О ПОРЯДКЕ СОГЛАСОВАНИЯ НОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В МОСКВЕ

С точки зрения многообразия форм и количества участников строительство вряд ли сравнится с любым другим видом производственной деятельности. В процесс создания одного объекта (например, тоннеля, моста, высотного здания) могут быть вовлечены тысячи организаций, выполняющих самые разные виды работ — от инженерно-геодезических изысканий до окраски стен. Неудивительно, что строительная деятельность в Москве, как и в целом в России, связана с получением всевозможной документации, начиная с лицензирования и заканчивая разрешениями на ввод объекта в эксплуатацию. Какие этапы предшествуют получению разрешения на строительство в столице? Обязательно ли информировать граждан о градостроительных планах?

Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство.

Порядок подготовки и сбора документов, необходимых для получения разрешения на строительство, реконструкцию градостроительного объекта, Правительство Москвы — в соответствии с Законом г. Москвы от 9 июля 2003 г. N 50 «О порядке подготовки и получения разрешений на строительство, реконструкцию градостроительных объектов в городе Москве» (далее — Закон г. Москвы N 50) и во исполнении его — конкретизировало в своих постановлениях от 28 сентября 2004 г. N 671-ПП «Об обеспечении реализации закона города Москвы от 9 июля 2003 года N 50 «О порядке подготовки и получения разрешений на строительство, реконструкцию градостроительных объектов в городе Москве» и от 25 января 2005 г. N 43-ПП «О порядке рассмотрения обращений по размещению градостроительных объектов на территории города Москвы».

Согласно указанным нормативным правовым актам для получения таких документов, как разрешение на строительство, ордер на проведение земляных работ и ордер на производство строительно-монтажных работ, юридическое лицо предварительно должно выполнить ряд подготовительных действий. Назовем их и рассмотрим наиболее важные из них.

1. Сбор исходных данных для проектирования (получение кадастровой справки, геоподосновы, проведение инженерно-геологических и экологических изысканий).

2. Подготовка технического задания на проектирование.

3. Подготовка предпроектных предложений.

4. Получение промежуточных согласований предпроектных предложений.

5. Получение заключения о соответствии объекта строительства (реконструкции) градостроительным нормам.

6. Получение акта разрешенного использования земельного участка. Наиболее важным звеном в цепи действий, предшествующих получению разрешения на строительство, является оформление акта разрешенного использования земельного участка (далее также — АРИ).

Согласно ч. 1 ст. 16 Закона г. Москвы N 50 проектная документация для строительства, реконструкции (далее — проектная документация) разрабатывается в соответствии с требованиями: акта разрешенного использования территории; градостроительных и строительных нормативов и правил; утвержденного застройщиком (заказчиком) задания, включающего исходные данные и условия проектирования, представляемые уполномоченными органами надзора, органами исполнительной власти, эксплуатационными организациями, а также соответствующим органом местного самоуправления.

Согласно Порядку подготовки акта разрешенного использования участка территории градостроительного объекта (земельного участка) для осуществления строительства, реконструкции(*1) АРИ является обязательной частью решения о строительстве, реконструкции градостроительного объекта и утверждается в составе данного решения.

Разработка, оформление и выдача АРИ осуществляется органом архитектуры и градостроительства г. Москвы (Москомархитектурой) в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 28 сентября 2004 г. N 671-ПП.

АРИ оформляется за счет средств застройщика (заказчика), изъявляющего намерение в установленном порядке осуществить строительство, реконструкцию градостроительного объекта.

Срок рассмотрения заявки и принятия решения комиссией Архитектурного совета Москомархитектуры о возможности и порядке подготовки АРИ — до одного месяца.

7. Получение распоряжения префекта (постановления Правительства Москвы) об утверждении акта разрешенного использования. В соответствии со ст. 13 Закона г. Москвы N 50 застройщик, имеющий земельный участок или объект недвижимости для реконструкции и намеренный осуществить строительство либо реконструкцию, должен обратиться в префектуру соответствующего административного округа с заявлением, в котором указываются данные о принадлежащем ему земельном участке, ином объекте недвижимости, а также назначение и предполагаемые характеристики градостроительного объекта. Префектура на основании утвержденного плана размещения строительства, реконструкции и заключения органа архитектуры и градостроительства г. Москвы о соответствии заявленного строительства, реконструкции градостроительным требованиям в течение сорока пяти дней письменно информирует застройщика о результатах рассмотрения его заявления.

Если заявленное строительство (реконструкция) не противоречит утвержденному плану размещения строительства, реконструкции и градостроительным требованиям, наступает следующий этап:

а) орган архитектуры и градостроительства г. Москвы оформляет акт разрешенного использования участка территории градостроительного объекта на основе существующей градостроительной документации или вновь разработанного градостроительного обоснования строительства, реконструкции;
б) префектура административного округа осуществляет подготовку, согласование, представление на утверждение решения о строительстве, реконструкции.

8. Заключение инвестиционного контракта с Правительством Москвы. Согласно ч. 3 ст. 13 Закона г. Москвы N 50 застройщик, намеренный осуществить строительство, реконструкцию и приобрести для этих целей земельный участок, иной объект недвижимости, являющийся собственностью г. Москвы, может принять участие в конкурсе на приобретение права на земельный участок, иной объект недвижимости для строительства, реконструкции.

Порядок проведения конкурсов и аукционов по подбору инвесторов для реализации инвестиционных проектов установлен постановлением Правительства Москвы от 27 апреля 2004 г. N 255-ПП.

Указанные конкурсы организуются уполномоченными органами исполнительной власти г. Москвы в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами г. Москвы, планами размещения строительства, реконструкции, решениями о строительстве, реконструкции. В конкурсную документацию, предоставляемую потенциальному застройщику, обязательно включаются: акт разрешенного использования участка территории градостроительного объекта, проект договора (контракта) между застройщиком и уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы, содержащий взаимные обязательства сторон относительно выполнения требований и условий разрешенного использования участка территории градостроительного объекта. Протокол с результатами конкурса является основанием для получения победителем конкурса документов, удостоверяющих его право на земельный участок, объект недвижимости, предназначенный для реконструкции.

