Газета «Новости медицины и фармации» 7(278) 2009

Вернуться к номеру

Выход медработников на пенсию по выслуге лет. Стаж в двойном размере по ст. 60 ЗУ «О пенсионном обеспечении»

Авторы: Р.Л. Ахметшин, врач-кардиолог, юрист, г. Донецк

Как известно, каждый гражданин нашего государства имеет право на пенсионное обеспечение. Причем в зависимости от выполняемой работы и условий труда пенсия может назначаться до достижения пенсионного возраста. Такое же право есть и у медработников. Одна беда — у медиков традиционно самые маленькие зарплаты и, соответственно, мизерные пенсии. Хоть как-то смягчить такую несправедливость позволяет ряд льгот, предусмотренных законодательством.

Однако плохая осведомленность в этом вопросе часто не позволяет пользоваться хотя бы некоторыми преференциями, сохранившимися, между прочим, еще со времен Советского Союза.

Как показывает опыт, не все, в том числе и должностные лица больниц, обладают достаточными знаниями в области законодательства, регулирующего пенсионное обеспечение. Особенно часто возникают проблемы с применением ст. 60 ЗУ «О пенсионном обеспечении».

Ниже изложены рекомендации, сделанные на основе анализа большого количества документов, а также реальных действий должностных лиц лечебных учреждений, выявлены, обобщены возможные ошибки при рассмотрении назначения пенсии на основе ст. 60 вышеуказанного закона врачам ПИТ.

Начну с основного. Согласно ст. 81 ЗУ «О пенсионном обеспечении», вопрос о назначении пенсий, в том числе по выслуге лет и по ст. 60, отнесен к компетенции Пенсионного фонда. Соответственно, юридически значимым и достоверным следует считать решение Пенсионного фонда. В случае несогласия с ним его можно оспаривать в суде.

Правильные действия лечебного учреждения в случае наличия права медработника на пенсию по выслуге лет, в том числе и на основаниях, предусмотренных ст. 60 ЗУ «О пенсионном обеспечении», состоят в следующем. В обычном порядке уполномоченное лицо лечебного учреждения, согласно действующему законодательству, обязано передать документы для рассмотрения и вынесения решения Пенсионным фондом, как при любом обычном выходе на пенсию по выслуге лет (пусть «голова болит» у Пенсионного фонда, это их прерогатива). Вот и все!

Теоретически на этом можно было бы закончить. Однако, учитывая то, как могут своевольно трактовать нормы права, пожалуй, есть смысл ознакомиться несколько подробнее с законодательной базой.

Начнем с наиболее распространенных неверных действий должностных лиц (уполномоченного лица) больницы. Могут вынести собственное решение без консультаций с Пенсионным фондом, хотя права на это не имеют. Такое решение никчемно, и оспаривать его хотя и можно, но не имеет смысла — пустая трата драгоценного времени, так как все равно, каким бы ни было решение должностного лица, профсоюза или комиссии больницы, легитимным считается только решение Пенсионного фонда. Именно органы Пенсионного фонда (не считая суда) выносят решение о назначении или не назначении пенсии, в том числе по выслуге лет по ст. 55 п. «е» и по ст. 60 ЗУ «О пенсионном обеспечении». Соответственно, решение Пенсионного фонда является легитимным и окончательным, но в случае несогласия его можно оспаривать в суде.

