Правописание слов с корнем бер-/бир-

В напи­са­нии слов с кор­нем бер-/бир- при­ме­ним орфо­гра­фи­че­ское пра­ви­ло о чере­ду­ю­щих­ся глас­ных е/и.

В неко­то­рых сло­вах рус­ско­го язы­ка не все­гда без­удар­ный глас­ный мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем. Существует мно­же­ство слов с чере­ду­ю­щи­ми­ся глас­ны­ми е/и в корне.

В корне бер-/бир- пишет­ся бук­ва и, если за кор­нем сле­ду­ет суф­фикс -а- , а если его нет, то пишет­ся бук­ва е. Сравним:

изб и р а ть, изб и р а тель, изб и р а тель­ный — изб е ру, изб е рёшь, изб е рут;

заб и р а ть — заб е ру, заб е рёшь, заб е рём, заб е рет;

отб и р а ть — отб е ру, отб е рёшь, отб е рём, отб е рут;

приб и р а ть, приб и р а ние — приб е ру, приб е рёте, приб е рём;

соб и р а ть, соб и р а тель, соб и р а тель­ный — соб е ру, соб е рёшь, соб е рут.

Это пра­ви­ло при­ме­ним в напи­са­нии слов с чере­ду­ю­щи­ми­ся глас­ны­ми е/и в кор­нях блест-/блист-, дер-/дир-, жег-/жиг-, мер-/мир-, пер-/пир-, тер-/тир-, стел-/стил-, чет-/чит-. Например:

бл и ст а ть, бл и ст а тель­ный — бл е стеть, бл е стя­ще;

сд и р а ть, сд и р а ние — сд е ру, сд е рёшь;

обж и г а ть, заж и г а тель­ный, приж и г а ние — выж е г, выж е гший;

зам и р а ть — зам е реть, зам е рший;

запир а ть, запир а тель­ное (устрой­ство) — зап е реть, зап е ртый;

ст и р а ть, обт и р а ть — ст е реть, обт е реть;

расст и л а ть, расст и л а ние — ст е лить, перест е лить;

выч и т а ть, выч и т а ние — выч е т.

russkiiyazyk.ru

Чередующиеся гласные в корне слова: бер/бир, пер/пир, мер/мир, дер/дир

Написание чередующихся гласных в корнях слов (еи; оа; а, яим, ин) регулируется особыми правилами.

I. Корни с чередованием еи

В корнях с чередующимися гласными еи (бер/бир, пер/пир, мер/мир, дер/дир, тер/тир, блест/блист, жег/жиг, стел/стил, чет/чит) буква и пишется тогда, когда после корня идет суффикс -а-. Например: соберут — собирают, замереть — замирать, отперетьотпирать, подстелить — подстилать, блестеть — блистать, выжечь — выжигать.

Исключения: сочетать, сочетание, чета.

II. Корни с чередованием а, яим, ин

Правописание корней, в которых а, я чередуются с -им-, -ин- основано на том же принципе, что и чередование еи. Сочетания -им-, -ин- пишутся тогда, когда после них идет суффикс -а-, например пожать — пожимать, замять — заминать, начать — начинать.

iamlobster.ru

Правило пир пер в корне

зар — пишется в словах заря, зарница, озарять (под ударением — за́рево, лучеза́рный) и во всех образованных от них словах (озарение и др.);

зор — пишется под ударением в отдельных словах и формах: зо́рька, зо́ренька, зо́рюшка, зо́ри, зорь, зо́рю (бить, играть зорю).

рас (т) пишется в глаголах расти, растить, вырастать, наращать и т. п. и во всех образованных от них словах , например: растение, произрастание, ращение, сращение, возраст и т. п., а также в слове отрасль;

рос (т) пишется в прошедшем времени и в причастии прошедшего времени от расти , например: рос, росла, росло, росший, вырос, выросший и т. п., а также в словах заросль, поросль, водоросль, недоросль, росток и в образованных от них словах.

