Статья 48 Обязанности и ответственность педагогических работников

1. Педагогические работники обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2. Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

3. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

4. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, учитывается при прохождении ими аттестации.

zakon-ob-obrazovanii.ru

Постановление Губернатора Еврейской автономной области от 12 сентября 2001 г. N 220 «Об образовании областной комиссии по охране труда» (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)

Постановление Губернатора Еврейской автономной области
от 12 сентября 2001 г. N 220
«Об образовании областной комиссии по охране труда»

29 января, 2 июня 2003 г., 28 августа 2004 г.

Постановлением Губернатора Еврейской автономной области от 16 марта 2009 г. N 58 настоящее Постановление признано утратившим силу

В целях реализации Федерального закона от 17 июля 2001 г. N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», Закона Еврейской автономной области от 25 ноября 1998 г. N 59-ОЗ «О дополнительных гарантиях в вопросах трудовых прав граждан и охраны труда в Еврейской автономной области», Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти области, государственных органов надзора и контроля, профсоюзов, объединений предпринимателей, работодателей и служб охраны труда по проведению государственной политики по улучшению условий и охраны труда, профилактике травматизма и профессиональных заболеваний постановляю:

Законом Еврейской автономной области от 27 апреля 2005 г. N 485-ОЗ Закон Еврейской автономной области от 25 ноября 1998 г. N 59-ОЗ признан утратившим силу

1. Создать областную комиссию по охране труда.

2. Утвердить Положение об областной комиссии по охране труда (прилагается).

3. Утвердить персональный состав областной Комиссии по охране труда (прилагается).

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора области Антонова Г.А.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

12 сентября 2001 г.

Положение
Об областной комиссии по охране труда
(утв. постановлением Губернатора Еврейской автономной области от 12 сентября 2001 г. N 220)

1. Межведомственная комиссия Еврейской автономной области по охране труда (далее — Комиссия) является постоянно действующим коллегиальным органом, способствующим выработке единой политики государственного управления охраной труда на территории ЕАО.

Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с государственными органами местного самоуправления, объединениями профсоюзов и предпринимателей, а также предприятиями, учреждениями и организациями, действующими на территории ЕАО.

2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом и законами Еврейской автономной области, постановлениями и распоряжениями губернатора и правительства ЕАО, а также настоящим Положением.

3. Основными задачами Комиссии являются:

3.1. Обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти области, государственных органов надзора и контроля, Фонда социального страхования, объединений профсоюзов и предпринимателей, работодателей, служб охраны труда предприятий и других заинтересованных организаций по проведению государственной политики по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний на территории ЕАО.

3.2. Определение приоритетных направлений работы по охране труда.

3.3. Рассмотрение проектов нормативных правовых актов об охране труда.

3.4. Рассмотрение состояния охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в ЕАО.

3.5. Разработка предложений по межрегиональному и международному сотрудничеству области в программах по улучшению условий и охраны труда и иные вопросы, требующие коллективного рассмотрения и решения.

4. Для реализации своих задач Комиссия:

4.1. Рассматривает вопросы, связанные с реализацией экономического механизма обеспечения охраны труда.

4.2. Образует при необходимости рабочие группы для разработки концепций областных программ по охране труда и других вопросов, привлекая для этих целей высококвалифицированных специалистов.

4.3. Заслушивает на своих заседаниях соответствующих должностных лиц по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии.

4.4. Вносит в установленном порядке предложения по вопросам, находящимся в ведении Комиссии.

5. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденным планом работы.

6. Заседания Комиссия проводит по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.

7. Комиссия правомочна решать вопросы, если на ее заседании присутствует более половины ее членов.

8. Решения Комиссии принимаются большинством голосов присутствующих членов Комиссии и оформляются протоколами, которые подписываются председателем Комиссии и секретарем.

9. Персональный состав Комиссии утверждается губернатором Еврейской автономной области.

10. Решения Комиссии носят рекомендательный характер.

11. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляется управлением по труду правительства ЕАО.

