Законодательство о ветхом и аварийном жилье (№185-ФЗ)

В 2007 году был принят новый ФЗ, основной целью которого было создание эффективных методов для управления жилфондом.

Одной из основных норм законодательного акта является создание финансовой базы для поддержки всех субъектов Российской Федерации для осуществления в максимально сжатые сроки переселения граждан из аварийно-опасных домов.

Существованию большого процента аварийного жилья способствовала плановая экономика, которая практически не могла наполнить рынок жилой площадью.

Дефицит жилья создавал огромные очереди, а старые фонды ремонтировались по устаревшим технологиям, что способствовало их быстрому износу и переводу в статус опасных для проживания.

В настоящий момент более 8% жилых помещений относят к «аварийным», но при этом следует учесть, что объекты, которые ранее определялись, как «ветхие», в это число не включены.

В действующем законодательстве нет определения некачественному жилому фонду и его замена не предусмотрена.

Как признать жилья аварийным или ветхим? Смотрите тут.

Условия переселения

Расселение многоквартирных домов, которые уполномоченные органы внесли в реестр аварийного жилья, производится в порядке очередности и на условиях определенных законодательством.

В соответствии с положениями Жилищного Кодекса (ЖК) Российской Федерации (статья 87) переселение производится из аварийных домов, если они признаны таковыми уполномоченными органами в порядке, установленном региональными властями.

Аварийными называются помещения, квартиры, комнаты, здания и прочие строения, в которых состояние несущих конструкций представляет опасность для жизни людей при дальнейшей эксплуатации.

Ранее предел износа, который определял строение «ветхим» соответствовал 35% от первоначального состояния несущих элементов для деревянного жилья и 30% для зданий из камня.

Характеристика домостроения как аварийно-опасное выносится на основании обследования и выданного заключения специализированной организацией.

Жильцы домов, которые внесены в реестр аварийных строений имеют право на переселение.

Гражданам гарантировано переселение в равнозначное жилье, что законодательно закреплено в ЖК (Жилищный Кодекс). Переселение из аварийного жилья регулируется статьей 32 и статьей 86 этого документа.

Какие объекты относятся?

В соответствии с действующим законодательством расселению подлежат только аварийные дома и помещения. Впоследствии такие объекты могут снести или реконструировать.

  • государственные или муниципальные власти обязаны предложить самостоятельно снести или реконструировать сооружение;
  • в случае планирования на месте здания градостроительной застройки, владелец имеет первоочередное право на строительство нового объекта.
  • Окончательное решение собственник обязан принять в течение 6 месяцев с момента регистрации жилья аварийным и подлежащим сносу или перестройке.

    ФЗ о ветхом и аварийном жилье

    Законодательство Российской Федерации направлено на обеспечение безопасного проживания граждан.

    Основным законодательным актом, действующим на территории страны, является ЖК РФ, на основе которого разрабатываются различные программы, нормативные акты и другие постановления которые способствуют решению проблемы расселения опасного жилого фонда.

    Регламентируется переселение из аварийного жилья Постановлением Правительства №47, а также ФЗ №185.

    Жилищный кодекс

    В статье 32 ЖК РФ установлено, что собственники жилья, которое находится в аварийном строении, имеют право на компенсацию убытков и возмещение, равное оценочной стоимости недвижимости.

    Кроме того, владельцам предоставлено право получить частичное возмещение в виде другой жилплощади, а разницу другим видом компенсации.

    Права граждан, которым передано жилье в аварийных домах по договорам социального найма, статьей 86 ЖК гарантировано переселение в благоустроенные жилые дома такой же категории.

    Федеральный Закон №185

    С целью кардинально изменить положение с домами, требующими срочного отселения, в 2007 году был издан Закон Российской Федерации «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», зарегистрированный под №185.

    Статья 16 законодательного акта посвящена адресной программе по переселению жильцов занимающих площади в аварийном фонде.

    Проект рассчитан на поддержку регионов, которые, в свою очередь, обязаны разработать действенные планы по реализации поставленной цели.

    ФЗ о ветхом и аварийном жилье не меняет порядок переселения, а акцентирует внимание на том, что процесс должен выполняться в соответствии с жилищным законодательством.

