Принципы дебюта — для начинающих!

10 главных правил для дебютов!

Существует много правил и принципов для трех стадий шахматных партий, однако в этой статье основное внимание уделено «молниеносному» выходу с исходных позиций!

Правило №1 — Развивайте свои фигуры!

Развитие означает «строить и создавать». В шахматной терминологии «развитие» подразумевает необходимость в дебюте партии развить позицию путем максимально быстрого вывода всех фигур с исходных позиций. Использование всех подразделений вашей армии является непременным атрибутом в партиях, которые играются на высоком уровне.

Правило №2 — Развивайте свои фигуры!

Минуточку, разве это не то же самое правило. Хмммммм, странно. Тем не менее, правилом №2 я бы хотел акцентировать внимание на том, какие фигуры следует развивать в первую очередь: как правило, первыми следует выдвигать легкие фигуры. Легкими фигурами принято называть слона и коня. Их развивать проще всего, поскольку ладьи и ферзь смогут вступить в игру только позднее (см. правила №5 и №8), вам не следует размышлять о целесообразности выдвижения тяжелых фигур до того момента, пока легкие фигуры находятся в игре.

Правило №3 — Развивать фигуры или не развивать? РАЗВИВАТЬ!

Да, развитие действительно настолько важно! Развивайте, развивайте и еще раз развивайте свои фигуры. Без помощи всех ваших парней, как вы можете рассчитывать на победу? В правиле №3 я хотел бы рассказать о том, куда следует развивать фигуры: хотя в правиле №7 повторяется эта мысль, вам следует зарубить себе на носу, что лучшим направлением для развития фигур всегда будет центр. Ниже вы можете ознакомиться c веселым примером того, каким в идеальном мире мог бы быть лучший способ развития фигур:

Правило №4 — До 10-го хода не следует делать более одного хода одной и той же фигурой!

Ознакомившись с первыми тремя правилами и просмотрев пример того, как в идеальном мире можно было бы развивать фигуры, следующий шаг не должен вызвать никаких сложностей для понимания. Взгляните на последний пример и представьте насколько самоубийственными были бы ходы конями взад-вперед, когда ваш соперник развивал бы свои фигуры. В общем, попытка сразиться с вражеской армией, используя лишь одну фигуру, было бы безумием чистой воды. Например:

Правило №5 — Не следует выдвигать ферзя слишком рано!

Если игрок действительно соблюдает наши первые четыре правила и таким образом сумел развить все легкие фигуры, последнее, что ему следует делать, это слишком рано выводить ферзя. Задумайтесь: ферзь является самой ценной фигурой после короля. Кто-то может возразить, что ферзь может быть дороже родной матери (для нашей детской аудиторию уточняю, что это шуточное утверждение). Если ферзь начинает ввязываться в драку с легкими фигурами, риск его утраты очень высок. Взгляните на пример такой крайности:

Правило №6 — Сделайте рокировку (до 10-го хода)!

Вообще-то рокировку реально провести и до 7-го хода, но я не тиран и поэтому оставляю вам пространство для маневра. Проведение рокировки является одним из самых разумных действий, которые когда-либо осуществлялись! Да, это действительно так. Вероятно лучшее изобретение со времен появления нарезанного хлеба или даже гардеробных комнат !

Как бы то ни было рокировка — это самый эффективный способ обезопасить короля, ввести в игру одну или обе ладьи и организовать ваше войско и все это за один ход. Не думаю, что для демонстрации важности этого хода нужна диаграмма. Полагаю вы уже знаете правила рокировки (1— рокировка невозможна, если король или ладья (-и) уже делали ход; 2— нельзя убежать от шаха через рокировку; 3— нельзя проводить рокировку на и через поля, находящиеся под шахом). Короче говоря, если вы готовы провести рокировку, «просто сделайте это!»

Правило №7 — Нападайте (развивайтесь) в направлении центра!

Представьте баскетбольный матч, в котором ваша команда никогда не приближалась к кольцу соперника или даже не выходила за пределы своей 3-очковой зоны. А теперь представьте футбольный матч, в котором игроки вашей команды находятся у лицевой линии и ни разу не совершили рывок к центру поля в направлении ворот соперника. Наиболее вероятным итогом применения такой ужасной командной стратегии стало бы разгромное поражение, и наказание за пассивное развитие «вне центральной зоны» в шахматах может быть таким же сокрушительным. Вам следует развивать фигуры в направлении самых активных полей! Ниже приведен один из моих любимых примеров (с определенной долей преувеличения, но весьма поучительный) того, что могло бы случиться даже с тем, кто сделал только единственный пассивный развивающий ход .

