Правила игры в длинные нарды


Устройство игровой доски, шашки и кости



  • Доска для игры в длинные нарды состоит из 24 полей, или пунктов, имеющих вид узких вытянутых треугольников. Пункты сгруппированы по 6;
    Нумерация пунктов у каждого игрока собственная, в данном случае доска показана, как её видят черные;
  • У каждого игрока имеется по 15 шашек одного цвета (черные и белые);
  • Также имеется две игровые кости, которые в нардах традиционно называются «зары».

Цель игры – провести все свои шашки в дом и снять их с доски раньше, чем это сделает второй игрок. У черных дом находится на пунктах 1-6, у белых – на пунктах 13-18 (вид со стороны черных).

Право первого хода разыгрывается следующим образом: игроки бросают по одной кости, и у кого выпало больше очков – тот и будет ходить первым. В процессе игры бросают одновременно две кости.

Первоначальная расстановка шашек, правила хода

рис.1 Исходная расстановка шашек в классических длинных нардах

В начале игры все 15 шашек располагаются на 24 позиции – т.н. «голове».

По правилам игры с головы можно снимать только одну шашку за один ход. Это правило имеет исключение для первого хода. Если у игрока, который ходит первым, выпадает дубль: 6-6, 4-4 или 3-3 – он имеет право снять с головы 2 шашки. Соответственно второй игрок своим первым ходом на дубль тоже может снять две шашки, если он не сможет пойти своей одной шашкой полный ход.

В процессе игры шашки двигаются против часовой стрелки друг за другом а не навстречу, как в коротких нардах.

Когда игрок бросает кости, то он обязан в соответствии с выпавшими очками передвинуть свои шашки, руководствуясь следующими правилами:

  • Если на пункте стоит шашка противника, то на этот пункт ставить свою шашку нельзя;
  • Ходить надо строго на то число очков, которое выпало на кости;
  • Двигать можно любое количество шашек;
  • Нельзя суммировать очки на двух костях – надо перемещать шашку сначала на число очков, выпавшее, на одной кости, а потом – на число очков, выпавшей на второй;
  • На одном пункте может стоять любое количество шашек;
  • Игрок обязан, даже в ущерб себе, использовать все выпавшие очки. Если есть два хода, один их которых использует одну кость, а другой – две, игрок обязан сделать ход, использующий обе кости (т.н. «правило полного хода»);
  • Если у игрока нет допустимых ходов, он пропускает ход;
  • Выстраивая последовательность шашек, игрок не имеет права делать непроходимый заслон перед шашками противника, если впереди этого заслона нет хотя бы одной шашки противника.

Выбрасывание шашек с доски

В момент, когда все шашки уже заведены в дом, игрок может начинать снятие шашек с доски.

Вывод шашек происходит следующим образом:

  • Игрок имеет право снять с доски шашку, которая стоит на позиции, соответствующей числу выброшенных на кости очков;
  • Если таких шашек нет, то игрок обязан передвигать шашки с более старших позиций;
  • Если нет более старших позиций – игрок снимает фишки с более младших;
  • Снимать на каждом ходе необязательно, можно просто перемещать шашки в доме.
  • Игра на ставки, марс

    В длинные нарды играют по определенной ставке за выигранное очко. Если игрок не успевает снять ни одной шашки до того, как его противник уже снял все – то такая ситуация называется «марс», и ставка умножается на два. Кокса, как в коротких нардах, в длинных нардах не существует.

    Чтобы поиграть в длинные нарды онлайн, принять участие в турнирах по длинным нардам, начни игру.

    www.fpclub.ru

    Все новости

    Правила игры в классические нарды (длинные)

    Количество шашек на доске по 15 у каждого игрока, которые расставляются на своей части доски вдоль правой стороны.
    Наборы шашек у игроков разного, обычно черного и белого цвета.
    Количество зар — 2.
    Игроки по очереди выбрасывают зары (игральные кости).
    Первоначальная расстановка шашек показана на Рис.1

    2.2. Термин «выбрасывать» означает делать шашкой такой ход, чтобы она оказывалась за пределами доски. «Выбрасывать» шашки можно только после того, как все шашки «пришли в дом». Следовательно, белые идут из зоны 13-18 в зону 7-12, а черные из зоны 1-6 в зону 19-24 (Рис.2).

