21.10. Налог с продаж

Налог с продаж установлен ст. 20 Федерального закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в редакции от 31 июля 1998 г. № 150-ФЗ. Суммы платежей по налогу с продаж зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации и в местные бюджеты в размере соответственно 40 и 60% и направляются на социальные нужды малообеспеченных групп населения.

Плательщиками данного налога являются:

— юридические лица, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения;

— иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, а также международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации;

— индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации;

Объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг) реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет, а именно:

— стоимость подакцизных товаров, дорогостоящей мебели, радиотехники, одежды, деликатесных продуктов питания, автомобилей, мехов, ювелирных изделий, видеопродукции и компакт-дисков;

— услуг туристических фирм, связанных с поездками за пределы Российской Федерации (за исключением стран СНГ), услуг по рекламе;

— услуг трех-, четырех- и пятизвездочных гостиниц, услуг по пассажирским авиаперевозкам в салонах первого и бизнес-классов и пассажирским железнодорожным перевозкам в вагонах классов «люкс» и «СВ», а также других товаров и услуг не первой необходимости по решению законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

Не является объектом налогообложения по налогу с продаж стоимость:

— хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания;

— детской одежды и обуви;

— лекарств, протезно-ортопедических изделий.

— жилищно-коммунальных услуг, а также услуг по сдаче в наем населению государственных или муниципальных жилых помещений, а также по предоставлению жилья в общежитиях;

— услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и организациями культуры и искусства (театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, клубные учреждения, включая сельские, библиотеки, цирки, лектории, планетарии, парки культуры и отдыха, ботанические сады, зоопарки) при проведении театрально-зрелищных, культурно-просветительских мероприятий, в том числе стоимость входных билетов и абонементов;

— зданий, сооружений, земельных участков и иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу, и ценных бумаг;

— услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми;

— услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования (за исключением такси), а также услуг по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом;

— услуг, предоставляемых кредитными организациями, страховщиками, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, оказываемых в рамках их деятельности, подлежащей лицензированию, а также услуг, предоставляемых коллегией адвокатов;

— ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев, проведения обрядов и церемоний религиозными организациями;

— услуг, оказываемых уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, за которые взимаются соответствующие виды пошлин и сборов;

— товаров (работ, услуг), связанных с учебным, учебно-производственным, научным или воспитательным процессом и производимых государственными и муниципальными образовательными учреждениями;

— путевок (курсовок) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, реализуемых для инвалидов;

— других товаров первой необходимости по перечню, устанавливаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации с целью недопущения снижения уровня жизни малообеспеченных групп населения.

Ставка налога с продаж устанавливается представительными органами субъектов Федерации, но не выше 5%.

Сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара без учета налога с продаж и включается налогоплательщиком в цену товара, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику).

К продаже за наличный расчет приравнивается продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов в банках, по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги).

Налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на их территории.

Устанавливая налог с продаж, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога, порядок и сроки уплаты налога, льготы и форму отчетности по данному налогу, а также могут расширять перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от данного налога.

Законодательные органы субъектов Федерации могут расширять льготный перечень товаров и услуг.

При определении налоговой базы стоимость товаров (работ, услуг) включает НДС и акцизы.

С момента вступления в действие налога с продаж не взимаются следующие налоги:

— сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;

— сбор за парковку автотранспорта; сбор вносят юридические и физические лица за парковку автомашин в специально оборудованных для этих целей местах в размерах, устанавливаемых представительными органами власти;

— сбор за право использования местной символики; сбор вносят производители продукции, на которой использована местная символика (гербы, виды городов, местностей, исторических памятников и проч.), в размере, не превышающем 0,5% стоимости реализуемой продукции;

— сбор за участие в бегах на ипподромах; сбор вносят юридические и физические лица, выставляющие своих лошадей на состязания коммерческого характера, в размерах, устанавливаемых местными органами государственной власти, на территории которых находится ипподром;

— сбор за выигрыш на бегах; сбор вносят лица, выигравшие в игре на тотализаторе на ипподроме, в размере, не превышающем 5% суммы выигрыша;

— сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме; сбор вносится в виде процентной надбавки к плате, установленной за участие в игре, в размере, не превышающем 5% этой платы;

— сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами; сбор вносят участники сделки в размере, не превышающем 0,1% суммы сделки;

— сбор за право проведения кино- и телесъемок; сбор вносят коммерческие кино- и телеорганизации, производящие съемки, требующие от местные органов государственного управления осуществления организационных мероприятий (выделение нарядов милиции, оцепление территории съемок и прочее), в размерах, устанавливаемых представительными органами власти;