Победитель торгов подписывает инвестиционный контракт или договор долгосрочной аренды земельного участка вместе с лицом, уполномоченным Правительством г. Москвы.

Дальнейшие отношения между органами исполнительной власти и победителем конкурса определяются условиями контракта и соответствующим распорядительным документом Правительства г. Москвы о реконструкции или строительстве объекта, конкретизирующим условия реализации инвестиционного проекта.

В случаях, установленных законодательством, застройщик может приобрести для строительства, реконструкции земельный участок, иной объект недвижимости, являющийся собственностью г. Москвы, без проведения конкурса.

9. Составление и согласование задания на проектирование. Согласно Распоряжению мэра Москвы от 11 апреля 2000 г. N 378-РМ «О Положении о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве» задание на проектирование — обязательная часть исходной документации, утверждаемая заказчиком и определяющая характер и объем выполнения архитектурно-градостроительной деятельности на объекте. Этот документ включает весь комплекс основных требований заказчика и условий исходно-разрешительной документации.

10. Получение технических условий на подключение к внешним инженерным сетям. Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения на основании п. 10 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ утверждены постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения».

11. Изготовление проектной документации (обеспечение разработки проекта и контроль над этим процессом).

12. Получение свидетельства об утверждении архитектурно-градостроительного решения. В соответствии с упомянутым распоряжением мэра Москвы от 11 апреля 2000 г. N 378-РМ архитектурно-градостроительное решение (архитектурный проект) объекта подлежит согласованию и утверждению в Москомархитектуре.

Рассмотрение архитектурно-градостроительных решений осуществляется в соответствии с регламентом работы Архитектурного совета Москомархитектуры, утвержденным распоряжением Премьера Правительства Москвы от 28 октября 1996 г. N 1033-РП «Об Архитектурном совете Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы».

Архитектурно-градостроительное решение рассматривается в Москомархитектуре в течение одного месяца.

Утверждение архитектурно-градостроительного решения оформляется соответствующим свидетельством установленной формы (см. приложение 12 к распоряжению мэра Москвы от 11 апреля 2000 г. N378-РМ), в котором отражаются принципиальное градостроительное и объемно-пространственное решение, расположение и габариты объекта, его дизайнерское и художественное оформление. На титульном листе тома проектных материалов, на чертежах генплана и фасадов объекта проставляется штамп Управления подготовки согласования проектов Москомархитектуры.

Свидетельство об утверждении архитектурно-градостроительного решения подлежит регистрации в Службе градостроительного кадастра г. Москвы.

13. Получение колористического паспорта. В соответствии с приказом Москомархитектуры от 7 сентября 2000 г. N 98 проектные организации, заказчики, застройщики независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности при представлении в Москомархитектуру архитектурно-градостроительного решения объекта в обязательном порядке включают в его состав материалы по колористическому решению.

Оформление паспорта «Колористическое решение, материалы и технология производства работ» проводится для объектов нового строительства в соответствии с приложением N 2 к данному приказу.

14. Согласование проектной документации. Согласно распоряжению мэра Москвы от 11 апреля 2000 г. N 378-РМ предпроектная и проектная документация подлежит согласованию уполномоченными организациями в порядке, установленном законодательными актами Российской Федерации и г. Москвы.

Согласование проектной документации осуществляется заказчиком.

В особых случаях (в зависимости от особенностей объемно-планировочных показателей объектов, их историко-культурного значения, размещения на территориях с особыми режимами градостроительного регулирования) по требованию Москомархитектуры и Мосгосэкспертизы, а также Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (при проведении государственной экологической экспертизы) могут проводиться дополнительные согласования предпроектной и проектной документации с организациями, уполномоченными действующими правовыми актами г. Москвы осуществлять контроль за соблюдением соответствующих норм и правил. Иные организации, уполномоченные осуществлять функции надзора и контроля, проводят рассмотрение и согласование, подготовку заключений предпроектной и проектной документации в рамках своей компетенции без предварительного согласования с другими организациями.

На согласование предпроектной документации (подготовку заключений) органами контроля, надзора и эксплуатационными организациями отводится две недели.

15. Получение заключения Мосгосэкспертизы. Согласно распоряжению мэра Москвы от 11 апреля 2000 г. N 378-РМ проекты строительства, рабочие проекты (утверждаемая часть), проекты застройки территории (независимо от источников финансирования работ и формы собственности заказчика) подлежат государственной экспертизе в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, г. Москвы и Положением о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве, утвержденным данным распоряжением мэра Москвы.

Государственная экспертиза проектной документации, относящейся к объектам на территории Москвы, проводится Мосгосэкспертизой по просьбе заказчика.

16. Получение разрешения на строительство, реконструкцию. Проектная документация подлежит обязательной государственной вневедомственной экспертизе.

Согласно ст.18 Закона г. Москвы N 50 для получения разрешения на строительство, реконструкцию застройщик (заказчик) должен представить в уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти следующие документы:

а) заявление по форме, установленной Правительством Москвы;
б) документы, удостоверяющие право на использование земельного участка, иного объекта недвижимости;
в) документ, подтверждающий выполнение условий договора (контракта) о строительстве, реконструкции, подлежащих выполнению до получения разрешения на строительство;
г) утвержденную, зарегистрированную в установленном порядке проектную документацию, заключение органа государственной экспертизы относительно проектной документации.

Орган архитектуры и градостроительства г. Москвы в срок до двадцати дней рассматривает представленные документы и оформляет, регистрирует и выдает застройщику (заказчику) разрешение на строительство или направляет заявителю в письменной форме отказ в выдаче разрешения на строительство, реконструкцию с указанием причины отказа, возвращает застройщику (заказчику) всю представленную им документацию.