Должностным лицам следует помнить, что в случае, если по причине незаконно изданного документа, справки и других действий (действия или бездействия) пенсия не будет назначена лицу, которому она полагается, возможна уголовная ответственность по ст. 364 — ст. 367 Уголовного кодекса Украины. Таким документом может быть, например, собственное решение должностных лиц больницы без решения Пенсионного фонда об отсутствии права выхода на пенсию по ст. 60 для конкретного работника, то есть вынесенное с нарушением порядка, предусмотренного законом, или любые действия, направленные на препятствование выхода на пенсию лицу, имеющему такое право, в том числе не подача предусмотренных нормами права документов в Пенсионный фонд. Кстати, невыполнение норм, предусмотренных законодательством, по незнанию, как известно, не освобождает от ответственности. Отсюда следует:
1) ст. 60 ЗУ «О пенсионном обеспечении» существует;
2) ЗУ «О пенсионном обеспечении» в настоящее время действует в части назначения пенсии на льготных основаниях, соответственно, действует и ст. 60 этого закона;
3) согласно ст. 2, одним из видов пенсии является ее назначение по выслуге лет; в соответствии со ст. 51 пенсия по выслуге лет назначается за выполнение работ, приводящих к утрате трудоспособности до наступления возраста, с которого назначается пенсия; по ст. 55. п. «е» такое право имеют работники лечебных учреждений независимо от возраста при стаже более 25 лет; и, наконец, ст. 60 ЗУ «О пенсионном обеспечении» гласит, что работа в лепрозориях, противочумных учреждениях здравоохранения, в учреждениях (отделениях), где лечатся зараженные ВИЧ, больные СПИДом, в других инфекционных учреждениях (отделениях) здравоохранения, патологоанатомических и реанимационных отделениях учреждений здравоохранения, а также в психиатрических учреждениях здравоохранения засчитывается к стажу работы в двойном размере.

Что касается реанимационных отделений, то, согласно положениям приказа № 303 от 08.10.1997 г. «О регламентации деятельности анестезиологической службы», переименованы, реорганизованы, существовавшие до этого подразделения реанимации. Исходя из целесообразности и экономических причин, созданы узкоспециализированные ПИТ при профильных отделениях. За реорганизованными, переименованными и вновь созданными отделениями (палатами, блоками, группами) интенсивной терапии сохранены функциональные полномочия ранее существовавших отделений реанимации и, как в своих разъяснениях отмечает управление Пенсионного фонда, засчитывается стаж работы в двойном размере.

Кроме того, согласно многочисленным разъяснениям, письмам и инструкциям Пенсионного фонда, Кабмина, Министерства труда и социальной политики, засчитывается работа, которая дает право выхода на пенсию по выслуге лет, если она является основным местом работы, причем в аккредитованном государственном или коммунальном лечебном учреждении, и о такой работе должна быть соответствующая запись в трудовой книжке.

Таким образом, если в трудовой книжке имеется запись, что вы работали в палате интенсивной терапии, вы имеете право на засчитывание стажа в двойном размере. Соответственно, выход на пенсию возможен, если вы проработали в ПИТ более 12 лет и 6 месяцев.

Что касается иных специальностей, указанных в ст. 60 ЗУ «О пенсионном обеспечении», все аналогично.

Вышеуказанные условия являются необходимыми и достаточными для засчитывания стажа в двойном размере.

Кстати, не нужно путать аккредитацию лечебного учреждения и аттестацию рабочего места, а также наличие специальности в списке Кабмина № 1 или № 2. Аттестация и списки № 1 и № 2 используются при выходе на пенсию по ст. 13 того же закона. Для применения положений, указанных в ст. 60 ЗУ «О пенсионном обеспечении», аттестация и указанные списки не требуются.

Но самое главное иное. Вполне понятно, что могут быть недоразумения и недостатки, связанные с недостаточными знаниями и пониманием нормативно-правовой базы, регулирующей выход на пенсию. Удивляет другое — тактика действий. А именно ситуации, когда должностное лицо из неких, наверное, высших соображений, непонятных для обычных людей, принимает решение по наитию, после чего начинает поиски и прокладывание способов подтвердить это, в данной ситуации без легитимного решения Пенсионного фонда (действительно, что такое Пенсионный фонд, с чем его на завтрак едят?). Такими действиями подменяется изучение законодательной базы и ознакомление с нормами права…

Возникает вопрос. Где для начала элементарный анализ хотя бы по действию закона во времени, пространстве и по кругу лиц? И вот, внимание, то самое удивительное — в конце концов, где знаменитое, всепобеждающее чувство самосохранения чиновника? Где лозунг — подальше от прокуратуры и суда, поближе к больнице?

