Порядок рассмотрения судом административных дел

Порядок и сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Алгоритм подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении.

По поступившему делу об административном правонарушении судья в соответствии проверяет:

1) относится ли оно к его компетенции

При разрешении данного вопроса следует исходить из 4 элементов подведомственности: родовой, предметной, должностной и территориальной. Родовая определяет какой именно вид власти уполномочен рассматривать данное административное дело (административный или судебный). Предметная определена главой 23 КоАП РФ в которой перечислены судьи, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, а также разграничена подведомственность дел между судами. Должностная определяет какое именно должностное лицо уполномочено рассматривать дело. Территориальная — определяется место рассмотрения дела.

Место рассмотрения дела об административном правонарушении.

Общее правило: дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения ( ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ).

Исключение 1: По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица ( ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ).

Исключение 2: Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование ( ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ).

Исключение 3: Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ( ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ).

Исключение 4: Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.35 КоАП РФ («Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»), 6.10 КоАП РФ («Вовлечение несовершеннолетних в употребление пива и напитков, изготовляемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ»), 20.22 КоАП РФ («Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготовляемых на его основе, алкогольной или спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах») рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ( ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ).

2) нет ли оснований для самоотвода;

Судья, которому на рассмотрение передано дело об административном правонарушении, не может его рассматривать, если является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя; лично, прямо или косвенно заинтересован в разрешении дела.

При наличии вышеуказанных обстоятельств судья обязан заявить самоотвод.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор также вправе заявить отвод судье.

Отвод может быть заявлен и иным участникам процесса ( ст. ст. 25.12 — 25.13 КоАП РФ). Заявление об отводе рассматривается судьей, в производстве которого находится дело об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения заявления об отводе судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении, выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

В случае самоотвода или удовлетворения ходатайства об отводе мирового судьи (судьи), дело направляется председателю соответствующего районного суда для организации его разрешения судьями районного суда.

3) правильно ли составлены: протокол об административном правонарушении и другие документы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены материалы по делу в целом.

Примечание : Административное дело к моменту поступления к судье должно быть подшито, пронумеровано, по нему обязательно: наличие описи документов, заполнение в них всех необходимых граф, строк, учинение соответствующих подписей .

При изучении протокола необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства:

— содержит ли протокол сведения о дате и месте его составления;

— указана ли должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

— имеются ли данные о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

— содержит ли протокол сведения о свидетелях, потерпевших (если они были и на них указывали лица, в отношении которых составлен протокол), имеются ли сведения об их месте жительства;

— описано ли в протоколе место и время совершения и событие административного правонарушения;

— имеется ли указание на конкретную статью КоАП РФ, предусматривающую ответственность за данное правонарушение;

— истребовалось ли объяснение физического лица, законного представителя юридического лица по поводу совершения административного правонарушения.

Кроме этого, необходимо убедиться, подписан ли протокол лицом, уполномоченным составлять его, содержатся ли в протоколе сведения о разъяснении лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, их прав и обязанностей, предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ; указаны ли при составлении протокола понятые и их данные о месте проживания, в случаях, когда их присутствие в соответствии со ст. 25.7 КоАП РФ и главой 27 КоАП РФ обязательно; соблюдалось ли лицом, составившим протокол, право на защиту лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; в случае составления протокола в отношении лица, не владеющего русским языком, был ли осуществлен перевод протокола и других документов, имеющихся в деле об административном правонарушении.

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу (т.е. не имеется ли формальных поводов к прекращению дела производством, см. ст. 24.5 КоАП РФ);

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу (на данном этапе судья не вправе входить в оценку доказательств, предрешать вопрос о виновности; его полномочия ограничиваются только проверкой наличия в материалах дела соответствующей информации, которая может стать предметом исследования в судебном заседании);

6) имеются ли ходатайства и отводы.

Ходатайства на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении являются одной из гарантий всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела. По общему правилу на данном этапе процесса ходатайства могут быть заявлены только в письменной форме.

Ходатайства рассматриваются немедленно. По результатам их рассмотрения судьей выносится определение. О результатах рассмотрения ходатайства сообщается лицу, их заявившему ( ст. 24.4 КоАП РФ).

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:

1) о назначении времени и места рассмотрения дела;

2) о вызове лиц, указанных в ст. ст. 25.1 — 25.10 КоАП РФ, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;

3) об отложении рассмотрения дела;

4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;

5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, к которому протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи.

Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении в суде.

Общее правило: дело об административном правонарушении рассматривается судьей в двух месячный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Исключение 2: Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания ( ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ).