— сбор за уборку территорий населенных пунктов, сбор вносят юридические и физические лица (владельцы строений) в размере, устанавливаемом представительными органами власти;

— сбор за открытие игорного бизнеса (установка игровых автоматов и другого оборудования с вещевым или денежным выигрышем, карточных столов, рулетки и иных средств для игры); плательщиками сбора являются юридические и физические лица — собственники указанных средств и оборудования независимо от места их установки; ставки сбора и порядок его взимания устанавливаются представительными органами власти;

— налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

— сбор за право торговли; сбор устанавливается районными, городскими (без районного деления), районными (в городе), поселковыми, сельскими представительными органами власти; сбор уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента и полностью зачисляется в соответствующий бюджет;

— сбор с владельцев собак; сбор вносят физические лица, имеющие в городах собак (кроме служебных), в размере, не превышающем 1/7 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в год;

— лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; сбор вносят их устроители в размере, не превышающем 10% стоимости заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую выпущены лотерейные билеты.

Налог с продаж в США распространен как налог с оборота, представляющий собой процент от закупочной цены продукта, включаемый в его цену. В некоторых странах налог с оборота устанавливается на государственном уровне. В США налог с оборота взимается властями штатов и муниципальными властями. Налог с оборота является единым для всех. Независимо от уровня доходов население платит строго установленную ставку налога с оборота на любой приобретаемый продукт. Многие товары, как и в Российской Федерации, в США освобождены от налога с оборота, например, некоторые виды продовольствия, медикаментов и другие предметы первой необходимости.

Налог с оборота имеет фиксированную ставку. Этот налог не является прогрессивным. Иными словами, какой бы объем не составляли покупки, к ним будет применяться одна и та же ставка налога. Все платят этот налог в равной мере, независимо от платежеспособности и материального положения. Данный налог взимается по месту продажи товаров и услуг и поступает в бюджет государства.

Многие экономисты утверждают, что налог с оборота несправедлив, поскольку для малообеспеченных людей он является более тяжким бременем, чем для богатых. Вместе с тем налог с оборота весьма привлекателен для государства, поскольку он легко регулируется и его взимание не представляет большой сложности и затрат. Кроме того, достаточно легко определить размер доходов, обеспечиваемых за счет налога с оборота.

В различных штатах США, где взимается налог с оборота, муниципальные власти могут дополнительно увеличивать ставку налога с оборота для пополнения муниципальных средств, используемых на местном уровне. Например, в каком-либо городе возможно проведение референдума с целью определения, могут ли городские власти взимать дополнительный налог с оборота и использовать полученные средства на нужды города.

Для экономики переходного периода налог с оборота — это единственный способ обеспечения ясного, легко определяемого и просто собираемого источника доходов.

www.bibliotekar.ru

Налог с продаж: редакция новая, проблемы старые

Напомним, что 30 января 2001 года Конституционный Суд РФ своим постановлением № 2-П признал не соответствующими Конституции РФ ряд положений Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (в части правового регулирования исчисления и уплаты налога с продаж), обязал законодателя привести положения федерального закона, регулирующего налог с продаж, в соответствие с Конституцией РФ и предоставил отсрочку – до 1 января 2002 года, предусмотрев, что в случае иного действующая редакция закона о налоге с продаж теряет силу.

Заметим — для того, чтобы механизм взимания налога с продаж реально заработал, необходимо во исполнение нового федерального закона ввести в действие новые законы субъектов Российской Федерации. А согласно п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода. Следовательно, для того, чтобы субъекты в январе 2002 года получили бы средства от налога с продаж в том объеме, на который они рассчитывают, то им необходимо было принять новые местные законы (или привести старые в соответствие с главой 27 НК РФ), по крайней мере, до конца ноября 2001 года.

Однако подобные юридические коллизии возникали и в прошлом, поэтому очень мало сомнений в том, что налог с продаж будет продолжать взиматься в том числе и в январе 2002 года, несмотря на сложившуюся юридическую ситуацию. Подробный анализ этой ситуации читайте в конце этой статьи.

«Новые» признаки старого налога

Что принципиально нового имеет место в новой редакции налога с продаж?

