План-конспект урока на тему:
Тренинг для родителей «Поощрение и наказание»

Конспект тренинга для родителей с целью профилактики жестокого обращения с детьми.

Предварительный просмотр:

Тренинг для родителей (1 год занятий).

Тема. Поощрение и наказание.

Цель занятия. Профилактика жестокого обращения с детьми.

Задачи: 1. Установление доверительных отношений в группе.

2. Развитие потребности в самонаблюдении и самоанализе действий по отношению к ребёнку.

3. Тренировка навыка вербального общения.

— приветствие «Руки здороваются»;

Стулья по количеству участников

— Беседа «Как часто Вы ругаете и хвалите своего ребёнка?»

— Упражнение «Что слышит ребёнок, когда его ругают?»

ческие игры для детей. Т.Н. Образцова. М., — 2005.

— подведение итогов занятия «Что узнал, что понял, что почувствовал?

I. Вводная часть.

Участники тренинга приветствуют друг друга, взявшись за руки и слегка пожимая их. Затем тренер предлагает участникам, озвучить с каким настроением, и каким ожиданием пришёл каждый из них.

II. Основная часть.

Тренер задаёт вопрос: «Как часто Вы ругаете и хвалите своего ребёнка?». Ответ на данный вопрос участники тренинга дают по очереди, анализируют, в каких формах происходит поощрение и словесное наказание ребёнка, как реагирует малыш на действия взрослого, и какое действие более продуктивно для развития детей, сохранения детского психологического здоровья и полноценных детско-родительских отношений.

Для того чтобы взрослый мог ощутить состояние ребёнка, которым постоянно недовольны взрослые, которому постоянно делают замечания или ругают и кричат, родителям предлагается упражнение «Что слышит ребёнок, когда его ругают?». Для этого выбирают одного из участников, который возьмёт на себя роль «ребёнка». Остальные – встают в круг – это «взрослые». «Ребёнок» присаживается на корточки в середине круга. «Взрослые» вспоминают слова, фразы, интонации, которые они используют для выражения своего недовольства ребёнку. Затем «взрослые» все вместе идут по кругу в одном направлении и хором ругают «ребёнка». (Упражнение повторяется несколько раз с разными «детьми»).

По завершению упражнения тренер предлагает поделиться своими впечатлениями о данном упражнении, об ощущениях и впечатлениях, полученных в ходе принятия ролей «ребёнка» и «взрослого» и сделать заключение на основе личного опыта.

После обсуждения участникам предлагается упражнение «Комплимент». Тренер говорит комплемент одному из участников, передавая маленький мячик или игрушку, например; «Вам очень идёт эта причёска», «Вы умеете интересно рассказывать», «Вы душевный человек» и др.

По завершению упражнения ведётся обсуждение по двум направлениям:

  • Что было сложным в данном упражнении
  • Что приятнее говорить или получать комплементы.
  • III. Заключительная часть.

    Подведение итогов занятия заключается в том, чтобы каждый участник высказывает своё мнение о происходящем, что он узнал, что понял, что почувствовал на занятии, изменилось ли его настроение или нет, если изменилось, то, постараться объяснить что повлияло на перемену, с каким настроением участник уходит. Затем участники берутся за руки и, слегка пожимая друг другу руки, прощаются.

    nsportal.ru

    Тренинг детско-родительских отношений

    Современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют об огромном значении полноценного общения взрослого и ребенка, стиля такого общения для развития детей.

    Специалисты пришли к выводу, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» еще в дошкольном возрасте и, как правило, бессознательно.

    Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. До недавнего времени преобладал авторитарный стиль воспитания, который негативно сказывался на психическом, физическом и эмоциональном здоровье ребенка.

    Другая часть родителей более или менее осознает, в чем именно заключается «правильное» воспитание. Что для сохранения психического, физического и эмоционального здоровья ребенка им необходимо:

  • создать для ребенка атмосферу безопасности;
  • понимать и принимать мир ребенка;
  • поощрять выражение эмоционального мира ребенка;
  • создать ощущение дозволенности (это не означает, что дозволено абсолютно все; просто необходимо предоставить ребенку возможность самому делать выбор, лишь в сложных случаях облегчая ребенку принятие решений, но не в коем случае не решая все за него);
  • обеспечить ребенку возможность принимать на себя ответственность и развивать чувство контроля.
  • Но на практике эти родители испытывают значительные трудности. Поэтому одним из существенных аспектов психологического просвещения родителей является ознакомление их со способами правильного общения с детьми (лекции, беседы, рассказы и т. д.), применение полученных знаний на практике – тренинговые занятия, которые и позволяют косвенно влиять на сферу детско-родительских отношений.

