ОСНОВЫ БИОТЕХНОЛОГИИ РАСТЕНИЙ

Транскрипт

1 Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского Национальный исследовательский университет Учебно-научный и инновационный комплекс «Физические основы информационно-телекоммуникационных систем» Основная образовательная программа «Биология», общий профиль, квалификация (степень) бакалавр Учебно-методический комплекс по дисциплине «Ботаника» Широков А.И., Крюков Л.А. ОСНОВЫ БИОТЕХНОЛОГИИ РАСТЕНИЙ Электронное учебно-методическое пособие Мероприятие 1.2. Совершенствование образовательных технологий, укрепление материальнотехнической базы учебного процесса Нижний Новгород 2012

2 ОСНОВЫ БИОТЕХНОЛОГИИ РАСТЕНИЙ. Широков А.И., Крюков Л.А. Электронное учебно-методическое пособие. Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, с. Методическая разработка посвящена вопросам биотехнологии размножения растений (включая культуры клеток, тканей, органов и клонов растений). Современные биотехнологии предлагают принципиально новые пути для формирования нового и ценного для жизнедеятельности человека генетического разнообразия растений посредством отбора форм и клонов особей с искомыми признаками. Методическая разработка включает в себя краткие теоретические очерки по основным направлениям современной биотехнологии (включая культуры клеток, тканей, органов и клонов растений), а так же подробные планы практических занятий. В конце каждой темы приводятся вопросы для самоконтроля. Также приведен список рекомендуемой литературы и терминологический словарь. Электронное учебно-методическое пособие предназначено для студентов ННГУ, обучающихся по направлению подготовки «Биология», изучающих курс «Основы биотехнологии растений».

3 Цели освоения дисциплины Целью практического курса «Основы биотехнологии растений» является обучение студентов методам микроклонального размножения растений на стерильных питательных средах. Задачами курса являются: 1. Ознакомление учащихся с оборудованием биотехнологической лаборатории и получение навыков работы в стерильных условиях; 2. Освоение методик получения стерильных культур, микроразмножения и культивирования растительного материала на питательных средах; 3. Формирование у учащихся представлений о современных научных разработках в области биотехнологии растений. Место дисциплины в структуре ООП В рамках специального курса «Основы биотехнологии растений» студентов 4 курса обучающихся по специальности «ботаника» биологического факультета предполагается 18 часов лекций, 18 часов практических занятий и 36 часов самостоятельной работы. Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа. Для полноценного освоения студентами курса необходимы базовые знания по анатомии растений, морфологии растений, физиология растений, биохимия растений, общая химия, основы микробиологии. Настоящее пособие так же может быть использовано студентами, аспирантами, преподавателями и специалистами биологических направлений в качестве практического руководства для проведения учебноисследовательских и научно-исследовательских работ связанных с биотехнологиями растений. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения практического курса В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать организацию биотехнологической лаборатории, принципы и методы микроклонального размножения растений; уметь готовить стерильные питательные среды, иметь представления о культивировании растительного материала «in vitro»; владеть навыками работы на оборудовании стерильной биотехнологической лаборатории.

4 Для реализации данной дисциплины в полном объеме планируется использовать следующее оборудование и материально-техническое обеспечение, закупленное по программе НИУ: Ламинарный бокс, сушильный шкаф, настольные стерилизаторы, дистиллятор, аналитические весы, бинокулярные микроскопы с цифровыми камерами, ph-метр, орбитальные шейкеры, магнитные мешалки, холодильные установки, микротом замораживающий, ультрафиолетовые облучатели, кондиционеры для регуляции температуры, дозаторы фиксированного и переменного объема, спиртовые горелки, пробирки биологические и химические, штативы для пробирок, чашки Петри, колбы конические (на 250 мл, 500 мл, 1000мл), пинцеты хирургические длинные, пинцеты стоматологические.

5 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 1. Современная биотехнология растений, как наука и отрасль производства 1.1. Биотехнология производства культуры клеток, тканей и органов растений Биотехнология микроклонального размножения особей Генная инженерия Банк in vitro и криоконсервация; их значение для сохранения генофонда растений 2. Организация биотехнологической лаборатории Оборудование биотехнологической лаборатория и правила работы с ним Особенности работы в условиях стерильной лаборатории Лабораторная работа 1 3. Разнообразие и приготовление питательных сред Типы питательных сред и обзор их составов Гормональная регуляция в культуре клеток и тканей «in vitro» Лабораторная работа 2 4. Типы эксплантов: Способы получения и методы стерилизации 4.1. Выделение апикальных меристем Выделение клеток, их групп и тканей Получение микрочеренков Стерилизация эксплантов и введение в «in vitro» Лабораторная работа 3 Лабораторная работа 4 Лабораторная работа 5 5. Культивирование растительного материала in vitro 5.1. Основные принципы культивирования 5.2. Каллусогенез в культуре растительных клеток и тканей 5.3. Суспензионные культуры 5.4. Микрочеренкование. Лабораторная работа 6 Лабораторная работа 7 Рекомендуемая литература Приложение 1. Программа лекционного курса «Основы биотехнологии растений» Приложение 2. Терминологический словарь

6 Современная биотехнология растений, как наука и отрасль производства Биотехнология — дисциплина, изучающая возможности использования живых организмов, их систем или продуктов их жизнедеятельности для решения технологических задач, а также возможности создания живых организмов с необходимыми свойствами методом генной инженерии. Современная биотехнология это наука и отрасль производства, развивающаяся в трех основных направлениях: — молекулярная биология и генетическая инженерия; — микробиология и микробиологическая промышленность; — культура клеток и тканей in vitro. Применительно к растительным объектам биотехнология традиционно рассматривается в рамках следующих направлений: 1.Биотехнология производства культуры клеток, тканей и органов растений; 2. Биотехнология микроклонального размножения особей; 3. Генная инженерия; 4. Банк in vitro и криоконсервация; их значение для сохранения генофонда растений Биотехнология производства культуры клеток, тканей и органов растений Клеточные технологии, основанные на культивировании in vitro органов, тканей, клеток и изолированных протопластов высших растений, могут облегчить и ускорить традиционный процесс создания новых сортов и видов. Они предлагают принципиально новые пути, такие как сомаклональная изменчивость, мутагенез на клеточном уровне, клеточная селекция, соматическая гибридизация для создания генетического разнообразия и отбора форм с искомыми признаками. Кроме того, клеточные технологии эффективны в создании безвирусного материала вегетативно размножаемых растений. Пионером клонального микроразмножения считается французский ученый Жан Морель, который в 50-х годах прошлого столетия получил первые растения регенеранты орхидей. В это время техника культивирования апикальных меристем in vitro была уже хорошо разработана. Как правило, исследователи в качестве первичного экспланта использовали верхушечные меристемы травянистых растений: гвоздики, хризантемы, подсолнечника, гороха, кукурузы и т.д. В нашей стране работы

