Закон «Об образовании в Российской Федерации» о приоритете воспитания Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Алиева Людмила Владимировна

В статье проанализированы основные положения «Закона об образовании в РФ» как теоретико-методологическое обоснование роли воспитания ценностного блока модернизируемого отечественного образования ; акцентировано внимание на выделенные в Законе объекты реализации потенциала воспитания в образовательной организации и позиции участников образовательного процесса (права, обязанности педагогического работника , обучающегося ) как взаимодействующих, взаимосвязанных субъектов воспитания .

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Алиева Людмила Владимировна,

Federal Law On Education in the Russian Federation About the Priority of Upbringing in the Upgradeable Education System Published with the support of the Russian State Scientific Fund (Ppoject No. 14-06-00088a)

The main provisions of the law On Education in the Russian Federation as a theoretical and methodological substantiation of the role of upbringing as a valuable block of upgradeable domestic education are analyzed in the paper; the author focuses attention on realizing the potential of objects of upbringing in educational organization allocated in the law and on the positions of the participants of educational process (rights and duties of teaching staff and student) as interacting, interrelated subjects of upbringing.

Текст научной работы на тему «Закон «Об образовании в Российской Федерации» о приоритете воспитания»

ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» О ПРИОРИТЕТЕ ВОСПИТАНИЯ В МОДЕРНИЗИРУЕМОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ1

В статье проанализированы основные положения «Закона об образовании в РФ» как теоретико-методологическое обоснование роли воспитания — ценностного блока модернизируемого отечественного образования; акцентировано внимание на выделенные в Законе объекты реализации потенциала воспитания в образовательной организации и позиции участников образовательного процесса (права, обязанности педагогического работника, обучающегося) как взаимодействующих, взаимосвязанных субъектов воспитания.

В новых условиях ХХ! века возрастает роль образования — важного фактора развития общества и человека. Образовательное пространство становится позитивно конструируемой реальностью социума, приоритетом которого становятся ценности воспитания Человека.

В реализации исторической миссии воспитания, его позитивного потенциала значительное место занимает образование современного человека как потребность личности, общества и государства, реализуемая в течение всей жизни (непрерывность образования), в усло-

1 Публикуется при поддержке РГНФ, проект № 14-06-00088а

образование, образовательная организация, воспитание, управление, субъект воспитания, педагогический работник, обучающийся.

виях открытости, доступности, высокого качества образования, его соответствия запросам индивидуальным, корпоративным, реальным требованиям жизни.

Современная роль образования, приоритетом которого является воспитание, зафиксирована в важном государственном документе — Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».

Закон закрепляет роль образования как важнейшего фактора цивилиза-ционного развития государства и общества, становления нового типа человека XXI века, как «открытого, непрерывного, самообразования человека. Закон представляет государственную политику в области образования и воспитания — важных стратегий развития общества и государства.

Приоритет воспитания в системе образования, представленный в Законе, обоснован с современных гуманистических теоретико-методологических позиций и обеспечен соответствующим государственным нормативно-правовым регулированием.

Закон «Об образовании» — методологический ключ педагогического поиска выявления специфического воспитательного потенциала образовательной организации .

На вооружение взяты научно обоснованные современные определения ключевых категорий: образование, воспитание, обучение и выделены их роль и место в органической взаимосвязи.

В Законе образование определяется как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».

Воспитание представлено как органичный ценностно-целевой блок и приоритет модернизируемого образования, определяющий содержание, формы, методы обучения, адекватные основным воспитательным ценностям; качественный показатель образовательной деятельности; деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». В обучении на 1-м плане — воспитательная направленность, воспитательный потенциал

образовательной деятельности, учебной области, предмета учебной области.

Цель воспитания — формирование и развитие, прежде всего Человека — творческого, самостоятельного, социально ответственного, коммуникативного, с развитой потребностной сферой познания окружающего мира и самопознания; самореализации с учетом индивидуальности; самосовершенствования, саморазвития и самовоспитания; Человека чести, социальной справедливости, заботящегося об окружающих людях, природе, о сохранении и развитии культуры; гражданина малой и большой Родина и гражданина Мира, Человека — профессионала нового мышления.

Воспитание не нормативное (единоцелевое), догматическое, а естественно-социальный, культурный, цивилизационный постоянный процесс (дискретный, многозначный, органично вплетающийся во все сферы человеческой жизни и трудовой и общественной).