    Разъяснительная теоретическая работа, проводимая педагогом–психологом, не всегда эффективно влияет на сферу детско-родительских отношений, т. к. общение людей друг с другом весьма сложный и тонкий процесс. Каждый из нас учится ему в ходе своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Тренинги же предоставляют возможность научиться общению другим способом. В большинстве своем игры тренинга общения являются моделями жизненных ситуаций. Задача каждого участника тренинга: провести общение наиболее эффективным и адекватным образом. Положительным в данных игровых ситуациях является следующее:

  • совершая ошибки, мы не чувствуем той ответственности, которая неизбежна в реальной жизни;
  • из нескольких решений ситуации всегда можно выбрать оптимальный ответ (даже если он не был придуман самим участником) для переноса его в реальную жизнь;
  • возможность переноса решений из игровой ситуации в жизненную;
  • возможность творчества (ибо есть время подумать, «переиграть»).
  • Хотя техники проведения тренинга в группах варьируются, можно выделить ряд общих принципов организации их работы:

    • принцип активности участников (в ходе занятий члены группы постоянно вовлекаются в различные действия: обсуждение и проигрывание ролевых ситуаций, предложенных самими участниками; наблюдения по заданным критериям за поведением участников ролевых игр; выполнение специальных устных и письменных упражнений и т.д.;
    • принцип исследовательской позиции (в процессе работы в группе создаются такие ситуации, когда участникам необходимо самим найти решение проблемы, самостоятельно сформулировать уже известные в психологии закономерности взаимодействия и общения людей;
    • принцип объективации поведения (в начале занятий поведение участников группы переводится с импульсивного на объективированный уровень и поддерживается на этом уровне в ходе их проведения;
    • принцип партнерского общения (предполагает признание ценности личности другого человека, его мнений, интересов, а также принятие решения с максимально возможным учетом интересов всех участников общения, а не достижение одной из сторон своих целей за счет интересов других).
    • Поиск наиболее эффективных методов работы, конкретных способов адаптации детей и родителей к существующим условиям, которые бы в наименьшей степени ущемляли интересы развития личности ребенка, способствовали сохранению его психического физического и эмоционального здоровья, и привел к созданию тренинга ДРО (детско-родительских отношений), ставившего своей целью:

    • способствовать улучшению детско-родительских отношений, когда имеет место непонимание родителями базовых факторов развития ребенка, его потребностей и соответствующей им динамике отношений.
    • Добиться этого можно было посредством решения следующих задач:

    • конкретизировать роль родителей в воспитании детей, определить принципы работы родителей с ними;
    • расширить кругозор детей и родителей в области психологии, создать условия для формирования у них общих способностей (планирование, анализ, рефлексии);
    • способствовать развитию умений и навыков в сфере общения.
    • Работу планировалось осуществлять в группе заинтересованных родителей в деятельностном режиме.

      Планирование курса «Тренинг детско-родительских отношений».

    • Представление. (Игры тренинга общения).
    • Тестирование. (Самостоятельное, анонимное).
    • Методы и формы работы в группе (коллективно-распределительная деятельность).
    • Дискуссия «Всем ли надо быть психологами?».
    • Итог работы (рефлексия).
    • 2. Точка зрения и позиция другого человека.

    • Я – родитель.
    • Я – учитель.
    • Я – руководитель школы.
    • Я – ученик.
    • 3. Эмоции и разум.

    • Точка зрения (Игры тренинга общения).
    • Итог тренинга (рефлексия): Эмоции или стройная логика доказательств?
    • Беседа: «Много шума из ничего». (Уровни доказательств: эмоциональный и теоретический. Навыки ведения спора).
    • Самостоятельная анонимная оценка родителями своих детей.
    • Итог работы. (Рефлексия).
    • 4. Принципы работы с детьми.

    • Дискуссия: «Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый, чья программа ребенку не интересна».
    • Принципы работы с детьми:
      • наброски мнений;
      • систематизация;
      • языковое оформление мнений, с целью более точного выражения мысли.
      • Принципы работы с детьми Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередниковой.
      • Принципы общения по Джайнотту.
      • Итог работы (Рефлексия).
      • «Маленькие дети – маленькие проблемы, большие дети – большие проблемы».
      • Понятия: «Рефлексия», «Тупиковая ситуация», «Рефлексивный мешок».
      • Анализ простейшей тупиковой ситуации.
      • Отображение рискованных ситуаций в безопасные и наоборот.
      • 6. Оптимальный путь решения ситуации.

      • Пути выхода из тупиковой ситуации.
      • Программирование результата выхода из тупиковой ситуации (Рефлексия второго порядка).
      • Схематическое изображение.
      • Выбор оптимального пути решения ситуации (sit).
      • 7. Единство целей и путей их достижения.

      • Моя цель.
      • Как я ее могу достичь?
      • Выбор оптимального пути достижения результата.
      • Планирование своей деятельности.
      • Выполнение плана действий.
      • Контроль и рефлексия:
      • сравнение исходной цели и достигнутой;
      • сравнение своей деятельности с планом;
        – что было не так?
        – что можно (нужно) было сделать по–другому?
        – что было не предусмотрено?
        – что было лишним?
      • коррекция своих действий на будущее.
  1. Рефлексия занятия.

    8. Адекватная оценка. Поощрение и наказание.

  2. Анализ тупиковой ситуации.
  3. Внутренние мотивы.
  4. Дискуссия: «Что хорошо, что плохо?».
  5. Поощрять и наказывать с точки зрения внутренней мотивации, не спешить с выводами.
  6. Самоанализ своей деятельности родителями: «Что я чаще делаю поощряю или наказываю?» (анонимный).

    9. Наказание детей.