7 по микроклональному размножению были начаты в 30-х годах в лаборатории культуры тканей и морфогенеза ИФР РАН. Под руководством Р.Г. Бутенко были изучены условия микроразмножения картофеля, сахарной свеклы, гвоздики, герберы и др. растений и предложены промышленные технологии. В дальнейшем исследования по микроклональному размножении охватили и древесные растения. Первые работы по культуре тканей древесных растений были опубликованы в середине 20-х годов ХХ-го столетия и связаны с именем Готре, который показал, что камбиальные ткани некоторых растений способны к каллусогенезу in vitro. Но первые растения — регенеранты осины, доведенные до почвенной культуры, были получены лишь в середине 60-х годов Матесом. Культивирование тканей хвойных пород in vitro долгое время редко использовалось как объект исследования. Это было связано со специфическими трудностями культивирования тканей, изолированных из растения. Известно, что древесные, и особенно хвойные растения характеризуются медленным ростом, трудно укореняются, содержат большое количество вторичных соединений (фенолы, терпены и т.д.), которые в изолированных тканях активируются. Окисленные фенолы обычно ингибируют деление и рост клеток, что ведет к гибели первичного экспланта или уменьшению способности тканей древесных растений к регенерации адвентивных почек, которая с возрастом растения-донора исчезает практически полностью. В настоящее время, несмотря на перечисленные трудности, насчитывается более 200 видов древесных растений из 40 семейств, которые были размножены in vitro (каштан, дуб, береза, клен, сосна, ель, секвойя и др.) Биотехнология микроклонального размножения особей Термином «микроклонального размножения» называют массовое бесполое размножение растении in vitro, при котором полученные особи растений генетически идентичны исходному экземпляру. Достижения в области культуры клеток и тканей привели к созданию принципиально нового метода вегетативного размножения — микроклональное размножение. Микроклональное размножение — получение in vitro, неполовым путем, генетически идентичных исходному экземпляру растений. В основе метода лежит уникальная способность растительной клетки реализовывать присущую ей тотипотентность. В соответствии с научной терминологией клонирование подразумевает получение идентичных

8 организмов из единичных клеток. Этот метод имеет ряд преимуществ перед существующими традиционными способами размножения: — получение генетически однородного посадочного материала; — освобождение растений от вирусов за счет использования меристемной культуры; — высокий коэффициент размножения; — сокращение продолжительности селекционного процесса; — ускорение перехода растений от ювенильной к репродуктивной фазе развития; — размножение растений, трудно размножаемых традиционными способами; — возможность проведения работ в течение всего года, а не только в течение вегетационного периода; — возможность автоматизации процесса выращивания. Существует несколько моделей микроклонального размножения, каждая из них имеет свои преимущества и недостатки: а) индукция развития адвентивных побегов непосредственно из ткани экспланта, метод является очень эффективным, все признаки размножаемого образца полностью сохраняются; б) развитие пазушных побегов основано на снятии апикального доминирования, это наиболее надежный способ, заключающийся в ведении полученной массы побегов на микрочеренки, которые используются в качестве вторичных эксплантов для повторения цикла размножения, введение в питательную среду веществ с цитокининовой активностью приводит к образованию пучков маленьких побегов, пазушные почки дают начало новым побегам, считается, что метод имеет минимальную степень риска для получения однородного потомства; в) получение каллусной ткани с последующей индукцией органогенеза, теоретически этот метод наиболее перспективен с точки зрения коэффициента размножения, однако, в процессе дедифференциации появляется риск получить вегетативное потомство с вмененными формами, поэтому рекомендуется избегать длительной каллусной культуры и вести обязательный цитологический контроль растений-регенерантов Генная инженерия Генетическая инженерия — конструирование in vitro функционально активных генетических структур (рекомбинантных ДНК), или иначе — создание искусственных генетических программ (Баев А. А.). По Э. С. Пирузян генетическая инженерия — система экспериментальных приемов, позволяющих конструировать лабораторным путем (в пробирке)

9 искусственные генетические структуры в виде так называемых рекомбинантных или гибридных молекул ДНК. Генетическая инженерия — получение новых комбинаций генетического материала путем проводимых вне клетки манипуляций с молекулами нуклеиновых кислот и переноса созданных конструкций генов в живой организм, в результате которого достигается их включение и активность в этом организме и у его потомства. Речь идет о направленном, по заранее заданной программе конструировании молекулярных генетических систем вне организма с последующим введением их в живой организм. При этом рекомбинантные ДНК становятся составной частью генетического аппарата рецепиентного организма и сообщают ему новые уникальные генетические, биохимические, а затем и физиологические свойства. Цель прикладной генетической инженерии заключается в конструировании таких рекомбинантных молекул ДНК, которые при внедрении в генетический аппарат придавали бы организму свойства, полезные для человека. Например, получение «биологических реакторов» — микроорганизмов, растений и животных, продуцирующих фармакологически значимые для человека вещества, создание сортов растений и пород животных с определёнными ценными для человека признаками. Методы генной инженерии позволяют провести генетическую паспортизацию, диагностировать генетические заболевания, создавать ДНК-вакцины, проводить генотерапию различных заболеваний. Технология рекомбинантных ДНК использует следующие методы: специфическое расщепление ДНК рестрицирующими нуклеазами, ускоряющее выделение и манипуляции с отдельными генами; быстрое секвенирование всех нуклеотидов очищенном фрагменте ДНК, что позволяет определить границы гена и аминокислотную последовательность, кодируемую им; конструирование рекомбинантной ДНК; гибридизация нуклеиновых кислот, позволяющая выявлять специфические последовательности РНК или ДНК с большей точностью и чувствительностью, основанную на их способности связывать комплементарные последовательности нуклеиновых кислот; клонирование ДНК: амплификация in vitro с помощью цепной полимеразной реакции или введение фрагмента ДНК в бактериальную клетку, которая после такой трансформации воспроизводит этот фрагмент в миллионах копий; введение рекомбинантной ДНК в клетки или организмы.