Хотя возможно, оно — чувство самосохранения — проявляется вычурно. Должностные лица идут за советом к вышестоящему руководству, опять-таки даже не ознакомившись с законодательной базой и не пытаясь найти наиболее целесообразный выход самостоятельно и в русле права. Иными словами, под видом подчиненности перекладывают решение, головную боль и ответственность на начальника, фактически вместо выполнения своей работы и обязанностей подставляют его. Можно сказать, мудрое решение для маленького начальника. Потом, если что, не страшно идти напролом, игнорируя элементарные права человека, даже нарушая законы, как бы выполняя указания сверху и прикрываясь чужим авторитетом.

Конечно, такой метод внутри системы, в том числе здравоохранения, может сработать.

Но нередко доходит до абсурда. Ситуацию, которая решается элементарно, можно завести в такой глубокий тупик, что появляются поводы даже для возбуждения уголовных дел.

И здесь позволю себе напоминание и совет — нужно всегда помнить, что как только действия или решения выходят за пределы системы (тем более ответственность перед прокурором или судом) и вторгаются в другие сферы, отвечает то лицо, которое на свое усмотрение или по совету свыше приняло решение, то есть поставило свою подпись.

Допустим, как у нас часто говорят — откупятся, договорятся, адвокаты защитят и т.д. Но ради чего на пустом месте тратить деньги, нервные клетки время и т.д.?

Из собственного опыта могу сказать, что мне пришлось столкнуться с подобной ситуацией, когда с моей стороны должностным лицам больницы давались все разъяснения в соответствии с действующей законодательной базой, в том числе о возможной ответственности в случае неправильных действий. Несмотря на это абсолютно игнорировались законы, официальные документы, такое письмо, как разъяснение, данное по поручению главного управления Пенсионного фонда Украины областным управлением Пенсионного фонда по конкретному лицу. Под давлением лечебного учреждения из-за незаконно изданных им документов местный Пенсионный фонд также отказал в праве выхода на пенсию. Однако областное управление разобралось, увидело нарушение и обязало назначить пенсию. По этому поводу считаю нужным заметить три момента:

1. Около года вялых и трех месяцев активных действий понадобилось, чтобы лечебное учреждение подало, наконец, документы в Пенсионный фонд. Пришлось даже уволиться.

2. Областное пенсионное управление разобралось, можно сказать, молниеносно, меньше чем за неделю (законы все-таки действуют!).

3. Должностными лицами значительная часть собственных незаконных действий задокументирована, так как все общение (разъяснение, просьбы, заявления и т.д.) велось официально в письменном виде.

Теперь потерпевшая сторона в раздумьях — подавать иск или как?

Уважаемые коллеги, помните, что у медиков самые маленькие зарплаты и, соответственно пенсии, читайте и соблюдайте законы, избегайте лишних проблем. Опытные юристы советуют — не знаете, как поступать, поступайте по закону!

Витяг із ЗУ «Про пенсійне забезпечення»

Ст. 2. Види державних пенсій. За цим Законом призначаються: а) трудові пенсії; за віком; по інвалідності; в разі втрати годувальника; за вислугу років.

Ст. 51. Підстави пенсійного забезпечення за вислугу років. Пенсії за вислугу років встановлюються окремим категоріям громадян, зайнятих на роботах, виконання яких призводить до втрати професійної працездатності або придатності до настання віку, що дає право на пенсію за віком.

Ст. 55. Окремі категорії працівників інших галузей народного господарства, які мають право на пенсію за вислугу років.

Право на пенсію за вислугу років мають: е) працівники освіти, охорони здоров’я та соціального забезпечення при наявності спеціального стажу роботи від 25 до 30 років за переліком, що затверджується у порядку, який визначається Кабінетом Міністрів України, незалежно від віку;

Ст. 60. Пільги по обчисленню стажу за роботу в деяких медичних закладах.