Правило #8 — Объединяйте ладьи!

Это правило является мягким напоминанием или «перестраховкой». Я имею в виду ситуацию, когда вы только в начале соблюдаете правила развития и по каким-то причинам на более поздних стадиях начинаете лениться это делать, это правило будет служить напоминанием, что ваш «план развития» не может считаться завершенным до момента объединения ладей . Если задуматься то, что может подразумевать объединение ладей? Оно означает, что вы (1) развили все легкие фигуры, (2) провели рокировку и (3) наконец вывели ферзя на более активное (но надеемся безопасное) поле. Если вы действительно объединили ладьи, то скорее всего первая фазы партии вами завершена.

Правило №9 — Вырабатывайте планы, не ограничиваясь одним развитием фигур!

Чтобы лучше усвоить это правило, предположим, что вы освоили все основные принципы дебютов: вы планируете развивать фигуры; вы планируете нападать в направлении центра и планируете все это делать, следя за угрозами, исходящими от вашего соперника. Таким образом, зная, что вы собираетесь развивать фигуры и рокироваться при первой возможности, и что вам уже не нужно напоминать об этих важных шагах, я хотел бы, чтобы вы подумали о таком: когда вы развиваете фигуры, старайтесь это делать с определенной «целью«.

Это означает простую вещь: вместо механического выдвижения фигур, продумывайте куда именно и зачем их выдвигать. Развивайте коней, стремясь напасть на пешки! Развивайте слонов, стремясь связать коней! Развивайте ладьи на открытые линии (т.е. не на вертикали, которым никогда не суждено стать открытыми). Уйма возможностей!

Таковы принципы шахмат высокого уровня и основополагающие элементы в изучении «Теории дебюта», суть которой заключается в осуществлении дебютных и развивающих ходов, которые гроссмейстеры и чемпионы мира считают «оптимальными с точки зрения теории». Ниже приведен пример «турнирного дебюта» с пояснениями:

Правило №10 — Атакуйте «в направлении» пешечной структуры!

Что, если я скажу вам, что один из секретов гроссмейстерской игры в шахматах касается пешек? Суть его такова: пешка, является единственной фигурой, которая не может ходить в обратном направлении. Это означает, что с каждым ходом вперед, они принимают решения, имеющие постоянное влияние на вашу игру. Слабые места в пешечной структуре и организации являются позиционными слабостями, что свидетельствует об их постоянном присутствии в позиции. Умение распознавать, а затем атаковать слабые места в пешечной структуре и поля, оголенные в результате пешечных ходов — ключевой элемент в понимании позиционных шахмат.

Но какое отношение это краткое введение в позиционные шахматы имеет к дебюту партии? Суть заключается в том, что если игрок будет искать открытые линии и диагонали (или, в отдельных случаях, отсутствие таковых), образовавшиеся в пешечной структуре на начальной стадии партии — он/она будет знать куда развивать фигуры. Пешки четко указывают вашим фигурам куда развиваться с каждым ходом или разменом, поэтому подумайте о своих пешках прежде чем развивать фигуру(-ы) на выбранное наугад поле.

www.chess.com

Шахматные принципы игры в дебюте

В этой статье Вы ознакомитесь с принципами игры в шахматы в дебюте. Принцип в шахматах – это «золотой совет», закон, истина, выведенный опытом сильнейших шахматистов. Поверьте, если вы начнете их использовать, у вас значительно улучшиться понимание самой мудрой игры под названием шахматы. И так поехали:

Играй в дебюте правильно!