17. Получение ордера на проведение земляных работ. Разрешение на строительство, реконструкцию является основанием для выдачи исполнителю (подрядчику) работ ордера (ордеров) на выполнение подготовительных, земляных и строительных работ, предусмотренных утвержденным в установленном порядке проектом организации строительства. Указанные ордера выдаются уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы в области административно-технического надзора.

18. Оформление разрешения и ордера на проведение строительно-монтажных работ. Кроме разрешения на строительство, для выполнения строительных работ необходимо получить также разрешение на выполнение строительно-монтажных работ.

В соответствии с п. 2 Примерного положения о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ (утверждено приказом Минстроя России от 3 июня 1992 г. N 131) такое разрешение выдается заказчику на основании решения территориальных органов исполнительной власти о строительстве данного объекта.

Разрешения на выполнение строительно-монтажных работ подразделяются на два вида: на выполнение всех строительных работ и на выполнение отдельных видов таких работ (подготовительные работы, земляные работы, прокладка коммуникаций, устройство фундаментов и т. п.).

При передаче права на строительство объекта другому инвестору, изменении организационно-правовой формы организации-заказчика указанное разрешение подлежит перерегистрации.

На основании проектной документации, утвержденной в установленном порядке, специально уполномоченными организациями выдаются следующие документы:

  • инспекцией Государственного архитектурно-строительного надзора г. Москвы (ИГАСН согласно постановлению Правительства Москвы от 28 декабря 2005 г. N 1064-ПП преобразован в Комитет государственного строительного надзора г. Москвы) оформляется разрешение на проведение строительно-монтажных работ;
  • объединением административно-технических инспекций Правительства Москвы (ОАТИ) оформляется ордер на проведение подготовительных, земляных и строительных работ.
  • Согласно ст. 7 Закона г. Москвы N 50 необходимо ознакомить граждан с градостроительными планами в отношении конкретной территории, разработать рабочую документацию, соблюсти некоторые другие формальности. Порядок информирования граждан о реализации градостроительных проектов регламентирован Законом г. Москвы от 25 июня 1997 г. N 28-51 «О защите права граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве», распоряжением мэра Москвы от 22 января 1998 г. N 54-РМ «О порядке участия граждан в обсуждении градостроительных планов, проектов и решений по вопросам, связанным с использованием городских территорий».

    *1) Приложение 2 к упомянутому постановлению Правительства Москвы от 28 сентября 2004 г. N 671-ПП // СПС «Гарант».

    Журнал «Законодательство» N 5/2008, С.Ю. Лабутин

    www.garant.ru

    Согласование проектной документации

    Согласование проекта – это процедура, обязательная для всех строительных организаций. Несмотря на то, что процесс регламентирован ГРК РФ и местной нормативной документацией субъектов, он достаточно сильно структурирован и отнимает большое количество времени.

  • Что такое согласование проектной документации?
  • Этапы согласования
  • Перечень документов для согласования в инстанциях
  • Состав исполнительной документации
  • Состав разделов проектной документации
  • Как провести экспертизу проектной документации?
  • Какая часть инженерной документации подлежит согласованию?
  • Что такое согласование проектной документации?

    Под актуальным определением «согласование проектной документации» понимается совокупность работ, главная задача которых – проверить решения, принятые в процессе проектирования, на предмет соответствия требованиям крайних поправок нормативно-правовых документов. Для согласования проектной документации необходимо собрать подписи ответственных лиц и печати согласующих организаций на определенных страницах (листах) проекта либо на специальном бланке в установленном порядке.

    Этапы согласования

    Особенности законодательных актов города в сфере строительства определяют порядок согласования проектов. Обычно этапы согласования имеют последовательность:

  1. Организация мероприятий по подготовке исходно-разрешительных документов.
  2. Непосредственное получение разрешений в инстанциях.
  3. Согласование планировочных и архитектурных решений.
  4. Выбор проектных организаций.
  5. Заключение договоров на производство работ.

Перечень документов для согласования в инстанциях

Согласование проектно-сметной документации проводится только тогда, когда комплект материалов содержит все необходимые разделы текстовой и графической части документации в их полноте. Содержание обеих частей определяется постановлением Правительства РФ №87 «О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию» от 16 февраля 2008 года. Текстовые материалы безоговорочно должны содержать максимально подробные сведения об объекте строительства, список инженерно-технических решений, пояснительную записку, ссылки на актуальные нормативно-технические документы, а также обосновывающие принятые решения расчеты. В составе графических материалов содержатся чертежи: проектно-технические решения в виде планов, схем и других графических форм с пояснениями.

Предварительно проводится разработка и согласование эскиза. Затем предпроектная документация согласуется со следующими муниципальными, государственными и иными организациями:

  • Архитектор района.
  • Муниципальный орган архитектуры и градостроительства.
  • Отдел строительства управы района.
  • Префектура
  • СЭС Роспотребнадзора.
  • Орган ГОиЧС
  • Департамент природопользования и ООС.
  • Департамент имущества.
  • НИиПИ Генплана.
  • ГУОП.
  • УГИБДД.
  • Энергосбытовые компании.
  • Специфика строительства может потребовать дополнительного согласования в других инстанциях. Так, практически для всех видов строительства необходимо согласование ОПС (Отдела подземных сооружений). При размещении будущего объекта в полосе отвода железнодорожных путей требуется получить согласие Управления РЖД. Проекты зданий и сооружений, высота которых превышает 50 метров, согласовываются с Межведомственной комиссией по использованию воздушного пространства РФ и аэропортами.