Во-первых, операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения только в том случае, если такая реализация осуществляется исключительно за наличный расчет. Таким образом, федеральный закон вывел из-под налогообложения безналичные платежи индивидуальных предпринимателей, по расчетным чекам банков и платежи по перечислениям со счетов в банках по поручениям физических лиц. Тем не менее, законодатель оговорил, что реализация также является налогооблагаемой, если оплата за товар (работы, услуги) осуществляется с использованием расчетных или кредитных банковских карт (несмотря на попытки некоторых депутатов противостоять этому).

Во-вторых, закон совершенно четко определяет, что объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации.

Из этого следует, что выведены из-под налогообложения операции по продаже товаров (работ, услуг) юридическим лицам за наличный расчет.

В-третьих, указав в п. 2 ст. 348 НК РФ, что организации и предприниматели признаются плательщиками налога с продаж при условии, что они реализуют товары (работы, услуг) на территории того субъекта Российской Федерации, в котором установлен указанный налог, законодатель подчеркнул «жестко» территориальный принцип данного налога. Кстати это положение очень значимо, потому что в настоящий момент ряд территориальных налоговых органов по каким-то непонятным причинам исходит из того, что налог с продаж следует платить по месту получения денежных средств, а не по месту реализации товаров (например, письмо Управления МНС России по г. Москве от 24.04.2001 № 06-12/9/18922).

В-четвертых, в действующий в настоящее время на федеральном уровне перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождена от налогообложения налогом с продаж, вносятся некоторые изменения. Так, в перечень продовольственных товаров, освобождаемых от налога, дополнительно включены яйца птицы и мука.

В-пятых, дополнительно освобождаются от налогообложения входные билеты на посещение спортивных мероприятий, проводимых организациями физической культуры и спорта, учебная и научная книжная продукция, а также периодические печатные издания.

В-шестых, из закона исключены неопределенные (оценочные) понятия, которые не имеют юридического содержания и различно трактуются в правоприменительной практике, а именно: «реализация товаров (работ, услуг) оптом», «дорогостоящие товары», «услуги и товары не первой необходимости» и т. п. То есть то, на необходимость исправления чего прямо указал Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 30 января 2001 года № 2-П.

В-седьмых, прямо исключается право законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации дополнять перечень облагаемых налогом с продаж товаров (работ, услуг), но по-прежнему сохраняется право расширения перечня товаров (работ, услуг), реализация которых освобождена от налогообложения налогом с продаж, предусмотренного данным законопроектом.

Закон о налоге с продаж ввел понятие налогового агента

Для определения налоговых последствий посреднических операции по продаже товара специально введено понятие налогового агента.

Напомним, что согласно ст. 24 Налогового кодекса РФ на налогового агента возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.

Так, согласно п. 3 ст. 354 НК РФ в случае, если в соответствии с условиями договора комиссии (поручения, агентирования) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом), и денежные средства за реализованный товар поступают в кассу (на расчетный счет) комиссионера (поверенного, агента), обязанность по уплате налога и перечислению его в бюджет возлагается на комиссионера (поверенного, агента), который признается в этом случае налоговым агентом. При этом сумма налога исчисляется из полной цены товара (работ, услуг), включающей вознаграждение комиссионера (поверенного, агента). Комитент (доверитель, принципал) при получении выручки от комиссионера налог не уплачивает, если этот налог уплачен комиссионером (поверенным, агентом).

В случае, если в соответствии с условиями договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товара (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом), а денежные средства за реализованный товар поступают в кассу (на расчетный счет) комитента (доверителя, принципала), налог уплачивается в бюджет комитентом (доверителем, принципалом). При этом сумма налога исчисляется комитентом (доверителем, принципалом) исходя из полной цены товара.

Следует отметить, что и до появления этого правила в законе были попытки ввести аналогичное положение путем оговорок в инструкциях налоговых органов на местах (например, п. 5.3. Инструкции Управления МНС России по г. Москве от 23.06.1999 № 1) и в письмах Минфина России (письма Минфина России от 17.12.1998 № 04-00-11, от 20.04.1999 № 04-03-13, от 31.08.1999 № 04-03-13). Также аналогичное положение прослеживалось в судебных актах арбитражных судов (например, постановление Федерального Арбитражного Суда Северо-западного округа от 27 декабря 1999 года по делу № А56-21096/99). Однако если ранее юридическая сила этих актов вызывала сомнение, то теперь, с учетом новой редакции закона, все стало совершенно ясно.

Что не нашло отражения в новой главе

В новом законе не нашли поддержки предложения о снижении максимально возможной ставки по налогу с продаж с 5 % до 4 % (осталось 5 %), а также установление единой ставки для всех субъектов (как и прежде, субъекты РФ вправе по своему усмотрению определять ставку налога с продаж от 0 % до 5 %).