10 1.4. Банк in vitro и криоконсервация; их значение для сохранения генофонда растений При получении клеточных линий с полезными признаками встает проблема сохранения этих признаков. Растения могут хранить генетическую информацию в семенах, однако этот источник не вполне надежен, так как со временем из-за мутаций всхожесть семян падает. Кроме того, некоторые растения размножаются только вегетативно. Этим обусловлена необходимость сохранения части материала in vitro. С другой стороны, в некоторых случаях удается получить новые клеточные линии, синтезирующие большее количество вторичных метаболитов, то есть более продуктивные, которые тоже нуждаются в сохранении. Для исследования физиологических и биохимических процессов, протекающих в тканях, также требуются стандартные исходные культуры, чем вызвана необходимость сохранять материал в течение определенного промежутка времени, когда идут серийные эксперименты. Все это делает проблему сохранения генофонда весьма актуальной. Можно, конечно, пассировать и перевивать клеточные культуры. Однако при этом возникает опасность сомаклональной изменчивости, накопления мутаций, контаминаций (заражения чужеродным генетическим материалом). Это также требует определенных финансовых и трудовых затрат (необходимость частых пересадок, расходы, связанные со средой и т.д.). Существует разные подходы к сохранению культур: криосохранение, замедление роста, распылительная или лиофильная сушка (для клеток микроорганизмов). Криосохранение — замораживание при сверхнизких температурах. Обычно его проводят в жидком азоте, при температуре -196 o C. Успех низкотемпературной консервации зависит от ряда факторов: — вид и тип клеток, — их концентрация в суспензии, — состав среды для консервирования, — вид и концентрация криопротектора, — режим охлаждения и отогрева, — способ реабилитации клеток после отогрева. Существенную роль в успешном замораживании клеток играет их морфофизиологическое состояние: клетки, находящиеся в стационарной фазе роста, менее устойчивы к повреждающему действию низкотемпературной консервации, чем клетки, находящиеся в экспоненциальной фазе роста. Клетки для замораживания отбирают в середине экспоненциальной фазы ростовой кривой.

11 Немаловажное значение имеет и плотность замораживаемой суспензии. Оптимальные результаты по восстановлению клеток были получены при замораживании клеточной суспензии плотностью 1*10 5-5*10 6 клеток в 1 мл. Для растительных клеток часто требуется предварительное культивирование в особых условиях. В среду добавляют различные вещества, например: 2-6% маннит или сорбит для уменьшения размера вакуолей; аминокислоты, в первую очередь пролин, который служит для связывания воды в клетке (концентрация до 1 моля или 11,5%), аспарагин, γ-аминомасляную кислоту; диметилсульфоксид (ДМСО), который добавляют к среде для предкультивирования в концентрации от 2,5 до 10% на 48 часов для увеличения проницаемости цитоплазматической мембраны; кроме того, применяют искусственное закаливание к холоду, когда снижают температуру культивирования, имитируя естественный осенний процесс подготовки к периоду зимнего покоя (применим только для растений умеренного климата). Клеточные культуры выдерживают несколько суток при температуре o C, а затем при +2+5 o C в течение 1-6 недель. Процесс замораживания растительных клеток от животных отличает, в основном, наличие этапа предварительного культивирования. Криопротекторы — вещества, позволяющие снизить повреждающее действие физико-химических факторов при криоконсервировании. К ним относятся сахароза, декстран, этиленгликоль, поливинилпирролидон, диметилсульфоксид (ДМСО), глицерин. Для определения токсичности криопротектора клетки выдерживают при комнатной температуре в различных его концентрациях в течение минут, после чего определяют их жизнеспособность. Дополнительно оценивают его протективные свойства путем пробного замораживания и оттаивания культур. Наиболее часто в качестве криопротекторов используют глицерин и ДМСО. Перед добавлением криопротектора суспензию клеток концентрируют путем центрифугирования, надосадочную жидкость сливают. Криопротекторы вносят в культуру за час до замораживания, что приводит к изменению проницаемости мембраны, изменению точки замерзания и оттаивания. Программы охлаждения могут быть различными, но для всех них характерна медленная скорость охлаждения. При замораживании происходит образование льда внутри и снаружи клеток. Характер этих изменений зависит от изучаемого образца и обработки криопротекторами, но главным образом, от скорости охлаждения. При медленном охлаждении происходит

12 образование внеклеточного льда, приводящее к обезвоживанию клетки до того, как будет достигнута точка замерзания цитоплазмы. При быстром охлаждении клетки быстрее замораживаются изнутри, медленнее обезвоживаются, что приводит к образованию кристаллов льда внутри клетки. В этом случае клетки повреждаются. Обычно охлаждение проводят в два этапа: — Первый этап — от +20 до -28 o C со скоростью 1 градус в минуту (для растительных клеток скорость замораживания 0,5 градуса в минуту до -35 о С), выдерживают при этой температуре 15 минут; — Второй этап: погружение в жидкий азот (мгновенное охлаждение до o C). Замораживание производят в специальных аппаратах. При их отсутствии — на спиртовой бане (0,5-1 литр спирта наливают в термос с металлической колбой, погружают в него ампулы на 15 минут и добавляют при помешивании жидкий азот или сухой лед; доводят температуру до -32 o C (температура должна быть не выше -28 и не ниже -32 о С). Далее переносят ампулы в жидкий азот. При размораживании ампулы пинцетом переносят в водяную баню с температурой о С, ампула объемом в 1 мл размораживается в течение 0,5-1 минуты. После размораживания растительные клетки отмывают 3-10% раствором сахарозы. Далее клетки проверяют на жизнеспособность с помощью витальных красителей, окрашивающих мертвые клетки. Окончательным критерием служит четкое возобновление роста на стандартных питательных средах, используемых для данной культуры. Перевиваемые культуры животных клеток после размораживания имеют повышенную чувствительность к вирусам, которая проявляется в течение первых двух пассажей. Далее чувствительность возвращается к исходной.

