Полномочия депутата госдумы

  • Статьи
  • Полезное
  • Полномочия депутата Государственной Д.

Полномочия депутата Государственной Думы

Депутаты, избранные народом для того, чтобы представлять его интересы в Госдуме, как и любые должностные лица, имеют ряд прав и обязанностей, которые составляют их полномочия. При этом законодательно закрепленных прав у народного слуги куда больше, чем того, что он делать обязан.

Депутаты, избранные народом для того, чтобы представлять его интересы в Госдуме, как и любые должностные лица, имеют ряд прав и обязанностей. Они прописаны в Конституции и в федеральном законе «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», который существует с некоторыми изменениями с 1994 года.

Полномочия депутата Госдумы – это и есть набор прав и обязанностей, сохраняющихся за ним на весь срок службы. Полномочия распространяются на протяжении одного созыва, то есть начинаются в момент избрания и заканчиваются, когда начинает работу Дума следующего созыва. Сейчас этот срок увеличили до пяти лет (вплоть до шестого созыва Госдума избиралась сроком на четыре года).

Права и обязанности депутата Госдумы

Права депутата в законе составляют куда более обширную группу, чем его обязанности. Что же вправе делать народный избранник? Самое основное право, ради которого, можно сказать, Госдума и собирается, — это право на законодательную инициативу. Депутат может предложить проект закона, общего для всей страны, или внести поправки в те, которые уже действуют. Если же депутат будет не один, а объединится в группу с другими, он уже сможет предлагать поправки главного закона страны – Конституции.

Одно из прав депутата является и его прямой обязанностью. Он должен принимать участие в заседаниях своей палаты, комитета или комиссии. Участие состоит во включении в дискуссию: депутат может и должен высказывать свое мнение по обсуждаемому вопросу, вносить поправки, давать комментарии и т. д. У народных избранников на заседаниях есть право совещательного голоса – то есть он может голосовать «за» или «против» обсуждаемых законопроектов.

Депутат обязан присутствовать на каждом заседании Госдумы, поэтому наличие всех на месте проверяется по спискам, за которые отвечает думский председатель. Организация этого процесса похожа на школьный урок: проверка находящихся в классе, письменные задания, записка от родителей в случае отсутствия.

Спикер регистрирует всех присутствующих, затем они получают карточки для голосования. Если же кто-то по объективным причинам не имеет возможности прийти на заседание, он ставит в известность руководителя фракции, к которой принадлежит, либо председателя комитета/комиссии, либо непосредственно спикера Госдумы. Отсутствующий депутат пишет бумагу, в которой называет причины неявки и указывает, как он планировал проголосовать по обсуждаемому вопросу.

Право на запрос информации

Депутат, причем не только Государственной Думы, но и любого местного парламента, обладает правом на депутатский запрос, а при объединению в группу – на парламентский запрос. Последний направляется группой депутатов в госорган или должностному лицу. В такой форме парламент или его часть может задавать вопросы правительству (председателю правительства и его замам, министрам, генпрокурору, главе Банка России), то есть отчасти контролировать его деятельность.

Что касается индивидуального депутатского запроса, то чаще всего он относится к проблемам по избирательному округу или иным вопросам интересов населения. Депутатский запрос может касаться социальной сферы, охраны объектов культурного наследия, экологического благополучия города/района и других важнейших для граждан сфер.

Ответить на его запрос депутату или группе депутатов должны в течение 15 дней, если это парламентский запрос. Важно, что для того, чтобы он вообще имел силу, он должен быть изначально принят большинством голосов всех находящихся в Думе депутатов. Если же парламентский запрос, который выслушали на заседании палаты, получил одобрение, он направляется в соответствующий орган для получения ответа. А вот срок индивидуального депутатского запроса, который, кстати, представитель народа может отправить тем же высокопоставленным должностным лицам, больше, и насчитывает 30 дней. Зато и согласовывать его на заседании и получать большинство голосов не нужно: такой запрос пишется по личной инициативе депутата.

Права на получение сведений от должностных лиц

Еще один способ контролировать жизнь страны и правительства, который вправе реализовать депутаты, это приглашение должностного лица на заседание Госдумы. Приглашенного заранее ставят в известность, что хотят задать ему вопросы, о чем они будут, и приглашают на заседание палаты. Также в рамках этого права у Госдумы есть возможность проводить «правительственный час». Можно сказать, что и это право перетекает в обязанность, ведь «правительственный час» всегда проходит два раза в месяц по средам в Государственной Думе.