К большому «удивлению» многих специалистов не нашло поддержки предложение об освобождении из-под налогообложения платежей с расчетных и банковских карт. Многие считают, что массовое распространение банковских карточек – единственное эффективное средство борьбы с неконтролируемыми наличными денежными оборотами и одновременного стимулирования легализации торговли (безналичные платежи по карточкам, в отличии от наличных расчетов, более прозрачны для налогового контроля).

И еще один интересный аспект. Изначально (когда 31 июля 1998 года был принят Федеральный закон № 149-ФЗ, который и ввел в налоговую систему России налог с продаж) предполагалось (и это было прямо указано в законе), что средства, вырученные от налога с продаж, «направляются на социальные нужды малообеспеченных групп населения». Так вот, теперь это положение будет исключено из текста закона. Видимо, проблему с социальными нуждами малообеспеченных слоев населения государство решило.

Регионы вправе установить дополнительные льготы

Глава 27 Налогового кодекса РФ, как и прежде, не устанавливает круг лиц, которые освобождаются от уплаты налога с продаж. Закон ограничивается перечислением в п. 1 ст. 350 НК РФ операций по реализации ряда товаров, работ и услуг, которые освобождаются от обложения налогом с продаж.

При этом статья 347 НК РФ говорит о том, что «устанавливая налог, субъект Российской Федерации определяет ставку налога, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу». Таким образом, законодатель ничего не говорит о том, вправе ли субъекты Российской Федерации устанавливать дополнительные льготы по налогу с продаж или нет.

Согласно ст. 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» налог с продаж является региональным налогом.

Учитывая вышеизложенное, целесообразно вспомнить постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П, где было отмечено следующее. Установление налога субъектом Российской Федерации означает его право самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог, поскольку исчерпывающий перечень региональных налогов порождает только право, но не обязанность установить налог. Установление регионального налога означает также конкретизацию общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способы исчисления конкретных ставок (дифференцированные, прогрессивные или регрессивные) и т.д.

Из статей 5 (части 2 и 3), 72 (пункт «и» части 1) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации вытекает, что регулирование федеральными законами региональных налогов носит рамочный характер и предполагает, что наполнение соответствующих правовых институтов конкретным юридическим содержанием осуществляется законодателем субъекта Российской Федерации.

Следовательно, можно сделать вывод, что региональный законодатель вправе предусмотреть дополнительные льготы по налогу с продаж.

Способы оптимизации налога с продаж

Способов оптимизации налога с продаж осталось немного, но все-таки они есть.

Во-первых, по-прежнему освобождаются от уплаты налога с продаж малые предприятия, находящиеся на упрощенной системе налогообложения.

Во-вторых, плательщики налога на вмененный доход также освобождены от уплаты налога с продаж.

Однако думается, что такое положение вещей будет противоречить принципу равного налогового бремени и, более того, создает угрозу равным условиям конкуренции.

Напомним, что согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П «принцип равного налогового бремени вытекает из статей 8 (часть 2), 19 и 57 Конституции РФ. В сфере налоговых отношений он означает, что не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности, организационно — правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика и иных носящих дискриминационный характер оснований».

Из анализа ст. 349 и 354 НК РФ очевидно, что налог с продаж не просто налог, а инструмент ценообразования. Учитывая эту специфику налога с продаж, условие о том, что кто-то должен платить налог с продаж, а кто-то нет, является дискриминацией. Кроме того, это не соответствует правовым позициям Конституционного Суда РФ (постановление от 21 марта 1997 г. № 5-П) и Высшего Арбитражного Суда РФ (от 9 октября 2001 года № 1321/01), в которых совершенно четко было определено, что «фактическими плательщиками данного налога являются потребители товаров, работ и услуг, уплачивающие налогоплательщику сумму налога с продаж в цене этих товаров (работ, услуг)». Следовательно, налог с продаж должны платить либо все торговцы, либо никто. Иначе это нарушает баланс равных условий конкуренции.

Первое, что приходит на ум – это возможность обжалования процедуры принятия законов субъектов РФ, поскольку многие регионы в своих бюджетах на 2002 год уже запланировали доходы от налога с продаж, начиная с января следующего года.

Более того, некоторые регионы, не дожидаясь принятия федерального закона, уже приняли свои региональные законы (например, в Москве еще за две недели до подписания Федерального закона Президентом РФ — 09 ноября — был принят Закон о налоге с продаж № 57, статья 6 которого говорит, что «настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2002 года»).

