ВАЖНО! НАЛОГИ И БУХУЧЕТ

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХУЧЕТА

Справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов: новая форма
ФНС России бесплатно информирует плательщиков и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и уплаты, правах и обязанностях названных лиц, законодательстве в обозначенной области. Ранее был утвержден новый Административный регламент исполнения данной функции.
Заявитель направляет в Службу заявку о предоставлении справки об исполнении обязанности
по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов. Утверждена форма данной справки. Определен порядок ее заполнения.
Справка формируется с использованием программного обеспечения налоговых органов по данным информационных ресурсов инспекций ФНС России. По общему правилу она составляется на дату, указанную в запросе.
Запись «Не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов» вносится только при получении сведений из всех инспекций ФНС России, в которых заявитель состоит на налоговом учете. При поступлении хотя бы одного ответа о наличии такой неисполненной обязанности формируется соответствующая запись.
Для заявителей – участников КГН запись «Имеет неисполненную обязанность» делается также, если не исполнена обязанность по уплате налога на прибыль организаций по КГН. При этом в приложении к справке указывается код инспекции ФНС России, в которой состоит на учете ответственный участник КГН.
Приведен рекомендуемый формат представления справки об исполнении обязанности по уплате налогов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
См. приказ Федеральной налоговой службы от 21 января 2013 г. № ММВ-7-12/22@ «Об утверждении рекомендуемой формы справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, порядка ее заполнения и рекомендуемого формата ее представления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».
Прежняя форма справки утратила силу.

УСН, патентная система налогообложения, ЕСХН и налог на игорный бизнес: порядок информационного обмена документами в электронной форме
Утвержден порядок информационного обмена документами, которые используются при применении упрощенной и патентной систем налогообложения, ЕСХН и налога на игорный бизнес, в электронной форме.
Так, при информационном взаимодействии применяется усиленная квалифицированная электронная подпись (ЭП).
При направлении и получении документа в электронном виде необходимо использовать сертифицированные средства ЭП, которые позволяют идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить, что информация не искажена.
По телекоммуникационным каналам связи документ направляется в зашифрованном виде.
Документ налогового органа формируется на бумажном носителе, подписывается и регистрируется.
Затем (не позднее следующего рабочего дня) он формируется в электронном виде в формате PDF, подписывается ЭП и направляется в адрес налогоплательщика. При этом налоговый орган фиксирует дату его отправки.
Потом (в течение следующего рабочего дня после отправки) налоговый орган должен получить подтверждение даты отправки; квитанцию о приеме (уведомление об отказе в приеме) с ЭП налогоплательщика.
Документ налогоплательщика формируется по установленным форматам, подписывается ЭП и направляется
в адрес налогового органа.
В течение следующего рабочего дня после отправки он должен получить подтверждение даты отправки; квитанцию о приеме или уведомление об отказе в приеме с ЭП налогового органа.
Документ не считается принятым налоговым органом (налогоплательщиком) в следующих случаях. Он направлен ошибочно. Он не соответствует утвержденному формату. ЭП налогоплательщика (налогового органа) отсутствует (не соответствует).
Если квитанция о приеме документа в электронной форме от налогового органа (налогоплательщика) не получена, документ направляется на бумажном носителе.
Если же эта квитанция предоставлена, то бумажный аналог документа направлять не надо.
См. приказ Федеральной налоговой службы от 18 января 2013 г. № ММВ-7-6/20@ «Об утверждении Порядка информационного обмена документами, используемыми при применении упрощенной и патентной систем налогообложения, единого сельскохозяйственного налога и налога на игорный бизнес, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи».