    Состав исполнительной документации

    В состав исполнительной документации входит список организаций, участвующих в строительных работах, комплект чертежей на строительство, сертификаты, техпаспорта, журнал авторского надзора, а также многочисленные акты. Среди актов в составе документации содержатся акты об освидетельствовании скрытых работ, об испытаниях инсталлированного оборудования, технологических трубопроводов, систем водо-, газоснабжения, вентиляции, канализации. Акты об испытаниях устройств телефонии, сигнализации, радиофикации, а также устройств, обеспечивающих молниезащиту и взрывопожаробезопасность, также являются обязательными элементами исполнительной документации. Помимо устройств и оборудования, в специальном акте описываются результаты испытаний прочности сцепления в кладке несущих стен зданий, если они возводятся в сейсмоактивных зонах.

    Состав разделов проектной документации

    Согласование предстроительной документации возможно лишь в том случае, когда она содержит все 12 разделов: ПЗ, ПЗУ, АР, КР, ИОС, ПОС, ПОД, ООС, ПБ, ОДИ, СМ и раздел, в составе которого обозначена иная документация в случаях, предусмотренных действующими федеральными законами. Особое внимание требуется уделить пятому разделу – ИОС, который описывает инженерное оборудование, сети, мероприятия и решения. В его состав входит 7 подразделов, утверждающих системы электро-, газо- и водоснабжения; водоотведение; отопление; вентиляцию и кондиционирование воздуха, тепловые сети; сети связи; технологические решения.

    Как провести экспертизу проектной документации?

    Экспертиза проектной документации может быть проведена государственным органом или частной негосударственной организацией. Застройщик или технический заказчик вправе определять сам, в какую организацию направить ПД и результаты инженерных изысканий, за исключением случаев, когда в соответствии со статьей 49 ГРК РФ для подготовки ПД предусмотрено проведение госэкспертизы.

    Какая часть инженерной документации подлежит согласованию?

    В настоящее время вся инженерная документация, включая электро-, тепло- и водоснабжение, канализацию, вентиляцию и кондиционирование, подлежит согласованию. Проект может быть согласован на любой стадии разработки.

    apgc.ru

    Порядок согласования и экспертизы проектной документации

    СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    о порядке разработки, согласования, утверждения и составе

    проектной документации на строительство предприятий,

    зданий и сооружений

    on the procedure of development, coordination,

    approval and composion of design documentation,

    for construction of enterprises, buildings and structures

    Дата введения 1995-07-01

    1. РАЗРАБОТАНЫ Главным управлением проектирования и инженерных изысканий Минстроя России, Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы при Минстрое России с участием Главного управления совершенствования ценообразования и сметного нормирования в строительстве Минстроя России и Государственного предприятия — Центр научно-методического обеспечения инженерного сопровождения инвестиций в строительстве (ГП ЦЕНТРИНВЕСТпроект) Минстроя России.

    2. ВНЕСЕНЫ Главным управлением проектирования и инженерных изысканий Минстроя России, Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы при Минстрое России.

    3. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ в действие постановлением Минстроя России от 30 июня 1995 г. N 18-64.

    4. ВЗАМЕН СНиП 1.02.01-85.

    Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений разработана на основе законодательных и нормативных актов Российской Федерации и охватывает круг вопросов, рассматриваемых на проектном этапе инвестиционного процесса в строительстве.

    1. Область применения

    1.1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок разработки, согласования, утверждения и состав проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений на территории Российской Федерации и предназначена для применения заказчиками (инвесторами), органами государственного управления и надзора, предприятиями, организациями, объединениями, иными юридическими и физическими лицами (в том числе зарубежными) — участниками инвестиционного процесса.

    1.2. Порядок разработки градостроительной документации, обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений, а также проектной документации для строительства объектов за границей, устанавливается в отдельных нормативных документах.

    2. Общие положения

    2.1. Разработка проектной документации на строительство* объектов осуществляется на основе утвержденных (одобренных) Обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений. Проектной документацией детализируются принятые в обоснованиях решения и уточняются основные технико-экономические показатели.

    * Понятие строительство включает новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение.

    2.2. При разработке проектной документации необходимо руководствоваться законодательными и нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, настоящей Инструкцией, а также иными государственными документами, регулирующими инвестиционную деятельность по созданию и воспроизводству основных фондов.

    2.3. В необходимых случаях субъекты Российской Федерации, министерства и ведомства Российской Федерации на основе положений настоящей Инструкции могут разрабатывать и утверждать территориальные и отраслевые нормативные документы с учетом региональных особенностей и отраслевой специфики проектируемых объектов.

    2.4. Основным проектным документом на строительство объектов является, как правило, технико-экономическое обоснование (проект)* строительства. На основании утвержденного в установленном порядке ТЭО (проекта)** строительства разрабатывается рабочая документация.

    * Двойное обозначение стадии, единой по составу и содержанию, принято в целях преемственности действующей законодательной и нормативной базы и совместимости с терминологией, применяемой за рубежом.

    2.5. Для технически и экологически сложных объектов и при особых природных условиях строительства по решению заказчика (инвестора)* или заключению государственной экспертизы по рассмотренному проекту одновременно с разработкой рабочей документации и осуществлением строительства могут выполняться дополнительные детальные проработки проектных решений по отдельным объектам, разделам и вопросам.

    2.6. Для объектов, строящихся по проектам массового и повторного применения, а также других технически несложных объектов на основе утвержденных (одобренных) обоснований инвестиций в строительство или градостроительной документации, может разрабатываться рабочий проект (утверждаемая часть и рабочая документация) или рабочая документация.

    2.7. Основным документом, регулирующим правовые и финансовые отношения, взаимные обязательства и ответственность сторон, является договор (контракт), заключаемый заказчиком с привлекаемыми им для разработки проектной документации проектными, проектно-строительными организациями, другими юридическими и физическими лицами. Неотъемлемой частью договора (контракта) должно быть задание на проектирование.

    Рекомендуемый состав и содержание задания на проектирование для объектов производственного назначения приведены в прил. А, а жилищно-гражданского назначения — в прил. Б.