На первый взгляд кажется, что это нарушение закона, когда региональный законодатель, не дождавшись издания федерального закона, принимает свой нормативный акт. Но с другой стороны при детальном правовом анализе может оказаться, что никакого нарушения нет.

Статья 5 Протокола к Федеративному договору (Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга), предоставляет субъектам Российской Федерации право до принятия соответствующих федеральных законов осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения.

Что касается Москвы, то в ст. 1 Закона г. Москвы от 14.12.1994 № 22 «О законодательных актах города Москвы», прямо указано, что «до издания федеральных законов по предметам совместного ведения согласно Конституции Российской Федерации, Федеративному Договору и Протоколу к нему могут приниматься законы и иные нормативные правовые акты города Москвы с последующим приведением актов в соответствие с федеральными законами в случае их издания».

Что же является днем принятия? Согласно ст. 2 Федерального закона от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального собрания» датой принятия федерального закона считается не день его подписания Президентом РФ, а день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.

Федеральный закон от 27.11.2001 года № 148-ФЗ был принят Государственной Думой 01 ноября 2001 года. Закон г. Москвы был принят 09.11.01, т.е. после принятия Федерального закона Государственной Думой РФ 01.11.01 г., но до официального издания последнего. Так что юридически процедура принятия Закона г. Москвы соответствует законодательству.

Однако не исключено, что не все субъекты России поступили таким же образом, как г. Москва, и не успели до 1 декабря 2001 года принять свои собственные законы.

В связи с этим необходимо отметить следующее.

Согласно п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, и не ранее 1 числа очередного налогового периода. В соответствии со ст. 352 НК РФ налоговый период по налогу с продаж устанавливается как календарный месяц. Значит, для того, чтобы субъекты РФ в январе 2002 года получили бы средства от налога с продаж в том объеме, на который они рассчитывают, им необходимо было принять свои местные законы и опубликовать их по крайней мере в период с 27 по 30 ноября 2001 года. Если же они это сделать не успели, но все-таки введут налог с продаж с 1 января 2002 года, то обязательность его взимания, по крайней мере в январе 2002 года, нарушает Конституцию РФ и Налоговый кодекс РФ в части положений, касающихся порядка введения закона в действие.

Кстати, именно за нарушение ст. 57 Конституции РФ в части порядка введения в действие был признан неконституционным постановлением Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 г. № 2-П Закон Кировской области «О налоге с продаж». Практический результат этого факта – недопустимость применения мер ответственности к налогоплательщикам Кировской области за неуплату налога с продаж.

Кроме того, само по себе предоставление права введения налога с продаж субъектам РФ противоречит принципу единства экономического пространства (п. 1 ст. 8 Конституции РФ).

Факт ограничения сферы наличных расчетов налогом с продаж противоречит п. 1 ст. 8 и п. 1 ст. 74 Конституции РФ в части нарушения, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Допускаемая существующим налоговым законодательством дифференциация на плательщиков и неплательщиков налога с продаж является нарушением гарантии поддержки конкуренции (п. 1 ст. 8 Конституции РФ).

Таким образом, возможности для обжалования новой редакции старого налога с продаж уже есть. И те, кто готов пройти всю процедуру судебного обжалования до конца, могут сделать это. Сомнений же в том, что при отказе от уплаты налога в январе месяце придется доказывать свою правоту в суде, практически нет: налог с продаж запланирован в региональных бюджетах, и налоговые органы будут выполнять бюджетные задания.

buh.ru

Налог с продаж в РФ. Кто будет платить. Проект закона

Статьи по теме

Налог с продаж в РФ планируется ввести в действие. Сейчас проект закона (скачать проект закона о налоге с продаж), подготовленный Минфином, проходит обсуждение. В статье поговорим о том, каким будет налог с продаж. Статья написана на основании проекта Федерального закона о налоге с продаж, подготовленного Минфином.

Внимание! По решению Правительства введение налога с продаж отложено на неопределенный срок, но пока говорить о том, что налога с продаж не будет рано. Журнал «Упрощенка» будет следить за решениями власти по налогу с продаж. В 2017 году появилась информация, что в правительстве обсуждается введение налога с продаж.

Налог с продаж — это Глава 30.1 НК РФ

В НК РФ появится новая глава 30.1 НК РФ. Налог с продаж — региональный налог. Это значит, что пока субъект РФ не примет закон о налоге с продаж, на территории этого региона налог с продаж не уплачивается.

