Правила поведения в условиях вынужденной автономии и природных условиях

Гипермаркет знаний>>Основы безопасности жизнедеятельности>>ОБЖД 10 класс>>ОБЖД: Правила поведения в условии вынужденной автономии в природных условиях

Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях.

Автономное существование человека в природе требует от него серьезной психологической и физической подготовки, так как он попадает в необычные для него условия существования. Вопросы о поведении человека при автономном существовании в природных условиях были подробно рассмотрены в VI классе.

Причины, приводящие человека к автономному существованию в природных условиях, могут быть самые разнообразные. Автономное существование человека может быть добровольным и вынужденным.

Вспомним, что русский художник и путешественник Федор Конюхов на яхте за 224 дня проплыл вокруг света без заходов в порты. Он совершил три лыжных похода к Северному полюсу, в том числе одиночный. Это — добровольное существование человека в природе.

Вынужденная автономия может быть связана с аварией транспортных средств или ошибками в поведении человека, находящегося в природных условиях <�заблудился, отстал от группы и др.).

Во всех случаях вынужденной автономии в природных условиях человек стремится выйти к людям, т. е. вернуться к привычным условиям существования. Благоприятный выход из такой ситуации всегда зависит от степени подготовленности человека, т. е. нужны конкретные знания и определенные навыки поведения в природных условиях (обеспечение водой, ночлегом, ориентирование на местности и продвижение в заданном направлении).
Наиболее доступным и эффективным способом приобретения навыков поведения в природных условиях можно считать подготовку и проведение турпоходов. Туристские походы предоставляют прекрасные возможности для совершенствования духовного и физического здоровья человека. Однако, чтобы любой поход прошел успешно и доставил максимальное удовольствие, к нему необходимо хорошо готовиться и знать основные правила безопасного поведения.

Такие занятия в школе готовятся и проводятся, как правило, преподавателем. В каждой группе для похода должно быть не более 15 человек. По составу и физической подготовке группы должны быть равноценными.
После распределения по группам приступают к подготовке. Подготовку целесообразно начать с изучения района похода и выбора конечной точки похода <�живописное место, озеро, берег реки, лесная поляна и т. д.) и определения маршрута движения. Район путешествия должен быть знакомым, так как цель похода не открытие «новых земель», а отработка навыков поведения в природных условиях.

Для выборе конечной точки маршрута необходимо руководствоваться тремя основными критериями: участок местности, выбранный в качестве конечной точки путешествия, должен быть пригодным для большого привала (организация приготовления обеда и отдыха туристов, а также отработка туристских навыков в установке палатки, разведении костра, преодолении препятствий на местности и др.); расстояние до выбранной точки на местности должно составлять не более 10 км в одну сторону; расчет светлого времени должен быть достаточным для возвращения в исходную точку с резервом не менее чем 1 ч.

Исходя из вышесказанного составляются необходимые расчеты по организации и проведению похода.
1. Определение светлого времени. Для примера рассмотрим выходные дни в мае в средней полосе.

2. Определение оптимального времени сбора группы и выхода в поход. Расчет необходимо производить от определения времени возвращения к месту сбора + 1 час. В мае это может быть время 20 часов + 2 часа (1 час декретный + 1 час летнего времени) = 22 часа (10 часов вечера).

3. Определение времени пребывания в походе с учетом решаемых задач: время в движении к месту большого привала — до трех ходовых часов и 3 ч на возвращение в исходную точку маршрута; 4 ч пребывания на большом привале. Итого 10 ч времени на собственно турпоход.

Если до исходной точки маршрута, возможно, придется добираться каким-либо видом транспорта (автобус, электричка), то на это также необходимо предусмотреть время. Допустим, оно составит 1,5 ч. Следовательно, туда и обратно 3 ч.

Таким образом, на сам поход необходимо 10 ч, время до прибытия в исходную точку маршрута и возвращения к месту сбора составляет 3 ч + 1 ч резервного времени. В итоге получаем 14 ч. Если считать, что время возвращения к месту сбора приходится на 22 часа (10 часов вечера), то, значит, время сбора для отправления в поход придется на 8 (22—14) часов утра. Место сбора определяет преподаватель. Это может быть школа, остановка автобуса или пригородная касса.

Определив временные возможности группы для похода, намечают конечную точку похода, изучают район путешествия и прокладывают маршрут.

Определив конечный участок (озеро, берег реки, живописная лесная поляна и т. д.), необходимо выбрать маршрут движения с учетом местности. Его выбирают так, чтобы он имел минимальное количество поворотов. Точки поворота маршрута намечают у характерных, легко распознаваемых ориентиров. Расстояние между ориентирами не должно превышать 2 км.

Выбрав исходную и конечную точки маршрута, наметив контрольные ориентиры, рассчитывают порядок движения по маршруту. Расчеты оформляют на карте или в специальную таблицу.
Для расчетов принимают: среднюю скорость движения —4 км/ч; длину пары шагов—1,5 м.

