§ 6. Председатель Банка России

В мировой практике понятие «центральный банк» чаще всего ассоциируется с его руководителем. И это понятно. Основные текущие решения принимает он. Когда кто-нибудь из таких руководителей что-то говорит публично, то все средства массовой информации стараются угадать по его словам, в каком направлении будет продвигаться денежно-кредитная политика.

По мере того как центральные банки укрепляли свои позиции, повышалось значение и тех персон, которые их возглавляли. На них концентрировалось внимание аналитиков.

Известный специалист по анализу работы Федеральной резервной системы, Мартин Майер пишет, что в период с 1951 по 1969 год, Федеральная резервная система не была заметна в новостях. Теперь же, она всегда в них. Ее руководитель, — отмечает Мартин Майер, — председатель, Алан Гринспан, — появлялся, по крайней мере, четыре раза в год, в соответствии с уставом, перед комиссиями конгресса, и один только его вид создавал колебания на рынке и во всех СМИ. Гринспан также произносил несколько дюжин речей в год. Его взгляды о том, что случается в американской экономике, — по общему мнению, — это самый авторитетный прогноз.*(236)

Одному из его предшественников, — Полу Волкеру, удалось разработать и реализовать на практике такую концепцию, которая вывела Соединенные штаты на новые экономические рубежи. Тогда он и заслужил благодарность со стороны 290 миллионов американцев, тем, что его способности помогли им справится с инфляцией и воспользоваться преимуществами экономического роста.*(237) Теперь о нем и о его достижениях пишут книги. Он стал финансовой легендой в США. Его теперь считают самым крупным организатором перемен в истории ФЭД, которые произошли в августе 1979 года. В то время был принят пакет мер, предложенный Полом Волкером, в том числе в отношении банковских резервов, и, денежная масса была взята под контроль.*(238)

Когда же и в России возник Центральный банк, а произошло это в 1990 году, то, и он сам и его руководители пошли по тому же пути. Они стали брать пример с банкиров Запада. Однако наша печать пока что никого из них не хвалит, а скорее щедра на критику в их адрес, что во многом объясняется пока еще отсутствием реальных достижений в деятельности самого Банка России. Между тем, учитывая проблемы глобализации и ту роль, которую в ней играют мировые денежные системы, а также денежные системы отдельных государств, важно найти такие решения, которые бы вывели Россию на новые рубежи в мировой экономике. Наша денежно-кредитная система — это основа финансового могущества страны. В этой связи вполне понятно, что многое зависит от руководителей Банка России, а также и от той роли, которую они могут играть. И вот здесь обратимся к вопросу о том, какие возможности предоставляет Федеральный закон.

По Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Федеральный закон) предусмотрено, что, во-первых, Банк России — централизован и имеет вертикальную структуру управления.

Это объясняется тем, что он — регулятор денежного обращения. Функции денег таковы, что Центральный банк должен действовать как централизованная структура. Иначе это плохо сказывается на денежном обращении в стране. Поэтому представляет Центральный банк — его Председатель. Так предусмотрено в Федеральном законе.

В ст. 20 Федерального закона сказано «Председатель Банка России:

  1. действует от имени Банка России и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств, международными организациями, другими учреждениями и организациями;
  2. вправе делегировать свои полномочия своим заместителям;
  3. подписывает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми служащими и организациями Банка России;
  4. несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России;
  5. обеспечивает реализацию функций Банка России в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимает решения по всем вопросам, отнесенным федеральными законами к ведению Банка России, за исключением тех, по которым в соответствии с настоящим Федеральным законом решения принимаются Национальным банковским советом или Советом директоров».

Во-вторых, члены Совета директоров самостоятельных действий не предпринимают. Только собравшись на свое заседание, все вместе они могут принимать решение. Другое поведение, для них, Федеральным законом не предусмотрено.

В общем, выходит, что в России, с ее переходной экономикой, роль председателя центрального банка тоже велика. Он обладает достаточно широкими полномочиями.

В случае досрочного освобождения от должности Председателя Банка России Президент Российской Федерации представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения.

В случае отклонения предложенной на должность Председателя Банка России кандидатуры Президент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна и та же кандидатура не может вноситься более двух раз.