Налог с продаж должны платить:

При этом платить налог нужно в случае, если ИП и ЮЛ реализуют товары (работы, услуги) на территории того субъекта РФ, в котором принят закон о налоге с продаж.

Вступление в силу закона о налоге с продаж. Кто и когда будет платить налог с продаж?

Федеральный закон должен был вступить в силу с 1 января 2015 года. При этом малый бизнес должен уплачивать налог с продаж только с 1 января 2016 года. Послабления вводятся для упрощенцев, плательщиков ЕНВД и ЕСХН, а также ИП на патенте. Они не должны платить налог с продаж в 2015 году.

Однако проект был отложен на неопредленный срок. В марте 2017 года появилась информация, что налог с продаж будет введен как альтернатива повышения НДС.

В марте 2017 года министр финансов Антон Силуанов предложил идею, как пополнить казну: поднять ставку НДС с 18 до 22% и снизить страховые взносы с работодателей с 30 до 22%. НДС платят все, этот налог проходит через кассы и его тяжело не платить. А вот взносы из-за зарплат в конвертах работодатели часто недоплачивают. Поэтому налоговый маневр 22/22, по мнению Силуанова, будет предпочтителен.

Вместо повышения НДС в правительстве также обсуждается введение налога с продаж на физлиц, пишут Ведомости.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории региона физическим лицам.

Льготы по налогу с продаж

Если налогоплательщик одновременно проводит операции как подлежащие налогообложению, так и те, которые попадают под льготы, то нужно вести раздельный учет таких операций.

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по реализации физическим лицам следующих товаров (работ, услуг):

  1. хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, муки, яйца птицы, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания по перечню, определяемому субъектом Российской Федерации;
  2. детской одежды и обуви по перечню, определяемому субъектом Российской Федерации;
  3. лекарств, протезно — ортопедических изделий;
  4. жилищно — коммунальных услуг, услуг по сдаче в наем населению жилых помещений, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях;
  5. зданий, сооружений, земельных участков и иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу, а также ценных бумаг;
  6. услуг санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Российской Федерации, оформленных путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности;
  7. услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений;
  8. учебной и научной книжной продукции;
  9. периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;
  10. услуг, оказываемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства (театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки) при проведении ими театрально — зрелищных, культурно — просветительных мероприятий, в том числе операции по реализации входных билетов и абонементов;
  11. услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями организаций здравоохранения, органов социальной защиты населения и (или) федеральных учреждений медико-социальной защиты;
  12. услуг по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;
  13. услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования (за исключением такси), а также услуг по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом;
  14. услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;
  15. услуг, оказываемых кредитными организациями, страховщиками, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг в рамках их деятельности, подлежащей лицензированию, а также услуг, оказываемых коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями;
  16. ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев, услуг по проведению обрядов и церемоний религиозными организациями;
  17. услуг, оказываемых уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, за которые взимаются соответствующие виды пошлин и сборов;
  18. предметов культа и религиозного назначения религиозными организациями.

Налоговая ставка

Налоговая ставка устанавливается законами регионов. При этом ставка может быть от 0 до 3% на усмотрение субъекта РФ.

Налоговая база

Налоговая база по налогу с продаж определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг) с учетом НДС и акцизов (для подакцизных товаров) без включения в нее налога с продаж. Например, если продавец продает товар за 100 руб. (в эти 100 руб. входят НДС и акцизы), то окончательная цена товара с учетом налога с продаж составит 103 руб. при ставке налога 3%.

Налоговый период

Налоговый период по налогу с продаж устанавливается как календарный месяц.

Порядок исчисления налога с продаж

Сумма налога включается налогоплательщиком в цену товара (работы, услуги), предъявляемую к оплате покупателю (заказчику, отправителю).

Налог уплачивается по месту осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг).

Комиссионеры уплачивают налог с продаж, если по договору комиссии продажа товара производится комиссионером. То есть если деньги поступают в кассу комиссионера. Если же деньги поступают в кассу комитента, то тогда платить налог с продаж должен комитент.

Датой осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг) считается наиболее ранняя из дат — день поступления средств за реализованные товары (работы, услуги) на счета в банках, день поступления выручки в кассу или день передачи товаров (работ, услуг) покупателю.

Уплата налога с продаж и декларация

Налоговым периодом по налогу с продаж признается календарный месяц. Это значит, что платить налог и отчитываться по нему нужно будет ежемесячно. Формы отчетности установит ФНС России. А вот конкретные сроки их представления, а также сроки уплаты налога, будут прописаны в законе вашего региона.

www.26-2.ru