равн — пишется преимущественно в словах, которые связываются по значению с равный («одинаковый») , например: равномерный, равнозначный, сравнить, равнение, равнять(ся), поравняться, всё равно;

ровн — пишется преимущественно в словах, связанных по значению с ровный («гладкий», «прямой») , например: ровнять, сровнять и т. п., уровень;

в слове равнина пишется а.

гар — пишется под ударением , например: зага́р, нага́р, а также в словах и́згарь, вы́гарки;

гор — пишется в остальных случаях , например: загорелый, нагореть.

  • плав — пишется во всех случаях, кроме слов пловец, пловчиха, плывуны .
  • therules.ru

    Презентация по русскому языку «Чередование гласных в корнях -бер-/-бир, -тер-/-тир-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -дер-/-дир-, -стел-/-стил, -блест-/-блист- »

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    ПРОЕКТ Русский язык, 5 класс, «Чередование гласных в корнях -бер-/-бир, -тер-/-тир-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -дер-/-дир-, -стел-/-стил, -блест-/-блист- » Королёва Е.И.

    СРЕДСТВА ДЛЯ ОТКРЫТИЯ Карточки со словами: запереть, собирать, растереть, соберу, запирать, растирать … (Обратите внимание на чередование гласных Е/И в корне слова)

    ПЛАН ОТКРЫТИЯ (построения) нового знания 1. Прочитайте слова, выделите корни в словах, обозначьте чередование. 2. Разбейте слова на две группы. 3. Определите, что общего в группе слов с гласной И в корне. Сделайте вывод о правописании гласной И в корне слова. 4. Сформулируйте правило правописания гласных Е/И в корнях с чередованием.

    2. Актуализация знаний и пробное учебное действие Цель этапа: Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

    Варианты заданий для этапа актуализации: 1. Найти лишнее слово и объяснить свой выбор. Учащиеся объясняют свой выбор в устной форме. Поляна, вода, изложение. 2. Разберите «лишнее» слово по составу, образуйте формы этого слова, подберите однокоренные слова.

    Мотивация к учебной деятельности Цель этапа: Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

    НОВОЕ ЗНАНИЕ (понятие, способ действия) Правописание гласных Е и И в корнях с чередованием

    ПРОБНОЕ ДЕЙСТВИЕ Объяснить правописание гласных в корнях: Соберу / Собирать Растереть / Растирать

    ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ Я не могу объяснить, почему в этих корнях пишутся разные гласные. Я не могу обосновать свой ответ.

    ПРИЧИНА ЗАТРУДНЕНИЯ Мы не знаем правила, по которому можно определить, какую гласную надо писать в данных корнях -бер-/-бир, -тер-/-тир-.

    ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Узнать правило, по которому можно правильно писать гласную в корнях -бер-/-бир, -тер-/-тир-.

    ФИКСАЦИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ ФИКСАЦИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ -бер- -бир-А- -тер- -тир-А- -мер- -мир-А- -пер- -пир-А -дер- -дир-А- -стел- -стил-А- -блест- -блист-А-

    • Королёва Елена Иосифовна
    • 109
    • 30.01.2018

    Номер материала: ДБ-1102770

    Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

    Не нашли то что искали?

    Вам будут интересны эти курсы:

    Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

    Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

    Сертификат о создании сайта

    Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

    Грамота за использование ИКТ в работе педагога

    Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

    Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

    Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

    Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

    Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

    Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

    Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

    Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

    Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    infourok.ru

    Тема «Чередование гласных в корнях — бир-/-бер-;

    1) сформировать умение строить правила на примере правила чередования гласных в корнях — бир-/-бер-;-дир-/-дер-;

    2)сформировать умение применять правило написания И – Е в корнях

    3)тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение работать в группах, умение адекватно оценивать свою деятельность

    Материалы к занятию

    Демонстрационный материал: 1) задание на актуализацию знаний; 2)задание на внимательность; образец для проверки; 3)задание для пробного действия;

    4)список необходимых корней для задания на пробное действие; 5)грамматическая арифметика; 6) шаги плана действий; 7)эталон

    Раздаточный материал:1)карточка для задания на пробное действие;

    2) задание на первичное закрепление во внешней речи;3)основа для выполнения самостоятельной работы; цветные карточки; 4)таблицы для домашнего задания

    1.Мотивация к учебной деятельности.