13 2. Организация биотехнологической лаборатории 2.1. Оборудование биотехнологической лаборатории и правила работы с ним Для организации биотехнологической лаборатории необходимы просторные изолированные помещения, а также современное оборудование и высококачественные реактивы. Для удобства проведения дезинфекции полы стены и потолок в помещениях должны иметь водостойкое и ультрофиолетоустойчивое покрытие. Оборудование моечного помещения: мойки с горячей и холодной водой; дистиллированная вода; дистилляторы и бидистилляторы; сушильные шкафы с режимом работы для сушки посуды до о С, для инструментов до 170 о С; шкафы для хранения чистой посуды и инструментов, емкости для хранения моющих средств, вытяжные шкафы с эксикаторами для хромпика (H 2 SO 4 98 % + K 2 CrO 7 ). Оборудование помещения для приготовления питательных сред: лабораторные столы; холодильники для хранения маточных растворов солей, гормонов и витаминов; аналитические и торсионные весы; иономер; магнитные мешалки; плитки, газовые горелки; набор посуды (колбы, стаканы, мерные цилиндры, мензурки, пробирки и др.), необходимый набор химических реактивов надлежащей степени чистоты (ХЧ, Ч, ЧДА). Оборудование помещения для стерилизации: автоклавы с режимом работы давление 1-2 атмосферы и температура 120 о С; стеллажи для штативов с питательными средами; шкафы для хранения стерильных материалов. Данное помещение должно быть оборудовано приточновытяжной вентиляцией и иметь канализационный слив для отвода конденсата из автоклава. Оборудование помещения для инокуляции растительных эксплантов на питательные среды: ламинар-боксы, лабораторные столы, стеллажи, бактерицидные лампы, шкафы для материалов и оборудования. Оборудование культуральных помещений: световое отделение источники освещения со спектром близким к спектру дневного света (от 3 до 10 klx), кондиционер для регуляции температуры (25±2 о С) и влажности воздуха (70 %), стеллажи для штативов с культивируемым материалом; темновое отделение с тем же оборудованием, исключая источники освещения. Для культивирования эксплантов на питательной среде желательно использовать термостаты или хладотермостаты, способные с высокой точностью поддерживать задаваемые режимы температуры и влажности воздуха.

14 Необходимый набор посуды, инструментов и материалов в биотехнологической лаборатории: мерные колбы, колбы Эрленмейера, химические стаканы, мерные цилиндры, чашки Петри, пробирки, бутылки, пипетки, стеклянные палочки, стеклянные и мембранные фильтры, ланцеты (в том числе глазные, хирургические, анатомические), ножницы, пинцеты, ножи, бритвенные лезвия, препарировальные иглы, шпатели, бумага (оберточная, пергаментная, фильтровальная), фольга алюминиевая, вата, марля, шпагат Особенности работы в условиях стерильной лаборатории При работе в стерильном помещении лаборатории все сотрудники бактериологической лаборатории обязаны соблюдать следующие правила работы, которые обеспечивают стерильность в работе и предупреждают возможность возникновения внутрилабораторных заражений: 1. Все лица, находящиеся в лаборатории, должны быть в халатах, сменной обуви (либо бахилах), белой шапочке или косынке. 2. В помещении запрещается прием пищи и курение, хранение продуктов питания. 3. Нельзя вносить в лабораторию посторонние вещи. 4. Запрещается выходить за пределы лаборатории в халатах или надевать верхнее платье на халат. 5. Каждый работник должен пользоваться только своим рабочим местом. 6. Все операции должны производиться с соблюдением правил стерильности: все стерильные работы проводят вблизи пламени горелки, переливание зараженных жидкостей производят над лотком с дезинфицирующим раствором и т. п. 7. Нужно строго следить за чистотой рук: по окончании работы с заразным материалом их дезинфицируют. Рабочее место в конце дня приводят в порядок и тщательно дезинфицируют. 8. Весь инвентарь, находившийся в контакте с заразным материалом, подлежит стерилизации или уничтожению. Биотехнологическую лабораторию необходимо содержать в чистоте. Следует регулярно проводить гигиеническую уборку помещений лаборатории. Обеспечить полную стерильность лаборатории очень трудно и это не всегда необходимо, но значительно снизить количество микроорганизмов в воздухе и на различных поверхностях в лабораторных помещениях возможно. Это достигается путём применения на практике методов дезинфекции, то есть уничтожения возбудителей инфекционных болезней на объектах внешней среды.

15 Для культивирования стерильных проростков необходимо использовать ламинар-боксы, обеспечивающие посадку эксплантов на питательную среду без заражения микроорганизмами. Все поверхности ламинара обрабатываются 96 % спиртом, простерилизованные инструменты, материалы, растительный материал помещают на стол ламинара и включают УФ-излучение. Через 20 минут выключают УФ и включают биофильтры. Для работы в ламинар-боксе надевают стерильный халат и шапочку, руки обрабатываю 96 % спиртом. Пинцеты, скальпели и препарировальные иглы помещают в стакан с 96 % спиртом. Перед каждой манипуляцией инструменты обжигают на пламени спиртовки. В случае нарушения стерильности на средах хорошо развиваются микроорганизмы (грибы, бактерии), нарушающие состав среды и подавляющие рост растительных эксплантов. Посуду, халаты, вату, бумагу, дистиллированную воду, питательные среды стерилизуют в автоклавах под давлением пара 1-2 атмосферы и температурой 120 о С в течении мин, в зависимости от объёма стерилизуемого материала. Колбы, штативы со средой, вату, бумагу, халаты перед автоклавированием заворачивают в целлофановую бумагу, либо помещают в биксы. Металлические инструменты автоклавировать нельзя, так как под действием пара образуется ржавчина. Поэтому их стерилизуют сухим жаром в термостатах с температурой о С в течении 1-2 часов. Лабораторная работа 1 Тема: «Организация и оборудование биотехнологической лаборатории, правила работы в ней» Материалы и оборудование: Химические стаканы (50, 100, 250 мл), штативы с пробирками, инструменты (пинцеты, скальпели, ножницы, препарировальные иглы), моющие средства, (стиральный порошок), хромпик, гипохлорит натрия. Ход работы. 1. Ознакомиться с устройством биотехнологической лаборатории. 2. Под руководством преподавателя освоить принципы работы автоклава, сушильного шкафа, дистиллятора и другого вспомогательного оборудования. 3. Посуду замочить в растворе гипохлорита натрия, тщательно отмыть в растворах детергентов (стиральный порошок), промыть 8-10 раз проточной

16 водой, поместить на 4-6 часов в хромпик (смесь серной кислоты с бихроматом калия), промыть теплой водой, затем дважды дистиллированной. 4. Чистую посуду поместить в сушильный шкаф на 2 часа при температуре о С. 5. Сухую посуду для хранения закрыть ватными пробками, фольгой, целлофаном. Контрольные вопросы к теме Как устроена биотехнологическая лаборатория? 2. Как простерилизовать питательные среды, посуду, дистиллированную воду, инструменты? 3. Как происходит стерилизация помещения лаборатории?

