в 10 раз больше мужчин стремятся к порядку и соблюдают требования законов, в том числе Правил дорожного движения. Кроме того, из числа женщин, совершивших наезд на пешехода и скрывшихся с места ДТП, всего 2 %, а из числа мужчин — 17 %.

Говоря о криминологических показателях, характеризующих дорожно-транспортные преступления, связанные с наездом на пешеходов, нельзя не затронуть проблему их последствий, оценку тяжести и опасности тех негативных изменений, которые они порождают. Они дают о себе знать в разных сферах жизнедеятельности общества: экономической, нравственной, правовой, медицинской, производственно-трудовой, бытовой, семейной и т. д. Но все последствия в той или иной степени имеют социальный смысл.

Самыми значимыми для общества и весьма серьезными последствиями дорожно-транспортных преступлений, связанных с наездом на пешехода, являются потери в виде смерти людей. Согласно результатам исследования из числа по-страдавших-пешеходов 28,8 % получили смертельные травмы. При этом тяжесть последствий наездов, совершаемых на автомобильных дорогах вне городов, почти в два раза выше, чем в городах и населенных пунктах [3].

Таким образом, дорожно-транспортные преступления, связанные с наездом на пешехода, не

только сами по себе, но и именно их последствия неизбежно вызывают социальную напряженность как в рассматриваемой нами сфере дорожного движения, так и других сферах общественных отношений.

Принципиальный характер в этой связи приобретают детерминанты дорожно-транспортных преступлений, а также выяснение их причин и условий, способствующих совершению действий, связанных с причинением вреда пешеходам.

Подчеркивая значимость проблемы, еще в 2005 г. на заседании президиума Госсовета по вопросам безопасности дорожного движения

В. Путин подчеркнул, что основной причиной большинства ДТП является сознательное нарушение правил дорожного движения, низкая культура поведения на дорогах, безответственность и правовой нигилизм. Он отметил, что повышение безопасности дорожного движения должно стать самостоятельным направлением государственной политики.

Причинный комплекс, порождающий и объясняющий совершение дорожно-транспортных преступлений, связанных с наездом на пешеходов, представляет собой часть общего блока причин неосторожной преступности в целом, но, вместе с тем, он отличается и определенными особенностями, спецификой. Их анализ имеет существенное значение для разработки мер по профилактике рассматриваемых преступлений. Причины и условия рассматриваемых преступлений надо видеть (может быть, главным образом) в поведении, действиях и поступках водителей.

Особого внимания заслуживает состояние дорожно-транспортной инфраструктуры с точки зрения обеспечения безопасности пешеходов. Отсутствие или недостаточная освещенность улиц и дорог негативно влияют на дорожнотранспортный травматизм пешеходов. В Тамбовской области за период 2003-2007 гг. из-за недостаточной освещенности проезжей части было совершено 226 наездов на пешеходов, что составляет 4,1 % от общего количества ДТП, связанных с наездами на пешеходов. С увеличением продолжительности темного времени суток число погибших и раненых в дорожно-транспортных преступлениях пешеходов возрастает, максимальные количество наездов на пешеходов и число пострадавших пешеходов отмечается в зимний период. В частности, наезды на пешеходов в г. Тамбове составили за период 20032007 гг. 511 наездов, что составляет 36,8 % от общего числа наездов.

Также одной из детерминант, способствующих совершению наездов на пешеходов, является старость транспортного парка. Основу парка транспортных средств России составляют автомобили, конструкция которых по многим параметрам не отвечает современным требованиям. Кроме того, происходит быстрое старение парка частных автомобилей. Так, около 35 % транспортных средств эксплуатируются более восьми лет, 13 % — свыше 15 лет [4].

Определенное место в детерминации дорожно-транспортных преступлений занимают и недостатки в организации дорожного движения. Изучая данные недостатки с точки зрения причин и условий рассматриваемых преступлений, надо указать на два основных положения:

во-первых, темпы дорожного строительства отстают от темпов автомобилизации;

во-вторых, существующая структура дорожных и коммунальных органов, их низкая техническая оснащенность, острая нехватка сырья и материалов не позволяют обеспечить нормальные условия дорожного движения.