Робота в лепрозорних і протичумних закладах охорони здоров’я, у закладах (відділеннях) з лікування осіб, заражених вірусом імунодефіциту людини або хворих на СНІД, в інших інфекційних закладах (відділеннях) охорони здоров’я, у патолого-анатомічних і реанімаційних відділеннях закладів охорони здоров’я, а також у психіатричних закладах охорони здоров’я зараховується до стажу роботи у подвійному розмірі.

www.mif-ua.com

Пенсии медработников

Содержание статьи:

Изменения в пенсиях учителям и медицинским работникам с 1 января 2019 года

14 июня 2018 года Дмитрий Медведев анонсировал новую пенсионную реформу: Пенсионный возраст будет повышаться поэтапно с 1 января 2019 года. Для мужчин выход на пенсию будет увеличен на 5 лет, до 65 лет. Женщинам придется отложить выход на пенсию на 8 лет, до 63 лет. Пенсионный возраст будет увеличен поэтапно с шагом плюс один год через год. Первыми ощутят повышение пенсионного возраста мужчины 1959 года рождения и женщины 1964 года рождения. Рассмотрим таблицу выхода на пенсию для мужчин и женщин по новой реформе повышения пенсионного возраста.

19 июля 2018 года закон о повышении пенсионного возраста прошел первое чтение в государственной думе. Следующее заседание назначено на 24 сентября 2018 года. Ожидается, что новый закон о повышении пенсионного возраста с 1 января 2019 года примут в октябре 2018 года.

По новой пенсионной реформе предлагается оставить без изменений льготный стаж досрочного выхода на пенсию для учителей и медицинских работников. На 2018 год льготный стаж зависит от места работы и составляет 25 и 30 лет. После получения льготного стажа предлагается отодвинуть возможность выхода на пенсию на 8 лет с переходным периодом с 2019 года до 2026 года.

Уважаемые посетители портала «Пенсионный эксперт»!

Для быстрого решения ваших проблем и вопросов, рекомендуем обратиться Вам к квалифицированным практикующим юристам по пенсионным вопросам:

  • Москва и МО:
  • +7 812 425 13 92

    Заявки и звонки принимаются круглосуточно и без выходных дней .

    Внимание, акция! Получите бесплатную консультацию юриста по пенсионным вопросам!

    +7 499 938 42 65

    +7 800 511 81 24

    Рассмотрим пример. Учителям требуется 25 лет выслуги в учреждениях для детей независимо от возраста и пола. Если школьный учитель, например, в 2019 году выработает необходимый стаж, пенсия ему будет назначена через год, то есть в 2020 году. Если требуемый стаж выработан в 2024 году, то пенсия назначается через 6 лет, то есть в 2030 году.

    Медицинские работники

    Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 установлен список должностей и медучреждений, работа в которых позволяет в дальнейшем рассчитывать на досрочную пенсию. Также данный вопрос регулируется ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ».

    В список должностей входят те, работая на которых граждане принимают на себя повышенные обязательства, ответственность, и, следовательно, испытывают постоянное нервное перенапряжение. Также чтобы стать врачом определенной квалификации, человек должен отучиться минимально 6 лет, а затем каждые пять лет подтверждать квалификацию.

    По этой причине государством установлена пенсия медработникам по выслуге лет.

    Возраст выхода на пенсию медицинских работников

    Согласно Закону № 400-ФЗ, общий пенсионный возраст в России установлен на отметке 55 лет для женщин, и 60 лет для мужской половины. Для медработников разрешен досрочный выход на пенсию вне зависимости от их возраста. Единственное условие, установленное законом – наличие конкретного трудового стажа в соответствующей области деятельности.

    Трудовой стаж

    Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, медработники имеют право на досрочный выход на пенсию. В этом случае необходимо, чтобы сотрудник имел определенный стаж работы в сфере охраны здоровья населения, а именно:

    • в учреждениях здравоохранения сел и поселков городского типа — не менее 25 лет;
    • в городах, а также при смешанном стаже – от 30 лет и выше.
    • Как уже было сказано, возраст медработника в этом случае не имеет существенного значения. Важно, чтобы за указанный период, все обязательные пенсионные начисления были уплачены.

      В обязательный стаж входит не только сама продолжительность трудовой деятельности в организации здравоохранения, но и такие временные промежутки, как:

    • период временной нетрудоспособности;
    • ежегодный обязательный отпуск;
    • декретный отпуск, а также по беременности и родам.

    В отдельных случаях возникают споры о том, включаются ли в общий стаж курсы повышения квалификации, однако ответ на данный вопрос дает действующий трудовой кодекс, согласно положениям которого, повышение квалификации является обязанностью сотрудника, а, значит, и время, отведенное на курсы должно входить в стаж.