Далее совместно с преподавателем следует определить необходимое снаряжение группы для турпохода. В зависимости от поставленных учебных задач в группе можно иметь:

— одну палатку;
— костровое оборудование (таганок в чехле, пила в чехле, большой и маленький топоры в чехлах, спички в непромокаемой упаковке);
— кухонное оборудование;
— маршрутные документы и оборудование (карты маршрута —2 экз., компасы—2 шт., групповые деньги, ремонтный набор, аптечка).

Примерный список личного снаряжения: рюкзак большой с широкими лямками и поясным ремнем; запасная обувь (кроссовки); куртка с капюшоном (штормовка); легкий головной убор (шапочка); две пары носков; полиэтиленовая накидка от дождя; кружка, ложка, миска, складной нож; фляжка для питьевой воды.

Правильно подобранный набор личного снаряжения не должен превышать по весу 6—8 кг.

Далее необходимо потренироваться в правильной укладке рюкзака.

Вначале в рюкзак вкладывают большой полиэтиленовый пакет (вкладыш) для предохранения содержимого рюкзака от влаги. Затем внутрь вкладыша к спине укладывают мягкие вещи, далее — тяжелые: консервы, сахар, крупы.

Сверху продуктов и в карманы рюкзака укладывают вещи, которые могут понадобиться во время движения по маршруту. Личное снаряжение раскладывают в матерчатые или непромокаемые мешки, группируя их применительно к использованию. Правильно уложенный рюкзак должен хорошо прилегать к спине вогнутой стороной.

Далее следует потренироваться в определении сторон горизонта по солнцу и часам. Этот способ дает удовлетворительные результаты зимой. Летом, особенно в южных широтах, ошибки могут достигать более 25°.
Для определения сторон горизонта по солнцу и часам наручные часы держат горизонтально (рис. 1). Часовую стрелку направляют на солнце. Угол между часовой стрелкой и цифрой 12 (если часы установлены по местному времени), цифрой 1 (если часы установлены по декретному времени, период октябрь— апрель), цифрой 2 (если часы установлены по летнему времени, период апрель — октябрь) разделить пополам. Биссектриса угла, образованного между часовой стрелкой и цифрами 12, 1, 2, соответственно покажет направление на юг — север (юг будет находиться в стороне Солнца).


Определение направления движения и его выдерживание. Для ре -шения данного вопроса необходимо вспомнить понятия магнитного и истинного азимутов и порядок их определения.
Азимут— это угол, отсчитанный по ходу движения часовой стрелки между направлениями на север и на ориентир. Азимут измеряется в градусах от 0° до 360°. Если за исходное направление принимается географический меридиан, азимут называется истинным; если за исходное направление принимается магнитный меридиан (направление магнитной стрелки компаса север—юг), азимут называется магнитным (рис. 2).

С помощью компаса определяется магнитный меридиан. Истинный меридиан снимается с топографической карты. Для перехода от истинного меридиана к магнитному необходимо знать величину магнитного склонения, которое указано на карте. В местах, где нет магнитных аномалий, истинный меридиан и магнитный имеют склонение 2—3°, что для нашего передвижения по азимуту практического значения не имеет. Приблизительно можно считать их равными, т. е. азимут, определенный по карте (истинный), можно считать равным магнитному.
При подготовке к походу на карте необходимо проложить маршрут движения, определить контрольные ориентиры и их истинные азимуты (снятые с карты).

Для выдерживания направления движения на местности по рассчитанным азимутам необходимо:

1) выйти в точку начала движения, с которой по карте вычисляется азимут на первый контрольный ориентир;
2) с помощью компаса определить магнитный азимут движения. Для этого нужно установить на шкале компаса против мушки отсчет, равный значению заданного (определенного по карте) магнитного азимута. Затем, отпустив тормоз магнитной стрелки, повернуть компас в горизонтальной плоскости так, чтобы северный конец стрелки установился против нулевого дёления шкалы. Не меняя положения компаса, заметить на местности по линии визирования через целик и мушку какой-нибудь удаленный предмет. Направление на него и будет направлением, соответствующим заданному азимуту.

При движении по азимуту практическая ошибка выхода на контрольный ориентир обычно бывает до одной десятой пройденного маршрута. Поэтому на маршруте желательно намечать промежуточные ориентиры, в качестве которых выбирают не очень отдаленные, ярко выраженные предметы. Достигнув промежуточного ориентира, операцию определения направления движения повторяют на следующий промежуточный ориентир.
В конце занятий необходимо еще раз уточнить время сбора.

Поход начинается с построения, во время которого проверяется готовность к походу (как одеты и обуты туристы). При осмотре рюкзаков необходимо проверить, не забыто ли что- нибудь из снаряжения или питания. Затем необходимо вспомнить о правилах поведения, особенностях маршрута, примерном времени возвращения. После того как одежда, обувь, рюкзаки проверены и неполадки устранены, группа установленным порядком следует к исходному пункту маршрута.