Так, согласно данным Федерального дорожного агентства: 37 тыс. км (82 % от общей протяженности федеральных дорог) требуют ремонта дорожной одежды; неудовлетворительную прочность дорожных одежд имеют 56 % федеральных дорог; неудовлетворительную ровность дорожных покрытий — 37 %; неудовлетворительные сцепные свойства дорожных покрытий — 36 %. В данной связи существует и еще одна проблема -это наружная реклама вдоль дорог. По мнению большинства экспертов (85 %) — водителей транспортных средств, указанный вид рекламы является отвлекающим от управления автомобилем фактором. В целом ряде стран мира по условиям безопасности движения установка рекламы на автомобильных дорогах запрещена.

Таким образом, дорожно-транспортная преступность, связанная с наездом на пешехода, представляет собой сложную, многоаспектную систему, анализ которой позволит выработать соответствующие меры профилактики подобного вида дорожно-транспортных преступлений и сформировать действенные меры их реализации.

1. Кузьменко Д. О. Общие вопросы профилактики дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов // XIV Державинские чтения. Институт права: материалы Общерос. науч. конф. Февр. 2009 г. / отв. ред. О. В. Белянская. Тамбов, 2009. С. 65-66.

2. Смирнов А. А. Криминологическая характеристика и уголовно-правовые меры противодействия дорожно-транспортным преступлениям. СПб., 2004.

3. Таюрская Е. А. Виктимологическая характеристика и профилактика дорожно-транспортных преступлений. М., 2006. С. 112.

4. Трошкин А. А. Криминологическое прогнозирование ДТП (теоретические, информационные и методические аспекты). М., 2007. С. 56.

CONCEPT AND ESSENCE OF THE ROAD CRIME CONNECTED WITH A RUNNING OVER A PEDESTRIAN: CRIMINAL-CRIMINOLOGICAL ASPECT

The conceptual and essential features of the road (traffic) crime connected with a running over a pedestrian are examined according to the criminal-criminological approach.

Key words: road (traffic) crime, pedestrian, running over, criminal approach.

cyberleninka.ru

Пешеходов накажут в целях профилактики

Правительство отклонило законопроект, который уже окрестили «законом об уголовной ответственности пешеходов». Но надо сказать, что уголовная ответственность предусмотрена для пешеходов и сейчас. В УК установлены санкции для пешеходов, пассажиров и ряда других участников движения. Однако некоторые призывают «сажать» пешеходов в целях профилактики.

Возможность привлечь пешехода к уголовной ответственности существует — и она установлена законом. Однако депутат Андрей Мурга, предложивший дополнить статью 268 Уголовного кодекса, решил, что оснований для ответственности пешехода недостаточно. Он обратился с инициативой наказывать пешеходов за действия, создавшие угрозу жизни и здоровью окружающих, а также безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, но при этом… не повлекшие общественно опасных последствий.

Правительство пришло к выводу, что предложенные меры пресечения не соответствуют тяжести проступка — который не причинил окружающим вреда, а только создал угрозу его причинения. Кроме того, правонарушения, которые депутат предложил считать уголовными, уже санкционируются ст.12.29 и ст.12.30 Кодекса об административных правонарушениях. Автору законопроекта предложили привести дополнительные обоснования. Так что, возможно, пешеходов, «создавших угрозу безопасности», все же привлекут. Пусть и несколько позже. Насколько оправданы такие меры?

Руководитель Московского представительства Федерации автовладельцев России Сергей Канаев полагает, что сегодня в законодательстве достаточно мер ответственности для виновников ДТП. «Считаю, что вводить дополнительные уголовные санкции не нужно, — делится мнением Сергей Канаев. — Тем более нельзя вводить их только для пешеходов, только для велосипедистов и т. д. Должна быть другая формулировка: «для лиц, ставших виновниками ДТП», «для лиц, чьи действия повлекли…». Если говорят о новых видах ответственности для пешеходов — значит, должна быть ответственность и для автомобилистов, и для всех остальных участников движения. Законопроект, который был отклонен, предусматривал ответственность пешехода даже в том случае, если его деяние не повлекло общественно опасных последствий, то есть до того, как он совершил деяние. «Для профилактики». Но безопасности на дорогах от подобных мер больше не станет. Поэтому считаю, что проект поправок в 268-ю статью Уголовного кодекса отклонили правильно».

