Третий учебный вопрос
Опасные ситуации криминогенного характера и действия при попадании в них

Снижение уровня жизни, безработица, нехватка доступного жилья, отсутствие жизненных перспектив, обострение социального неравенства, ослабление социальных связей, негативные последствия миграции способствуют криминализации общества. В результате такого положения проявление социальных опасностей связано, как правило, с возникновением криминогенной ситуации.

Криминогенная ситуация – обстановка совершения преступления или содержащая условия, ведущие к совершению преступления.

Социальные опасности, составляющие основное содержание криминогенной ситуации, являются опасностями криминогенного характера.

Можно выделить две группы криминогенных опасностей:

  1. Предполагают психическое воздействие на человека (шантаж, мошенничество, воровство).
  2. Предполагают физическое насилие над человеком (разбой, бандитизм, убийства, изнасилования и т.д.).

    Для обеспечения личной безопасности необходимо своевременно обнаружить наличие криминогенных опасностей и следовать правилам поведения, позволяющим оптимальным образом выйти из криминогенной ситуации.

    Рекомендации по обеспечению личной безопасности

    Общие правила

    Необходимо постоянно прокручивать в мыслях опасные ситуации, находя достойный выход из них.

    Будьте разборчивы в знакомствах. Не оставайтесь в обществе малознакомых людей, особенно ночью, не распивайте с ними спиртные напитки.

    Проявляйте осторожность, когда заходите в подъезд своего дома, если рядом с ним или внутри него находятся незнакомые люди.

    Не садитесь в прицепные вагоны трамвая, в вагоны электропоездов, если в них нет других пассажиров.

    Старайтесь не оставаться в одиночестве на даче или в садовом домике, когда основная масса дачников находится в городе.

    Без необходимости не носите на себе ценных вещей.

    На всякий случай носите ключи, кошелек и кредитные карточки в кармане, а наличные деньги старайтесь раскладывать по разным (лучше — внутренним) карманам.

    Если вы достаточно регулярно гуляете, бегаете трусцой или катаетесь на велосипеде, периодически меняйте маршруты и время.

    Если вам кажется, что вас преследуют, перейдите через дорогу и установите, проделал ли подозреваемый то же самое.

    Если группа людей останавливает вас и обращается с вопросом типа «Огонька не найдется?», «Который час?» или предложениями «Вытяни счастливый билет», «Угадай наперсток», продолжайте движение, на ходу отвечая, что не курите или что у вас нет того, о чем они спрашивают. Таким образом вы помешаете окружить вас, втянуть в какую-либо авантюру и дадите понять, что не испугались.

    Передвижение в тёмное время суток

    Придерживайтесь середины тротуара или освещённой стороны улицы, избегайте тёмных переулков, якобы сокращающих ваш путь домой, отдалённых участков парков и скверов.

    Не держите руки в карманах.

    Сумку, рюкзак старайтесь держать максимально близко к себе.

    Избегайте «левых» машин.

    В электропоездах старайтесь садиться в первый вагон.

    Старайтесь не ходить по пустынным местам, держитесь подальше от строек, реконструируемых, заброшенных или поставленных под снос зданий, строительных бытовок, открытых подвалов, торговых палаток – от любых помещений, где может затаиться преступник.

    Проявляйте максимальную осторожность во дворе, в подъезде, при входе в лифт.

    Всегда идите навстречу движению, чтобы автомобиль не смог подъехать к вам сзади. Если вам угрожают из притормозившей рядом машины, громко кричите и бегите в противоположную движению сторону.

    Плейером лучше не пользоваться — музыка в наушниках не даст вам услышать шаги и другие настораживающие звуки.

    Возникновение агрессии

    Если в автобусе, трамвае, куда вы вошли, находится пьяная кампания, постарайтесь пройти в следующий вагон, не отвечайте и не реагируйте на дерзкие выкрики и обидные реплики, будьте внешне равнодушны.