Государственная Дума вправе освободить от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации.

Председатель Банка России может быть освобожден от должности только в случаях:

  • истечения срока полномочий;
  • невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии;
  • подачи личного заявления об отставке;
  • совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;
  • нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России».
  • На наш взгляд, целесообразно предусмотреть в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» несколько дополнительных обязанностей и запретов, непосредственно касающихся назначения на должность председателя Совета директоров.

    Во-первых, с председателем Банка России должен заключаться контракт, в котором указываются основные перспективные показатели улучшения деятельности Банка России и текущие конкретные задачи по улучшению параметров денежно-кредитной политики. Отдельной строкой контракта следует предусмотреть с разбивкой на каждый год конкретные задачи по улучшению финансирования коммерческими банками реального сектора экономики, созданию бесперебойной и эффективной системы расчетов. Выполнение контракта должно контролироваться каждый раз, когда Совет директоров представляет отчет о проделанной работе за год. К этому отчету следовало бы прилагать отчет председателя Совета директоров о проделанной им работе.

    Во-вторых, закон должен запретить назначение председателем Банка России тех депутатов Государственной Думы, которые лоббировали принятие законопроектов, предусматривающих преимущества или какие либо права для Банка России.

    В-третьих, кандидат на должность председателя Банка России должен иметь юридическое или экономическое образование, а также определенный опыт работы в системе Банка России. Здесь нужно учесть, что Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» для руководителей кредитной организации, имеющих высшее юридическое или экономическое образование, предусматривает требование стажа работы в должности руководителя ее подразделения не менее одного года. Для кандидатов в руководители, которые не имеют такого стажа работы, закон предусматривает не менее двух лет стажа работы в должности руководителя подразделения кредитной организации. Между тем Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» не предусматривает аналогичных требований в отношении руководителей Банка России. Хотя руководство Банком России — дело куда более трудное, нежели руководство коммерческим банком.

    Нам представляется, что на должность Председателя Банка России может быть предложен и руководитель какой-нибудь российской кредитной организации, имеющий репутацию высококвалифицированного и принципиального профессионала, пользующийся высоким авторитетом среди банковских клиентов и никогда не имевший отношения ни к какому банкротству кредитной организации. Эти требования необходимо закрепить в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

    lawtoday.ru

    Председатель Банка России – официальный руководитель Центрального банка Российской Федерации.

    — действовать от имени Банка России и представлять без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств, международными организациями, другими учреждениями и организациями;

    — председательствовать на заседаниях совета директоров ЦБ. В случае равенства голосов голос председателя Банка России является решающим;

    — подписывать нормативные акты Банка России, решения совета директоров, протоколы его заседаний, соглашения, заключаемые Центробанком, делегировать право подписания нормативных актов ЦБ лицу, замещающему председателя Банка России, из числа членов совета директоров;

    — назначать на должность и освобождать от должности заместителей председателя Банка России, распределять между ними обязанности;

    — делегировать свои полномочия своим заместителям;

    — подписывать приказы и давать указания, обязательные для исполнения всеми служащими и организациями Банка России.

    Председатель несет полную ответственность за деятельность Банка России. Он обязан обеспечивать реализацию функций ЦБ в соответствии с законом и принимать решения по всем вопросам, отнесенным к ведению Банка России, за исключением тех, по которым решения принимаются Национальным банковским советом или советом директоров.

    Кандидатура председателя Банка России вносится президентом в Государственную думу и избирается большинством голосов на четыре года. Максимально он может занимать этот пост не более трех сроков подряд.

    1990-1992 годы – Г. Г. Матюхин, председатель Государственного банка РСФСР – Центрального банка РСФСР – Центрального банка Российской Федерации (Банка России);

    1992-1998 годы — В. В. Геращенко, председатель ЦБ РФ;

    1995-1998 годы – С. К. Дубинин, председатель ЦБ РФ;

    www.banki.ru

    Председатель Банка России

    В мировой практике понятие «центральный банк» чаще всего ассоциируется с его руководителем. И это понятно. Основные текущие решения принимает он.