  7. Анализ тупиковой ситуации (с недостающими данными) в мини-группах.
  8. Обмен мнениями.
  9. Рефлексия: «А каково было задание? Достаточно ли данных для выводов?»
  10. Вывод новых данных (разных для группы).
  11. Вторичный анализ ситуаций в мини-группах.
    – Обмен мнениями.
    – Обсуждения, дополнения.
    – Сравнение результатов решения ситуаций.
    – Выводы.
    1. «Хочу» и «надо» в деятельности (произвольная психическая саморегуляция).
    2. «Хочу» и «надо» в мышлении
    3. что мы понимаем под детским мышлением (с точки зрения механизмов его естественного развития)?
    4. как определить, что мы имеем дело с развивающимся мышлением ребенка?
    5. какие методические задачи мы будем перед собой ставить и с помощью чего их будем решать?
  • Адекватная оценка на «хочу» и «надо».
  • Рефлексия.
  • 11. Индивидуальное консультирование, анализ различных проблемных ситуаций, разбор конкретных конфликтов, присущих этой группе родителей.

    Организатор тренинга ДРО, как зеркало, отображает и повторяет за членами группы (5ף человек) все то, что нужно для постановки проблемы, развития дискуссии и ее разрешения. Не допускает никаких авторитарных и сценочных, лишь сообщает информацию об особенностях поведения ребенка, раскрывает зоны альтернативных решений проблем. Не фиксирует внимание членов группы жестко на ребенке, а свободно перемещается с проблем ребенка и детско-родительских отношений на проблемы родителей, сохраняя право выбора того или иного решения за родителями.

    Потому что родители располагают наибольшим временем контакта с ребенком: они видят его пробуждающимся и отходящим ко сну, они с ним путешествуют, посещают театры, проводят праздники. Они наблюдают ребенка в быту. К ним он несет свои радости и горести, мечты и капризы. Они имеют возможность вступать в диалог с ним одним, вести эти диалоги на протяжении дней и недель: играя с ребенком, занимаясь с ним домашними делами, рассматривая книги, обсуждая его каждодневные проблемы. В их распоряжении материалы множества книг, а уж в каких ситуациях и в каком объеме они станут их использовать – это их творчество, их интуиция.

    Что же может научное знание добавить к интуиции опытного родителя? (Интуиция все-таки основывается на неизбежно ограниченном индивидуальном опыте и часто подвержена влиянию окружающих, в том числе и общественному мнению). Возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства и мысли, желания и возможности, способность поддерживать гармонию душевной и физической жизни

    Замечено, что дети успешнее «учат» друг друга, чем слушают объяснения взрослого. Поэтому так важно для психического, физического, эмоционального здоровья младшего школьника, чтобы родители сумели «на равных» войти в деятельность детей. Вступая во взаимодействие с ребенком, родители прежде всего должны ценить естественные механизмы развития ребенка, стараться не нарушать их, а терпеливо наблюдать за ними, строить свою работу с детьми как сопровождающую, раскрывающую эти естественные механизмы. При таком подходе родители становятся наблюдателями, соучастниками и своеобразными исследователями. Но никогда не становятся в позицию все знающего, диктующего, распоряжающегося, авторитарно управляющего. Именно поэтому они получают счастливую возможность вместе с ребенком понять для себя что-то новое, испытать радость творчества, озадачиться неожиданными проблемами и, конечно, почувствовать сколь неисчерпаема детская благодарность и сколь бескорыстно их доверие.