После прибытия группы в конечный пункт похода организуется большой привал. При остановке один-два человека идут за водой, один приступает к разжиганию костра, еще один — к образованию кострища, а остальные отправляются за топливом.

После того как принесены вода, дрова и разожжен костер, около него остаются дежурные, которые следят за огнем и готовят пищу. Остальные отдыхают.

Во время обеденного привала можно просушить одежду и снаряжение, потренироваться в выборе площадки и в установлении палатки. Продолжительность обеденного привала должна быть примерно 4 ч.

При разведении костра и обустройстве кострового места необходимо знать и соблюдать ряд правил.

Площадка для костра выбирается на открытом, но защищенном от ветра безопасном месте, желательно около воды. Костер следует разводить уже на вытоптанных площадках, на старых кострищах или на выбранном месте, предварительно сняв дерн. Все сухие листья, ветви, хвою, траву, которые могут загореться, следует отгрести от кострища на расстояние до 1 — 1,5 м.

Противопожарная безопасность — главное требование при выборе места для костра.

Нельзя разводить костер ближе чем в 4—6 м от деревьев, смолистых пней или корней. Над костром не должны нависать ветви деревьев.

Не разжигайте огонь в хвойных молодняках. Здесь легко может вспыхнуть самый страшный, так называемый верховой, пожар.

Не разводите костер на участках с сухим камышом, тростником, мхом или травой. По ним огонь распространяется с большой скоростью.

Опасен костер на вырубках, где имеются остатки сучьев, веток, сухих листьев.

Не разводите костер на торфяниках. Помните, что тлеющий торф очень трудно затушить, даже заливая его водой. Незамеченное тление может легко превратиться в губительный торфяной пожар.

Не разводите костров в лесу на каменистых россыпях. В таких местах между камнями накапливается лесной хлам и перегной. Огонь, проникший в щели, может распространиться по глубоким и извилистым ходам между камнями, Потушить такой пожар почти невозможно.

Не следует оставлять костер (даже гаснущий) без присмотра. Покидая место бивака, следует обязательно залить костер. Не надо думать, что если дрова уже прогорели и на кострище остались только тлеющие головешки и угли, то заливать его необязательно. Эти головешки могут разгореться спустя много времени после ухода группы.
После обеда (отдыха) группа готовится к походу в исходный пункт маршрута.

Сборы группы начинаются с укладки рюкзаков и уборки места лагеря. Весь мусор тщательно собирают и сжигают. Пустые банки из-под консервов обжигают в костре и закапывают в землю, после чего разгребают и тушат костер, заливая его водой и забрасывая землей. Уходя с бивака, проверяют, не забыл ли кто своих вещей.

Далее определяют путь следования в исходный пункт. Движение по маршруту в обратном направлении осуществляют с соблюдением тех же правил, что и при движении к месту большого привала

1.Вспомните все известные вам способы определения сторон горизонта.

2.Каков порядок определения напрвления движения по заданному азимуту?

3.Подготовьте устное сообщение по теме «Порядок разбивки лагеря для большого привала».

4.Перечислите правила разведения костра и меры пожарной безопасности.

Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Васнев В. А. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Онлайн библиотека с учебниками и книгами, планы-конспекты уроков по Основы безопасности жизнедеятельности 10 класса, книги и учебники согласно календарного плана планирование ОБЖД 10 класса

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

edufuture.biz

Тема: Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях

Актуальность темы: Большинство учащихся города Магнитогорска впервые начинают изучать курс ОБЖ лишь в 10-м классе.(по программе курс ОБЖ должен изучаться с 1-11-й классы).

Многие учащиеся (особенно за последние 8-10 лет) «одомашненные дети», т. е. не владеют элементарными знаниями и умениями пребывания в полевых условиях: неумение учащихся организовать лагерь, разбить костер, приготовить пищу, организовать ночлег, обсушиться и т. д.

Город накладывает определенный отрицательный отпечаток: учащиеся больше стремятся к комфорту и в отсутствие его становятся беспомощными.

1. Ознакомить учащихся с экстремальными факторами выживания

2. Рассказать об ответных реакциях организма.

3. Изучить основные правила поведения в условиях вынужденной автономии.

4. Развитие кругозора.

5. Воспитание чувство взаимовыручки, товарищества.

Вступление: ( 5 минут )

Преподаватель начинает урок с того, что знакомит ребят с данными AGARD, с количеством катастроф за последнее время и с тем, какое количество людей оказались в экстремальных ситуациях (по сводкам МЧС РФ), а так же о количестве погибших в вашем районе и в общем по стране.