    Если вам угрожают оружием – ножом или пистолетом, то совет один: никогда не рискуйте, то есть не оказывайте сопротивление, особенно если нападающий не один. Ситуации, когда вас хотели бы убить, на практике встречаются редко, поэтому не дразните судьбу. Лучше проявите хладнокровие и сдержанность, хорошо запомните приметы нападающего(-их), чтобы помочь милиции задержать его (их). На самом деле часты и опасны случай, когда угрожают чем-то, чтобы добиться или получить что-либо. При этом могут угрожать убийством, избиением и т.д. вас или кого-то из ваших близких. К подобной ситуации следует отнестись самым серьёзным образом и при всех возможных сомнениях, толках и предубеждениях поделиться своей проблемой со старшими, теми, кому вы доверяете, а если таковых нет – обратиться в правоохранительные органы, к участковому.

    Будьте готовы отдать принадлежащую вам вещь, чтобы избежать физического насилия, помните — купить можно все, но не жизнь.

    Нападение в автомобиле

    Находясь за рулем в ночное время или когда вы в машине один, запирайте двери и закрывайте все окна.

    Следите за тем, чтобы ценные вещи (сумочка, кошелек, бумажник и т.п.) не лежали на виду и не привлекали возможных воров.

    Запирайте багажник, тем более если в нем находятся ценные вещи.

    Останавливайтесь на перекрестке или перед светофором так, чтобы впереди было достаточно свободного пространства для маневра (оптимальным расстоянием считается такое, при котором вы видите низ покрышек впереди стоящего автомобиля).

    Старайтесь парковать машину в хорошо освещенных местах, на платных стоянках — ближе к будке смотрителя.

    Бдительность не помешает и в тот момент, когда вы возвращаетесь к припаркованному автомобилю. Нельзя сбрасывать со счетов вероятность того, что преступник проник внутрь вашей машины и теперь прячется в ней, ожидая вашего появления. В ряде случаев злоумышленники забирались в пустые припаркованные автомобили и прятались на полу между передними и задними сиденьями. Когда ни о чем не подозревавшие люди возвращались, преступники набрасывались на них.

    Проявляйте осторожность и в тех случаях, когда вам сигналят с просьбой остановиться для помощи. В такой ситуации гораздо безопаснее (особенно женщине) сообщить о происшествии в ГАИ, нежели останавливаться.

    Если вы все-таки сами решили разобраться в происходящем, опустите стекло ровно настолько, чтобы переговорить с тем, кто вам сигналил, и объяснить, что собираетесь поехать за подмогой.

    Проследите, чтобы все двери были заперты, не пускайте незнакомца внутрь.

    Не выключайте мотор на тот случай, если вам придется спасаться бегством.

    Если по дороге возникает чувство, что вас преследуют, сверните с обычного маршрута и замедлите движение. Этот маневр поможет подтвердить либо опровергнуть подозрения.

    Если преследователь не проедет мимо, постарайтесь остановиться в оживленном, хорошо освещенном и многолюдном месте (больница, торговый центр, бензозаправочная станция и т.д.), привлечь к себе внимание гудком и фарами.

    Нападение насильника

    Следует учитывать то, что насильник, как правило, психологически готов к сопротивлению и это его ещё больше возбуждает, активизирует действия, повышает агрессивность. Поэтому необходимо сделать что-нибудь неординарное, чтобы сбить его с толку. Например, заговорить с ним, заявить, что вы больны, к примеру, какой-нибудь венерической болезнью, СПИДом или гепатитом.

    Сделайте что-либо такое, что наверняка собьёт у него желание продолжить свои действия, – вызовите у себя рвоту, начните справлять свои естественные надобности и т.п.

    Если вы владеете (основательно) каким-либо приёмом, то примените его; если нет, то бейте резко в пах, по глазам (и в глаза – растопыренными пальцами) и т.п. Но всегда, особенно в последнем случае, будьте крайне осмотрительны в оценке цели насильника, его личности, действий, т.к. иногда пассивность, наоборот, может спасти вашу честь и/или жизнь, а активность стоит здоровья.

    Для девушек

    Если вы недавно познакомились с мужчиной, не раскрывайте ему, пока не узнали его получше, все семейные тайны, не приглашайте домой.