Такой взгляд на проблему разделяет и известный адвокат, доктор юридических наук, профессор Людмила Айвар: «По моему мнению, правительство выразило правильную позицию. Уголовная ответственность за действия, которые не привели к причинению вреда здоровью, не соответствует характеру и степени общественной опасности таких деяний. Что касается правовой конкуренции, полагаю, что она существует лишь отчасти, поскольку в ст. 268 УК речь идет о нарушении правил безопасности не только дорожного движения, но и других видов транспорта».

www.pravda.ru

За безопасность на дорогах России

Председатель МОД «Союз пешеходов»

Проблемы пешеходов и первоочередные меры для обеспечения их безопасности

В России ежегодно совершается около 70 тысяч наездов на пешеходов: каждое третье ДТП (с пострадавшими) – это наезд на пешехода. В крупных городах до половины всех ДТП – наезды на пешеходов, из них на пешеходных переходах в городах происходит каждый ТРЕТИЙ наезд на пешехода, в том числе по вине водителей — в 86% случаев.

В последние несколько лет, в результате ДТП гибло от 8,7 до 10 тысяч пешеходов ежегодно, каждый седьмой из пострадавших в ДТП, т.е около 10 тысяч пешеходов в год становятся инвалидами.

Итоги2011 г. также неутешительны: после некоторого снижения показателя смертности пешеходов в 2010-2011 г.г., опять наметился его рост.

Эксперты МОД «Союз пешеходов» провели анализ ситуации на дорогах, выделили основные и сопутствующие причины ДТП с участием пешеходов и изучили положительный зарубежный опыт в этой области. Для нас очевидно, что проблемы пешеходов невозможно решить в отрыве от транспортных проблем в целом, однако подход к их решению должен основываться на равенстве прав участников дорожного движения — и водителей и пешеходов на безопасное и, по-возможности, комфортное передвижение по дорогам и улицам городов. Часто необходимы компромиссы, но предлагая решение проблемы необходимо помнить, что во главе приоритетов всегда должна быть человеческая жизнь и здоровье.

Ежегодный существенный прирост автопарка в России при слабом росте дорожной сети не дает повода для оптимистичных прогнозов изменения ситуации на дорогах, особенно в городах, поэтому от некоторых автомобилистов поступают «рацпредложения» по увеличению пропускной способности дорог за счет ликвидации пешеходных переходов. Однако, для экспертов очевидно, что реальное решение проблемы пробок в крупных городах в условиях ограниченности дорожной сети, возможно только через ограничение потока автомобилей на улицах, что достижимо лишь в случае развития общественного транспорта или рассредоточения «центров притяжения» — учреждений, торговых и развлекательных центров и т.п. на больших территориях. По этим двум путям решения транспортной проблемы уже идет г. Москва.

Тем не менее, даже в условиях пробок на дорогах и дефицита финансовых средств, защитить пешехода на дороге можно и необходимо делать это уже сегодня.

Пешеходы не просто участники дорожного движения. Они – наиболее массовая часть городского населения, поэтому их интересы имеют приоритет при планировании развития дорожной сети в Европейских странах. И это понятно: иначе города, созданные изначально для человека, превратятся в города для автомобилей.

В России, к сожалению, крупные города — не самое лучшее место для пешехода. Особую озабоченность в последние годы вызывает рост числа наездов на пешехода на пешеходных переходах (и в городах и вне городов), которые, как правило, происходят по вине водителей и имеют тяжкие последствия.

Вступая на «зебру» пешеходного перехода, пешеход считает себя защищенным Законом, однако на практике, «зебра» пешехода не защищает.

Наезды на пешеходных переходах – самая острая проблема пешеходов на сегодняшний день. Ее разрешение вполне возможно, но требует инвестиций и комплексного подхода, обеспечивающего одновременное решение некоторых традиционных для российских пешеходов проблем.

Основные причины высокого травматизма пешеходов на дорогах мы разделили на «Основные», к которым относятся факторы, связанные с условиями передвижения пешеходов по дорогам и «Сопутствующие», к которым относятся факторы, связанные с культурой, воспитанием, законодательным стимулированием исполнения требований Правил дорожного движения.

