Основные принципы оценки инвестиционного проекта

Оценка инвестиционных проектов – непременное условие прогнозирования эффективности вложений. Без неё инвестору невозможно определить экономическую рентабельность, а предприятиям, которые нуждаются в притоке средств со стороны, – обосновать и доказать свою финансовую привлекательность. Такая оценка требуется при кредитовании, страховании рисков, инвестировании и в ряде других случаев.

Классификация принципов оценки инвестиционных проектов

При оценке эффективности руководствуются несколькими основными правилами. Во-первых, реализация и получение инвестиционных средств должны осуществляться в конкретно установленные сроки, вследствие чего финансирование долгосрочных инвестиций необходимо производить из долгосрочных средств. Во-вторых, планирование инвестиционных вложений должно направляться на финансовое обеспечение предприятия в любое время. В-третьих, исходя из соображений необходимой рентабельности, для инвестирования целесообразно выбирать недорогие способы финансирования.

Основные принципы оценки инвестиционного проекта имеют деление:

  • общие методологические принципы, предусматривающие рассмотрение концепции проекта в целом, без учёта его специфики;
  • методические принципы, ориентированные на установление финансовой привлекательности проекта и учёт его особенностей;
  • операционные принципы, предполагающие использование в ходе проведения оценки возможностей информационно-вычислительной техники с целью повышения её оперативности и достоверности полученных данных.
  • Определение эффективности вложения инвестиционных средств предусматривает всесторонний анализ. Оно требует не только финансовой оценки, но и технической, юридической, экономической, организационной и экологической. Из этого следует, что основой для проведения расчёта инвестиционной целесообразности является комплексный подход.

    Раскрытие сущности принципов оценки инвестиционных проектов


    Методологические принципы

    Основные принципы оценки эффективности инвестиционных проектов методологического характера предполагают анализ таких критериев, как результативность, адекватность, корректность, системность, комплексность, ограниченность ресурсов и неограниченность потребностей.

    Определение результативности необходимо для установления степени положительного эффекта: насколько конечные результаты будут превосходить затраченные на реализацию средства.

    Адекватность подразумевает грамотный анализ структуры объекта, в отношении которого планирует направить средства, и объективное прогнозирование его деятельности с учётом потенциальных рисков, которые могут возникнуть в будущем. Принципы учёта финансовых вложений требуют проведение общего анализа финансового состояния предприятия.

    Корректность предусматривает контроль над соответствием используемых методов оценки установленным формальным требованиям, таким как монотонность, антисимметричность, транзитивность и аддитивность.

    Системность – это своеобразное место проекта в общей социально-экономической системе. Рассматривая этот критерий, делается прогноз относительно потенциальных внешних, внутренних и синергических эффектов, которые может повлечь его реализация.

    Комплексность предполагает осуществление всестороннего анализа экономических, социальных и иных последствий, которые могут возникнуть в результате воплощения проекта в жизнь, а также определение конкретных видов и величин потенциально полученных результатов с их затратами.

    Методологические принципы оценки эффективности инвестиционных проектов в обязательном порядке предусматривают изучение критериев ограниченности ресурсов и неограниченности потребностей. Первый заключается в следующем: и воспроизводимые, и невоспроизводимые ресурсы ограничены, поэтому их цена, ориентируясь на которую производится расчёт затрат на реализацию, должна включать потенциальную выгоду, которая могла бы иметь место быть при альтернативном использовании этих ресурсов. Если в ходе такого анализа обнаруживается нулевой эффект, значит проект неприбыльный, а ресурсы используются не лучше/не хуже, чем при возможном альтернативном применении. Неограниченность потребностей говорит о том, что даже самые ограниченные ресурсы можно использовать с высокой эффективностью, поскольку совокупная потребность в них не имеет границ.

    Методические принципы

    Принципы оценки инвестиционных проектов методического характера направлены на выявление специфики проекта, а именно особенностей функционирования конкретного хозяйственного механизма, степени его влияния на оценку проекта другими участниками и возможности согласования их интересов для достижения компромиссного решения. А поскольку наличие нескольких участников подобных отношений предполагает возможность разности их точек зрения, здесь также требуется анализ каждой из них.

    Принципы методологии включают необходимость рассмотрения динамичности действующих процессов, поскольку структура и характеристики объектов, которые входят в проект, подвержены изменениям ввиду влияния самых разнообразных факторов: инфляции, тенденций в рыночной экономике и т.д. Это необходимо учитывать и по возможности прогнозировать.

    Далее следует обратить внимание на анализ неравномерности разновременных затрат и их результатов, в силу чего оценка требует приведение их величин к соизмеримому виду. Это осуществляется при помощи метода дисконтирования.

    Принципы эффективности инвестиционных проектов также включают оценку масштабности проектов и степень их структурированности. Сюда же относится ограниченная управляемость. Управлять уже потраченными, невозвратными средствами, невозможно. Поэтому в расчёт должны браться только будущие прибыли/убытки. Оценка также предусматривает взятие в расчёт факта неполноты информации. Она касается как неопределённости будущего, так и потенциальных рисков. И заключительным методическим критерием является структура капитала и степень его риска. Капитал может быть как акционерный, так и заёмный. Естественно, второй менее рисковый, из чего следует выбор соответствующего дисконта.