    2.8. Проектирование объектов строительства должно осуществляться юридическими и физическими лицами, получившими в установленном порядке право на соответствующий вид деятельности.

    2.9. Заказчик, на договорной основе, может делегировать соответствующие права юридическим или физическим лицам, возложив на них ответственность за разработку и реализацию проекта.

    2.10. В случаях, когда в договоре (контракте) не обусловлены специальные требования о составе выдаваемой заказчику проектной документации, в ее состав не включаются расчеты строительных конструкций, технологических процессов и оборудования, а также расчеты объемов строительно-монтажных работ, потребности в материалах, трудовых и энергетических ресурсах.

    Эти материалы хранятся у разработчика проектной документации и представляются заказчику или органам государственной экспертизы по их требованию.

    2.11. Заказчики проектной документации и проектировщики обязаны своевременно вносить в рабочую документацию изменения, связанные с введением в действие новых нормативных документов.

    2.12. Использование изобретений при проектировании объектов строительства и правовая защита изобретений, созданных в процессе разработки проектной документации, осуществляются в соответствии с действующим законодательством.

    3. Порядок разработки, согласования и

    утверждения проектной документации

    3.1. Разработка проектной документации осуществляется при наличии утвержденного решения о предварительном согласовании места размещения объекта, на основе утвержденных (одобренных) обоснований инвестиций в строительство или иных предпроектных материалов, договора, задания на проектирование и материалов инженерных изысканий.

    При проектировании предприятий, зданий и сооружений производственного назначения следует учитывать решения, принятые в схемах и проектах районной планировки, генеральных планах городов, поселков и сельских поселений, проектах планировки жилых, промышленных и других функциональных зон.

    Проектирование объектов жилищно-гражданского назначения осуществляется в соответствии с утвержденными в установленном порядке генеральными планами городов, поселков и сельских поселений, схемами и проектами районной планировки и разработанными на их основе проектами застройки.

    3.2. Проектная документация разрабатывается преимущественно на конкурсной основе, в том числе через торги подряда (тендер).

    3.3. При проектировании особо сложных и уникальных зданий и сооружений заказчиком совместно с соответствующими научно-исследовательскими и специализированными организациями должны разрабатываться специальные технические условия, отражающие специфику их проектирования, строительства и эксплуатации.

    3.4. Проектная документация на строительство предприятия, здания и сооружения, разработанная в соответствии с государственными нормами, правилами и стандартами, что должно быть удостоверено соответствующей записью ответственного лица за проект (главного инженера проекта, главного архитектора проекта, управляющего проектом), согласованию с органами государственного надзора и другими заинтересованными организациями не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    3.5. Обоснованные отступления от требований нормативных документов допускаются только при наличии разрешений органов, которые утвердили и(или) ввели в действие эти документы.

    3.6. Проектная документация, разработанная в соответствии с исходными данными, техническими условиями и требованиями, выданными органами государственного надзора (контроля) и заинтересованными организациями при согласовании места размещения объекта, дополнительному согласованию не подлежит за исключением случаев, особо оговоренных законодательством Российской Федерации.

    3.7. Проекты, рабочие проекты на строительство объектов, независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности подлежат государственной экспертизе в соответствии с порядком, установленным в Российской Федерации.

    3.8. Утверждение проектов, рабочих проектов на строительство объектов в зависимости от источников его финансирования производится:

    при строительстве за счет государственных капитальных вложений, финансируемых из республиканского бюджета Российской Федерации — в порядке, установленном Минстроем России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами;

    при строительстве за счет капитальных вложений, финансируемых из соответствующих бюджетов республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга — соответствующими органами государственного управления или в устанавливаемом ими порядке;

    при строительстве за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлеченных средств инвесторов (включая иностранных инвесторов) — непосредственно заказчиками (инвесторами).

    4. Состав и содержание проектной документации

    на строительство предприятий, зданий и

    4.1. Проект на строительство предприятий, зданий и сооружений производственного назначения состоит из следующих разделов:

    Генеральный план и транспорт;

    Организация и условия труда работников. Управление производством и предприятием;

    Инженерное оборудование, сети и системы;

    Охрана окружающей среды;

    Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

    При необходимости создания объектов жилищно-гражданского назначения для нужд предприятия, сооружения в состав проектной документации включается проект «Жилищно-гражданское строительство», который разрабатывается в соответствии с п.4.2 настоящей Инструкции и положениями Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации.

    При относительно небольших объемах жилищно-гражданского назначения (одного или нескольких зданий) в составе проекта предприятия, сооружения разрабатывается в сокращенном объеме раздел «Жилищно-гражданское строительство».

    Рекомендуемый состав и содержание разделов проекта на строительство предприятий, зданий и сооружений производственного назначения приводится ниже.

    4.1.1. Общая пояснительная записка.

    Основание для разработки проекта, исходные данные для проектирования, краткая характеристика предприятия и входящих в его состав производств, данные о проектной мощности и номенклатуре, качестве, конкурентоспособности, техническом уровне продукции, сырьевой базе, потребности в топливе, воде, тепловой и электрической энергии, комплексном использовании сырья, отходов производства, вторичных энергоресурсов; сведения о социально-экономических и экологических условиях района строительства.

    Основные показатели по генеральному плану, инженерным сетям и коммуникациям, мероприятия по инженерной защите территории.

    Общие сведения, характеризующие условия и охрану труда работающих, санитарно-эпидемиологические мероприятия, основные решения, обеспечивающие безопасность труда и условия жизнедеятельности маломобильных групп населения.

    Сведения об использованных в проекте изобретениях.

    Технико-экономические показатели, полученные в результате разработки проекта, их сопоставление с показателями утвержденного (одобренного) обоснования инвестиций в строительство объекта и установленными заданием на проектирование, выводы и предложения по реализации проекта.