    На основании ст. 256 ТК РФ в стаж не включается отпуск по уходу за детьми.

    Размер пенсии медработников

    Размер пенсионного пособия для медиков в каждом регионе и для каждого гражданина устанавливается индивидуально с учетом районного коэффициента и прожиточного минимума. Пособие исчисляется в зависимости от оклада во время работы, в среднем составляет около 40%.

    Для расчета пособия необходимо учесть имеющийся стаж у медработника, а также размер заработной платы, которую он получал за указанный период.

    В целом порядок расчета пособия стандартный и предусматривает: исчисление трудового стажа, учет имеющихся льгот, расчет индивидуального пенсионного коэффициента и начисление самого платежа.

    Индексация пособия также происходит штатным образом, совместно с пособиями для остальных групп пенсионеров. В 2018 году перерасчет пройдет 1 января, и пособие было повышено на 3,7 %.

    Льготная пенсия медработникам

    В некоторых случаях необходимый трудовой стаж для выхода на пенсию исчисляется медицинским работникам в льготном порядке. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 781, право на льготное исчисление стажа работы имеют:

  • медработники, занятые на работах в сельской местности, или имеющие смешанный стаж, 1 год календарный год трудоустройства засчитывается как 1 год и 3 месяца стажа;
  • для отдельных групп врачей: хирургов, анестезиологов-реаниматологов, патологоанатомов, судмедэкспертов соотношение составляет 1 год и 6 месяцев за 1 год календарный год трудоустройства;
  • для врачей указанных специальностей, но трудящихся исключительно в сельской местности льготный стаж рассчитывается как 1 год и 9 месяцев стажа за 1 год работы.
  • Таким образом, основанием для досрочного выхода на пенсию является работа на должности, входящей в отдельный перечень. Список должностей, которым положена льготная пенсия медработникам утвержден Правительством РФ.

    Как уже было отмечено, для сельских врачей льготный стаж должен составлять не менее 25 лет, а для городских – от 30 лет и выше.

    Для расчета льготного периода в отношении медика, располагающего смешанным стажем, также применяется минимальный период в 30 лет.

    Для определения льготного стажа учитываются не только периоды непосредственной трудовой деятельности. Также во внимание принимаются и периоды отпусков, временной нетрудоспособности, испытания при приеме на работу.

    Пример расчета пенсии медработников

    Игорь П. проработал в хирургическом отделении Петрозаводской клиники 20 лет. Прерванного стажа у медика не имелось. Чтобы определиться со своим выходом на заслуженный отдых, мужчина решил самостоятельно подсчитать свой стаж и предполагаемую выплату в 2018 году. В итоге у него получился следующий расчет:

  1. Руководствуясь тем, что Игорь трудился хирургом в городе, его льготный период составляет 1,5 года (1 год и 6 месяцев) за 1 год, то есть 20*1,5= 30 лет.
  2. При стаже в 30 лет работы в городе, Игорь вправе выйти на заслуженный отдых уже сейчас.
  3. С учетом накопленных пенсионных баллов – 76, размера фиксированной выплаты 4 982,9 руб рублей и стоимости одного балла в текущем году – 81,49 рубля в 2018 году, пособие гражданина составит: 4982,9+76*81,49= 11 176,14 рубля.
  4. В Петрозаводске районный коэффициент составляет 40%, поэтому 11 176,14*40% = 4 470 рубль.
  5. 11176,14 + 4470 = 15 646 рубля – пенсия, которую будет получать Игорь П в 2018 году и далее.

    Заключение

    В завершение сказанного, можно сделать следующие выводы:

  6. Сотрудник медицинского учреждения – это работник специализированного заведения, чья должность включена в специально установленный список. Перечень должностей утверждается Правительством РФ.
  7. Работники медицинских учреждений вправе выйти на пенсионный отдых досрочно вследствие того, что исполнение своих обязанностей сопровождается определенными эмоциональными и физическими нагрузками.
  8. Изменения в льготных пенсиях медработников в 2018 году коснулись, в частности, суммы пособия, а именно – его индексации на 2,9 %.
  9. Обязательным показателем для расчета пособия является трудовой стаж, который может быть льготным в зависимости от того, в какой должности работает медик и в какой местности.
  10. Размер пенсионного пособия определяется в стандартном порядке исходя из имеющегося трудового стажа, размера заработной платы и положенных льгот.