    Межведомственная комиссия

    Решения о внесении объекта в реестр аварийного жилья в соответствии с законодательством принимает межведомственная комиссия.

    Формирование органа производится на основании Постановления Правительства (ПП) №47 (28 мая 2006 года). Порядок действий и полномочия утверждены Положением являющимся частью ПП.

    Межведомственная комиссия для оценки состояния зданий и сооружений составляет:

  • акт обследования здания (помещения, квартиры, комнаты);
  • заключение, которое оценивает пригодность объекта для проживания граждан.
  • В случае признания дома подлежащим сносу или реконструкции, комиссия обязана не позднее дня, следующего за днем принятия решения, поставить в известность собственника помещения.

    Процесс переселения

    В соответствии с ЖК РФ собственникам аварийного жилья предоставляется возмещение стоимости недвижимости и прочие убытки, связанные с расселением.

    Процесс переселения может происходить по нескольким возможным вариантам:

  1. Владелец соглашается получить другую жилплощадь, которая будет учтена как часть возмещения. После оформления договора на освобождение собственности, который учитывает все нюансы, включая расчет, собственник обязан освободить помещение не позднее 6-ти месяцев с момента подписания, если иное не предусмотрено условиями соглашения.
  2. Владельцу предоставляется материальное возмещение размер, которого включает рыночную стоимость личного жилья и доли общего имущества в многоквартирном доме. Кроме того компенсации подлежат затраты на переезд, временное проживание на съемной квартире, расходы на поиск нового жилья и другие подобные траты. После получения полного возмещения собственник обязан освободить помещение на тех же условиях что и в пункте 1.

Для нанимателей социального жилья ЖК предусмотрено предоставление благоустроенных помещений.

Все спорные ситуации и принудительное выселение может быть решено только в судебном порядке.

Интересует порядок признания дома аварийным? Читайте здесь.

Как работает программа расселения из ветхого и аварийного жилья? Подробности в этой статье.

Программа сноса жилья

На основе ФЗ №185 каждый субъект Федерации разрабатывает собственную программу действий по сносу непригодного для эксплуатации жилья.

В соответствии с утвержденным планом на основании закона и по запросу региональных органов предоставляется финансирование программы.

Такая практика была отработана в 2018 году, и 2018 год не является исключением.

Результатами выполнения региональных планов по переселению в прошлом финансовом периоде не мог похвастаться ни один субъект Федерации, а дефицит средств составил более 11 млрд. рублей.

В текущем году финансирование проводится без изменений законодательной базы, а итоги работы будут подведены только в январе 2018.

На видео о переселении и предоставлении компенсации

77metrov.ru

Все о переселении из аварийного жилья

Расселение граждан из многоквартирных аварийных домов производится в порядке, установленном муниципальными органами власти.

Действия предполагают обследование технического состояния недвижимости на пригодность к использованию в качестве жилого объекта.

Акт специальной комиссии содержит подпись должностного лица и по факту остается основанием, по которому дом можно включить в программу переселения из ветхого жилья, утвержденную муниципалитетами.

Признание дома аварийным не означает, что граждане будут моментально переселены в другое благоустроенное жилье. На это может уйти несколько лет.

Нередко процедура переселения начинается только после решения суда.

Возможность переселения из аварийного жилья устанавливается ЖК РФ – статьей 32, статьей 89. Региональные адресные программы создаются на основании ФЗ от 21.07.2007 № 185, в котором прописаны требования к формированию очередности и другие административные процедуры.

Порядок технического обследования домов изложен в Постановлении Правительства от 28.01.2006 № 47.

Нормативный акт устанавливает правила признания жилья непригодным для проживания, а также условия признания МКД аварийным или подлежащим сносу (реконструкции).

Какие объекты подлежат расселению?

Расселению подлежат многоквартирные дома, признанные в установленном законом порядке аварийными и не пригодными для постоянного проживания.

Право на получение нового жилья имеют владельцы аварийных частных домов, которые находятся в муниципальной собственности.

Правом на новое жилье в порядке переселения обладают собственники приватизированных квартир, если:

  • они проживают в муниципальном аварийном доме;
  • когда частный приватизированный дом расположен на земельном участке, находящемся в собственности у муниципалитета.
  • Как признать дом аварийным и получить квартиру? Смотрите тут.

    Кто может рассчитывать?