Принципы создания и функционирования системы образования, зафиксированные в Законе как методологические ориентиры отражают приоритетность воспитания в ней. Назовем лишь некоторые: «»гуманистиче-ский характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде»; создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей», «демократический характер управления образованием, обеспечение прав участников образовательной деятельности (педагогических работников, обучающихся» на участие в управлении образовательными организациями.

Уровни общего образования: дошкольное, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование отражают непрерывный процесс воспитания становящегося человека-личности.

Дифференциация образования «по уровням» несет позитивную перспективу индивидуального гражданского воспитания обучающихся с учетом возраста обучающихся, является важным стимулом самообразования, самосовершенствования, самореализации, развития творческой индивидуальности — показателей и результатов воспитания.

В Законе определена воспитательная специфика образования на каждом уровне.

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств ребенка.

Методологически значимы положения Закона о роли воспитания в общей системе образования — вида образования, который направлен «на развитие личности и приобретение обучающимися в процессе освоения основных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых человеку для жизни в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования».

Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации к учебной деятельности. Основное общее образование -на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, развитие склонностей, интересов, способностей к социальному самоопределению. Среднее общее образование направлено на воспитание — становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей, навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации общего образования, подготовку обучающихся к жизни в обществе, самостоятельному выбору, продолжению образования.

Общее образование осуществляется организацией по образовательным программам, ценностно-целевым блоком которых является воспитание.

Особо значимы положения Закона, определяющие воспитательные аспекты взаимоотношений субъектов образования, основанных на правах, обязанностях педагогического работника и обучающегося.

«Обучающийся» — физическое лицо, осваивающее образовательные программы в специфической деятельности (обучение-учение).

Права обучающихся — стимулы и реальные средства воспитания:

— выбор образовательной организации и обучения по индивидуальному учебному плану и участие в формировании содержания своего образования; освоение наряду с основными дополнительных образовательных и других программ, видов социально значимой деятельности;

— свобода совести, выражение собственных мнений, убеждений, взглядов;

— активное участие в исследовательской, научно-технической, инновационной, экспериментальной деятельности; социально и культурно значимых акциях, в фестивалях, смотрах, соревнованиях и др. мероприятиях;

— проявление творческих способностей, интересов;

— участие в управлении образовательной организацией .

Обязанности обучающихся определяются как специфические средства

воспитания ответственности, чувства долга, сознательной дисциплины, самовоспитания:

— «добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять требования Устава организации, правила внутреннего распорядка вуза;

— заботиться о сохранении и укреплении здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

— уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации» .

Педагогически грамотная реализация данных прав и обязанностей обучающихся в совместной с педагогами основной и внеучебной деятельности и составляет существенное содержание их воспитания в образовательной и общественной деятельности учреждения.

В Законе закреплен особый статус педагогических работников в обществе. Педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Обратим внимание на статьи Закона, определяющие новую позицию педагогического работника как творческого профессионала, воспитателя, гражданина, тьютора, наставника молодежи, которые закреплены в его правах, полномочиях и обязанностях.

Права: «свободы выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания; на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, внедрение инноваций; на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления; право на объединение в общественные профсоюзные организации».

Обязанности: «соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики: уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений; развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность и потребность к труду в условиях современного мира, формировать культуру здорового и безопасного образа жизни».

Эффективная и качественно результативная реализация предоставленных прав, полномочий и обязанностей педагогическим работником

возможна в условиях деятельности образовательной организации как демократической и гуманистической воспитательной системы, открытого, непрерывного образовательного пространства как органичной составляющей окружающего социума, в котором и формируется новый человек: воспитанный, культурный, гражданин-патриот страны. Эта новая позиция требует от педагогического работника постоянной работы над собой, личностного профессионального роста, изменения педагогического мышления, отношения к обучающемуся как партнеру, субъекту совместной образовательной деятельности; выражается, в частности, в изменении взаимоотношений с обучающимся как в основной учебной, так и во внеучебной деятельности на основе делового сотрудничества, творческого общения, что создает воспитательное пространство — средство личностного роста и педагога, и студента.

Определенные Законом права и обязанности обучающихся и педагогических работников, реализуемые в совместной многогранной и разнообразной деятельности, являются гарантом их гуманистических отношений, общения, сотрудничества, делового взаимодействия — основы воспитания и самовоспитания, позитивной социализации личности-индивидуальности.