  • Азаров, Ю. Педагогика любви и свободы. – М.:»Топикал»,1994 г.
  • Азаров, Ю. Семейная педагогика. – Издательство политической литературы, 1985 г.
  • Бурменская, Г.В., Карабанова, О.А., Лидорс, А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. – Издательство МГУ, 1990 г.
  • Битянова, Н.Р. Психология личностного роста. – Москва.: Международная педагогическая академия, 1995 г.
  • Бардиер, Г, Ромазан, И., Чередникова, Т. «Я хочу!» Практическая психология (психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей). – Кишинев.: «Вирт», Санкт-Петербург.: «Дорваль», 1993 г.
  • Бурменская, Г.В., Слуцкий, В.М. Одаренные дети. – М.: Прогресс, 1991 г.
  • Волович, М.В. Не мучить, а учить (о пользе практической психологии). – Москва, 1991 г.
  • Глассер, Уильям Школа без неудачников. – М.: Прогресс, 1991 г.
  • Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии. – М.: Просвещение, 1986 г.
  • Давыдов, В.В. Сборник статей о развивающем обучении. – Томск.:Пеленг, 1995 г.
  • Дена, Даниель. Преодоление разногласий. – Санкт-Петербург, ИЧП «Палантир», 1994 г.
  • Зак, А.З. Различия в мышлении детей. – Москва, 1992 г.
  • Карпей Жак. Регулирование взаимоотношений в классе. Формы этих взаимоотношений (доклад на научно-практической конференции Сибири и Дальнего Востока). –. Кемерово, апрель, 1996 г.
  • Касаткина, Н. Э., Зуева, С.П. Рабочая книга школьного психолога. – Кемерово, 1995 г.
  • Лэндрет, Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – Москва.: Международная педагогическая академия, 1994 г.
  • Макарова, В.В., Хасан, Б.И. Классический психоанализ детского возраста. – Красноярск, 1994 г.
  • Омельяненко, В.Л., Омельяненко, С.В., Воек, Л.П. Задания и педагогические ситуации. – М.: Просвещение, 1993 г.
  • Петрусинский, В.В. Игры: обучение, тренинг, досуг. – М.: Новая школа, 1994 г.
  • Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология .– М.: Изд-во политической литературы, 1990 г.
  • Петрусинский, В.В. Педагогические игры (выпуск 5). – Москва, 1994 г.
  • Руддестам, Кьелл. Групповая психотерапия. – М.: Прогресс, 1993 г.
  • Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.:Владос, 1995 г.
  • Стоунс, Э. Психопедагогика . (Психологическая теория и практика обучения). – М.: Педагогика, 1984 г.
  • Толлингерова, Д., Голоушева, Д., Канторкова, Г. Психология проектирования умственного развития детей. – Москва-Прага, 1994 г.
  • Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников. – М.: Просвещение, 1986 г.
  • Урсано Р., Занненберг. С., Лазар. С. Психодинамическая психология. – Российская психоаналитическая ассоциация, 1992 г.
  • Фрейдимен, Дж., Фрейгер, Роберт Личность и личностный рост. – Нью-Йорк, 1993 г.
  • Фром, Алан Семья глазами ребенка (Азбука для родителей). – Лениздат, 1991 г.
  • Фридман, Л.М., Кулагина, И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.:Просвещение, 1991 г.
  • Фрейд, А. Введение в детский психоанализ. – Москва, 1991 г.
  • Хахалин Лев, Загадки вашего ребенка. – М.:Знание, 1992 г.
  • Хоментаускас, С.Т. Семья глазами ребенка. – М.:Педагогика, 1989 г.
  • Чистякова, М.И. Психогимнастика. – М.:Просвещение, 1990 г.
  • Шварц, Дж. Конрад (перевод Жадиной, Е.В.) Психические нарушения: истоки в детском возрасте. – Новосибирск.: Сибирский хронограф, 1994 г.
  • Щедровицкий, П.Г. Очерки по философии образования. – Москва, 1993 г.
  • Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. – М,: Международная педагогическая академия, 1995 г.
  • xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Поощрение и наказание тренинг

    Поощрение и наказание .

    К сожалению, в семьях, и не только в российских очень терпимо относятся к физическим наказаниям: не бьет — не любит. Родители оправдывают свое поведение тем, что хотят блага для ребенка. Вспоминают, что их самих били, и поэтому они стали хорошими людьми. При этом многие забывают (человеку свойственно забывать травмирую¬щие его переживания), какое страшное чувство обиды на родителей они переживали. Боль, страх, унижение, ненависть к другим и самому себе — это еще не весь перечень чувств избиваемого ребенка. Ребенок восприни-мает телесное наказание как проявление гнева или нелюбви со стороны родителей, а не как результат своего проступка.
    Поведение родителей является для ребенка моделью для подражания. Родители, демонстрируя ребенку свою несдержанность, не могут научить его самообладанию, не прививают ему умения справляться с отрицательны¬ми эмоциями. Один из очень нежелательных результатов частого битья — то, что ребенок начинает видеть в нем способ излить накопившийся гнев и разрешить возникшую проблему. Физическое наказание становится разре¬шением для ребенка вести себя по отношению к другим агрессивно. Если тебя кто-то злит, то ты можешь с ним физически расправиться.
    Дети, в отношении которых часто используются физическое наказание, вообще не оценивают это как что-то страшное, нежелательное, они к нему привыкают, воспринимая его как агрессивную реакцию взрослых. Таким образом, для них оно вообще теряет свою функцию прерывание нежелательного поведения. Большинство детей, оставшихся без попече¬ния родителей, пережили в своей жизни столько насилия, что физические наказания только подкрепляют у них нежелательное поведение. В отно-шении любого ребенка, в том числе и приемного, физические наказания совершенно недопустимы и бесполезны. Приемные дети имеют за своими плечами печальный опыт пренебрежения со стороны взрослых и нередко насилия. Позиция жертвы для них привычна. Один приемный отец рас-сказывал, что был потрясен реакцией ребенка на легкий, как ему казалось, шлепок. Мальчик 8 лет, рыдая, кричал ему: «Меня все бьют! И ты меня бьешь! Почему?» Этот же мальчик отличился тем, что сжег цыплят в печке, сломал руку своему сверстнику.
    Нередко дети сами, не осознавая, что делают, провоцируют приемных родителей на наказание. Этим можно объяснить и многие случаи воровства, обмана, иногда даже вандализма по отношению к игрушкам и вешал в доме. Некоторые приемные дети провоцируют наказания, чтобы доказать себе и другим, что родители «плохие». Другие — потому что в своей кровной семье они могли обратить на себя внимание только таким образом. За проявление внимания и любви (бьет — значит, любит) они готовы заплатить собственной безопасностью. Ребенок пытается защитить себя, как правило, не осознавая, что делает. Например, он пытается подражать в своем поведении человеку, которого сам боится, и начинает вести себя так же. Присваивая себе эту роль, подражая его поведению, ребенок в своем восприятии преображается из того, кому угрожают, в того, кто угрожает. Или переносит свой гнев с наказавшего его человека (недоступный объект) на другого — более слабого (доступный объект). В одном из детских домов четырехлетний ребенок, находясь в гостях в будущей патронатной семье, получил довольно сильный шлепок от приемной матери за какую-то провинность. Его реакция была очень быстрой и однозначной: не смея ответить ей тем же, он утопил ее любимого котенка в деревенском туалете.
    Реакция на побои у детей бывает разной:
    • маленький ребенок, которого ударили, зачастую начинает плакать еще громче;
    • ребенок чувствует себя оскорбленным и униженным;
    • ребенок чувствует глубокую неприязнь к своим обидчикам;
    • ребенок, которого бьют постоянно, чувст¬вует ненависть к самому себе и окружающим
    Физические наказания недопустимы ни в отношении родного ребен¬ка, ни в отношении приемного. На самом деле воспитательное воздействие на ребенка оказывает не сам факт наказания, а эмоциональная реакция родителей на проступок. Эту реакцию можно выразить разными способа-ми, не прибегая к физическому наказанию.
    В психологии существует научная школа, которая занимается проблемами поведения (бихевиоризм). Психологи этой школы считают, что нака-зания служат для прерывания нежелательного поведения, а поощрения — для подкрепления желательного поведения.