    Сведения о проведенных согласованиях проектных решений; подтверждение соответствия разработанной проектной документации государственным нормам, правилам, стандартам, исходным данным, а также техническим условиям и требованиям, выданным органами государственного надзора (контроля) и заинтересованными организациями при согласовании места размещения объекта. Оформленные в установленном порядке согласования об отступлениях от действующих нормативных документов.

    4.1.2. Генеральный план и транспорт.

    Краткая характеристика района и площадки строительства; решения и показатели по генеральному плану (с учетом зонирования территории), внутриплощадочному и внешнему транспорту, выбор вида транспорта, основные планировочные решения, мероприятия по благоустройству территории; решения по расположению инженерных сетей и коммуникаций; организация охраны предприятия.

    ситуационный план размещения предприятия, здания, сооружения с указанием на нем существующих и проектируемых внешних коммуникаций, инженерных сетей и селитебных территорий, границы санитарно-защитной зоны, особо охраняемые территории. Для линейных сооружений приводится план трассы (внеплощадочных и внутриплощадочных), а при необходимости — продольный профиль трассы;

    картограмма земляных масс;

    генеральный план, на котором наносятся существующие и проектируемые (реконструируемые) и подлежащие сносу здания и сооружения, объекты охраны окружающей среды и благоустройства, озеленения территории и принципиальные решения по расположению внутриплощадочных инженерных сетей и транспортных коммуникаций, планировочные отметки территории. Выделяются объекты, сети и транспортные коммуникации, входящие в пусковые комплексы.

    4.1.3. Технологические решения.

    Данные о производственной программе; краткая характеристика и обоснование решений по технологии производства, данные о трудоемкости (станкоемкости) изготовления продукции, механизации и автоматизации технологических процессов; состав и обоснование применяемого оборудования, в том числе импортного; решения по применению малоотходных и безотходных технологических процессов и производств, повторному использованию тепла и уловленных химреагентов; число рабочих мест и их оснащенность; характеристика межцеховых и цеховых коммуникаций.

    Предложения по организации контроля качества продукции.

    Решения по организации ремонтного хозяйства.

    Данные о количестве и составе вредных выбросов в атмосферу и сбросов в водные источники (по отдельным цехам, производствам, сооружениям).

    Технические решения по предотвращению (сокращению) выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду; оценка возможности возникновения аварийных ситуаций и решения по их предотвращению.

    Вид, состав и объем отходов производства, подлежащих утилизации и захоронению.

    Топливно-энергетический и материальный балансы технологических процессов.

    Потребность в основных видах ресурсов для технологических нужд.

    принципиальные схемы технологических процессов;

    технологические планировки по корпусам (цехам) с указанием размещения оборудования и транспортных средств;

    4.1.4. Управление производством, предприятием и организация условий и охраны труда рабочих и служащих.

    Настоящий раздел выполняется в соответствии с нормативными документами Минтруда России.

    В этом разделе рассматриваются:

    Организационная структура управления предприятием и отдельными производствами, автоматизированная система управления и его информационное, функциональное, организационное и техническое обеспечение; автоматизация и механизация труда работников управления; результаты расчетов численного и профессионально-квалификационного состава работающих; число и оснащенность рабочих мест;

    Санитарно-гигиенические условия труда работающих;

    Мероприятия по охране труда и технике безопасности, в том числе решения по снижению производственных шумов и вибраций; загазованности помещений, избытка тепла, повышения комфортности условий труда и т.д.

    4.1.5. Архитектурно-строительные решения.

    Сведения об инженерно-геологических, гидрогеологических условиях площадки строительства. Краткое описание и обоснование архитектурно-строительных решений по основным зданиям и сооружениям; обоснование принципиальных решений по снижению производственных шумов и вибраций, бытовому, санитарному обслуживанию работающих.

    Мероприятия по электро-, взрыво- и пожаробезопасности; защите строительных конструкций, сетей и сооружений от коррозии.

    планы, разрезы и фасады основных зданий и сооружений со схематическим изображением основных несущих и ограждающих конструкций.

    4.1.6. Инженерное оборудование, сети и системы.

    Решения по водоснабжению, канализации, теплоснабжению, газоснабжению, электроснабжению, отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха.

    Инженерное оборудование зданий и сооружений, в том числе: электрооборудование, электроосвещение, связь и сигнализация, радиофикация и телевидение, противопожарные устройства и молниезащита и др.

    Диспетчеризация и автоматизация управления инженерными системами.

    принципиальные схемы теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и канализации и др.;

    планы и профили инженерных сетей;

    чертежи основных сооружений;

    планы и схемы внутрицеховых отопительно-вентиляционных устройств, электроснабжения и электрооборудования, радиофикации и сигнализации, автоматизации управления инженерными системами и др.

    4.1.7. Организация строительства.

    4.1.8. Охрана окружающей среды.

    Настоящий раздел выполняется в соответствии с государственными стандартами, строительными нормами и правилами, утвержденными Минстроем России, нормативными документами Минприроды России и другими нормативными актами, регулирующими природоохранную деятельность.

    4.1.9. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

    Настоящий раздел выполняется в соответствии с нормами и правилами в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    4.1.10. Сметная документация.

    Для определения сметной стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) составляется сметная документация в соответствии с положениями и формами, приводимыми в нормативно-методических документах Минстроя России.

    Основные положения по составлению этой документации приведены в настоящем разделе.

    Состав документации, разработанной на стадии проекта, должен содержать:

    сводные сметные расчеты стоимости строительства и, при необходимости, сводку затрат*;

    * Составляются в том случае, когда капиталовложения предусматриваются из разных источников финансирования.

    объектные и локальные сметные расчеты;

    сметные расчеты на отдельные виды затрат (в том числе на проектные и изыскательские работы).

    В составе рабочей документации:

    объектные и локальные сметы*.

    * Составляются, если это предусмотрено договором на выполнение рабочей документации.

    Для определения стоимости строительства рекомендуется использовать действующую сметно-нормативную (нормативно-информационную) базу, разрабатываемую, вводимую в действие и уточняемую в установленном порядке.