    Операционные принципы

    И последняя группа – операционная, включает в себя основные принципы учёта финансовых вложений с применением средств информационно-вычислительной техники. В России наибольшее распространение получило моделирование. В ходе него создаётся определённая экономико-математическая модель, например, модель прямого счёта, в которую заносятся все необходимые экономические показатели. Нередко предпочтение отдаётся симплификации или интерактивному режиму функционирования системы, когда программа анализирует несколько «сценариев» влияния различных факторов на экономическую эффективность проекта.

    www.freshdoc.ru

    Оценка эффективности региональных инвестиционных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

    Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Булгакова Л. Н., Шураева К. В.

    Инвестиционный фонд РФ является принципиально новым инструментом активной государственной инвестиционной политики. В Правилах формирования и использования бюджетных ассигнований данного фонда указано, что они «предоставляются для … реализации региональных инвестиционных проектов », к которым относятся проекты, имеющие «региональное и межрегиональное значение, осуществляемые на условиях государственно-частного партнерства».

    Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Булгакова Л. Н., Шураева К.В.,

    Текст научной работы на тему «Оценка эффективности региональных инвестиционных проектов»

    Булгакова Л. Н., Шураева К.В.

    Оценка эффективности региональных инвестиционных проектов.

    Ключевые слова: Стратегическое планирование, региональная

    политика, инвестиционный проект, Инвестиционный фонд, программы и проекты развития территорий, Правила формирования и предоставления бюджетных ассигнований, методы оценки эффективности, система показателей.

    Краткая аннотация: Инвестиционный фонд РФ является

    принципиально новым инструментом активной государственной инвестиционной политики. В Правилах формирования и использования бюджетных ассигнований данного фонда указано, что они «предоставляются для . реализации региональных инвестиционных проектов», к которым относятся проекты, имеющие «региональное и межрегиональное значение, осуществляемые на условиях государственно-частного партнерства».

    В связи с этим весьма важным представляется совершенствование методов оценки эффективности региональных проектов, т.е. соответствия проекта всем видам показателей эффективности. В данной статье предложена уточненная методика оценки чистого приведенного эффекта и нормы прибыли регионального инвестиционного проекта, учитывающая изменения цен на текущие затраты по задействованным ресурсам на всем периоде его эксплуатации.

    Bulgakova of L. N., Shuraeva K.V.

    Estimation of efficiency of regional investment projects.

    Keywords: Strategic planning, regional policy, investment project,

    Investment fund, programs and projects of development of territories, Rules of forming and grant of budgetary assignations, methods of estimation of efficiency, system of indexes.

    Short-story annotation: An investment fund of Russian FEDERATION is the on principle new instrument of active public investment policy. It is indicated in Rules of forming and use of budgetary assignations of this fund, that they are

    «given for . realization of regional investment projects», which projects, having a «regional and mezhregional’noe value, carried out subject to conditions state-private partnership, behave to».

    In this connection essential is perfection of methods of estimation of efficiency of regional projects, I.e. accordances of project all types of indexes of efficiency. The specified method of estimation of the clean resulted effect and norm of income of regional investment project is offered in this article, taking into account price changes on current expenses on the involved resources on all period of his exploitation.

    Как указывалось выше, регионы обладают значительным инструментарием для регулирования инвестиционной деятельности с целью достижения главной задачи инвестиционной политики — создания необходимого уровня инвестиционной активности и эффективной направленности инвестиций. Важным шагом в формировании эффективного организационно-экономического механизма управления инвестиционными процессами в регионе является также направленный на рассмотрение Правительства РФ проект Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации, в соответствии с которым для ее реализации используются общегосударственная система стратегического планирования, обеспечивающая стратегические национальные приоритеты социально — экономического развития страны и регионов [1].

    Стратегическое планирование осуществляется путем разработки и реализации согласованных концепций, доктрин, стратегий, программ и проектов (планов) развития территорий. В совокупности документы стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации, федеральных округов и отдельных территорий, субъектов и муниципальных образований должны создать основу планирования и реализации инвестиционных проектов и программ бизнеса и обеспечить прозрачность процесса принятия соответствующих решений на

    государственном и муниципальном уровне. Стратегическое планирование должно сочетаться с применением оперативных мер государственной поддержки отдельных территорий и реализации конкретных приоритетных инвестиционных проектов, в том числе с использованием средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и механизмов венчурного финансирования.

    В связи с тем, что Инвестиционный фонд РФ является принципиально новым инструментом активной государственной инвестиционной политики, в целях реализации инвестиционных проектов необходима разработка комплексной программы оптимизации структуры заявки и предоставляемой документации на получение средств из Инвестиционного фонда РФ, а также соответствие проекта ряду требований, в частности, по региональному проекту: направленность на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации в части создания и развития объектов транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктуры государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, а также для реализации инновационных проектов; соответствие регионального инвестиционного проекта стратегии социальноэкономического развития субъекта Российской Федерации, утвержденной в установленном порядке; соответствие объема финансирования регионального инвестиционного проекта за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации минимальному уровню софинансирования; наличие инвестора, подтвердившего готовность участвовать в проекте; стоимость проекта не менее 500 млн. руб.; невозможность реализовать проект без государственных средств; соответствие проекта показателям: финансовой эффективности; бюджетной эффективности; экономической эффективности; социальной эффективности [2].