    Постарайтесь, чтобы малознакомые мужчины не провожали вас до дома, а таем более до дверей квартиры – вам и вашим близким может угрожать опасность.

    Если вы возвращаетесь поздно и вас не провожает человек, которого вы хорошо знаете и которому доверяете, попросите кого-нибудь из родственников встретить вас на остановке или у дома.

    Не заходите в лифт с незнакомым мужчиной. Если вы дожидаетесь лифта, а в стороне стоит незнакомый мужчина, который не собирается подниматься наверх, не теряйте бдительности – он может в последний момент перед закрытием дверей заскочить в лифт. Лучше при постороннем не заходить в лифт, а дождаться других жильцов.

    Если на вас напали в лифте, кричите, стучите по стенкам, нажмите кнопку вызова диспетчера, оказывайте сопротивление всеми доступными способами.

    Старайтесь прикрывать украшения, если они производят впечатление дорогостоящих.

    Выводы по третьему учебному вопросу

    Особую разновидность социальных опасностей составляют криминогенные опасности, создающие для человека экстремальные ситуации криминогенного характера.

    В настоящее время достаточно высока вероятность попадания человека в такую экстремальную ситуацию. Для обеспечения собственной безопасности и безопасности своих близких целесообразно заблаговременно разработать правила поведения в криминогенных ситуациях различного содержания.

    kurs-obj.narod.ru

    ЧС КРИМИНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

    ЧС СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

    Особую группу негативных воздействий представляют социальные опасности, получившие широкое распространение в обществе и угрожающие жизни и здоровью людей. Существование этих опасностей связано с состоянием демографических процессов и поведенческими особенностями людей отдельных социальных групп. Социальные опасности весьма многочисленны. В их число входят войны и военные конфликты, терроризм, криминализация общества, болезни и др.

    Правила поведения в ситуациях криминогенного характера

    Криминальный, криминогенный — значит преступный. Соблюдение основных правил безопасного поведения: предвидеть опасности, избегать их по возможности, действовать грамотно и решительно — позволяет уберечь себя от преступлений.

    Предвидеть криминогенную ситуацию гораздо проще, чем действовать в ней.

    Главное условие безопасности каждого из нас — возможность избежать непосредственного контакта с человеком, который может нанести вам какую-либо травму: физическую, психическую или духовную. Чаще всего преступник наносит своей жертве несколько криминальных травм. Например, желая завладеть имуществом, преступник запугивает жертву, унижает ее и может нанести физическое увечье. Необходимо соблюдать правила безопасного поведения: предвидеть и избегать опасных ситуаций и при необходимости действовать разумно и решительно. Чтобы не стать жертвой хулиганов, грабителей и маньяков, необходимо соблюдать ряд правил.

    1. Не находиться одному на улице в темное время суток. Если вы вынуждены возвращаться поздним вечером, позвоните домой, и пусть кто-то из взрослых встретит вас.

    2. Выбирайте безопасный маршрут, не искушая себя желанием «проскочить» проходными дворами или безлюдными улицами.

    3. Безопаснее всего идти ближе к краю тротуара навстречу движению транспорта и видеть подъезжающие машины. Если автомобиль начинает двигаться рядом, разумнее перейти на другую сторону улицы.

    4. Никогда и ни при каких обстоятельствах не садитесь в машину к незнакомым и малознакомым людям.

    5. Никогда не заходите в чужие дома и квартиры, если вас даже будут убедительно просить о помощи. В такой ситуации вы можете предложить вызвать милицию, службу спасения или «скорую помощь».

    6. Подходя к подъезду дома, будьте максимально внимательны, особенно поздно вечером или ночью. Убедитесь, что за вами никто не идет.

    7. Не входите в лифт с незнакомыми людьми. Не стойте прямо перед дверью лифта, отойдите чуть в сторону, чтобы вас не могли туда втащить.

    8. Если заметили, что кто-то преследует вас, звоните в двери соседей и зовите на помощь.

    9. Если, кроме вас, никого нет дома, никогда не открывайте дверь незнакомым.