Опасные ситуации, как правило, внезапны. Даже большой опыт не всегда подскажет, как лучше поступить, когда нет времени для размышлений…

1 Что такое автономное существование? ( 6минут)

Это существование одного человека или группы людей, волей случая оказавшихся в экстремальной ситуации, один на один с природой. Оно может быть добровольное (если в данной ситуации оказываются люди, профессии которых предполагают работу в природных условиях, например, геологи, нефтяники и т. п.) и вынужденное.

Вокруг незнакомая, порой враждебная суровая природа. На что направить свои усилия, чтобы преодолеть трудности? Как продержаться до прихода помощи, сохранив жизнь и здоровье?

А ведь это не просто, и не только потому, что запасы воды и пищи ограничены, но, главное, на человека в условиях автономного существования неблагоприятно воздействуют различные природные факторы, которые нередко оказываются экстремальными, т е. крайне сильными, вызывающими нарушение функциональной деятельности организма, ставя его на грань катастрофы. На воздействие различных раздражителей организм человека отвечает неспецифическими реакциями, направленными на сохранение гомеостаза: постоянства внутренней среды. Такие реакции называют стрессом. В условиях автономного существования эти изменения функциональной деятельности органов и систем постепенно усиливаются, но до определенного предела остаются обратимыми, т. е. возвращаются к норме после устранения воздействующих факторов. Этот период называется предельно допустимым сроком автономного существования.

2 Факторы выживания ( 8 минут)

Продолжительность предельно допустимого срока автономного существования зависит от многих причин : субъективных и объективных, называемых факторами выживания. Эти факторы условно можно разделить на три группы: антропологические, природно-средовые, материально-технические.

Первая группа включает в себя состояние здоровья, резервные возможности организма, обеспечивающие сопротивляемость его воздействию жары, холода, лишениям и т. д., постоянство внутренней среды – гомеостаз. К ней относятся психологическая подготовленность, мотивация, волевые качества, активно-преобразовательная деятельность, от которой будет зависеть преобладание положительных или отрицательных эмоций. Важные элементы этой группы – это обученность действиям в условиях автономного существования и воля к жизни.

Вторую группу составляют факторы природной среды, оказывающие неблагоприятное влияние на организм человека: температура и влажность воздуха, солнечная радиация, ветер, пониженное барометрическое давление и др. К ней относятся физико-географические особенности района автономного существования: флора и фауна, водоисточники, фотопериодизм и прочее.

Третья группа объединяет факторы, которые обеспечивают защиту человека от воздействия окружающей среды: одежда, аварийное снаряжение, а также подручные средства, используемые для строительства убежища, добывания огня, подачи сигналов и т. д.

3 Психические реакции (10 минут)

Значительно осложняет автономное существование возникновение психических реакций, вызванных экстремальным воздействием, основу которых составляет страх.

Реакция тревоги проявляется либо в пассивной форме – прекращение активной деятельности, своеобразной оцепенелости, невосприимчивости к происходящему, своеобразному параличу воли, либо в активной – панике, стремлению убежать от происходящих событий.

У 12-25% наблюдаются истерические реакции. Они проявляются либо в резком двигательном возбуждении, слезах, порой в бессмысленных, неадекватных ситуации поступках, либо в глубоком стопоре – безразличии к происходящему, полной бездеятельности.

Поскольку ряд факторов – холод, жара, голод, боль, уныние, страх – ведут к развитию стресса, их стали называть стрессорами.

Стрессоры возникают в результате взаимодействия человека с окружающей средой: тепловые и холодовые поражения, отравления, вызванные укусом ядовитых змей, паукообразных, насекомых, употреблением в пищу мяса некоторых рыб, моллюсков, ядовитых растений, контактами с ядовитыми растениями, заражением природно-очаговыми заболеваниями, горной болезнью и т. д.

Боль. Травмы, воспалительные процессы, воздействие высокой или низкой температуры, кислот, щелочей, и т. д. сопровождаются болью, которая представляет собой своеобразную защитную реакцию организма. Не случайно еще в древности боль называли « сторожевым псом» организма. И действительно, человек, лишенный болевой чувствительности, может получить тяжелые, порой смертельные повреждения, так как не сумеет своевременно устранить причину, угрожающую его здоровью. Но именно боль сможет помешать человеку бороться и адекватно действовать. Поэтому окажите первую медицинскую помощь пострадавшим.

Холод. Жара. Снижая физическую активность и работоспособность человека, температурные агрессоры оказывают воздействие на психику человека. Цепенеют не только мышцы, но и мозг, воля, без которых любая борьба обречена на поражение.

Следовательно, нужно укрыться от холода, жары и ветра, защитить организм от переохлаждения или перегрева, в зависимости от местности и погодных условий.

Голод. Человек может обходиться без пищи в течение продолжительного времени, сохраняя работоспособность, однако многодневное голодание ослабляет организм, снижает его устойчивость к воздействию холода, боли и т. д.