    В Правилах формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда указано, что они «предоставляются для . реализации региональных инвестиционных проектов», к которым относятся

    проекты, имеющие «региональное и межрегиональное значение, осуществляемые на условиях государственно-частного партнерства».

    В связи с этим весьма важным представляется совершенствование процедуры отбора проектов для Инвестиционного фонда, в частности, совершенствование методов оценки эффективности региональных проектов, т.е. соответствия проекта всем видам показателей эффективности.

    В настоящее время под региональной эффективностью реальных инвестиционных проектов понимается комплексная характеристика вклада проекта в конечные общественные результаты на региональном уровне в производственной и непроизводственной сферах. В работах

    известных ученых (Лившиц В.Н., Лившиц С.В., Липсиц И.В., Косов В.В. и др.) оценку эффективности региональных инвестиционных проектов (ОЭРИП) предлагается проводить в следующих 2-х направлениях:

    рассмотрение регионов, как административно-территориальных единиц РФ, выявление существующих характеристик и специфики, оказывающих влияние на ОЭРИП; рассмотрение теории оценки капиталообразующих инвестиционных проектов [7; 8; 9; 10].

    В соответствии с такой структуризацией указанные авторы

    рассмотрение ОЭРИП ведут по схеме, представленной на рис. 1.

    Регион при этом рассматривается как многофункциональная и многоаспектная социально-экономическая открытая система, имеющая

    прямую и обратную связи с внешней средой (регионквазигосударство, регион-квазикорпорация, регион-рынок и регион-социум). Отсюда следует, что одним из основным критериев оценки регионов с точки зрения состояния их региональной инвестиционной сферы является их пространственная неоднородность: именно она диктует начальные условия для развития инвестиционного рынка и климата, определяет инвестиционную политику региональных властей.

    Существующие в настоящее время методы оценки эффективности регионального инвестиционного проекта и стоимости затрат на его

    Рис. 1. Общая схема оценки региональной эффективности инвестиционных проектов

    реализацию, используют систему показателей, наиболее широко применяемых в отечественной и зарубежной практике, характеризующих инновационную деятельность предприятия, и определяющих технику прогнозирования и управления. Особенностью проектного подхода является его прогнозный и долгосрочный характер, поэтому в применяемом подходе к анализу и прогнозированию учитываются факторы времени и риска.

    Все существующие методы оценки эффективности инвестиционного проекта, в частности, Методические рекомендации по оценке проектов и их отбору для финансирования, методики ЮНИДО и Всемирного Банка, а также последняя редакция Методики оценки эффективности региональных инвестиционных проектов, разработанной Министерством Регионального развития, подразделяются на две группы: основанные на дисконтированных

    и учетных оценках. Выбор метода определяется сроками осуществления проекта, размером инвестиций, наличием альтернативных проектов и другими факторами. В мировой практике чаще всего для оценки эффективности проектов применяют методы, основанные на известных дисконтированных оценках, поскольку они считаются более точными, так как учитывают различные виды инфляции, изменения процентной ставки, нормы доходности и т.д.

    В соответствии с «Методикой расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации» утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 октября 2009 г. № 493, показатели эффективности региональных инвестиционных проектов рассчитываются следующим образом:

    1. Показатель экономической эффективности региональных

    инвестиционных проектов определяется как часть суммарного за все годы реализации регионального инвестиционного проекта произведенного объема валового регионального продукта в субъекте Российской Федерации, который может быть обеспечен в результате реализации указанного

    2. Показатели финансовой эффективности региональных

    инвестиционных проектов определяются как чистая приведенная стоимость проектов и внутренняя норма доходности проектов.

    3. Показатель бюджетной эффективности региональных

    инвестиционных проектов определяется как отношение дисконтированных налоговых поступлений в бюджеты различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, обусловленных реализацией данных проектов, к дисконтированному объему бюджетных ассигнований Фонда.

    4. Показателями социального эффекта, достигаемого в результате реализации регионального инвестиционного проекта, являются:

    а) повышение уровня занятости населения в трудоспособном возрасте;

    б) повышение уровня обеспеченности населения благоустроенным жильем;

    в) улучшение состояния окружающей среды;

    г) повышение доступности и качества услуг населению в сфере транспорта, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.

    5. К критериям эффективности региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение бюджетных ассигнований Фонда, относятся:

    5.1. Соответствие регионального инвестиционного проекта стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

    Оценка соответствия регионального инвестиционного проекта стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации осуществляется в части:

    а) соответствия проекта приоритетным направлениям развития субъекта Российской Федерации, определенным в стратегии социальноэкономического развития субъекта Российской Федерации;

    б) соответствия целей и ожидаемых результатов реализации проекта количественным и качественным целевым индикаторам и планируемым результатам реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

    5.2. Наличие положительных социальных эффектов, связанных с реализацией регионального инвестиционного проекта.