    3.1. Игрок кидает одновременно два кубика (зары).
    После броска игрок передвигает любую из своих шашек на число клеток, равное выпавшему числу одного из кубиков, а затем одну любую шашку на число клеток, равное выпавшему числу другого кубик.
    То есть, если на одном кубике выпало «три», а на другом «пять», то, соответственно, можно передвинуть одну свою шашку на три клетки, а другую на пять клеток. В этом случае можно передвигать одну шашку на восемь клеток.
    Какой ход первым делать, большее выпавшее число или меньшее, не имеет значения.
    При этом с головы можно брать только одну шашку (Рис. 3).

    Первый бросок партии предоставляет игрокам исключение из вышеуказанного правила.
    Если одна шашка, которую только и можно снять с головы, не проходит, то можно снять вторую.
    Таких бросков для игрока всего три:
    шесть-шесть (6**6);
    четыре-четыре (4**4)
    три-три (3**3)
    В данной ситуации сыграть одной шашкой полный ход нет возможности, так как мешают шашки противника, стоящие на голове. Если выпадает одно из таких сочетаний, то игрок может снять с головы две шашки.
    Примечание: При первом броске белых 5-5, и последующем броске чёрными 4-4, последние снимают одну шашку с головы играя одну четвёрку, так как пройти дальше мешает созданная помеха.
    3.2. Нельзя передвигать две шашки на число клеток, указанное одним кубиком, а потом на число клеток, указанное другим кубиком. То есть, если выпало пять-четыре, нельзя пойти сначала одной шашкой на два, потом другой на три (то есть отыграть двумя шашками пятерку) и потом так же отыграть четверку.
    3.3. Если на обоих зарах выпадает одинаковое количество очков (дубль, гош, куш), тогда количество очков удваивается, т.е. игрок играет так, как будто кинул 4 зары и может сделать 4 хода на число ячеек, выпавшее на одном кубике.
    3.4. До окончания своего хода игрок может передвигать свои шашки по своему усмотрению, если это не противоречит настоящим Правилам. Ход считается сделанным, когда игрок с доски забрал свои зары.
    Если ход при этом оказался незаконченным или противоречащим правилам, оппонент имеет возможность принять ход в том виде, как он сделан, либо потребовать от игрока сделать правильный ход.
    3.5. Запрещено выставлять блок (заграждение; мост) из шести шашек — и даже “пробегом”, если впереди этого блока нет шашки соперника (Рис. 4).

    www.rovertime.ru

    Игра длинные нарды, правила

    При игре в длинные нарды перемещение шашек происходит против часовой стрелки, как показано на рисунке.

    Длинные нарды – начало игры.

    Право ходить первым в длинных нардах определяется так: каждый игрок бросает одну зару, у кого больше ходит первым. При равенстве выпавших очков, зары бросают еще раз. Если после одной партии сразу играют другую, то ее начинает победитель.

    Зары (кубики) кидают поочередно таким образом, чтобы оба они упали в одной половине игровой доски и устойчиво легли на грань. Если кубики разлетелись по обеим половинам доски, если хотя бы один из них упал за пределы доски, или даже встал косо, прислонившись к борту или шашке, бросок повторяется.

    В игре длинные нарды можно объявлять бросок соперника недействительным, сказав слово «кестум» непосредственно при броске или перед его началом.

    Цель игры в длинные нарды

    В игре длинные нарды игрок должен пройти всеми шашками полный круг (против часовой стрелки), зайти ими в дом и выбросить их раньше, чем это сделает противник. Дом для каждого игрока — это последняя для движения его шашек четверть доски (с 19 по 24 пункты).