    Стоимость строительства в сметной документации заказчика рекомендуется приводить в двух уровнях цен:

    в базисном (постоянном) уровне, определяемом на основе действующих сметных норм и цен;

    в текущем или прогнозном уровне, определяемом на основе цен, сложившихся ко времени составления смет или прогнозируемых к периоду осуществления строительства.

    В состав сметной документации проектов строительства включается также пояснительная записка, в которой приводятся данные, характеризующие примененную сметно-нормативную (нормативно-информационную) базу, уровень цен и другие сведения, отличающие условия данной стройки.

    На основе текущего (прогнозного) уровня стоимости, определенного в составе сметной документации, заказчики и подрядчики формируют свободные (договорные) цены на строительную продукцию.

    Эти цены могут быть открытыми, то есть уточняемыми в соответствии с условиями договора (контракта) в ходе строительства, или твердыми (окончательными).

    В результате совместного решения заказчика и подрядной строительно-монтажной организации оформляется протокол (ведомость) свободной (договорной) цены на строительную продукцию по соответствующей форме.

    При составлении сметной документации, как правило, используется ресурсный (ресурсно-индексный) метод, при котором сметная стоимость строительства определяется на основе данных проектных материалов о потребных ресурсах (рабочей силе, строительных машинах, материалах и конструкциях) и текущих (прогнозных) ценах на эти ресурсы.

    В сводном сметном расчете отдельной строкой предусматривается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, исчисляемый от общей сметной стоимости (в текущем уровне цен) в зависимости от степени проработки и новизны проектных решений. Для строек, осуществляемых за счет капитальных вложений, финансируемых из республиканского бюджета Российской Федерации, размер резерва не должен превышать трех процентов по объектам производственного назначения и двух процентов по объектам социальной сферы.

    Дополнительные средства на возмещение затрат, выявившихся после утверждения проектной документации в связи с введением по решениям Правительства Российской Федерации повышающих коэффициентов, льгот, компенсаций и др., следует включать в сводный сметный расчет отдельной строкой, с последующим изменением итоговых показателей стоимости строительства и утверждением произведенных уточнений инстанцией, утвердившей проектную документацию.

    4.1.11. Эффективность инвестиций.

    На основе количественных и качественных показателей, полученных при разработке соответствующих разделов проекта, выполняются расчеты эффективности инвестиций.

    Производится сопоставление обобщенных данных и результатов расчетов с основными технико-экономическими показателями, определенными в составе обоснований инвестиций в строительство данного объекта, заданием на проектирование, и на его основе принимается окончательное решение об инвестировании и реализации проекта. Примерный перечень технико-экономических показателей приведен в прил. В.

    Настоящий раздел выполняется в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования, утвержденными Госстроем России, Минэкономики России, Минфином России, Госкомпромом России (N 7-12/47 от 31 марта 1994 г.).

    Расчеты и анализ основных экономических и финансовых показателей рекомендуется приводить в форме таблиц (прил. Е).

    4.1.12. В соответствующих разделах проекта следует приводить:

    спецификации оборудования, составляемые применительно к форме, установленной государственными стандартами СПДС;

    исходные требования к разработке конструкторской документации на оборудование индивидуального изготовления, что оговаривается в договоре (контракте).

    4.2. Проект на строительство объектов жилищно-гражданского назначения состоит из следующих разделов:

    Общая пояснительная записка;

    Решения по инженерному оборудованию;

    Организация строительства (при необходимости);

    Эффективность инвестиций (при необходимости);

    Рекомендуемый состав и содержание проекта.

    4.2.1. Общая пояснительная записка.

    Основание для разработки проекта; исходные данные для проектирования; сведения об обосновании выбора площадки строительства; краткая характеристика объекта: данные о проектной мощности объекта (вместимость, пропускная способность); результаты расчета численности и профессионально-квалификационного состава работающих, сведения о числе рабочих мест (кроме жилых зданий); данные о потребности в топливе, воде и электрической энергии; сведения об очередности строительства и градостроительных комплексах; основные технико-экономические показатели проекта*; сведения о проведенных согласованиях проектных решений; подтверждение о соответствии разработанной документации государственным нормам, правилам и стандартам; мероприятия по технической эксплуатации (по материалам, разрабатываемым для серии жилых зданий массового применения); основные решения по обеспечению условий жизнедеятельности маломобильных групп населения.

    * Примерный перечень технико-экономических показателей для общественных зданий и сооружений приведен в прил. Г, а для жилых зданий — в прил. Д.

    4.2.2. Технологические решения.

    Функциональное назначение объекта; краткая характеристика и обоснование решений по технологии, механизации, автоматизации технологических процессов и соответствия их заданному заказчиком уровню и нормативам по безопасности, комфорту труда.

    4.2.3. Архитектурно-строительные решения.

    Сведения об инженерно-геологических, гидрогеологических условиях; решения и основные показатели по генеральному плану и благоустройству участка, обоснование архитектурно-строительных решений и их соответствие архитектурному замыслу, функциональному назначению с учетом градостроительных требований; охрана памятников истории и культуры, соответствие объемно-планировочных и конструктивных решений установленным заказчиком требованиям и техническим условиям; соображения по организации строительства (при необходимости разрабатывается отдельный раздел); мероприятия по взрыво- и пожарной безопасности объекта, защите строительных конструкций от коррозии, данные об обеспечении в помещениях требуемого комфорта; мероприятия по охране здоровья работающих и обеспечению условий жизнедеятельности маломобильных групп населения.

    4.2.4. Решения по инженерному оборудованию.

    Обоснование принципиальных решений по инженерному оборудованию — отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, газоснабжению, водоснабжению, канализации; решения по диспетчеризации, автоматизации и управлению инженерными системами; принципиальные решения по электрооборудованию, электроосвещению, молниезащите, охранной и противопожарной сигнализации; мероприятия по защите инженерных сетей и оборудования от блуждающих токов и антикоррозийной защите; решения по средствам связи и сигнализации, радиофикации, телевидению; оборудование для создания благоприятных условий труда; проектные решения по противопожарным мероприятиям.