    Члены Совета директоров самостоятельных действий не предпринимают. Это коллегиальный орган управления Банком России. Только собравшись на свое заседание, все вместе они могут принимать решение. Другое поведение для них Законом о Банке России не предусмотрено.

    В отличие от членов Совета директоров, Председатель Банка России как единоличный орган управления Банком России имеет самостоятельный правовой статус. В России с ее переходной экономикой роль председателя центрального банка достаточно велика, он обладает широкими полномочиями.

    Полномочия Председателя Банка России

    В ст. 20 Закона о Банке России определено «Председатель Банка России:

    1) действует от имени Банка России и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств, международными организациями, другими учреждениями и организациями;

    2) председательствует на заседаниях Совета директоров. В случае равенства голосов голос Председателя Банка России является решающим;

    3) подписывает нормативные акты Банка России, решения Совета директоров, протоколы заседаний Совета директоров, соглашения, заключаемые Банком России, и вправе делегировать право подписания нормативных актов Банка России лицу, его замещающему, из числа членов Совета директоров;

    4) назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Банка России, распределяет между ними обязанности;

    5) вправе делегировать свои полномочия своим заместителям;

    6) подписывает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми служащими и организациями Банка России;

    7) несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России;

    8) обеспечивает реализацию функций Банка России в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимает решения по всем вопросам, отнесенным федеральными законами к ведению Банка России, за исключением тех, по которым в соответствии с настоящим Федеральным законом решения принимаются Национальным финансовым советом или Советом директоров».

    Обратим внимание на то, что полномочия подписывать нормативные акты указаны в п. 3 ст. 20, а полномочия подписывать приказы и давать указания служащим и организациям Банка России – в п. 6 ст. 20 Закона о Банке России. Приказы применяются только внутри Банка России и его организаций. В то время как нормативные акты не должны издаваться в форме приказов.

    Напомню, что согласно ст. 7 Закона о Банке России нормативные акты Банка России должны издаваться в форме указаний, положений и инструкций, но не в форме приказов.

    Закон о Банке России предусматривает некоторые запреты для Председателя Банка России.

    В п. 9 ст. 20 Закона о Банке России предусматривается, что Председатель Банка России не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений. При этом исключения могут быть предусмотрены международным договором РФ, законодательством РФ, межбанковским соглашением или соглашением с иностранным регулятором финансового рынка. Кроме того, исключения касаются случаев участия Банка России в капиталах и деятельности организаций в соответствии со ст. 8 и 9 Закона о Банке России.

    В Законе о Банке России определено, что Председатель Банка России не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом такая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ, законодательством РФ или межбанковским соглашением.

    Закон о Банке России предусматривает, что Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на пять лет большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (ст. 14).

    Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент РФ не позднее, чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Банка России.

    В случае досрочного освобождения от должности Председателя Банка России Президент РФ представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения.

    В случае отклонения предложенной на должность Председателя Банка России кандидатуры Президент РФ в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна и та же кандидатура не может вноситься более двух раз.

    Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.

    Государственная Дума вправе освободить от должности Председателя Банка России по представлению Президента РФ.

    Председатель Банка России может быть освобожден от должности в случаях:

    – истечения срока полномочий;

    – невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии;

    – подачи личного заявления об отставке;

    – совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;

    – нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России.

    Позже в ст. 14 Закона о Банке России были внесены дополнения. Были указаны новые основания для освобождения Председателя Банка России от занимаемой должности:

    – непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

    – непредставление или представление неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

    – непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях, предусмотренных Законом о противодействии коррупции и Законом о контроле за соответствием расходов лиц их доходам;

    – несоответствие сто расходов, расходов сто супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу;

    – открытие (наличие) счетов (вкладов), хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владение и (или) пользование иностранными финансовыми инструментами им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми.