    На переселение из аварийного жилья могут рассчитывать владельцы муниципальных квартир по договору социального найма либо их правопреемники, то есть лица, с которыми договор был заключен уже после выбытия основного владельца из квартиры.

    Право на переселение есть у собственников приватизированного жилья, в т.ч. у владельцев комнат в общежитиях и коммунальных квартирах.

    Переселение из аварийного жилья

    Местными органами власти должны быть предусмотрены конкретные сроки расселения каждого такого дома.

    Закон не запрещает эти сроки переносить, чем иногда злоупотребляют некоторые недобросовестные должностные лица.

    Длительный срок переселения может быть обоснован не только бюрократической волокитой, но и необходимостью подыскать равноценные квартиры на первичном и вторичном рынке жилья.

    Подобная недвижимость приобретается муниципалитетами при проведении конкурсов и аукционов.

    Граждане – владельцы муниципальных квартир имеют право на переселение в порядке заключения нового договора социального найма.

    Предоставленное жилье должно быть обустроено всеми необходимыми коммуникациями и расположено в том же населенном пункте.

    Степень благоустроенности вновь полученных квартир зависит от общей инфраструктуры района. По соглашению с муниципалитетом новое жилье может быть предоставлено в другом населенном пункте.

    Собственников

    Переселение граждан из аварийного жилья допустимо по инициативе собственников многоквартирных домов.

    Для этого необходимо обратиться в администрацию муниципалитета с заявлением о признании дома аварийным.

    К нему нужно приложить следующие документы:

  • техпаспорт на жилье;
  • правоустанавливающие документы;
  • акты осмотра дома собственниками за последние 3 года и перечень выполненных работ;
  • заключение органов санитарно-эпидемиологического и противопожарного надзора;
  • заявления граждан о неудовлетворительном техническом состоянии дома;
  • заключение экспертной комиссии.
  • Заявление рассматривается профильной комиссией – в течение 30 дней со дня обращения. При необходимости может быть проведено повторное обследование дома.

    Из жилищного фонда

    Переселение осуществляется за счет ресурсов муниципального жилищного фонда – в соответствии с утвержденной целевой программой.

    Возможно приобретение жилья на стадии строительства, если степень завершенности составляет не менее 70 %. В каждом регионе эта цифра может несущественно разниться.

    Принудительное

    Результаты переселения часто не устраивают граждан в плане жилищных условий и метража представленных квартир. Собственники могут быть не согласны с размером выкупной цены. В таких ситуациях муниципалитеты обращаются в суд.

    Судебный процесс может быть инициирован жильцами, если дом признан аварийным, но власти не торопятся расселять жителей, придумывая новые бюрократические препятствия.

    Решение суда содержит конкретные сроки переселения и требования к предоставляемым жилым помещениям.

    В документе также может быть указан срок сноса многоквартирного дома – в случае, если он представляет опасность в силу своей изношенности.

    Список требований к ее содержанию указан в статье 16 ФЗ «О фонде содействия реформе ЖКХ» № 185.

    Программа должна:

  • предусматривать конкретные сроки реализации;
  • указывать обоснованность затрат бюджетных и внебюджетных средств на переселение граждан в другие благоустроенные квартиры.
  • В каждой региональной программе должен быть составлен список домов, признанных аварийными до 1.01.2012 г.

    Дома подлежат переселению в порядке очередности или на основании вступления в силу решения суда.

    Как можно быстрее должны быть расселены МКД, в которых невозможно проживание граждан – если существует реальная угроза обрушения.

    Возможно одновременное расселение нескольких многоквартирных домов (для которых установлены разные сроки сноса), если они расположены в пределах одной планировочной структуры.

    Программа указывает объем финансирования, предоставленного за счет региональных, местных бюджетов.

    Государственная регистрация квартир, которые передаются гражданам в порядке расселения, должна быть произведена не позднее 5 дней со дня обращения в территориальные органы Росреестра.

    Очередность

    Очередность домов, подлежащих переселению, устанавливается местными органами власти.

    В перечень входят МКД, признанные аварийными до 1 января 2012 года.

    Вне очереди могут быть расселены дома, в которых постоянное проживание предоставляет опасность для жизни и здоровья граждан.

    Жилье предоставляется на основании решения органов исполнительной власти.