17 3. Разнообразие и приготовление питательных сред 3.1. Типы питательных сред и обзор их составов В зависимости от вида растений необходимо испытывать как твердые (агаризованные), так и жидкие питательные среды. Иногда жидкие среды имеют преимущество, так как обеспечивают большую подвижность трофических элементов. Например, при размножении роз более успешным было культивирование побегов на двухслойной питательной среде: нижний слой агаризованный, верхний жидкий. На эффективность размножения могут также влиять расположение экспланта (горизонтальное или вертикальное), тип пробок (ватные, пластмассовые, стеклянные, металлические и т.д.), а также соотношение объема эксплантов и количества питательной среды для оптимального освещения и газообмена эксплантов. Состав питательной среды необходимо подбирать для каждого вида растений. На микроклональное размножение влияют гормоны, минеральные соли, витамины и углеводы. При размножении in vitro часто используют среды Мурасиге и Скуга, Гамборга, Хеллера и другие. Обычно используют среду Мурасиге Скуга (MS), которая содержит много неорганического азота, что стимулирует процессы органогенеза и соматического эмбриогенеза. Вопрос оптимального соотношения NH4 — NO3 остается открытым, так как литературные данные весьма противоречивы и универсального рецепта для всех видов растений нет. В качестве источника углеродного питания используют различные углеводы типа сахарозы, глюкозы, фруктозы, галактозы. Разные культуры требуют различной концентрации углеводов на разных этапах микроклонального размножения. Компоненты среды для выращивания растительных клеток и тканей можно разделить на 6 основных групп, что обычно отражает порядок приготовления концентрированных маточных растворов: макроэлементы, микроэлементы, источники железа, витамины, источники углерода, фитогормоны. Основой для всех питательных сред для культивирования растительных эксплантов является смесь минеральных солей. Это соединения азота в виде нитратов, нитритов, солей аммония; фосфора в виде фосфатов; серы в виде сульфатов; а также растворимых солей К+, Na+, Са++, Мg++. Железо используется в виде хелатов [FeО4 или Fe2O4 + ЭДТА (этилендиаминтетрауксусная кислота) или её натриевая соль Na ЭДТА (трилон Б)] наиболее доступной форме для усвоения растительными тканями.

18 Азот, фосфор, сера входят в состав органических соединений: белков, жиров, нуклеиновых кислот. Железо, цинк, марганец, молибден, кобальт в сочетании с порфиринами образуют макромолекулы пигментов фотосинтеза (хлорофилла), окислительно-восстановительных ферментов (каталазы, пероксидазы, полифенолоксидазы). Следовательно, все эти соединения выполняют в клетках и тканях структурную функцию. В то же время ионы К+, Na+, Са++, Cl, Н + необходимы для регуляции ph среды и поддержания физиологических градиентов клеток (тургора, осмотического давления, полярности). В качестве источника углерода для биологических макромолекул, а также при культивировании гетеротрофных тканей (каллусов и суспензий) в питательные среды добавляют углеводы в концентрации г/л. Обычно это дисахариды (сахароза), моносахариды (гексозы: глюкоза и фруктоза, пентозы: ксилоза и другие). Полисахариды в питательных средах практически не используются. Только некоторые типы тканей (опухолевые), содержащие гидролитические ферменты, выращивают на средах с крахмалом, рафинозой, целлобиозой. Для стимуляции биохимических реакций в клетке используют биологиче-ские катализаторы витамины группы В (В1, В6, В12), С (аскорбиновую кислоту), РР (никотиновую кислоту), мезоинозит. Тиамин (В1) входит в состав пируватдекарбоксилазы, участвует в превращениях углеводов. Тиаминпирофосфат входит в состав ферментов окислительного декарбоксилирования кетокислот (пировиноградной и кетоглутаровой), является коферментом транскетолазы. Пиридоксин (В6) в виде фосфорнркислого эфира входит в состав ферментов декарбоксилирования и переаминирования аминокислот. Никотиновая кислота (РР) в виде амида входит в состав дегидрогеназ НАД и НАДФ, катализирующих донорно-акцепторную цепь Н+ (отнятие Н+ от молекул органических веществ). Для управления процессами формообразования в культуре тканей необходимы биологические регуляторы роста и развития фитогормоны. Эти вещества влияют на дифференциацию и дедифференциацию клеток и тканей, инициируют гистогенез, индуцируют деление и растяжение клеток, участвуют в процессах старения и созревания, либо стимулируют, либо ингибируют рост и развитие клеточных культур, обуславливают формирование пола. В биотехнологических исследованиях чаще используют гормоны, стимулирующие рост и развитие: ауксины, цитокинины, гиббереллины.