    5.3. Невозможность реализации регионального инвестиционного проекта без государственной поддержки.

    5.4. Соответствие сметной стоимости региональных инвестиционных проектов минимальной стоимости регионального инвестиционного проекта.

    5.5. Соответствие объема финансирования регионального инвестиционного проекта за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации установленному минимальному уровню финансирования проекта.

    5.6. Соответствие региональных инвестиционных проектов критериям финансовой и бюджетной эффективности регионального инвестиционного проекта.

    Расчет показателей финансовой и бюджетной эффективности регионального инвестиционного проекта осуществляется на основе цен и валютных курсов, сложившихся по состоянию на 1 января года, в котором подается заявка на получение бюджетных ассигнований Фонда для реализации проекта (далее — заявка). Все расчеты должны быть осуществлены в номинальных ценах с учетом следующих индексов-дефляторов, рассчитанных по прогнозу Министерства экономического развития Российской Федерации: дефлятору капитальных вложений, дефлятору ВВП и индексу потребительских цен.

    Основным условием обеспечения финансовой эффективности регионального инвестиционного проекта является положительное значение чистой приведенной стоимости (Net Present Value, NPV) проекта.

    5.7. Критерии финансовой эффективности регионального инвестиционного проекта.

    Оценка финансовой эффективности проекта осуществляется на основе финансовой модели регионального инвестиционного проекта.

    5.7.1. Критерий чистой приведенной стоимости проекта (NPV).

    Под чистой приведенной стоимостью регионального инвестиционного проекта понимаются приведенные к моменту времени 0 (началу регионального инвестиционного проекта) с использованием средневзвешенной стоимости капитала прогнозные размеры чистых денежных потоков регионального инвестиционного проекта в период (0, T) и остаточной стоимости бизнеса в момент времени T (последний год прогнозного периода регионального инвестиционного проекта).

    Применение критерия основано на расчете показателя NPV:

    t= П (! + WACCt) П (!+ WACCt)

    FCFt — чистый денежный поток в периоде t;

    FCF0 — чистый денежный поток на начало реализации регионального инвестиционного проекта;

    WACCt — средневзвешенная стоимость капитала регионального инвестиционного проекта на начало периода t, в годовом исчислении;

    VT — продленная стоимость проекта, или оценка стоимости активов, созданных в ходе осуществления регионального инвестиционного проекта на момент времени Т (Terminal Value);

    T — момент времени, ограничивающий срок прямого прогнозирования денежных потоков регионального инвестиционного проекта.

    Инвестиционный проект признается соответствующим критерию финансовой эффективности в случае если NPV > 0.

    5.7.1.1. Расчет остаточной стоимости активов VT.

    В случае если чистый операционный денежный поток последнего года прогнозного периода OCFT WACC .

    5.7.3. В каждом периоде FCFt = OCFt + ICFt + it, где

    OCFt — чистый операционный денежный поток регионального инвестиционного проекта в периоде t,

    ICFt — чистый инвестиционный денежный поток в периоде t,

    it — величина выплачиваемых процентов по кредиту в периоде t.

    Таким образом, оценка эффективности регионального

    инвестиционного проекта предполагает для каждого периода г = 1. Г оценку операционного и инвестиционного денежных потоков регионального инвестиционного проекта.

    5.7.4. Средневзвешенная стоимость капитала регионального инвестиционного проекта на начало периода ^ ЖАСС(, рассчитывается следующим образом:

    WACCt = rt *———^——— + rj * ^ t X Чт + r*

    + ВГ + Вг + ВГ + Вг + ВГ +

    ге — средневзвешенная стоимость собственного капитала

    регионального инвестиционного проекта на начало периода ^

    га — средневзвешенная стоимость заемных источников капитала регионального инвестиционного проекта на начало периода ^

    г — требуемая доходность на вложение капитала из средств Фонда. Значение показателя г ежегодно рассчитывается Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством регионального развития Российской Федерации;

    Ех — величина собственного капитала, инвестируемого в проект, на начало периода ^

    Dt — величина кредитных средств, инвестируемых в проект, на начало периода ^

    Df — суммарная величина ассигнований из средств Фонда и средств субъекта Российской Федерации;

    Тп — ставка налога на прибыль.

    N1 — число инвесторов-участников регионального инвестиционного проекта на начало периода ^ 1=1. Т;

    Е‘ — величина собственного капитала ьго инвестора-участника на начало периода ^

    е‘ — требуемая ьм инвестором-участником доходность на начало периода 1

    г с Пс + Ес * Бс + Ес 9

    Яс — требуемая доходность собственного капитала инвестора-

    Кас — средневзвешенная стоимость долговых ресурсов инвестора-

    участника, за исключением кредитов, инвестируемых в региональный инвестиционный проект;

    Ес — величина собственного капитала инвестора-участника в периоде t в соответствии с прогнозным балансом;

    Dc — величина долга инвестора-участника в периоде t в соответствии с прогнозным балансом, за исключением кредита, инвестируемого в региональный инвестиционный проект.