Если же депутат сам захочет посетить должностное лицо, он также имеет на это право. Представитель Государственной Думы обладает возможностью быть принятым должностным лицом в первую очередь, если хочет обсудить свою деятельность. Депутата в первоочередном порядке должны принять как руководители правительства, так и начальники силовых ведомств.

Депутат Госдумы вправе получать и распространять информацию. Причем получать они ее от органов государственной власти могут в те же сроки, что и обычные граждане при запросе информации – 30 дней. Также депутат имеет право высказывать свою позицию в СМИ.

То, что депутат делать не вправе, прописано в законе одной скудной строкой и относится исключительно к определенной сфере, а именно: депутат не имеет права вмешиваться в работу следственных органов и в деятельность суда.

Гарантии депутатов

Конечно же, у депутата есть на его посту гарантии. Одна из главных – это гарантия неприкосновенности депутата на протяжении всего срока его избрания. В первую очередь она существует для того, чтобы на народного избранника было сложно оказать давление или скомпрометировать его деятельность. Например, депутатов нельзя задержать, арестовать, обыскать, привлечь к административной или уголовной ответственности через суд. Все это может сделать только Главный Прокурор России.

Перечислим еще некоторые права депутатов Государственной Думы. Также депутат имеет право отказаться становится свидетелем и давать показания, если дело касается ситуации, о которой он узнал по причине своей деятельности. Жизнь и здоровье народного избранника страхуются государством в обязательном порядке.

Депутат имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск и компенсацию в случае досрочного роспуска Государственной Думы. Депутат вправе получить пособие на переезд в столицу с семьей, получать вне очереди места в гостинице, транспортное обслуживание. Наконец, депутатам положено иметь свою квартиру в Москве, в противном случае их работа на благо страны в Госдуме может стать затруднительной.

Прекращение полномочий депутата может произойти досрочно по его собственному заявлению, в случае избрания его депутатом законодательного органа власти субъекта РФ или муниципалитета, а также в случаях нарушения им закона: например, обнаружения у депутата счетов в иностранном банке.

politicalrating.ru

Статья 8. Срок полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления

Статья 8. Срок полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления

1. Срок, на который избираются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, а также срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливаются соответственно Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Устанавливаемый срок не может составлять более пяти лет. Днем окончания срока, на который избираются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, а в случае, предусмотренном пунктом 8 статьи 81 1 настоящего Федерального закона, – второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов (в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва – день голосования на указанных выборах). Если второе воскресенье марта или второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье марта или второе воскресенье октября объявлено в установленном порядке рабочим днем, днем окончания срока, на который избираются указанные органы или депутаты, является соответственно первое воскресенье марта, первое воскресенье октября. Совмещение дней голосования на выборах разного уровня, в результате которого избиратель будет иметь возможность проголосовать одновременно более чем по четырем избирательным бюллетеням, за исключением бюллетеней, выданных в связи с проведением досрочных, повторных или дополнительных выборов, не допускается.

2. Изменение (продление или сокращение) срока полномочий действующих органов или депутатов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не допускается, за исключением случая, установленного пунктами 6 и 9 статьи 81 1 настоящего Федерального закона. Норма об изменении (продлении или сокращении) установленного федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования срока, на который избираются органы государственной власти, органы местного самоуправления, депутаты, и (или) срока полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, депутатов может применяться только к органам и депутатам, избранным на выборах, назначенных после вступления в силу такой нормы.

3. Если срок полномочий действующих органов или депутатов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, истекает в период действия чрезвычайного или военного положения, то указанные органы и депутаты исполняют свои полномочия до прекращения действия чрезвычайного или военного положения и избрания нового состава указанных органов или депутатов.

1. Срок, на который избираются органы государственной власти, органы местного самоуправления, депутаты органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также срок их полномочий самым тесным образом связаны с обязательностью и периодичностью выборов, обновлением состава органов публичной власти, а также с реализацией гражданами Российской Федерации своих избирательных прав.