Запрос о предоставлении документов на контрагентов может прийти крупнейшему налогоплательщику и от инспекции по месту его нахождения
Согласно НК РФ организация обязана встать на учет в налоговых органах по месту нахождения ее самой, ее обособленных подразделений, принадлежащих ей транспортных средств и недвижимости. Крупнейшие налогоплательщики также встают на учет в соответствующей межрегиональной инспекции. При этом их не снимают с учета по месту нахождения.
Разъяснено, что документы и информацию, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, можно затребовать у его контрагента или иного лица, располагающего такими сведениями, через налоговый орган, в котором такой контрагент (иное лицо) состоит на учете по месту нахождения.
Аналогичной позиции придерживается Минфин России.
См. письмо Федеральной налоговой службы от 16 января 2013 г. № АС-4-2/282@ «О применении статьи 93.1 Налогового кодекса Рос-сийской Федерации».

ПРИРОДОРЕСУРСНЫЕ ПЛАТЕЖИ

В декабре 2012 года ставка НДПИ в отношении нефти уменьшилась
С 1 января по 31 декабря 2012 года включительно ставка налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти составляет 446 руб. за 1 т добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. Она умножается на коэффициенты, характеризующие динамику мировых цен на нефть (Кц); степень выработанности конкретного участка недр (Кв); величину его запасов (Кз).
Приводятся данные, применяемые для расчета НДПИ в отношении нефти, за декабрь 2012 года. При среднем уровне цен нефти сорта «Юралс» на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья 108,67 долл. США за баррель и среднем значении в указанном налоговом периоде курса доллара США к рублю 30,7408 значение Кц определено как 11,0325. В предыдущем налоговом периоде Кц составил 11,2440.
Значения Кв и Кз определяются налогоплательщиком самостоятельно.
Таким образом, в связи со снижением курса доллара ставка НДПИ в отношении нефти по сравнению с предыдущим налоговым периодом уменьшилась.
См. письмо Федеральной налоговой службы от 21 января 2013 г. № ЕД-4-3/549@ «О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за декабрь 2012 года».
Данные, применяемые для расчета НДПИ, за ноябрь 2012 года приведены в письме ФНС России от 17 декабря 2012 г. № ЕД-4-3/21457@.

СОВЕТ: Чтобы найти этот документ в системе ГАРАНТ, введите в строку Базового поиска: НДПИ нефть декабрь 2012

ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Патентная система налогообложения: классификатор видов предпринимательской деятельности
С 1 января 2013 года появился новый налоговый режим – патентная система налогообложения (ПСН). Она вводится законами субъектов Федерации.
ФНС России утвержден классификатор видов предпринимательской деятельности, в отношении которых региональными законами предусмотрено применение ПСН.
Код каждого вида деятельности состоит из шести десятичных знаков. Первые два – код вида предпринимательской деятельности согласно НК РФ; вторые два – код субъекта Федерации; третьи два – порядковый номер (код) вида предпринимательской деятельности в соответствии с региональным законом.
Классификатор позволяет расширять существующие группировки объектов в рамках отдельных видов предпринимательской деятельности, а также вводить новые в случаях внесения изменений и дополнений в законодательные акты и нормативные документы.
Классификатор размещается на сайтах региональных управлений ФНС России и периодически актуализируется.
См. приказ Федеральной налоговой службы от 15 января 2013 г. № ММВ-7-3/9@ «Об утверждении Классификатора видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законом субъекта Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения (КВПДП)».

СОВЕТ: Чтобы найти этот документ в системе ГАРАНТ, введите в строку Базового поиска: КВПДП

Состав и структура показателей электронной декларации по акцизам на табачные изделия: что изменилось?
Скорректирован формат представления налоговых деклараций, бухотчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (версия 3.00).
Изменения коснулись части V-V «Состав и структура показателей налоговой декларации по акцизам на табачные изделия (версия 3.00004)». Поправками показатель «Налоговая ставка (руб.)» увеличен с № (6.2) до № (4). В связи
с этим части присвоена версия 3.00005.
См. приказ Федеральной налоговой службы от 30 января 2013 г. № ММВ-7-6/46@ «О внесении изменений в формат представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (версия 3.00)».
Поправки вступают в силу начиная с представления декларации по акцизам на табачные изделия в электронной форме за первый налоговый период 2013 года.