Закон не только декларирует демократизм и гуманизм прав и обязанностей основных участников образовательной деятельности, но и определяет сферы, объекты многообразной основной и внеучебной деятельности, в которой возможна их эффективная воспитательная реализация.

Именно «деятельность», в которую активно, творчески включен индивид (а не отдельные формы, мероприятия) воспитывает человека-личность.

Закон предусматривает активное сотрудничество педагогов и учащихся в интеграции социально и общественно значимой, дифференцированной образовательной и научно-исследовательской деятельности учреждения в многообразии форм, видов; в расширении его связей с объектами социума с целью повышения общественного статуса учреждения и эффективной реализации миссии образования по подготовке современного человека — гражданина.

Особым объектом совместной деятельности педагогических работников и обучающихся в Законе выделено государственно-общественное управление системой образования на принципах «законности, демократии, автономии образовательной организации, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения. Общественный характер системы управления (соуправления, самоуправления), представленный в позитивном опыте убеждает в особом его воспитательном потенциале: в

создании гуманистического воспитательного пространства — среды личностного роста человека, социального воспитания юного гражданина.

Воспитательные приоритеты, представленные в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» — методологические и теоретические гарантированные государством основы педагогического поиска путей и средств эффективной реализации потенциала воспитания в образовательных организациях общего образования.

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.:Изд — во «Омега — Л», 2013. — 134 с.

cyberleninka.ru

В Федеральный закон «Об образовании» предлагается добавить понятие «духовно-нравственное воспитание»

Проект закона опубликован на официальном сайте Законодательного собрания Санкт-Петербурга.

Как сообщают «Известия», в пояснительной записке к проекту указано, что «в действующей редакции статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» отсутствует определение понятия «духовно-нравственное воспитание» как основы первичного личностного образования, несводимого к интеллекту, коммуникативности и другим чертам характера».

Предлагаемый проект вносит изменения в статью 2 Федерального закона «Об образовании» и вводит в него понятие «духовно-нравственного воспитания».

«Духовно-нравственное воспитание — воспитание духовной личности, обладающей нравственными качествами, под которыми понимаются внутренне присущие личности человека свойства, способствующие саморегуляции поведения в соответствии с совестью и нормой, закрепленной в традиционной духовной культуре народа, проявляющейся в бережном отношении к окружающим», — говорится в документе.

По словам автора законопроекта Андрея Анохина, после введения новой нормы нужно будет пересмотреть образовательные программы и ввести в них элементы духовности.

«Мы постоянно говорим о воспитательной функции школы, применяем терминологию нравственности и духовности, но сейчас невозможно вписать эти критерии в программу, пока нет такой нормы в федеральном законе, — говорит депутат законодательного собрания Андрей Анохин, который также считает, что не случайно «культурной» поправкой занимаются депутаты Северной столицы. — Санкт-Петербург является центром философской мысли, где люди настроены на размышления о будущем России, — говорит он. — Помимо законов, связанных с ЖКХ, и другими проблемами, которыми занимаются коллеги из других регионов, мы задумываемся о стратегических вопросах».

В ближайшее время проект закона будет направлен в Госдуму России.

pravobraz.ru

Закон об образовании

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека . 2006 .

Смотреть что такое «Закон об образовании» в других словарях:

Закон о государственном языке (Латвия) — Закон о государственном языке латыш. Valsts valodas likums принятый в 1999 году и вступивший в силу в 2000 году закон, устанавливающий основные правила использования языков в Латвии. Содержание 1 История 2 Структура закона … Википедия

Закон об услугах на французском языке — (англ. French Language Services Act) закон провинции Онтарио (Канада), предназначенный для защиты прав франкоонтарийцев, или франкоговорящих в этой провинции. Закон не даёт французскому языку полный статус официального языка в провинции, в… … Википедия

Закон РФ Об образовании — основополагающий документ, определяющий политику государства в области образования. Принят 10 июля 1992 г., имеет N 3267 1. (Что должен знать руководитель дошкольного учреждения. М., 2002. С. 153) См. также Закон об образовании … Педагогический терминологический словарь

ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ И МАТЕРИИ — ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ И МАТЕРИИ, два тесно связанных между собой н очень близких по содержанию закона, лежащих в основании всего точного естествознания. Эти законы имеют чисто количественный характер и являются законами экспериментальными.… … Большая медицинская энциклопедия

Закон Энгеля — экономический закон, согласно которому поведение потребителей связано с размером получаемого ими дохода, и по мере роста доходов потребление населением благ возрастает непропорционально. Расходы на питание возрастают в меньшей степени, чем… … Википедия