Примечание: Общепризнанным является правило, согласно которому указанный срок пресекательным не является. Если он исчерпан, судья все равно рассматривает дело об административном правонарушении.

Исключение 3: Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 5.1 — 5.25 , 5.45 — 5.52 , 5.56 , 5. 58 КоАП РФ (глава 5 КоАП РФ «Административные правонарушения, посягающие на избирательные права граждан), рассматриваются в 5-дневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела ( ч. 3 ст. 29.6 КоАП РФ).

Примечание: Продление вышеуказанного срока не допускается ( ч. 3 ст. 29.6 КоАП РФ).

Исключение 4: дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Примечание: Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности ( ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ).

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении в суде.

1. Объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности ( п. 1 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ).

2. Устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ («Назначение административного наказания без составления протокола»), или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела ( п. 2 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ).

3. Проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя ( п. 3 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ).

4. Выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела ( п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ).

5. Лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности ( п. 5 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ).

6. Рассматриваются заявленные отводы и ходатайства ( п. 6 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ).

7. Выносится определение:

— об отложении дела в случаях:

1) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу ( пп. «а» п. 7 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ);

2) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу ( пп. «б» п. 7 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ);

3) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы ( пп. «в» п. 7 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ);

— о приводе лица, участие которого признано обязательным при рассмотрении дела, выносится в соответствии с ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ ( п. 8 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ);

— о передаче дела на рассмотрение по подведомственности выносится в соответствии со ст. 29.5 КоАП РФ ( п. 9 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ).

При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение ( ч. 2 ст. 29.7 КоАП РФ).

В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ ( ч. 3 ст. 29.7 КоАП РФ).

Если по делу участвуют обе стороны, то судебное заседание завершается прением сторон. Сначала в прениях предоставляется слово представителю органа, составившего протокол, потерпевшему, гражданскому истцу, их представителям, а затем лицу, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, его защитнику.

После выступления в прениях участникам процесса в том же порядке предоставляется право на реплику. Право на последнюю реплику имеет лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении.

Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении в суде.

1. В случае необходимости во время рассмотрения судьей дела об административном правонарушении секретарем судебного заседания ведется протокол.

2. В протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении указываются:

1) дата и место рассмотрения дела;

2) фамилия и инициалы судьи, секретаря судебного заседания, необходимые сведения об иных участниках процесса;

3) сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке;

4) факт разъяснения прав и обязанностей участникам процесса;

5) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;

6) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела;

7) документы, исследованные при рассмотрении дела.

3. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается судьей и секретарем судебного заседания.

Примечание: Ведение протокола по делу об административном правонарушении необходимо:

1) когда лицо, привлекаемое к административной ответственности, не признает своей вины, желает дать по существу подробные и развернутые показания, которые потом станут предметом кассационного исследования;

2) когда в деле помимо лица, привлекаемого к административной ответственности, принимают участие другие лица и процессуальные позиции сторон при этом не совпадают.

Участники процесса вправе знакомиться с содержанием протокола судебного заседания и привносить в него свои замечания.

Замечания на протокол судебного заседания рассматриваются судьей по правилам процессуальной аналогии.

slavgorodsky.alt.sudrf.ru

Порядок рассмотрения судом дел об административных правонарушениях Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Майорова Елена Николаевна

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Майорова Елена Николаевна,

Текст научной работы на тему «Порядок рассмотрения судом дел об административных правонарушениях»

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 1 (2) 2014

УДК 342.95 Е.Н. Майорова

ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ СУДОМ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

В статье рассмотрены проблемы вынесения решения по делу об административном правонарушении при рассмотрении дела судом. Проанализированы характерные особенности лингвистического толкования наречия «немедленно», применяемого в КоАП РФ. Проведено обобщение судебной практики по делам об административных правонарушениях. Выявлен различный подход к порядку вынесения судебного решения. На основе проведенного исследования предложен единый подход к порядку вынесения решения в судебном порядке.

Ключевые atom: производство по делам об административных правонарушениях, рассмотрение дел об административных правонарушениях судьями, совещательная комната, вынесение решение по делу об административном правонарушении.

COURT PROCEDURE FOR ADMINISTRATIVE OFFENCES

This article discusses the problem of determining the cases concerning administrative offences in court proceedings. The typical peculiarities of the linguistic interpretation of the adverb immediately are analyzed, which is used in the Administrative Offences Code of the Russian federation. The generalization of judicial practice for administrative offences is carried out. Different approaches to judicial decision rendering are revealed The unified approach to rendering a decision is suggested on the basis of the research.