Информация об изменениях:

Постановлением Губернатора Еврейской автономной области от 28 августа 2004 г. N 166 в настоящий Состав внесены изменения

Состав
областной комиссии по охране труда
(утв. постановлением Губернатора Еврейской автономной области от 12 сентября 2001 г. N 220)

С изменениями и дополнениями от:

base.garant.ru

Охрана труда в законе об образовании

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 313-ФЗ в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» внесены изменения, которые устанавливают, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи (ч. 11 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Порядок такого обучения законом или подзаконными актами, разъяснениями или письма Министерства образования и науки Российской Федерации не установлен. В связи с этим возникает множество вопросов о том, каким образом должно быть организовано такое обучение, какими документами должно быть подтверждено обучение педагогических работников и за счет каких средств такое обучение финансируется.

В настоящее время, пока порядок обучения не утвержден, работодатель может действовать по аналогии с положениями Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 января 2003 г. № 1/29 (далее – Порядок обучения).

Данный Порядок устанавливает обязательства работодателя по обучению сотрудников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве (пункты 2.2.4 и 2.3.1 Порядка). В соответствии Порядком обучения руководители и специалисты организаций проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве в рамках специального обучения по охране труда 1 раз в три года (работники рабочих профессий – 1 раз в год).

Письмо Министерства труда Российской Федерации от 9 декабря 2015 г. № 15-2/ООГ-6230 разъясняет, что порядок, форма и оформление результатов обучения по оказанию первой помощи пострадавшим определяются работодателем. Департамент условий и охраны труда Министерства труда Российской Федерации рекомендует проводить обучение работников оказанию первой помощи пострадавшим лицами, прошедшими специальную подготовку, позволяющую проводить данное обучение.

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 мая 2014 г. № АК-1261/06 «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО» разъясняет, что обучение по охране труда и проверке знаний требований охраны труда не является реализацией дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) в связи с тем, что проверка знаний не заканчивается итоговой аттестацией.

Тем не менее, работодатель по своему желанию вправе проводить обучение по охране труда по дополнительным профессиональным программам в организациях, имеющих лицензию на реализацию данных программ. В этом случае, лицам, успешно освоившим дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверения о повышении квалификации.

Таким образом, можно заключить, что:

Во-первых, по общему правилу обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи не является реализацией дополнительных профессиональных программ.

Во-вторых, в соответствии с законодательством Российской Федерации обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи не должно подтверждаться не нуждается в документальном подтверждении. Тем не менее, по решению образовательной организации педагогическим работникам могут быть выданы документы, подтверждающие прохождение обучения. Документами об образовании в смысле ст. 60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» такие документы не являются.

В-третьих, обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи осуществляется за счет средств образовательных организаций.

xn--273—84d1f.xn--p1ai

ФЗ об охране труда

В законодательстве Российской Федерации вопросам охраны труда посвящено несколько правовых актов. В этом году основные аспекты данного вопроса регламентируются десятым разделом Трудового кодекса РФ (закон о труде в последней редакции здесь: ). Ранее в данной области законодательства действовал Федеральный закон 181 об охране труда.

Описание закона

Федеральный закон “Об основах охраны труда в Российской Федерации” был принят 23 июня 1999 года. 30 июня 2006 он утратил силу, его положения были внесены в Трудовой кодекс, который и стал основным правовым актом, регулирующим данный раздел законодательства.
Структурно Закон РФ 181 ФЗ “Об основах охраны труда в РФ» подразделяется на следующие главы:

  • общие положения;
  • права и гарантии работников на трудовую деятельность в надлежащих условиях;
  • обеспечение охраны труда;
  • государственный надзор и контроль над исполнением предписаний;
  • ответственность за нарушения закона.
  • Для сравнения следует рассмотреть раздел 10 ТК РФ и его подразделение на отдельные главы:

    • общие положения закона;
    • требования к исполнению;
    • организация надлежащих условий;
    • обеспечение прав работников.
    • Положения об ответственности и государственном контроле регулируются в общем порядке. Анализируя два документа, можно выявить правовую преемственность актуальных положений.
      Закон об охране труда в РФ 181 ФЗ был упразднен, однако на его основе в Трудовой кодекс были внесены соответствующие изменения. То есть произошла оптимизация законов.