    Бихевиористы — психологи, занимающиеся изучением поведения, считали, что:
    • Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действеннее. При этом поощрения не должны восприниматься как подарок ко дню рождения (его все равно получишь). Чтобы поощрения выполняли свою функцию (закрепляли положительное для родителя поведение ребенка), они должны быть четко увязаны с действиями ребенка. Неожиданная награда лучше запоминается, а конфета за каждую пятерку теряет свою роль «быть поощрением».
    • Наказание должно быть значимо для ребенка, иначе оно теряет смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения. Если ребенка наказывают, оставляя дома, а он при этом и не хотел идти в гости, то вряд ли это событие можно считать наказанием.
    • Ребенок может принимать участие в вопросах выбора поощрений и наказаний. Дети подчас бывают очень справедливы в поиске подходящего для себя наказания, чувствуя доверие, которое оказали им родители. Осуществляя выбор, они к тому же лучше запоминают, что может последовать за определенным поведением, и это повышает их ответственность.
    • Лучше использовать поощрения, чем наказания. Бихевиористы давно доказали в экспериментах на животных, что те лучше поддаются выработке условных рефлексов, если в качестве подкрепления используется не наказание (например, удар током), а поощрение (что-нибудь вкусненькое). Если нужное поведение поощрять, а негативное игнорировать, то необходимые навыки формируются быстрее, чем, если используются и поощрения, и наказания.
    • Поощрения должны исполняться. Очень важно, чтобы обещанная награда была получена, поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний.
    • Если родители действительно хотят закрепить желательное поведение ребенка, им лучше выбрать реальное выполнимое поощрение, так как поощрения обязательно должны исполняться. Приемлемыми наказаниями служат запреты, лишения чего-либо, игнорирование, отсутствие улыбки на лице матери и т.д.

    Дети практически независимо от возра­ста считают самым страшным наказанием лишение внимания (когда не разговаривают). В качестве наказания они воспринимают проявление не­доверия, запрет на общение со сверстниками. Чем старше ребенок, тем больше он ценит семью, воспитывающую его. Самым страшным для под­ростка становится угроза отторжения. В качестве поощрения дети пред­почитают словесную поддержку, совместное проведение досуга. И опять звучит проблема доверия. Доверие родителей становится самым желае­мым поощрением, недоверие — самым страшным наказанием. Компе­тентность приемных родителей (как, впрочем, и родных) определяется умением использовать адекватные методы поощрений и наказаний. Наи­более действенным наказанием нередко является модель так называемо­го тайм-аута. Так как для ребенка одной из наиболее действенных форм вознаграждения является отношение других, т.е. социальное подкрепле­ние при помощи внимания, похвалы, подбадривания или совместной де­ятельности, то при нежеланных формах поведения целесообразно исполь­зовать в целях наказания лишение внимания. Изъятие из ситуации, вне­запная утрата внимания часто служат единственной возможностью для воздействия и завершения конфликта, особенно при агрессивных спорах и приступах ярости.

    Помните простые заповеди при наказании:

    Первая заповедь родителя: «Нельзя вести себя всегда одинаково!». Для разных ситуаций нужны разные подходы к наказанию (или поощрению) ребенка.

    Вторая заповедь родителя: «Прежде чем что-то решить, попробуйте встать на точку зрения ребенка», это очень важно – как сам ребенок смотрит на свой поступок, ведь если он не видит в нем ничего страшного, то и наказание не будет иметь нужного эффекта, а будет лишь обидным фактом.

    Третья заповедь родителя: «Учитывайте индивидуальность вашего ребенка». Есть дети довольно толстокожие, почти «непробиваемые», а есть тонкие, ранимые натуры. Последних тоже можно наказывать, но очень редко. Первые, как правило, не могут обойтись без наказаний. Ребенок сам не может «поставить себя в рамки», сам собой управлять. Его поведение и даже его внутренний мир нуждаются в серьезных внешних подпорках. Так что большинству детей нужны не только любящие, теплые – но и в значительной мере строгие родители. Именно нужны – им самим. Потому что сами себя «привести в чувство» они не в состоянии.