    — Здравствуйте, ребята! Начинаем урок. Сегодня новая тема, и вы, как всегда, сами сформулируете тему и создадите правило.

    — Сегодня на уроке вы будете открывать новое знание. Как вы будете это делать? (Мы определим, что мы не знаем ,выполнив пробное действие, зафиксируем затруднение, выясним причину затруднения и выведем новое правило, оформив эталон.)

    — Молодцы! Желаю удачи!

    2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

    С чего вы начнете работать? (С повторения того, что нам сегодня потребуется при открытии нового знания.)

    Посмотрите на доску и выполните задание .

    Задание проецируется на доску .

    Распределите слова в два столбика : п..ляна, ф .соль, п.радный, с.наторий, р.чушка, в.дяной, пр.рода, м.рской.

    По какому признаку распределены слова?

    Учащиеся отмечают, что данные слова разделены по признаку «проверяемые / непроверяемые гласные».

    Подберите проверочные слова для слов в левом столбике. ( Поляна- поле, речушка- речка, водяной- воды, морской- море.)

    Ребята, что вы сейчас делали? (Мы подбирали однокоренные слова так, чтобы проверяемая гласная оказалась под ударением.)

    Что такое однокоренные слова? (Это слова, имеющие что-то общее в лексическом значении.)

    Верно. Итак, что вы повторили? (Мы повторили проверяемые / непроверяемые гласные в корне слов.)

    Следующее задание на внимательность:

    1. запирать, запереть, подпереть, перрон

    2. касаться, коснуться, прикасаться, каскад

    3. стелить, расстилать, застелить, пастила

    — Вы должны найти лишнее слово в каждой строке и объяснить свой выбор.

    На эту работу отводится 1 минута. Учащиеся объясняют свой выбор в устной форме. (Все слова одной строки с общим значением, но одно из них к ним не относится.)

    Проверим. (« Запирать», «запереть», «подпереть» — имеют общий компонент значения ‘ запирать ’, значит, лишнее слово «п еррон »; « касаться », « коснуться », «п рикасаться » — имеют общий компонент значения ‘ касаться ’, значит, лишнее слово « каскад »; в третьей строке « стелить », « расстилать », «з астелить » имеют общее значение ‘с телить ’, а слово « пастила » — лишнее.)

    По мере ответов лишние слова подчеркиваются. В результате на доске должна быть запись:

    Итак, все слова однокоренные, кроме одного.

    Далее в строке остаются только слова с чередующимися гласными и выделенными корнями:

    1. запирать, запереть, подпереть

    2. касаться, коснуться, прикасаться

    3. стелить, расстилать, застелить

    Что вы должны сделать дальше? (Мы должны выполнить пробное действие.)

    Ребята, скажите, для чего вы на каждом уроке открытия нового знания делаете пробное задание? (Пробное задание помогает нам понять, ЧТО мы не знаем.)

    А как надо относиться к возникшим затруднениям? (Спокойно.)

    Как вы поступаете дальше, когда понимаете, что столкнулись с затруднением? (Надо остановиться, подумать, где и почему возникла проблема, построить способ решения затруднения и действовать дальше.)

    Верно! Вам обязательно поможет это в работе.

    Что особенного вы можете отметить в отмеченных корнях? (В корнях, которые должны быть одинаковыми, встречаются разные гласные буквы.)

    Задание на пробное действие:

    Объясните правописание гласных в корнях: — пир-/-пер-;-стил-/стел-;-кас-/-кос-

    Корни вывешиваются на доску:

    Кто не выполнил этого задания? Что вы не смогли сделать? (Я не смог объяснить, почему в этих корнях пишутся разные буквы.)