    Требуемая доходность собственного капитала инвестора определяется по формуле:

    Rf — безрисковая ставка доходности, равная доходности государственных облигаций Россия-30 на момент ^

    Яр — премия за рыночный риск, принимается Rp = 7,4%; в — коэффициент в (бета), отражающий чувствительность стоимости акций инвестора по отношению к портфелю рынка акций в целом. Для инвесторов, акции которых не торгуются публично на российском фондовом рынке, могут использоваться коэффициенты в для акций торгуемых публично компаний (российских или иностранных) сопоставимой отрасли промышленности;

    — возможные премии за риски, включающие валютный риск и специфический риск.

    N0 — число кредиторов регионального инвестиционного проекта на начало периода ^ 1=1. Т;

    — чистая (за вычетом возврата) сумма долговых обязательств, выданных і-м кредитором на начало периода ^

    0 — требуемая і-м кредитором процентная ставка по долговым обязательствам на начало периода 1

    5.7.5. Срок прямого прогнозирования денежных потоков регионального инвестиционного проекта принимается равным 10 годам (далее — прогнозный период). В случае если период реализации проекта длиннее 10-летнего периода, инвестор может выбрать более длительный прогнозный период, приведя обоснование выбора.

    5.7.6. Региональный инвестиционный проект признается соответствующим критерию финансовой эффективности в случае, если подтвержденное значение показателя чистой приведенной стоимости регионального инвестиционного проекта, рассчитанного с учетом использования государственной поддержки, положительно и внутренняя норма доходности, рассчитанная с учетом использования государственной поддержки, превышает средневзвешенную стоимость капитала регионального инвестиционного проекта за период (1. ,,Т).

    5.7.7. Наряду с показателями чистой приведенной стоимости регионального инвестиционного проекта и внутренней нормы доходности также рассчитываются:

    5.7.7.1. Период окупаемости регионального инвестиционного проекта.

    Расчет данного показателя осуществляется из условия:

    При этом предполагается, что все инвестиции к моменту т фактически осуществлены.

    5.7.7.2. Удельная финансовая эффективность регионального инвестиционного проекта.

    Iпу, — суммарный объем инвестиций, осуществленных всеми

    участниками регионального инвестиционного проекта (инвесторами и государством)

    в региональный инвестиционный проект в периоде •.

    5.8. Индекс бюджетной эффективности регионального инвестиционного проекта.

    Бюджетная эффективность регионального инвестиционного проекта оценивается через сопоставление объема инвестиций из средств Фонда в региональный инвестиционный проект и всей совокупности дисконтированных налоговых поступлений в бюджеты различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, обусловленных реализацией проекта.

    5.8.1. В качестве показателя бюджетной эффективности используется индекс бюджетной эффективности Р1В:

    [пу, — объем государственной поддержки за счет средств Фонда в году ^

    г — требуемая доходность на вложение капитала из средств Фонда.

    5.8.2. Региональный инвестиционный проект признается соответствующим критерию бюджетной эффективности, в случае если подтвержденное значение индекса бюджетной эффективности Р1В превышает

    1. Бюджетный денежный поток ВСЕ,, генерируемый региональным инвестиционным проектом в период ^ определяется по следующей формуле:

    ВСЕ, = ТСР*™* + тС¥ШггеС + ШК где

    lCFt — прямой налоговый денежный поток периода t -обусловленные непосредственно реализацией регионального инвестиционного проекта налоговые поступления в бюджет субъекта Российской Федерации и местные бюджеты в течение периода t. Оценка данного показателя производится на основе данных производственной программы регионального инвестиционного проекта, прогнозной структуры активов бизнеса проекта, инвестиционного и налогового законодательства, а также действующих на момент расчета нормативов отчислений налоговых доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты;

    Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52970

    cyberleninka.ru

    Подходы к эффективности инвестиционного проекта

    Инвестиционное мероприятие, а точнее, проект как его разновидность, проходит через несколько оценочных событий, каждый из которых служит разным задачам. На этапе отбора инвестиционного проекта (ИП) в программу или портфели оценка выполняется для целей выбора в интересах инвесторов, компании-инициатора и финансовых институтов. Эти действия неразрывно связаны с понятием эффективности. В настоящей статье оценка эффективности инвестиционных проектов анализируется в контексте теоретического осмысления подходов к решению исходной задачи обоснования и выбора.

    Предпосылки для оценки эффективности ИП

    Исследуемые вопросы мы будем рассматривать с позиции доминирующего стратегического инвестора, как правило, «стоящего за спиной» высшего руководства компании-инициатора ИП. Чуть в меньшей степени нас будет интересовать инвестор-партнер, проявляющий исключительный интерес к выгодному вложению средств, и еще менее значимым будет кредитное учреждение как источник внешних финансовых ресурсов. Тем не менее, все эти лица и есть ключевые заинтересованные стороны в проекте. Им в первую очередь потребуется предоставить максимально объективную и комплексную информацию о том, насколько эффективным будет в итоге вложение средств.