К основным причинам травматизма, связанным с условиями передвижения пешеходов по дорогам мы относим:

несоответствие действующих требований по безопасности для одноуровневых пешеходных переходов современным скоростным режимам движения (особенно при отсутствии контроля за скоростью движения автомобиля) и интенсивности транспортных потоков автомобилей и пешеходов:

использование нерегулируемых пешеходных переходов на многополосных дорогах, которые не позволяют водителям из второй и третьей полосы увидеть пешехода, вступившего на «зебру»

отсутствие у пешеходных переходов элементов активной безопасности для принудительного снижения скорости движения автомобилей при подъезде к пешеходному переходу — с помощью искусственных неровностей и повышения уровня «зебры» над уровнем проезжей части.

превышение показателей интенсивности транспортных потоков для многих нерегулируемых и регулируемых наземных пешеходных переходов, что требует строительства регулируемых или подземных (надземных) пешеходных переходов.

плохую видимость знаков «пешеходный переход» и разметки «зебра» и плохую видимость пешехода водителем в темное время суток — из-за отсутствия дополнительного освещения зоны перехода, отсутствия светоотражательных знаков на одежде пешехода, плохого обзора дороги.

недостаточность безопасных разноуровневых пешеходных переходов (например обеспеченность ими Москвы — 25%) и безопасных одноуровневых пешеходных переходов, что является основной причиной перехода проезжей части в неустановленном месте (14% от всех нарушений, совершенных пешеходами) и перехода проезжей части вне пешеходного перехода (25,9% нарушений), отсутствие визуальной информации о месте расположения ближайшего пешеходного перехода;

отсутствие тротуаров и пешеходных дорожек, что вынуждает пешеходов идти по проезжей части, при этом они, как правило, выбирают не более безопасную, а более удобную сторону дороги, которая может оказаться на стороне попутного движения, что часто приводит к тяжелым последствиям;

недостаточное применение пешеходных ограждений в местах дорог, опасных для их перехода пешеходами, отсутствие информационных указателей для пешеходов о ближайшем пешеходном переходе.

Субъективные причины травматизма, связанные с культурой, воспитанием, законоприменительной практикой.

неблагоприятная атмосфера взаимоотношений на дороге, сложившаяся между участниками дорожного движения, которая проявляется в том, что водители не склонны прощать другим ошибки, помогать в затруднениях, воспринимают других участников дорожного движения как соперников в соревновании, не сразу уступают, если не имеют преимущества в движении и совершенно не готовы уступить, если по «Правилам дорожного движения» они имеют преимущество. Это относится, в основном, к водителям, но, иногда — к пешеходам. Например, часто пешеходы вступают на «зебру», не задумываясь о том, что водитель уже очень близко от перехода и вынужден резко тормозить, чтобы пропустить пешехода.

практическая безнаказанность за нарушение водителем правил проезда регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходов из-за отсутствия технических средств видеофиксации нарушений проезда пешеходных переходов, и реальной загруженности полицейских – сотрудников ГИБДД оформлением протоколов о произошедших ДТП, число которых, по данным Российского Союза Автостраховщиков, давно перевалило за 2 миллиона в год.

неправильная оценка пешеходами своей собственной видимости на дороге водителями автомобилей, невнимательность, неправильная оценка возможности автомобиля затормозить, что приводит к неожиданным выходам пешехода на проезжую часть из-за стоящих транспортных средств, сооружений, деревьев, игре на проезжей части, что приводит к ДТП.

возможность для водителя избежать адекватного наказания за совершенное правонарушение с тяжкими последствиями, как вследствие имеющейся правоприменительной практики (за наезд на пешеходном переходе с летальным исходом обычно назначается условное наказание или лишением свободы на срок 1-3 года в колонии – поселении с правом досрочного освобождения, при этом, есть возможность вообще избежать наказания «по примирению сторон»), так и в следствии имеющейся возможности избежать наказания, скрывшись с места преступления (чем пользуются 6% виновных водителей), а также мягкости административных санкций (размер штрафов, в основном, не превышает стоимости одной — двух заправок бака автомобиля).