    10. Если же вы оказались в чрезвычайной ситуации — столкнулись лицом к лицу с преступником, нужно постараться запомнить его приметы, по которым его можно задержать. В целях безопасности рекомендуем вам: по первому требованию уличного грабителя отдать деньги; не тянуть к себе сумку, если ее вырывают, не вступать в пререкания. Говорить спокойно и медленно и быть уверенным в себе. Если возможно, то изменить свой маршрут и постараться уйти в безопасное место.

    studopedia.ru

    План-конспект урока ОБЖ (11 класс) по теме:
    Чрезвычайные ситуации криминогенного характера.

    Чрезвычайные ситуации криминогенного характера.

    Уголовная ответственность несовершеннолетних.»

    Предварительный просмотр:

    проведения открытого урока

    с учащимися 11 класса

    «Чрезвычайные ситуации криминогенного характера.

    Уголовная ответственность несовершеннолетних.»

    Тип урока: комбинированный

    Количество часов: 2 часа

    Учитель ОБЖ: Решетников Леонид Алексеевич

    проведения открытого урока в 11 классе

    Учитель: Решетников Л.А.

    Тема: «Чрезвычайные ситуации криминогенного характера. Уголовная ответственность несовершеннолетних».

    Тип Урока: комбинированный

  3. Обучающая:
  4. сформировать теоретические знания учащихся по теме «Чрезвычайные ситуации (ЧС) криминогенного характера. Уголовная ответственность несовершеннолетних»;
  5. ознакомитьб с правилами поведения в ситуациях криминогенного характера и основами самообороны.
  6. Воспитывающая:
  7. воспитывать у учащихся внимательность, осторожность, исполнительность и выдержку.
  8. Развивающая:
  1. развивать у учащихся аналитическое и логическое мышление;
  2. развивать умение предвидеть криминогенную ситуацию, избегать её и правильно и решительно действовать.
  3. Организационный момент – 3 мин.
  4. Вводный инструктаж – 5 мин.
  5. Текущий инструктаж – 65 мин.

    Вопрос 1: Опасные ситуации криминогенного характера. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.

    Вопрос 3: Уголовная ответственность несовершеннолетних

  6. Заключительный инструктаж – 7 мин.

    Тема сегодняшнего урока «ЧС криминогенного характера. Уголовная ответственность несовершеннолетних».

    На уроке вы должны:

  7. Ознакомиться с правилами поведения в ситуациях криминогенного характера и основами самообороны.
  8. Закрепить знания УК РФ об уголовной ответственности несовершеннолетних.

    На уроке мы будем использовать презентацию «ЧС криминального характера», УК РФ, Федеральные законы.

    Прежде чем перейти к рассмотрению вопросов темы урока, вспомним или подумаем.

    Вопрос: Какие ЧС криминального характера вы знаете?

    Ответ: Мошенничество, хулиганство, грабёж, кража, разбой, вымогательство, рэкет (шантаж), вандализм, похищение человека, изнасилование, покушение на убийство, убийство, работорговля.

    Вопрос: Кто может дополнить?

    Вопрос 1: «Опасные ситуации криминогенного характера. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера».

    Используя презентацию «Как уберечь себя», рассматриваем ЧС криминогенного характера. Знакомимся с уголовной ответственностью несовершеннолетних в соответствии с УК РФ.

    Запишем ЧС криминогенного характера: мошенничество, хулиганство, грабеж, кража, разбой, вымогательство, рэкет (шантаж), вандализм, похищение человека, изнасилование, покушение на убийство, убийство, работорговля.

    Почему мы сегодня рассматриваем эти ситуации, да потому, что не меньшее зло чем эпидемии и стихийные бедствия приносит человечеству преступность.

    Жизнь и опыт показывают, как важно соблюдать основные правила безопасного поведения: предвидеть опасности, избегать их по возможности, действовать грамотно. Это позволит уберечь себя от многих возможных опасностей, связанных с криминалом.

    Используя презентацию. рассмотрим (раскроем) каждую ситуацию отдельно, приведем примеры.