    Преддверием к вопросу об эффективности служит соответствие инвестиционного проекта стратегии предприятия. Представляется, что данное ключевое условие формирует базис успеха ИП. Он связан со стратегическим успехом инициирующей его компании, который далеко не всегда с учетом стадии жизненного цикла прямо сопряжен с финансовым результатом. Приведу простой пример: стратегия территориальной экспансии, завоевания доли рынка на стадии «Детство» может несколько лет не давать ожидаемой прибыли. Да, прибыль придет, но тогда, когда возникнет, например, эффект масштаба, или тогда, когда изменится «входной билет на рынок», и ряд конкурентов вынуждены будут его покинуть.

    Речь идет о том, что эффективность ИП априори должна быть сопряжена со стратегией, которая значимее эффективности и диктует ее образ. А если так, то и формы эффективности носят не только количественный, но и качественный характер. Если стратегия бизнеса имеет системную природу, то и эффективность ИП должна ей соответствовать. Иными словами, быть комплексной и системной. Это означает, что может потребоваться оценка не единичного проекта, а группы связанных проектов или целой программы. Эффективность может носить черты социальной, экологической, технологической, технической или иной полезности.

    Но вернемся к локальной инвестиционной задаче. Вопрос об оценке эффективности ИП может оказаться бесполезным, если цифры об инвестиционных потребностях и по реализуемому рыночному спросу на продукт проекта окажутся взятыми «с потолка». Качеством такой информации определяется ключевой КФУ проекта. Допустим, у предприятия собственная нераспределенная прибыль не наработана, собственники предприятия не располагают ликвидным обеспечением.

    Ситуация не безвыходная, если владелец, «стоящий у руля», уверен в каждой цифре плана денежных потоков, просчитанных вдоль и поперек маркетологами, службой продаж, техническими специалистами, финансистами. При этом сама идея проекта должна возникнуть из стратегии. Эти два базовых условия открывают «ворота» перед оценкой эффективности, а без их соблюдения я не советую переходить к расчетам и даже думать о привлечении инвесторов и заемного капитала.

    Понятия эффекта и эффективности ИП

    К сожалению, приходится констатировать определенную невнятность понятий эффекта и эффективности, рассматриваемых в контексте инвестиций, инвестиционных проектов и в законодательстве, и в литературных источниках. Ниже из основных словарей, применяемых в современной деловой практике, выбраны и представлены вашему вниманию определения данных категорий. Для начала проанализируем понятие эффекта в общеупотребительном контексте и применительно к ИП.

    Понятие эффекта сопряжено с результатом, отличным от базового состояния и характеризующимся каким-либо новым качеством, которое возникает в процессе действия (комплекса действий) относительно объекта. Это общее понимание эффекта. Примеры эффектов домино, бабочки, мультипликатора, синергии, усталости и т.п. являются давно устоявшимися и распространенными штампами бытового и научного восприятия. Всех их роднит следующее.

    1. Принципиально новое качество системы.
    2. Выраженный результат нового качества.
    3. Предваряющее новое качество действие.

    Не претендуя на истину, мы можем допустить, что эффект ИП определяется как составляющая часть продукта проекта. Иными словами, эффекты – это части того, под создание чего инвестор вкладывает деньги, кредитор выдает заем, то, что менеджер проекта сдает заказчику, а потребитель в дальнейшем использует. Предположим, рассматривается проект глубокой модернизации прокатного стана металлургического предприятия. Продуктом ИП является, например, сортовой стан-350, прошедший реконструкцию и модернизацию. Состав эффектов в продукте разнообразный:

  • технические улучшения;
  • технологические эффекты;
  • трудовые новации;
  • социальные трансформации;
  • финансовые эффекты;
  • бюджетные поступления;
  • изменение экологической обстановки.
  • Эффекты могут быть как положительные, так и отрицательные. Например, за счет высвобождения двенадцати операторов ПУ и восьми вальцовщиков стана горячей прокатки возникает положительный эффект роста производительности труда. Одновременно ухудшаются показатели занятости населения района, в котором металлургическое предприятие является градообразующим (отрицательный эффект). А можно ли сказать, что имеют значение исключительно финансовые эффекты? Полагаю, что нельзя. Взять хотя бы эффект динамики социальной значимости инвестора в связи с проектом.

    И, наконец, главное в предмете нашей статьи – понятие эффективности. Предлагаю под эффективностью ИП понимать совокупную выгодность эффектов проекта, комплексно определяемую из ряда соотношений эффектов и издержек на достижение их результатов. Данное определение максимально близко позиции, изложенной в экономико-математическом словаре, приведенной выше. Качественные формы эффективности в большинстве случаев не могут быть сопряжены с количественными. К последним относятся финансовая, бюджетная эффективность, отдельные критерии трудовой эффективности (например, рост производительности труда в соотношении с издержками).