Keywords: proceedings on administrative offences, considering the cases on administrative offences by the judges, consultation room, rendering of decision on administrative offences.

Производство по делам об административных правонарушениях находится в компетенции широкого круга субъектов административной юрисдикции: судьи, коллегиальные органы, должностные лица органов исполнительной власти. В последнее время наблюдается определенная тенденция внесения изменений в действующее законодательство, определяющая специфические особенности рассмотрения дел судьями. Вместе с тем неурегулированным остается еще достаточно большой перечень вопросов.

Одному из таких проблемных вопросов -вынесению решения по делу — посвящена статья 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), которая указывает, что постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Федеральным законом № 413-ФЗ от 6 декабря 2011 г. в указанную статью были внесены изменения, в соответствии с которыми в исключительных случаях, по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок нс более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел

об административных правонарушениях, указанных в частях 3-5 статьи 29.11 КоАП РФ, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения |3|.

В данном случае законодатель, учитывая большую загруженность судов, предусмотрел, в отличие от ранее действующей редакции, возможность отложения составления мотивированного определения. Вместе с тем неизменным осталась позиции о немедленном после окончания рассмотрения дела объявлении резолютивной части постановления.

Итак, что считается окончанием рассмотрения дела? В статье 29.7 КоАП РФ определяется порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, где детально описываются все действия со стороны лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, с момента объявления, кто рассматривает дело об административном правонарушении до осуществления в случае необходимости других процессуальных действий в соответствии с Кодексом. К иным процессуальным действиям можно отнести, например, проведение экспертизы, изъятие документов, доставление

№ 1 (2) 2014 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

нарушителя для составления протокола об административном правонарушении и т. п. 111.

Таким образом, немедленно после осуществления процессуальных действий, предусмотренных КоАП РФ, должно быть оглашено постановление по делу об административном правонару шении или его резолютивная часть.

Проведем толкование наречия «немедленно». С точки зрения языкового толкования Панова Л.Г., раскрывая су щность наречия «немедленно» в нарративном и диалогическом режимах, определяет его как — без промедления, тотчас же, сразу |5, с. 222—2231.

Исходя из данного понимания наречия «немедленно» постановление по делу об административном правонару шении или его резолютивная часть должны быть объявлены сразу по окончании рассмотрения дела.

Как правило, если дело об административном правонару шении рассматривается во внесу дебном порядке, так и происходит. При рассмотрении дела во внесудебном порядке должностное лицо, рассматривающее дело, по окончании его рассмотрения немедленно объявляет участникам процесса о вынесенном им решении. Более сложная ситу ация складывается при рассмотрении дела судом.

Однозначного подхода к этому вопросу нет. Так. например, в п. 15 письма от 14 октября 2002 г. № 05-17-1 «Методические рекомендации по отдельным вопросам применения Кодекса РФ об административных правонарушениях» Пермский областной суд разъяснил, что «постановление по делу выносится в совещательной комнате» 121. Имеющаяся судебная практика данного су бъекта подтверждает позицию областного суда, и судьи для вынесения решения по делу у даляются в совещательнуюто комнату.

Вместе с тем в су дебной практике имеется и иная позиция по вопросу у даления судьи в совещательную комнату. Так. Между речснский городской су д Кемеровской области, рассматривая дело по жалобе законного представителя ЗАО «Багомсс» Присташ Я.В. на постановление мирового су дьи судебного участка № I г. Между рс-чснска Кемеровской области от 22 июня 2010 г. по делу об административном правонару шении, установил, что по завершении рассмотрения дела законный представитель юридического лица обратилась к мировому судье с просьбой выдать копию постановления по делу об административном правонарушении. На это мировым су дьей была дана резолюция, что мировой судья удаляется в совещательную комнату, по выходу из которой будет вру чена копия постановления.

Из записи секретаря судебного участка № 1 г. Междурсчснска, имеющейся на данном заявлении, следу ет, что 22 июня 2010 г. в 10 час. 36 мин. постановления по делу об административном правонару шении нет. Как следует из у казанного решения, мировым су дьей были нарушены требования ст. 29.11 КоАП РФ, регламентиру ющей объявление постановления по делу об административном правонару шении, в соответствии с которыми, постановление по делу об административном правонару шении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. При таких обстоятельствах было установлено, что постановление мирового судьи нельзя признать законным и обоснованным |4|.