    Длинные нарды – движение шашек

    В игре длинные нарды игрок кидает одновременно два кубика. После броска игрок перемещает любую свою шашку на число пунктов, равное выпавшему числу на одной заре, а потом эту же или любую другую шашку — на число пунктов, выпавшему на другой заре. Например, если на одном кубике выпало «два», а на другом «шесть», то можно передвинуть одну свою шашку на два пункта, а другую — на шесть или можно передвинуть одну шашку на все восемь пунктов. Какой ход первым делать, большее выпавшее число или меньшее, не имеет значения.

    C головы можно взять лишь одну шашку. Исключения возникают в начале игры в случаях, когда одной шашкой пойти нельзя (‘она попадает в голову соперника’), тогда ходят двумя шашками.

    Для первого игрока это даблы: шесть-шесть, четыре-четыре, три-три.

    Для второго игрока вариантов выпадения зар, при которых с головы можно снять две шашки, больше, так как мешать кроме ‘головы’ соперника будут также шашки, которые он уже снял: если противник первым броском кинул два-один, шесть-два или пять-пять, то второй игрок может снять вторую шашку также при бросках пять-пять, шесть-два и четыре-четыре.

    Когда на обоих зарах выброшено равное число очков (дубль, куш, паш, гош), игрок играет так, как будто кинул 4 зары и может сделать 4 хода на число пунктов, выпавшее на одном кубике.

    Опираясь на вышеуказанное, можно сказать, что тактическая задача каждого игрока — занять как можно больше пунктов своими шашками, с целью ограничить движение шашек соперника.
    В ситуации, когда шашки не идут, то есть игрок не может их передвинуть на то количество лунок, которое выпало на зарах(шашки попадают на занятые лунки), очки пропадают, и игрок пропускает ход.
    Игрок не может отказаться от возможного хода, даже если он ему не выгоден. Также игрок не может и сократить ход, например, вместо 6 пойти 3. В ситуации, когда игрок может выполнить любой из двух ходов, но только один он должен походить больший, меньшие очки сгорают. Существует вариант игры, где в такой ситуации игрок имеет право выбора. Выигравшим в этой игре считается тот, кто первым пройдет полный круг и, оказавшись в доме, выбросит все свои шашки. Проигравший платит установленную перед игрой ставку.

    Выбрасывание шашек в игре длинные нарды

    ‘Выбрасывать шашки’ — значит делать ходы, после которых шашка оказуется за пределами доски. Игрок может начать выбрасывать шашки только тогда, когда все его шашки пришли в дом:

    В игре длинные нарды выбрасывать шашки можно только с пунктов, номера которых соответствуют выпавшим на зарах очкам. Например, если выпало 6-3, игрок может вывести с доски одну шашку с 6-го пункта и одну шашку с 3-го. В игре длинные нарды можно выводить шашки с полей меньшего значения, чем выпало на зарах, только если в полях выпавшего значения шашек нет. Например, на зарах выпало 6-5, а на полях 6 и 5 нет шашек, тогда можно вывести две шашки со следующего — четвертого поля, а если нет и там шашек, то с третьего, и так далее.

    Длинные нарды – результаты игры

    Ничьей в игре длинные нарды не бывает. Кто первый выбросил шашки — победитель.

    Длинные нарды с даве: При игре с даве каждый игроков до броска может предложить противнику сдаться или поднять ставку при этом поднятие ставки по договоренности может быть не только в геометрической прогрессии (2-4-8-16 . ), но и в арифметической (1,2,3,4 . ). В начале партии право такого предложения есть у кажого игрока. После поднятия ставки по заявке одного из соперников это право и вместе с ним куб удвоения переходит к другому. Иначе говоря, предложения на увеличение ставки передается по очереди. При игре в длинные нарды с даве нет вариантов марс и оин.

    nardy.biz

    Правила игры Длинные нарды

    Правила игры «Нарды длинные»

    Цель игры «Нарды длинные» — привести все свои фишки в «дом» и снять их с доски раньше, чем это сделает второй игрок.