    В нем также содержатся:

    • условия оплаты гражданину компенсации за переезд.
    • Предоставление жилья по социальному найму

      В 2018 году граждане имеют право на получение аналогичной по квадратному метражу и благоустроенности квартиры в порядке переселения, без оформления права собственности. Договор социального найма заключается на заранее определенных условиях.

      Помимо владельца, в документе указываются все лица, которые постоянно зарегистрированы на жилплощади или будут там проживать в статусе временных жильцов.

      Предоставление равноценного жилого помещения

      Переселение граждан возможно, если им предоставлена такая же по степени обустройства коммунальными и другими благами квартира.

      По письменному соглашению может быть предоставлено жилье в другом населенном пункте в этом же регионе.

      Выплата выкупной цены

      Гражданин вместо утраченной квартиры имеет право на выкупную цену, которая рассчитывается исходя из рыночной стоимости квадратного метра жилья.

      Размер компенсации может становиться предметом судебного спора, так как на практике нередки случаи, когда местные власти пытаются занизить цену, ссылаясь на сомнительные экспертные данные по оценки недвижимости.

      Уведомление

      Уведомление содержит информацию о необходимости подготовиться к переезду в конкретные сроки и прибыть на жительство по новому адресу.

      В документе указывают информацию о:

    • новой квартире;
    • порядке и условии оформления на нее имущественного права.
    • Со стороны муниципалитетов возможны нарушения когда:

    • необоснованно занижена выкупная цена за квартиру;
    • взамен изолированного жилья предоставляются комнаты в коммунальной квартире;
    • предоставляется жилье меньшее по площади.
    • Закон обязывает предоставить переселенцу квартиру, равную по площади предыдущей. Но в нормативных актах не указано, что квартира должна быть равной именно по жилой площади.

      Распространены случаи, когда жилье предоставляется с большой кладовой или лоджией, но маленькими гостиными, спальнями, что фактически является нарушением жилищных норм.

      Основанием для переселения будет решение муниципалитета, новая правоустанавливающая и техническая документация на квартиру.

      Документы могут выдаваться по факту регистрации на новом месте жительства или еще до переселения.

      Постановление

      Распорядительный документ содержит информацию о многоквартирном доме, поименное указание на жильцов, обладающих правом на новую квартиру.

      В постановлении прописаны:

    • сроки переселения;
    • указаны организационно-распорядительными мероприятия;
    • лица, ответственные за их проведение.

    Документ подписывается должностными лицами – главой муниципалитета и техническими специалистами.

    Сделка представлена в форме соглашения о размере выкупной цены или о согласии принять во владение новую квартиру.

    Договор социального найма заключается согласно требованиям Гражданского и Жилищного Кодексов.

    Интересует реформа ЖКХ по переселению из аварийного жилья? Читайте здесь.

    Как осуществляется переселение из ветхого жилья собственников? Подробности в этой статье.

    Точные сроки переселения должны указываться в постановлениях, письменных соглашениях и других локальных актах.

    Затягивание может быть прекращено судебным разбирательством и реже административным воздействием со стороны вышестоящих органов – главами регионов, жилищными инспекциями и т.д.

    Для переселения используют нормы жилплощади, полагающиеся на одного человека.

    В подобной ситуации следует учитывать льготы отдельным категориям населения:

  • инвалидам;
  • малоимущим;
  • по состоянию здоровья;
  • в зависимости пола переселяемых граждан (лицам разного пола, за исключением супругов, должны быть предоставлены отдельные жилые комнаты).
  • На практике подобные оговорки не всегда соблюдаются, что требует использования мер административного и судебного воздействия.

    На видео о расселении

    Права граждан при переселении из аварийного жилья

    Адрес:
    660049, г. Красноярск пр. Мира, 32
    Электронная почта:
    krpro@krasinter.ru

    Телефон приемной:
    (391) 265-84-00
    Телефон дежурного прокурора:
    (391) 227-48-78

    Права граждан при переселении из ветхого и аварийного жилья

    Учитывая, что на территории. Красноярского края расположено достаточно жилых домов, которые в установленном законом порядке признаны либо могут быть признаны ветхо-аварийными и подлежащими сносу, проблема соблюдения жилищных прав граждан при переселении из ветхо-аварийных домов в другие жилые помещения остается одной из самых актуальных и острых.