    Разнообразие видов эффективности ИП

    Краеугольная мысль предыдущих разделов заключается в том, что, поскольку в одном ИП заключено несколько эффектов, то и эффективностей проекта с позиции продуктовой направленности присутствует тоже не одна и не две, а больше. С точки зрения интересов проектных субъектов в Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов (8) предписано императивно-нормотворческое деление эффективности на виды. Данный подход вот уже полтора десятка лет является официальным, поэтому ниже приведена выписка из указанного документа, в которой представлены виды эффективности инвестиционных проектов с разделением их на две основные группы: с позиции цельного взгляда на ИП и с позиции его участников.

    Логика законодателя в данном вопросе предельно ясна и понятна, в ней превалируют социально-экономические интересы общества. И в принципе это очень добротная классификация. Ряду эффективностей на нашем сайте посвящены некоторые опубликованные материалы на темы, посвященные коммерческой эффективности проекта и методологии оценки бюджетной эффективности. Вне всякого сомнения, на нашем портале будут рассмотрены все локальные эффективности ИП, указанные в настоящих рекомендациях.

    Эффективность инвестиционного проекта как категория синтетическая и комплексная своим венцом имеет экономическую эффективность, которая определяется конечными интересами проектных субъектов, наиболее близких к ИП. К ней, в итоге, приводят все иные качественные и количественные эффективности, вызванные первичными неэкономическими эффектами. Взять хотя бы отрицательный экологический эффект. Он приводит либо к запрету проекта из-за социально-экономической неэффективности, либо к увеличению расходов на проект инвестиционного характера. И только общая «экономика» проекта способна ответить на вопрос: вытянет финансовый результат экологические издержки или нет.

    Главенствующее место в рассмотрении управленческих решений об инвестициях занимает экономическая эффективность. Она же доминирует во многих видах эффективности, указанных в Методических рекомендациях. С этой точки зрения коммерческая эффективность является частным случаем экономической эффективности, чего нельзя сказать об общественной эффективности. Объективно общественная эффективность проекта часто идет вразрез с эффективностью экономической, вспомним пример с экологическим эффектом. Подводя небольшой итог, стоит еще раз подчеркнуть, что экономическая эффективность – это ключевой лейтмотив всей оценочной работы рассматриваемого направления и определяемый стратегией верховный ориентир для принятия решения по ИП.

    Составы принципов оценки эффективности ИП

    Экономическая эффективность проекта оценивается с позиции трех основных требований к результатам проекта. Они заключаются в возмещении инвестированных средств формированием финансового результата, связанного с проектом, в обеспечении заявленной нормы доходности и приемлемой окупаемости вложений. Исполнение этих условий предопределяет набор правил, которые должны соблюдаться при оценке ИП. Рассмотрим основные принципы оценки эффективности инвестиционных проектов.

  • Использование внешней и внутренней инфраструктуры проекта (рыночной, организационной, управленческой, экспертной) для получения максимально достоверной информации о потенциале выгод и издержек (роста продаж, прибыли, производительности и т.д.).
  • Обоснованность прогнозов денежных потоков ИП по шагам всего расчетного периода.
  • Учет временного фактора и приведение прогнозируемых в разное время денежных потоков к начальному моменту ИП для обеспечения их сопоставимости в единой шкале ценности.
  • Учет инфляционных процессов, факторов неопределенности и проектных рисков при проведении оценочных мероприятий.
  • Применение принципа альтернативной стоимости ко всем ресурсам, которые используются в проекте, но созданы до его старта.
  • Учет возможностей упущенной выгоды с позиции ее максимального уровня в условиях альтернативного использования таких ресурсов.
  • Учет при расчете эффективности не только инвестиций во внеоборотные средства, но и в оборотный капитал, работающий на результат ИП.
  • Сопоставление альтернативных проектных и непроектных стратегий, когда обязательно присутствуют иные альтернативы решения задачи развития по другим проектным «веткам» и без проекта в принципе.
  • В условиях доминирования экономической эффективности учет и других внеэкономических эффектов.
  • Итерационность и поливариантность оценочных мероприятий, которые позволяют достигать более достоверного, глубокого обобщения и выводов по проекту.
  • Добровольность участия в инвестиционном проекте и учет многообразия интересов заинтересованных сторон.
  • Минимизация искажения существенных аспектов оценки из-за неточности или неполноты информации, принимаемой в расчетные сведения.
  • Приоритет здравого смысла и экономической логики над формальными методами и моделями оценки.
  • Подходов к формулированию принципов оценки эффективности ИП может быть несколько. Достаточно лаконичный и в то же время всеобъемлющий подход я обнаружил в учебнике «Инвестиционный менеджмент» Н.Д. Гуськовой (4). Представленная ниже схема демонстрирует деление принципов оценки на три основные категории методологических, методических и операционных принципов.

    Теоретическая концепция оценки эффективности ИП

    Теоретическая опора важна для успешной ориентации в большинстве прикладных вопросов управления. Особенно это касается экономического анализа, к которому относится и оценка эффективности. Значение имеют две-три сильные идеи, которые в определенной исторической перспективе могут быть приняты за аксиому. В свое время еще Архимед говорил о точке опоры, без которой в практике никак. Представляется, что наиболее глубоко теория оценки эффективности ИП проработана в книге «Экономическая оценка инвестиций» под редакцией профессора М.И. Римера (1). Далее вашему вниманию представлена концептуальная теоретическая модель основных аспектов нашей предметной области.