  • От, того какую пешечную структуру вы получите – выгодную или невыгодную, зависит очень многое.
  • Современная постановка дебюта неразрывно связано с планом игры в миттельшпиле (а порой приходиться учитывать даже контуры будущего эндшпиля!)
  • Имеет смысл каким-то ходом притормозить развитие соперника. Затруднить его действия — «потеря темпа» скорее всего, оправдается в дальнейшем. Не стоит и жалеть темпа на то, чтобы лишить его рокировки – этим вы закрепите свое преимущество в развитии.
  • Простые правила игры в дебюте

  • Не ходите дважды одной и той же фигурой (такие ходы должны быть серьезно мотивированы)
  • Не теряйте время (темп) на профилактические ходы крайними пешками, важнее быстрее развить фигуры.
  • Не выводите преждевременно ферзя, выбор места для него – исключительно ответственная задача, так как от расположения ферзя во многом зависит характер дальнейшее борьбы.
  • Не бросайте в скоростную неподготовленную атаку.
  • Не занимайтесь пешкоедством, особенно в открытых позициях, где перевес имеет огромное значение; Помните темп в дебюте порой важнее пешки
  • Принципы игры в дебюте

  • Кто опередил соперника в развитие, тому выгодно вскрывать игру.
  • Когда вы владеете инициативой, лучше избегать упрощений, любой размен должен быть мотивирован, то есть приносить какие-то позиционные или тактические дивиденды.
  • Двигая вперед пешку «а», вы подчеркиваете неустойчивость коня “b6”.
  • Хорошая дебютная подготовка поможет вам получить удобную игру с самого начала партии, избежать необходимости вести защиту в жестком миттельшпиле.
  • Когда вы достаточно подготовились к дебютам, партия будет решаться в миттельшпиле или эндшпиле. Не жалейте на изучение этих стадий.
  • В дебюте наибольшее внимание необходимо уделять двойным атакам, связкам и.т.д. Также необходимо следить за целостностью пешечной структуры, расстановкой фигур.
  • Самые глубокие ходы, наилучшие позиционные решения – те, что сочетают проведение своего плана с профилактикой замыслов противника.
  • Обогащайте свою шахматную культуру, коллекционируйте идеи – вы их потом сможете использовать в самых различных ситуациях.
  • В том случае, если дебют привел к полному равенству позиций, необходимо помнить, что выиграть равное положение очень трудно, и что упорствую его очень легко проиграть. Поэтому в подобных случаях рекомендуется играть особенно осторожно и не создавать в своей позиции слабостей, особенно же избегать необдуманных ходов пешками которые очень часто оказываются гибельными.
  • Столкнувшись в дебюте с неожиданностью, старайтесь ни в коем случае не уступить противнику психологического преимущества, изыскивайте активные возможности, всеми средствами боритесь за инициативу.
  • Свои оценки надо непременно подкреплять точным расчетом!
  • Если есть возможность сделать активный ход, его надо делать!
  • Не забывайте еще об одном оружии – перестановки ходов!
  • Элементарные принципы игры в дебюте, сокращенный вариант.

  1. Захват центра пешками.
  2. Быстрое развитие фигур (в первую очередь легких).
  3. Обеспечение безопасности короля.
  4. Связь мобилизации сил с миттельшпилем и эндшпилем.
  5. Противодействия планам соперника.

    В следующей статье я вам расскажу принципы игры в миттельшпиле, ждите. А на последок скажу:
    — играть в шахматы по памяти невозможно! Выводы делайте сам!

    2ls.ru

    Шахматные дебюты

    Дебют — это начальная стадия шахматной партии. Основная задача дебюта, вывести свои фигуры на самые выгодные позиции и помещать развитию фигур противники. Если вы хотите хорошо научиться играть в шахматы, вам обязательно необходимо разучить несколько основных дебютов для игры белыми и для игры чёрными. На данный момент, благодаря развитию шахматных программ и появлению среди них настоящих «монстров» типа Deep Fritz и Houdini («Гудини»), привело к тому, что все, самые сильные ходы в дебюте изучены. По этой причине, дебют является самой малотворческой частью шахматной партии. Как бы то ни было, дебюты надо изучать.

    Процесс изучению дебютов может быть намного интересней, если вы воспользуетесь материалами сайта ChessWood.ru. Вы сможете посмотреть видеоуроки с разбором основных дебютов и посмотреть последовательность ходов в дебютах шахматных партий.

    Дебюты можно разделить на три вида:

    • Открытые — игра начинается ходами e2-e4, e7-5;
    • Полуоткрытые — на ход e2-e4 чёрные отвечают любым ходом кроме e7-5;
    • Закрытые — белые начинают партию любым ходом кроме e2-e4.
    • Классификация дебютов носит формальный характер, однако она проста и удобна в использовании.