    Четвертая заповедь родителя: «Если вы сомневаетесь в своей правоте, ничего не решайте». Примените прием отложенного наказания. Скажите малышу: я еще не знаю, что мне с тобой делать, я пока подумаю. Иногда ожидание наказания тоже бывает наказанием. Может быть, потом наказывать уже и не придется.

    Данная статья подготовлена по материалам Ослон В.Н., «Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья», И.М. Марковская, «Тренинг взаимодействия родителей с детьми», а также по материалам блога для родителей.

    stimul-tmr.edu.yar.ru

    Семинар практикум для родителей «Поощрение и наказание в семье»

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    Муниципальное автономное дошкольное

    образовательное учреждение детский сад «Дюймовочка»

    Семинар – практикум для родителей

    Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье. Вовлечь родителей в самоанализ воспитательных приемов, используемых ими по отношению к ребенку. Усиление роли семьи в воспитательно- образовательном процессе.

    ПОДГОТОВКА К ПРАКТИКУМУ:

    На центральной стене нарисован ремень, конфета, тапочки, пряник, угол, стул и написано «РОДИТЕЛЬ ВЫБИРАЙ».

    На большом ватмане написан девиз:

    «Мы на свет родились ,

    Чтобы радостно жить,

    Чтоб цветы и улыбки

    Чтобы горе исчезло,

    Чтобы яркое солнце

    3. Оформлены папки – передвижки, с высказыванием великих людей о воспитательном процессе.

    4. Выставка методической литературы «В помощь родителям».

    5. Анкета для родителей

    6. Памятки для родителей:

    «Ваш ребенок ни в чем не виноват перед вами»;

    7.Видио запись детей тема: «Наказывают ли вас родители? За что?

    8. «ОСТРОЕ БЛЮДО» – нарисованы два клоуна (веселый и злой

    держат в руках по цветку на каждом лепестке задания для родителей).

    9. Песня «Родительский дом».

    10. Папка – передвижка «Условия эффективности воспитания в семье».

    11. Клубок ниток для игры – тренинга «КЛУБОЧЕК ДОБРАТЫ».

    12. Спокойная музыка для тренинга «ПОЗА ПОКОЯ».

    13. Пригласительные для родителей в форме конфеты сделанные детьми.

    ХОД СЕМИНАРА — ПРАТИКУМА:

    Звучит 1-й куплет песни «Родительский дом».

    ВЕД: Мы очень рады видеть Вас сегодня в таком составе, у нас в гостях. Тема сегодняшнего семинара — практикума пойдет о самом дорогом, что у нас есть это — дети. И я предлагаю сегодняшний наш вечер провести под таким девизом:

    «Мы на свет родились,

    Чтобы радостно жить.

    Друг другу дарить.

    Чтобы горе исчезло.

    ВЕД: Насколько ребенку труднее живется, чем взрослому? Его постоянно оценивают. Он получает отметки за каждый шаг не только в школе, но и дома. Что бы он ни сделал – хорошо, хороший мальчик. Или плохо – плохой мальчик. Мы все время гадаем: хороший – плохой, способный – неспособный? Примерьте такую жизнь на себе – да выдержим ли мы? Почему мы тянемся к родным, любящим, близким людям: они не оценивают, они принимают нас, такими, какие мы есть. Чтобы жизнь ребенка не превращалась в вечный экзамен, а мы, родители, не были вечными экзаменаторами, нам сегодня предстоит откровенный трудный разговор. Как часто даже в течение одного дня нам приходится принимать решения о наказании, прощении, поощрении ребенка. А как избежать ошибок, найти меру? Ваше участие, искреннее мнение, примеры из жизни, конечно, обогатят наш разговор. А сейчас я предлагаю послушать наших детей, что они думают насчет поощрения и наказания?

    (Интерактивная доска с ответами детей)

    ВЕД: Вопрос наказания детей как путь воспитания – самый старый у человечества. Родители били детей тысячи лет назад, сотни. Бьют и сейчас. Горький осадок оставляют в душе родителей грустные, полные слез глаза наказанного ребенка. Иногда детские глаза бывают злыми и отчужденными – это ещё больнее. Можно ли вырастить ребенка без наказаний? Результаты ваших ответов на вопросы анкеты показывают. Что большинство отдают предпочтение… ( результаты анкетирования):

    НЕ НАКАЗЫВАЮТ – пользуются объяснениями и уговорами.

    ВЕД: Сегодня в мире нет глобальной войны, но постоянно происходит множество локальных конфликтов, в которых в первую очередь (по данным ЮНИСЕФ) страдают женщины и дети. Но даже там, где не рвутся бомбы, есть, отчего защищать наших детей.

    Раздражение, авторитарность, бесконечные запреты, недоверие, ложь и равнодушие градом сыплются в открытые миру детские сердца. А потом мы спрашиваем себя – откуда они такие?

    Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми. Быстро летит время. Приходит день, когда уверенная и молодая сильная рука ребенка, ставшего взрослым, должна быть опорой родителям. Счастливые те дети и родители, кто прошли вместе этот путь. Педагоги всех времен и народов единодушны во мнении, что в жизни ребенка – дошкольника именно матери принадлежит особая роль в становлении его личности, физическом и психическом благополучии. И если между ребенком и матерью возможно отчуждение и дети ощущали себя нелюбимыми, то страдали от этого . (ПРИМЕР Д/В №-9-2000г. стр.65-66)

    Врачи – психиатры считают, что чаще всего пациентами становятся люди, пережившие хронический не достаток любви, особенно в детстве. Изучение показало, что 80-85% преступников осужденных за тяжкие преступления, не имели эмоциональных контактов, т.е. нормальных теплых отношений с родителями .(ПРИМЕР Д/В №-9- 2000Г. СТР- 66

    Поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся?

    ВЕД: А можно ли в воспитании детей обойтись без поощрения и наказания? (ответы родителей) известная всем семья Никитиных считает, что наказывать и хвалить детей не надо, а если провинился просто огорчиться, расстроиться – просто не скрывать своего огорчения. А если ребенок совершил хороший поступок – порадоваться за него.

    ВЕД: Уважаемые родители вы должны помнить следующее…

    (РАБОТА С ПАМЯТКАМИ, КОТОРЫЕ ЛЕЖАТ НА СТОЛАХ)

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Ваш малыш ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил эти проблемы.

    Ваш ребенок – не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.

    Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.

    Во многих капризах и шалостях вашего малыша повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Стали требовать от него того, что он попросту не может вам дать – в силу особенностей возраста или характера. Короче – не желали принимать его таким, каков он есть.

    Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в вашем малыше. В то лучшее, что в нем ещё будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.

    ВЕД: Можно ли обойтись без окрика, сердитого назидания по отношению к ребенку? Кажется, без этого не обойтись. Зачастую, из-за постоянной нашей занятости, нам всегда некогда ребенку доказывать спокойно, последовательно его правоту.

    ВЕД: Сейчас я предлагаю вам поиграть

    «ОСТРОЕ БЛЮДО» — (изображение сердитого клоуна в руках у него цветок, в каждом лепестке задание для родителей; всего четыре лепестка)

    ВЕД: Сколько нам надо терпения, чтобы все время помнить, что перед нами человек со своими переживаниями, чувством собственного достоинства! Чаще мы не думаем, что этот человек сейчас маленький растет, становится взрослым, уже сложившимся – под нашими окриками.

    В анкете был такой вопрос: «Какие наказания Вы реально применяете по отношению к своему ребенку?» В основном используются и применяются такие наказания:

    Поставить в угол —

    Лишение удовольствия ребенка —

    ВЕД: Существует несколько форм наказаний: (Использование ИКТ)

    К самым неправильным, неблагоприятным формам наказания следует отнести ФИЗИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ — многие родители считают, что физические наказания это не такое уж большое зло. Это связано с довольно сильной внешней эффективностью этого метода. Подобным способом можно оказать влияние на кого угодно, а не только на маленького и беззащитного человека. Если родители использовали физическое наказание, когда дети не подчинялись их требованиям, то данное воздействие не решило конфликта, а лишь создало иллюзию его разрешения. Сработал инстинкт самосохранения. Чаше всего эта форма применяется тогда, когда сами родители слабо контролируют свое поведение. Часто родители учат на отрицательном примере: мать шлепает своего ребенка со словами: «драться нехорошо!» После физических наказаний ребенок ведет себя по – другому, только в присутствии этого человека, который наказал.

    Следующая малоэффективная форма наказания это РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ – ругань, оскорбления она приводит к тому, что ребенок будет использовать эту модель поведения со сверстниками.

    Весьма распространенной формой наказания является так называемые СЕПАРАЦИОНЫЕ НАКАЗАНИЯ , лишающие ребенка части родительской любви (игнорирование ребенка, отказ от общения с ним) изменяется привычный для ребенка стиль отношений: его лишают тепла, внимания, но при этом продолжают о нем заботиться. Этот метод можно применять если между родителями и детьми отношения любви и доверия, если же его не было, то это наказание ничего не даст; т.к. временная утрата любви имеет смысл тогда, когда есть что терять. Нельзя в качестве наказания оставлять маленьких детей дома одних или угрожать, что мама уйдет.

    ЗАПРЕТ. Довольно часто. В силу ограниченности собственного опыта ребенка, родители вынуждены запрещать что-то — прежде всего для предотвращения того вреда, который он может нанести самому себе или окружающим. Запрет должен опережать совершение неправильного поступка или быть немедленной на него реакцией. Очень важно в таких случаях контролировать речевые высказывания, ограничиваясь кратким замечанием – «нельзя!» и отказываясь от развернутой аргументацией, почему именно нельзя. Лучше показать свое неудовольствие мимикой, жестом, выражением лица. Тогда постепенно ребенок научится понимать, какие поступки вызывают эмоциональную поддержку родителей, а какие – нет. Опережающий запрет должен быть лаконичным и точным.