    Первоначальная расстановка фишек, правила хода

    В начале игры все 15 фишек располагаются на 24 позиции – в «голове».

    По правилам игры с «головы» можно снимать только одну фишку за один ход. Это правило имеет исключение для первого хода. Если у игрока, который ходит первым, выпадает дубль: 6-6, 4-4 или 3-3, то он имеет право снять с головы 2 фишки. Соответственно, второй игрок своим первым ходом на дубль тоже может снять две фишки, если он не сможет пойти своей одной фишкой полный ход.

    В процессе игры фишки двигаются против часовой стрелки друг за другом, а не навстречу.

    Когда игрок бросает кости, то он обязан в соответствии с выпавшими очками передвинуть свои фишки, руководствуясь следующими правилами:

    — если на пункте стоит фишка противника, то на этот пункт ставить свою фишку нельзя;

    — ходить надо строго на то число очков, которое выпало на кости;

    — нельзя суммировать очки на двух костях – надо перемещать фишку сначала на число очков, выпавшее на одной кости, а потом на число очков, выпавшее на второй;

    — соответственно, двигать можно 1 или 2 фишки за ход;

    — на одном пункте может стоять любое количество фишек;

    — игрок обязан, даже в ущерб себе, использовать все выпавшие очки. Если есть два хода, один из которых использует одну фишку, а другой – две, игрок обязан сделать ход, использующий обе кости (правило полного хода);

    — если у игрока нет допустимых ходов, он пропускает ход;

    — выстраивая последовательность фишек, игрок не имеет права делать непроходимый заслон перед фишками противника, если впереди этого заслона нет хотя бы одной фишки противника;

    — если выпал дубль, то игрок делает в два раза больше ходов, чем выпало на костях.

    Сбрасывание фишек с доски

    В момент, когда все фишки уже заведены в дом, игрок может начинать снятие фишек с доски.

    Вывод фишек происходит следующим образом:

    — игрок имеет право снять с доски фишку, которая стоит на позиции, соответствующей числу выброшенных на кости очков;

    — если таких фишек нет, то игрок обязан передвигать фишки с более старших позиций;

    — если нет более старших позиций – игрок снимает фишки с более младших;

    — снимать на каждом ходе не обязательно, можно просто передвигать фишки в доме.

    Блокирование противника

    Существует разновидность нард, Карзар, где применяется следующее правило: запрещается закрывать противника, пока хотя бы одна его шашка не войдёт в дом.

    В Нарды Длинные Арена данное правило не действует.

    Вы можете закрыть противника, даже если ни одна его шашка не вошла в дом, но при этом перед вашими фишками находится хотя бы одна фишка противника.

    minigames.mail.ru

    Нарды. Правила игры в длинные нарды

    Игра в нарды является одной из древнейших игр в мире. Распространение игры начиналось с древнего востока и в настоящее время охватило, практически, весь мир. По своей сущности игра в нарды близка и к спору, и к науке, и к искусству. От большинства интеллектуальных игр нарды отличаются от всех тем, что каждый ход в них зависит не только от ситуации на доске, но и от случая, а именно, от числа очков, выпавших на костях, что делает их наиболее демократичными к классу игроков.

    Нарды, как и все другие виды спорта, подчинены правилам, которые определяют основу игры, целью которой является перемещение шашек в сторону «дома» и выведение их во «двор».

    Изложенные ниже правила должны знать все, кто играет в нарды, кто занимается этим видом спорта, кто играет честно и справедливо.

    Настоящие правила разработаны на основании изучения всемирного опыта многонациональной игры и с учетом всех предложений, высказанных заинтересованными организациями, они включают в себя все положения, относящиеся к регламенту по игре в нарды, и являются Едиными правилами игры в длинные нарды в рамках 1-го открытого Московского международного турнира.