Приведенная судебная практика подтверждает отсутствие единого подхода к толкованию

ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ при объявлении постановления по делу об административном правонару шении при рассмотрении дела в суде, что усугубляется отсутствием в КоАП РФ императивных норм, преду сматривающих у даление су дьи в совещательную комнату.

Обратимся к общепринятому пониманию совещательной комнаты. Вопросу совещательной комнаты посвящены соответствующие статьи УПК РФ и ГПК РФ. Так, ст. 302 УПК РФ закрепляет, что постановление приговора судом в совещательной комнате служит обеспечению его законности и обоснованности.

Несомненно, данные положения относятся к уголовному процессу, вместе с тем они в полном объеме могут быть применены и к административному процессу. Данное обстоятельство подтверждается и тем фактом, что дела об административных правонару шениях, рассматриваемые судами, являются достаточно сложными и, как правило, содержат большой объем материалов. Сложность дел, рассматриваемых су дами, подтверждается и ст. 23.1 КоАП РФ, содержащей перечень статей, дела по которым рассматриваются судами.

Подводя итог вышесказанному. хотелось бы обратить внимание, что, несмотря на различный подход к совещательной комнате, в рамках административного процесса более целесообразной является позиция, предоставляющая судье возможность удаления в совещательну ю комнату . Соблюдение такого подхода к принятию решения призвано служить исключению постороннего влияния на судей при вынесении решения, что является гарантией выполнения конституционного требования независимости судей и подчинения их только закону, имеющей важное значение для принятия су дом решений по своему

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА №1(2) 2014

внутреннему убеждению, на основании материалов дела, которые исследовались в судебном заседании.

Полагаем, что для законодательного разрешения обозначенной проблемы необходимо внести

изменения в ст. 29.11 КоАП РФ, а именно ч. 1.1 «По окончании совершения всех процессуальных действий суд удаляется в совещательную комнату для вынесения решения по делу, о чем объявляется присутствующим в зале су дебного заседания».

1. Кодеке Российской Федерации об административных правонару шениях : федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (рсд. от 15 февраля 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2002. -№ I (ч. 1).-Ст. I.

2. Методические рекомендации по отдельным вопросам применения Кодекса РФ об административных правонару шениях : письмо Пермского областного су да от 14 октября 2002 г. № 05-17-1. — http://pcrm.ncws-citv.info/docs/sistcmsh/dok_ocyvxz.htm

3. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонару шениях и статьи 26 и 26.1 Федерального закона «О физической культу ре и спорте в Российской Федерации» : федер. закон от 6 декабря 2011 г. № 413-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2011.— № 50. — Ст. 735.

4. Определение Между рсченского городского суда Кемеровской области от 23 января 2010 г. -http://rospravosudic.com/act-oprcdclcnic-v-otnoshcnii-zao-niva-po-ch-l-st-l9-5-koap-rf-mamcdova-l-a-zantarin-roman-aleksandrovich-23-01 -2012-19-5-ch-1 -s

5. Панова Л. Г. Наречия группы «сразу . немедленно . сию секунду» в нормативном и диалогическом режимах//Труды Межд. семинара «Диалог-2000». Т. I : Теоретические проблемы : под рсд. А С. Нариньяни. — Протвино, 2000. — С. 222-223.

МАЙОРОВА Елена Николаевна, доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин факультета Подготовки сотрудников правоохранительных органов. Южно-Уральский государственный у ниверситет (НИУ), кандидат юридических наук.

E-mail: major .admail.ru

MAYOROVA Elena Nikolaevna, Assistant Professor, State and Civil Disciplines Chair, Faculty of Law Enforcement Officers’ Training, South Ural State University (National Research University ), Candidate of Law. E-mail: majorac/ynailru

cyberleninka.ru

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении кратко

Правонарушения в нашем государстве совершаются гораздо чаще, чем преступления. Существует ли какой-то особый порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях? Ответ на этот вопрос будет предоставлен в статье.

Подготовка к рассмотрению дела

Рассмотрение дела о нарушении закона является основной стадией в судопроизводстве. Деятельность государственных органов носит здесь комплексный характер, который определяется необходимостью верно установить предмет административного нарушения. Подготовка к порядку рассмотрения дела об административном правонарушении фиксируется в статье 29.1 КоАП РФ. Эта статья содержит положения:

  • о компетенции суда, судьи, отдельного органа или должностного лица в установленной сфере;
  • о наличии обстоятельств, которые могли бы исключать сам факт рассмотрения дела судьей;
  • о правильности составленного административного протокола;
  • о наличии обстоятельств, смягчающих, отягчающих или исключающих производство;
  • о наличии отводов и ходатайств.
  • Здесь же могут быть выделены и многие другие обстоятельства по делу.