    Обращения граждан, поступивших по данному вопросу в прокуратуру, свидетельствуют о том, что при переселении из ветхо-аварийных домов права переселяемых граждан нередко нарушаются. При этом немногие граждане обращаются с жалобами в соответствующие органы, в том числе, в прокуратуру.

    Следует отметить, что согласно жилищному законодательству порядок предоставления жилья переселяемым гражданам, являющимся собственниками ветхо-аварийных жилых помещений и занимающими жилье на условиях социального найма (наниматели) различен.

    Собственники жилых помещений, расположенных в ветхо-аварийном доме выселяются из ветхо-аварийного дома в соответствии с нормами статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ). А именно, при выселении собственников жилых помещений, жилое помещение подлежит изъятию путем его выкупа. Также по соглашению с собственником ему может быть предоставлено взамен изымаемого другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

    При переселении из ветхо-аварийных домов собственников жилых помещений, гражданам могут предоставляться неравноценные жилые помещения, неравнозначные по количеству комнат. При этом законом предусмотрено, что предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. В случае, если собственник не согласен с предложенным вариантом, жилое помещение изымается путем выкупа по выкупной цене.

    В Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 02.06.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» разъяснено, что суд не вправе обязать органы государственной власти или органы местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

    Таким образом, законом не предусмотрено в качестве обязательного условия, предоставление собственнику другого жилого помещения взамен ветхо-аварийного.

    Иным образом, законом урегулированы права нанимателей жилых помещений.

    В соответствии со статьей 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, жилое помещение признано непригодным для проживания.

    Согласно нормам статьи 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится помещение, подлежит сносу, то выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, примявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

    Требования к жилому помещению, предоставляемому гражданам по договору социального найма содержатся в статье 89 ЖК РФ.

    Согласно частям 1 и 2 статьи 89 ЖК РФ, другое жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. При этом предусмотрено, что если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее, чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.

    Согласно Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, объемно-планировочное решение жилых помещений и их расположение в многоквартирном доме, минимальная площадь комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилых помещениях (кроме прихожей и коридора), должны обеспечивать возможность размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования с учетом требований экономики.

    Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

    При этом следует отметить, что благоустроенное жилое помещение, предоставляемое в связи с выселением из ветхо-аварийного дома, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются (например, количество человек, зарегистрированных на данной жилой площади). Граждане, состоящие на учете граждан нуждающихся в жилом помещении, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).

    Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 ЖК РФ, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения,

    Судебная практика по делам указанной категории свидетельствует о том, что предоставление равноценного жилого помещения подразумевает предоставление жилого помещения равного и по размеру жилой площади, поскольку жилищные условия граждан, переселяемых из жилых домов, подлежащих сносу, не могут быть ухудшены, и именно размером жилой площади помещения определяются, в первую очередь, его потребительские свойства. Таким образом, предоставление нанимателю жилого помещения взамен ветхо-аварийного меньшей общей, жилой площади, неравноценного по количеству комнат является незаконным и может быть оспорено в судебном порядке.

    Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при выявлении подобных нарушений, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных жилищных прав граждан с иском о предоставлении других благоустроенных жилых помещений, соответствующих предъявляемым требованиям.

    www.krasproc.ru

    На какое жилье рассчитывать при плановом сносе ветхих домов

    Для россиян в сфере жилищных прав важным является вопрос о расселении граждан в другое жилье при сносе ветхих и аварийных объектов. Однако эта проблема уже обросла массой слухов, мифов и даже кошмаров. До сих пор большинство людей, проживающих в «перспективных» домах, подлежащих демонтажу, точно не знают, на что можно рассчитывать в результате плановой реконструкции. И прежде всего будущих «переселенцев» интересует, смогут ли они в такой ситуации добиться улучшения жилищных условий?

    В данной области действует Жилищный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 29.12.2004 №188-ФЗ). В частности, статья 86 Жилищного кодекса Российской Федерации указывает, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления предоставляются другие благоустроенные жилые помещения.