Жажда. Может нанести более серьезный вред организму человека, чем голод. Жажда, являясь нормальным сигналом о нехватке жидкости в организме, при невозможности удовлетворить ее из-за недостатка или отсутствия воды становится серьезной помехой для деятельности человека. Поэтому необходимо сразу установить дневную норму расхода воды и пищи, а неприкосновенный запас оставить на крайний случай. Организуйте поиск пищи и воды.

Переутомление. Это состояние организма, возникающее после длительного физического напряжения. Оно таит в себе потенциальную опасность, поскольку притупляется воля человека, делает его уступчивым к собственным слабостям. Избежать переутомления и быстро восстановить силы позволяет правильное распределение физических нагрузок, своевременный отдых, который всеми доступными средствами надо делать как можно полноценней.

Одиночество нередко оказывает сильнейшее воздействие на психику человека.

«Полное одиночество невыносимо», утверждал бесстрашный Ален Бомбар, написавший «За бортом по своей воле».

С одиночеством борются по-разному – читают вслух стихи, стараются вспомнить наиболее приятные моменты в жизни, обсуждают вслух свои планы и т. д. Стараются отвлечься активной физической работой по благоустройству жилища и т. д.

Паника. Одна из наиболее сильных эмоциональных форм, порожденных страхом. Слово «паника» происходит от имени древнего бога Пана, внушавшего людям и зверям непреодолимый ужас. Паника проявляется смятением и растерянностью. Человек в паническом состоянии всегда считает ситуацию смертельно опасной для жизни, утрачивает контроль над своими поступками.

Остановить панику могут только решительные действия.

• Умение применять имеющиеся знания и строго выполнять требования пребывания в той или иной местности.

• Рассудительность и инициативность.

• Способность анализировать и учитывать свои ошибки.

Выжить — значит решить важнейшие задачи:

• Любым способом ликвидировать панику.

• Проанализировать ситуацию и наметить пути выхода из нее.

Для проверки знаний с учащимися проводится тест ( прилагается )

www.testsoch.com

Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях

Понятие автономного существования человека, факторы выживания. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях

Автономное существование — это существование одного человека или группы людей, волей случая оказавшихся в экстремальной ситуации, один на один с природой. Оно может быть добровольное (если в данной ситуации оказываются люди, профессии которых предполагают работу в природных условиях, например, егери, геологи, нефтяники и т. п.) и вынужденное.

На человека в условиях автономного существования неблагоприятно воздействуют различные природные факторы, которые нередко оказываются экстремальными, т е. крайне сильными, вызывающими нарушение функциональной деятельности организма, ставя его на грань катастрофы. На воздействие различных раздражителей организм человека отвечает неспецифическими реакциями, направленными на сохранение гомеостаза: постоянства внутренней среды. Такие реакции называют стрессом. В условиях автономного существования эти изменения функциональной деятельности органов и систем постепенно усиливаются, но до определенного предела остаются обратимыми, т. е. возвращаются к норме после устранения воздействующих факторов. Этот период называется предельно допустимым сроком автономного существования.

1) Антропологические: состояние здоровья, резервные возможности организма, обеспечивающие сопротивляемость его воздействию жары, холода, лишениям и т. д., постоянство внутренней среды — гомеостаз. К этой группе относятся психологическая подготовленность, мотивация, волевые качества, активно-преобразовательная деятельность, от которой будет зависеть преобладание положительных или отрицательных эмоций. Важные элементы этой группы — это обученность действиям в условиях автономного существования и воля к жизни.

2) Природно-средовые — факторы природной среды, оказывающие неблагоприятное влияние на организм человека: температура и влажность воздуха, солнечная радиация, ветер, пониженное барометрическое давление и др. К ней относятся физико-географические особенности района автономного существования: флора и фауна, водоисточники, фотопериодизм и прочее.

3) Материально-технические — факторы, которые обеспечивают защиту человека от воздействия окружающей среды: одежда, аварийное снаряжение, а также подручные средства, используемые для строительства убежища, добывания огня, подачи сигналов и т. д.

Психические реакции — Значительно осложняет автономное существование возникновение психических реакций, вызванных экстремальным воздействием, основу которых составляет страх.

Реакция тревоги проявляется либо в пассивной форме — прекращение активной деятельности, своеобразной оцепенелости, невосприимчивости к происходящему, своеобразному параличу воли, либо в активной — панике, стремлению убежать от происходящих событий.

У 12-25% наблюдаются истерические реакции. Они проявляются либо в резком двигательном возбуждении, слезах, порой в бессмысленных, неадекватных ситуации поступках, либо в глубоком стопоре — безразличии к происходящему, полной бездеятельности.