    Процессуальные основания для рассмотрения дела

    Процессуальная база для рассмотрения дела о правонарушении зафиксирована в статье 28.7 КоАП РФ. Основанием здесь является надлежащим образом оформленный протокол о нарушении права. Составляется такой документ уполномоченным должностным лицом. Выносится решение прокурора о возбуждении административного производства.

    Прокурорский протокол направляется судье или другому лицу, в чьи обязанности входит рассмотрение дела. Максимальный срок передачи документа — трое суток.

    Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении включает в себя судебное заключение. После передачи протокола в судебную инстанцию судья выносит решение об административном аресте, выдворении, штрафе или любом другом виде санкции.

    Рассмотрение дела

    При непосредственном рассмотрении дела наиболее полно и ярко раскрывается все содержание правоприменительной процедуры. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении обусловлен целенаправленностью задач и предметностью.

    Что служит непосредственным предметом правоприменения в административном производстве? Согласно заключениям юристов, это конкретный случай. Здесь проявляется нормативно-правовая урегулированность общественных отношений и действенность юридических гарантий. Необходимо это для четкого и неукоснительного соблюдения законных интересов и прав граждан.

    Что является целью рассмотрения дела? Согласно закону, это установление конкретных обстоятельств нарушения закона. Должны быть выяснены факты с последующим их оцениванием. В конечном итоге к виновному лицу применяются меры административного взыскания.

    Согласно статьям 29.7-29.13 КоАП РФ, процессуальный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях включает в себя слушание дела, установление явки субъектов производства, проведение экспертизы (судебно-медицинской, лингвистической или другой) и вынесение соответствующего определения.

    О материалах дела

    Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении в суде состоит из множества различных этапов. Каждый этап подлежит обязательной регламентации. Большую роль играет процедура разъяснения участникам производства их обязанностей и прав. Обязательному рассмотрению подлежат ходатайства и отводы, поданные различными заявителями.

    Нередко в ходе судопроизводства принимается заявление об отводе или самоотводе. Речь идет о ситуациях, когда судья или иное должностное лицо решает приостановить производство на определенный срок. Надо сказать, что причины для отвода должны быть очень веские. В противном случае появится риск неправильного вынесения постановления.

    Порядок рассмотрения судом дел об административных правонарушениях включает в себя огромный бюрократический пласт. Разные бумаги формируются и регистрируются почти на каждом этапе судопроизводства. Однако самую важную роль играет конечный документ. Именно о нем будет рассказано далее.

    Постановление по делу

    Согласно КоАП, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении завершается вынесением постановления. Это нормативный акт, который обладает высшей правовой силой для всех участников судопроизводства. Нормы постановления императивны, то есть обладают обязательным характером. Существуют две основные формы постановления:

  • о прекращении делопроизводства;
  • о назначении наказания в виде административной санкции.
  • Постановление должно выноситься в следующих случаях:

  • появление исключающих вину факторов;
  • объявление устного замечания и освобождение привлеченного к ответственности лица;
  • передача дел прокурору, следственному органу, дознавателю или любому другому лицу, в чьи обязанности входит поиск признаков преступления.

По окончании делопроизводства постановление должно быть немедленно оглашено участникам судебного процесса. Копия документа передается ответчику.

Определение по делу

По результатам рассмотрения административного дела может быть вынесено определение. Это специальный документ, указывающий на некомпетентность судьи или иного должностного лица в отношении ответчика. Самый частый пример — порядок рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьей. В процессе судопроизводства раскрывается все больше новых обстоятельств. Суд понимает, что ответчик совершил гораздо больше преступных деяний, чем указано в протоколе. Следовательно, и санкции за нарушения должны быть установлены более строгие. Компетенция представителей мирового суда не содержит вынесения наказания в виде ареста сроком более чем 3 года. Именно поэтому выносится определение — документ, указывающий на передачу делопроизводства другому органу. Нередко представленный документ выносится коллегиальным органом путем голосования. По итогу определение подписывается судьей.

Определение, постановление, протокол о нарушении — список итоговых судебных документов на этом не исчерпывается. Стоит также выделить представление — нормативный акт, в котором указываются условия и причины выявленного правонарушения. По сути, представление необходимо для дальнейшей профилактики преступлений закона. Часто документ выносится и при нарушении порядка рассмотрения дела об административном правонарушении.