    От общего к частному

    Согласно пункту 1 статьи 89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

    В случае предоставления другого жилья собственникам жилых помещений предоставляется равноценное жилье, либо выкупная цена. Равноценным считается жилье, имеющее столько же комнат, и с площадью не меньше, чем в старом доме. На практике часто бывают ситуации, когда гражданам предоставляют жилье с меньшим количеством комнат. В таких ситуациях дело может дойти до судебного разбирательства. В этом случае суд будет учитывать все факторы законности предоставления такого жилья, в том числе площадь жилого помещения, количество членов семьи, их принадлежность к мужскому или женскому полу. Очевидно, например, что нельзя предоставлять однокомнатную квартиру вместо двухкомнатной разнополым членам семьи (например, брату и сестре). При этом доплата за разницу в стоимости обмениваемых жилых помещений нашим законодательством не предусмотрена. Выкупная цена определяется соглашением сторон на основе независимой оценки (статья 32 Жилищного кодекса РФ).

    Сразу стоит отметить, что из норм статей 32, 86, 89 Жилищного кодекса РФ следует, что при переселении не предполагается улучшения жилищных условий. Скорее наоборот, судебная практика стоит на позиции, что суды должны контролировать процесс предоставления иного жилья гражданам взамен снесенного ветхого жилья в целях предотвращения ухудшения жилищных условий граждан.

    Предоставить жилье могут как в новостройке, так и на базе «вторичного» жилого фонда. Основное условие предоставления такого жилья заключается в том, что жилое помещение должно быть из жилищного фонда социального использования, то есть указанное жилье находится исключительно в собственности у государства (статья 19 Жилищного кодекса РФ). В этом случае, кому как повезет.

    Кто «на новенького»

    Действующее законодательство также предусматривает определенный порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу. Такой порядок установлен постановлением Правительства РФ. Специальная комиссия признает дома ветхими (аварийными). После этого, органы местного самоуправления на местах должны включить этот объект на снос с предоставлением взамен другого жилья гражданам.

    Закон не определяет сроков ожидания переселения в результате признания дома ветхим жильем.

    Как указывает судебная практика, признание дома ветхим не является основанием к его сносу, а жителей к отселению. Более того, как правило, ветхие дома стоят, а люди в них живут очень долгое время без переселения и предоставления им нормального жилья. В этом случае проблема решается через суд.

    Тонкости вопроса

    Итак, согласно закону, граждане, переселяемые в новое жиле в результате планового демонтажа старого здания, не могут рассчитывать на улучшение или расширение жилищных условий (разве только на коммерческой основе – за счет собственных средств). Однако в случае сноса ветхого жилья граждане имеют право на получения жилых помещений по договорам социального найма вне очереди (статья 57 Жилищного кодекса РФ). На практике возникают большие очереди из таких «льготников».

    Также важно отметить тот факт, что закон предусматривает предоставление малоимущим и иным категориям граждан (инвалидам, участникам Великой Отечественной войны, военнослужащим, детям-сиротам, лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и так далее) жилья по договорам социального найма, то есть лицам, которые не приватизировали свои жилые помещения. Но это никак не связанно с переселением граждан из ветхого (аварийного) жилья. В этом случае, применяются общие правила по получению льгот при получении нового жилья вне очереди.

    Для того, что встать на учет для получения нового жилья гражданин должен обратиться в жилищный отдел в том районе, в котором он проживает (зарегистрирован по паспорту).

    Право рассчитывать на себя

    Что же касается лиц, которые обладают правом собственности на жилье, то в случае их желания расширить или улучшить жилищные условия, им придется самостоятельно выбирать себе возможности для приобретения нового жилья с учетом своего кошелька. В случае сноса ветхого жилья им, скорее всего, предложат выкупную цену этого жилья и уже с учетом полученной суммы и своих финансовых возможностей они смогут планировать приобретение нового жилья при помощи заключения договоров купли-продажи или договоров мены с продавцами недвижимости.

    В целом стоит отметить тот факт, что при получении нового жилья при сносе старого ветхого (аварийного) жилья не стоит ожидать улучшения своих жилищных условий. Скорее, стоит очень внимательно следить за действиями государственных и муниципальных органов, которые должны предоставлять вам равноценное жилье, в ином случае, нужно настойчиво отстаивать свои законные права, в том числе в суде.

    Илья Шаряфитдинов, адвокат, учредитель ООО «Юридический центр Независимость»

    realty.ria.ru