  9. Мошенничество – открытое изъятие вашего имущества путём обмана или злоупотребления доверием;
  10. Хулиганство – грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу;
  11. Грабёж – открытое изъятие имущества (без насилия или с насилием, не опасным для жизни и здоровья);
  12. Кража – тайное хищение имущества;
  13. Разбой – нападение с целью хищения имущества, соединенное с насилием или угрозой насилия, опасных для жизни и здоровья подвергшегося нападению;
  14. Рэкет (шантаж) – вымогательство материальных средств, путём угроз и насилия;
  15. Вымогательство – требование передачи имущества под угрозой насилия над лицом, под охранной которого находится это имущество, насилие над его близкими, оглашение позорящих сведений и т.д.
  16. Вандализм – бессмысленное уничтожение материальных и культурных ценностей;
  17. Похищение человека – завладение человеком, изъятие из места его нахождения, перемещение потерпевшего в другое место против его воли и его удержание;
  18. Изнасилование – половое сношение с применением физического насилия, угроз или с использованием беспомощного состояния потерпевшей;
  19. Покушение на убийство – умышленное действие непосредственно направленное на совершение убийства, но не доведенное до конца по независящим от виновного причинам;
  20. Убийство – умышленное или неосторожное лишение жизни человека;
  21. Работорговля – захват, покупка или продажа людей в рабство.

    Правила поведения в ситуациях криминогенного характера:

  22. помнить, что не одна материальная ценность не стоит вашей жизни. Вы нужны живыми родителям и близким;
  23. успокоится не паниковать, реально оценить обстановку;
  24. создать спокойную обстановку;
  25. выполнять все требования нападающего (медленно);
  26. не ждать помощи от окружающих;
  27. не надо проявлять ненужного героизма;
  28. если нападающий несовершеннолетний, не спешите применять против него силу;
  29. постарайтесь избежать прямого контакта с нападающим, уйти от применения силы с обоих сторон;
  30. если у нападающего ни холодного, ни огнестрельного оружия, а также подручных средств для нападения (металлической трубы, рельса и т.д.), то и против него нельзя применять вышеперечисленное;
  31. постарайтесь запомнить приметы преступника: как он одет, возраст, цвет волос, их длину, каков цвет и разрез глаз, глубоко они сидят или навыкате, какого размера у него рот, нос и уши, татуировки, шрамы и т.д.

    Вопрос 2: Основы самозащиты.

    Мы говорили о том, что против нападающего на вас человека нельзя применять то, что нет у нападающего. В УК РФ в главе 8 раздел II в ст.37-41 четко прописано о вашей самообороне. Используя УК РФ часть 1 и 2, остановимся на понятии «самооборона», а также исключениях:

  32. при неожиданном нападении;
  33. при нападении профессионального спортсмена;
  34. в условиях крайней необходимости.

    Вопрос 3: «Уголовная ответственность несовершеннолетних» (Раздел V УК РФ).

    «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» (Глав 14 ст.ст.87-96).

    Вопрос: Какое лицо считается несовершеннолетним?

    Ответ: несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет (часть1 ст. 87 УК РФ).

    К ним могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия.

    Дать под запись: «Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним» (ст. 88, ч.1)

    б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

    в) обязательные работы;

    г) исправительные работы;

    е) лишение свободы на определенный срок.

    Статья 88 часть 2 Раскрывается случай наложения штрафа.

    Статья 88 часть 3 Обязательные работы (40-160 час, по 2-3 часа)

    Статья 88 часть 4 Исправительные работы (сроком до 1 года)

    Статья 88 часть 5 Арест (после 16 лет сроком от 1 до 4 мес.)

    Статья 88 часть 6 Лишение свободы на срок до 10 лет с отбыванием в воспитательной колонии

    Статья 89 Назначение наказания несовершеннолетнему (что учитывается).

    Раскрыть понятие «Семья, находящаяся в социально-опасном положении». Привести примеры.

    Рассмотреть вопрос о дальнейшей судьбе несовершеннолетних, находящихся в воспитательной колониях, достигших возраста 18 лет.

    Сегодня на уроке мы рассмотрели вопросы ЧС криминогенного характера, ознакомились с правилами поведения при нападении на вас. Эти правила не являются панацеей от всех бед, но соблюдая их, вы можете избежать возможные уличные опасности и уберечь свою жизнь и здоровье.