Поскольку ряд факторов — холод, жара, голод, боль, уныние, страх — ведут к развитию стресса, их стали называть стрессорами. Стрессоры возникают в результате взаимодействия человека с окружающей средой: тепловые и холодовые поражения, отравления, вызванные укусом ядовитых змей, паукообразных, насекомых, употреблением в пищу мяса некоторых рыб, моллюсков, ядовитых растений, контактами с ядовитыми растениями, заражением природно-очаговыми заболеваниями, горной болезнью и т. д.

Боль. Травмы, воспалительные процессы, воздействие высокой или низкой температуры, кислот, щелочей, и т. д. сопровождаются болью, которая представляет собой своеобразную защитную реакцию организма. Человек, лишенный болевой чувствительности, может получить тяжелые, порой смертельные повреждения, так как не сумеет своевременно устранить причину, угрожающую его здоровью. Но именно боль сможет помешать человеку бороться и адекватно действовать. Поэтому нужно оказать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Холод. Жара. Снижая физическую активность и работоспособность человека, температурные агрессоры оказывают воздействие на психику человека. Цепенеют не только мышцы, но и мозг, воля, без которых любая борьба обречена на поражение. Следовательно, нужно укрыться от холода, жары и ветра, защитить организм от переохлаждения или перегрева, в зависимости от местности и погодных условий.

Голод. Человек может обходиться без пищи в течение продолжительного времени, сохраняя работоспособность, однако многодневное голодание ослабляет организм, снижает его устойчивость к воздействию холода, боли и т. д.

Жажда. Может нанести более серьезный вред организму человека, чем голод. Жажда, являясь нормальным сигналом о нехватке жидкости в организме, при невозможности удовлетворить ее из-за недостатка или отсутствия воды становится серьезной помехой для деятельности человека. Поэтому необходимо сразу установить дневную норму расхода воды и пищи, а неприкосновенный запас оставить на крайний случай. Организовать поиск пищи и воды. выживание криминогенный чрезвычайный техногенный

Переутомление. Это состояние организма, возникающее после длительного физического напряжения. Оно таит в себе потенциальную опасность, поскольку притупляется воля человека, делает его уступчивым к собственным слабостям. Избежать переутомления и быстро восстановить силы позволяет правильное распределение физических нагрузок, своевременный отдых, который всеми доступными средствами надо делать как можно полноценней.

Одиночество нередко оказывает сильнейшее воздействие на психику человека. С одиночеством борются по-разному — читают вслух стихи, стараются вспомнить наиболее приятные моменты в жизни, обсуждают вслух свои планы и т. д. Стараются отвлечься активной физической работой по благоустройству жилища и т. д.

Паника. Одна из наиболее сильных эмоциональных форм, порожденных страхом. Паника проявляется смятением и растерянностью. Человек в паническом состоянии всегда считает ситуацию смертельно опасной для жизни, утрачивает контроль над своими поступками. Остановить панику могут только решительные действия.

Шансы на выживание зависят от следующих факторов:

* Умение применять имеющиеся знания и строго выполнять требования пребывания в той или иной местности.

* Рассудительность и инициативность.

* Способность анализировать и учитывать свои ошибки.

* Любым способом ликвидировать панику.

* Проанализировать ситуацию и наметить пути выхода из нее.

Обеспечить возможные условия выживания (суметь укрыться от холода, жары и ветра, защитить организм от переохлаждения или перегрева, установить дневную норму расхода воды, а неприкосновенный запас оставить на крайний случай, при необходимости принять решение на самостоятельный выход к населенным пунктам возникают задачи точного определения своего местонахождения, ориентирование на местности.) Главная задача автономного существования — выжить с наименьшими потерями.

Правила поведения в ситуациях криминогенного характера. Уголовная ответственность несовершеннолетних

1. Мошенничество — открытое изъятие вашего имущества путём обмана или злоупотребления доверием;

2. Хулиганство — грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу;

3. Грабёж — открытое изъятие имущества (без насилия или с насилием, не опасным для жизни и здоровья);

4. Кража — тайное хищение имущества;

5. Разбой — нападение с целью хищения имущества, соединенное с насилием или угрозой насилия, опасных для жизни и здоровья подвергшегося нападению;

6. Рэкет (шантаж) — вымогательство материальных средств, путём угроз и насилия;

7. Вымогательство — требование передачи имущества под угрозой насилия над лицом, под охранной которого находится это имущество, насилие над его близкими, оглашение позорящих сведений и т.д.

8. Вандализм — бессмысленное уничтожение материальных и культурных ценностей;

9. Похищение человека — завладение человеком, изъятие из места его нахождения, перемещение потерпевшего в другое место против его воли и его удержание;

10. Изнасилование — половое сношение с применением физического насилия, угроз или с использованием беспомощного состояния потерпевшей;

11. Покушение на убийство — умышленное действие непосредственно направленное на совершение убийства, но не доведенное до конца по независящим от виновного причинам;

12. Убийство — умышленное или неосторожное лишение жизни человека;

13. Работорговля — захват, покупка или продажа людей в рабство.