Исключающие обстоятельства

Нередко судебные заседания заканчиваются вынесением постановления о самоотводе. Немалую роль в этом играют исключающие обстоятельства. Судья, члены коллегии, различные должностные лица не имеют возможности продолжить рассмотрение дела в случае обнаружения фактов следующего характера:

  • наличие косвенного, прямого или личного интереса в разрешении дела;
  • судья или какой-то работник судебного органа является родственником ответчика.
  • Как только представленные обстоятельства были обнаружены, дело передается в другую инстанцию. Сам судья или какое-то из должностных лиц принимают решение об отводе от дела.

    О сроках рассмотрения дела

    Официально установленный срок административного делопроизводства — 15 суток. Отсчет этого срока начинается в момент получения судьей протокола по делу и дополнительных материалов.

    Столь краткий порядок рассмотрения дела об административного правонарушения может быть продлен. Однако решение о продлении должен принять сам судья, но только при наличии действительно веских причин. Выносится мотивированное определение судебного органа, в котором указываются требования к продлению срока не более чем на месяц.

    Существует конституционная норма (статья 22), в которой указывается срок задержания лица за административное нарушение. Так, до вынесения судебного постановления гражданин не может находиться под административным задержанием сроком более чем 48 часов.

    О стадиях расследования

    Каков порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях? Здесь все зависит от того, в какой общественной сфере было допущено нарушение закона и какая установлена степень тяжести. Решение о возбуждении делопроизводства принимается должностным лицом. Составляется протокол согласно статье 28.3 КоАП РФ. Исключение лишь составляют ситуации, когда дело возбуждается прокурором. В таком случае выносится постановление.

    Сразу после возбуждения дела проводится расследование. Оно включает в себя экспертизу или иное процессуальное действие. Согласно закону, экспертиза реализуется далеко не всегда. В статье 28.7 КоАП РФ закреплены основные общественные сферы, в которых она необходима. Это экспортный надзор, валютное производство, охрана здоровья, налоговые или тарифные сборы, таможенное дело и многое другое.

    Само расследование должно проводиться по месту совершения правонарушения. Максимальный срок расследования — один месяц. Все данные о проведенных работах вносятся в протокол, а в дальнейшем и в постановление.

    Где рассматривается дело?

    Предположим, что гражданин, официально проживающий в Московской области, совершает правонарушение в Калининграде. Где именно провинившегося гражданина будут судить? Согласно КоАП РФ, рассмотрение правонарушения допускается лишь в месте его совершения. Однако сам гражданин может подать ходатайство с прошением о проведении судебного заседания по месту жительства.

    А что делать российским судам, если правонарушение совершил иностранный гражданин? В этом случае стоит руководствоваться международным договором, в котором указывается возможность рассматривать нарушения закона на территории чужого государства. Однако все представленные правила не распространяются на несовершеннолетних лиц. Об этом указано в статьях 20.22 и 6.10 административного Кодекса.

    Продление срока изучения дела

    Выше уже было указано, что срок административного правонарушения может быть продлен. Но какие на то должны быть причины? Закон говорит о случае, когда участники судопроизводство подают ходатайство о пересмотре дела. Это самый распространенный сценарий продления производства. Еще одна причина заключается в появлении новых обстоятельств. В таких случаях необходимо проведение дополнительного расследования сроком не более, чем на месяц.

    Таким образом, безосновательное продления сроков запрещается. В Российской Федерации действует презумпция невиновности, согласно которой человек, чья вина не доказана в судебном порядке, считается невиновным. А невиновному человеку не очень хочется пребывать в заточении. Поэтому обязательно должны быть основания для продления делопроизводства, и касаться они должны самого ответчика.

    Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении в ГИБДД

    Самая частая форма административного правонарушения связана с транспортом и правилами дорожного движения. Протоколы о нарушении составляются инспекторами ГАИ, после чего направляются либо в ГИБДД, либо в суд. Каков порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях по ПДД?

    Составленный инспектором протокол передается в региональное отделение ГИБДД, где должностные лица проводят объективное расследование. По итогу на водителя накладываются санкции: это, как правило, штраф или лишение профессионального права (вождение автомобилем). Нередко дело передается в мировой суд. В этой инстанции может быть вынесено решение об исправительных работах или административном аресте.

    О правилах общения с сотрудниками ГАИ и защите своих прав составлено немало материалов. ПДД — довольно обширный сборник, который является, к тому же, частью КоАП. Если водитель уверен в своей правоте и не желает получать санкции, то он может обратиться к специалисту в области права.

    businessman.ru