В комментируемой статье, а также в статьях 9 и 10 комментируемого Федерального закона предусмотрены следующие возможные способы установления сроков полномочий в представительных органах: 1) установление срока полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, под которым подразумевается срок, на который единовременно избирается весь депутатский корпус указанного органа одного созыва; 2) срок полномочий представительного органа не устанавливается, поскольку депутаты избираются не единовременно, а в порядке ротации: в таком случае можно говорить лишь о конкретном, устанавливаемым в соответствии с комментируемым Федеральным законом, сроке полномочий депутатов. С учетом того, что типичным для Российской Федерации является первый способ, в дальнейшем в комментарии к статьям 8–10 в основном будут рассмотрены вопросы, связанные с реализацией норм комментируемого Федерального закона в случае, когда конституцией (уставом), законом установлен срок полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления.

Что касается установления срока полномочий депутатов представительного органа, избираемого всем составом единовременно, то комментируемой статьей 8 связанные с этим вопросы специально не регулируются. Как правило, этот срок устанавливается в соответствующих законах о статусе депутатов. Например, согласно части второй статьи 3 Федерального закона от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 1 срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания его депутатом Государственной Думы и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва.

Комментируемый пункт предусматривает предельный срок, на который могут быть избраны органы государственной власти, органы местного самоуправления, и, соответственно, предельный срок их полномочий – не более пяти лет. Учитывая, что в отношении федеральных органов государственной власти – Президента Российской Федерации и Государственной Думы – этот срок определяется Конституцией Российской Федерации и составляет четыре года (статьи 81 и 96), пятилетний срок может быть реализован только на региональном и местном уровнях. Следует отметить, что для органов местного самоуправления законодательством Российской Федерации устанавливается не только максимальный, но и минимальный срок их полномочий – не менее двух лет (статья 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Конкретный срок полномочий определяется уставами муниципальных образований и не может быть изменен в течение текущего срока полномочий. Закрепление на федеральном уровне данных положений является существенной гарантией не только эффективной деятельности названных органов, но и самого права граждан на местное самоуправление.

_________
1 СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 74; 1999. № 28. Ст. 3466.

Законодательство Российской Федерации различает срок, на который избираются органы государственной власти, органы местного самоуправления, и срок их полномочий. В первом случае речь идет о фиксированном сроке, определяющем периодичность выборов, во втором – о менее жестком временном периоде, смещенном, как правило, по отношению к сроку избрания и не всегда совпадающим с ним по своей продолжительности. Например, четырехлетний срок, на который избирается Президент Российской Федерации, начинается со дня его избрания и завершается в день голосования на следующих общих выборах главы государства, проводимых во второе воскресенье того же месяца, в котором четыре года тому назад был избран Президент Российской Федерации (статья 5 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации») 1 . Что касается срока президентских полномочий, то он начинается с момента принесения Президентом Российской Федерации присяги и прекращается по истечении срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации (статья 92 Конституции Российской Федерации).

Смещение срока полномочий может быть обусловлено не только параметрами его исчисления, но и принципами организации избирательного процесса. Так, принцип альтернативности выборов предполагает возможность проведения повторного голосования (статья 71 комментируемого Федерального закона), а также отложение выборов для дополнительного выдвижения кандидатов или списков кандидатов (пункт 33 статьи 38 комментируемого Федерального закона), в результате чего продлеваются полномочия действующих органов. Аналогичные последствия наступают и в случае признания выборов несостоявшимися или недействительными.

Более существенные различия между сроком, на который избираются органы государственной власти, органы местного самоуправления, и сроком их полномочий возникают в связи с продлением или сокращением сроков полномочий действующих органов и депутатов, допускаемым в случаях, предусмотренных комментируемым Федеральным законом (ранее такое продление или сокращение было возможно при совмещении выборов (статья 82 комментируемого Федерального закона), а в настоящее время допускается только продление сроков полномочий в соответствии с пунктами 6 и 9 статьи 81 1 комментируемого Федерального закона), а также в связи с досрочным прекращением полномочий, влекущим за собой назначение внеочередных (досрочных) выборов.

___________
1 СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171.

В целях обеспечения преемственности власти сроки проведения внеочередных выборов являются довольно краткими. Так, при досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации выборы должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий (статья 92 Конституции Российской Федерации). Фактически те же сроки проведения выборов предусматриваются и при роспуске Государственной Думы. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска палаты (статья 6 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»). Назначение выборов на указанный день позволяет вновь избранной Государственной Думе собраться не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска Государственной Думы прежнего созыва с соблюдением конституционного требования о проведении первого заседания не позднее тридцати дней после избрания (статьи 99 и 109 Конституции Российской Федерации).

При досрочном прекращении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления досрочные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения полномочий соответствующего органа (статья 10 комментируемого Федерального закона).