    В Законе о Банке России предусматривается, что граждане, претендующие на должность Председателя Банка России, а также лица, занимающие эту должность, обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Кроме того, они должны представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

    Данные сведения представляются в порядке, установленном Законом о противодействии коррупции и Законом о контроле за соответствием расходов лиц их доходам, а также регламентируются нормативными правовыми актами Президента РФ и нормативными актами Банка России. Указанные сведения представляются в государственный орган, который определяется Президентом РФ.

    studme.org

    2.3.1. Председатель Банка России: полномочия, порядок назначения и освобождения от должности

    Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Банка России в соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 103 Конституции Российской Федерации относится к ведению Государственной Думы. Для назначения Председателя Банка России на должность необходимо, чтобы за него было подано большинство голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

    Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России в соответствии с п. «г» ст. 83 Конституции Российской Федерации Государственной Думе представляет Президент Российской Федерации.

    Для обеспечения непрерывности реализации функций Банка России Президент Российской Федерации должен представить Государственной Думе нового Председателя Банка России не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Банка России.

    Если Государственная Дума отклонит предложенную Президентом Российской Федерации кандидатуру на должность Председателя Банка России, то Президент должен в течение двух недель внести новую кандидатуру. При этом одна и та же кандидатура не может вноситься более двух раз.

    Председатель Банка России назначается на должность сроком на 4 года и может быть освобожден от занимаемой должности в случае истечения срока своих полномочий либо досрочно. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.

    В соответствии с п. «г» ст. 83 Конституции Российской Федерации вопрос об освобождении от должности Председателя Банка России перед Государственной Думой ставит Президент Российской Федерации.

    Председатель Банка России может быть досрочно освобожден от должности только в случаях:

    · невозможности исполнения служебных обязанностей в связи с болезнью, что должно быть подтверждено заключением государственной медицинской комиссии;

    · подачи личного заявления об отставке;

    · совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;

    · нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России.

    Закон не устанавливает количества голосов депутатов Государственной Думы, достаточного для освобождения Председателя Банка России от должности. Представляется, что освобождение Председателя Банка России от должности должно происходить в порядке, аналогичном назначению на должность, т.е. большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (а не от присутствующих на заседании).

    Председатель Банка России:

    · действует от имени Банка России и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств, международными организациями, другими учреждениями и организациями;

    · председательствует на заседаниях Совета директоров. В случае равенства голосов голос Председателя Банка России является решающим;

    · подписывает нормативные акты Банка России, решения Совета директоров, протоколы заседаний Совета директоров, соглашения, заключаемые Банком России, и вправе делегировать право подписания нормативных актов Банка России лицу, его замещающему, из числа членов Совета директоров;

    · назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Банка России, распределяет между ними обязанности;

    · вправе делегировать свои полномочия своим заместителям;

    · подписывает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми служащими и организациями Банка России;

    · несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России;

    · обеспечивает реализацию функций Банка России и принимает решения по всем вопросам, отнесенным федеральными законами к ведению Банка России, за исключением тех, по которым в соответствии с Федеральным законом о Банке России решения принимаются Национальным банковским советом или Советом директоров.

    economics.studio

    Статус председателя ЦБ определен Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

    Он наделен следующими полномочиями:

    • действовать от имени Банка России и представлять без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств, международными организациями, другими учреждениями и организациями;
    • председательствовать на заседаниях совета директоров ЦБ. В случае равенства голосов голос председателя Банка России является решающим;
    • подписывать нормативные акты Банка России, решения совета директоров, протоколы его заседаний, соглашения, заключаемые Центробанком, делегировать право подписания нормативных актов ЦБ лицу, замещающему председателя Банка России, из числа членов совета директоров;
    • назначать на должность и освобождать от должности заместителей председателя Банка России, распределять между ними обязанности;
    • делегировать свои полномочия своим заместителям;
    • подписывать приказы и давать указания, обязательные для исполнения всеми служащими и организациями Банка России.

    При этом председатель не вправе: совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой работы, а также входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

    Председателями Банка России были:

    1994-1995 годы – Т. В. Парамонова, исполняющий обязанности председателя ЦБ РФ;

    8-22 ноября 1995 года – А. А. Хандруев, временно исполняющий обязанности председателя ЦБ РФ;

    1998-2002 годы – В. В. Геращенко, председатель ЦБ РФ (избран повторно);

    2002-2013 годы – С. М. Игнатьев, председатель ЦБ РФ;

    24 июня 2013 года – по настоящее время – Э. С. Набиуллина, председатель ЦБ РФ.

    banks.academic.ru