Список законов

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по пенсиям медработников

Вопрос: Здравствуйте. Меня зовут Татьяна Фролова. Сейчас мне 49 лет. Вот уже более 25 лет тружусь на должности патологоанатома в поселке городского типа. Вместе с тем, когда я подала заявление своему руководству о том, что желаю выйти на пенсию в досрочном порядке и сообщила, что хочу воспользоваться правом на льготные выплаты, мне пояснили, что я под данную категорию не подхожу, прав на льготы не имею и работать мне еще как минимум пять лет.

Подскажите, пожалуйста, как все обстоит на самом деле и правильно ли мне отказали? Могу я выйти на пенсию сейчас?

Ответ: Здравствуйте, Татьяна. Согласно, Постановлению № 781 от 29.10.2002 и ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ», вы, как медицинский работник, имеющий 25-летний трудовой стаж в учреждении здравоохранения в сельской местности вправе выйти на заслуженный отдых сразу после того, как этот показатель был достигнут.

Более того, так как вы сельский патологоанатом, трудовой стаж исчисляется в льготном порядке, а именно 1 год и 9 месяцев за один календарный год.

Вы имеете право, сейчас подать заявление о выходе на пенсию, а затем обратиться в региональный ПФР, по месту своего проживания, затем, чтобы оформить полагающееся пособие.

Судебная практика по похожим вопросам показывает, что ваше руководство полностью нарушает действующее законодательство, и вы имеете право в случае еще одного отказа обратиться в вышестоящие органы или в суд.

pensia-expert.ru

Право на пільгову пенсію за новими Списками № 1 та № 2

Наприкінці літа 2016 року набрала чинності постанова, якою затверджено нові Списки професій, що дають право отримати пенсію за віком на пільгових умовах (Постанова КМУ від 24.06.2016 № 461). Ці списки скорочено, порівняно з їхніми попередниками, що й викликало низку запитань. Зокрема, — як визначатиметься право на пенсію тих працівників, професії та посади яких не увійшли до нових списків? Саме про це й говоритимемо далі…

Читайте також:

Пільгові пенсії за Списком № 1

Статтею 13 Закону про пенсійне забезпечення (Закон України від 05.11.1991 № 1788-ХІІ) визначено працівників, які мають право на пільгову пенсію, не залежно від місця останньої роботи. Серед них ті, що:

  • зайняті повний робочий день на підземних роботах, на роботах з особливо шкідливими і особливо важкими умовами праці — за Списком № 1 виробництв, робіт, професій, посад і показників і за результатами атестації робочих місць;
  • досягли 50-річного віку;
  • мають страховий стаж — чоловіки не менше 25-ти років (щонайменше 10 років — на зазначених роботах), жінки — не менше 20-ти років (щонайменше 7 років 6 місяців — на зазначених роботах).
  • Корисні статті:

    До 50-ти років право на пільгову пенсію за віком мають жінки, що народилися 1975 року та старші, які досягли такого віку:

    які народилися по 31.03.1970 включно

    45 років 6 місяців

    з 01.04.1970 по 30.09.1970

    з 01.10.1970 по 31.03.1971

    46 років 6 місяців

    з 01.04.1971 по 30.09.1971

    з 01.10.1971 по 31.03.1972

    47 років 6 місяців

    з 01.04.1972 по 30.09.1972

    з 01.10.1972 по 31.03.1973

    48 років 6 місяців

    з 01.04.1973 по 30.09.1973

    з 01.10.1973 по 31.03.1974

    49 років 6 місяців

    з 01.04.1974 по 30.09.1974

    з 01.10.1974 по 31.12.1975

    Якщо працівник не має необхідного стажу — 25 років чоловіки та 20 — жінки, — пільгова пенсія призначатиметься, якщо буде такий стаж:

    Стаж роботи (мінімум)