отсутствие социальной рекламы и образовательных программ в игровой и развлекательной форме для детей и взрослых на центральных каналах ТВ в прайм-тайм и недостаточность наружной рекламы на улицах по проблематике безопасного передвижения по дорогам.

Среди субъективных причин высокого травматизма пешеходов особо отмечаем отвратимость и неадекватность наказания за нарушение Правил дорожного движения и преступления, предусмотренные Уголовным кодексом. Это обесценивает усилия общества и сотрудников ГИБДД по профилактике правонарушений и приводит к повторным нарушениям и преступлениям.

Несмотря на острейшие проблемы с безопасностью пешеходов в России, постоянно кто-то пытается эти проблемы ухудшить. В прессе и даже в Государственной Думе продолжается обсуждение возможности разрешения водителям поворачивать направо на красный свет. Об этом летом 2011г. просили премьер-министра В.В. Путина чиновники, пытающиеся решить проблему пробок в крупных городах за счет пешеходов. В.В. Путин поручил заместителю министра внутренних дел по безопасности на транспорте проработать этот вопрос и, на сколько мы знаем, ГИБДД подтвердило, что это будет ущемлением прав и возможностей пешеходов. Инициаторы этого «рацпредложения» подсчитали, что в Москве оно позволит сократить пробки на 15%, и приведет к экономии бензина на 10%. Не обсуждая всерьез приведенные цифры, вспомним, что на перекрестках, оснащенных светофором, пешеходам разрешено переходить дорогу на зеленый свет.

Исходя из принципа равного учета интересов участников дорожного движения, пешеход имеет такое же право на безопасное и быстрое (с пешеходными скоростями) передвижение по улицам, как и водитель автомобиля. При критически низкой обеспеченности безопасными (подземными) пешеходными переходами городов (в г. Москвы это 25-30%, в других городах — еще меньше), ликвидация пешеходных переходов в массовых количествах приведет к переходу пешеходами улиц в неположенном месте и, соответственно, к новым человеческим жертвам на дорогах. Экономия времени водителей за счет повышения рисков для жизни пешеходов — недопустима.

Если будут ликвидироваться какие-то пешеходные переходы со светофорным регулированием на перекрестках, то пешеходы вправе рассчитывать, что в непосредственной близости от перекрестка будут организованы регулируемые пешеходные переходы — их потребуется от двух до четырех – на каждой дороге, ведущей от перекрестка. Но в этом случае водителям снова придется терять время — на пропуск пешеходов и, очевидно, что эффект такого решения будет отрицательным.

Еще одна «мина замедленного действия» была заложена несколько лет назад в ГОСТ Р 52766 — 2007 «Дороги автомобильные общего пользования. ЭЛЕМЕНТЫ ОБУСТРОЙСТВА», Во многих городах под предлогом исполнения этого нового ГОСТа, который предусматривает устройство пешеходных переходов через 250-300 метров вместо ранее действовавшего норматива в 120-150 метров, началась ликвидация действующих пешеходных переходов. Уже зафиксированы в Ярославле первые жертвы среди пешеходов на месте ликвидированного перехода, так как никаких новых пешеходных переходов не строится, на месте ликвидируемых переходов не устанавливаются пешеходные ограждений, указатели и информационные табло о переносе пешеходного перехода.

В связи с ростом смертности пешеходов в ДТП, в последе время в СМИ началось активное обсуждение идеи о повышении штрафов для пешеходов, что, якобы, улучшит ситуацию. Ее главная цель — стимулировать пешехода пересекать дороги по пешеходным переходам, чтобы сохранить ему жизнь и здоровье. Однако, статистика говорит о том, что пока регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы в России – места повышенной опасности для пешеходов — именно на них был сбит каждый третий пешеход из попавших в ДТП в городах и каждый четвертый в среднем по России!

Не отвергая регулирующей роли штрафов, мы считаем, что прежде чем поднимать штрафы за переход в неположенном месте, государство должно обеспечить безопасность на пешеходных переходах, иначе это будет выглядеть просто циничным. К тому же, количество нарушений пешеходов, по статистике ГИБДД, в 2011 г. уменьшилось почти на 6%, а водители стали нарушать больше (рост на 5,8 %).