ЗАКОН ГЕССА — ЗАКОН ГЕССА, основной закон термохимии, согласно которому количество тепла, выделяемого или поглощаемого в течении ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИЙ при образовании любого химического соединения, не зависит от способа получения этого соединения … Научно-технический энциклопедический словарь

ЗАКОН ЛАВУАЗЬЕ ЛАПЛАСА — закон гласит: при разложении сложного вещества на простые поглощается (млн. выделяется) такое же количество теплоты, какое выделяется (млн. поглощается) при образовании той же массы вещества из простых веществ … Большая политехническая энциклопедия

Закон — Божий в общем смысле слова, всякое религиозное учение,преподающее своим последователям обязательные нравственные правила жизнии деятельности; в смысле более специальном один из главных учебныхпредметов начальных и средних учебных заведений,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Закон доминирования признаков — Законы Менделя набор основных положений, касающихся механизмов передачи наследственных признаков от родительских организмов к их потомкам; эти принципы лежат в основе классической генетики. Обычно в русскоязычных учебниках описывают три закона,… … Википедия

Закон единообразия гибридов первого поколения — Законы Менделя набор основных положений, касающихся механизмов передачи наследственных признаков от родительских организмов к их потомкам; эти принципы лежат в основе классической генетики. Обычно в русскоязычных учебниках описывают три закона,… … Википедия

pedagogical_dictionary.academic.ru

Для дошкольников

  • Главная
  • Детский сад
  • Закон об образовании дошкольное образование новый

Система дошкольного образования в новом Законе «Об образовании»

Изменений в системе дошкольного образования в новом Законе «Об образовании» немного, но они очень существенные. В соответствии с п. 4 С. 10 Г. 2 Закона «Об образовании» в РФ устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

Это значит, что дошкольное образование теперь становится самостоятельным уровнем образования. И поэтому параллельно с Законом «Об образовании» разрабатывался федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В июне опубликован проект ФГОС ДО, который в настоящее время находится в стадии широкого обсуждения общественностью, в том числе и педагогами Дош. Учр. Хвалынского района. Именно введение ОС и повлечет за собой существенные изменения в организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольных организаций. ФГОС включает в себя требования: 1) к структуре основных образовательных программ ; 2) к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) к результатам освоения основных образовательных программ. В отличие от других стандартов, дошкольные С. не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников.

Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Стандарт должен нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования.

В новом законе «Об образовании» прописаны гарантии государства по «обязательности дошкольного образования». П. 3. Статьи 5 Главы 1 трактует: «В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования… » и т. д.

Это не обязательность для всех детей ходить в д/с, а гарантии государства, что оно берет на себя обязательства и официально фиксирует это в законе — обеспечить всех полноценным дошкольным образованием». Родитель сам будет решать, куда отдавать ему ребенка — в д/с, семейную группу, негосударственное учреждение или будет его

воспитывать самостоятельно. Дошкольное образование может осуществляться как в дошкольном учреждении, так и в форме семейного образования. В соответствии с п. 3 Статьи 64 Главы 1 «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

Согласно новому Закону «Об образовании» ДО отделено от присмотра и ухода за детьми. Присмотр и уход за детьми могут осуществлять не только образовательные организации, но и иные организации, осуществляющие образовательную деятельность. Присмотр и уход за детьми – это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Дошкольное образование бесплатное, а присмотр и уход за детьми становится платным. Сумма будет зависеть от учредителя садика. В то же время учредителю предоставлено право не взимать плату или снизить ее размер для отдельных категорий родителей. За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, родительская плата не взимается. При этом сохраняются нормы компенсации части родительской платы: не менее 20% среднего размера родительской платы — на первого ребенка, не менее 50% — на второго ребенка, не менее 70% размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей.

Вступление нового Закона в силу вызвало появление еще одного нормативного документа: в соответствии с частью 2 статьи 13 Министерством образования РФ опубликован «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования». Данный нормативный акт устанавливает правила организации и осуществления образовательной деятельности как для дошкольных организации, так и для иных организаций, реализующих программы дошкольного образования или осуществляющих присмотр и уход за детьми.

Итак, уважаемые коллеги, мы вступаем в новый учебный год с новым Законом. Поздравляю Вас с началом учебного года и желаю творческих, плодотворных успехов в реализации Закона на благо подрастающего поколения!