      Открытые дебюты

    • Венгерская партия
    • Венская партия
    • Гамбит Эванса (1. e4 e5 2. Кf3 Кc6 3. Сc4 Сc5 4. b4)
    • Дебют королевского коня
    • Дебют Понциани или Английская партия (1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 Kb8-c6 3. c2-c3)
    • Дебют слона
    • Дебют трёх коней
    • Дебют четырёх коней
    • Защита двух коней
    • Защита Филидора
    • Испанская партия (1. e4 e5 2. Kf3 Kc6 3. Cb5)
    • Итальянская партия (1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 Kb8-c6 3. Cf1-c4 Cf8-c5)
    • Королевский гамбит (1. e2-e4 e7-e5 2. f2-f4)
    • Латышский гамбит
    • Русская партия (защита Петрова)
    • Центральный дебют
    • Шотландская партия
    • Шотландский гамбит
    • Полуоткрытые дебюты

      • Дебют Нимцовича
      • Защита Алехина
      • Защита Каро-Канн
      • Защита Оуэна
      • Защита Пирца-Уфимцева
      • Защита Робача (1. e4 g6)
      • Сицилианская защита
      • Скандинавская защита (1. e2-e4 d7-d5)
      • Французская защита
      • Закрытые дебюты

      • Английское начало
      • Атака Гроба
      • Будапештский гамбит
      • Вариант Чигорина
      • Гамбит Блэкмара-Димера
      • Голландская защита
      • Дебют Берда
      • Дебют Рети
      • Дебют Сокольского
      • Дебют ферзевых пешек
      • Защита Бенони
      • Защита Грюнфельда
      • Защита Нимцовича
      • Защита Рагозина
      • Защита Чигорина
      • Каталонское начало
      • Контргамбит Альбина (1. d2-d4 d7-d5 2. c2-c4 e7-e5 )
      • Новоиндийская защита
      • Принятый ферзевый гамбит
      • Славянская защита
      • Староиндийская защита
      • Староиндийское начало
      • Ферзевый гамбит

      Французская защита. Вариант (система) Рубинштейна (C10)

      Вариант назван в честь Акибы Рубинштейна. Начинается ходами 1. e4 e6 2. d4 d5 3. Nc3 dxe4. Есть в репертуаре таких супер-гроссмейстеров как Фабиано Каруана, Уэсли Со, Александр Грищук, Баадур Джобава, Дмитрий Андрейкин, Василий Иванчук, Антон Коробов и др.

      Француская защита. Вариант Тарраша (C09)

      Вариант назван в честь Зигберта Тарраша. Начинается ходами 1. e4 e6 2. d4 d5 3. Nd2. Применяется в турнирной практике на самом высоком уровне — входит в репертуар ведущих современных гроссмейстеров: Крамника, Каруаны, Грищука, Со, Найера, Коробова, Коваленко и др.

      Защита Грюнфельда

      Защита Грюнфельда — дебют, начинающийся ходами:

      1. d2-d4 Кg8-f6
      2. c2-c4 g7-g6
      3. Кb1-c3 d7-d5

      Относится к полузакрытым началам. Защита была введена в турнирную практику австрийским гроссмейстером Эрнстом Грюнфельдом в 1922 году в 4-й партии матча против Альберта Беккера.

      Староиндийская защита

      «Стартовая» позиция староиндийской защиты

      Староиндийская защита ( ласковое название «старушка») — дебют, начинающийся ходами:

      Одна из наиболее актуальных систем индийской защиты. Характерные особенности: создание белыми крепкого пешечного центра и возможность фланговых ударов или, в случае размена пешек на поле d4, фигурной игры на пунктах e5 или c5; активность «староиндийского» слона чёрных по диагонали a1 — h8 и фигурное давление по полуоткрытым вертикалям «e» или «c».

      Вариант Алапина в сицилиансткой защите

      Рассмотрим вариант сицилианской защиты который начинается ходами: 1. e4 c5 2. c3. В шахматных базах данных этот вариант называется «вариант Алапина» (B22 Sicilian, Alapin’s variation). Рассмотрению этого дебюта посвящен двухтомник Евгения Свешникова «Сицилианская для любителей».

      chesswood.ru

      Урок 20 Правила игры в дебюте

      После того как вы изучили как ходят все фигуры, научились ставить шах и мат, узнали, что партия состоит из трех стадий (дебют, миттельшпиль и эндшпиль), что дальше? А дальше следует изучить основные правила игры в дебюте , миттельшпиле и эндшпиле. Это позволит вам делать меньше ошибок и понять над чем дальше вести тренировку.