    Термины и понятия игры нарды

    «Зары» — кубики (игральные кости) — выполнены из кости или пластмассы, с нанесенными на гранях, с помощью символов точек чисел от одного до шести.

    «Голова» — начальное расположение шашек.

    «Дом» — последняя на маршруте четверть доски, куда должны быть собраны все шашки, прежде чем игрок может их выбрасывать.

    «Дубль» — показание зар (кубиков), если на них обоих выпало одинаковое число точек.

    «Поправляю» — термин обозначающий, что игрок не собирается ходить шашкой, а только поправляет ее.

    «Выбрасывать» — означает делать такие ходы шашками, чтобы шашка оказалась за пределами дома.

    «Марс» — ситуация выигрыша, когда проигравший соперник не успел выбросить ни одной шашки.

    «Оин» — ситуация выигрыша, когда проигравший соперник выкинул хотя бы одну шашку.

    Длинные нарды

    В нарды играют двое. Игра проводится на специальной доске, разделенной специальным бортом, разделяющим доску на две одинаковых половины, с шестью лунками для шашек на каждой короткой стороне. На поле для игры в нарды размещаются 15 белых и 15 черных шашек (или двух других отличных цветов). Игрокам необходимы две игральные кости (зары или кубики), на шести гранях которых имеются от одной до шести точек, соответствующих количеству очков и определяющих комбинации перемещений шашек в сторону дома.

    При игре в длинные нарды все белые шашки (игрок А) располагаются в лунке I (голова белых), все черные (игрок Б) — в лунке XII) (голова черных). Игроки по очереди передвигают шашки вдоль игрового края доски на определенное количество линий (лунок), согласно выпавшему числу очков, в сторону своего дома. Белые шашки (игрок А) перемещаются по часовой стрелке по маршруту: I — XII — 12 — 1, дом белых шашек поля 1 — 6; черные шашки (игрок Б) также перемещаются по часовой стрелке по маршруту: 12 — 1 — I — XII, дом черных — поля VII — XII.

    Цель игры в нарды — как можно быстрее привести все шашки в свой дом и выбросить их во двор (Д).

    Игру начинают с последовательного выбрасывания зар. Кидать зары (кубики) можно из небольшого стаканчика или коробки. В принципе разрешается выбрасывать зары из ладоней, однако если один из соперников заподозрит другого в попытке мошенничества, он может потребовать использования стаканчика или коробочки. Зары кидают таким образом, чтобы они упали на одну половину доски и устойчиво легли на грань. Если зары разлетелись по обеим половинам доски, если хотя бы один из них упал за пределы доски, или встал косо, прислонившись к борту или шашке, то бросок повторяется.

    Игроки могут пользоваться одной парой зар, кидая их попеременно, или двумя парами — каждый из соперников своими. В первом случае если после броска и хода соперника игрок взял зары в свои руки, то этим он признает правильность осуществления хода соперником. Во втором случае, если делавший ход игрок поднял свою пару зар, то это означает, что он закончил делать свой ход; в этом случае выбрасывание зар соперником означает признание правильности сделанного хода.

    При игре в нарды действует правило: взялся — ходи. Если игрок трогает шашку, которой не собирается ходить, он перед этим должен сказать «поправляю».

    Право первого хода получает игрок, выбросивший большее количество очков одним кубиком. В случае равенства выпавших очков, проводится повторная попытка. Если после окончания первой партии играется вторая, то ее начинает игрок, победивший в первой партии.

    После розыгрыша права первого хода, выигравший это право игрок делает первое выбрасывание зар. Снимать шашки с головы разрешено только по одной, этот ход называется «ход с головы».

    На доске со стороны каждого игрока нарисованы 6 белых и 6 черных треугольных полей — линий, пронумерованных арабскими и римскими цифрами. Борт — внутренняя кромка доски, разделяющая поле на две равные половины. Двор — свободное пространство между линиями (лунками). Линии с 1 по 6 — дом белых; Линии с 7 по 12 — дом черных.