Родительское собрание «Новый закон «Об образовании». Изменения в законодательной базе дошкольного учреждения»

Родительское собрание Новый закон об образовании. Изменения в законодательную базу дошкольного учреждения

Настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 сентября 2013 года*

С 1 января 2014 года вступают в силу пункты 3 и 6 части 1 статьи 8, а также пункт 1 части 1 статьи 9.

Со дня официального опубликования настоящего Федерального закона вступает в силу часть 6 статьи 108.

начальное общее образование

основное общее образование

среднее общее образование

Впервые дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования, и это значит, должно теперь работать в соответствии со стандартом. (ст. 10, ч. 4).

Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются для всех уровней общего образования (ст. 5, ч. 3, в том числе для дошкольного.

Воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства

(ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ», 1992, 1996)

Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобрет аемых знаний, умений и навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определённых объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

(НОВЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ», 2013, ГЛ. 1, СТ. 2)

1. В Российской федерации гарантируется право каждого человека на образование.

2. Право на образование в РФ гарантируется НЕЗАВИСИМО от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям (гл. 1 ст. 5 пункт 1, 2)

В новом законе «Об образовании» прописаны гарантии государства по «обязательности дошкольного образования». П. 3. Статьи 5 Главы 1 трактует: «В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования… » и т. д

Это не обязательность для всех детей ходить в д/с, а гарантии государства, что оно берет на себя обязательства и официально фиксирует это в законе — обеспечить всех полноценным дошкольным образованием». Родитель сам будет решать, куда отдавать ему ребенка — в д/с, семейную группу, негосударственное учреждение или будет его воспитывать самостоятельно.

Дошкольное образование может осуществляться как в дошкольном учреждении, так и в форме семейного образования.

В соответствии с п. 3 Статьи 64 Главы 7 «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

Согласно новому Закону «Об образовании» ДО отделено от присмотра и ухода за детьми. Присмотр и уход за детьми могут осуществлять не только образовательные организации, но и иные организации, осуществляющие образовательную деятельность. Присмотр и уход за детьми – это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Дошкольное образование бесплатное, а присмотр и уход за детьми становится платным. Сумма будет зависеть от учредителя садика. В то же время учредителю предоставлено право не взимать плату или снизить ее размер для отдельных категорий родителей. За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, родительская плата не взимается. При этом сохраняются нормы компенсации части родительской платы: не менее 20% среднего размера родительской платы — на первого ребенка, не менее 50% — на второго ребенка, не менее 70% размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей

Федеральный государственный образовательный стандарт

28 августа 2013 года совет Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным стандартам утвердил Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) .

Зачем нужен стандарт

Это требование закона об «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу 1 сентября 2013 года. Впервые дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования, и это значит, должно теперь работать в соответствии со стандартом. ФГТ предъявляли требования к структуре и условиям реализации основной образовательной программы, ФГОС ДО предъявляют также требования к результатам освоения основной образовательной программы, и это принципиальное новшество. Одно из требований стандарта — уход от академической системы. Ребенок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться. Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки — поликультурность, уважение к другим людям, приверженность демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни. Поэтому одна из важнейших задач дошкольного образования -положить начало формированию самоидентификации ребенка в окружающем мире: с семьей, регионом, страной.

Стандарт преследует следующие цели

обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

— обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

— сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

На основе стандартов разрабатывается основная образовательная Программа дошкольного образования ООП ДО, которая определят комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров (а не ЗУНов или интегративных качеств) дошкольного образования, организационно-педагогические условия педагогического процесса. Программа утверждается организацией самостоятельно (ст. 12.6 Закона «Об образовании в РФ»).

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения

Родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей.

Конвенция о правах ребенка (статья 18)

«Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся (воспитанников) имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

(статья 44, часть1)

«Органы государственной власти и местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».

(статья 44, часть2)

За неиспонение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответсвенности:

• административной (статья 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних») ;

• гражданско-правовой (статьи 1073 – 1075 Гражданского кодекса Российской Федерации) ;

• семейно – правовой (статьи 69 «Лишение родительских прав», статьи 73 «Ограничение родительских прав» Семейного кодекса Российской Федерации) ;

• уголовной (статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»)

• За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим ФЗ и иными ФЗ, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность предусмотренную законодательством Российской Федерации. (Закон «Об образовании» гл. 4 ст. 44)

raguda.ru