      В этом уроке речь пойдет о дебюте, мы рассмотрим десять правил которые позволят не попасть в трудные позиции в начале партии, а в незнакомом дебюте найти достойное продолжение. И так начнем.

    • Начинай партию ходом пешки от короля или ферзя (1. е2 – е4 или 1. d2 –d4). Эти два хода сразу занимают главные стратегические поля в центре доски и не позволяют фигурам соперника занять лучшие позиции. Плюсом к этому открываются линии для слона и ферзя что позволяет их быстро ввести в игру.
    • В начале партии каждая фигура должна сделать только 1 ход и не мешатьвыводу других фигур.Игра в дебюте сравнима с бегом, кто быстрее выведет свои фигуры с начальных позиций тот и получает преимущество. Дело в том, что выведенные фигуры быстрее могут достигнуть нужного поля как для атаки короля соперника, так и для защиты своего короля.
    • При первой возможности делай рокировку.Если король «застрял» в центре, то его довольно часто атакуют с центра доски и с двух флангов, вскрывая линии жертвуя пешки и даже фигуры. При рокировке, король уводиться из центра на фланг где чувствует себя относительно безопасно, так как его уже труднее атаковать.
    • Не ставь коня на край доски.Часто начинающие шахматисты выводят своих коней на край доски, где активность коня сильно ограничена, и он играет в пол силы, к том уже с края доски коню дольше добираться к основному месту сражения.
    • Не делай бесполезных ходов пешками.Каждый ход в дебюте должен быть осмысленным, если не стремиться выводить свои фигуры, а просто двигать пешки, то в ближайшее время эти пешки станут объектом атаки фигур соперника, в то время как ваши фигуры будут стоять в начальной позиции и не в состоянии будут их защитить.
    • После рокировки не двигай пешки от короля без необходимости.Казался бы очевидный факт, но многие даже не обращают на это внимание. Дело в том, что после рокировке если двигать пешки вперед, то вы открываете линии, по которым могут запросто проникнуть вражеские фигуры и поставить мат вашему королю.
    • Ставь ладью на открытую линию.На открытых линиях ладья, и другие фигуры, имеют максимальную активность и лучше всего взаимодействуют друг с другом.
    • Не ставь ферзя на такие поля где на него могут напасть легкие фигуры и ладьи соперника.Ферзь самая ценная фигура на шахматной доске и довольно часто его «ловят» в начале партии. Ферзя стоит размещать на такие поля где он не будет доступен для соперника и одновременно поддерживал свои фигуры. Довольно часто ферзя выводят для решающего удара, чтобы поставить мат королю.
    • Пока не развиты все фигуры и не сделана рокировка не занимайся «пешкоедством».Если вам удалось выиграть пешку в начале партии не стремитесь выиграть еще даже если есть такая возможность, так как в это время соперник может вывести свои фигуры и начать атаку на вашего короля.
    • После каждого хода смотри не напал противник на незащищенную фигуру, не зевнул свою, не угрожает поставить вам мат.«Зевки» в шахматах довольно распространенное явление даже среди сильных шахматистов. Стремитесь после каждого хода задавать себе вопрос: «Чем угрожает соперник?», «И не зевнул ли соперник фигуру?», то же самое делайте при своем ходе.

Эти простых десять правил игры в дебюте, позволит вам не попасть в трудную позицию в начале шахматной партии. Если есть вопросы задавайте в комментариях на все отвечу.

schoolchess.ru

Урок тринадцатый. Основные законы дебюта. Ловушки. Детский мат.

Сегодня мы опять вернёмся к началу шахматной партии. С каждым днём ты становишься всё более опытным шахматистом, но всё же совершаешь ещё много ошибок. Одна из них – «детский» мат. Многим его показали родители или друзья. Конечно, хочется побыстрей победить своего друга-соперника.

1. e2 – e4 e7 – e5
2. Фd1 – h5 Kb8 – c6
3. Cf1 – c4 Kg8 – f6
4. Фh5 : f7X.

Иногда это удаётся. Но начиная партию таким образом, ты нарушаешь многие дебютные принципы. Если против тебя будет играть сильный шахматист, то наказание последует страшное и суровое. Он сразу заметит основные недостатки твоего дебюта: в бой рано выходит ферзь, не развиваются остальные шахматные фигуры, застрял в центре король.