СОВЕТ: Чтобы найти этот документ в системе ГАРАНТ, введите в строку Базового поиска: бухотчетность 3.00 2013

Предприниматели, привлекающие работников, не вправе уменьшать ЕНВД на уплаченные за себя фиксированные взносы в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования
Разъяснен порядок уменьшения индивидуальными предпринимателями (ИП) в 2013 году сумм ЕНВД на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.
ИП, производящие выплаты физлицам, вправе сократить размер единого налога на взносы, уплаченные за этих физлиц, но не более чем на 50%. При этом они не могут уменьшить налог на сумму осуществленных ими за себя фиксированных взносов в ПФР и ФОМС. Таким правом обладают лишь ИП, не производящие выплат физлицам. Причем для них размер сокращения не ограничен.
Аналогичной позиции придерживается и Минфин России.
См. письмо Федеральной налоговой службы от 31 января 2013 г. № ЕД-4-3/1333@ «О применении в 2013 году норм статьи 346.32 НК РФ».

СОВЕТ: Чтобы найти этот документ в системе ГАРАНТ, введите в строку Базового поиска: применение ст 346.32

Производитель импортозамещающей продукции – пероксидносшиваемых компаундов – получит льготы по НДС
Дополнен перечень импортного технологического оборудования, аналоги которого не производятся в нашей стране и ввоз которого в Россию не облагается НДС.
В него включена технологическая линия по производству компаундов пероксидносшиваемых на базе экструдера СКМР 150-110-12L/D (код ТН ВЭД ТС 8477 20 000 0).
Отметим, что данное оборудование ввозится из Швейцарии ЗАО «Лидер-Компаунд» в рамках инвестиционного проекта по созданию производства импортозамещающей продукции – пероксидносшиваемых компаундов. Они используются в качестве изоляции силовых кабелей напряжением до 35 кВ. Применение таких кабелей существенно повышает надежность электросетей и снижает стоимость их содержания и обслуживания. Однако до настоящего времени оборудование для производства указанных кабелей в России отсутствует.
Данная льгота позволит сократить отвлечение оборотных средств предприятия.
См. постановление Правительства РФ от 30 января 2013 г. № 59 «О внесении изменения в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость».

НДС и налог на прибыль: приобретаем авиабилеты для проезда сотрудников к месту командировки и обратно
Даны разъяснения по вопросу применения НДС и налога на прибыль при приобретении авиабилетов для проезда сотрудников к месту командировки и обратно (если в этих билетах сумма НДС отдельной строкой не выделена).
Если приобретенные услуги по воздушной перевозке пассажиров, находящихся в служебной командировке, оформлены электронным билетом, то к вычету принимается сумма НДС, выделенная отдельной строкой в маршрут/квитанции электронного пассажирского билета, который составлен АИС оформления воздушных перевозок и распечатан на бумажном носителе.
Что касается налога на прибыль, то к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся затраты налогоплательщика на командировки (в частности, на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы).
При налогообложении прибыли расходы работодателя по оплате стоимости проезда работника к месту командировки и обратно следует учитывать в суммах, подтвержденных проездным документом.
Если в оформленных электронных билетах НДС не выделен отдельной строкой, то вся сумма, указанная в этих билетах, включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
См. письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 10 января 2013 г. № 03-07-11/01.

Документы для применения ЕСХН: новые формы
Заново утверждены формы документов для применения системы налогообложения для с/х товаропроизводителей. Дело в том, что Законом от 25 июня 2012 г. НК РФ был скорректирован в части ЕСХН.
Заявление о переходе на ЕСХН заменено на рекомендуемую форму уведомления о переходе.
По-прежнему предусмотрены рекомендуемые формы сообщения об утрате права на ЕСХН, уведомления об отказе от данной системы, сообщения о несоответствии требованиям ее применения, а также форма информационного письма.
Форма сообщения о невозможности рассмотреть заявление о переходе на ЕСХН более не применяется.
Новыми являются форма сообщения о нарушении сроков уведомления о переходе на ЕСХН и рекомендуемая форма уведомления о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась данная система.
См. приказ Федеральной налоговой службы от 28 января 2013 г. № ММВ-7-3/41@ «Об утверждении форм документов для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей».
Приказ об утверждении прежних форм признан утратившим силу.