    Подведем итоги урока. Особенно активным учащимся выставлены оценки.

    Учитель ОБЖ Решетников Л.А.

    Со слезами на глазах.

    Как в костре горящем таял уголёк.

    Этот день мы приближали, как могли.

    С сединою на висках.

    День Победы! День Победы!

    День Победы, как он был от нас далёк,

    Были версты, обгорелые в пыли, —

    Этот день Победы

    На участие в районном конкурсе-смотре «Наш строй»

    Полное название организации с указанием организационно-правовой формы

    nsportal.ru

    Чрезвычайные ситуации криминогенного характера

    Просмотр содержимого документа
    «Чрезвычайные ситуации криминогенного характера »

    Урок по Основам безопасности жизнедеятельности. Тема урока: «Правила безопасного поведения в условиях криминогенного характера»

    • Понятие о криминогенной ситуации.
    • Зоны повышенной опасности в общественных местах.
    • Прогнозирование экстремальных ситуаций.
    • Как вы понимаете, что такое криминогенная ситуация?

    • Криминогенная ситуация – это ситуация, когда человек оказывается в условиях возникновения преступления или эта ситуация ведет к возникновению преступления.
    • Что самое главное в криминогенных ситуациях?

      Самое главное – не стать жертвой преступления и источником преступления.

      Что такое зоны повышенной опасности в общественных местах?

    • Места скопления людей, где преступникам легко совершить преступление и легко скрыться, называют зонами повышенной опасности.
    • Правила поведения на вокзале:

    • Не оставлять свои вещи без присмотра.
    • Не доверять свои вещи под присмотр незнакомым людям.
    • Лучше всего сдать вещи в камеру хранения.
    • Не разменивать крупные купюры на более мелкие без особой нужды.
    • Чтобы не стать жертвой обмана не стоит играть в различные лотереи, «наперстки», принимать участие в тиражах и розыгрышах.
    • 2. Прогнозирование экстремальных ситуации

    • По выборочным данным при совершении бытовых насильственных преступлений ситуация конкретного преступления была связана с личностью и поведением потерпевшего –
    • При совершении изнасилований –
    • Автотранспортных преступлений –
    • Мошенничества –

  35. А. Воспользуетесь попутным транспортом.
  36. В. Идти кратчайшим путем, пролегающим через дворы, свалки и плохо освещенные места.

    • Б. Идти по освещенному тротуару и как можно ближе к краю.
    • 2. Вам кажется, что кто-то идет за вами следом. Ваши действия:

    • А. Броситесь бежать навстречу.
    • Б. Остановитесь и выясните причину преследования.
    • В. Перейдете несколько раз улицу и, убедившись в правильности подозрений, побежите в людное место.
      • 3. Из приведенных примеров определите наиболее опасное время — время повышения риска для личной безопасности:

      • А. Темнота, спускающаяся на центр города, где люди непринужденно прогуливаются и отдыхают.
      • Б. Раннее утро в заполненной людьми пригородной электричке.
      • В. Сумерки, заставшие человека одного в лесопарке.
        • 4. Опасными местами в любое время суток могут быть:

          • А. Отделение милиции, почта, больница.
          • В. Банки, парикмахерская, пожарная часть.
          • Г. Магазин, ремонтная мастерская, административное здание.
            • Б. Пустыри, заброшенные дома, задние дворы.
            • 5. Девушка заходит в свой подъезд, слышит громкие крики, смех и понимает, что этажом выше находится пьяная компания. Выберите вариант, который вы могли посоветовать девушке:

            • А. Ждать, пока они уйдут.
            • Б. Дождаться взрослого знакомого человека, входящего в подъезд, и попросить проводить до квартиры.
            • В. Спокойно подниматься домой.
              • 3. Подведение итогов.

              • Безопасность каждого человека в обществе во многом определяют условия жизнедеятельности и знание правил безопасного поведения в криминогенных ситуациях, которые мы только что перечислили.
              • kopilkaurokov.ru