Как указывалось выше, с принятием Федерального закона от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ изменились основания для изменения продолжительности сроков полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по отношению к сроку их избрания. Речь идет об установлении единых дней голосования на региональных и местных выборах: как правило – второе воскресенье марта, а в ряде случаев – второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов (статья 10 комментируемого Федерального закона), и определении на федеральном уровне дня окончания срока, на который избираются эти органы. В целом вышеуказанный Федеральный закон предусматривает поэтапный переход к проведению выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в единые дни голосования 1 .

_____________
1 При введении норм о переходе к единым датам (дням) голосования предусматривалось исключение из этого правила, допускающее проведение выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, сроки полномочий которых или сроки полномочий депутатов которых истекают в период до 1 января 2006 года, в сроки, установленные конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, если законом субъекта Российской Федерации не будет определено, что соответствующие выборы проводятся во второе воскресенье марта 2006 года (12 марта) ряд субъектов Российской Федерации воспользовались этим правом и в силу пункта 6 статьи 811 комментируемого Федерального закона продлили срок полномочия своих законодательных (представительных) органов, что, однако, не противоречит положениям федерального законодательства, согласно которым устанавливаемый конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования срок полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления не может составлять более пяти лет, поскольку предусмотренное пунктом 6 статьи 811 комментируемого Федерального закона продление срока полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления является однократным и не требует изменения положений конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования о сроке полномочий указанного органа.

Для органов, избранных во второе воскресенье марта, днем окончания срока, на который избираются эти органы и депутаты, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок их полномочий. В случаях, когда выборы проводились в иные дни (эти случаи оговорены в пункте 8 статьи 81 1 комментируемого Федерального закона), днем окончания срока избрания устанавливается второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва – день голосования на данных федеральных выборах. Если второе воскресенье марта или второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов, совпадает с нерабочим праздничным днем или иным днем, на который не может быть назначено голосование (пункт 6 статьи 10 комментируемого Федерального закона), днем окончания срока избрания является соответственно первое воскресенье марта и первое воскресенье октября.

Переход к единым дням голосования потребовал изменения продолжительности сроков полномочий ряда органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, которые были избраны на выборах, назначенных до вступления в силу положений Федерального закона от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ, устанавливающих единые дни голосования, по отношению к сроку их избрания. Поскольку выборы указанных органов в значительном числе субъектов Российской Федерации проводились в иные дни, в связи с чем окончание срока их избрания не будет приходиться на второе воскресенье марта или второе воскресенье октября соответствующего года, полномочия этих органов продлеваются с тем, чтобы следующие выборы проводились в единые дни голосования, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва – в день голосования на этих выборах (статья 81 1 комментируемого Федерального закона).

К изменению продолжительности срока полномочий по отношению к сроку избрания приводит также перенос выборов на более поздний срок (пункт 4 статьи 81 1 комментируемого Федерального закона). Основанием тому является устанавливаемый комментируемым пунктом запрет на совмещение дней голосования на выборах разного уровня, в результате которого избиратель будет иметь возможность проголосовать более чем по четырем избирательным бюллетеням (за исключением бюллетеней, выданных в связи с проведением досрочных, повторных или дополнительных выборов). Таким образом, в случае превышения на совмещенных выборах разного уровня указанного числа избирательных бюллетеней выборы в органы местного самоуправления переносятся на следующий единый день голосования. Следует отметить, что ограничение возможности совмещения дней голосования на выборах разного уровня, впервые установленное комментируемым Федеральным законом, направлено на защиту избирательных прав граждан, поскольку при совмещении большого числа выборов повышается вероятность ошибок при подведении итогов голосования и определении результатов выборов.

Переход в соответствии со статьей 81 1 комментируемого Федерального закона к единым дням голосования и возможность в связи с этим установления различных сроков полномочий избираемых органов разного уровня могут привести к ситуации, когда на какой-либо единый день голосования в субъекте Российской Федерации или в определенном муниципальном образовании придется более четырех избирательных бюллетеней. В целях исключения подобной ситуации на практике в законе субъекта Российской Федерации должны быть предусмотрены специальные нормы, предотвращающие такое совпадение дней голосования на региональном и местном уровне.