    у жінок

    20 років 6 місяців

    15 років 6 місяців

    21 рік 6 місяців

    16 років 6 місяців

    з 01.04.2018 по 31.03.2019

    з 01.04.2019 по 31.03.2020

    17 років 6 місяців

    з 01.04.2020 по 31.03.2021

    з 01.04.2021 по 31.03.2022

    23 роки 6 місяців

    18 років 6 місяців

    з 01.04.2022 по 31.03.2023

    19 років 6 місяців

    Якщо у працівників немає повного стажу роботи зі шкідливими та важкими умовами праці за Списком № 1, а для чоловіка він має бути 10 років, а для жінок — 7 років 6 місяців, але є більше половини такого стажу (чоловіки —5 років і більше, жінки — не менше 3 роки 9 місяців) та загальний страховий стаж, пільгова пенсія призначається зі зменшенням пенсійного віку, встановленого статтею 26 Закону України «Про загальнообов’язкове державне пенсійне страхування» від 09.07.2003 № 1058-IV (далі — Закон № 1058), на:

  • 1 рік за кожний повний рік такої роботи чоловікам;
  • 1 рік 4 місяці за кожний повний рік такої роботи жінкам.
  • Цей принцип зменшення пенсійного віку жінкам застосовують і в період збільшення віку виходу на пенсію по 31 грудня 2021 року.

    Пільгові пенсії за Списком № 2

    Не залежно від останнього місця роботи право на пільгову пенсію мають також працівники, що:

  • зайняті повний робочий день на інших роботах із шкідливими і важкими умовами праці, — за Списком № 2 виробництв, робіт, професій, посад і показників, затверджуваним КМУ, і за результатами атестації робочих місць;
  • досягли 55-ти років;
  • мають стаж роботи не менше ніж 30 років (із них щонайменше 12 років 6 місяців — на зазначених роботах) для чоловіків та не менше ніж 25 років (із них щонайменше 10 років — на зазначених роботах) для жінок.
  • Право на пільгову пенсію до 55-ти років мають жінки, що народилися 1970 року та старші. Які досягли такого віку:

    які народилися по 31.03.1965 включно

    50 років 6 місяців

    з 01.04.1965 по 30.09.1965

    з 01.10.1965 по 31.03.1966

    51 рік 6 місяців

    з 01.04.1966 по 30.09.1966

    з 01.10.1966 по 31.03.1967

    52 роки 6 місяців

    з 01.04.1967 по 30.09.1967

    з 01.10.1967 по 31.03.1968

    53 роки 6 місяців

    з 01.04.1968 по 30.09.1968

    з 01.10.1968 по 31.03.1969

    54 роки 6 місяців

    з 01.04.1969 по 30.09.1969

    з 01.10.1969 по 31.12.1970

    У разі якщо до 01.04.2024 чоловіки не мають 30-ти років стажу і 25-ти — жінки, пільгова пенсія призначається, якщо є такий стаж:

    Період

    у чоловіків

    з 01.04.2015 по 31.03.2016

    25 років 6 місяців

    з 01.04.2016 по 31.03.2017

    з 01.04.2017 по 31.03.2018

    26 років 6 місяців

    27 років 6 місяців

    22 роки 6 місяців

    28 років 6 місяців

    з 01.04.2023 по 31.03.2024

    29 років 6 місяців

    24 роки 6 місяців

    Якщо у працівників немає повного стажу роботи зі шкідливими та важкими умовами за Списком № 2, а для чоловіка він має бути 12 років 6 місяців, а для жінок — 10 років, але є більше половини такого стажу (чоловіки — не менше ніж 6 років 3 місяці, жінки — 5 та більше років) та загальний страховий стаж, пільгова пенсія призначається зі зменшенням пенсійного віку, встановленого абзацом першим частини першої статті 26 Закону № 1058, на:

  • 1 рік за кожні 2 роки 6 місяців такої роботи чоловікам;
  • на 1 рік за кожні 2 роки такої роботи жінкам.
  • Порядок застосування Списків № 1 і № 2

    Пунктом 3 Порядку застосування Списків № 1 і № 2, що затверджений наказом від 18.11.2005 № 383 (далі — Порядок № 383), установлено, що, визначаючи право на пільгову пенсію, застосовують Списки, що були чинними на період роботи особи. При цьому до пільгового стажу зараховують весь період роботи на відповідних посадах або за професіями, незалежно від дати внесення цієї посади чи професії до Списків.