    На мой взгляд, коллективом авторов весьма грамотно выдвинута гипотеза о некой мере соответствия между целями, экономическими интересами инвестора и решениями, заложенными в проект. Решения должны быть подготовлены комплексом маркетинговых мероприятий, технико-технологическим замыслом, найденными управленческими, организационными, процедурными находками. Через эту сферу формируется особый коммуникационный канал с единой терминологией, измерительной базой, имеющий согласованные критерии предварительной оценки эффективности задачи.

    Если мера соответствия определяется как достаточная и при этом лишена существенных противоречий, имеет смысл дальше заниматься с нормой доходности, заявляемой инвестором, и с финансовой моделью проекта. Авторы выделяют в модели две основные линии. Первая из них, названная «ветвью экономических интересов», касается нормы доходности инвестора, ее дифференциации и методов включения в расчет. Если с пунктами 3 и 5 я вполне согласен, то блок дифференциации нормы дохода вызывает некоторые сомнения. По моему мнению, коммерческая эффективность ближе всего к сущности инвестиционного проекта. А общественная эффективность имеет двойную природу: во-первых, она практически всегда увеличивает требования к норме доходности, во-вторых, сама часто является фактором риска для ИП.

    Вторым направлением развития модели служит последовательность реализации мероприятий для целей принятия решения об инвестировании (этапы 1.2→6→13). Данные действия основаны на теории и методологии планирования кэш-флоу, анализа и оценки проекта. Критерии формирования притоков и оттоков ДС, основанные на специальных принципах, позволяют для их группировки использовать как предметно-целевой признак, так и структурировать потоки по частям проектного баланса. Модели движения ДС подлежат неоднократной балансировке, для чего необходимо методологическое обоснование. И только оптимизированная модель с итоговыми показателями эффективности и надежности может быть интерпретирована для принятия решения.

    Модели и этапы оценки эффективности ИП

    Методы оценки эффективности инвестиционных проектов делятся на статические и динамические. Разница между ними состоит в том, что критерии учета фактора времени, инфляции и проектных рисков в более простых статических моделях оценки не учитываются. Тем не менее, статические методы, досконально разработанные еще в советское время, до сих пор не потеряли своей актуальности. Это связано с тем, что они весьма просты в исполнении, позволяют быстро получать наглядную картину эффективности и на первом этапе оценочных мероприятий дают хороший предварительный результат.

    Обычно проектные идеи приходят либо на сессиях стратегического планирования, либо достаточно спонтанно. В эти моменты важно не упустить возможность. Быстро «прикинув» основные параметры эффективности в статическом варианте, добавив к ним два-три динамических показателя (NPV, PI, PP), можно смело либо отказываться от непродуктивной идеи, либо давать ей ход. Состав основных моделей оценки ИП с позиции экономической эффективности представлен на схеме далее.

    Динамические методы относительно сложные не в силу применяемых математических выражений, а из-за того, что сама логика расчета эффективности далеко не безупречна. Они требуют, откровенно скажем, высоких компетенций и глубокого экономического видения инвестиционной ситуации. Поэтому данным методам мы уделяем внимание в отдельных материалах, раскрывающих всю проблематику дисконтирования, учета рисков и т.п. Здесь же мне хочется остановиться на статических показателях.

    В настоящее время в деловой среде активно развивается полемика на предмет эффективности. И рентабельность часто стала попадать под пресс критики как не соответствующая понятию эффективности (9). К сожалению или счастью, я остаюсь на позиции, что эффективность в ряде случаев вполне корректно определяется через показатель рентабельности инвестиций или капитальных вложений, рентабельности активов проектного баланса и т.д. У этого показателя даже есть иное название – коэффициент экономической эффективности инвестиций. Показателями статических методов также являются следующие основные критерии:

    • коэффициент доходности инвестиций;
    • коэффициент сравнительной экономической эффективности;
    • минимум приведенных затрат;
    • срок окупаемости;
    • срок амортизации.
    • Как вы думаете, какое отношение к эффективности имеет срок амортизации объектов реализованных капитальных вложений? Срок восстановления стоимости вложенного капитала вполне может служить мерилом эффективности, ведь приток ДС в результате эксплуатации, например, созданных в проекте основных средств направлен на такое восстановление. Данный показатель рассчитывается как отношение произведенных инвестиций к среднегодовой величине притока ДС, генерируемого активом.

      Завершаем вводную статью, посвященную теории эффективности инвестиционных проектов. В ходе размышлений на данную тему нами установлено, что важное значение имеет вид эффективности, рассматриваемый в текущий момент. Ряд эффектов носит внеэкономический характер, но финансово-экономические их формы превалируют, поэтому экономика ИП занимает главенствующее место. Оценка эффективности проекта носит итерационный характер и включает в себя повторяющиеся этапы, основанные на статических и динамических моделях. Все это проект-менеджеру, особенно в первые годы работы, осмыслить непросто, но весьма полезно понять.

      projectimo.ru