А так как «детский» мат поставить опытному бойцу тебе вряд ли удастся, то готовься к тому, что предстоит много попутешествовать ферзём.

Введём новые обозначения:
? – плохой ход, ! – сильный ход.

Посмотрим партию, где чёрными играет шахматист, который знает защиту от «детского» мата.
1. e2 – e4 e7 – e5 2. Фd1 – h5? Kb8 – c6
Чёрные выводят коня и защищают пешку е5.
3. Cf1 – c4 g7 – g6
Легко отражается угроза белого ферзя.
4. Фh5 – f3 Kg8 – f6
Выводится фигура и перекрывается линия «f».
5. Фf3 – b3? . . . Белые во что бы то ни стало хотят добраться до поля f7. Целых три хода прыгал ферзь. А теперь в атаку переходят чёрные кони.
5. . . . Kc6 – d4! 6. Cc4 : f7+ Kpe8 – e7 7. Фb3 – c4 b7 – b5! 8. Фс4 – с5+ Kpe7 : f7 9. Фс5 – с3 Kf6 : e4 10. Фc3–d3 d7–d5!

Давай подведём итоги дебютного сражения. Белый ферзь сделал семь (!) ходов в дебюте из десяти. За это время чёрные «оседлали» своими конями центр, мобилизовали все силы и остались с лишней фигурой – куда-то делся белый слон.

Более того, они готовы продолжать наступление. Грозит ход 11. . . . Сс8–f5 и страшный отскок коня е4. Думается, что эта партия несколько охладит пыл любителей «детского» мата.

Дети, особенно девочки, очень любят повторять ходы своего противника. Правда, это довольно часто сходит с рук. Но всё же для «повторюшек» есть одна маленькая партия, которая должна стать хорошим лекарством от попугайства.

1. е2 – е4 е7 – е5 2. Kg1 – f3 Kg8 – f6 3. Kf3 : e5 Kf6 : e4? 4. Фd1 – e2 . . .

Чёрные сейчас не могут пойти 4. . . . Фd8–е7, так как белые съедят чёрного коня, а вот чёрный ферзь ответить взятием коня не сможет – сам погибнет.
Приходится коню с е4 уходить. Тогда белые конь и ферзь наносят по войску чёрных целый залп ударов. 4. . . . Ke4 – f6 5. Ke5 – c6+!

Конь пошёл под три нападения чёрных фигур, но совсем этого не боится! На доске – вскрытый шах – ходил конь, а удар нанёс белый ферзь. Надо спасать чёрного короля, но тогда гибнет чёрный генерал-ферзь. Либо на е7, либо на d8.

В партиях, которые мы разобрали, много ловушек. Что это такое? Допустим, ты заметил, что твой противник оставил незащищённой на шахматной доске фигуру или пешку. Не спеши их хватать! Может быть, противник что-то задумал? Съешь пешку, а сам получишь мат.

Чтобы хорошо вести шахматную партию, соблюдай основные дебютные принципы:

  1. Стремись к быстрейшему развитию фигур;
  2. Не ходи несколько раз одной фигурой;
  3. Располагай свои фигуры так, чтобы они не мешали друг другу;
  4. Не выводи без необходимости своего ферзя в начале партии;
  5. Постарайся понять значение каждого хода;
  6. Старайся опередить противника в развитии фигур – получишь хорошие шансы на атаку.
  7. Не занимайся в дебюте «пешкоедством» – отстанешь в развитии.
  8. Старайся установить контроль над центром.
  9. Подумай о безопасности короля. Лучше отправить своего короля в спасительную рокировку.
  10. Не строй «ловушки» противнику – сам в них попадёшь, а играть хорошо не научишься.

    Использование данного материала в интернете без указания ссылки на автора, сайт и книгу запрещено. Правами на издание книги и данного материала владеют авторы шахматного учебника «Шахматы для детей, родителей и учителей» Костров Всеволод и Давлетов Джалиль.
    Как научиться играть в шахматы? Список всех шахматных уроков онлайн .
    С вопросами обращайтесь по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . Давайте уважать труд авторов, администраторов сайта и Детско-юношеской комиссии Санкт-Петербургской Шахматной Федерации.

    chessdeti.ru