СОВЕТ: Чтобы найти этот документ в системе ГАРАНТ, введите в строку Базового поиска: формы документов для ЕСХН

www.garant.ru

Получение справки об исполнении налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов, сборов, штрафов и пеней

Получение справки об отсутствии задолженности по налогам и сбора
Ведомство, которое предоставляет услугу
Федеральная налоговая служба России

Предоставление справки об отсутствии задолженности по налогам и сбора может входить в пакет документов, которые необходимо предоставить СОНКО для участия в торгах, грантовых конкурсах, для получения субсидий.

Справка представляется в течение 10 рабочих дней со дня поступления в инспекцию ФНС России соответствующего письменного запроса

В справке указывается, имеет или не имеет налогоплательщик неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов без указания конкретных сумм. Следовательно, даже при наличии даже минимальной задолженности справка будет содержать информацию о неисполнении обязанности по уплате налоговых платежей.

НПА, регламентирующие оказание услуги
Приказ Минфина России от 02.07.2012 N 99н «Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)

navigator-sonko.ru

You are here

Справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов

Справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов формируется с использованием программного обеспечения налоговых органов по данным информационных ресурсов инспекций ФНС России и содержит информацию об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов заявителем — налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом), в том числе в связи с исполнением обязанности ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Справка формируется на дату, указанную в запросе заявителя. В случае, если в запросе заявителя не указана дата, по состоянию на которую формируется справка, или в запросе указана будущая дата, справка формируется на дату регистрации этого запроса в налоговом органе.

При формировании Справки запись «не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах» делается в случае отсутствия по данным инспекций ФНС России по состоянию на дату, на которую формируется Справка, недоимки, задолженности по пеням, штрафам, процентам, за исключением сумм:

  1. на которые предоставлены отсрочка (рассрочка), инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  2. которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  3. по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной.

При наличии на дату, по состоянию на которую формируется Справка, недоимки, задолженности по пеням, штрафам, процентам, за исключением сумм, указанных в подпунктах 1 — 3 пункта 3 настоящего Порядка, по данным хотя бы одной инспекции ФНС России, делается запись «имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах».

При этом в приложении к Справке указываются коды инспекций ФНС России, по данным которых заявитель имеет неисполненную обязанность.