19 Ауксины: ИУК индолил-3-уксусная кислота, ИМК индолил-3- масляная кислота, НУК нафтилуксусная кислота, 2,4-Д 2,4- дихлорфенокси-уксусная кислота. Цитокинины: кинетин 6-фурфуриламинопурин, зеатин, NN-дифенилмочевина, 6-БАП 6-бензиламинопурин. Гиббереллины: гиберрелловая кислота. В качестве биологических добавок для индукции первичного каллуса можно использовать растительные экстракты (10-15 % от общего объёма среды): кокосовое молоко (жидкий эндосперм кокосового ореха), вытяжки из незрелых зерновок кукурузы (лучше в период молочной спелости), которые содержат цитокинины кинетин и зеатин (6-ти замещенные аминопурины) и NN-дифенилмочевину. В культуре in vitro применяют жидкие и агаризованные (твердые) среды. Жидкие среды используются для культивирования суспензий, каллусов, изолированных органов и тканей, растений-регенерантов. При этом для поддержания эксплантов в пробирки со средой помещают специальные мостики-поддержки из фильтровальной бумаги или синтетических пористых материалов. Агаризованные среды готовят на основе агар-агара полисахарида, входящего в состав морских водорослей, который образует с водой гель при ph 5,6-6,0. Иногда в качестве уплотнителя и заменителя агар-агара используют полиакриламидные гели (биогели) P10 и P200. Для искусственных питательных сред растворы макро- и микросолей готовят заранее и используют многократно. Это маточные (концентрированные) растворы. Их хранят в специальных условиях: макро- и микросоли в холодильнике в сосудах с притертыми пробками при 0 +4 о С; витамины, фитогормоны, ферменты, растительные экстракты при -20 о С в небольших по 5-10 мл сосудах с пробками (пеницилловые флаконы). Маточные растворы макросолей обычно превосходят рабочие по концентрации в раз, микросолей в раз, витаминов в 1000 раз. Растворы фитогормонов желательно готовить непосредственно перед работой со средами. Для приготовления маточного раствора макро- и микросолей каждую соль растворяют в отдельном стаканчике при нагревании, затем сливают и доводят до нужного объема. В охлажденную смесь микросолей последним добавляют раствор солей молибдена, а в макросоли раствор солей магния (для предотвращения выпадения осадка).

20 Маточные растворы хлористого кальция и хелата железа (сернокислое железо + ЭДТА, либо Na ЭДТА трилон Б) готовят и хранят отдельно от других солей. Концентрированные растворы витаминов готовят следующим образом: 10-кратные навески растворяют в 10 мл дистиллированной воды каждый отдельно. Фитогормоны это вещества, которые плохо растворяются в воде. Поэтому предварительно 100 мг вещества растворяют в небольших количествах (0,5-2,0 мл) спирта (ауксины, гиббереллины), 0,5-1 н HCl или КОН (цитокинины), затем подогревают до полного растворения (кроме абсцизовой кислоты и кинетина) и доводят до 100 мл объема (1 мл содержит 1 мг вещества).

21 Таблица 1 Прописи основных питательных сред используемых при микроклональном размножении растений Компонент Состав питательных сред, мг/л Knudson С Murashige & Harvais I A Van Waes & Deberg Skoog BM 1 BM 2 Ca(NO 3 ) 2 *4H 2 О (NH 4) 2 SO KN CaCl 2 *2H 2 О 440 NH 4 NO КH 2 РО KCI 100 MgS0 4 *7H 2 О FeSO 4 *7H ,95 27,95 27,95 Na 2 ЭДТА 37,23 37,23 37,23 Хелат железа 5 мл CoCl 2 *6 H 2 О 0,025 0,02 ZnSO 4 *7Н 2 О 8,6 0, H 3 ВО 3 6,2 0,5 10 to MgS0 4 *4H 2 0 7,5 22,3 0, CuS0 4 *5Н 2 О 0,025 0,5 0,025 0,025 Na 2 МoО 4 *2Н 2 О 0,25 0,04 0,25 0,25 KJ 0,83 0,1 Глицин Мезоинозит Никотиновая кислота 0, Тиамин 0,1 5 0,5 0,5 Пиридоксин 0,5 0,5 0,5 0,5 Фолиевая кислота 0,5 0,5 Биотин 0,05 0,05 Гидролизат казеина L -глютамин БАП 0,2 Сахароза Картофельный экстракт 100 мл Агар — агар ph среды 4,8-5,2 5,7 6,0-6,4 5,8 5,8

22 3.2. Гормональная регуляция в культуре клеток и тканей «in vitro» Фитогормоны это биологические регуляторы роста и развития растений, осуществляющие взаимодействие клеток, тканей и органов, стимулирующие и ингибирующие морфогенетические и физиологические процессы в растительных организмах. Фитогормоны влияют на деление и рост клеток растяжением, состояние покоя, созревание, старение, формирование пола, устойчивость к стрессу, тропизмы, транспирацию; обеспечивают функциональную целостность растительного организма, закономерную последовательность фаз индивидуального развития. По химической природе гормоны растений четко подразделяются на две группы: производные мевалоновой кислоты (гиббереллины, абсцизины, брассины, фузикокцин, цитокинины), производные аминокислот (ауксины из триптофана, этилен из метионина и аланина). Биосинтез фитогормонов происходит в определенных частях растений: в апексах побегов образуется ИУК индолил-3-уксусная кислота, лист служит донором ключевого продукта синтеза гиббереллинов каурена, а также абсцизовой кислоты, в апексах корней синтезируется кинетин, а в зоне растяжения корня гиббереллины, источником зеатина является эндосперм прорастающих семян. По функциональному действию различают 5 основных групп фитогормонов: ауксины, цитокинины, гиббереллины, абсцизины и этилен. Ауксины в культуре тканей вызывают рост клеток растяжением, в больших концентрациях деление клеток, в сочетании с цитокининами органогенез. В биотехнологии применяют как природные ауксины (ИУК), так и синтетические [ИМК (индолил-з-масляная кислота), ИПК (индолил-зпропионовая кисло-та), 2,4-Д (2,4-дихлорфеноксиуксусная кислота), НУК(нафтилуксусная ки-слота)]. Цитокинины в сочетании с ауксинами индуцируют митозы, пролиферацию клеток, почек и побегов. К природным цитокининам относятся: зеатин, кинетин (6-фурфуриламинопурин), NN-дифенилмочевина (кокосовое молоко); к синтетическим 6-БАП (6-бензиламинопурин). Гиббереллины стимулируют рост клеток растяжением, а также синтез ауксинов и цитокининов. Сейчас известно около 60 видов гиббереллинов. В культуре ткани используется гибберелловая кислота. Абсцизины (АБК абсцизовая кислота) и этилен ингибируют ростовые процессы, деление клеток, в сочетании с цитокининами и хлорхолинхлоридом индуцируют органогенез (образование микроклубней). Гормональная система тесно связана с генетическим аппаратом клетки. Фитогормоны не только влияют на степень метилирования ДНК и таким