    4.2.5. Охрана окружающей среды.

    Раздел разрабатывается в соответствии с государственными стандартами, строительными нормами и правилами, утвержденными Минстроем России, нормативными документами Минприроды России и другими нормативными актами, регулирующими природоохранную деятельность.

    4.2.6. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

    4.2.7. Организация строительства.

    Настоящий раздел разрабатывается в соответствии со СНиП «Организация строительного производства» и с учетом условий и требований, изложенных в договоре на выполнение проектных работ и имеющихся данных о рынке строительных услуг.

    4.2.8. Сметная документация.

    Составляется применительно к положениям п.4.1.10.

    4.2.9. Эффективность инвестиций.

    Разрабатывается применительно к положениям п.4.1.11.

    ситуационный план в масштабе 1:5000, 1:10000;

    схема генерального плана или генеральный план участка на топографической основе в масштабе 1:500, 1:1000;

    планы этажей, фасады, разрезы зданий и сооружений со схематическим изображением основных несущих и ограждающих конструкций (по индивидуальным и повторно применяемым проектам);

    каталожные листы привязываемых проектов массового применения;

    интерьеры основных помещений (разрабатываются в соответствии с заданием на проектирование);

    схематическое изображение индивидуальных конструктивных решений;

    технологические компоновки со ссылками на нормали или поэтажные планы расстановки основного оборудования;

    примеры расстановки мебели для жилых домов;

    принципиальные схемы устройства инженерного оборудования;

    схемы трасс внешних инженерных коммуникаций;

    планы трасс внутриплощадочных сетей и сооружений к ним;

    схема электроснабжения объекта;

    принципиальные схемы автоматизации управления средствами инженерного оборудования, санитарно-техническими устройствами;

    схемы организации связи и сигнализации;

    4.3. Рабочий проект.

    Рабочий проект разрабатывается в сокращенном объеме и составе, определяемом в зависимости от вида строительства и функционального назначения объекта, применительно к составу и содержанию проекта.

    В состав рабочего проекта включается рабочая документация.

    5. Состав рабочей документации

    5.1. Состав рабочей документации на строительство предприятий, зданий и сооружений определяется соответствующими государственными стандартами СПДС и уточняется заказчиком и проектировщиком в договоре (контракте) на проектирование.

    5.2. Государственные, отраслевые и республиканские стандарты, а также чертежи типовых конструкций, изделий и узлов, на которые имеются ссылки в рабочих чертежах, не входят в состав рабочей документации и могут передаваться проектировщиком заказчику, если это оговорено в договоре.

    на проектирование объектов

    (наименование и месторасположение проектируемого предприятия,

    здания и сооружения)

    ¦Перечень основных данных и требований ¦ ¦

    1. Основание для проектирования

    2. Вид строительства

    3. Стадийность проектирования

    4. Требования по вариантной и конкурсной разработке

    5. Особые условия строительства

    6. Основные технико-экономические показатели

    объекта, в том числе мощность,

    производительность, производственная программа

    7. Требования к качеству конкурентоспособности и

    экологическим параметрам продукции

    8. Требования к технологии, режиму предприятия

    9. Требования к архитектурно-строительным,

    объемно-планировочным и конструктивным решениям

    10. Выделение очередей и пусковых комплексов,

    требования по перспективному расширению

    11. Требования и условия к разработке

    природоохранных мер и мероприятий

    12. Требования к режиму безопасности и гигиене труда

    13. Требования по ассимиляции производства

    14. Требования по разработке инженерно-технических

    мероприятий гражданской обороны и мероприятий по

    предупреждению чрезвычайных ситуаций

    15. Требования по выполнению опытно-конструкторских и

    16. Состав демонстрационных материалов

    Состав задания на проектирование устанавливается с учетом отраслевой специфики и вида строительства.

    Вместе с заданием на проектирование заказчик выдает проектной организации исходные материалы*:

    * Номенклатура, порядок и сроки представления материалов оговариваются в договоре (контракте) на выполнение проектных работ.

    обоснование инвестиций строительства данного объекта;

    решение местного органа исполнительной власти о предварительном согласовании места размещения объекта:

    акт выбора земельного участка (трассы) для строительства и прилагаемые к нему материалы;

    архитектурно-планировочное задание, составляемое в установленном порядке;

    технические условия на присоединение проектируемого объекта к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям;

    сведения о проведенных с общественностью обсуждениях решений о строительстве объекта;

    исходные данные по оборудованию, в том числе индивидуального изготовления;

    необходимые данные по выполненным научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, связанным с созданием технологических процессов и оборудования;

    материалы инвентаризации, оценочные акты и решения органов местной администрации о сносе и характере компенсации за сносимые здания и сооружения;

    материалы, полученные от местной администрации и органов государственного надзора, в том числе характеристика социально-экономической обстановки, природных условий и состояния природной окружающей среды, данные о существующих источниках загрязнения и другие сведения в соответствии с требованиями природоохранных органов, санитарно-эпидемиологические условия в районе строительства;

    имеющиеся материалы инженерных изысканий и обследований, обмерочные чертежи существующих на участке строительства зданий и сооружений, подземных и наземных сетей и коммуникаций;

    чертежи и технические характеристики продукции предприятия;

    задание на разработку тендерной документации на строительство (при необходимости);

    заключения и материалы, выполненные по результатам обследования действующих производств, конструкций зданий и сооружений;

    технологические планировки действующих цехов, участков со спецификацией оборудования и сведениями о его состоянии, данные об условиях труда на рабочих местах;

    условия на размещение временных зданий и сооружений, подъемно-транспортных машин и механизмов, мест складирования строительных материалов;

    www.vashdom.ru