Мы предлагаем ликвидировать опасные для пешеходов переходы на многополосных дорогах, однако рассчитываем, что взамен должны обустраиваться регулируемые пешеходные переходы. Как это делать — известно и не требует больших затрат в сравнении со строительством подземных переходов.

Еще одной острой проблемой является плохая видимость пешехода в темное время суток. По статистике 2010 г. наезды на пешехода в тёмное время суток составляют 39,5% всех ДТП, что превышает дневной показатель примерно на 10%, а риск получить смертельные травмы в тёмное время для пешеходов повышается на 43,9%. Именно в этот период гибнет более двух третей (69,1%) от всех погибших пешеходов.

Необходимо срочно законодательно ввести требование ношения в темное время суток пешеходами светоотражателей, для начала – детьми. Предложения по такой законодательной инициативе мы уже подготовили. Лучше всего светоотражатели в виде подвесок, можно в виде, браслетов, наклеек, нашивок, очень эффективны светотражатели с использованием мигающих лампочек. Все это давно применяется в европейских странах.

К сожалению, проблемы попавших в ДТП пешеходов, а также водителей и пассажиров не заканчиваются после доставки их в больницу. Наибольшее количество обращений в «Союз пешеходов» связано с проблемами изыскания средств на лечение, затем с компенсацией затрат на лечение, и справедливого наказания виновника аварии. На каждом из перечисленных этапов от пострадавшего и его родственников требуются серьезные усилия и определенные юридические и экономические познания. Юридическими консультантами МОД «Союз пешеходов» подготовлена «Инструкция для пострадавшего в ДТП пешехода, его родственников, а также пострадавших водителей и пассажиров», которая размещена на нашем сайте. Мы надеемся, что найдутся спонсоры для ее издания.

Многие проблемы пострадавших в ДТП пешеходов, водителей и пассажиров могли бы быть решены внесением изменений в Закон об ОСАГО подготовленных МОД «Союз пешеходов» совместно с МООА «Свобода Выбора», которые предусматривают выплату ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ компенсаций за тяжкий или средней тяжести вред здоровью через месяц после ДТП ВСЕМ пострадавшим в ДТП гражданам в размере 20% и 40% от максимальной суммы компенсации без предоставления подтверждающих документов, кроме справки о ДТП и заключения о полученном вреде здоровью.

Принятие указанных поправок будет способствовать более качественному лечению пострадавших (т.к. не все виды услуг предоставляются в рамках ОМС), снизит тяжесть последствий для здоровья от полученных травм и сократит количество инвалидов.

В настоящее время выплаты по ОСАГО можно получить только после завершения лечения. При тяжком вреде здоровью это возможно через 12 — 18 месяцев, предоставив массу справок и выписок, и преодолев бюрократические редуты. Поэтому лишь менее 1% пешеходов и менее 3% водителей обращаются в страховые компании за компенсацией понесенных затрат. Но деньги на лечение требуются незамедлительно! Учитывая, что Минфин предложил увеличить максимальный размер выплат за вред здоровью по ОСАГО до 500 тыс. руб. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ компенсация в размере 100 и 200 тыс. руб. будет существенным подспорьем. Затраты, превышающие эти суммы должны быть подтверждены документально.

Кроме того, наши поправки в ОСАГО призваны уровнять возможности пешеходов и водителей по получению информации о страховой компании виновника ДТП, а также учитывают специфику человека, получившего тяжкие телесные повреждения и, в связи с этим, неспособного выполнить ряд требований Закона об ОСАГО.

Предложения МОД «Союз пешеходов» по повышению безопасности пешеходов на дорогах:

1. Оборудовать не менее 20% регулируемых пешеходных переходов камерами видеофиксации проезда транспортного средства на красный сигнал светофора (пока такой практики в России нет).

2. Ввести ограничения разрешенной скорости при приближении к пешеходным переходам, где зафиксированы наезды на пешеходов, до 40 км/час.

3. Устраивать на проезжей части за тридцать и двадцать метров до пешеходного перехода искусственные неровности (или виброполосы), создающие неудобства при проезде на скорости более 40-50 км/час (исключая полосы для движения общественного транспорта). Это будет сигналом для водителя о приближении к пешеходному переходу.