      Обязанности работодателя по ФЗ 181

      Обязанность работодателя по ФЗ 181 регламентируется статьей 14. Она предписывает ряд мер, направленных на обеспечение безопасности сотрудника. Закон не ограничивает обязанность работодателя в обеспечении надлежащего состояния помещений, оборудования, средств индивидуальной защиты.

      В обязанность работодателя вменяется и то, что все сотрудники должны быть ознакомлены с правилами техники безопасности. Закон запрещает допускать к работе тех, кто не прошел инструктаж и при необходимости — аттестацию.

      Все указанные положения были внесены в статью 212 ТК РФ. Последние изменения в редакцию были введены в 2013 году. Они коснулись поправок отдельных формулировок и добавления дополнительного абзаца о создании и функционировании системы управления охраной труда.

      Действия работодателя при получении сотрудником производственной травмы

      При несчастном случае выплаты согласно ФЗ 181 не предусматривались. Компенсация рассчитывалась в отдельном порядке. С упразднением действующего ФЗ «Об охране труда в РФ» и переносом его положений в Трудовой кодекс, действия работодателя при несчастном случае регламентируются статьей 228. Она предписывает следующие аспекты:

    • работодатель должен немедленно организовать оказание первой помощи или доставку в медицинское учреждение;
    • принять меры по предотвращению развития аварийной ситуации и распространения угрозы;
    • сохранить имеющуюся обстановку для расследования несчастного случая на производстве;
    • проинформировать о случившемся указанные Трудовым кодексом организации, при тяжелых травмах или летальном исходе — родственников пострадавшего;
    • предоставить все необходимые материалы комиссии по расследованию происшествий на производстве.
    • Все аспекты, касающиеся порядка извещения, расследования и регистрации несчастных случаев, регламентируются отдельными статьями ТК РФ.

      Последние изменения в Законе об охране труда

      Федеральные законы в области охраны труда дорабатывает и приводит в актуальное состояние не только Трудовой кодекс, но и иные правовые акты. Поправки нацелены на соответствие нормам законодательства страны и международным стандартам, к которым присоединилась Российская Федерация. Упразднение Федерального закона 181 стало необходимой мерой по приведению законодательных актов в единую систему.

      Трудовой кодекс и раздел об охране труда постоянно дорабатывается. Вместе с ним актуализируются государственные стандарты и предписываемые требования. Соответствующие приказы и постановления регулируют организационные вопросы как на федеральном, так и на региональном уровне.

      На 2017 год можно выделить следующие изменения в законодательстве по вопросам охраны труда:

      • введение финансового обеспечения предупредительных мер на травматизм;
      • определение физических факторов воздействия на сотрудников на работе;
      • порядок проведения независимой оценки квалификации работников;
      • оформление формы 4-ФСС о взносах на обязательное социальное страхование;
      • заключение трудового договора на микропредприятиях;
      • дополнительные меры по обучению в вопросах безопасности трудовой деятельности.

      Указанные изменения продолжают дорабатывать нормы Федеральных законов в соответствии с приоритетом на улучшение качества и условий трудовой деятельности граждан.

      Скачать ФЗ 181 об охране труда

      Скачать Федеральный закон 181 “Об основах охраны труда в Российской Федерации” можно здесь. Текст документа представлен в последней редакции на момент упразднения. Таковой может использоваться для углубленного изучения законов.

      Здесь можно скачать раздел 10 Трудового кодекса, посвященный вопросам охраны труда. Документ представлен с изменениями, актуальными на июль 2017 года. Текст подойдет не только для изучения, но и для ознакомления с актуальной правовой базой в области охраны труда.

      210fz.ru

      Проблемы комплексного управления охраной труда в образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

      Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Гринина А.С.

      В материалах статьи автор рассматривает комплекс мер государственного и муниципального управления охраной труда в учреждениях высшего образования. Так же в статье рассматриваются основные проблемы реализуемой государственной политики в области охраны труда , направленной на профилактику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, обеспечение социальной защиты трудоспособного населения и учащихся на основе организации скоординированного взаимодействия субъектов управления на всех уровнях, введения экономических методов управления, развития социального партнерства. В настоящей статье исследуются сущностные теоретические аспекты охраны труда в Российской Федерации, проблемы административно-правовой регламентации отношений в сфере охраны труда и пути их разрешения, обосновывается позиция автора по рассматриваемой проблематике. От уровня эффективности осуществления государственного управления охраной труда в Российской Федерации зависит динамика воплощения в жизнь системы специфических средств безопасности и гигиены труда, направленных на предупреждение несчастных случаев, инцидентов, опасных происшествий и повреждения здоровья. Проблема охраны труда в сфере образования одна из злободневных, так как ежегодно в образовательных учреждениях страны травмируются тысячи детей и подростков, становятся инвалидами, десятки детей умирают от травм, полученных во время учебно-воспитательного процесса. Статья может представлять интерес для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов учебных заведений высшего образования, служащих органов государственного управления.

      Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Гринина А.С.,

      PROBLEMS OF INTEGRATED MANAGEMENT OF LABOR PROTECTION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

      In article the author considers the complex of measures of state and municipal occupational health management in institutions of higher education. The article also discusses the main problems of implementing the state policy in the field of labor protection , aimed at preventing industrial injuries and occupational diseases, ensuring the social protection of the workforce and students through the organization of coordinated interaction of subjects of management at all levels, the introduction of economic methods of management, development of social partnership. In this paper the essential theoretical aspects of labour protection in the Russian Federation, the problems of administrative-legal regulation of relations in the sphere of labour protection and the ways of its solution, justifies the author’s position on the subject. The level of effectiveness of the implementation of state management of labor protection in the Russian Federation depends on the dynamics of implementing the system specific security and occupational health aimed at the prevention of accidents, incidents, dangerous occurrences and damage to health. The problem of labour protection in the field of education is one of the topical, as every year in educational institutions of the country injured thousands of children and adolescents, the disabled, dozens of children die from injuries sustained during the educational process. The article may be of interest to researchers, teachers, postgraduates and students of educational institutions of higher education, employees of public administration.

      Текст научной работы на тему «Проблемы комплексного управления охраной труда в образовательных учреждениях»

      УДК 331.45 ББК 65.246.95 Г 85

      ПРОБЛЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

      Гринина Анна Сергеевна,

      преподаватель кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 366 94 02, е-mail: anya.grinina@yandex.ru

      Аннотация. В материалах статьи автор рассматривает комплекс мер государственного и муниципального управления охраной труда в учреждениях высшего образования. Так же в статье рассматриваются основные проблемы реализуемой государственной политики в области охраны труда, направленной на профилактику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, обеспечение социальной защиты трудоспособного населения и учащихся на основе организации скоординированного взаимодействия субъектов управления на всех уровнях, введения экономических методов управления, развития социального партнерства. В настоящей статье исследуются сущностные теоретические аспекты охраны труда в Российской Федерации, проблемы административно-правовой регламентации отношений в сфере охраны труда и пути их разрешения, обосновывается позиция автора по рассматриваемой проблематике. От уровня эффективности осуществления государственного управления охраной труда в Российской Федерации зависит динамика воплощения в жизнь системы специфических средств безопасности и гигиены труда, направленных на предупреждение несчастных случаев, инцидентов, опасных происшествий и повреждения здоровья. Проблема охраны труда в сфере образования — одна из злободневных, так как ежегодно в образовательных учреждениях страны травмируются тысячи детей и подростков, становятся инвалидами, десятки детей умирают от травм, полученных во время учебно-воспитательного процесса. Статья может представлять интерес для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов учебных заведений высшего образования, служащих органов государственного управления.

      Ключевые слова: охрана труда, безопасность, государственные органы, органы муниципального управления, образовательные учреждения, государственный контроль и надзор, социальная защита трудоспособности учащихся, технические аспекты.