Правила поведения в ситуациях криминогенного характера:

· при нападении помнить, что не одна материальная ценность не стоит вашей жизни

· успокоится не паниковать, реально оценить обстановку;

· не ждать помощи от окружающих;

· не надо проявлять ненужного героизма;

· если нападающий несовершеннолетний, не спешите применять против него силу;

· постарайтесь избежать прямого контакта с нападающим, уйти от применения силы с обоих сторон;

· если у нападающего ни холодного, ни огнестрельного оружия, а также подручных средств для нападения (металлической трубы, рельса и т.д.), то и против него нельзя применять вышеперечисленное;

· постарайтесь запомнить приметы преступника: как он одет, возраст, цвет волос, их длину, каков цвет и разрез глаз, глубоко они сидят или навыкате, какого размера у него рот, нос и уши, татуировки, шрамы и т.д.

Уголовная ответственность несовершеннолетних (Раздел V УК РФ):

Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет (часть1 ст. 87 УК РФ). К ним могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия.

Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним (ст. 88, ч.1):

а) Штраф — Статья 88 часть 2;

б) Лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) Обязательные работы (40-160 час, по 2-3 час) — Статья 88 часть 3;

г) Исправительные работы (сроком до 1 года) — Статья 88 часть 4;

д) Арест (после 16 лет сроком от 1 до 4 мес.) — Статья 88 часть 5;

е) Лишение свободы на определенный (срок до 10 лет с отбыванием в воспитательной колонии) — Статья 88 часть 6.

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Чрезвычайная ситуация (ЧС) — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, стихийного природного явления, катастро­фы, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной сре­де, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности (Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенно­го характера»).

Природные чрезвычайные ситуации возникают в результате землетрясений, извержений вулканов, обвалов, лавин, оползней, ураганов, наводнений, крупных природных пожаров и др.

Техногенные чрезвычайные ситуации возникают в результате аварий на промышленных объектах и магистральных трубопроводах, химических аварий, аварий с выбросом радиоактивных веществ, аварий в зданиях жилого и социально-бытового назначения

Выживание в зоне стихийного бедствия обеспечивается четырьмя основными факторами:

1) знанием особенностей природных явлений;

2) умением распознать приближение стихийного бедствия и: подготовиться к нему. Практически ни одно стихийное бедствие не возникает неожиданно. Каждое

каким­-то образом предупреждает о своем приближении;

3) знанием приемов спасения при конкретном стихийном бедствии;

4) психологической подготовкой к действиям в ocoбо сложных условиях.

Для каждого региона России характерны те или иные стихийные бедствия, в результате которых может возникнуть чрезвычайная ситуация. Разница лишь в том, что одни из них более вероятны, а другие менее. В нашей стране возможны: сильные грозы и бури, ypaгaны ­ ветры со скоростью, превышающей 100 км/ч, резкие понижения температуры воздуха, cнeгoпады и метели, бураны и гpaд, лесные пожары, наводнения, сели, оползни, сходы лавин, землетрясения.

Землетрясение. С момента первых слабых колебаний земной коры до разрушительных толчков обычно проходит 15-20 секунд. Поэтому, если вы ощутили первые слабые толчки и вы находитесь в здании на первом или втором этаже, быстро покидайте здание и отходите на открытое место. Находясь выше втopoгo этажа, уйдите из угловых комнат, займите наиболее безопасное место (на удалении от окон, в проемах внутренних капитальных стен, в yглах между стенами, лучше под кроватью, столом, дрyгим прочным И устойчивым предметом).

Самое ненадежное место в доме лифтовые проемы и лестничные клетки.

За первым толчком, как правило, следуют повторные. Используйте затишье для выхода из дома. Берегитесь обрушения на вас кусков штукатурки, стекла, кирпичей, арматуры и т.п.

На улице держитесь дальше от зданий, линий электропередач, столбов, трубопроводов, мостов.

Если землетрясение застало вас в автомобиле, остановитесь (лучше на открытом месте), откройте двери, но не покидайте салона.

Людям, проживающим в сейсмоопасных районах, следует быть внимательными к сообщениям местных opгaнoв ГО и ЧС, строю выполнять их указания и peкомендации.

Иметь запас продуктов питания, воды и средств оказания первой медицинской помощи.

Наводнение. Получив предупреждение об угрозе наводнения (затопления), сообщите об этом вашим близким, соседям. Предупреждение об ожидаемом нaводнении обычно содержит информацию о времени и границах затопления, а также рекомендации жителям о целесообразном поведении или о порядке эвакуации.

Продолжая слушать местное радио (если речь идет не о внезапном катастрофическом затоплении), готовьтесь к эвакуации, перенесите на верхние этажи ценные вещи, окна и двери первых этажей забейте дocками или фанерой.