3.1 Для машин Скорой помощи и автобусов на многополосных дорогах без полосы для общественного транспорта — делать разрывы на первой полосе движения в волнах и виброполосах, с учетом межколесного расстояния этого транспорта, что позволит проезжать без помех.

4. Поднять уровень дороги, где расположен пешеходный переход с нанесенной разметкой «зебра», на 4 см. над уровнем остальной проезжей части, с плавным переходом к проезжей части, что обеспечит лучшую видимость разметки и заставит водителя дополнительно снижать скорость..

5. Обеспечить все пешеходные переходы в городах дополнительным освещением в вечернее и ночное время.

6. Внести изменения в КОАП: повысить штрафы за проезд на красный свет регулируемого пешеходного перехода до 1700 рублей, учитывая особую потенциальную опасность для пешехода данного нарушения правил дорожного движения.

7. Заменить нерегулируемые пешеходные переходы на многополосных дорогах, где происходят наезды на пешеходов, на регулируемые пешеходные переходы.

8. Предусматривать при проектировании и строительстве дорог в населенных пунктах пешеходные ограждения в местах, где запрещен переход, но около дорог имеются общественно значимые объекты инфраструктуры, чтобы снизить мотивацию пешехода перейти дорогу в неположенном месте. Предусмотреть дооборудование действующих дорог пешеходными ограждениями.

9. Учитывая большое количество наездов на пешеходов, двигающихся вдоль автомобильных дорог по обочине (из-за отсутствия других вариантов передвижения):

— предусматривать при проектировании и строительстве дорог между близко расположенными населенными пунктами (до 5 километров) пешеходных дорожек по обочине, отделенных ограждениями от проезжей части дороги или удаленных от проезжей части более чем на 2 метра.

— предусмотреть дооборудование действующих дорог пешеходными ограждениями или пешеходными дорожками.

10. Изменить ГОСТ Р 52766 — 2007 «Дороги автомобильные общего пользования. ЭЛЕМЕНТЫ ОБУСТРОЙСТВА», п. 4.5.2.1: «Пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагают через 200-300 м…..», вернув действовавшие до введения этого ГОСТа требования по максимальному расстоянию между пешеходными переходами в населенных пунктах — от 120 до 150 метров, учитывая, что переход дороги в неположенном месте занимает первое место среди причин гибели и травматизма пешеходов, а основной причиной нарушения правил перехода дороги является отсутствие поблизости пешеходного перехода.

11. Учитывая повышенный травматизм пешеходов в темное время суток на неосвещенных участках дорог (в том числе на неосвещенных пешеходных переходах), принять Закон об обязательном ношении на верхней одежде в темное время суток светоотражающих элементов, предусмотреть бесплатное обеспечение школьников таким светоотражающими элементами (подвесками, наклейками, накидками), а также обеспечивать ими молодых родителей.

12. Увеличить в начальных классах школ количество учебных часов по безопасности дорожного движения для практических занятий в игровой форме, уделяя этому по 15 минут еженедельно за счет других уроков или перемен.

13. Разработать Государственную программу реабилитации граждан, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях и получивших тяжкий или средней тяжести вред здоровью, учитывая, что часто — это люди детородного возраста, на иждивении которых находятся дети, и им требуется возможность вернуться к какой-то полезной деятельности, самостоятельно двигаться и работать.

14. Предусмотреть в ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения на 2013-2018 г.г. разделы:

14.1 «Выявление мест концентрации дорожно — транспортных происшествий, в том числе с участием пешеходов, на федеральных и региональных дорогах и в городах, создание на базе ГЛОНАСС «Интерактивной карты мест концентрации дорожно-транспортных происшествий» для их оперативной ликвидации.

14.2 «Финансирование изготовления роликов социальной рекламы по безопасности дорожного движения, в том числе для взрослых и детей различных возрастных групп с учетом специфики их восприятия

Ликвидацию выявленных мест концентрации дорожно-транспортных происшествий и считать основным показателем эффективности Федеральной целевой программы, наряду с показателями по общему уменьшению количества погибших и пострадавших в ДТП.

15. Подготовить изменения в законодательство в целях обязать центральные телевизионные каналы бесплатно транслировать в прайм-тайм социальные видеоролики по безопасности дорожного движения, в объеме не менее 5% от времени, выделенного на рекламу.

bezdtp.ru