      PROBLEMS OF INTEGRATED MANAGEMENT OF LABOR PROTECTION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

      Grinina Anna Sergeevna,

      lecturer of the Chair of Management, Marketing and Entrepreneurship of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (918) 366-94-02, е-mail: anya.grinina@yandex.ru

      Summary. In article the author considers the complex of measures of state and municipal occupational health management in institutions of higher education. The article also discusses the main problems of implementing the state policy in the field of labor protection, aimed at preventing industrial injuries and occupational diseases, ensuring the social protection of the workforce and students through the organization of coordinated interaction of subjects of management at all levels, the introduction of economic methods of management, development of social partnership. In this paper the essential theoretical aspects of labour protection in the Russian Federation, the problems of administrative-legal regulation of relations in the sphere of labour protection and the ways of its solution, justifies the author’s position on the subject. The level of effectiveness of the implementation of state management of labor protection in the Russian Federation depends on the dynamics of implementing the system specific security and occupational health aimed at the prevention of accidents, incidents, dangerous occurrences and damage to health. The problem of labour protection in

      the field of education is one of the topical, as every year in educational institutions of the country injured thousands of children and adolescents, the disabled, dozens of children die from injuries sustained during the educational process. The article may be of interest to researchers, teachers, postgraduates and students of educational institutions of higher education, employees of public administration.

      Keywords: labor protection, safety, public authorities, municipal authorities, educational institutions, public oversight, social protection and employability of students, the technical aspects.

      В соответствии с Конституцией Российской Федерации «обеспечение права на труд и учебу в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, является приоритетным направлением государственной политики в области охраны труда»1.

      Как ни тяжело об этом говорить, но печальная статистика несчастных случаев в системе образования России указывает на очень серьезные проблемы с организацией охраны труда в данной сфере. Среди внештатных ситуаций — случаи со смертельным исходом, травмы, увечья, отравления, инфекционные заражения, пожары.

      Многие граждане не считают сферу образования опасной настолько, чтобы уделять повышенное внимание вопросам обеспечения безопасности. В их представлении сидящие за партами ученики получают знания при полном отсутствии каких-либо опасных факторов. Но такие факторы все же имеются, и в достаточном количестве. Это и опасные (в том числе ядовитые) вещества, с которыми учащиеся имеют дело в кабинетах химии; это и различные инструменты, включая станочное оборудование, которые изучаются на уроках технологии; это и спортивные снаряды, используемые на занятиях по физической культуре; это и электричество, имеющееся в любом кабинете. Надо понимать также, что присущая детям подвижность и любознательность, а также их слабая осведомленность в вопросах безопасности — это еще одна причина повышенного травматизма среди детей и подростков. К данным причинам можно отнести: аварийное состояние многих зданий и сооружений, использование для отопления печей, газовых и твердотопливных котлов, имеющийся в образовательных учреждениях оборудование и инструмент. Анализ несчастных случаев в учреждениях образования позволяет выявить их характер: большей частью травмы случаются на занятиях по физической культуры и трудового обучения (в том числе в учреждениях профессионально-технического профиля), при падениях с высоты, дорожно-транспортных происшествиях, неосторожном обращении с электричеством. В то же

      1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (сучетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // Справочно-поисковая система «КонсультантПлюс»

      время во многих учреждениях не создаются отделы охраны труда, а функции инженера по охране труда выполняют по совместительству сотрудники, не имеющие соответствующего уровня знаний в этой области. В результате вопросы безопасности решаются формально, на бумаге [7].

      Размышляя над причинами столь удручающего состояния охраны труда в учреждениях образования, сами сотрудники этой сферы указывают, в первую очередь, на недостаток финансирования. То есть, необходимая нормативная и законодательная база существует и должна выполняться, но выделение средств на организацию и поддержание служб охраны труда в учреждениях сферы образования ни федеральный, ни местные бюджеты не производят. Поэтому руководителям образовательных учреждений приходится либо самостоятельно искать дополнительные источники финансирования, либо ограничиваться формальным подходом к вопросам обеспечения безопасности труда.

      Безусловно, правильно в этой непростой ситуации поступают те руководители и рядовые сотрудники сферы образования, которые собственными силами изыскивают возможность наладить охрану труда в своих учреждениях на достаточно высоком уровне. Даже в условиях дефицита средств можно предпринять определенные шаги для улучшения ситуации. В первую очередь, необходимо обеспечить должный уровень знаний в вопросах охраны труда для всех без исключения работников учреждений, начиная от руководителя и заканчивая уборщицей. Для этого потребуется изучить существующую нормативную документацию и законодательные акты в области охраны труда в сфере образования, наладить в учреждении систему проверки знаний по технике безопасности и охране труда, разработать соответствующие инструкции, допускать к выполнению работ только лиц, прошедших обязательный инструктаж по технике безопасности. Эти действия имеют организационный характер и не требуют значительных финансовых затрат. Немного тяжелее обеспечить исправную и безопасную работу используемого в процессе обучения оборудования, своевременный ремонт мебели, зданий и сооружений, необходимое количество средств индивидуальной и коллективной защиты, первичных средств пожаротушения и т.п. Однако и это впол-

      не выполнимо, если имеется заинтересованность в действительном обеспечении реальной безопасности учебного процесса [6].