    Підтвердження права на пільгову пенсію

    Як і раніше, для підтвердження пільгового стажу необхідно надати пільгову довідку (у разі ліквідації підприємства, де працювала особа, без визначення правонаступника — рішення відповідної комісії); після 21.08.1992 зараховують за результатами атестації робочих місць.

    Пенсійне забезпечення осіб, які працювали до введення в дію Закону № 1788 (до 01.01.1992) на роботах із шкідливими і важкими умовами праці, передбачених законодавством, що діяло раніше, регулює стаття 100 цього ж Закону.

    Результати атестації робочих місць є підтвердженням права на пільгову пенсію. Строки проведення такої атестацію визначено колективним договором. Але проводити її потрібно не рідше одного разу на 5 років (п. 4 Порядку проведення атестації робочих місць за умовами праці, затвердженого постановою КМУ від 01.08.1992 № 442).

    Ця постанова набрала чинності 21.08.1992. Отже, призначаючи пенсії за віком на пільгових умовах, для зарахування до стажу, який дає право на цю пенсію, певного 5-річного періоду роботи зі шкідливими і важкими умовами праці після 21.08.1992, таке право необхідно підтвердити за результатами атестації.

    Пільгова пенсія за професіями, яких немає в нових Списках

    А що ж робити з посадами та професіями, що не потрапили до нових Списків? Мінсоцполітики у своєму роз’ясненні від 22.09.2016 зазначає, що у випадку, якщо працівник мав право на пільгову пенсію до 03.08.2016 (тобто до набрання чинності Постановою № 461) і продовжує працювати за тією самою посадою й нині, але її не внесено до нових Списків, йому зараховується пільговий стаж включно до 02.08.2016.

    З-поміж професій у Списках, чинних до 03.08.2016, — робітники ремонтних служб, зайняті ремонтом устаткування в місцях його встановлення на дільницях (робочих місцях) діючих виробництв, основні робітники яких користуються правом на пільгове пенсійне забезпечення за Списком № 1. Зокрема, газорізальники, електрогазозварники, електрозварники ручного зварювання, електромонтери з ремонту та обслуговування електроустаткування, електрослюсарі (слюсарі) чергові та з ремонту устаткування, слюсарі-ремонтники (поз. 2а-3б розд. II «Підготовка руд, збагачення, окускування (агломерація, брикетування, згрудкування), випалювання руд і нерудних копалин» Списку № 1, затвердженого Постановою КМУ «Про затвердження списків виробництв, робіт, професій, посад і показників, зайнятість в яких дає право на пенсію за віком на пільгових умовах» від 16.01.2003 № 36).

    Списками, затвердженими Постановою № 461, зазначені професії не передбачені, тож ураховуючи вимоги пункту 3 Порядку № 383, до пільгового стажу може бути зараховано період роботи за цими професіями лише до 03.08.2016 (до набрання чинності Постановою № 461).

    Якщо, наприклад, слюсар-ремонтник збагачувальної фабрики, зайнятий ремонтом устаткування в місцях його встановлення на дільницях (робочих місцях) діючих виробництв, основні робітники яких користуються правом на пільгове пенсійне забезпечення за Списком № 1, до 03.08.2016 вже має необхідний стаж для призначення пенсії за віком на пільгових умовах за Списком № 1, і атестацією робочих місць за умовами праці це право підтверджено, то пільгова пенсія йому буде призначена відповідно до Постанови № 36 з урахуванням викладених вище умов.

    Припустімо, пільговий стаж за Списком № 1 роботи працівника слюсарем-ремонтником на збагачувальній фабриці, підтверджений всіма необхідними документами відповідно до законодавства, до 03.08.2016 становить 7 років 6 місяців (по 02.08.2016). Це дає йому (як чоловіку) право виходу на пенсію при досягненні 53-річного віку (зі зниженням пенсійного віку 60 років на 7 років — по одному рокові за кожний повний рік роботи за Списком № 1).

    Подальша робота за цією професією права на пенсію за віком на пільгових умовах не дає.

    www.kadrovik01.com.ua