    Довольно распространенным наказанием в семье является НАКАЗАНИЕ «ЕСТЕСТВЕННЫМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ» , состоящие в лишении ребенка за провинность чего – либо успеху, если только ребенок считает ограничение справедливым, если решение принято с его согласия или является результатом предварительного уговора. Понятно, что применение данного воспитательного воздействия возможно лишь с определенного возраста, когда ребенок в принципе способен установить связь между своим проступком и наказанием. Применяя наказание «естественными последствиями». Нельзя решать ребенка того, что необходимо для полноценного развития: еда, свежего воздуха, общения со сверстниками. Хорошо, если данный тип наказания принимает вид распространенного на всех в семье правила: намусорил – сам убери, испачкал – сам приведи в порядок и т.п.

    ВЕД: Сейчас мы с вами рассмотрели самые распространенные формы наказания отметили их «-». Предлагаю поиграть с веселым клоуном вы должны выйти из предложенных ситуаций не применяя наказания

    ВЕД: «ОСТРОЕ БЛЮДО» — (изображен веселый клоун в руках у него цветок лепестками всего четыре задания):

    «Ребенок просит купить игрушку.» (Родители должны убедить ребенка, но не говоря нет.)

    «Ребенок хочет смотреть телевизор. Но ему пора спать». (Родители убеждают (аргументы))

    «Толя играл с сестрой в шашки. Пришла мама и сказала: «Молодец!» — Правильно ли похвалили ребенка (Толя, я рада, что ты не забыл вынести мусор).

    «Игорь, для мальчика ты очень хорошо убрался в своей комнате». ( Игорь, ты хорошо убрался в своей комнате. Молодец!)

    ВЕД : Давайте откажемся от мысли, будто у нас должен быть идеальный ребенок, без недостатков; откажемся от мысли доводить ребенка до совершенства. Примем его таким, какой он есть, и он с каждым днем будет лучше и лучше. А если мы его не принимаем таким, какой он есть, то он будет сопротивляться каждому нашему слову, каждому движению, и все наши усилия ни к чему не приведут.

    ВЕД: А что бы, не было никаких сопротивлений в наших семьях нужно для этого соблюдать несколько условий они очень простые: « УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ» (папка – передвижка)

    ВЕД: Наверное. Невозможно представить процесс воспитания вообще без наказаний. Но следует помнить слова знаменитого Януша Корчака: «ЧЕМ БОЛЬШЕ У РЕБЕНКА СВОБОДЫ, ТЕМ МЕНЬШЕ НЕОБХОДИМОСТЬ В НАКАЗАНИЯХ, ЧЕМ БОЛЬШЕ ПООЩРЕНИЙ, ТЕМ МЕНЬШЕ НАКАЗАНИЙ».

    ВЕД: И в заключении я хотела бы предложить вашему вниманию несколько игр, которые помогут сплотить ваши отношения с детьми. Вы эти игры можете использовать как раз в те моменты, когда назревает очередной каприз ребенка Больше контактируйте с детьми используя, тактильные приемы. (родители встают в круг играют парами)

    1. Игра – о дружбе «ДРОЗД» «Я – дрозд, ты – дрозд,

    У меня нос, у тебя нос.

    У меня гладкие, у тебя – гладкие

    У меня сладкие, у тебя сладкие

    Я твой – друг и ты – мой друг

    Мы любим друг друга.

    2. «ПОЗА ПОКОЯ» – сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произноситься медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

    «Все умеют танцевать,

    Прыгать, бегать, рисовать,

    Но не все пока умеют

    Есть у нас игра такая –

    Очень легкая, простая,

    И становится понятно –

    игра — тренинг «КЛУБОЧЕК ДОБРА» — Каждый родитель должен передовая клубок выразить одним словом свою любовь к своему ребенку… Посмотрите какая длинная нить добра и любви связывает нас с нашими детьми.

    ВЕД : И все мы должны помнить. Что рядом с нами существует мир детства, который не терпит равнодушия, приносить огромную радость, надо приложить чуточку воли и интереса, чтобы эти радости стали доступными.

    И в завершении нашего диалога я хотела бы рассказать одну притчу.

    Жила на свете семья. Она была не простая. Боле 100 человек насчитывалась в этой семье. И занимала она целое село. Так жили всей семьей и всем селом. Семья была особая – мир и лад царили в той семье.

    Ни сор, ни ругани, ни боже упаси никаких драк и раздоров.

    Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить правду ли молвят люди. Прибыл он в село и душа его возрадовалась кругом чисто, красота достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи и попросил: «Расскажи, как ты добиваешься такого согласия и мира в своей семье?

    Глава семьи взял лист и стал что-то писать на листе бумаги. Закончив писать, он передал лист владыки. Тот взял лист и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

    «Любовь, Прощение, Терпение» И в конце листа:

    «Сто раз любовь, Сто раз Прощение, Сто раз терпение. Прочел владыка и спросил и всё?

    Да – ответил старик – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи,- подумав, добавил: «… и мира тоже».

    ВЕД: Завершить разговор я хочу словами Соловейченка – писателя, большого знатока детских душ, который утверждает: «Любить – значит принимать человека, какой он есть» и далее на вопрос «как бороться с недостатками детей» — отвечает: «Бороться – то конечно можно, но победить их можно лишь любовью. Ведь перед нами не враг, а собственный ребенок»» — Слайд-

    infourok.ru