      Как показывает практика, большинство родителей также с пониманием относятся к требованиям соблюдения норм безопасности в образовательных учреждениях. Более того, именно они зачастую являются инициаторами мероприятий по улучшению охраны труда обучающихся, а также оказывают посильную трудовую либо материальную помощь в этом деле.

      Проблема охраны труда и обеспечения является первостепенной в функционировании современного социума. Процессы обучения и воспитания граждан, нахождения в образовательных учреждениях, за их пределами, организация досуга, отдыха и оздоровления, в ряде случаев создание комфортных бытовых условий проживания, проезда до места учебы и обратно непосредственно сопряжены с понятиями безопасности и обеспечения охраны труда [5].

      Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»2 рассматривает «охрану труда» как систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, к которой приравнена учеба, в том числе в учреждениях высшего образования, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

      Эти мероприятия имеют своей целью создание условий, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья индивидуумов в процессе трудовой деятельности различными средствами. В зависимости от последних, охрану труда различают в широком и узком смысле слова.

      В широком понятии охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья индивидуумов в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

      В узком смысле охрана труда представляет собой комплекс мер по направлениям: правовому, экономическому, организационно-техническому, лечебно-профилактическому и т.д. [2].

      Но лишь охрана труда в широком ее понятии способна обеспечить здоровые и безопасные условия труда и обучения. Если хотя бы какой-то ее

      2 Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочно-поисковая система «Консультант-Плюс»

      компонент (то есть охрана труда в узком понятии) не обеспечивается должным образом, то и вся охрана труда плохо обеспечена.

      Организация охраны труда в образовательном учреждении, вне зависимости от его уровня, профиля, отраслевой и ведомственной принадлежности, статуса собственности в первую очередь зависит от компетентности и руководителя, и специалистов образовательного учреждения. При этом главной целью управления охраной труда и в целом обеспечением безопасности жизнедеятельности в системе образования является сохранение жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и самих работников учреждений.

      Комплекс мероприятий по организации управления охраной труда в системе высшего образования, в отношении которого выполняется государственный, муниципальный, производственный и общественный контроль и надзор, направлен на:

      — обеспечение выполнения требований законодательных, нормативных правовых актов по созданию здоровых и безопасных условий труда и образовательного процесса;

      — организацию и проведение профилактической работы по предупреждению травматизма, профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемости среди работающих и учащихся, обеспечение их средствами индивидуальной защиты;

      — предотвращение несчастных случаев с обучающимися во время проведения образовательного процесса, дорожно-транспортного, бытового травматизма и происшествий на воде;

      — соблюдение требований нормативных документов по радиационной и пожарной безопасности, защите окружающей среды и действиям в чрезвычайных ситуациях;

      — обеспечение безопасности эксплуатации учебных и бытовых зданий и сооружений, используемых в образовательном процессе, оборудования, приборов и технических средств обучения;

      — охрану и укрепление здоровья работающих, обучающихся, организацию их лечебно-профилактического обслуживания, создание оптимального сочетания режимов труда и обучения, организованного отдыха;

      — создание и совершенствование непрерывной системы образования в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, включающей дошкольное, все виды общего, начальное профессиональное, среднее и высшее образование, систему переподготовки и повышения квалификации кадров;

      — процесса, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-техни-

      ческие, санитарно-гигиенические, реабилитационные мероприятия [4].

      Как показывает анализ практики функционирования образовательных учреждений, мероприятия по управлению охраной труда выполняются в несколько этапов:

      — разработка должностных инструкций, в которых конкретно указаны функциональные обязанности каждого работника;

      — прохождение обязательного медицинского осмотра при поступлении на работу и периодического медосмотра в установленном порядке;

      — инструктаж по безопасности и охране труда всех работников, включая в первую очередь руководящий состав и специалистов.