blanker.ru

ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГА

М.И. БАЛАКИРЕВА
М.И. Балакирева, Управление МНС РФ по Московской области.
В главе 8 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) устанавливается порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В соответствии со ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Такие обстоятельства устанавливаются в законах, регламентирующих порядок исчисления и уплаты конкретных видов налогов. В ст. 57 НК РФ предусмотрено, что сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Например, в главе 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели для подтверждения права на освобождение от исполнения обязанности налогоплательщика представляют в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет соответствующее заявление и необходимые документы и сведения. Если же налогоплательщик не обратился с заявлением об освобождении или не представил необходимых документов, то данный налогоплательщик исчисляет и уплачивает налог на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Налоговый кодекс РФ устанавливает следующий исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых обязанность по уплате налога считается прекращенной:
1. Уплата налога налогоплательщиком или плательщиком сбора.
На основании ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога считается исполненной в следующих случаях:
— с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. При этом налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет, а также если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований. Необходимо отметить, что в настоящее время Министерством РФ по налогам и сборам издан ряд приказов о порядке отражения сумм налоговых платежей, перечисленных налогоплательщиками, но не поступивших в бюджет по вине кредитной организации;
— с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Государственного комитета РФ по связи и информатизации. При этом часто возникает вопрос о возможности уплаты налогов налогоплательщиком — юридическим лицом наличными денежными средствами. По нашему мнению, Налоговый кодекс РФ не ограничивает юридическое лицо в таком праве. Однако действующее налоговое и банковское законодательство не определяет механизм его реализации, что может повлечь за собой отказ налоговых органов в учете сумм налогов, уплаченных юридическим лицом наличными денежными средствами, в лицевом счете налогоплательщика — юридического лица;
— с момента вынесения налоговыми органом или судом, в порядке ст. 78 НК РФ, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов;
— с момента удержания налога с налогоплательщика налоговым агентом.
В настоящее время в практике применения норм НК РФ возникает вопрос о возможности уплаты налогов в бюджеты налоговыми представителями организации.
В силу ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя. При этом личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, не лишает его права иметь представителя.
По нашему мнению, налогоплательщик имеет право уплачивать налоги через уполномоченного представителя, так как часть 1 НК РФ не содержит прямого ограничения такого права налогоплательщика.
В то же время необходимо отметить, что реализация налогоплательщиком данного права может иметь место только при строгом соблюдении следующих условий:
— уполномоченный представитель налогоплательщика является физическим или юридическим лицом (за исключением лиц, указанных в п. 2 ст. 29 НК РФ), обладает полной дееспособностью и правоспособностью;
— уполномоченный представитель налогоплательщика должен осуществлять свои полномочия на основании доверенности, предусмотренной в п. 3 ст. 29 НК РФ. Доверенность также должна содержать указание на сумму налога, подлежащую перечислению в бюджет, а также налоговый период, за который она уплачивается;
— погашение задолженности перед бюджетом должно производиться только от имени и за счет доверителя.
В связи с тем, что данный вопрос четко не урегулирован законодательством о налогах и сборах, каждый налоговый орган вправе самостоятельно решать вопрос об отражении сумм налогов, уплаченных в бюджет налоговым представителем налогоплательщика в лицевом счете.
2. Возникновение обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате налогов и сборов.
В настоящее время законодательство о налогах и сборах не определяет перечень таких обстоятельств. В качестве такого обстоятельства может рассматриваться отмена нормативно — правового акта, который устанавливал обязанность по уплате налога.
3. Смерть налогоплательщика или признание его умершим.
Порядок признания гражданина умершим регламентируется ст. 45 Гражданского кодекса РФ.
Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев.
Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.
При этом днем смерти гражданина, объявленного умершим, будет считаться день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.
Задолженность по поимущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества.
4. Ликвидация организации — налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии со ст. 49 НК РФ.
На основании ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, а также по решению суда в установленных случаях. Учредители (участники) или орган, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации.
Обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.
Очередность исполнения обязанности по уплате налога или сбора (пеней, штрафов) при ликвидации организации устанавливается гражданским законодательством. На основании ст. 64 ГК РФ погашение задолженности по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды производится в четвертую очередь.
В Налоговом кодексе РФ предусматривается, что при недостаточности имущества ликвидируемой организации остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством РФ.