23 образом регулируют экспрессию генов, но и связываются с белками репрессорами на опероне, что приводит к активации структурных генов и синтезу определенных ферментов. Следовательно, изменяя соотношение гормонов в питательных средах, можно в какой-то степени изменять и генетические программы клеток и тканей. Эти процессы известны как дедифференциация, ре-дифференциация и дифференциация клеток и тканей. В растении фитогормоны находятся в тесном взаимодействии друг с другом: ИУК индуцирует синтез этилена и цитокининов, ГК увеличивает содержание ИУК, цитокинины усиливают синтез МУК, но снижают содержание свободной АБК, этилен тормозит транспорт ИУК и увеличивает содержание АБК. В культуре ткани фитогормоны, добавленные в различных пропорциях, регулируют синтез эндогенных гормонов растений, что проявляется в разнообразных морфогенетических реакциях клеток и тканей. В 1955 г. Скуг и Миллер предложили гипотезу гормональной регуляции в культуре клеток и тканей, которая сейчас известна, как правило Скуга- Миллера: если концентрация ауксинов и цитокининов в питательной среде относительно равны или концентрация ауксинов незначительно превосходит концентрацию цитокининов, то образуется каллус; если концентрация ауксинов значительно превосходит концентрацию цитокининов, то формируются корни; если концентрация ауксинов значительно меньше концентрации цитокининов, то образуются почки, побеги. Фитогормоны способны изменять проницаемость клеточных мембран. Под действием ауксинов и гиббереллинов усиливается выброс протонов из клетки, что приводит к подкислению клеточной стенки и ослаблению связей между целлюлозными фибриллами в результате частичного кислотного гидролиза пектиновых веществ. Поэтому клеточная стенка становится более эластичной и под действием тургорного давления вакуоли клетка приобретает способность к растяжению. Лабораторная работа 2 Тема: «Приготовление и стерилизация питательной среды Мурасиге- Скуга» Материалы и оборудование. Химические стаканы, колбы, мерные цилиндры от 5 мл до 2 л, пробирки, пипетки от 0,01 мл до 10 мл или дозаторы, весы аналитические до 500 г, весы торсионные до 100 мг, пинцеты, ножницы, шпатели, электроплитки, магнитные мешалки, химические реактивы или готовые маточные растворы макро- и микросолей, витаминов, фитогормонов.

24 Ход работы. 1. В химический стакан емкостью 2 л поместить 20 г сахарозы, долить дистиллированной водой до 400 мл и растворить. 2. Добавить к раствору сахарозы 50 мл маточного раствора макросолей, 1 мл микросолей, 5 мл хелата железа, 5 мл хлористого кальция. 3. Приготовить агар: навеску 7 г поместить в стакан и залить водой до 200 мл, растворить, нагревая плитке или газовой горелке, при постоянном помешивании. Готовый агар долить к раствору солей. 4. Питательную среду довести до нужного объема (1 л) дистиллированной водой. Измерить ph среды: если ph превышает 5,5-6,0 добавить несколько капель 0,1 н HCl, если ниже этого значения 0,1 н КОН. 5. Готовую питательную среду разлить в колбы, около 25мл, закрыть их фольгой. 6. Поместить колбы в автоклав и проавтоклавировать. 7. Металлические инструменты завернуть в плотную бумагу и поместить в сушильный шкаф для стерилизации сухим жаром при t o o С в течение 2 часов. 8. Чашки Петри, колбы с питательной средой, вату, марлю, фильтровальную бумагу, колбы с дистиллированной водой (закрытые фольгой) поместить в автоклав. 9. Автоклав привести в рабочее состояние: закрыть плотно крышку, воду залить до метки. Включить автоклав, давление пара довести до метки 1,2 атм. (в паровой камере), заполнить паром стерилизационную камеру, вытеснить конденсат в течении 10 минут, при этом давление пара в стерилизационной камере должно быть на уровне 0,1-0,2 атм. Довести давление в стерилизационной камере до 1 атм., включить автоматический режим. 10. Автоклавировать 20 минут при давлении в стерилизационной камере 1-1,2 атм. 11. Отключить автоклав, вытеснить пар из обеих камер довести давление до 0 атм. 12. Проавтоклавированные материалы перенести в комнату для пересадки тканей и поместить в шкафы или на стеллажи.

25 4. Типы эксплантов: Способы получения и методы стерилизации 4.1. Выделение апикальных меристем В культуре тканей можно размножать растения и получать оздоровленный (безвирусный) посадочный материал. Для оздоровления растений используют культуру апексов или культуру апикальных меристем, так как в стеблевой апекс вирусы проникают медленнее, чем в другие части растений. При культивировании апексов размножение вирусов подавляется реакцией растительного организма на травму, вызванную отсечением верхушки. В in vitro используются апексы верхушечных и боковых почек (точек роста), кончиков корней (особенно проростков). Апикальная меристема группа меристематических (образовательных) клеток, организованных в ростовой центр, занимающая терминальное положение в побеге или корне и обеспечивающая образование всех органов и первичных тканей. Верхняя часть апикальной меристемы представлена инициалями (единственной клеткой у хвощей и многих папоротников и многоклеточной структурой у семенных растений). Ближайшие производные инициальных клеток часто выделяют в зону протомеристемы. Вслед за ней лежат ткани, уже частично дифференцированные, но всё ещё находящиеся в меристематическом состоянии, которые относят к частично детерминированной первичной меристеме. В зависимости от производимых ею систем тканей детерминированная меристема включает следующие клеточные комплексы: тунику, образющую в дальнейшем первичную покровную ткань (эпидермис) и часть первичной коры, и корпус, клетки которого постепенно формируют комплекс проводящих тканей (центральный цилиндр); в корне дерматоген, дифференцирующийся в первичную покровную ткань (ризодермис); периблему будущую первичную кору; плерому центральный цилиндр. Таким образом, будущий ход развития меристематических тканей частично детерминирован уже самим размещением их в апексе побега и корня. Обычно на питательные среды высаживают небольшую часть меристемы до 0,5 мм. В целом закономерность такова: чем меньше величина меристемы, тем больше вероятность получения безвирусных растений. Ее выделение осуществляется в ламинар-боксе с использованием препаравальных инструментов под увеличением бинокулярного микроскопа.