      — разработка плана мероприятий по охране труда, который в первую очередь включает разработку нормативно-правовой базы по охране труда;

      — инструктаж по технике безопасности среди учащихся и работников с фиксированием проведения в соответствующем журнале.

      3. Этап: контроль состояния охраны труда [3].

      Однако при этом можно выделить ряд ключевых системных проблем.

      Так, особого внимания требует гармонизация российских стандартов и требований по безопасности и гигиене труда с международными и, прежде всего, европейскими стандартами в этой области.

      В области охраны труда следует усилить контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда, шире использовать рыночные методы решения проблем улучшения условий и обеспечения безопасности труда.

      Необходимо предпринять дополнительные меры по улучшению и повышению эффективности подготовки работников в области охраны труда, включая модульную систему обучения.

      Так же необходимо обеспечить решение проблемы несоответствия уровня бюджетного финансирования образовательного учреждения востребованному уровню образовательных услуг.

      Достижение позитивного результата при этом требует организованного сотрудничества государства и его субъектов с местным самоуправлением. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления подразумевает, что они как партнеры выполняют свои задачи в целях обеспечения охраны труда и образовательного процесса.

      Так органы местного самоуправления реализуют государственную политику в области охраны

      труда на территории муниципального образования в пределах своих полномочий. Они3:

      1) принимают нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права в области охраны труда, в пределах своей компетенции в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края;

      2) принимают и реализуют муниципальные целевые программы по улучшению условий и охраны труда;

      3) финансируют мероприятия по улучшению условий и охраны труда за счет средств местных бюджетов, муниципальных фондов охраны труда в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

      4) осуществляют внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в области охраны труда в подведомственных организациях;

      5) участвуют по согласованию в расследовании несчастных случаев на производстве (в том числе групповых), в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев (в том числе групповых) со смертельным исходом;

      6) принимают решения по вводу у отдельных работодателей дополнительных условий и показаний к проведению обязательных медицинских осмотров (обследований);

      7) содействуют общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

      8) осуществляют иные мероприятия по охране труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

      С целью гармонизации их взаимоотношений с органами государственного контроля и надзора необходим комплексный нормативный правовой акт, который устанавливал бы общие принципы данного взаимодействия, обеспечивал бы их системность.

      Создание подобной системы управления охраной труда обеспечило бы результативность реализуемой государственной политики в области охраны труда, направленной на профилактику производственного травматизма и профессиональной

      3 Закон Краснодарского края от 3 июня 1998 года N 133-К3 «Об охране труда» (с изменениями от 6 февраля 2015 года N 3120-КЗ) [Электронный ресурс] // Справочно-поисковая система «КонсультантПлюс»

      заболеваемости, обеспечение социальной защиты трудоспособного населения и учащихся на основе организации скоординированного взаимодействия субъектов управления на всех уровнях, введения экономических методов управления, развития социального партнерства.

      1. Руководство по системам управления охраной труда. МОТ-СУОТ 2001/1Ь0-08Ы 2001. — Женева: Международное бюро труда, 2003.

      2. Коробко В.И. Охрана труда. Учебное пособие. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 239 с.

      3. Михайлов Ю.М. Охрана труда в образовательных учреждениях: Практическое пособие / Ю.М. Михайлов. — М.: Альфа-Пресс, 2011. — 184 с.

      4. Рогожин М.Ю. Охрана труда в организациях, осуществляющих образовательную деятельность / М.Ю. Рогожин. — М.: Альфа-Пресс, 2013. — 400 с.

      5. Витмайер А.В. Инновации, наука и государство в развитии экономики знаний // Европейские научные исследования. Сборник статей победителей II международной научно-практической конференции. — Пенза, 2017. С. 64-67.

      6. Новиков В.С. Государственно-частное партнерство как механизм трансформации сферы образовательных услуг. — Краснодар: Изд-во Южного института менеджмента, 2010. — 188 с.

      7. Новиков В.С. Проектный менеджмент и оптимизация работы компании // Социально-экономические проблемы развития Южного макрорегиона. Сборник научных трудов — Краснодар, 2013. -С. 181-184.

      cyberleninka.ru