    После броска игрок передвигает одну из своих шашек на число полей, равное выпавшему числу одного из кубиков, а затем передвигает любую шашку, в том числе и ту, которой он только что сыграл — на число полей, равное выпавшему значению другого зара. Например: при выпавших значениях «три» и «пять», можно передвигать одну свою шашку на три поля, а другую — на пять полей; или одну шашку на восемь полей.

    Как отмечалось ранее, «с головы» можно брать только одну шашку, но первый ход партии предоставляет каждому игроку исключение из данного правила. Если одна шашка, которую можно снять «с головы», не проходит по сумме выпавших очков, можно снять вторую шашку. Не пройти поле — значит попасть на поле, занятое хотя бы одной шашкой соперника. Такая ситуация в первом ходе возникает при выбрасывании трех комбинаций чисел:3х3,4х4 и 6х6. Свои шашки в одном поле ставятся в произвольном количестве. Причем если количество шашек в одном поле составляет шесть или больше и они располагаются перед шашкой соперника, то она оказывается запертой. Выстроить «заграждение» из шести шашек разрешено только в том случае, если хотя бы одна шашка соперника находится перед этим заграждением. Вместе с тем, в исключение из этого правила разрешается «на проходе», в рамках одного хода временно закрыть и тут же освободить оставляемое незанятым поле.

    Если шашки заперты так, что соперник не может сделать ни одного хода на то количество очков, что выпало на зарах, то очки пропадают, а шашки не передвигаются вообще.

    Если количество очков, выпавших на одном из зар, позволяет сделать ход, а на другом — нет, то игрок делает только один ход. Очки другого хода пропадают.

    Если у игрока есть возможность сделать полный ход, он не имеет права его сократить, даже если это в его интересах. Например: на зарах — «шесть-четыре», в этом случае можно сыграть одной шашкой 6, а второй шашкой на 4 пойти нет возможности, а можно одной шашкой сыграть 6 и 4. Игрок обязан выбрать второй вариант хода. Если в этой ситуации игрок может сделать только один ход, причем любой из двух, он обязан сыграть больший. Меньшие очки пропадают.

    Нельзя передвигать две шашки на число полей, указанное числом одного зара. Например: если выпало значение «пять — четыре» нельзя двумя шашками сыграть сумму — пять или — четыре.

    Если на зарах выпадает дубль, т.е. одинаковое количество очков (два-два, три-три и т.д.), то игрок может сделать четыре хода, передвигая одну, две, три или четыре шашки на столько полей, сколько показывает число одного зара.

    Когда один из игроков проведет свои шашки в дом полностью, он получает право выводить их за борт, также в соответствии с очками, выпадающими на зарах. Например: на зарах выпало «пять-три», значит можно вывести из игры по одной шашке с пятого и третьего полей.

    В процессе выведения шашек из дома игрок имеет право использовать очки, которые выпали на зарах, по своему усмотрению — или полностью, или частично. Например: если на зарах «шесть-три», можно вывести с доски одну шашку с 6 поля и переставить другую на три поля вперед (с 6, 5 или 4 поля).

    Каждый ход игры должен быть выполнен полностью — нельзя, например, переставить шашку на 4 поля, если выпало 5 очков.

    Если на зарах выпало «шесть-пять», а на полях 6 и 5 шашек нет, то игрок может вывести из дома две шашки со следующих по порядку полей, по мере их уменьшения.

    Игрок, который первым выведет все свои шашки из дома, выигрывает партию. Ничьей в нардах быть не может, т.к. игра заканчивается, как только один из игроков выбросит все свои шашки.

    В том случае, когда игрок вывел из дома все шашки, а соперник не успел вывести ни одной, окончание нард получает название «марс».

    В том случае, когда игрок вывел все свои шашки из дома, а соперник вывел хотя бы одну шашку, окончание нард получает название «оин».

    Победа с «марсом» приносит победителю два очка, а с «оином» — одно.

    www.sportspravka.com