Однако применение данной нормы на практике является довольно сложным. Во-первых, это связано с тем, что действующее гражданское законодательство в большинстве случаев предусматривает ответственность учредителей или участников по обязательствам юридического лица только в пределах сумм внесенных ими вкладов. Во-вторых, как правило, местонахождение указанных лиц неизвестно, а в силу п. 2 ст. 28 Федерального закона «Об исполнительном производстве» их розыск осуществляется при наличии согласия взыскателя (в данном случае взыскателем является налоговый орган) нести бремя расходов по розыску и авансировать указанные расходы в порядке ст. 83 вышеуказанного Закона.
Следует также отметить, что в настоящее время перед налоговыми органами встают серьезные проблемы после принятия судом решения о ликвидации юридических лиц по искам налоговых органов, так как данные решения судов не исполняются лицами, на которых возложены обязанности по ликвидации.
По нашему мнению, в случае если в установленный срок ликвидация юридического лица не произведена, либо судебный пристав — исполнитель возвратил исполнительный лист о ликвидации без исполнения, то налоговый орган, руководствуясь п. 24 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части I ГК РФ», имеет право обратиться в суд, принявший решение о ликвидации юридического лица, с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника. При решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и т.п., суд должен руководствоваться положениями законодательства о банкротстве в соответствии с п. 1 ст. 6 ГК РФ (аналогия закона).
В п. 10 информационного письма Президиума ВАС РФ N 50 от 13.01.2000 г. «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)» разъясняется, что при наличии данных о фактическом прекращении юридическим лицом деятельности и отсутствии сведений о месте нахождения его органов и учредителей вопрос о ликвидации этого лица должен решаться в соответствии со ст. 180 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». При этом на основании разъяснений Федеральной службы по делам о несостоятельности (банкротстве) такое заявление может быть подано в суд при наличии у отсутствующего должника просроченной кредиторской задолженности свыше трех месяцев без учета штрафов (пени) и иных финансовых (экономических) санкций вне зависимости от размера указанной задолженности.
Следует также отметить, что НК РФ, в отличие от ранее действовавшего законодательства о налогах и сборах, регламентирует порядок зачета или возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов при осуществлении ликвидационных процедур.
В п. 4 ст. 49 НК РФ предусмотрено, что если ликвидируемая организация имеет суммы излишне уплаченных этой организацией налогов или сборов и (или) пеней, штрафов, то указанные суммы подлежат зачету в счет погашения задолженности ликвидируемой организации по налогам, сборам (пеням, штрафам) налоговым органом не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика — организации.
Указанная сумма излишне уплаченных налогов или сборов (пеней, штрафов) распределяется по бюджетам и (или) внебюджетным фондам пропорционально общим суммам задолженности по налогам и сборам (пеням, штрафам) перед соответствующими бюджетами и (или) внебюджетными фондами. При отсутствии у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов или сборов, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией налогов и сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика — организации.
Обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, эта обязанность может исполняться в иностранной валюте. Например, в п. 5.2 Инструкции ГНС РФ N 34 от 16.07.95 г. (с учетом изменений и дополнений) предусмотрено, что налог с доходов иностранных юридических лиц из источников в Российской Федерации удерживается лицом, выплачивающим доход иностранному юридическому лицу, в валюте, в которой производится выплата, с полной суммы дохода при каждом перечислении платежа и зачисляется в бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Уплата налога может производиться только в денежной форме, т.е. другие формы расчетов по обязательствам организации по уплате налогов не допускаются, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
При оформлении платежных поручений на перечисление налога налогоплательщики, налоговые агенты и плательщики сборов должны учитывать положения Приказа Минфина РФ и МНС РФ от 29.02.2000 г. N 21н, N АП-3-25/82 «Об утверждении Правил проставления в платежных документах идентификационного номера налогового органа и кода бюджетной классификации РФ при осуществлении операций по счетам по учету доходов и средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ», а также письма МНС РФ от 11.04.2000 г. N ФС-6-09/272 «О порядке оформления налогоплательщиками платежных документов».
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.1997 N 119-ФЗ
«ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ»
(принят ГД ФС РФ 04.06.1997)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.01.1998 N 6-ФЗ
«О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)»
(принят ГД ФС РФ 10.12.1997)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»
от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 16.06.1995 N 34
«О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ И ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ»
ПРИКАЗ Минфина РФ N 21н, МНС РФ N АП-3-25/82 от 29.02.2000
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРОСТАВЛЕНИЯ В ПЛАТЕЖНЫХ ДОКУМЕНТАХ
ИДЕНТИФИКАЦИОННОГО НОМЕРА НАЛОГОВОГО ОРГАНА, КОДА ПРИЧИНЫ
ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ И КОДА БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТАМ ПО УЧЕТУ ДОХОДОВ И
СРЕДСТВ БЮДЖЕТОВ ВСЕХ УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ»
МНС РФ от 11.04.2000 N ФС-6-09/272
«О ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ ПЛАТЕЖНЫХ ДОКУМЕНТОВ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8
от 01.07.1996
«О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЧАСТИ ПЕРВОЙ
ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50
«ОБЗОР ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ЛИКВИДАЦИЕЙ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ (КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ)»
Финансы, N 7, 2001

www.lawmix.ru