    Кто проанализировал и может объяснить причину вариативности букв? Укажите эталон, которым вы воспользовались.

    Что вы не смогли сделать? не могу обосновать свой ответ.)

    3 . Выявление места и причины затруднения.

    Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были объяснить правописание гласных в корнях данных слов.)

    В чем ваше затруднение? (Мы не знаем, как объяснить правописание гласных в данных словах.)

    Ребята, почему вы испытали затруднение? (Потому что мы не знаем правила, по которому можно определить, какую букву писать в данных корнях.)

    Что вы будете делать дальше? (Построим проект выхода из затруднения.)

    4 . Построение проекта выхода из затруднения.

    Какова же цель вашей деятельности? (Узнать правила написания гласных в корнях — пир-/-пер-;-стил-/стел-;-кас-/-кос-.)

    Ребята, сегодняшняя тема урока включает в себя понятие, которым вы будете пользоваться довольно длительное время. В принципе, этим словом вы пользуетесь и в своей повседневной жизни. Чтобы вы сами назвали термин, предлагаю решить грамматическую арифметику:

    ЧЕРЕДА — окончание + суффикс в глаголе «ПЛУТОВАТЬ» + приставка в местоимении НИК ТО + корень в слове «ПОЕШЬ».

    Итак, какое же понятие вы будете использовать (Чередование.)

    Ребята, скажите, а что такое чередование в нашей повседневной жизни?

    Давайте уточним определение: чередование — это равномерное повторение чего-либо. Что-то повторяется — и складывается в единое целое: день и ночь — сутки; зима и лето — год.

    Так и в грамматике: как только вы увидите некое повторение, равномерное изменение — вы сможете построить целое правило. Совершенно самостоятельно!

    Посмотрите на эти корни. Какие гласные здесь чередуются? (А и О , И и Е )

    Уточните тему урока. (Чередование гласных в корнях — бир-/-бер-;-дир-/-дер-;-мир-/-мер;-пир-/пер-;-тир-/-тер-;-блист-/-блест-/-блещ-;-стил-/-стел-; -жиг-/-жег-.)

    — Итак, когда вы выводите новое правило, на что вы должны обратить внимание в первую очередь? (На закономерность.)

    Верно! А теперь постройте план проекта по созданию нового правила. (Установить закономерность в данных корнях. Сделать вывод о правилах написания гласных в данных корнях. Создать эталон.)

    По мере ответов учитель вывешивает на доске последовательность действий:

    5 . Реализация построенного проекта.

    Итак, давайте установим закономерность. (Корни в словах во всех трех строчках начинаются с одной и той же буквы и заканчиваются на одинаковые буквы, а в середине пишется О или А (вторая строчка ) , Е или И (первая и третья).

    Предлагаю зафиксировать ваши наблюдения в письменном виде в тетради.

    Учитель записывает на доске, учащиеся — в тетради:

    А теперь, в соответствии с вашими наблюдениями, сформулируйте правило в устной форме, строя фразу следующим образом: «В корне . пишется А (О), если за корнем следует суффикс а ».

    в корнях – кос-/- кас- пишется А, если за кор нем следует суффикс А , пишется О , если нет суффикса А.

    в корнях — бир-/-бер-;-дир-/-дер-;-мир-/-мер;-пир-/пер-;-тир-/-тер-;-блист-/-блест-/-блещ-;-стил-/-стел-; -жиг-/-жег- пишется И , если за кор нем следует суффикс А , пишется Е , если нет суффикса А.

    — Вы абсолютно правильно сформулировали правило. Молодцы !

    Вы вывели закономерность, сделали вывод, сами построили новое правило. Какой следующий шаг? (Создать эталон.)

    Предлагаю поработать в группах. Представитель от каждой группы должен будет представить совместно созданный эталон. На работу отводится 5 минут.

    После ответов групп на доску вывешивается эталон:

    doc4web.ru