2. В комментируемом пункте закрепляется общее правило о неизменности срока полномочий действующих органов государственной власти, органов местного самоуправления. Следование этому правилу означает, что норма об изменении (продлении или сокращении) срока полномочий указанных органов, или срока, на который они избираются, может применяться только к органам, избранным на выборах, назначенных после вступления в силу такой нормы. Эти положения впервые были предусмотрены в прежнем Федеральном законе и в дальнейшем получили свое закрепление в комментируемом Федеральном законе. В связи с принятием Федерального закона от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ правовая формула комментируемого пункта претерпела некоторые изменения. В частности, учтено, что переход к единым дням голосования, порядок которого определен в статье 81 1 комментируемого Федерального закона, требует продления срока полномочий действующих органов и депутатов, избранных на выборах, назначенных до вступления в силу соответствующих положений Федерального закона от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ. Такая же потребность возникает и при переносе выборов в органы местного самоуправления на более поздний срок в связи с ограничением возможности совмещения дней голосования на выборах разного уровня (пункт 1 комментируемой статьи и пункт 4 статьи 81 1 комментируемого Федерального закона). Случаи, когда допускается продление срока полномочий действующих органов, указанные в пунктах 6 и 9 статьи 81 1 комментируемого Федерального закона, предусмотрены в качестве исключения из общего правила о неизменности срока полномочий действующих органов. Помимо этих случаев в пункте 3 комментируемой статьи устанавливаются особенности продления сроков полномочий действующих органов и депутатов в период чрезвычайного или военного положения.

3. В комментируемом пункте предусматривается продление срока полномочий действующих органов в период действия чрезвычайного или военного положения, если истечение этого срока приходится на указанный период.

Чрезвычайное и военное положение – это особые правовые режимы, вводимые в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В условиях действия этих правовых режимов допускается ограничение конституционных прав и свобод граждан, в том числе их избирательных прав, что базируется на конституционных нормах, предусматривающих возможность ограничения федеральным законом прав и свобод граждан в конституционно значимых целях (статья 55 Конституции Российской Федерации). При этом в условиях чрезвычайного положения такие ограничения допускаются только в соответствии с федеральным конституционным законом (статья 56 Конституции Российской Федерации). Согласно Федеральному конституционному закону от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» 1 срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях – 60 суток. По истечении указанного срока чрезвычайное положение считается прекращенным. Однако если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не будут достигнуты, Президент Российской Федерации своим указом может продлить действие чрезвычайного положения (статья 9). На территории, где введено чрезвычайное положение, выборы не проводятся (статья 14), поэтому в случае истечения в указанный период срока полномочий действующих органов и депутатов эти полномочия продлеваются до прекращения действия чрезвычайного положения (если только они не будут приостановлены в порядке, предусмотренном пунктом «а» статьи 11 указанного Федерального конституционного закона).

__________
1 СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.

Продолжительность военного положения не ограничивается конкретными сроками. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении» 1 период действия военного положения начинается с даты и времени, которые устанавливаются указом Президента Российской Федерации о введении военного положения, и заканчивается датой и временем прекращения действия военного положения, которые определяются указом Президента Российской Федерации об отмене военного положения (статьи 1 и 21). На территории, где введено военное положение, выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления не проводятся (пункт 4 статьи 7). Несмотря на то, что указанный Федеральный конституционный закон не содержит специальной нормы, предусматривающей продление срока полномочий действующих органов и депутатов в случае его истечения в период военного положения, на это указывает организация деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению режима военного положения (статьи 6 и 15).

В соответствии с комментируемым пунктом окончание срока продления полномочий действующих органов и депутатов связывается не только с прекращением действия чрезвычайного или военного положения, но и с формированием нового состава органов государственной власти и органов местного самоуправления. Тем самым обеспечивается преемственность власти, постоянное действие выборных органов, а также их легитимность в период после отмены соответствующего правового режима и до избрания нового состава указанных органов. Следует отметить, что чрезвычайное и военное положение рассматриваются как обстоятельства, исключающие не только проведение, но и назначение выборов, поскольку в этих условиях невозможно обеспечить гарантированные Конституцией Российской Федерации права и свободы граждан. После отмены чрезвычайного или военного положения выборы, назначение которых не могло состояться в период действия соответствующего правового режима, должны назначаться в максимально краткие сроки с тем, чтобы не допустить нарушения избирательных прав граждан. Данный вывод подтверждается в частности тем, что выборы Президента Российской Федерации проводятся в первое или второе воскресенье по истечении трех месяцев после прекращения действия чрезвычайного или военного положения (статья 5 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»).

_________
1 СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375.

cikrf.ru