При внезапном наводнении необходимо как можно быстрее занять ближайшее возвышенное место и быть гoтoвым к организованной эвакуации по воде. Необходимо принять меры, позволяющие спасателям своевременно обнаружить людей, отрезанных водой и нуждающихся в помощи: в светлое время суток вывесить на высоком месте полотнище, а в темное подавать световые сигналы.

Смерч, ypaгaн (тайфун). Если приближается смерч, необходимо по возможности убрать хозяйственное имущество со двора и балконов в дом (подвал), yкрыться в капитальных строениях (дальше от окон), выключить газ, перекрыть воду, отключить электричество

и погасить oгoнь в печах. Будучи застигнутыми на открытом месте, нужно попытаться уклониться от смepча, быстро двигаясь перпендикулярно eгo движению, или при жаться к земле на дне любого углубления (ложбины, oвpaгa ).

Аналогично поступают и при прохождении ypaгaнa.

Время до подхода ypaгaнa используйте для возможного дополнительного укрепления конструкций зданий (особенно крыш), приготовления аварийных светильников, нагревательных приборов, запасов продуктов, воды, медикаментов.

Опасно укрываться от смерча и ypaгaна у мостов, различных опор, столбов и в легких строительных сооружениях! Услышав штормовое предупреждение, откажитесь от выхода из дома и поездок на транспорте.

Сель, снежная лавина. При угрозе селя или лавины, если времени для эвакуации нет, плотно закройте двери, окна, вентиляционные и другие отверстия. Отключите электричество, воду, газ. Легковоспламеняющиеся и ядовитые вещества удалите из дома и при возможности захороните в ямах или погребах.

В случае экстренной эвакуации самостоятельно выходите в безопасные возвышенные места. Имейте запас продуктов питания, воды, одежды и медикаментов.

При сходе лавины постарайтесь укрыться за скалой, деревом, лечь на землю, защитив руками голову, дышите через одежду. При сносе лавиной делайте плавательные движения, чтобы удержаться на поверхности. При погружении в cнeг подтяните колени к животу, прикройте рот руками и подождите прекращения движения лавины. Определить, где верх, а где низ, можно по слюне во рту. Экономя силы, пробирайтесь вверх, перемещая cнeг под ноги и утаптывая eгo.

Защита от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

В районе проживания людей мoгут находиться крупные промышленные предприятия, которые при определенных условиях могyт стать источником различных техногенных аварий и катастроф. Да и жилище может быть источником опасности, например

Наиболее крупными по прогнозируемым масштабам и последствиям и самыми вероятными ЧС техногенного характера являются: аварии с выбросом aвaрийно- химически опасных веществ (АХОВ), радиационные аварии и пожары.

Порядок действий при попадании в зону химического или радиационного заражении:

Прежде всею, внимательно выслушать предупреждающую информацию opганов ГО и ЧС, передаваемую по системе оповещения населения. Если известие об аварии застало вас дома, необходимо за герметизировать свое жилище, подготовить соответствующие cpeдства индивидуальной защиты и приготовиться к эвакуации. Если же вы узнали об аварии на улице, то необходимо, защитив органы дыхания увлажненной тканью, быстро покинуть зону возможного заражения, выходя перпендикулярно направлению ветра, или добраться до ближайшего убежища. Находясь в общественном месте (стадионе, клубе), нужно выполнять рекомендации администрации о порядке проведения эвакуации.

Защита от химической опасности (авария с выбросом аварийно химически опасных веществ).

При оповещении населения местными органами по делам ГОиЧС о химической аварии указываются: тип АХОВ, вероятное направление распространения зараженного воздуха, возможные районы химического заражения и безопасные направления выхода из них; даются рекомендации по использованию индивидуальных и коллективных средств защиты, закрытию окон и дверей, дополнительной их герметизации, использованию подручных средств для непосредственной защиты людей.

При yгpозе отравления АХОВ необходимо как можно быстрее выйти из района заражения, укрыться в убежище.

Защита от радиационной опасности. В первую очередь следует защитить органы дыхания средствами индивидуальной защиты противогазом, респиратором, а при их отсутствии ватномарлевой повязкой, шарфом, платком, полотенцем, смоченными водой; за герметизировать помещение, отключить вентиляцию, занять место вдали от окон, веранд, балконов, включить радио, телевизор и ждать указаний о дальнейших действиях.

Продукты питания следует поместить в полиэтиленовые мешки. Сделать запас воды в емкостях с плотно прилегающими крышками. Продукты и воду поместить в холодильники, шкафы, кладовки.

Приготовиться к возможной эвакуации, но жилых помещений не покидать до особого указания местного oргана гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. По команде ГО ЧС прибыть на сборные эвакуационные пункты, гдe будет осуществляться регистрация и последующая отправка в места эвакуации.

Йодистый калий следует принимать только по рекомендации органа ГО и ЧС в случае аварии на радиационно-опасном объекте! Данная информация сообщается после сигнала «Внимание всем.

revolution.allbest.ru