26 Рис. Апикальная меристема в верхушечной почке побега элодеи (Elodea canadensis): А — продольный разрез; Б — конус нарастания (внешний вид и разрез); В — клетка первичной меристемы; Г — клетка из сформировавшегося листа (1 — конус нарастания, 2 — первичный бугорок, 3 — вторичный бугорок — бугорок пазушной почки, 4 примордии — зачаточные листьев). Фото Апикальная меристема лилейника

27 Рис. Апикальная меристема в кончике корня: 1 — калиптроген, 2 — дерматоген, 3 — периблема, 4 — плерома, 5 — ряд клеток, из которых образуется стела, 6 — сброшенные чехликом клетки, 7 — колумелла. Культивирование растений из апикальных меристем позволяет получать безвирусный оздоровленный посадочный материал практически всех сельскохозяйственных культур. Наиболее полно разработана технология получения безвирусного картофеля. Так система первичного семеноводства и оздоровления посадочного материала картофеля включает следующие этапы: подготовка клубней для вычленения апикальных меристем, вычленение апикальных меристем, регенерация растений из меристем, адаптация растений-регенерантов в защищенном грунте, получение первой продукции безвирусного материала в открытом грунте, выращивание безвирусного посадочного материала в первичных звеньях семеноводства, сохранение коллекции сортов. В культуре тканей используются апексы верхушечных и боковых почек. Чтобы исключить влияние метаболитов клубня на проростки и повысить регенерационную способность исходного материала из средней части клубня вырезают глазки с частью паренхимы (1,5 х 1,5 см). Глазки проращивают на песке, предварительно обработанном сухим жаром. Этиолированные проростки выращивают в темноте при температуре 25±2 о С, влажности воздуха %. Песок дважды в день увлажняют, через 7-10 дней проводят подкормку раствором Кнопа. Апикальные меристемы проростков изолируют на пластохроне (промежуток времени между инициациями двух листовых бугорков). Изолированные меристемы культивируют в асептических условиях на питательных средах с богатым содержанием макро- и микросолей, с повышенной концентрацией цитокининов (6-БАП 2 мг/л). В культуральной

28 комнате с кондиционированным воздухом поддерживают температуру 25±2 о С, влажность воздуха 70 %, освещенность 5 кlx и фотопериод 16 часов. В среднем от посадки меристемы на среду до формирования проростков с 5-6 листочками проходит дней, в некоторых случаях от 2 до 8 месяцев. Среды по мере истощения обновляют, и проростки периодически пересаживают на новые среды в стерильных условиях Выделение клеток, их групп и тканей. Регенерацию растений из культуры тканей можно получить, используя один из трех методов: культуру зародышей, органогенез, соматический эмбриогенез. Соматический или неполовой эмбриогенез представляет собой процесс формирования зародышеподобных структур из соматических клеток. Соматический зародыш — это независимая двухполюсная структура, физически не прикрепленная к ткани, из которой она происходит. Такие зародыши в дальнейшем могут развиваться и образовывать регенеранты через стадии, соответствующе тем, что встречаются при развитии зиготы. Подобное явление можно встретить у многих видов растений в условиях in vitro при работе с культурами различных типов клеток, тканей и органов, тогда как в природе такие процессы происходят внутри семяпочки. При соматическом эмбриогенезе переноса каллуса на среду без регуляторов роста обычно бывает достаточно для стимуляции более поздних стадий развития зародыша и его последующего прорастания. Образование соматических зародышей из культур клеток, тканей и органов может происходить прямым или непрямым путем. Прямой соматический эмбриогенез заключается в формировании вегетативного зародыша из одной или нескольких клеток ткани экспланта без стадии образования промежуточного каллуса. Такое явление наблюдается у цитрусовых, где ткани нуцеллуса дают начало нуцеллярным зародышам. Есть данные о прямом эмбриогенезе в некоторых культурах пыльников и протопластов. Однако по сравнению со случаями непрямого эмбриогенеза эти случаи редки. Непрямой эмбриогенез состоит из нескольких этапов: помещения экспланта в культуру, последующей стимуляции роста каллуса и формирования предзародышей (обычно на среде, содержащей высокие концентрации ауксинов), и переноса каллуса на питательную среду без регуляторов роста, для того чтобы индуцировать формирование биполярных зародышей из предзародышей. При подходящих условиях эти зародыши прорастают и образуют растения — регенеранты. Каллус по своей природе гетерогенен и может состоять из клеток многих типов, включая инициали

29 предзародышей. Инициали предзародышей могут состоять из одной клетки или представлять собой многоклеточные образования. Когда каллус переносят на среду с низким содержанием ауксина, происходит процесс дальнейшего эмбриогенеза, при котором образуется большое число предзародышёй, а ранее сформировавшиеся инициали предзародышей развиваются в биполярные зародыши. Развитие зародышей происходит асинхронно. Формирование соматических зародышей может быть достигнуто путем использования соответствующей питательной среды, условий культивирования и отбора экспланта. Соматический эмбриогенез моркови представляет собой классический пример регенерации растений по типу непрямого соматического эмбриогенеза. У моркови практически любая часть растения (корень, черешок листа, лист, стебель или зиготический зародыш) продуцирует эмбриогенный каллус. Из свежеизолированных эксплантов моркови и из линий каллусных клеток путем манипуляций со средой культивирования можно индуцировать образование соматических эмбриоидов. При развитии этих соматических эмбриоидов наблюдаются типичные стадии развития (глобула и торпедо). совпадающие со стадиями развития оплодотворенной яйцеклетки в зародышевом мешке развивающегося семени моркови. Это явление может служить одним из доказательств тотипотентности клеток высших растений. Морфогенетическая способность клеток в культуре клеток при продолжительном культивировании обычно изменяется. В клетках моркови, например, она может полностью пропадать через недель после изолирования экспланта, но изменением состава сред культивирования ее можно возвратить. Это означает, что генетическая информация, необходимая для эмбриогенеза, всегда присутствует в клетках и, что существуют определенные эпигенетические факторы, которые необходимы для регуляции соматического эмбриогенеза в культуре клеток моркови. В данной работе изучают эффект двух компонентов среды культивирования на соматический эмбриогенез в закончивших рост каллусных линиях моркови Получение микрочеренков Использование микрочеренков при клональном размножении растений in vitro имеет наиболее широкое распространение. В качестве черенков чаще всего используются просыпающиеся почки или верхушки молодых побегов. В некоторых случаях используются листовые черенки растения способные продуцировать особи из фрагментов листьев или их черешков (сенполии, стрептокарпусы, бегонии королевские, сансивьеры и др.)

30 Фото Типы стеблевых черенков для введения в in vitro Фото Типы листовых черенков для введения в in vitro

docplayer.ru